чем раньше пользовались вместо прокладок
Чем раньше заменяли прокладки и туалетную бумагу: 5 изобретений средств личной гигиены
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Туалетная бумага
Наши предки проявляли недюжинную фантазию, чтобы осуществить гигиеническую процедуру после справления нужды. Древние римляне использовали специальную губку, закрепленную на палке. Затем ее отправляли в чашу с соленой водой до следующего раза. Суровые викинги довольствовались шерстяными комками, а коренные американцы пользовались кукурузными початками и крупными листьями различных растений. Французская аристократия в свойственной ей величественной манере подтиралась кружевными лоскутами или льняными тряпками. А для писателя Франсуа Рабле приятнее всего был живой утенок.
2. Расческа
3. Презерватив
Примерно три тысячелетия до н.э. царь Древнего Крита Минос пользовался рыбьим пузырем, чтобы защищаться от ЗППП во время плотских утех. По некоторым предположениям римляне изготавливали контрацептивы из мускульных тканей погибших воинов. Египтяне еще 1000 лет до н.э. приспособили для любовных дел льняной мешочек с ленточками-завязками, чтобы презерватив не спадал в процессе. Подобное изобретение разошлось по всему миру и использовалось еще около 2500 лет.
В XV веке в средневековой Европе разразилась эпидемия сифилиса, и презервативы стали как никогда популярны. До этих пор люди не подозревали, что мешочки защищают не только от венерических болезней, но и предотвращают беременность. Однако уже к концу века придумали специальный химический раствор, в который окунали кончик льняного контрацептива, ждали, пока он высохнет, а лишь затем использовали по назначению. Это были первые спермициды (вещества, разрушающие сперматозоиды), которые содержатся и в современных презервативах.
В 1839 году американец Чарльз Гудьир открыл вулканизацию резины, за счет которой каучук превращался в износостойкий эластичный материал. Благодаря этому изобретению уже в 1844 году появились резиновые контрацептивы. А в 1919 году создали латексные кондомы, эластичные и без резкого аромата. Спустя почти сорок лет изобрели и презервативы со смазкой.
4. Прокладка
Спустя столетие тканевые прокладки заменили на одноразовые ватно-марлевые. Такие изделия стали массово производить и продавать в 20-х годах, рекламируя их в женских журналах. Ватно-марлевые прокладки крепились к белью булавками и специальными веревочками завязывались на талии. Первые тампоны создали в 1936 году, но популярными они стали только под конец 60-х. Через десять лет появилась липкая лента, благодаря которой гигиеническое средство можно было закреплять на нижнем белье. А в 90-х придумали абсорбирующий гель для впитывания выделений.
5. Зубная щетка
Гигиена ротовой полости заботила древних людей не меньше, чем наших современников. В египетских саркофагах, которые датируются третьим тысячелетием до н.э., обнаружили первые подобия щеток для чистки зубов. Ими были деревянные веточки с распушенными концами. Первое подобие современной щетки создали в Китае в 1498 году. Китайцы брали бамбуковую ручку и крепили к ней прочные щетинки с загривка сибирского вепря. Правда, чистили зубы тогда «на сухую», без каких-либо паст и порошков.
Гигиенические средства помогают не только ухаживать за телом, но полезны и для бытовых дел. Прочтите о скрытых возможностях прокладок и тампонов, которые выручат в разных ситуациях дома и на природе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Кровавая история: как раньше женщины справлялись с менструацией
Начнем с того, что месячные в древности и сейчас — немного разные явления. В первую очередь потому, что устойчивый цикл был скорее редкостью, чем нормой. Плохое питание и недостаток витаминов приводили к нарушению гормонального баланса, а это, в свою очередь, приводило к нарушению менструального цикла. Месячные могли и вовсе прекратиться, если женщина была сильно истощена.
Тампоны и Древний Египет
Очень часто в интернете можно встретить утверждение, будто бы тампоны были известны еще древним египтянам. История менструации описывалась в некоторых летописях, фрагменты которых дошли и до наших дней. Упоминают в этом контексте и Гиппократа, «отца медицины», который якобы упоминал небольшие деревянные палочки, обернутые в мягкий лен, которые женщины вставляли во влагалище.
Доктор Хелен Кинг, которая посвятила изучению менструаций в историческом разрезе много лет, утверждает, что оригинальная цитата Гиппократа так и не была найдена, а миф широко использовался в рекламных кампаниях известных брендов — производителей средств личной гигиены для женщин. Менструация в прошлом, описываемая Гиппократом, могла оказаться выдумкой современников.
То же касается и утверждений о тампонах в Древнем Египте и Греции. А вот свидетельства того, что римлянки крепили на белье subligaculum — впитывающие хлопковые прокладки — имеются. Менструация в прошлом, судя по всему, обязала женщин самостоятельно придумывать себе средства защиты от протечек в критические дни.
Средневековье
Менструация в древности заботила женщин, это бесспорно. Но как они справлялись с ней? Если очень коротко ответить на вопрос, что делали женщины вплоть до XIX века во время месячных, то ответ будет такой: ничего. Большая часть европеек не носили белья, так что и крепить ткань было некуда.
Впрочем, исключения тоже имелись. История менструации гласит, что альтернативным методом «для богатых» были тряпичные «прокладки», которые крепились между ног с помощью специального пояса, который крепился вокруг талии. Например, нам известно, что Елизавета I, королева Англии, владела тремя черными шелковыми поясами.
«Цивилизованный» подход к своей гигиене предполагал также кусочки ткани, которые засовывали во влагалище, чтобы приостановить кровотечение. Но как в большинстве своем женщины справлялись с менструацией? Они просто позволяли крови вытекать из себя естественным путем. Это, судя по всему, если верить записям, никого не удивляло.
Лаура Клостерман Кидд (Laura Klosterman Kidd), эксперт по этому вопросу, изучила 17 женских дневников и писем с рекомендациями, что паковать с собой в поездку. Она не встретила ни одного упоминания предметов, которые хоть чем-то могли облегчить жизнь женщины в этот период. История менструации покрыта тайной, как же все-таки женщины с ней справлялись.
Ничего не изменилось. Менструация в средневековье игнорировалась женщинами, никаких особых приспособлений создано не было. Немецкий доктор в 1899 году писал: «Это совершенно омерзительно — кровить на свою сорочку, а затем носить ее от четырех до восьми дней, это может легко привести к инфекциям».
Пошла давить калину: как справлялись с месячными русские (и не только) женщины
Если задать в пространство в интернете вопрос, как женщины в стародавние времена справлялись с месячными, можно получить ответ сразу от большого количества незнакомых мужчин. Эти мужчины рассказывают удивительные вещи. Например, что прежде у женщин не было месячных, когда они случались — считались болезнью.
А всё потому, что девочек выдавали замуж при первых признаках половой зрелости, а в браке женщина уже либо беременная ходила, либо ребёнка кормила — в общем, неоткуда месячным взяться. Те же мужчины, которые верят в месячные у древних женщин, выдвигают ещё одну версию — что они, мол, силой интимных мышц удерживали кровь, пока не придёт пора сходить в туалет.
Как говорится, когда женщина хочет похохотать, она спрашивает у мужчины, что такое клитор и где его найти. Похоже, так можно развлекаться на многие разные темы: мужское самомнение в сочетании с мужским невежеством относительно человеческого организма очень часто заставляют смеяться. до слёз.
Ответ на то, знали ли древние люди о месячных, дают нам археологи. Одна из самых старых культурных находок — палочки с зарубками, «календари». На одних таких календарях цикл по двадцать четыре дня, на других по двадцать восемь, и так далее, и долгое время это объяснялось тем, что первобытные люди, пытаясь считать время по луне, всё время сбивались.
Но уже в двадцатом веке появился женский глянец и учёные-женщины, и в научный мир проникла информация, кто и зачем ведёт календарики по двадцать четыре, двадцать восемь и так далее дней. Да-да, уже в каменном веке женщины следили за своим менструальным циклом.
А фольклористы, когда их ряды пополнились женщинами, узнали ещё и много шуток, примет и обычаев, связанных с менструациями, особенно самыми первыми, после которых девочка часто приобретала новый статус и сталкивалась с новыми требованиями.
Месячные были постоянной составляющей жизни женщин в прошлом. Да, крестьянки часто рожали, но среди них много было, например, солдаток и вдов, а девочек выдавали замуж сильно не сразу. Семье и самой нужны были рабочие руки.
Краски пришли!
Как реагировали на месячные и как справлялись с гигиеной в русской деревне? Прежде всего, надо поминать, что средней, «сферической в вакууме» русской деревни не существовало. Свои обычаи были на западе, на севере, на юге и на востоке — часто в соседних губерниях бытовые ухватки серьёзно различались, в том числе потому, что в разных местах русские деревни находились под влиянием разных финно-угорских и тюркских местных народностей, а ещё — различался климат и, вследствие, доступные ресурсы. Можно говорить только о самых распространённых обычаях и бытовых привычках.
Сами месячные в русской деревне называли чаще всего «красками». По понятным причинам — они длятся несколько дней, потому прямо-таки просят множественного числа, и они окрашивают (одежду). Бытовали и эвфемизмы, вроде «калину пошла давить». Во многих местах красный цвет в одежде девушки и женщины допускался только в том возрасте, когда у неё уже или ещё были менструации — то есть красная вышивка была обозначением фертильности.
Причём это касалось и мужчин: часто горожанки, выписывая из деревни бабушку сидеть с внуками, сталкивались с тем, что бабушки были категорически против красных рубашек или штанишек для маленьких мальчиков.
Поскольку мужская фертильность сохраняется дольше, то пожилые мужчины не отказывались от красного вовсе, а переходили к более тусклым его оттенкам. Вот почему советские дедушки так часто ходили в розовых рубашках. Всё это, конечно, давно не осознавалось и сохранилось в виде представлений о том, что прилично или неприлично в разные возрасты.
Если у женщины в русской деревне подрастала дочь — мать заранее готовила сарафан, рубашку или, реже, понёву с красным цветом в окраске. До поры дочери эта одежда не выдавалась. Заметив красные пятна на детской рубашонке девочки, мать отвешивала ей две пощёчины, румяня щёки — чтобы, мол, вся кровь не вышла, а затем выдавала одежду. Иногда в одежду полагалось впрыгивать с лавки, пока мать держит её распяленной. Такая вот короткая женская инициация.
Впервые увидев девочку в «красной» одежде, женщины деревни, особенно родственницы, подзывали её для небольшого угощения, а мамина кума — чаще всего крёстная девочки, но порой кумой звали женщину, с которой «покумились-посестрились» — дарила ей красные бусики или другой маленький подарок. Часто именно крёстная, а не мать, объясняла девочке, как соблюдать гигиену в её состоянии.
Естественно, во время менструаций девочки и женщины бегали подмываться в баню. Более того, вне бани это считалось опасно делать — она была особенным местом, со своей магией. Для защиты одежды пользовались пояском, которым прикрепляли между ногой старую вытертую-перевытертую рубашку или, реже, настолько же истрёпанное полотенце. Всё это старались стирать и использовать многоразово, притом хранить дома ткань с кровавыми пятнами запрещалось — не к добру.
Конечно, отбежать подмыться и перемениться было не по силам во время летней страды, когда от зари до зари каждый, женщина ли, мужчина ли, ломался в поле, спешно убирая урожай. Но нагрузка при этом была такая, что у многих девочек и взрослых баб месячные на это время просто пропадали. Самым крепким, увы, приходилось просто страдать, навёртывая на себя в жарищу дополнительные слои ткани и не имея возможности до позднего вечера обмыть себя водой.
А как у других?
Жительницы севера — шведки, норвежки, финки, саамки и многие другие — самостоятельно делали что-то вроде прокладок из очень нежной части бересты, снятой тонкой стружкой, овечьей шерсти и, конечно, сухого белого мха. А вот сухой травой, как бывает в фэнтези, практически никто и нигде не пользовался — она выразительно шуршала бы и трещала бы при ходьбе, а женщины старались не обращать внимания мужчин на своё состояние. Ведь мужчины довольно агрессивно к нему относились.
Таких же взглядов придерживались, как ни странно, в Викторианской Англии. Врачи уверяли, что вытекающая кровь — попытка организма избавиться от накопившихся ядов. Каким образом женщина умудрялась столько яда выработать за месяц, оставалось только гадать.
В общем, нежные викторианские дамы кровь не останавливали тоже, только со стороны это было труднее заметить, чем у горянок из Карпат. Кровь впитывалась в развесистые панталоны и нижние юбки, а на случай, если бельё не справится, одежду в дни регул надевали тёмную, немаркую, тем более, что коричневая ткань вообще была очень популярна для ежедневных нарядов.
Однако панталоны распространились только в девятнадцатом веке. А до того женщины Англии, практически как в России, пользовались менструальными поясами — удерживали ими между ног какую-нибудь ткань. Кстати, сохранились менструальные пояса Елизаветы I. Они сделаны из чёрного шёлка.
Индийки (некоторые) и цыганки тоже пользовались в гигиенических целях нижними юбками. Только они их подворачивали на манер шаровар — если шаровары делать из юбки, то в паху образуются мягкие толстые складки ткани, отлично задерживающие и впитывающие кровь и притом не натирающие нежных мест и не ограничивающие подвижность.
Китаянки пользовались простёганными прокладками из неокрашеного шёлка или мягкими сортами бумаги — для гигиенических целей продавались толстые рыхлые листки, и использовались они не только в туалете. Японки тоже складывали бумагу, только штанишек они не носили, и им приходилось сочетать этот способ с гигиеническим поясом.
На Ближнем Востоке и в Северной Африке местами использовались менструальные подушки, набитые шерстью — женщины буквально сидели на них весь день, давая подушкам впитывать кровь, а затем уничтожали в огне. В Средней Азии в преддверие влагалища помещали шарики мытой овечьей шерсти или надеялись на многослойность одежды: от подмывания до подмывания (которые часто происходили в холодных ручьях или арыках) лишнее впитается в нижние штаны.
Дни изгойства
К сожалению, представления о том, что вытекающая без ранений кровь или ядовита, или нечиста в мистическом смысле, серьёзно осложняли жизнь женщины во время регул. Так, фабричных работниц в случае, если они имели дело с едой, отстраняли от работы в неоплачиваемый отпуск — мол, нечего яды вокруг себя распространять. Во многих местах женщине запрещалось есть за одним столом с остальными, если у неё менструации.
Этот обычай среди крестьян Европы привёл к тому, что в бретонских, например, деревнях женщина всегда ела стоя. Одной из причин, почему женщина не садилась за обеденный стол, была стыдливость — ведь тогда каждый сможет понять, есть у неё сегодня месячные или нет. Если же она каждый день не садится за стол, никто не задумывается, почему сегодня она ужинает на ногах.
В русской деревне женщине во время менструаций часто запрещалось замешивать тесто на хлеб и нарезать уже готовый. Там также часто девочка или женщина не допускалась за стол в «красные» дни, но до того, чтобы заставлять её есть стоя, дело не доходило.
Во многих архаичных обществах до сих пор можно встретить такое крайнее проявление страха перед менструациями, как изгнание девочек и женщин в менструальные хижины. Иногда речь идёт о довольно больших сооружениях, где одновременно проводит время несколько человек, ухаживая друг за другом и совместно приготовляя пищу. Но чаще девочкам приходится проводить время по одной, по две в хлипком сооружении и соблюдая жёсткий пост, чтобы месячные закончились поскорее.
Этот обычай то и дело становится причиной несчастных случаев — например, в Непале одна девушка задохнулась, пытаясь развести огонь, чтобы спастись от ночного похолодания. Погибают в этих хижинах и по другим причинам, вплоть до нападений мужчин, которые в другое время якобы боятся месячных.
В некоторых обществах с первой менструацией девочку отсылали в специальную хижину на несколько лет. Это обязательно было какое-нибудь очень некомфортное сооружение — например, такое, чтобы девочка не могла выпрямиться во весь рост или, напротив, стоять могла, но пройтись было негде, да и спать вытянувшись — затруднительно. Порой не давали ухаживать за волосами, так что они сбивались в колтун, или менять одежду.
Выпускали девочку только когда ей находился жених. После несколько лет сводящего с ума безделья и физического дискомфорта тяготы и хлопоты замужества воспринимались девушкой чуть ли не как облегчение.
Есть версия, что именно к таким инициационным хижинам относится мотив принцессы, заточенной в башне, которая с радостью выходит замуж за первого мужчину, освободившего её оттуда. А также мотив о живущих где-нибудь в горах или другом труднодоступном месте подружках или сёстрах, одну из которых крадёт замуж герой сказки.
На этом фоне яркими исключениями кажутся и бусы от крёстной, и праздники, которые устраивали всем племенем для девочек во время первых месячных многие коренные американцы. Кстати, последний обычай давно уже влился в белую культуру США — в наши дни никого не удивишь тем, что, празднуя первую менструацию, родители девочки заказывают ей специальный торт и дарят символические атрибуты взрослой женской жизни, вроде кружевного белья или яркой помады.
Удивительнее то, что так же отмечали менархе (первые месячные) дочери многие выросшие в СССР женщины, которые даже не задумывались над тем, что продолжают обычаи русской деревни: помада как замена румянцу от пощёчин, «взрослые» трусы — замена сорочки с красной вышивкой, и разве что красные бусы остались давно в истории.
Куски простыней и никаких жалоб на месячные. Как жили молодые женщины до эпохи прокладок
Истории о том, какова была жизнь женщин двух поколений до одноразовых прокладок при месячных. И немного о современных средствах гигиены.
Прокладки – это удобно, практично, но не очень экологично. И при этом сложно точно оценить, насколько мобильнее стали женщины с появлением этого средства гигиены, как и сложно представить (нам, новому поколению) повседневную жизнь во время месячных раньше. Какой она была, мы узнали у женщин двух поколений. А они рассказали, что ещё 25-30 лет назад в их небольшом райцентре прокладки всё ещё были доступны не всем, и женщины справлялись без них.
Мы не называем имён, потому что содержание интервью для героинь личное, а истории – общие для всех женщин того периода.
При ходьбе ноги натирало до кровоточащих ран
Какие-то первые [прокладки] появились, когда я была уже в университете и жила в общежитии. Они были внутри ватные и толстые, но это всё-таки были прокладки, одноразовые, которые можно было выбрасывать.
А так пользовались марлей, которую складывали во много раз, клали внутрь вату и прикалывали к трусам спереди булавкой. Конструкция получалась воздушная, огромная и неудобная. Но это не было самой большой проблемой. Намного хуже то, что марля – материал, который становится очень жёстким, когда на нём засыхает кровь. При ходьбе ноги натирало до кровоточащих ран, а ведь и без этого больно и дискомфортно.
Меняли эти “прокладки” обычно дома, так как в школе было стыдно таким заниматься, да брать с собой ещё один такой комплект было достаточно проблематично, ведь всё было очень дефицитно, и марлю обязательно нужно было стирать.
Поэтому марлю с ватой утром меняли на чистые, целый учебный день всё лило, подсыхало, и к концу учебного дня всё превращалось в твёрдую корку. С этим всем нужно было ещё дойти до дома. И вот это было самое ужасное. До дома, бывало, шла полуприсевше, ведь больно, ноги так сильно тёрло, что вместе составить их было невозможно.
А ещё была трагедия: вата ведь напитывается жидкостью и течёт дальше, никакого клеёнчатого слоя нет. В школе, бывало, встаю со стула, а на стуле не то что кровавое пятно – кровавая лужа. И потом с этим сидишь, никуда не ходишь и ждёшь, пока все уйдут домой, чтобы встать, вытереть стул тряпкой и пойти домой. Но это был просто кошмар.
Прокладки раньше и сейчас
Потом, уже в общежитии, мы больше пользовались старыми простынями. Рвали на куски и складывали.
Не знаю, чем пользовались взрослые женщины, мне как мама показала, когда у меня начались месячные лет в 13-14, так я и делала, мыслей усовершенствовать эту конструкцию не возникало. Ну, и это ведь сейчас просто так рассуждать, исходя из того, что есть готовые прокладки, почему бы не подложить что-то непротекаемое. А на тот момент даже мысль такая не посещала, потому что не было с чем сравнить.
Как жило поколение старше, я даже подумать не могу.
Ох, вспомнила, как моя подруга рассказывала об опыте своей мамы 48-го года рождения. Понятно, подробно это не обсуждалось, но она говорила, что были такие растения, вроде бешеного огурца, которые высыхают и становятся похожими на губку. Вот эту губку тоже использовали как прокладки.
Спасались как могли.
Прокладки уже были, но, наверное, у нас просто не было денег на их покупку. Помню, как ездила в лагерь в лет 16 с кучей тряпок (1996-1997 год). Стирала их, сушила, пряча под полотенцем. Было так неловко!
Фотоинструкция
Мы озадачились целью сделать “прокладку”, как нам объясняли во время интервью, и в итоге отсняли инструкцию. Для изготовления такой самодельной прокладки использовался один метр квадратный марли, сложенный вдвое.
Как сделать прокладку из марли
Сейчас всё свободно, а тогда было совсем по-другому. Было стыдно
Ватой мы не пользовались, мы использовали старые ткани. Вата сбивалась комами, а у нас же плавок не было, нечем было поддерживать. Таких плавок, как сейчас, не было – были панталоны. Шорты, но с резинками на ногах. Единственная поддержка была – если тряпка упадёт, так хоть не выпадет. А так зажимали между ног тряпочку, ходили, как получалось. Потом тряпки стирали и кипятили.
Позже уже, когда появились чулки, они крепились на пояс, и этими поясами панталоны подтягивали и поддерживали, тогда возможно было хоть немного больше движения.
И тогда ж это было так интимно, это не обсуждали. Это сейчас говорят, что, мол, вот у меня живот болит. А тогда ведь это всё скрывали, чтобы никто не дай бог не узнал, никто не увидел, не подумал.
И часто простыни пачкались, но это ладно, простынь можно постирать, а матрасы почистить как? Я когда в общежитии жила, всегда стелила под простынь газету. Тогда ещё не было целлофана, не было пластика. Медицинские клеёнки уже были, но а где их было взять? А кровь легко отмывалась, пока свежая.
Те четыре дня были выброшены из жизни. На велосипеде не покататься, не побегать… Но, опять же, только б никто не узнал. Про отпроситься с физкультуры и мыслей не было.
В школе у нас была деспотичная учительница физкультуры. Как она над нами издевалась! Вот на лыжах идёт девочка, но не может же, видно, что нехорошо ей. А эта учительница ей: “Быстрее иди, что ты как корова!” Было ужасно.
Как в техникум пошла, нам давали освобождение от физкультуры на этот период. Но это ж стыдно как! Всё равно посещать занятия надо было, но можно было не заниматься, а просто сидеть. Никогда этим не пользовались, очень стыдились.
А первые прокладки в аптеках уже в 90-е были. Но подойти купить было тоже очень стыдно. Как и презервативы. Сейчас всё свободно, а тогда было совсем по-другому. Так я ни разу прокладками магазинными и не пользовалась. Только в 95-м невестка привезла мне тампоны из Германии. Вот так в конце уже пользовалась ими, а на смену – всё равно тканью.
Вместо стыда за менструацию – стыд за прокладки
Так выглядели будни женщин, когда одноразовые прокладки ещё не стали обычной частью повседневной жизни. Безусловно, сегодня уже нет необходимости терпеть, если что-то натирает или подтекает, как в историях выше. Более того, новые средства гигиены дали женщинам свободу двигаться так, как удобно, и делать это в любое время.
Но появилась другая проблема: одноразовые средства гигиены загрязняют окружающую среду, это тонны мусора. В Беларуси, по подсчётам инфопортала Ecoidea.by, ежегодное количество такого мусора составляет примерно 920 тонн.
Экологичной альтернативой привычным средствам гигиены являются многоразовые прокладки, менструальное бельё и менструальные чаши. Если пользоваться ими, то не образуется так много мусора, и для части женщин они на порядок удобнее одноразовых средств гигиены.
Но у этих предметов тоже есть недостатки. Например, тканевые прокладки и бельё надо постоянно стирать, к тому же они стоят дороже одноразовых прокладок.
Чаши же имеют ряд медицинских противопоказаний и подходят не всем, и тоже требуют ухода. Гинекологи рекомендуют кипятить чашу после каждого использования, а не только в начале и конце цикла, как это советуют производители.
В плане гигиеничности одноразовые прокладки тоже не панацея. Они не пропускают воздух, могут вызывать раздражение и быть источником источником инфекций, так как их производство не стерильно. Считается, что у 60% женщин заболевания репродуктивной системы связаны с неправильным применением и использованием гигиенических прокладок плохого качества.
Все те же недостатки характерны и для тампонов. Самое страшное, что несут в себе тампоны – риск развития синдрома токсического шока (СТШ). И пусть частота развития заболевания составляет лишь 0,016% (16 случаев на 100 000 человек), врачи напоминают о риске и просят соблюдать правила: менять тампоны каждые четыре-шесть часов и не использовать супервпитывающие средства гигиены.
Что мы пытаемся этим сказать? Что нет идеального средства гигиены, они все довольно разные: отличаются удобством, безопасностью, экологичностью или способами ухода за ними. Но это точно не повод испытывать чувство вины за то, как работает женское тело.
С помощью каких средств делать свою жизнь комфортнее – решать только вам. Главное берегите себя