чем размягчить задубевший подвес динамика
Чем обработать подвесы динамиков
Любой электродинамический громкоговоритель состоит из одних и тех же элементов. Это звуковая катушка, магнитная система и диффузор. В зависимости от предназначения динамика, диффузор звукового излучателя может достигать диаметра 15 дюймов. Для того чтобы он мог свободно перемещаться вместе со звуковой обмоткой в поле постоянного магнита, между металлической оправкой и материалом диффузора, расположен подвес. Эта упругая конструкция проходит по периметру диффузора. Подвес может быть выполнен из того же материала, что и диффузор, то есть из бумаги. В этом случае бумага формуется таким образом, чтобы на ней образовался гофр. Подвесы могут быть изготовлены из пропитанной ткани, полиуретана или резины.
Со временем и при длительных перерывах в эксплуатации структура материала нарушается, на бумажном и матерчатом подвесах могут образовываться микроразрывы и трещины. Пропитка подвесов динамика может реально продлить срок его эксплуатации. Это касается и эластичных материалов таких, как резина или полиуретан, поскольку такие подвесы так же подвержены старению. Оздоровить электродинамические головки акустических систем с помощью пропитки вполне возможно. Главное правильно выбрать пропитывающий состав.
Чем пропитать подвес динамика
Пропитка подвесов динамиков не только реставрирует пострадавший от времени или других причин материал, но и благотворно влияет на амплитудно-частотную характеристику громкоговорителя. Эластичный пропитывающий состав повышает демпфирующие свойства диффузора, при этом сглаживаются острые пики и АЧХ выравниваются. Обработка подвеса динамика выполняется не застывающей мастикой «Герлен». Она производится в виде слоя нанесённого на специальную бумагу и покрытого защитной плёнкой.Перед нанесением на диффузор мастика разводится в бензине до сметанообразной консистенции. Готовая смесь наносится с помощью кисточки тонким слоем на подвес громкоговорителя. Для динамиков до 4 ватт достаточно нанести 2-3 слоя, а для более мощных электродинамических головок процесс можно повторить несколько раз.
Наносить раствор мастики в бензине следует проводить в проветриваемом помещении. Перед подачей на динамик напряжения звуковой частоты он должен подсохнуть в течение часа.
Обработка подвесов динамиков
Бывает так, что рекомендованный состав достать сложно, а вопрос, чем обработать подвес динамика, встал очень срочно. Для этой цели можно использовать и другие, менее дефицитные, составы. Хорошие результаты получаются при растворении натурального каучука в бензине. Сырую резину можно приобрести в любой шиномонтажной мастерской. Смесь лучше сделать жидкой и нанести в несколько слоёв. Пропитать подвесы динамиков можно синтетическим латексом. Он называется бутадиен стирол. Предварительно старую пропитку нужно удалить, используя для этой цели этилацетат или бутилацетат. Это малотоксичные растворители, которые помогут быстро удалить старую пропитку. Ацетон и растворители 647, 649 для этой цели использовать нельзя. Хороший результат получается при пропитке подвесов громкоговорителей силиконовой смазкой «Сапфир».
Сначала диффузор очищается от пыли и загрязнений. Внутри флакона находится шарик, который при взбалтывании перемешивает компоненты смазки, поэтому баллончик нужно немного потрясти. Затем наносится первый слой и минут через 10 – второй. После полного высыхания, громкоговорители устанавливаются в акустические системы.
Размягчение подвеса — реставратор покрышек, За или против?
Доброго времени суток друзья мои.
Многие наверно в курсе, вбив в драйвовский поиск запрос: рестовратор покрышек, doctor wax, размягчитель резины и т.п. 30% статей мы получаем о размягчении подвеса динамиков. А как это влияет на звучание?
Давайте попробуем разобраться.
И так, мы имеем 3 мнения.
Первое это За! Всеми руками) процитирую немного текста с Статьи от IGOR311 от которого (как он сообщает) эта тема и пошла.
Использую эту чудо жидкость почти ВОСЕМЬ лет!
В первые попробовал пропитать подвес у саба, обалдел, бас стал мягче, глубже, отчётливее с упругой оттяжкой, вообщем бас стал и качественнее и приятнее, потом попробовал на динамиках, эффект тот же появилась микродинамика (скорострельность) появились ярко выраженные обертона, просто чудо, звук стал более воздушным, объём просто поражал, а какое появилось эшелонирование, каждый инструмент заиграл отдельно, а не общей плоской картинкой, звуковая сцена раздвинулась за пределы прежней, во многих уже знакомых композициях вокалист стал ближе и будто стоит перед тобой!
Вот такие впечатления. Человек далеко глупый, и сказать что это тупо бред, ну как-то не поворачивается язык. Мнение основано вроде на многолетнем опыте.
Едем дальше.
Второе категорически Против! Вроде-бы почему? После вышепрочитаного все должны бежать и мазюкать свои подвесы и оценивать изменения. Но нет, торопятся не все.
Вот ещё мнение специалиста AlhimiK-RF с ним мне довелось пообщаться на эту тему.
Улучшить — нет. Изменить — может быть.
В какую сторону? Заранее не известно.
Изменится жёстость подвеса, уменьшится добротность и снизится резонансная частота. Эквивалентный объём увеличится
если под этот динамик уже было сделано подходящее ему оформление — то менять ничего не надо.
Если оформление было не подходящим, например мал объём, и если окажется так, что именно новые характеристики окажутся подходящими к тому ящику, который есть, то станет лучше. Ещё проблема в нестабильности этого. Жидкость высохнет со временем, придётся снова наносить. Характеристики будут нестабильные, будет играть то так то эдак… как по мне так лучше иметь стабильные характеристики. Если бы был от этого толк — это бы делали производители. Шайбы же они пропитывают. Если было бы надо — пропитали бы и подвес.
Вот так вот, всё сказал. И что-то возразить желание пропадает, да и нечего.
Ну и Третье это разумеется нейтральное мнение.
Это типо намазал как положено, ничего не изменилось или я неслышу, может намазал криво? Херня какая-то)
На мой взгляд такие мнения касаются динамиков с жёсткой центрирующей шайбой и относительно большой массой диффузора, в таких динамиках влияние подвеса на жёсткость подвижной системы относительно малы. Как пример сабвуфер Obsidian 18, был у меня такой, не мазал) но предположу… Очень мягкий подвес, средняя масса диффузора и очень жёсткие центрирующие шайбы. Здесь от размягчения толку было-бы мало.
А Вот человек делится впечатлениями после промазки алпайки, где жёсткость подвеса играет большую роль.
Так что в итоге? Ничего? ДА, НИЧЕГО! Нет однозначного ответа. Много видел мнений специалистов котрые за, против, и все не глупые люди и всё вроде однозначно, но все считают по разному)
На мой взгляд есть пара интересный моментов.
Прогрев динамикив, перед прослушкой. Время за которое разомнётся подвес и шайбы, после чего безусловно акустика нас начнёт радовать своим звучанием, не таким как оно было на первых секундах воспроизведения, а более собраным и детальным.
А можно сказать что смягчив подвес, мы в определённой степени размяли динамик?! Думаю в какой-то степени да. Со временем подвес постепенно теряет свойство жесткости.
Состав размягчителей примерно одинаковый, в основном это: растворитель или керосин (
10% остальной гадости.
Размягчитель на сквозь не пропитает резину (но на определёную глубину впитается, для получения максимальной пропитки видел рекомендацию обработать подвес и с внутренней стороны).
Вроде любопытство вроде берёт верх, может стоит попробовать? Да и как говорит AlhimiK-RF жидкость высохнет со временем…
В итоге я на эту тему забил, до определённого момента.
Однажды на работе понадобилось размягчить нужную резинку, и я начальнику посоветовал такое средство. Но была приобретена за казённый счёт следующая не дешёвая гадость: Wurth — пена для шин (600р без малого).
Помогло, резина перестала залипать как раньше, и проблемма устранена.
Этот баллончик перекочевал ко мне домой и начался эксперимент. Пена штука конечно интересней чем просто жидкость, наносится на резину, и происходит химический процесс (выглядит это как активная пена для чистки салона).
Ну попробуем) была не была.
Начнём с сабвуфера, пропенил подвес с интервалом в сутки два раза, он стал мягче. Слушаем, особо изменений никаких не заметил. (З.я. 14 литров, динамик Helix w10) возможно потому что у меня седан, а стелс расположен в дальнем углу багажнике. И особых изменений я не почувствовал. Херня какая то)
Едем дальше, До дверных динамиков добираться пока не стал. Рискнём на серединке (md.lab. sp-m3d в подиуме с переходом под дверную обшивку).
Влияние подвеса на жесткость подвижности диффузора здесь высокое, губчатый валик подвеса грубоват. Заливаем пеной и ждём. После пропитки он ощутимо мягче. Интересно что мы получили?!
Послушаем особенно акцентируя внимание на среднечестотном диапазоне.
Впечатление могу смело сравнить с заменой среднечастотников (Словно уровнем выше серединки поставил). Я ожидал небольшую прибавку детальности и чуствительности… Отмечу, НЕ БОЛЬШУЮ! Что я услышал не уложилось в эти рамки.
Прибавка чуствительности — да однозначно, она стала выше. Сч диапазон стал выделятся на общем фоне.
Детальность — да однозначно, во всём диапазоне серединки. Прослушивал композиции группы «Мельница». Шум морского прибоя, гитарный перебор, пербор арфы, голос Хельвисы, каждая интонация вплоть до дыхыния, слышно всё, не так как раньше. И всё только в плюс.
Ачх снять к сожелению нет возможности. Но на слух воспринимается ощутимо приятнее, не пожалел.
Не стоит высказывать что такое хорошо а что такое плохо.
Никого ни к чему не в коем случае призываю!
Это мои впечатления и возможно в чём-то домыслы.
Делайте выводы сами, нужно вам это или нет. Повторюсь: однозначного ответа не будет никогда, с любой точки зрения найдётся что возразить, такое моё мнение. Всем спасибо.
Тканевые подвесы., Как размягчить тканевые подвесы?
Цитата |
---|
Gosvit пишет: Вбейте в любой поисковик «воздействие масла на резину» |
Понимаете ли в чём дело. Вот зашли ко мне как-то вот такие колонки,с тряпочными подвесами: http://audio-heritage.jp/TRIO-KENWOOD/speaker/jl-6100.html
После 5 минутного прослушивания,мне захотелось их выкинуть.Купил я их не глядя,т.е.не слушая,просто в слепую.Так вот получилось.При своём «коробочном» состоянии,они изрыгали грязную кашу,полное отсутствие верхов,гудящий и рыхлый бас,короче ж. па.Как я не пытался их разыграть,и подключал генератор и гонял в противофазе сутками,как мёртвому припарка.Я действительно не знаю,в каком состоянии должны быть подвесы,мне по фигу,их родное состояние,но слушать эту акустику,было не реально вообще.Что либо менять,переклеивать,я не люблю,а на что? На что-то новое? Родных подвесов нет в природе,если и есть,то они в таком же будут состоянии,только с другой помойки.Я вообще не любитель,что либо реанимировать или переделывать,но не выкидывать их же было в самом деле?
Единственный выход был,это продать их так же в слепую,естественно за 30 коп.Две недели,я ватным тампоном,наносил WD-40,аккуратно,что бы не вымазать диффузор,после пропитал подвесы касторовым маслом.Колонки стали другие,их можно слушать,куда сместилась резонансная частота,я не знаю,знать не хочу,но звучат они,на редкость хорошо,были и Диатоны и Викторы,начиная от Зеро-5 и далее,было много японской акустики,но эти,я не продам никогда.Я не рекламирую данный вонючий состав,но после пропитки Ведешкой,всё встало на свои места,может на другие места,но слушать колонки можно не выключая вообще.Какой звук в них был заложен изначально,остаётся только гадать,но такой как он сейчас,вполне меня устраивает+сохранённая оригинальность изделия.Единственный минус,провонял всю квартиру,выветривал две недели.
Восстановление гибкости тканевого подвеса АС Diatone
Сначала готовится раствор: смесь ¼ часть пластификатора от отечественного эпоксидного клея и ¾ части ацетона.
Затем снимаются НЧ и СЧ динамики. НЧ динамик ложится лицевой частью вниз на подставки, чтобы диффузор ни касался поверхности и не сминал подвес. Кисточкой наносится приготовленный раствор на внутреннюю часть тканевого подвеса, оставляется на 10-15 минут, а затем процедура повторяется.
Через 24 часа проводится проверка состояния гибкости подвеса и при необходимости пропитка проводится еще раз.
Ацетон, входящий в состав смеси, растворяет старый пластификатор и новый, смешиваясь с ним, пропитывает ткань. После испарения ацетона, свежий пластификатор не позволяет старой пропитке «задубеть».
Если тканевый подвес НЧ динамика имеет небольшой порез, то он обрабатывается свежим (достаточно жидким) резиновым клеем Последовательно через интервал времени 20-30 минут наносятся два восстанавливающих слоя. Покрытие происходит таким образом, чтобы место разрыва сохраняло первозданную форму. Клей, наносится изнутри и создает заплатку на тканевом подвесе, герметизирующую внутренний объем АС.
Обработка и восстановление тканевого подвеса НЧ динамика происходит с внутренней стороны, при этом лицевая сохраняет минимальные следы вмешательства.
Гофрированный подвес у СЧ динамика пропитывается, без съема защитной сетки, как показано на фото, при помощи тонкой медной проволоки и кусочка ваты.
Вата прокалывается проволокой, затем складывается пополам, и тем самым обеспечивается фиксация тампона.
Белое кольцо вокруг купола обязательно обрабатывается, так как является важной частью перехода из жесткого купола в мягкий подвес.
Описанным способом восстановлена гибкость тканевых подвесов АС «Diaton DS-1000». Помимо ожидаемого увеличения басов и отсутствия «бубнения» приятным дополнением стало повышение «воздушности» и «яркости» воспроизведения музыкальных фонограмм. Рецепт состава значительно дешевле и доступнее оригинальных «фирменных» пропиток из Японии и подойдет для обработки любых динамиков с тканевым подвесом.
С момента обработки динамиков прошло более месяца. Гибкость подвесов сохраняется на прежнем уровне.
Недавно, в качестве эксперимента была обработана пара 4А32 Ломо 1975г.
Пропитка более тонких бумажных диффузоров, например 4ГД8е или 2ГД36, выявила «расползание» на диффузор пластификатора после сушки. Однако, если диффузор или его край был предварительно пропитан клеем ПВА этого не происходит.
Технология размягчения подвесов Diatone — весь цикл
Приветствую друзья. Я продемонстрирую технологию размягчения подвесов. Да, ту самую страшную тайну за семью печатями, которую охраняли орды якудза и ниндзя с незапамятных времен. Многие пытались, но не смогли или безвременно бросили эту затею. Я знаю как минимум двух знакомых мне любителей Hi-Fi/Hi-End аудио, которые бились над этим вопросом. И даже несмотря на мои предположения в течении года, на тот момент больше теоретические, но как оказалось, верные, результат был не так мощен и впечатляющ, как хотелось, по причине несоблюдения некоторых нюансов в процессе размягчения. Поэтому важно не только то, как теоретически размягчить подвесы у Diatone, но и как конкретно это делать относительно реального времени — я все покажу.
Весь процесс запечатлен на видео в реальном времени — согласен, долго и нудно, около 40 минут, но вы будете в курсе происходящих процессов и сколько времени необходимо на ту или иную операцию.
Звуковая подложка к сожалению оставляет сильно желать лучшего, но мне пришлось прибегнуть к библиотеке бесплатной музыки самого youtube, чтобы видео не лишилось озвучки полностью из за авторских прав. Итоговый результат сразу можно посмотреть во втором видео.
После размягчения подвеса, вполне логично, что ваша комната, если она склонна к резонансам, то отреагирует на увеличение бассового потенциала соответствующим образом. Поэтому вы должны решить насколько вас устроит, применительно к уровню резонансов комнаты размягчение сильное, среднее или небольшое, чтобы обезопасить подвес от растрескивания. Если комната акустически подготовлена соответствующим образом, то, разумеется, подвесы у Diatone должны быть мягкие, как кожа младенца.
Вы снаружи промазываете подвес 3-4 раза и он становится мягкий. Другими словами задубевший пластификатор в подвесе впитывает жидкость и снова становится более пластичным. Через год скорее всего понадобится снова пройтись по подвесам этой жидкостью. Одного пузырька вам хватит на пару может даже тройку лет.
Минус этого способа — жидкость стоит недешево, ждать ее из Японии долго. По крайней мере значительно дольше, чем демонстрируемая здесь технология. Да и пластификатор остается старым.
Но есть и другой путь — мы можем избавится от старого дубеющего пластификатора заменив его каким то иным вариантом (пластификатором от эпоксидного клея и тд — зависит от вашей фантазии). Например один знакомый использует некую незасыхающую жижу, которой раньше смазывали подвесы советских концертных динамиков. Название ее не он, не я, не знаем. Некая вечно не застывающая жижа. И подвесы обработанные ей остаются такими же мягкими у него, как и пол года назад, а жижа такой же влажной. Если кто понял — про что я — напишите название.
В Японии для этого используют смазку для тормозов, в нашей рознице она называется смазка для супортов. Но достать ее немного сложнее (и обычно доступна самая убогая и некачественная MC1600), чем приведенный в данной технологии вариант.
Итого.
Задача первая — размягчить каким то образом подвес.
Задача вторая — заменить пластификатор на аналог или вещество со схожими свойствами.
Первую задачу очень долго не удавалось решить, ибо разные растворители, ацетоны, бензины и тд действовали очень слабо или вообще не приносили результата. Знакомый добился такого эффекта одним из растворителей красок. Но я покажу немного другой путь.
Итак, решение оказалось крайне неожиданным и доступным.
Смотрим видео и комментируем, как всегда.
Наносите жидкости аккуратно, именно на желоб подвеса, старайтесь не попадать на места склейки, если наляпали, протрите это место. C лицевой стороны пройти тормозной жидкостью и глицерином так же обязательно — все показано на видео в реальном времени.
И самое последнее — относительно бюджета на это мероприятие.
Вам понадобится тормозная жидкость DOT4 любой фирмы — 100 рублей.
И Глицерин — 11 руб за пузырек, продается в аптеках, как слабительное средство. Этого комплекта вам хватит чтобы полностью размягчить подвесы у 4-5 пар колонок.
А это уже демонстрация результата проделанной работы:
Подписываемся на канал в youtube — качество роликов во всех планах постараюсь совершенствовать по мере сил и способностей.
Надеюсь вопрос задубевших подвесов Diatone вас больше не будет волновать после ознакомления с приведенным методом.