чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии

Чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭВАКУАЦИИ И РАССРЕДОТОЧЕНИЮ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ УГРОЗЕ И ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Safety in emergencies. Planning of measures for evacuation and dispersal of the population in case of a threat and occurrence of emergency situations. Fundamentals

Дата введения 2021-06-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России» (Федеральный центр науки и высоких технологий) [ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)]

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 071 «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2020 г. N 949-ст

1 Область применения

1.2 Настоящий стандарт предназначен для работников федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и работников организаций, осуществляющих планирование мероприятий по подготовке к эвакуации населения в безопасные районы, их размещению.

Конкретный объем применяемых требований настоящего стандарта при разработке указанных документов определяется исходя из целей и задач соответствующих работ.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 22.0.03 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ 22.0.05 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.02 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения

ГОСТ Р 22.0.12 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Международные термины и определения

СП 165.1325800.2014 «СНиП 2.01.51-90 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне»

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины по ГОСТ 22.0.03, ГОСТ 22.0.05, ГОСТ Р 22.0.02, ГОСТ Р 22.0.12, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 эвакуация населения: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и его размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах, а также по рассредоточению работников организаций.

3.1.2 рассредоточение: Комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из зон возможных опасностей и размещению в безопасных районах для проживания и отдыха рабочих смен организаций, продолжающих производственную деятельность в этих зонах, не занятых непосредственно в производственной деятельности.

3.1.3 безопасный район: Территория, расположенная вне зон возможных опасностей, зон возможных разрушений и подготовленная для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, а также для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

3.1.4 зона возможных опасностей: Зона возможных сильных разрушений, возможного радиоактивного заражения, химического и биологического загрязнения, возможного катастрофического затопления при разрушении гидротехнических сооружений в пределах 4-часового добегания волны прорыва.

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

4 Общие положения

4.1 Планирование МЭР осуществляется для обеспечения организованного перемещения населения из населенных пунктов и (или) с территорий организаций, которые попадают в зоны возможных разрушений, возможного радиоактивного загрязнения, возможного химического заражения, возможного катастрофического затопления на территорию, подготовленную для жизнеобеспечения местного и эвакуированного населения, для размещения и хранения материальных и культурных ценностей.

4.2 Мероприятия по планированию эвакуации и рассредоточению населения, в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях, относятся к основным мероприятиям, которые проводятся органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в режиме повседневной деятельности.

4.3 Планирование осуществляется исходя из того, что эвакуации подлежат следующие категории населения:

— работники организаций, попадающих в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014;

— неработающие члены семей указанных работников;

— нетрудоспособное и не занятое в производстве население, попадающее в зоны возможных опасностей по СП 165.1325800.2014.

Рассредоточению подлежат следующие категории населения:

— рабочие и служащие уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы в загородной зоне отсутствуют;

— рабочие и служащие организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность городских энергосетей, объектов коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта и связи, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

4.4 Особенности планирования МЭР определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.п.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации. Нормативные требования принимаются в соответствии с [1] и приведены в приложении А.

4.5 Реализация МЭР осуществляется в период подготовки и проведения эвакуации, а также при подготовке безопасных районов для размещения эвакуированного населения и его жизнеобеспечения.

4.6 Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время. Планирование МЭР осуществляется на следующих уровнях:

— в федеральных органах исполнительной власти:

— в субъектах Российской Федерации и входящих в их состав административно-территориальных образований;

4.7 Планирование МЭР, а также планирование мероприятий по подготовке безопасных районов возлагаются:

4.8 Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соответствующими постоянно действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

4.9 Непосредственное планирование эвакуации и рассредоточения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций на всех уровнях осуществляется эвакуационными комиссиями, которые создаются заблаговременно.

Эвакуационные комиссии планируют МЭР на соответствующем уровне и осуществляют контроль за планированием эвакуации и рассредоточения в подведомственных органах и организациях.

