чем различаются атомы у демокрита

Учение Демокрита об атомах

Атомистическая теория Демокрита была закономерным результатом развития предшествующей философской мысли. В атомистической системе Демокрита можно найти части основных материалистических систем древней Греции и древнего востока. Даже важнейшие принципы – принцип сохранения бытия, принцип притяжения подобного к подобному, само понимания физического мира как возникшего из соединения первоначал, зачатки этического учения – всё это уже было заложено в философских системах, предшествующих атомизму.

Однако предпосылками атомистического учения и его философскими истоками были не только «готовые» учения и идеи, которые атомисты застали в свою эпоху. Многие исследователи считают, что учение об атомах возникло как ответ на вопросы, поставленные элейцами, и как разрешение обнаружившегося противоречия между чувственно воспринимаемой и умопостигаемой реальностью, ярко выразившегося в «апориях» Зенона.

Согласно Демокриту, Вселенная – это движущаяся материя, атомы веществ (бытие – to on, to den) и пустота (to unden, to meden); последняя также реальна, как и бытие. Вечно движущиеся атомы, соединяясь, создают все вещи, их разъединение приводит к гибели и разрушению последних.

Введение атомистами понятия пустоты как небытия имело глубокое философское значение. Категория небытия дала возможность объяснять возникновение и изменение вещей. Правда у Демокрита бытие и небытие сосуществовали рядом, раздельно: атомы были носителями множественности, пустота же воплощала единство; в этом была метафизичность теории. Ее пытался преодолеть Аристотель, указывая, что мы видим «одно и то же непрерывное тело то жидким, то затвердевшим», следовательно, изменение качества — это не только простое соединение и разъединение. Но на современном ему уровне науки он не мог дать этому должного объяснения, в то время как Демокрит убедительно доказывал, что причина этого явления — в изменении количества междуатомной пустоты.

Понятие пустоты привело к понятию пространственной бесконечности. Метафизическая черта древней атомистики проявилась также в понимании этой бесконечности как бесконечного количественного накапливания или уменьшения, соединения или разъединения постоянных «кирпичиков» бытия. Однако это не значит, что Демокрит вообще отрицал качественные превращения, наоборот, они играли в его картине мира огромную роль. Целые миры превращаются в другие. Превращаются и отдельные вещи, ибо вечные атомы не могут исчезать бесследно, они дают начало новым вещам. Превращение происходит в результате разрушения старого целого, разъединения атомов, которые затем составляют новое целое.

Согласно Демокриту, атомы неделимы (atomos—«неделимый»), они абсолютно плотны и не имеют физических частей. Но во всех телах они сочетаются так, что между ними остается хотя бы минимальное количество пустоты; от этих промежутков между атомами зависит консистенция тел.

Кроме признаков элейского бытия атомы обладают свойствами пифагорейского «предела». Каждый атом конечен, ограничен определенной поверхностью и имеет неизменную геометрическую форму. Наоборот, пустота, как «беспредельное», ничем не ограничена и лишена важнейшего признака истинного бытия — формы. Атомы чувственно не воспринимаемы. Они похожи на пылинки, носящиеся в воздухе, и незаметные вследствие слишком малой величины, пока на них не упадет луч солнца, проникший через окно в помещение. Но атомы гораздо меньше этих пылинок; только луч мысли, разума может обнаружить их существование. Они невоспринимаемы еще и потому, что не имеют обычных чувственных качеств – запаха, цвета, вкуса и т. п.

Чем же, однако, различаются между собой атомы Демокрита?

Атомы различались также величиной, от которой в свою очередь зависела тяжесть. Демокрит был на пути к этому понятию, признавая относительный вес атомов, которые в зависимости от размеров бывают тяжелее или легче. Так, например, самыми легкими атомами он считал самые мелкие и гладкие шаровидные атомы огня, составляющие воздух, а также душу человека.

