чем раньше стригли ногти
Как стригли в каменном веке
Образ древнего человека у нас во многом основывается на медиа или фантазиях художников. Что далеко не всегда соответствует тому, как могло быть на самом деле. Вспомнил, что у меня есть целый тег на тему того, как могли выглядеть люди древности и насколько это не соответствует представлениям. В этом теге есть тема про викингов (без выбритых висков и татуировок на лице, зато с модификациями зубов), про славян и киммерийцев со скифами. Планировал сделать подобное и по кельтам, но руки не дошли.
Говорить про то, что такое представление неверное, можно очень долго. И одеться они могли красиво и табу у них определенные были. А что там с косматобородатостью? Парикмахеров то раньше не было. И ножниц. Металл ведь не знали. На самом деле, это не беда. Немного освещал интересный способ бритья здесь. Можно посмотреть, как люди бреются с помощью острого камня, чему есть этнографические параллели.
Но самое главное, есть ведь изображения людей каменного века. Не реконструкции с предполагаемой шевелюрой или наоборот обезличенно-лысые модели, восстановленные по черепу. Не рисунки современных художников из разряда «ну так предполагается». А портреты людей, выполненные современниками.
Так, как хочется уделить особое внимание косматобородатости, женские портреты исключаются, хотя там тоже можно увидеть разнообразие причесок. Поможет в этом замечательный каталог палеолитических находок с антропоморфными изображениями за авторством Абрамовой
Абрамова З.А. Древнейший образ человека. Каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб.: Петербургское востоковедение, 2010.
Стоит учитывать, что огромное количество изображений людей каменного века выполнены вообще без признаков пола, весьма схематично. Местами в этой схематичности есть нечто современное. Вот это напоминает вообще какой-нибудь современный набросок.
Что до мужских портретов, то обычно о них пишут так:
«Бесспорные мужские изображения, засвидетельствованные наличием гениталий, а также бороды и/или усов, крайне редко встречаются в палеолитическом искусстве. Мужская фигура почти всегда дается худощавой и вытянутой в высоту, без каких либо преувеличений грудной клетки и ягодиц, характеризующих женский образ.«
И большая часть изображений неопределенного пола выглядит примерно так.
Долина реки Ариза
Замечание про худощавость мужчин и полноватость женщин, кстати, полностью коррелирует с антропологическими данными. Это не художественная особенность, а реальные черты. У меня как-то был отдельный пост про выводы антропологов о росте и массе людей каменного века, с таблицами, графиками, килограммами и сантиметрами. Вот этот. Таки да, мужчины были легкие и высокие, женщины поменьше и потолще.
Но вернемся к волосам. При таком подходе, когда бесспорно мужскими признаются лишь изображения с усами/бородой и фаллосом, казалось бы, узнать что-то о прическе, отклоняющейся от этого стандарта маловероятно.
Хотя при этом есть изображения, например, с короткой бородой и недлинными волосами.
Тем не менее, будет интересно взглянуть на некоторые лица из Ла Марша. В реальности они выглядят примерно так:
Но дальше пойдут зарисовки археологов на основе этих изображений.
Мужчина с пышной бородой и короткой прической.
По бокам две явно мужские бородатые фигуры, один с лысиной и средней длины волосами, второй с короткой прической и аккуратной бородкой.
Вот эта примечательна. Тут двое мужчин. Один бородатый с короткой прической, второй безбородый (или с очень короткой бородой), но зато сразу с фаллосом, не оставляя сомнений в половой принадлежности.
А у этого персонажа либо коротко подстрижены, либо сбриты усы. Впрочем, их могли и просто не изобразить.
Это далеко не полный перечень находок. Интересующихся отсылаю к каталогу Абрамовой.
Короче, судя по всему, растительность на голове и в каменном веке была вариативна. Возможно, ее форма подчинялась какой-то изменчивой моде, а может была продиктована какими-то строгими нормами и правилами. Это мы вряд ли когда узнаем.
Какой была гигиена первобытных людей: Тайны, открытые могилами каменного века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вот чем руководствуются те, кто пытается восстановить, как ухаживали за собой люди каменного века. Могилы каменного века. Болотная мумия родом из мезолита. Народы, быт которых развивался медленно, изолированно, в условиях, когда так и не была изобретена технология обработки металлов и письменность. Их иногда называют народами, застрявшими в каменном веке, но на самом деле они прошли свой путь развития, когда медленно изменялись быт, обычаи, законы, мифология и искусство — и даже потихоньку продвигались технологии.
Не все люди каменного века воняли
Конечно, там, где было холодно зимой или почти всё время, не было никакой возможности мыться круглый год. Но в большинстве культур людям нравится плескаться в воде, особенно летнюю жару, и нет причин думать, что в каменном веке они не испытывали удовольствия, плавная летом в реке или озере.
Был и другой аспект. Кровь во время регул могла привлекать запахом хищников и насекомых, и в интересах женщины было поддерживать какую-никакую гигиену. Что касается мужчин, то в их обязанности входила охота (впрочем, мелкой охотой занимались в племени буквально все), и важно было не спугнуть добычу человеческим запахом.
Для этого мало было подойти с подветренной стороны, следовало или смыть запах, или, в крайнем случае, перебить его более сильным, вроде запаха падали (так делают собаки). Однако абсолютное большинство людей, в самых разных культурах, терпеть не могут запаха падали — вероятно, и в каменном веке охотники предпочитали хорошо помыться или даже соскребать пот и грязь с тела (как делали, например, в небогатой пресной водой Древней Греции), заглушив остатки человеческого запаха каким-нибудь жиром. Возможно, смешанным с размятыми травами, чтобы пахло приятно и для добычи, и для охотника.
В каменном веке ухаживали за волосами
Есть множество племён, которые любят описывать как «дикие» и «первобытные», и ни в одном люди не оставляют свои волосы без внимания. Их или обрезают (для этого не нужны железные ножницы — каменные ножи бывают очень острые и тонкие, только не такие долговечные, как стальные), или заплетают разными способами.
Люди каменного века могли составлять из кос даже сложные причёски — им известен был принцип плетения как таковой с вероятностью, которая стремится к ста процентам. То есть они, скорее всего, плели верёвки, силки из верёвок, корзины и, может быть, детали одежды или коврики. Ничто не мешало им заплетать косы, от одной или двух самых простых, до настоящих причёсок из косичек на праздники.
Кроме того, даже обезьяны распутывают друг другу шерсть и выбирают из неё насекомых. Скорее всего, точно так же поступали друг с другом и люди каменного века.
В каменном веке чистили зубы
Практически у всех найденных скелетов каменного века на зубах есть продольные бороздки — характерные следы постоянного использования зубочисток. Кроме того, для очищения зубов могли использовать плоды вроде яблок, разжёвывание волокнистых растений (что используется и в наше время) и жевание смолы. А вот чего не докажешь, так это полосками ли тогда люди рот.
Зато известно, что по крайней мере в некоторых местах люди лечили зубы — выскребали повреждённую часть и залепляли отверстие пломбой из смолы, смешанной с волокна и растений и человеческими волосами. Ничего удивительного — ведь уже в письменные времена в империи инков делали сложные и точные операции каменными инструментами.
В каменном веке носили одежду
И не только набедренные повязки. Ткать научились в неолите, одном из периодов каменного века. И ткали именно с целью производства одежды. А вот вязание, хотя оно и кажется технически более простым, придумали позже, в медный век.
Кроме того, судя по могилам и древним статуэткам, люди изготавливали довольно сложную одежду из шкур. И, скорее всего, стирали её — из тех же соображений, из которых им логично было мыться.
А ещё в каменном веке любили наносить узоры на много разных вещей и знали, что такое естественные красители. Вероятно, многие люди в каменном веке наносили узоры и на свою кожу и лицо, в том числе для того, чтобы выглядеть красивей.
В каменном веке не ходили с длинными когтями
Длинные ногти очень неудобны в быту, они за всё задевают и могут из-за этого болезненно сломаться. Если смотреть на письменную историю, то длинные ногти в прошлом были уделом тех, у кого есть рабы и слуги. В каменном веке вряд ли много людей могло избежать работы руками каждый день (и вряд ли кому нравилось срывать ноготь).
Скорее всего, ногти на руках или подрезались ножом, или обкусывались, или, как делали цыгане двести лет назад, стачивались о плоский камень. Ногти на ногах тоже, по видимости, обрабатывались.
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Уход за ногтями в Древней Руси
В Древней Руси считалось, что стричь ногти можно только в четверг. В любой другой день эта безобидная, в общем-то, процедура обязательно навлечет на человека несчастья – вплоть до вмешательства в его судьбу нечистой силы. И по сей день в некоторых российских деревнях придерживаются древнего правила и стригут ногти только по четвергам.
Остриженные кусочки ногтей необходимо было сжигать или выбрасывать в воду, чтобы исключить наведение порчи на их бывшего «владельца». Похожим способом наши предки «лечили» больных: в Древней Руси верили, что если остриженные ногти сжечь, а пепел закопать, то болезнь отступит.
Было еще и такое суеверие: чтобы защитить себя от сглаза, человек должен посмотреть или плюнуть на свои ногти.
Кроме того, древние славяне не разрешали пастухам стричь ногти во время пастбищного сезона, а белорусы приносили свои ногти и волосы в жертву лешему и домовому.
В Древней Руси гигиене и уходу за кожей уделяли большое внимание. Поэтому косметические «ритуалы» чаще всего проводились в бане.баня являлась неотъемлемой частью в древнерусском государстве.
Конечно, в силу климатических условий банные процедуры у нас носили несколько иной характер, но, что самое важное, они являлись неотъемлемой частью жизни всех слоев общества. На Руси в баню ходили все Русская баня была неотъемлемой частью быта древней Руси, и издавна считалась замечательным средством врачевания[1]. Баня была самым чистым помещением в усадьбе. Вот почему наряду со своим прямым назначением она использовалась и как место, где принимали роды, осуществляли первый уход за новорожденным, вправляли вывихи, делали кровопускание, проводили массаж и «накладывали горшки», лечили простуду и болезни суставов, растирали лекарствами, сваренными из трав, масел и пр. Спустя столетия выдающийся российских врач и акушер Н.М. Максимович-Амбодик писал: «Русская баня до сих пор считается незаменимым средством от многих болезней. Во врачебной науке нет такого лекарства, которое равнялось бы силою…бане»[2]. Даже в те далекие времена, когда еще не было представления о парфюмерной промышленности, у жителей Руси уже существовала гигиеническая культура, возникшая параллельно с народной медициной.. Пока Россия регулярно мылась, «немытая» Европа изобретала все более сильные духи, о чем рассказывает знаменитая книга Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Для сохранения не только здоровья, но и молодости, красоты рекомендовалось умеренность в питании, омовения в водоисточниках, в том числе и целительных, применение водяных, паровых, суховоздушных бань. Новорожденного ребенка купали в теплой воде с небольшим количеством щелока на соломенной золе. При опрелостях и сыпях использовали присыпку из растолченного мела или растертого в порошок каменного кирпича. Наибольшее распространение в народной косметике и личной гигиене имели листья ромашки, зверобой, подорожник, чистотел, лопух, дубовая кора, крапива, мята и др. Рекомендации об их применении до сих пор сохранились в отдельных травниках и лечебниках. Настои растений применяли в виде умываний и протираний, ванн, примочек. Мудрость многих поколений способствовала обогащению и развитию этого поистине народного метода лечения.
Английский посланник Дж. Флетчер с нескрываемым изумлением писал в своем очерке «О государстве русском»: «Они ходят два или три раза в неделю в баню, которая им служит вместо всяких лекарств. Вы нередко увидите, как они для закалки тела выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окатываются холодной водой даже в самый сильный мороз»
Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь. Врачеватели-знахари назывались волхвами, ведунами, кудесниками, ведьмами.
Откуда взялось выражение «дойти до ручки»?
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Чем раньше стригли ногти
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
История маникюра. Часть II. 15-17 века
В период Средневековья время маникюра, как и других косметических процедур, еще не пришло.
Интерес к красоте ногтей возник в эпоху Возрождения среди представительниц европейской знати. Они не покрывали ногти цветом, но заботились об их форме, как и о состоянии кожи рук.
Дурным тоном считалось окрашивать ногти в яркие тона, поэтому, даже если ногти и покрывали каким-либо цветом, то популярны были неброские оттенки. Также отдавалось предпочтение естественной длине ногтей: в моде были короткие ногти.
В Европу, в частности во Францию, которая считается законодательницей моды в косметологий, первые косметические средства по уходу за ногтями были завезены только в 1565-1966 годы, во времена правления Екатерины Медичи. С 1566 года обязательным было появляться при дворе с накрашенными лицами и белыми завитыми волосами. А ногтям придавалось особое значение из-за постоянных эпидемий и различных болезней. Дамы стригли ногти очень коротко, и вся процедура маникюра заключалась в чистке ногтя и полировке его до зеркального блеска специальной дощечкой, которая была обернута замшей.
Тогда же француженки начали пользоваться лимонным соком для придания прочности ногтям.
Женщины не могли носить длинные ногти и красить их в яркие, неестественные цвета, так как это считалось дурным тоном. Стоило только женщине обратить на себя внимание на улице, как её тут же обвиняли в колдовстве.
В эти времена свирепствовала инквизиция, и считалось что длинные ногти один из признаков поклонения дьяволу. За длинные ногти красавицу могли отправить на костер, как за колдовство и ворожбу.
В 17-ом веке восточные женщины ухитрялись окрашивать ногти, вкалывая специальные растительные красители в зону матрицы ногтя.
И еще одним ярким пятном этого периода стали традиции маникюра южноамериканских инков, наносивших на ногти узоры с изображениями орла. Можно сказать, что популярный сегодня nail-art родом как раз из тех времен.
Чем раньше стригли ногти
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
История маникюра. Часть I. Античные времена
Я как-то публиковала статью о всевозможных «агрегатах красоты», ну а как же развивалась история маникюра и на какие ухищрения шли люди для придания рукам ухоженного вида в разные времена?
Тема получилась большой по объему, я разобью её на несколько частей и начну из глубины веков с древних государств.
Точно происхождение маникюра не определено, но известно достоверно, что уже больше трёх тысяч лет назад и в Древнем Египте, и в Древнем Китае маникюр был самым обычным делом. Стремление к красивым и ухоженным ногтям прослеживается в различных культурах во все эпохи и у всех народов, начиная от глубокой древности и до наших дней. Первый из известных маникюрных наборов датируется 3200 годом до н.э.: инструменты, изготовленные из литого золота, были найдены в халдейских захоронениях в южной части развалин Вавилона.
В Древнем Египте хранителями рецептов косметических составов по уходу за ногтями были жрецы. Люди, умеющие ухаживать за ногтями, пользовались особыми привилегиями, об этом можно судить по гробницам придворных косметов, которые были наполнены различными драгоценностями.
По цвету ногтей можно было определить социальный статус человека. Только высшей знати позволялось окрашивать ногти всем оттенкам красного, оранжевого (иногда зелёного) цвета. Рабы же красили ногти только в бледные, пастельные тона. для изготовления паст, которыми египтяне окрашивали ногти (а также руки и ступни), использовались растительные компоненты (чаще всего предпочтение отдавалось хне).
Царица Египта Клеопатра использовала обычную хну для окрашивания своих длинных ногтей в терракотовый.
Клеопатра создала первую энциклопедию о косметике в загадочной стране пирамид и фараонов. Именно там за несколько лет до нашей эры создавались и совершенствовались косметические средства и лаки для ногтей. Эти рецепты использовались во всём мире в различные времена.
Ещё в давние времена, когда властелинами мира были мужчины, для маникюра не существовало различия между полами. Кто сказал, что цветные ногти это лишь символ женственности? Цветные ногти также являлись одним из главных атрибутов и были вроде униформы для ассирийских и римских воинов: перед боем они подстригались, красили ногти и губы.
Деревянный сундук для косметики, из Некрополя. Древнее царство (27-22 г. до н.э., Египет)