чем разбавить лак reoflex
РазБавитель эпоксидного грунта
По мануалу производителя нужен разбавитель Reoflex RX-T-07, обошел все автоэмали ни где нет. Вообще нет специальных разбавителей для эпоксидных грунтов.
4d667a25-3354-46be-bf01-a…541b6bab8c9987d091ba1.pdf
Продавцы говорят можно разбавителем для акриловых грунтов, эмалей Reoflex RX T-01. Можно ли?
Комментарии 27
Если не хотите играть в лотерею — читать техничку и разбавлять чем написано.
Не понял сути ответа
Открываем техническую документацию (TDS) к продукту и читаем. Там все написано как разбавлять и чем разбавлять.
Эпоксидник Reoflex производитель разрешает разбавлять разбавителем для эпоксидного грунта Reoflex RX-T-07 и разбавителем для акрила Reoflex RX T-01.
Растворитель не участвует в химической реакции полимеризации!
Он нужен только для достижения нужной вязкости материала и качественного его переноса из пистолета на деталь!
Растворитель отличаются скоростью испарения, чем медленнее, тем лучше растекается ЛКМ на детали.
В дальнейшем он весь испаряется!
Бери любой!
лучше не разбавлять, чем лить непонятно что, а потом удивляться почему он не защищает или еще что
У меня оставался Новоловский разбавитель для эпоксидных грунтов, я им разбавлял.
Разбавлял и растворителем 650, и разбавителем акриловым, и р-12, все норм. Даже отвердитель как то закончился, использовал от эпоксидной грунтовки Вика, и все затвердели как положено…
Знаю, что не правильно!, я 650 разбавлял.
647, по идее, нужно, но я грунтовал при температуре выше 30 градусов😬
А вообще, лучше использовать оригинальный
Хотя, за то время, пока грунт кристаллизируется, весь растворитель выйдет
Не знаю где спросить, чем отличается грунт кислотный от фосфатирующего, всучили вместо акрила, варю машину, оба пригодятся конечно, какой где лучше использовать? Снаружи под шпатлевку и герметик и внутри под герметик?
))) рыгофлекс.тот еще «материал»))…А вообще для эпоксидников СВОИ разбавители. из номерных р-4 (но никак не 12 и тем более шестисотые)) но у рыгофлекса.он акриловый)). и только тот что указан)) Впрочем, вывод итак понятен. Неужели нет других вариантов выбора изготовителя грунта на примете?
Я при 10 красил и не разбовлял
Может у рефлекса и прочих китайских свой идёт обязательно, но вот новол эпоксидный, разбавлял универсальным и нормально, не сворачивается.
Не ровняйте Реофлекс с Новолом! Новолом 3 года работаю и все хорошо.
Я и не ровняю, сам фанат уже 20 лет крупной польской конторы!
Обжигался много раз на «новых» фирмах и материалах и всегда возвращаюсь к проверенным временем, качественным материалам этой фирмы…
Может у рефлекса и прочих китайских свой идёт обязательно, но вот новол эпоксидный, разбавлял универсальным и нормально, не сворачивается.
Да чем угодно его можно разбавлять в общем то, и 650, 646 и р12… но защитные свойства у этого грунта так себе. Лучше, чем у обычного наполнителя, но какой то недоэпоксид, даже по запаху что то непонятное
Может у рефлекса и прочих китайских свой идёт обязательно, но вот новол эпоксидный, разбавлял универсальным и нормально, не сворачивается.
Новол, как и другие эпоксидные грунты, разбавляются своим разбавителем. У новола это thin 860.
Разница между разбавителями для металликов и акрила
Доброго времени суток! Прошу помощи, гугл корректно отвечать не хочет. В чем принципиальная разница в разбавителях для металлика и акрила? можно ли лить в акрил разбавитель для металликов без негативных последствий? Конкретно разбавитель реофлекс в акрил реофлекс? Технички что к ним нашел, они не говорят что нельзя, но и не говорят что
Update: на всякий случай докупил расбавитель для акрила, буду его спользовать. Всем спасибо за ответы!) Тему думаю можно не сносить, для таких же как я)
Метки: разбавитель, реофлекс
Комментарии 45
Фух, хоть не один я в своих «заблуждениях» )))))
Minas-Morgul ты интересный чел.прежде чем доказывать поработай с красками лет 5, пойди на слив в любой системе и попроси допустим toyota 202чисто черную базу и посмотри откуда он тебе нальет, с других банок? Добавь туда металлика или кселарика и что от этого основа изменится?
Поражаюсь с ограничености.
Что та что та разбовляется фирмеными или универсальными разбавителями а не ками то особыми.
А ты все о каком-то «солиде»
Solid — между прочим хороший лак производит HS )))))
Личный совет-не изобретайте велосипед.универсальный разбавитель АРР…250р ЛИТР…какие нах растворители из строймага.какие реофлексы (это уже ниже плинтуса-потому что там по факту будет тупо р12 залит в любой из банок…с разной степенью разбадяжености растворителем или чем то там
Я понимаю что реофлекс не придел мечтаний как произволитель, но пытаемся уложится в небольшой бюджет. С расбавителем определился и взял для акриловых лкп, того же производителя. Может быть он не такой и плохой окажется)
250р за ЛИТР.куда бюджетнее? или реофлекс дешевле еще стоит?)
реофлекс взял за 220)))) но суть не в этом, другого не предлогают(
спасибо, будем посмотреть) уже склоняюсь к закупке в инет магазине
Личный совет-не изобретайте велосипед.универсальный разбавитель АРР…250р ЛИТР…какие нах растворители из строймага.какие реофлексы (это уже ниже плинтуса-потому что там по факту будет тупо р12 залит в любой из банок…с разной степенью разбадяжености растворителем или чем то там
Я не против применять что то более качественное, но его зачастую тупо нет в продаже. расбавитель только сегодня нашел, опять же реофлекс, других вообще нет. возможно не там смотрю. Сварочный грунт приходишь спрашиваешь, на тебя как на дурочка смотрят. У меня друг краски продает, говорит приходят спрашивают Растворитель по дешевле, расбавитель никто и не спросит, отсюда и ассортимент
Личный совет-не изобретайте велосипед.универсальный разбавитель АРР…250р ЛИТР…какие нах растворители из строймага.какие реофлексы (это уже ниже плинтуса-потому что там по факту будет тупо р12 залит в любой из банок…с разной степенью разбадяжености растворителем или чем то там
Ерунду написал.Уневерсальный разбовитель идет и в базу и в акрил.
и что я не так написал)))да в базу.в базу МЕТАЛЛИК)…база солидная и база металлик ДВЕ совершено РАЗНЫЕ базы
Да фирменные разбавители базовых покрытий можно добовлять в акриловые краски и лаки.Они часто универсальны.
А вот обычные акриловые разбавители в базу нельзя.
я правильно понимаю, солид это однокомпонентная база?)
да ЛЮБАЯ база по сути однокомпонетный материал.нет солидная база это если так скажем по простому…краска одного тона) тупо белая тупо черная.тупо красная.без каких то изменений цвета (яркого пигмента), эффектов (металлик ксералик ) и прочего)
Спасибо, понял) я только учусь разбираться в ЛКМ
я правильно понимаю, солид это однокомпонентная база?)
Не путайся.Почитай в интернете, что металлик что база без эффеетов, это одна и таже краска и наливается с одной системы миксеров, и разбовлчюяется одними и теми же разбовителями.Или фирмеными своими или универсальными.
Пишешь бред.
Акриловый разбавитель это универсальный?))))
Почитай тдски хоть малость а потом чеши.
Дешманский акриловый разбавитель это не универсальный раствор.
И если на нем написано АКРИЛОВЫЙ то значит он для АКРИЛОВЫХ продуктов
А для пофгистов и любителей перекрашивать или работающих без гарантии, да для них что 647 что сольвент все одно…
У тебя каша в голове.
Все о своей солидной базе))))
Освежаем NISSAN Primera
Всем доброго времени суток! Появилось немного свободного времени, и я решил протестировать грунт наполнитель Reoflex 4:1. Не так давно открыли магазин автокрасок и обратили, как покупатели отзываются о материалах Reoflex. Кто-то говорит «отлично» цена – качество, кто-то «для продажи – пойдет, а на свою машину не возьму!», были отзывы, мол забивает абразив, не шкурится И.Т.П. Ну вот и проверим!
Взяли Грунт Акриловый 2K 4+1, цена комплекта в нашем магазине 550 руб. Цвета белый и серый. Подопытным оказался NISSAN Primera 2005г. Уставшая немного! Капот крылья в сколах, бампера мятые и царапанные, на дверях «рыжики», крышка багажника мятая. Владелец просил освежить машинку.
Пока жестянщики правили крышку, мы избавляемся от сколов и коррозии.
перебиваем риску Р-220 и на грунт!
Грязно-коричневого цвета, разводится 1:1. Ждем 15-20 мин. Пока кислота сохнет разводим наполнитель. К работам привлекали студентов и группы обучения, поэтому, чтобы им визуально лучше было видно при последующем шлифовании сначала будем наносить грунт серого цвета, затем белого.
Взвесили банку с остатками, затем взвесили промытую, недолив уменьшился до 30 мл. (В переводе с таблицы плотностей). Недолив восполняем пластификатором от STANDOX 2K-Elastic-Additiv. Примерно 5% от объема. Добавляем активатор, и разбавитель Р-12 (15%). Наносим. Растекается идеально!
Для «чистоты» эксперимента и экономии соляры)))) создаем «гаражные условия» — оставляем сушится на ночь на воздухе в помещении. Температура в боксе 21 градус.
С бамперами пришлось помучатся. Грели, выдавливали, спиливали. Обошлись без шпакли, в отличии бампера от Линкольна (на заднем плане), он был рваным пришлось паять, клеить, шпаклевать.
Перед наполнением бамперов, прошлись по ним праймером от Reoflex, цена праймера в нашем магазине 280 руб. Праймер с серебристой добавкой, что бы было видно где нанесли. После высыхания наносим наполнитель с пластификатором.
На следующий день перепиливаем детали полоса 3М Р-240 (37 руб), затем круги Р-320.
На капоте протестировали круги от 3М (20 руб) и HANKO (15 руб), результат у обоих отличный. Грунт пилится «на УРА» не забивает абразив.
Далее наш колорист колдовала над краской, так как некоторые детали красятся в стык, нужно точное попадание в цвет! Используем краску BRULEX. (300 руб/100 гр.)
Забиваем камеру деталюшками, ииии поехали! Укрываемость краски хорошая, все по технологии — 2,5 слоя. После финального слоя даем выдержку 15 мин. и лакируем.
Продолжение следует!
Как правильно разбавить акриловый лак?
Акриловый лак популярен ввиду его быстрого схватывания и высыхания, простоты применения, декоративной привлекательности. Удалить такое покрытие сможет только специальный растворитель. Обычно вещество уже разбавлено и готово к использованию. Но что делать, если это пастообразный вид материала или он слегка загустел и тянется за кистью? Чем и как разбавить акриловый лак?
Важно знать какой лак можно разбавить водой, а в какой необходимо добавлять специальный растворитель.
Акриловым лаком называется высококачественная водная дисперсия акриловых смол, применяемая в качестве декоративно-защитного покрытия древесных и прочих материалов. Образующаяся на поверхности эластичная, прочная пленка, надежно защищает основу от механических повреждений и влияния физических сред.
Виды лаков на основе акрила
Акрил – название полимерных материалов на основе производных акриловой кислоты, простейшей представительницы карбоновых кислот. Прозрачная жидкость обладает резким запахом. Акрил растворяется в воде, хлороформе, этанолах, диэтиловых эфирах. Чистый материал имеет превосходные физические и технические характеристики:
Чтобы получить лакокрасочную продукцию для создания декоративного защитного покрытия, в акрил добавляют специальный органический растворитель или воду. Состав, где добавлен органический растворитель, можно использовать для лакировки не только деревянных, но и металлических, стеклянных, каменных поверхностей.
Универсальный акриловый разбавитель.
Водно-дисперсионный акриловый лак
Такой лак максимально экологичен, применим для внутренних работ. Подчеркивает природную текстуру древесины (в случае, если это паркет, мебель, кессон, панели и т.п.). Наносится легко, высыхает за считанные часы, обладает превосходной адгезией. Финишное покрытие прочное, долговечное, слабо подверженное истиранию, влиянию физических и химических сред. Имеет превосходные декоративные качества.
Если водная дисперсия акриловых смол загустеет или смесь сразу была слишком вязкой, ее можно развести. Допускается водный растворитель до 5-10% от общей массы лака – без потери свойств материала.
Не рекомендуется смешивать данный тип лакокрасочных материалов с другими видами паркетной химии. Запрещается с ними использовать как растворитель, олифу, бензин, ацетон, уайт-спирит и прочие органические элюенты.
Водно-дисперсионный акриловый лак декорирует защищает материал от вредных внешних воздействий.
Акриловый лак на основе органических растворителей
Растворитель здесь – это смесь сложных эфиров, кетонов, ароматических углеводородов. Иногда в состав раствора входят пластификаторы. Образующаяся защитная пленка довольно прочная, со временем не желтеет.
Из технических характеристик можно выделить хорошую адгезию с основой, водостойкость, гладкое нанесение. Применять материал можно для наружных и внутренних работ. В отличие от водных лаков, эта группа материалов имеет характерный запах, что можно отметить, как недостаток. Но после полного высыхания лакировки, этот дефект устраниться.
Для того, чтобы отмыть малярный инструмент после работы или развести загустевший акриловый лак, нужен сильный растворитель. Обычно это скипидар или другой универсальный элюент. Рекомендовано наносить средство в 2-3 слоя. При том, для нанесения первого слоя акриловый лак на основе органических растворителей нужно разбавить на 30%. Это необходимо для усиления износостойкости защитного покрытия.
Лак для камня и кирпича на основе органических растворителей.
Классифицируется акриловый лак по составу и декоративным свойствам. Состав может быть однокомпонентным (только акриловая основа) и двухкомпонентным (акрил и полиуретан). По декоративным признакам (добавкам), может быть глянцевым, матовым и полуматовым.
Разница между «разбавить» и «растворить»
Существенное отличие между средствами: растворители влияют на твердость лаковой субстанции, разбавители – на ее вязкость. Чтобы не испортить материал, нужно знать, что чем разбавляется и разводится.
Материалы на водной основе можно разбавить водой или гликолевым эфиром. Растворить – ксилолом, гликолевым эфиром, комбинированным растворителем. Составы на основе органических растворителей разбавляют толуолом, скипидаром, и теми типами элюентов, что уже содержатся в лаке.
Рекомендации для работы с акриловой лакировкой
Акриловые лакокрасочные материалы используются не только при выполнении строительно-отделочных работ внутри и снаружи помещений. Они также широко применяются в производстве мебели, предметов интерьера. Нередко специальными акриловыми составами лаков пользуются деятели искусства (декоративно-прикладного, живописи, скульптуры). Материал ценят за превосходные физико-технические свойства, декоративную привлекательность, надежность и долговечность.
Работаем с лаками: MS, HS, UHS, экспресс-лаки. Техника нанесения, основные ошибки
Большинство современных автомобилей несут на себе двух- или трехслойные покрытия, в которых последним слоем поверх цветной эмали нанесен прозрачный лак. В этом многослойном «пироге» лаковый слой выполняет несколько защитных и декоративных функций. Качество нанесения лака в значительной степени влияет и на общее впечатление от выполненного ремонта. Ведь у одного мастера лак блестит, а у другого тусклый, у одного гладкий, а у другого торчит шагренью. Так что лак — это тот слой, который может быть показателем как профессионализма, так и неопытности маляра.
Его величество — лак
К современным лакам предъявляются довольно разносторонние требования. Лак должен обладать высокой прочностью, но в то же время быть эластичным. Он должен иметь высокую прозрачность, быть устойчивым к воздействию различных химических веществ, атмосферных осадков и солнечных лучей. А главное — отменно блестеть!
Кстати, о блеске. Что вообще такое блеск? В книге Р. Поля «Оптика и атомная физика» это явление объясняют с помощью одного интересного эксперимента.
Эксперимент сводился к следующему. На расстоянии нескольких миллиметров от листа матовой оранжево-красной бумаги установили закопченную мелкую проволочную сетку, а полученную конструкцию стали освещать ярким белым светом и наблюдать за ней.
При этом наблюдались интересные вещи: в определенном положении через петли сетки можно было увидеть тени ее проволочек (яркость которых мала) и из-за этого складывалось впечатление, что видна не сетка, а покоробленная блестящая медная пластина. В другом положении через петли можно было видеть незатененную часть бумаги, из-за чего наблюдателю казалось, что поверхность ярко блестит.
Из этого можно заключить, что блеск — это совсем и не физическое свойство поверхности, как мы привыкли считать, а всего лишь «видимость»!
Описанный эксперимент лишний раз доказывает нам, насколько сильным может быть влияние субъективных факторов при оценке работы автомаляра. Теми же субъективными пристрастиями можно также объяснить и тот факт, что разные маляры дают разную оценку одному и тому же лаку. Причем мнения об одном и том же продукте могут быть диаметрально противоположными.
Например, один маляр любит работать жидкими лаками, нахваливая их неприхотливость к условиям и хорошую растекаемость. Другому нравятся густые, которые можно наносить более толстыми слоями и набирать необходимую толщину покрытия за меньшее количество слоев. Каждый здесь по-своему прав, спорить по этому поводу смысла нет.
Ну а производителям современных ЛКМ ничего не остается, как попытаться предложить потребителям побольше различных лаков на все случаи жизни, которые в результате своего применения давали бы одинаково хороший результат.
И действительно, выбор прозрачных лаков на сегодняшний день очень богат. Это дает возможность адаптировать любой вид ремонта не только под условия той или иной мастерской, но даже и под индивидуальные привычки и навыки разных маляров.
Например, быстросохнущие лаки эффективны для выполнения локальных ремонтов и покраски небольших поверхностей при недостатке времени. Долго сохнущие используются для покрытия больших площадей или перекраски всей машины, а также при работе в жаркое время года. Лаки повышенной твердости лучше всего подойдут для покраски тех частей автомобиля, которые сильно подвержены механическим воздействиям — передних крыльев, бамперов, капотов. Керамические лаки — для окраски дорогих автомобилей представительского класса. И так далее.
Нужно понимать, что каждый из этих лаков обладает своими специфическими характеристиками, которые могут дать хороший эффект только в случае правильного применения материала.
На этом закончим введение и перейдем ближе к делу.
В прошлой статье мы выяснили, что одним из важнейших параметров лаков является содержание сухого остатка. По этому признаку все лаки делятся на несколько классов:
LS-материалы из-за своей низкой продуктивности и высокой токсичности уже давно не применяются, поэтому опустим их и начнем с материалов MS.
Нанесение MS-лаков
Лаки серии MS в работе очень похожи на 2K акриловые эмали. Методы их нанесения, по сути, ничем не отличаются: в оптимальных условиях для покраски наносятся два полных мокрых слоя с промежуточной выдержкой между ними 10 минут.
Под оптимальными условиями для покраски здесь и далее подразумевается температура воздуха +20°С, влажность 80%.
Сушить эти лаки можно как естественным путем, так и принудительно. Единственное, перед горячей сушкой не забывайте давать нанесенному покрытию дополнительную 15-минутную выдержку. Зачем?
О выдержке перед горячей сушкой и между слоями
Чтобы понять это, давайте представим себе сам процесс сушки ЛКП.
Сушка лакокрасочного покрытия — это, во-первых, испарение из слоя всех добавленных растворителей и разбавителей. Во-вторых, это образование связей между молекулами смолы и отвердителя (если речь идет о двухкомпонентных материалах) либо молекулами смолы и кислорода (при сушке окислением у однокомпонентных алкидных материалов).
Как известно, при повышении температуры процесс испарения ускоряется. А поскольку испарение растворителей происходит только с поверхности слоя, то сушка вверху проходит интенсивнее, и на ней, на поверхности, образуется пленка. При этом формирование этой поверхностной пленки при повышении температуры немного опережает испарение из лакокрасочного слоя всех частиц растворителей. Таким образом, чем выше скорость образования поверхностной пленки, тем больше растворителей останется «под ней», не успев испариться.
Что происходит дальше? Повинуясь законам физики, «запертые» внутри слоя частицы растворителей начинают искать выход. Проходя сквозь образовавшуюся пленку, эти частицы пробивают в ней большое количество мельчайших пор. Эти поры очень маленькие, они не похожи на кратеры и почти незаметны для человеческого глаза, однако все покрытие, изрешеченное такими порами, на вид становиться матовым. Это явление называется «кипением».
«Закипание» лака. Главные виновники — недостаточная пауза между слоями или перед горячей сушкой
Выдержка перед ускоренной сушкой позволяет нам избежать указанного дефекта. Просто не будем гнать лошадей, позволим летучим веществам испариться и никакого закипания не произойдет.
Вышесказанное в равной степени относится и к межслойной выдерже, поскольку недостаточная просушка между слоями также может привести к кипению. Так что после нанесения первого слоя не стоит очертя голову тут же накладывать второй. Иначе мы закроем выход сольвентам из нижнего слоя, что неминуемо приведет к разрыву пленки.
Поэтому, повторюсь, для MS-лаков мы должны оставлять между слоями около 10 минут на испарение (при 20°С). И чем ниже температура и хуже вентиляция в окрасочном помещении, тем больше потребуется времени. Например, для 15°С этот промежуток должен быть в среднем не менее 15 минут.
Самый верный признак — первый слой должен стать сухим «на отлип». После этого смело можно наносить второй слой.
Основные ошибки при работе с лаками MS
Главные ошибки при работе с лаками серии MS связаны как с недостаточной выдержкой между слоями или перед горячей сушкой, так и с неправильной толщиной наносимых слоев. К чему приводят первые мы уже сказали, теперь поговорим о вторых.
Часто маляры первый слой наносят тоньше, чем рекомендуется, после чего наносят второй — с хорошим розливом и глянцем, в надежде их сохранить. Подобное нанесение чаще всего приводит к превышению допустимой толщины второго слоя, что грозит все тем же «вскипанием» и помутнением лака, а само покрытие при этом выходит недостаточно твердым, сильно подверженным появлению сколов и истиранию в процессе эксплуатации.
Поэтому не забывайте, что правильное использование бесцветного лака класса MS, — это нанесение двух полноценных, одинаковых по толщине слоев с выдержкой между ними.
То есть первый слой наносим так же, как наносили бы последний — с хорошим розливом и глянцем, ждем подсыхания «на отлип», после чего наносим точно такой же второй слой.
MS-лаки, как и акриловые эмали, наносятся в два равных по толщине мокрых слоя
Нанесение HS-лаков
Материалы серии HS являются более концентрированными материалами, чем MS, в их составе меньше летучих растворителей, они более густые и вязкие, поэтому и способ их нанесения отличается от принятого при работе с лаками MS. Когда HS-лаки только начали появляться в продаже, для многих маляров, набивших руку на MS-лаках, отход от привычной технологии доставлял немало хлопот.
Большинство HS-лаков наносятся по «полутораслойной» технологии. Главный вопрос здесь состоит в правильном понимании того, что должны представлять собой эти «полтора слоя».
Основные ошибки при работе с лаками HS
Прежде всего здесь важно понимать, что любой двухкомпонентный акриловый лак (как и 2К акриловая краска) обладает свойством «памяти первого слоя»: с какой шагренью нанесен первый слой, такая же шагрень получится и на готовом покрытии.
Часто маляры грешат тем, что первый слой HS-лака наносят слишком сухо, без глянца (как дымчатый слой базы), после чего наносят второй, очень толстый слой. Весь материал при таком нанесении накладывается, по сути, за одну операцию.
В таком способе нанесения есть две проблемы. Во-первых, из-за слишком сухого первого слоя (представляющего собой слой в виде неслившихся капель), шагрень на готовом ЛКП может получиться слишком острой, что здорово подпортит финальную картину. Во-вторых, при таком нанесении допустимая толщина второго слоя скорее всего будет превышена, что повышает риск появления сопутствующих этому превышению дефектов: кипения и потери глянца, подтеков, долгого набора твердости.
Другая распространенная ошибка — нанесение двух полных слоев лака (как у MS-материалов) — что также нежелательно.
Как же правильно нанести HS-лак? Правильный вариант находится где-то посередине. Первый слой HS-лака нужно наносить тонко, но с розливом и равномерным образованием по всей поверхности легкой шагрени. При этом полноценного глянца еще быть не должно — такой себе «полуглянец». А затем после небольшой паузы в три-пять минут наносим второй, полноценный мокрый слой с хорошим розливом.
Классическая технология нанесения HS-лаков — 1,5 слоя. Первый — тонкий, но с разливом. Второй — полноценный, мокрый
Если же первый слой у вас получился «мокрым», глянцевым, в этом случае ему необходимо дать больше времени на испарение — не меньше, чем при нанесении MS-лаков, и только после его подсыхания «на отлип» наносить второй слой. Так нам удастся избежать дефекта кипения.
Через 10-15 минут после нанесения второго слоя можно сушить покрытие в ОСК, с помощью инфракрасной сушки или на открытом воздухе.
При окраске пластиковых деталей не забывайте о необходимости добавления в покровный лак пластификатора. Чем более гибкий пластик, тем больше пластификатора добавляется. При необходимости также используйте матирующую либо структурную добавку.
Зависимость вязкости от температуры
Еще одной особенностью HS-лаков является зависимость вязкости материала от температуры. Если у МS-материалов этого особо и не заметно, то HS-лаки при изменении температуры меняют вязкость довольно ощутимо. Это же касается и UHS/VHS-лаков.
Пример из практики: в зимнее время маляр лакирует автомобиль холодным HS-лаком. На первый взгляд все хорошо, розлив шикарный, но как только маляр включает сушку, весь лак тут же берется подтеками.
Так происходит потому, что, пока лак был холодный, его вязкость была выше (молекулы находились близко друг к другу и были малоподвижны), но как только температура поднялась, молекулы стали резко «убегать» друг от друга (тепловое расширение). То есть вязкость лака снизилась и он стал более жидким.
Поэтому, как бы мы ни пытались, но на холодном HS или UHS-лаке у нас никогда не получится увидеть реальную картину розлива и предугадать, каким выйдет результат покраски. Из-за большой вязкости холодный лак сразу растекаться не станет, нам покажется, что есть шагрень, и мы захотим разлить еще больше, нанести более толстый слой. К чему это приведет мы уже знаем.
Поэтому рекомендация здесь такая — всегда доводите HS- и UHS-лаки до оптимальной рабочей температуры. Да и не только лаки, но и любые другие ЛКМ. Не забудьте также и о температуре поверхности, которую собираетесь красить, она тоже должна быть близка к оптимальной.
Правило 3х20: воздух в камере, окрашиваемая поверхность и лакокрасочный материал должны иметь температуру, близкую к +20°С. При значительных отклонениях от оптимальной температуры применяйте «быстрые» или «медленные» разбавители/отвердители.
Нанесение UHS/VHS-лаков
Лаки данной группы отличаются от других самым низким содержанием летучих веществ (Low VOC) и, соответственно, самым большим содержанием сухого остатка. Эта особенность дает возможность нам наносить их более толстыми слоями без риска образования подтеков. Нередко для укрытия поверхности таким лаком достаточно всего одного полного слоя.
UHS-лаки наносятся либо в один, либо в полтора слоя. Только в отличие от HS-лаков это несколько другие 1,5 слоя. Здесь первый слой должен быть очень легкий, невесомый, после чего сразу же, без паузы наносится полный слой. Первый слой нужен не для набора необходимой толщины, а для пропитки базы во избежание микропросадки основного слоя
Эта однослойность «сверхнаполненных» лаков обуславливает некоторые особенности работы с ними.
Эти особенности начинают проявляться уже с момента приготовления лака. Дело в том, что UHS-лаки практически не требуют дополнительного разбавления. Вязкость этих материалов закладывается уже на заводе, при изготовлении, поэтому добавление разбавителя для таких лаков либо минимально (до 5%), либо не рекомендовано вообще.
А не рекомендуется этого делать вот почему. UHS-лаки обладают очень высокой тиксотропностью. Для таких толстослойных материалов это свойство критично важно: оно дает возможность при большой толщине нанесения избежать появления подтеков, особенно на вертикальных поверхностях. А если подтек все же сделать, он по мере высыхания как бы расправится, превратившись в почти незаметную плавную выпуклость.
Если же добавить в такой материал большое количество разбавителя, лак станет более жидким и его тиксотропность станет хуже, а значит риск возникновения наплывов и подтеков резко возрастает. Кроме того, избыток разбавителя приводит к более быстрому формированию поверхностной пленки при испарении, что может привести к закипанию лака.
Вторая особенность этих лаков проявляется в процессе сушки.
Во-первых, желательно, чтобы сушка (как и нанесение) UHS-лака проходила в условиях покрасочной камеры. Вообще, любой лак, высушенный в камере или ИК-сушкой, будет иметь более высокую прочность и выглядеть лучше, чем выдержанный в естественных условиях.
Если MS- и HS-продукты в гаражных условиях (при плохой вентиляции и отсутствии принудительной сушки) могут простить нам довольно много ошибок, то UHS-лаки в этом плане более капризны. Почему? Потому что у нас поверхности лежит один толстенный слой лака, и если мы его по всей толщине хорошенько не прогреем, набирать свою полную твердость он будет очень долго.
Второй момент. Перед началом сушки нужно сделать выдержку не меньше 15-20 минут с хорошим воздухообменом (в районе 20000 м³/ч), чтобы помочь растворителям испариться из такого толстого слоя материала. Если вентиляция будет плохой, растворители могут не успеть улетучиться из глубины слоя прежде чем сформируется поверхностная пленка, что опять же может привести к закипанию.
Такое часто бывает, когда маляр, не желая ждать окончания сушки, под конец смены нагревает камеру, а затем выключает ее и уходит домой. Он думает: зачем терять время, если машина и так «дойдет»? Но возвращаясь утром на работу, он с ужасом замечает, что лак закипел…
Отсутствие вентиляции не дало возможности растворителям вовремя улететь из слоя, они остались под пленкой, а затем в поисках выхода изрешетили ее. На вертикальных элементах этот дефект почти не проявляется, так как испарение на этих поверхностях идет не так интенсивно, а вот все горизонтальные (капоты, крыша) — испорчены.
Словом, UHS-лаки конечно хороши, они обладают феноменальной твердостью и прочностью, исключительно высоким блеском, но требуют уважительного отношения к себе.
С целью снижения трудоемкости процесса полировку таких лаков специалисты рекомендуют производить уже спустя час после сушки лака в камере при 60°С.
Правила работы с быстросохнущими (экспресс) лаками
Как можно понять из названия, главной характеристикой экспресс-лаков является высокая скорость их сушки. Эта их особенность повышает производительность ремонта, но не дает наносить такой лак на весь кузов — по причине короткого времени межслойной сушки и опасности появления «перепыла». Поэтому основная область применения таких лаков — быстрые ремонты 1-2 элементов.
Также быстросохнущие лаки востребованы в тех мастерских, где имеются проблемы с соблюдением температурных режимов и наличием пыли в покрасочном помещении. Быстрое подсыхание таких лаков «от пыли» дает возможность выполнять качественные ремонты без покрасочной камеры. Количество включений пыли, которые нужно заполировывать, при этом будет минимально.
При работе с быстросохнущими лаками прежде всего помните: эти материалы обладают очень непродолжительным «временем жизни». Поэтому разбавляйте «быстрый» лак только перед применением, ни в коем случае не заблаговременно. Только когда базовый слой подсох и готов к лакировке, можно приготовить лак и сразу же нанести его.
Нанося такой лак, внимательно следите за процессом. Поскольку лак сохнет очень быстро, важно качественно нанести первый слой (память первого слоя). Если он нанесен некачественно, вторым слоем исправить положение будет очень сложно, а иногда и невозможно.
Мы рассмотрели приемы работы с основными типами прозрачных лаков, которые сегодня применяются в авторемонте. О некоторых лаках, которые остались за рамками статьи (например керамических), мы будем говорить отдельно.
Подводя итог хотелось бы еще раз напомнить, что лак — это завершающий слой ЛКП, и по его внешнему люди часто судят о качестве проведенного ремонта в целом. В то же время лак является лишь частью лакокрасочного «пирога», а результат покраски зависит и от множества других моментов, например от качества нанесения слоя базовой эмали. Но об этом — отдельный разговор.