С формой и величиной атомов связан вопрос о так называемых амерах или «математическом атомизме» Демокрита. Ряд древнегреческих философов (пифагорейцы, элейцы, Анаксагор, Левкипп) занимались математическими исследованиями. Выдающимся математическим умом был, несомненно, и Демокрит. Однако демокритовская математика отличалась от общепринятой математики. Согласно Аристотелю, она «расшатывала математику». Она основывалась на атомистических понятиях. Соглашаясь с Зеноном, что делимость пространства до бесконечности ведет к абсурду, к превращению в нулевые величины, из которых ничего не может быть построено, Демокрит открыл свои неделимые атомы. Но физический атом не совпадал с математической точкой. Согласно Демокриту, атомы имели разные размеры и формы фигуры, одни были больше, другие меньше. Он допускал, что есть атомы крючкообразные, якоревидные, шероховатые, угловатые, изогнутые – иначе бы они не сцеплялись друг с другом. Демокрит считал, что атомы неделимы физически, но мысленно в них можно выделить части — точки, которые, конечно, нельзя отторгнуть, они не имеют своего веса, но они тоже являются протяженными. Это не нулевая, а минимальная величина, дальше неделимая, мысленная часть атома — «амера» (бесчастная). Согласно некоторым свидетельствам (среди них имеется описание так называемой «площади Демокрита» у Джордано Бруно), в самом мелком атоме было 7 амер: верх, низ, левое, правое, переднее, заднее, середина. Это была математика, согласная с данными чувственного восприятия, которые говорили, что, как бы мало ни было физическое тело, например, невидимый атом, — такие части (стороны) в нем всегда можно вообразить, делить же до бесконечности даже мысленно невозможно.

Из протяженных точек Демокрит составлял протяженные линии, из них —плоскости. Конус, например, согласно Демокриту, состоит из тончайших чувственно не воспринимаемых из-за своей тонкости кружков, параллельных основанию. Так, путем складывания линий, сопровождающегося доказательством, Демокрит открыл теорему об объеме конуса, который равен трети объема цилиндра с тем же основанием и равной высотой; так же он высчитал объем пирамиды. Оба открытия признал (и уже иначе обосновал) Авторы, сообщающие о взглядах Демокрита, мало понимали его математику. Аристотель же и последующие математики ее резко отвергли, поэтому она была забыта. Некоторые современные исследователи отрицают различие атомов и амер у Демокрита или полагают, что Демокрит считал атомы неделимыми и физически и теоретически; но последняя точка зрения ведет к слишком большим противоречиям. Атомистическая теория математики существовала, и она возродилась впоследствии в школе Эпикура.

Атомы бесконечны в числе, число конфигураций атомов так же бесконечно (разнообразно), «так как нет основания, почему бы они были скорее такими, чем иными». Этот принцип («не более так, чем иначе»), который иногда в литературе называется принципом индифферентности или разновероятности, характерен для демокритовского объяснения Вселенной. С его помощью можно было обосновать бесконечность движения, пространства и времени. Согласно Демокриту, существование бесчисленных атомных форм обусловливает бесконечное разнообразие направлений и скорости первичных движений атомов, а это в свою очередь приводит к их встречам и столкновениям. Таким образом, все мирообразование детерминировано и является естественным следствием вечного движения материи.

О вечном движении говорили уже ионийские философы. Мир находится в вечном движении, ибо он в их понимании — живое существо. Совершенно иначе решает вопрос Демокрит. Его атомы не одушевлены (атомы души являются ими только в связи с телом животного или человека). Вечное движение—это сталкивание, отталкивание, сцепление, разъединение, перемещение и падение атомов вызванное первоначальным вихрем. Больше того, у атомов имеется свое, первичное движение, не вызванное толчками: «трястись во всех направлениях» или «вибрировать». Последнее понятие не было развито; его не заметил Эпикур, когда он скорректировал демокритовскую теорию движения атомов, введя понятие произвольного отклонения атомов от прямой.

Атомистическая картина мира представляется несложной, но она грандиозна Гипотеза об атомарном строении вещества была самой научной по своим принципам и самой убедительной из всех, созданных философами ранее. Она отметала самым решительным образом основную массу религиозно-мифологических представлений о надприродном мире, о вмешательстве богов. Кроме того, картина движения атомов в мировой пустоте, их столкновения и сцепления — это простейшая модель причинного взаимодействия. Детерминизм атомистов стал антиподом платоновской телеологии. Демокритовская картина мира, при всех ее недостатках, — это уже ярко выраженный материализм, такое философское миропонимание было в условиях древности максимально противоположно мифологическому миропониманию.

Источник

Атомистическая теория Демокрита, ее смысл и история.

чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита

чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита

чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита

чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокрита

В неорганической природе все совершается не по целям и в этом смысле случайно, а у ученика могут быть и цели, и средства. Таким образом, взгляд Демокрита на природу души является строго причинным, детерминистическим.

Он проповедовал последовательную материалистическую позицию в учении о природе души и познания. «Душа, по Демокриту состоит из шарообразных атомов, т.е. подобна огню».

Атомы души имеют способность к ощущению. Чувственные качества субъективны (вкус, цвет…) отсюда, он делал вывод о ненадежности чувственного познания (Мед горек для больного желтухой и сладок здоровому).

Но в то же время, он считал, что без «темного» знания, получаемого из ощущений не может быть никакого знания. «Сформулировав важную догадку о взаимосвязи чувственного и разумного, Демокрит не смог еще дать описания механизма перехода от одного к другому. Ему неизвестны видимо, логические формы и операции: суждение, понятие, умозаключение, обобщение, абстрагирование». Утеря «Канона», его логического произведения, не позволяет выявить его роль в этом.

Характерные особенности античного атомизма

Во-вторых, само объяснение физического мира понимается атомистами как указание на механические причины всех возможных изменений в природе. Все изменения в качестве своей причины имеют в конечном счете движение атомов, их соединение и разъединение, причем чувственно воспринимаемые качества эмпирических предметов (теплота и холод, гладкость и шероховатость, цвет, запах и т.д.) объясняются только формой, порядком и положением атомов.

В-третьих, объясняющий принцип (атомы и пустота) и долженствующий быть объясненным объект (эмпирический мир) существенно отделены: атомы ― это то, что невозможно видеть, их можно только мыслить. Правда, как поясняет Демокрит, они невидимы «из-за их малости», но, как мы знаем, у Демокрита было весьма детально разработано учение, позволяющее принципиально отделить мир эмпирический (как мир субъективного восприятия) и мир истинно существующий (объективного знания).

Этот наглядный характер атомистической объясняющей гипотезы оказался одним из важных ее преимуществ, заставлявших многих ученых (и не только в древности, но и в новое время) обращаться к атомизму в поисках наглядной модели для объяснения физических явлений.

В-пятых, важной особенностью объяснительной теории атомистов является то, что их теоретическая модель непосредственно соотносится с эмпирическими явлениями, которые она призвана объяснить. Между теоретическим и эмпирическим уровнями нет никаких посредствующих звеньев.

Характерной особенностью античного атомизма как метода «собирания целого из частей» является то, что при этом целое не мыслится как нечто действительно единое, имеющее свою особую специфику, несводимую к специфике составляющих его элементов. Оно мыслится как составное, а не как целое в собственном смысле этого слова. Согласно Демокриту, скопления (сцепления) атомов только кажутся некоторыми единствами, целостностями (вещами) нашему субъективному восприятию; объективно же они остаются чисто механическими соединениями, т.к. по мнению Демокрита, «совершенно нелепо, чтобы две или еще большее число (вещей) стали когда-либо единой (вещью)». Таким образом, все явления эмпирического мира, по Демокриту, суть лишь агрегаты, соединения атомов.
3. Предфилософия Эллады. Гомер и Гесиод (основные черты и особенности учения)

«Предфилософские» идеи зарождаются в Древней Греции в VIII—VII вв. до н.э. в эпоху патриархального рода, где с развитием «элементов будущей государственности, с начинающимся разделением управленческих и трудовых функций между членами социальной общности» происходило перерождение мифологического мировоззрения в религиозномифологическое

Особое значение на формирование античного мировоззрения сыграло творчество Гомера (VIII в. до н.э.) и Гесиода (700 до н.э.). Мифологические образы наиболее ярко проявили себя в античной эпической поэзии. Исследователи Античности отмечают, что в период становления ранних полисов, городов- государств, приходивших на смену традиционным ран негосударственным структурам, где правила знать (цари — «басилеи», «архонты»; сословие «эвпатридов», т.е. тех, кто происходит «от благородных отцов»), в Греции, в отличие от государств Востока, «предфилософские» идеи концентрировались не в «свящепных книгах», а в виде гомеровского героического эпоса» и «Гомера греки вообще считали свом учителем во всех сферах жизни». Более того, «именно по поводу Гомера мыслители эпохи Возрождения утверждали, что поэты-богословы являются творцами культуры своих народов, и в этом смысле “Илиада” и “Одиссея” по своей роли в воспитании древних греков как народа не менее значительны, чем Библия для древних евреев». В гомеровском творчестве мифологизм выступает стилевой особенностью мировоззрения. Гомеровский космос полон божественных и демонических сил (Гефест, Афина Паллада, музы), олицетворяющих человеческие качества и общественные явления. Искусство в представлении Гомера не отличается от жизни, по оно и не отличается и от природы, а космос, «будучи произведением искусства (как и природа)», понимается эпически. Представление о красоте связывается Гомером с тончайшей, прозрачной, светоносной материей: «Красота есть некоторого рода текучая сущность», что продолжает восточную линию (египетскую) эстетических представлений.

В поэмах Гомера отсутствует систематически изложенная космогония и космология. Существующие отношения между богами и человеком находят отражение в космогонических историях Гесиода, где содержится идея о «самозарождении» богов, персонифицирующих бездну пространства, землю, подземный мир, ночь, подземную тьму, а также космическую стихию любви, и рассматривается вопрос «порождения» одних богов другими. В тексте поэмы Гесиода «О происхождении богов», «мир богов и есть, с одной стороны, тот космос, с которым имеют дело люди, только представленный не в системе понятий, а в системе имен божеств, а с другой стороны, это — “племя” богов, родственный коллектив, включающий несколько их поколений, т.е. своеобразная проекция родоплеменных отношений на мир как целое». Данный «социоморфизм», где «Боги образуют иерархию, среди них есть “главные” и второстепенные. Подземный мир — царство Аида, моря — Посейдона, а Зевсу, который является верховным богом, принадлежит непосредственно воздушное пространство и наземный мир. Он ведет себя, как земные цари, а главные олимпийские боги — как “эвпатриды” мира богов», показателен для греческой «предфилософ- ской» мысли, о чем свидетельствуют достижения современной литературе о мифе (В.И. Плотников, И.Я. Лойфман, А.Ф. Лосев, А.Н. Чапышев, М.М. Шитиков и др.)

Анализ поэм Гесиода и Гомера позволяет утвердиться в наличии мифологического представления о человеке как «существе, движимом богами, демонами, существе не целостном, а как бы “сложенном” из отдельных органов, телесных и психологических», который «способен па рациональное поведение, руководствуется общепринятыми ценностями и обычаями, стремится первенствовать в избранной (или унаследованной) сфере деятельности». Человек в древнегреческом эпосе раскрывается как личность, по «мера этой “личностности”, мера осознания себя человеком как самодеятельного субъекта является предметом ожесточенных споров среди исследователей».

«Предфилософия» Греции нередко мыслится как начало длительного пути самопознания человека, что отражает генезис этики, источник которой исследователи древней философии видят в поэме Гесиода «Труды и дни», в частности М.М. Шитиков отмечает в ней своеобразную «пред-этику», где возникает представление о добродетели.

«. Зла натворить, сколько хочешь, — весьма немудреное дело.

Путь не тяжелый ко злу, обитает оно недалеко.

Но добродетель от нас отделили бессмертные боги

Тягостным потом: крута, высока и длинна к ней дорога

И трудновата в начале. Но если достигнешь вершины,

Легкой и ровною станет дорога тяжелая прежде»

Среди моральных наставлений Гесиода содержатся руководства здравого смысла: «Не меряться с сильнейшим, любить тех, кто тебя любит, защищаться от нападающих, давать тем, кто дает, и ничего не давать не дающим, стремиться к накоплению».

Таким образом, олимпийская идеология «предфилософии» и «парафилософии» (культурной среды) Древней Греции способствовала формированию философского мировоззрения, которое достигло расцвета в эпоху классики Античности.

Источник

чем различаются атомы у демокрита. Смотреть фото чем различаются атомы у демокрита. Смотреть картинку чем различаются атомы у демокрита. Картинка про чем различаются атомы у демокрита. Фото чем различаются атомы у демокритаanchiktigra

СЧАСТЬЕ ЕСТЬ! Философия. Мудрость. Книги.

Автор: Аня Скляр, кандидат философских наук, психолог.

Атомизм Демокрита.

В теориях Демокрита (ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.) и его учителя Левкиппа (5 вв. до н.э.) возникла идея атомов из которых состоят все вещи (атомистический материализм)

Душа материальна и состоит из атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом.

Мелкие круглые атомы составляют основу не только души, но и воздуха. Они рассеиваются по всему пространству, попадая при вдохе в тело живого существа. При выдохе часть атомов души вылетает из тела, растворяясь в воздухе.

Дыхание является одним из важнейших для жизни процессов, в нем постоянно обновляются атомы души, что обеспечивает психическое и соматическое здоровье. После смерти человека тело уже не может служить оболочкой для этих атомов, и душа рассеивается в воздухе, а потому душа тоже смертна.

Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов — в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается в единстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка.

Восприятие у Демокрита рассматривалось как естественный физический процесс. От вещей отделяются — истекают — тончайшие пленочки, копии, образы, по внешнему виду подобные самому предмету. Они суть формы или виды вещей. Они летают в пространстве и попадают в органы чувств, например в глаз. При этом из глаза направляется встречный поток атомов души, которые — как сотканные из тончайшего эфирного вещества щупальцы — распространяются органом зрения и улавливают — ощупывают — образы. Большой образ ужимается до размеров, позволяющих войти в глаз. Когда поток образов изнутри сливается с потоком, идущим извне, воздух, находящийся между глазом и предметом, получает отпечаток, который отражается во влажной части глаза. Так, образ возникает без участия субъекта и лишь улавливается им. «Видим же мы вследствие вхождения в нас эйдолов (образов)». Образы могут восприниматься любыми частями тела, только в этом случае восприятие будет хуже, чем органы чувств.

Таким образом, он впервые сказал о том, что человек не может совершенно правильно, адекватно познать окружающий мир, а чтобы компенсировать свое незнание, он придумывает какие-то свойства для разных предметов. В то же время Демокрит подчеркивал, что это не пустое фантазирование, вторичные качества хотя и субъективны (то, что одному кажется, например, слишком сладким, другому может казаться кисловатым и т.д.), но базируются на совокупности нескольких первичных качеств.

Демокрит считал, что именно эмоции руководят поведением, так как человек (и любое другое живое существо) стремится к тому, что приносит удовольствие, избегая того, что несет неудовольствие, страдание. Впоследствии эти взгляды Демокрита были развиты Эпикуром в теории гедонизма (наслаждения), в которой доказывалось, что поведение человека побуждается и направляется предметами окружающего мира, вызывающими у него определенные эмоциональные переживания. Сам же Демокрит писал о том, что эмоции лишь регулируют деятельность, но направляется она всеобщим законом, Логосом.

Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по заранее заданной причине. Он писал о том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего детерминизма.

«Ничто не происходит случайно, но есть некоторая определенная причина для всего, о чем мы говорим, что оно произошло спонтанно и случайно». Все существующее в мире подчинено необходимости. Мир возник в результате вихреобразного движения атомов, в процессе которого атомы сталкиваются, кружатся, склеиваются и образуют небесные светила и другие сложные тела.

Демокрит писал о том, что моральные принципы не даются человеку от рождения, но являются результатом воспитания, поэтому люди становятся хорошими благодаря упражнению, а не природе. Воспитание, по мнению Демокрита, должно научить человека хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Он также писал о том, что люди, выросшие в невежестве, подобны человеку, который танцует между мечами, поставленными вверх лезвиями. Они погибают, если при прыжке не попадают в то единственное место, где следует поставить ноги. Так и невежественные люди, уклоняясь от следования верному примеру, обыкновенно гибнут. Сам Демокрит считал воспитание таким трудным делом, что сознательно отказался от брака и не желал иметь детей, так как считал, что от них бывает много неприятностей; при этом в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе не сравнимо ни с одним другим.

Демокрит называет чувственное познание «темным» родом познания. Оно ограничено в своих возможностях, так как не может проникнуть до слишком малого, до атома, до сокровенного.

В своей теории познания Демокрит доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения.

Демокрит называет мышление светлым родом познания, истинным, законным познанием. Оно более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению, скрытый от него.

Демокрит различал удовольствие и неудовольствие как показатели полезного и вредного. «Удовольствие. есть состояние, соответствующее природе живого организма, а страдание — состояние, чуждое этой природе. Удовольствие и страдание служат критериями решений относительно того, к чему следует стремиться и чего избегать«.

Целью жизни Демокрит считал «хорошее спокойное расположение духа, которое не тождественно с удовольствием, как некоторые, не поняв как следует, истолковали, но такое состояние, при котором душа живет безмятежно и спокойно, не возмущаемая никаким страхом, ни боязнью демонов, ни какой-либо другой страстью. Это состояние достигается, если сделать свои удовольствия не зависимыми от преходящих вещей, вообще «от умеренности в наслаждении и гармонической жизни».

Рекомендованная литература:
А.Н. Ждан История психологии
Т.Д. Марцинковская История психологии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *