Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Чип тюнинг программы: для прошивки, редактирования, настройки ЭБУ
Видео обзоры, видео инструкции, как установить программу диагностики и их возможности Вы можете найти на наших ресурсах:
Ниже в таблице список программ для чип тюнинга. Программы для чтения и загрузки прошивки, для редактирования карт ЭБУ, для удаления систем и датчиков (EGR) и другие.
Название программы + ссылка, чтобы скачать
Описание программы
WinOLS предназначена для редактирования прошивок электронных блоков управления (ЭБУ) автомобилей разных марок.
ChipExplorer программа для п росмотра и редактирование калибровочных параметров программного обеспечения блоков ЭБУ Январь-4, Январь-5.х, Bosch-1.5.4, VS-5.1, Микас-7.1, Микас-7.2, Январь-7.2, Микас-7.6.
Chip Tuning PRO предназначена для настройки калибровок систем управления впрыском автомобилей ВАЗ и ГАЗ с блоками управления Bosch M1.5.4, Bosch M1.5.4N, Bosch MP7.0HFM, Январь-5, VS 5.1, Январь-4, GM ISFI-2S (распределенный впрыск), МИКАС-7.1, МИКАС-5.4.
Atomic Tune 2.8.8 (также Atomic logger, Atomic converter, Atomic UOZ)
Atomic Tune — программа для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Умеет диагностировать, показывать детонацию, загрузку форсунок. Пишет логи в формате ICD, которые пригодятся нам для отстройки фазы впрыска. Может работать как на Январь 5.1, так и на Январь 7.2, как на стандартном датчике кислорода, так и на ШДК.
FunTune — это аналог программы Atomic Tune для откатки самых важных калибровок — БЦН и ПЦН. Но в отличие от Atomic Tune умеет продолжать сессии обучения, но требует наличие специальных карт для работы с файлом прошивки. Из коробки доступны карты для прошивки j7es.v17.3_dmrv. Также умеет писать логи в формате ICD, ECUEdit.
Программа дополненена несколькими картами, для разных прошивок, карты находятся в папке с програмой в папке maps. Программа работает только с УДК, на блоках управления Январь 5.1, Январь 7.2.
TunerPro профессиональная программа для настройки топливных и других карт электронного блока управления автомобиля.
KIA flasher работает с любым K-Line адаптером, через разьем диагностики OBD-II, позволяет толь ко записать прошивку в блок, не может считывать, поддерживает прошивки только полноформатного размера 512 кб.
Внимание! Программа работает только на Windows XP
OpenOLT — программа для диагностики и онлайн настройки (по отдельности некоторые важные калибровки) спортивной прошивки j7es/j7esa для не инженерного блока Январь 7.2 (т. е. самого обыкновенного ЭБУ, который нельзя настраивать в онлайн). Другие прошивки в онлайн настроить можно только с помощью инженерного блока. Можно в онлайне с ШДК отстроить БЦН (базовое цикловое наполнение), ПЦН (поправку циклового наполнения). Работает с давлением, можно настраивать турбо.
R-Tuner. C помощью данной программы можно настраивать в онлайн режиме некоторые калибровки прошивки j7esa на не инженерном блоке Январь 7.2. С помощью ШДК есть возможность, также в онлайне с иcпользованием RAM режима откатать БЦН, ПЦН. Также есть отличительная черта программы — она может показать таблицу обучения коэффциента регулирования топливной смеси. Далее эту таблицу можно записать в прошивку и в дальнейшем применить в своей прошивке. Также она работает с давлением, есть возможность настраивать турбо.
HSP-Test. Работает исключительно с прошивкой блока Январь 7.2 j7esa версии 0.4.2 и выше. Позволяет настроить зажигание методом ускорений. Программа простая, но ей нет аналогов! Работает по скоростному протоколу спортивной прошивки j7esa. С помощью неё можно очень точно, по факту настроить зажигание. Найти нужный угол, на котором мотор развивает максимальную мощность.
Шайтан. Может в онлайн режиме на обычном Январь 7.2, с использованием RAM режима отстроить БЦН, ПЦН, как на ШДК, так и на УДК, углы зажигания. Работает как по дросселю, так и по давлению.
Injector by Andy Frost. Программа анализирует логи в формате ICD, корректирует файл прошивки. С помощью нее возможно по логам отстроить некоторые важные калибровки, холостой ход.
Что может программа:
Отдельно следует указать понимание прошивки J5LS:
Также есть возможность минимально диагностики этих же блоков управления.
OpenDiagFlasher предназначена для программирования блоков управления J7.2+, M73, М11, М11ЕТ, М11CR, M11E3, M10.3(+), Bosch 797(+), Bosch ME797, Bosch M(G)798, устанавливаемых на автомобили:
Распиновка часть 2.2 (Bosch, Siemens, Magneti Marelli)
Распиновка часть 3 (Bosch, Siemens, Continental)
Подробная справка с фотографиями по блокам управления.
В справке есть конкретный список блоков управлений, и по каждому блоку есть фотография с распиновкой для подключения через разъем, либо напрямую к блоку.
А также дополнительная информация, например, для работы в Boot режиме.
В ссылке на видео, в которых видно для каких блоков управления есть данный по распиновке, а также контакты для boot mode (бут режима). Под ним есть ссылка на файлы.
EEPROM – многократно перезаписываемая память, используемая для хранения временной информации, сохраняемой при отключении питания. В EEPROM хранится коэффициент коррекции СО (в системах, где есть СО-регулирование), пароль и коды иммобилизатора, а так-же паспортные данные автомобиля: VIN, номер кузова, двигателя, имя прошивки и т.д. Доступ к этой памяти возможен как извне, с помощью программ – загрузчиков, так и изнутри управляющей программы. (Например, регулировка с тестера или компьютера уровня СО).
Все ЭБУ, упомянутые в этой статье, в полном объеме поддерживаются универсальным программатором CombiLoader (опция) и программой ChipTuning PRO (опция).
При записи ЭБУ обновляется только основная часть программы и калибровки. Бутлоадер по умолчанию не обновляется. Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
Для обновления бутлоадера необходимо нажать клавишу Shift до нажатия на кнопку Запись и удерживать ее до начала процесса «Стирание FLASH». Однако при этом следует иметь ввиду, что при ошибке записи бутлоадера ЭБУ может перестать выходить на связь.
В случае, когда при записи с обновлением бутлоадера произошла ошибка, и ЭБУ не выходит на связь, необходимо произвести запись ЭБУ через бутлоадер процессора. Для этого необходимо произвести доработку ЭБУ.
М 73 пр-ва АВТЭЛ (идентификатор ПО A 3 xxxxxx):
Процессор ЭБУ защищен. При записи обновляется только основная часть программы и калибровки.
Если после записи в ЭБУ прошивки, бутлоадер которой отличается от исходной, появляется «Ошибка ПЗУ», рекомендуется считать из ЭБУ прошивку (уже с исходным бутлоадером), открыть ее в редакторе калибровок CTPro, сохранить (будет пересчитана контрольная сумма) и снова записать в ЭБУ.
ВНИМАНИЕ! Работа с этим типом ЭБУ через бутлоадер процессора после доработки недопустима и может привести к необходимости замены процессора!
Памятка: Следует иметь ввиду, что после снятия при установке блока на авто необходимо придерживаться следующего нехитрого правила.
Никакого «самообучения» и дополнительной «адаптации» не производится, шаманские пляски с бубном, рекомендованные на некоторых сайтах ставят своей целью озадачить клиента всей значимостью процедуры и облегчить его страдания при расставании с денежными знаками :). Данные, потерянные из ОЗУ при снятии питания восстановятся через некоторое время.
Ручной перевод ЭБУ в режим программирования
Для перевода контроллера в режим программирования необходимо подать + 12 В на вход разрешения программирования 47 и на 18 контакт (не отключаемое питание контроллера) перед (!) имитацией включения зажигания ( 27 контакт ЭБУ). Ну и «масса» электроники – 19 контакт.
A. Соколов (UncleSam) рекомендует подключать контроллер, как показано на рисунке справа. Суть, в принципе, не меняется. Горящий светодиод сигнализирует о том, что контроллер НЕ НАХОДИТСЯ в режиме программирования.
* Как видно из таблицы, использование 37 контакта необязательно на большинстве систем. Но, при постоянном подключении этого контакта, различие систем только в выборе ножки разрешения программирования.
Если контроллер не выходит на связь, необходимо выключателем S 2 снять питание с 13 ноги (IGN, зажигание) и сделать паузу не менее 7 – 10 секунд, после чего повторить попытку соединения.
Универсальный программатор ЭБУ CombiLoader автоматически все сделает за Вас без всяких переключателей. Следует иметь ввиду что этот программатор считывает/записывает прошивки не в простом бинарном виде, а в формате, доступном для редактирования программой Chip Tuning Pro.
Как известно, многие ЭБУ (по-видимому, в целях снижения себестоимости ЭБУ) не содержат элементов, необходимых для перевода в режим программирования. Такие ЭБУ требуют доработки. Подробнее об этом здесь. Но это, так сказать «официальный путь», до есть, доработка, предусмотренная, но неустановленная производителем. Здесь же мы рассмотрим «альтернативные» пути, которые, как правило, несколько проще.
Для перевода этого блока в режим программирования достаточно замкнуть контакт, отмеченный треугольником на массу через резистор 4 – 6 кОм. Можно (и даже нужно) изготовить щуп с резистором внутри и крокодилом с другой. Он понадобится Вам и для работы с любыми другими ЭБУ, переводимые в бутстрап. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.
Есть еще один вариант – аккуратно «нарисовать» резисторы очень мягким простым карандашом, графит выполнит функции резистора. После программирования следует тщательно удалить следы графита.
МИКАС 11
Для перевода этого блока достаточно замкнуть контакт, отмеченный кружком, на массу. Ближайшая удобная масса – корпус кварцевого резонатора. Замыкать нужно на время установки связи, как только процесс пошел, перемычку можно убрать.
Итак те кто давно следит за данным авто в курсе, что меня заколебала ошибка р0422. Сначала я выбил катализатор. После установил механическую обманку(футорку). Не помогло. Дальше начал интересоваться как мне действовать. Было жва варианта. 1. Делать электронную обманку. И итог был не известен. 2. Прошить мозг под евро 2.
Начал искать инфу по электронной обманке. Ничего 100% не нашел. Компоненты подбираются индивидуально, а это мучение.
Продолжил изучение. Был в поисках «мастера», который прошьет мозги и который находится в радиусе 200км. Поиск закончился провалом!
Дальше нашелся гражданин, не помню с какого города, помню что за 2000км. Так он предложмл мне отправить эбу почтой. Он прошьет мне микас и вышлет его обратно. Цена 2-3тысячи ₽. Вариант не устроил.
И тут чисто случайно познакомился с человеком, который когда-то был в моей «шкуре». И он согласился мне помочь.
По итогу был заказан ромокабель (на фото ниже) И были подготовлены необходимые программы и прочее.
По получению этого кабеля, бежим в гараж и снимаем эбу. Дальше слушаем «начальника» и делаем все аналогично.
На выходе получаем итог, который не может не радовать владельцев евро 3)
На данный момент стоит стандартная прошивка, откорректированная. Плюс она евро 2 — > нет ДК2, и бонусом на ней идёт быстрый запуск двс, что в теории должен упрощать запуск в морозы.
По многочисленным просьбам обладателей ЭБУ М114, излагаю информацию, необходимую для благополучного программирования данного блока управления своими руками. О том, как отличить М114 от М113 или М103 — читаем тут.
Блоки М114 так же как и их предшественник М113 (Микас 10.3+) программируются в том числе в режиме диагностики, через диагностическую колодку автомобиля, но в случае с М114 всё намного сложнее: испортить ЭБУ довольно легко… Итак, лёгкое лирико-драматическое отступление: основано на реальных событиях!
Когда в далёком 2009 году в один наш местный автосалон привезли первую партию «Шансов» в расширенных комплектациях («СЕНСы» на территории России реализовывались исключительно в базовой комплектации «S»), штатный диагност случайно испортил несколько блоков управления в процессе предпродажной подготовки. Дело в том, что прежде (на автомобилях, оснащённых ЭБУ М113) предотвратить «зависание» оборотов удавалось с помощью программной калибровки дросселя (при помощи АСКАНа). Вот так эта процедура стала неотъемлемой частью предпродажной подготовки… а в один прекрасный день поступили машины, укомплектованные блоками М114. В результате процедура визуально проходила успешно, машину отгоняли на стоянку непосредственно возле салона для её передачи покупателю, мотор глушили… после чего автомобиль более не заводился.
Стоит отметить, что работники СТО в целом не подружились с новым блоком, в результате чего, в частности, на свет появилась «чёртова бумажка»…
Чтобы не повторять чужих ошибок, чётко следуйте изложенным мною ниже инструкциям!
Итак, единственный безопасный способ «перепрошить» М114 при помощи условно-бесплатного программного обеспечения и простого диагностического адаптера (VAG COM) — это считать исходную прошивку, внести изменения в калибровки и перезаписать изменённую прошивку. Для того чтобы записать неизвестную (чужую) прошивку (купленную или скаченную) нужно специализированное программное обеспечение, с заявленной поддержкой М114\М124 (оно стоит денег). Поэтому ещё раз:
1) Считать исходную прошивку (FLASH), не затрагивая EEPROM 2) Внести изменения в калибровки (заменить калибровки) 3) Перезаписать изменённую прошивку
У Вас наверно (закономерно) назрел вопрос: «Как внести эти самые «изменения» в калибровки и какие именно?«. Об этом ниже. Сперва — немного теории. Из того что следует понимать конечному пользователю, собственно «прошивка» состоит из базового ПО («ядра», условно — операционной системы) и набора калибровок (условно — программ). Поставщик ПО блоков М114 — ООО «AБИТ». Версии базового ПО ЭБУ М114 (три цифры в маркировке блока после «М114»):
— 145 (редкоземельное, прошивок для ЗАЗ на базе этого ПО не существует) — 146 (самое удачное, но не используемое уже много лет) — 151 (с числом ревизий, не поддающихся точному подсчёту)
Владельцам ЭБУ с ядром 146 повезло: особых хитростей тут нет. Владельцам же блоков на базе ПО 151 (самых разных ревизий) следует усвоить следующее:
1) Калибровки прошивок на базе 151го ядра одной ревизии не всегда совместимы с калибровками прошивок на базе 151го ядра другой ревизии (это та самая ошибка официалов, скрывающаяся за бумажкой)
2) Существуют ревизии 151го ядра с переназначением выводов контроллера (актуально для владельцев цифровой приборной панели: ЗАЗ VIDA, ГАЗель Бизнес)
Вариантов того, КАК внести изменения в калибровки существует целых три. Первый (при помощи редактора прошивок) мы рассматривать не будем, так как он только для «продвинутых» пользователей.
Второй вариант — считать FLASH и сбросить полученный файл чиповальщику для редактирования. Можно мне 🙂
Третий вариант — взять прошивку с калибровками, максимально соответствующими Вашим пожеланиям, убедиться в совместимости и при помощи условно-бесплатной утилиты «Крiт» перенести калибровки из донорской прошивки в ту которую Вы считали. Совместимость калибровок — условная (работать будет, но возможен отказ отдельных алгоритмов). Таблица совместимостей калибровок автомобилей ЗАЗ (будет обновляться):
Никакие чужие калибровки не будут корректно работать с 151 R52 (!)
Напомню, что перезаписать базовое ПО ЭБУ при помощи отлома OpenBox (OpenDiag Flasher-а) и простого ELM327 у Вас не получится, даже не пытайтесь (испортите блок)!
На деле это выглядит так: к примеру, Вы обладатель Chance (SENS) 1.3 в комплектации S, укомплектованного ЭБУ М114 с прошивкой на базе ядра 151 R42 (M114151SS133037). Вы хотите удалить нейтрализатор ОГ («катализатор»). Всё что Вам нужно — скачать 2U прошивку на базе того же ядра (M114151SS132U07) и перенести калибровки из неё в предварительно считанную прошивку. Далее последует пошаговая инструкция…
1. Соединить диагностический адаптер с диагностической колодкой автомобиля и с компьютером. 2. Включить зажигание (не запуская мотор) и запустить Loader.exe 3. Выбрать номер порта Вашего адаптера и тип ЭБУ (МИКАС-10.3) вручную
4. Нажать кнопку «Идентификация» для проверки связи. При успешной установке связи с ЭБУ откроется окно с идентификатором ЭБУ и текущей прошивки 5. Навести курсор на графу «systemSupplierECUSoftwareNumber» (это там где у Вас будет отображаться «AEC 02.33.XXX и т д») и сохранить полученные данные (например, в виде скриншота)
6. Нажать кнопку «Считать FLASH», указать путь и имя (например, «my_flash») для сохранения файла по окончании процедуры
7. Свернуть OpenBox Loader, запустить Крiт 8. Указать путь к прошивке-донору и путь к считанной прошивке 9. Выбрать тип прошивок слева и справа «Микас 10.3+, 11.4» 10. Нажать на значок с двумя листами («Копiювати калiбровки»)
Будет создан одноимённый файл («my_flash.bin»), исходный файл будет дополнен расширением *.bak Если впоследствии Вы захотите сделать откат к исходной прошивке — Вам нужно будет переименовать файл «my_flash.bin.bak», например в «my_stock.bin», удалив лишнее расширение
11. Закрыть Крiт, развернуть OpenBox Loader 12. Нажать кнопку «Загрузить FLASH» и указать путь к файлу изменённой прошивки («my_flash.bin»)
14. Выключить зажигание и дождаться щелчка главного реле (20-60 секунд) 15. Прогреть мотор (минимум до +70’C) и скорректировать CO XX и CO GL: при помощи KWP_D или OpenDiag
Аналогично действуем и в случае, если по каким-то причинам нам необходимо прошить газелевский блок (ЭБУ М114 от автомобиля «ГАЗель Бизнес») под ЗАЗ.
Рассмотрим самый тяжёлый случай: к примеру, Вы случайно испортили ЭБУ на ВИДе. Чтобы у Вас заработала Ваша приборная панель, Вам необходимо найти блок с ПО R61 и выше (версию ПО определяем по таблице): например, M114151VN293K65.
Далее нам нужно найти прошивку под 1.5 16V мотор: например, M114151AV153028. Ставим приобретённый (M114151VN293K65) блок на авто, считываем с него FLASH, загружаем её в Крiт в качестве конечной и M114151AV153028 в качестве донора. Полученный файл записываем в блок, после чего останется только скорректировать CO.
Вы можете опробовать мои тестовые (отсечка на 4000 об\мин) прошивки: Тестовая прошивка SENS (Chance 1.3), калибровки для ПО 02.33.151 R42 Тестовая прошивка LANOS (Chance 1.5), калибровки для ПО 02.33.151 R52
Если приведённая информация оказалась Вам полезной — можете задонатить сколько не жалко на счёт мобильного телефона +793O2888310 (МегаФон)
1.В прошивке два набора таблиц рабочих УОЗ, один для газа второй для бензина. Суть вопроса в следующем:для какого именно газа скорректирован УОЗ, для метана или пропана?
2. В пункте «Метод переключения по ДТВ» можно задать тип переключения:если флаг установлен режим ГБО будет включаться подачей высокого уровня («+12») на 40-й контакт ЭБУ. Если выставить флаг, то есть поставить галочку, то сигнальная цепь от 40-го контакта до датчика температуры воздуха должна быть удалена. Значит нужно просто перерезать провод от 40-го контакта контролера Микас-11, который ведет ко входу сигнала ДТВ (контакт 1), или как?
Прошу прощения за мой глупый вопрос, но как говорится все рано или поздно с чего то начинали, и прошу откликнуться.
andrey4eg
andrey4eg, Имхо, все очевидно.
andrey4eg
Мдя. на провад, каторый идет в сторону мозга, нада что-нить падать!
Скажите еще пожалуйста, есть ли какие нибудь преимущества у методов переключения,один перед другим,кроме как только в плане доработки ЭБУ и соотвественно простоты реализации 1-го способа. Какой лучше себя зарекомендовал?
1.Переключение по каналу АЦП ДТВ(без доработки ЭБУ) 2.Переключение по 57-му контакту ЭБУ(с запайкой 2-х резисторов и 1-го конденсатора)
andrey4eg
Бугульма
andrey4eg
В описании прошивки написано, что если 40-й контакт ЭБУ никуда не подключен, то на нём +12 V. В таком случае, для переключения надо замыкать 40-й контакт на массу?
Кстати человек тоже правильно написал,там именно так и написано.Так что можно брать смело отрезать провод от 40-го контакта контроллера и к нему подавать землю, когда нужно переключать карты на газ.Только предварительно в прошивке убрать флажек: «Метод переключения по ДТВ» что бы был активен режим » 0: ГБО-‘земля’ «
andrey4eg
Бугульма
Выходит, что этот бело-розовый провод который идет от блока Микас-11 вы просто подсоединяете к +12 вольт(плюсу) газового клапана, либо +12 вольт(плюсу) эмулятора.
Следовательно этот бело-розовый провод не иначе как 40-й контакт блока Микас-11,что соотвествует входу сигнала ДТВ (контакт 1).
Бугульма, правильно ли я Вас понял?
andrey4eg
Бугульма
Да с процессом подключения все ясно.Я бы, в крайнем случае, просто тестером прозвонил 40-й контакт Микаса.Потом просто разрезал провод, который идет от него и подключил его к плюсу газового клапана, либо плюсу эмулятора.Либо вообще поставил в салоне кнопку,которая просто бы управляла подачей напряжения на 40-й контакт Микаса.Когда перешла на газ, то включил ее, подался потенциал и переключились карты.
Но интересны такие еще нюансы:
1.Как машина потом переключает карты обратно на бензин.Неужели тоже подачей потенциала (+12 вольт) на 40-й контакт Микаса?
2.Когда мы заводим машину то на плюсе газового клапана, либо плюсе эмулятора нет напряжения +12 вольт.А когда машина с помощью газобалонного оборудования,в лице контролера (не знаю как его правильно назвать, например у меня Tartarinino, Lovato и т.д.) переключает ее на газ,то на контактах появляется напряжение +12 вольт.Правильно?
andrey4eg
Бугульма
Сегодня приехала машина,все сделал, как Вы написали.Работает и едет)
Но возникает еще уйма вопросов:
1.Нужно ли отключать в прошивке лямбду (в разделе «лямбда регулирование»), путем того, что установить пункт: «температура включения регулирования 1» в значение к примеру 150 градусов?Просто много читал форум по этому вопросу, так и не нашел однозначного ответа на этот вопрос (поскольку одни говорят что это работает, и у дается обмануть Микас а другие говорят что это не дает никаких результатов).Что Вы думаете по этому поводу? Прилагаю скрин, что бы все показать, что я имею ввиду.
2.Как правильно понять, отключился ли бензонасос, когда машина перешла на газ.На слух можно сразу услышать, что когда машина переключилась на газ, то не слышно работы бензонасоса.Это пока единственные метод который я нашел в своих мыслях.В моем случае он действительно отключился и не было слышно его работы в режиме «газ».Но как понять это по «правильному»?Тоже прилагаю скрин из программы,что бы было видно что я отключил в «Флагах комплектации». Кто что может сказать по этому поводу?
3.И хотелось бы еще узнать, действительно ли отключается ДК (датчик концентрации кислорода).Флаг то установлен, но читал на форуме, рецензии, говорят, что эта установка работает некорректно.Правда это было на ранних версиях двухрежимной прошивки.У меня уже третяя редакция двухрежимки.Как сейчас с этим обстоят дела?