4.10 МЭР планируются заблаговременно и осуществляются по территориально-производственному принципу, в соответствии с которым:

— мероприятия по эвакуации работников организаций, переносящих производственную деятельность в загородную зону, рассредоточению работников организаций, а также эвакуации неработающих членов семей указанных работников планируются соответствующими должностными лицами организаций;

— мероприятия по эвакуации остального нетрудоспособного и не занятого в производстве населения планируются по месту жительства должностными лицами соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

4.11 Планирование, обеспечение и проведение МЭР осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся собственных сил и средств.

4.12 При планировании МЭР учитываются производственные и мобилизационные планы, прогнозы демографической ситуации, миграции населения, решения, принятые в схемах расселения и размещения производительных сил, схемах (проектах) районной планировки, генеральных планах городов, других градостроительных документах на ближайшую и отдаленную перспективу.

5 Планирование мероприятий, обеспечивающих деятельность эвакуационных органов

5.1 При планировании МЭР определяются места размещения и количество:

— сборных эвакуационных пунктов (СЭП);

— промежуточных пунктов эвакуации (ППЭ);

— групп управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

— эвакоприемных комиссий при органах местного самоуправления;

— приемных эвакуационных пунктов (ПЭП);

— администраций пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Источник

чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии. Смотреть фото чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии. Смотреть картинку чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии. Картинка про чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии. Фото чем регламентируется деятельность эвакуационной комиссии

Сафронов Ю.Н. Научный консультант редакции журнала

В статье рассматриваются основные задачи, функции, полномочия, организация и порядок работы эвакуационной комиссии по планированию и проведению эвакуационных мероприятий в режиме повседневной деятельности и в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение и (или) при чрезвычайных ситуациях.

Деятельность эвакуационной комиссии (ЭК) организации (учреждения, предприятия) строится на основе соответствующего локального «Положения об эвакуационной комиссии организации», утверждаемого руководителем организации – начальником гражданской обороны объекта.

Положение разрабатывается в соответствии с Федеральными законами от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 22.06.2004 N 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы».

В своей деятельности ЭК руководствуется законодательными и нормативно-правовыми актами в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций федерального, регионального и муниципального уровней, решениями вышестоящей ЭК, а также настоящим Положением.

Председатель ЭВ по должности является заместителем начальника Штаба гражданской обороны (ГО) и назначается руководителем организации – начальником ГО объекта. Персональный состав и структура ЭК утверждается руководителем организации.

Эвакуация осуществляется в соответствии с разработанным и уточненным по сложившейся обстановке планом эвакуации.

Оповещение работников организации о начале эвакуации осуществляется ответственным дежурным организации, а также руководителями структурных подразделений согласно утвержденному положению об организации системы оповещения.

Задачи эвакуационной комиссии

— согласование с соответствующими государственными и муниципальными органами власти местоположения безопасного района для размещения эвакуируемых работников, мест размещения и хранения документации и материальных ценностей;

— проведение плановых заседаний ЭК, на которых рассматриваются и анализируются вопросы планирования, подготовки и всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий, готовности эвакуационных органов к выполнению возложенных на них задач и другие вопросы;

— участие в учениях и тренировках по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в целях проверки реальности разработанных планов и приобретения практических навыков в организации и проведении эвакуационных мероприятий.

ПРИ ПЕРЕВОДЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С МИРНОГО НА ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

— уточнение плана эвакуации, мероприятий по его обеспечению и списков эвакуируемых;

— контроль приведения в готовность эвакуационных органов, систем оповещения и связи;

— уточнение с администрацией безопасного района порядка приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых работников и материальных ценностей;

— уточнение категорий и численности эвакуируемых;

— уточнение готовности сборного эвакуационного пункта, пунктов посадки (высадки), промежуточных пунктов эвакуации;

— контроль готовности транспорта, выделяемого для вывоза работников, документации и материальных ценностей в безопасный район.

С ПОЛУЧЕНИЕМ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ:

— контроль оповещения работников о начале эвакуации, подаче транспорта на пункты погрузки;

— решение вопросов всестороннего обеспечения эвакуационных мероприятий, согласование с администрацией безопасного района порядка приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых работников, документации и материальных ценностей;

— сбор и обобщение данных о ходе эвакуации работников и материальных ценностей;

— информирование руководителя организации и вышестоящей ЭК о ходе эвакуации.

Основные функции ЭК организации

ЭК организации в соответствии с возложенными на нее задачами:

ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

— находится в постоянной готовности к проведению эвакуационных мероприятий;

— принимает меры по совершенствованию системы управления проведением эвакуационных мероприятий в организации;

— организует разработку и ежегодную корректировку плана эвакуации;

— осуществляет разработку локальных нормативно-правовых актов по вопросам организации подготовки и проведения эвакуационных мероприятий;

— принимает участие в учениях и тренировках, затрагивающих вопросы эвакуации;

— организует сбор исходных данных для планирования эвакуационных мероприятий;

— проводит расчеты потребности в транспорте для проведения эвакуационных мероприятий по различным вариантам возможной обстановки военного времени и при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

— разрабатывает предложения по комплексному использованию транспортных средств и готовит через вышестоящую ЭК заявки транспортным организациям города (района) на планирование вывоза работников организации в безопасные районы;

— разрабатывает предложения по выбору и подготовке маршрутов отселения, эвакуации и рассредоточения работников организации, пунктов посадки и высадки эвакуируемого населения;

— проводит работу с администрацией безопасного района по вопросам подготовки к приему, размещению и жизнеобеспечению работников организации в загородной зоне;

— организует ведение учета работников организации, подлежащих отселению, эвакуации и рассредоточению, наличия транспортных средств, которые могут быть использованы для проведения эвакуационных мероприятий, готовит сведения о возможностях по размещению эвакуируемого населения в безопасном районе, а также его жизнеобеспечении.

ПРИ ВВЕДЕНИИ СТЕПЕНЕЙ ГОТОВНОСТИ ГО:

— уточняет численность работников организации, наличие возможностей и порядок использования различных видов транспорта для проведения эвакуации, возможности размещения и жизнеобеспечения эвакуируемого населения в безопасных районах, обеспечение проведения эвакуационных мероприятий;

— организует уточнение плана эвакуации;

— проводит мероприятия по координации деятельности функциональных групп ЭК организации;

— представляет руководителю организации и в вышестоящую ЭК доклады о проделанной работе;

— организует информирование работников организации об обстановке и правилах поведения при эвакуации.

ПРИ ПОЛУЧЕНИИ РАСПОРЯЖЕНИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ЭВАКУАЦИИ:

— вводит в действие план эвакуации (в полном объеме или частично), контролирует доведение сигнала (распоряжения) о вводе в действие плана эвакуации и доведение до работников организации сигнала (распоряжения) о начале проведения эвакуации;

— организует сбор данных об обстановке в интересах обеспечения ЭК необходимой информацией;

— участвует в проведении анализа обстановки, прогнозирует ход ее развития;

— вносит коррективы в план эвакуации с учетом обстановки и прогноза ее развития;

— готовит доклады о проделанной работе руководителю организации и донесения в вышестоящую ЭК согласно табелю срочных донесений;

— принимает в пределах своей компетенции меры по жизнеобеспечению эвакуируемых работников организации, обеспечению прав граждан;

— организует учет мест размещения работников организации и представление информации гражданам по этим вопросам;

— информирует эвакуационные комиссии соседних организаций об обстановке, оказывает им помощь в решении проблем, возникающих в ходе выполнения эвакуационных мероприятий, предоставляет данные, необходимые для корректировки планов эвакуации;

— осуществляет взаимодействие с транспортными организациями по вопросу подачи транспорта в плановые сроки, при необходимости дает предложения по привлечению имеющихся резервов;

— уточняет через вышестоящую ЭК: режим использования автомобильных дорог, маршрутов пешего вывода, промежуточных пунктов эвакуации, мостов и переправ через водные преграды; порядок комендантской службы и службы регулирования движения на дорогах; организацию прикрытия мостов и переправ на маршрутах эвакуации;

— при нападении противника в условиях незавершенной эвакуации принимает меры по защите работников организации и продолжению эвакуации, сообразуясь с конкретной обстановкой;

— после завершения эвакуационных мероприятий передислоцируется в загородную зону;

— с получением соответствующего распоряжения организует реэвакуацию работников организации из безопасных районов в городе и загородной зоны.

Структура ЭК организации, обязанности председателя, заместителей и функциональных групп ЭК организации

В состав ЭК организации входят:

Председатель ЭК организации отвечает:

— за постоянную готовность ЭК организации к практической работе по эвакуации работников организации согласно плану эвакуации;

— за планирование эвакуации работников организации;

— за организацию работы ЭК организации;

— за подготовку членов ЭК организации;

— за проведение рассосредоточения и эвакуации работников организации.

Председатель ЭК организации обязан:

— руководить разработкой плана эвакуации и его корректировкой не реже одного раза в год;

— распределять обязанности среди заместителей, начальников функциональных групп и членов ЭК организации;

— организовывать разработку необходимых документов для работы ЭК организации;

— своевременно вносить изменения в состав ЭК организации;

— руководить обучением членов ЭК организации;

— осуществлять контроль состояния системы оповещения и сбора членов ЭК организации, работников организации;

— обеспечить изучение и освоение загородной зоны размещения работников организации, возможностей по их материальному, бытовому, медицинскому, коммунальному обеспечению и контроль за подготовкой загородной зоны размещения работников в организациях;

— планировать работу ЭК организации;

— контролировать состояние рабочей документации ЭК организации и ее своевременную корректировку;

— взаимодействовать с вышестоящей ЭК, местной администрацией в пунктах эвакуации.

При введении общей готовности гражданской обороны:

— получить задачу от руководителя ГО организации на проведение первоочередных мероприятий и довести ее до исполнителей (если они не были проведены ранее);

— организовать оповещение и сбор членов ЭК организации, довести до них обстановку, поставить задачи, установить порядок и режим ее работы;

— организовать работу ЭК организации в соответствии с задачами общей готовности гражданской обороны;

— направить представителей ЭК организации в пункты эвакуации для координации вопросов размещения и обеспечения эвакуируемого населения;

— обеспечить контроль за своевременной подачей транспорта и отправкой колонн;

— проверить готовность и состояние укрытий при СЭПах, станциях и пунктах посадки;

— уточнить состояние пешего маршрута, объем материалов, потребное количество сил, средств и времени для приведения его в рабочее состояние;

— контролировать проведение работ по подготовке архивных и действующих документов к вывозу в загородную зону;

— поддерживать постоянную связь с вышестоящей ЭК.

При проведении эвакуационных мероприятий:

— после получения задачи от руководителя ГО организации на проведение эвакуационных мероприятий поставить задачу ЭК организации, обеспечивающим подразделениям, эвакуационным комиссиям организаций при вводе в действие плана эвакуации;

1) за оповещением членов ЭК организации, работников организации, подлежащих эвакуации;

2) за регистрацией лиц, подлежащих эвакуации, формированием команд для отправки в загородную зону;

3) за своевременной подачей транспорта и отправкой колонн;

— поддерживать постоянное взаимодействие с администрацией безопасного района и приемной эвакуационной комиссией, транспортными организациями, военным командованием по вопросам, связанным с проведением эвакуационных мероприятий;

— непрерывно анализировать и оценивать ход эвакуации. При возникновении проблем принимать меры по ее продолжению всеми имеющимися средствами;

— докладывать руководителю ГО организации и в вышестоящую ЭК о ходе выполнения плана эвакуации согласно табелю срочных донесений;

— по завершении эвакуационных мероприятий обеспечить перемещение ЭК организации в загородную зону для решения задач всестороннего обеспечения эвакуированных работников организации.

Заместители председателя ЭК организации обязаны:

При повседневной готовности ГО:

— участвовать в разработке и корректировке плана эвакуации, в отработке рабочей документации ЭК организации;

— готовить вопросы для рассмотрения на рабочих заседаниях ЭК организации;

— организовывать и контролировать обучение членов ЭК организации;

— изучать загородную зону, условия размещения и всестороннего обеспечения эвакуированного населения.

При введении общей готовности гражданской обороны:

— принимать участие в выполнении первоочередных мероприятий ГО, если они не были выполнены ранее;

— участвовать в оповещении членов ЭК организации. Уточнить режим круглосуточной работы ее членов;

— проверять готовность укрытий в районах СЭПов, станций и пунктов посадки, а также подготовку маршрутов пешей эвакуации;

— инструктировать членов ЭК организации, направляемых в загородную зону, для взаимодействия с местными органами власти;

— в отсутствии председателя ЭК организации выполнять его должностные обязанности.

При проведении эвакуации работников:

— получить задачу от председателя ЭК организации на свои действия в период проведения эвакуации;

— взаимодействовать с администрацией безопасного района, приемными эвакуационными комиссиями, принимающими работников организации;

— контролировать полноту и своевременность докладов о ходе эвакуации;

— возглавить работу по перемещению ЭК организации в загородную зону.

Секретарь ЭК организации назначается из работников организации. Секретарь ЭК организации подчиняется председателю ЭК организации и отвечает за состояние учета и отчетности, своевременное доведение приказов и распоряжений руководителя ГО и председателя ЭК организации до исполнителей, делопроизводство ЭК организации.

Секретарь ЭК организации обязан:

При повседневной деятельности:

— принимать участие в разработке документов плана эвакуации;

— следить за своевременным внесением корректив в план эвакуации;

— знать состав ЭК организации, адреса и телефоны членов ЭК организации, следить за своевременным доукомплектованием состава комиссии новыми работниками взамен убывших, контролировать изменения в оповещении членов ЭК организации.

При введении общей готовности гражданской обороны:

— участвовать в выполнении первоочередных мероприятий, если они не были выполнены ранее;

— принимать участие в оповещении, сборе членов ЭК организации;

— готовить предложения председателю ЭК организации и в вышестоящую ЭК о проведенных эвакуационных мероприятиях в период общей готовности гражданской обороны;

— осуществлять методическое руководство и координацию работы функциональных групп ЭК организации;

— организовывать хранение документов ЭК организации.

На функциональные группы ЭК организации возлагается:

— взаимодействие по своим функциям с соответствующими специалистами вышестоящей ЭК;

— разработка документов плана эвакуации по вопросам, входящим в компетенцию функциональной группы;

— участие в подготовке материалов руководству ЭК организации и донесений в вышестоящую ЭК;

— контроль хода выполнения (по своим функциям) эвакуационными комиссиями подведомственных организаций планов эвакуации и принятых решений;

— подготовка предложений по совершенствованию работы функциональной группы, а также совершенствованию управления планированием и проведением эвакуационных мероприятий.

Организация работы эвакуационной комиссии

Руководит деятельностью ЭК и несет ответственность за выполнение возложенных на нее задач Председатель ЭК.

ЭК организует и проводит свою работу в соответствии с годовым планом работы, утвержденным ее председателем. Заседания ЭК проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал для рассмотрения вопросов планирования, организации и контроля подготовки и проведения эвакуационных мероприятий, их всестороннего обеспечения. Решения, принимаемые на заседаниях ЭК, оформляются протоколом, который подписывает председатель, при необходимости готовится проект приказа руководителя организации. Принятые решения являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями организации.

Повседневная работа ЭК проводится по вопросам разработки и корректировки плана эвакуации, расчета всестороннего обеспечения эвакуации работников, документации и материальных ценностей и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных в безопасном районе. При переводе гражданской обороны с мирного на военное положение или получении распоряжения на проведение эвакуационных мероприятий:

— осуществляется оповещение и сбор членов ЭК, постановка задач на подготовку и проведение эвакуационных мероприятий;

— организуется работа членов ЭК в составе рабочей группы в круглосуточном режиме;

— организуется постоянное взаимодействие с вышестоящей эвакуационной комиссией и органами военного управления;

— осуществляется оперативный контроль отправления автомобильных и пеших колонн.

Права эвакуационной комиссии:

— запрашивать у руководителей структурных подразделений организации необходимые материалы и информацию.

— заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам подготовки к проведению эвакуации.

— привлекать для участия в своей работе представителей структурных подразделений работников организации.

— создавать рабочие группы из числа специалистов организации по направлениям деятельности эк, определять полномочия и порядок их работы.

— проверять подготовку и готовность к выполнению задач по предназначению эвакуационной группы.

— разрабатывать и направлять руководителю организации и вышестоящей эк предложения по совершенствованию системы эвакуации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *