чем раньше были гербы
Как менялись герб и флаг России
В странах бывшего СССР очень популярно выражение из известного мультика: «Как вы лодку назовёте, так она и поплывёт». И любым названиям в России действительно уделяется значительное внимание. Это касается и государственной символики страны. Так сложилось, что символика менялась много раз вместе с государственным устройством. История государственных гербов, флагов и гимнов России очень показательна и объясняет многое в стране.
История герба России, двуглавого орла, насчитывает уже более пятисот лет. Это изображение впервые появилось на печати Ивана III примерно в 1497 году. Двухглавый орёл был родовым гербом императорской династии Палеологов, представительницу которой Софью (Зою) Иван III взял в жёны. На другой стороне печати был изображён Георгий Победоносец, уничтожающий змея – традиционный символ Москвы. Надо заметить, что двуглавые орлы как государственные символы имеют очень древнюю историю. Первые известные изображения появились ещё почти за полторы тысячи лет до нашей эры. Двуглавый орёл использовался и используется многими государствами на гербах, в качестве эмблем различных структур и организаций.
За время использования в России двуглавый орёл постоянно менялся. На печати Ивана III он выглядел так:
За XVI век двуглавый орёл стал главной фигурой герба. При Иване IV Грозном на груди орла в щитке появляется сначала единорог, а затем – всадник-драконоборец (у нас известный как Ездец). Во время Смутного времени орёл менял цвет, лишился одной головы на манер западных держав. Однако когда с интервенцией было покончено, герб вернулся к своему прежнему виду. После чего стал стремительно обрастать новыми атрибутами. В 1625 году, при Михаиле Фёдоровиче, у орла появилась третья корона. Три короны символизировали завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства или союз Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Со второй половины XVII века, при Алексее Михайловиче, двуглавый орёл получает в лапы державу и скипетр – общепринятые в монархических государствах регалии.
Существенные изменения герб претерпевает при Петре I. Во-первых, у него изменился цвет. Если до этого цвет не был постоянным и менялся, то со времени правления Петра I и до конца династии Романовых он был чёрного цвета. Также изменились короны: одна общая большая и две маленьких над каждой головой. Драконоборец теперь начинает именоваться Георгием Победоносцем. Появляется цепь ордена Андрея Первозванного, а на крыльях орла или вокруг них размещаются эмблемы земель.
В дальнейшем новые цари меняли герб «под себя», но, как правило, несущественно. Таким герб был при Елизавете Петровне:
Это версия герба при Павле I с Мальтийским крестом.
Таким герб был в первой четверти XIX века, при Николае I:
Вариант середины XIX века
Разные цари в своё правление пытались разделить герб на Большой, Средний и Малый. Окончательные варианты Большого, Среднего и Малого государственных гербов были утверждены императором Александром III: большой – в 1882 г., средний и малый – в 1883 г.
Большой герб Российской империи 1882-1917 гг.
Малый герб Российской империи 1883-1917 гг.
После Февральской революции 1917 года Временное правительство решило, что сам по себе двуглавый орёл не имеет никаких монархических или династических признаков. Поэтому орла «откатили» до уровня времён Ивана III, лишив корон, скипетра, державы, щитка с Георгием Победоносцем, гербов земель и т.д.
Большевики же не захотели иметь вообще ничего общего с орлами. После того, как они пришли к власти, около полугода двуглавый орёл продолжал применяться государственными органами, но довольно быстро был заменён на новый, идеологически правильный герб. Первую пару лет Советской России, с 1918 по 1920 год, он имел такой вид:
Новый вариант герба РСФСР был разработан художником Н.Андреевым в 1920 году и окончательно принят в 1925 году. Изначально на нём не было красной звезды вверху, которая появилась в 1978 году.
Возможно, вы сейчас смотрите на герб выше и недоумеваете: вроде при Советском Союзе был другой герб? Здесь нужно быть внимательнее. У РСФСР был как раз герб выше. А у СССР – вот этот:
Кстати, рубиновые звёзды над Кремлём появились только в 1935 году. До этого там были двуглавые орлы. Ещё забавно, что советский герб РСФСР с небольшими изменениями являлся гербом Российской Федерации с 1992 по 1993 годы.
И 30 ноября 1993 года по президентскому указу двуглавый орёл вновь становится гербом РФ. За последние 25 лет изменений не вводилось.
История флага России не менее сложна. До государственных флагов были княжеские стяги. Впервые государственный флаг появляется на кораблях. В 1693 году на отряде военных кораблей Петра I в Белом море впервые был поднят так называемый «флаг царя Московского».
С 1701 года на военном флоте вместо трёхцветного вводится Андреевский флаг. А бело-сине-красный становится флагом торгового флота. В качестве государственного флага до 1858 года использовали разнообразные варианты знамени, на котором был изображён герб Российской империи. В 1858 году Александр II установил гербовые цвета государственного флага, используемого для украшения на официальных церемониях.
Но уже в 1883 году Александр III распорядился использовать для торжественных случаев исключительно бело-сине-красный флаг. А в 1896 году Особое совещание по вопросу о российском национальном флаге постановило считать государственным флагом бело-сине-красный. А чёрно-жёлто-белый стал династическим флагом императоров.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, тогдашние пиарщики решили «объединить» царя-императора с остальной страной. Новый флаг не был обязательным: предполагалось его использовать для «употребления в частном быту».
Но даже новый флаг не помог, и в 1918 году новая, рабоче-крестьянская власть, проводя тотальный ребрендинг государственных символов, сменила и государственный флаг.
Версия флага РСФСР 1918 года
Флаг РСФСР 1937 года
Флаг РСФСР 1954 года
К 1991 году стало очевидно, что власть «рабочих и крестьян» – тоже не лучший для России вариант. С государством сменили и флаг. Версия флага 1991 года с белым, лазоревым и алым цветами не соответствовала историческим цветам национального флага Российской империи.
11 декабря 1993 году флаг привели в исторический вид. По сегодняшний день цвета флага – белый, синий, красный.
Государственный гимн России исторически тоже неплохо отражает происходящее в стране. Первым неофициальным государственным гимном Российской империи стал полонез «Гром победы, раздавайся!», написанный в честь взятия русскими войсками крепости Измаил. Первым официальным гимном империи стала «Молитва русских»: этот вариант был принят Александром I в 1816 году. В его основе был британский государственный гимн «Боже, храни короля». В 1833 году «Молитва русских» была заменена Николаем I на «Боже, Царя храни!». Текст гимна был не очень длинным:
Боже, Царя храни!Сильный, державный,Царствуй на славу, на славу намъ!Царствуй на страхъ врагамъ,Царь православный!Боже, Царя храни!
После Февральской революции «Боже, Царя храни!» заменили на французскую «Марсельезу». Но вскоре пришли большевики со своим «Интернационалом». «Интернационал» первоначально полностью отвечал запросам советской власти, которая хотела распространить себя на весь мир. Но с началом Великой Отечественной войны появился запрос на новый, патриотический гимн. И в ночь на 1 января 1944 года впервые прозвучал знаменитый «Союз нерушимый республик свободных. » В последующие годы собственные гимны получили все союзные республики кроме РСФСР.
Надо заметить, что гимн «Союз нерушимый республик свободных. » тоже не отличался постоянством. В первоначальной версии упоминался Сталин и были строчки про армию. После 1956 года и разоблачения Сталина часть слов убрали. Какое-то время гимн исполнялся вообще без слов. В 1977 году текст гимна отредактировали, сделав акцент на прославлении коммунистической партии.
23 ноября 1990 года у РСФСР появился свой гимн. Это была «Патриотическая песня» Михаила Глинки, сочинённая в 1833 году. Новый гимн исполнялся без слов. Однако, по данным социологических опросов, народу больше нравился советский гимн на музыку Александрова. И в декабре 2000 года, уже при Владимире Путине, был создан сегодняшний гимн на музыку Александрова. Слова гимна, как и в 1944 году, были написаны Сергеем Михалковым. Получается, он на протяжении полувека вносил изменения в гимн. Меняя текст в 2000 году, Сергей Михалков отметил, что он давно хотел написать гимн православной страны и всегда был верующим человеком.
История государственных символов России тяжела и противоречива. По сей день ведутся споры о том, какой флаг-гимн-герб лучше. Несмотря на то, что сейчас основными государственными символами стали имперский флаг и герб докоммунистической эпохи, страна продолжает жить и коммунистическим прошлым. И дело даже не в гимне, слова которого поют кто как помнит (и в сегодняшней, и в советской версии). Россия на государственном уровне продолжает возмущаться, когда в других странах сносят памятники Ленина или другие символы советской эпохи. Улицы и площади в России носят коммунистические названия. Стройной и логичной картины прошлого, примиряющей все стороны, так и не возникло.
Чем раньше были гербы
ИСТОРИЯ ГЕРБОВ И ГЕРАЛЬДИКИ
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире. Он происходит из родового строя и особого миросозерцания, свойственного всем народам в первобытный период их истории.
Итак, различные системы знаков отличия и эмблем существовали всегда и всюду, но собственно геральдика как особая форма символики возникла в процессе развития феодального строя в Западной Европе.
Первым английским королём, имевшим личный герб, был Ричард I Львиное сердце (1157-1199). Его три золотых леопарда использовались с тех пор всеми королевскими династиями Англии.
«КТО ЗДЕСЬ ГОРЕСТЕН И БЕДЕН, ТАМ БУДЕТ БОГАТ!»
Первый крестовый поход состоялся в 1096 году, но гербы вполне могли появиться несколько раньше. Проблема состоит в том, что первые документальные свидетельства о гербах появились спустя как минимум двести лет после их возникновения. Возможно, тесная связь крестовых походов с зарождением геральдики объясняется тем, что именно в этот период использование гербов приняло массовый характер. Это потребовало создания упорядоченной системы символических изображений как средства коммуникации, ибо герб служил опознавательным знаком, несущим какую-то информацию о владельце и хорошо различимым на расстоянии.
Во время крестовых походов европейские феодалы, которые были хорошо всем известны у себя на родине, влились в огромное интернациональное войско и на общем фоне потеряли обычно ярко выраженную внешнюю индивидуальность, из-за чего и возымели потребность как-то выделять себя из массы таких же рыцарей, демонстрировать свою национальную, родовую и военную принадлежность. Завоевания крестоносцев всегда сопровождались ужасным разбоем и грабежом, поэтому было установлено правило, согласно которому рыцарь, первым ворвавшийся в любой дом взятого города, объявлялся собственником всего, что в нем находилось. Рыцари должны были как-то отмечать награбленное, чтобы оградить его от посягательств соратников. С появлением гербов эта проблема решалась прибиванием к двери дома щита с гербом его нового владельца. Такую потребность имели не только отдельные крестоносцы, но и крупные военачальники: жители взятых их отрядами домов и кварталов вывешивали у себя знамена этих войск, чтобы не подвергнутся грабежу со стороны других феодалов. Здесь следует отметить, что конфликты из-за дележа добычи, стычки и споры за честь взятия того или иного города возникали в среде крестоносцев постоянно. Еще можно добавить, что все крестовые походы были очень плохо организованы. При подготовке военных операций царила полная неразбериха, а во время сражений происходила всеобщая свалка. Все свои раздоры, алчность, коварство и жестокость, от которых стонала Европа, светские и церковные феодалы принесли с собой на Восток. Позднее это (как и традиционно предательская политика Византии) приведет к краху крестоносного движения и изгнанию европейцев с захваченных территорий, а пока назрела необходимость как-то упорядочить ситуацию. Пример был перед глазами: арабские воины пользовались щитовыми эмблемами, как правило состоящими из надписей или рисунков цветов и фруктов. Этот обычай, как и множество других, был заимствован крестоносцами и стал одним из камней в фундаменте зарождающейся геральдики.
Следствием крестовых походов было угасание многих дворянских родов Европы, все мужские представители которых гибли во время кампаний. Знатные фамилии, чьи корни уходили в эпоху завоевания Рима варварскими племенами, просто исчезали. Вследствие этого европейские монархи впервые вынуждены были жаловать дворянство, создавая новую аристократию. Гербы играли при этом важнейшую роль, так как часто единственным основанием претендовать на дворянство и документальным доказательством благородного происхождения был гербовый щит, привезенный из Святой земли.
Рыцарским турнирам герб обязан не в меньшей степени, чем крестовым походам. Турниры появились до крестовых походов. Во всяком случае имеется упоминание о воинских играх, происходивших в 842 году в Страсбурге во время переговоров Карла Лысого и Людовика Немецкого. Вероятно, турниры оформились во Франции в середине XII века и затем распространились в Англию и Германию. В некоторых хрониках изобретателем турниров называется французский барон Г. де Прелли, но скорее всего он только разработал первые правила для турниров.
С пятницы до воскресенья, когда турниры разрешались церковью, каждый день шли поединки, а вечерами устраивались танцы и празднества. Существовало несколько видов состязаний: конные ристания, когда рыцарь должен был выбить противника из седла ударом копья; битва мечами; метание копий и стрел; осада деревянных замков, выстроенных специально для турниров. Другим, помимо турнира, способом проявить храбрость была «защита проходов». Группа рыцарей объявляла, что в честь своих дам будет оборонять какое-либо место от всех желающих. Так, в 1434 году при Орбиго, в Испании, десять рыцарей в течение месяца обороняли мост от шестидесяти восьми соперников, проведя более семисот поединков. В XVI веке стали популярны пешие поединки на коротких копьях, булавах и секирах. В Европе к участию в турнирах допускались исключительно лица благородного происхождения. В Германии требования были более либеральны: иногда, чтобы получить разрешение, достаточно было сослаться на предка, принимавшего участие в рыцарском турнире. Можно сказать, что главным пропуском на турнир был герб, доказывающий высокое происхождение владельца и его положение в родовой иерархии. Для знатоков, каковыми были герольды, предъявленный герб содержал всю необходимую информацию. Вот почему важнейшей частью турнирного этикета были гербы, которых стало так много, что настала пора навести порядок в этой области.
Спустя столетия после возникновения гербов начинают появляться первые научные работы по геральдике и собственно гербовники, самым ранним из которых, по-видимому, является » Zuricher Wappenrolle», составленный в Цюрихе в 1320 году.
Учебные учреждения также столетиями использовали гербы. Университеты часто получали гербы их основателей, как, например, колледж Христа в Кембридже, основанный леди Маргарет Бьюфорт. Итонский колледж в 1449 году получил герб от своего основателя короля Генриха VI (1421-1471), набожного отшельника, чья неспособность править стала одной из причин Войны Алой и Белой розы. Три белые лилии на этом гербе символизируют Деву Марию, в честь которой был основан колледж. Многие частные и коммерческие фирмы и сегодня стремятся получить герб, так как наличие такого герба придаёт фирме солидность и надёжность. Например, относительно недавно получила герб известная английская торговая компания Херродс.
Роза Тюдоров сложилась из алой розы Ланкастеров и белой розы Йорков, сражавшихся между собой за английский трон. После «Войны Алой и Белой розы», продолжавшейся с 1455 по 1485 год, основатель новой династии Генрих VII (1457-1509) объединил эмблемы враждовавших домов в одну. Трилистник присоединился к «гибриду» розы и чертополоха в 1801 году с образованием Соединённого королевства Великобритании и Ирландии.
Перечень некоторых иностранных геральдических организаций:
Рыцарский замок
Оказавшись на Востоке, рыцари увидели, что византийские и турецкие крепости гораздо лучше и мощнее, чем их собственные замки в Европе. Во время крестовых походов европейские рыцари научились строить мощные наружные стены, укрепленные угловыми башнями, распределять защитные функции между всеми крепостными сооружениями (раньше главной частью замка была центральная башня, на которую при обороне и возлагались все надежды), сами башни стали строить не квадратными, а круглыми, что повышало их устойчивость к нападению. Пока не появилась артиллерия, замок оставался главной стратегической величиной в любой войне. Грамотно спланированный, хорошо построенный и укрепленный замок можно было взять только измором или хитростью.
Оттиски Государственной печати Швеции (1436г.) и печати немецкого города Гамбурга
Эмалевый рисунок с могилы Жоффруа Плантагенета
«ПРОГРЕСС ИЛИ КАТАСТРОФА?»
Экспансия мусульман
Ислам возник в Аравии по тем же социально-политическим причинам, что и христианство в Европе. Вероятно, первое время эта синтетическая религия играла прогрессивную роль в регионе своего распространения, но лишь в той мере, в какой влияют на человечество любые новаторские процессы, которые История использует для смазывания шестерёнок своего механизма. Объединенные железной рукой Магомета, арабы начали стремительную экспансию, без особого труда сметая со своего пути трухлявые бастионы старого мира. Ринувшись в границы угаснувшей уже античной цивилизации, мусульмане восприняли и воспользовались ее достижениями, а некоторые начали даже развивать. Крестоносцы, прибывшие из мрачной и невежественной Европы, к тому времени многие века лежавшей в руинах после Великого переселения народов, уже в Византии, не подвергшейся варваризации, видели сохранившиеся ещё остатки культурных и социальных достижений античности. Они выглядели варварами рядом с просвещенными арабами, занимавшимися поэзией, изучением звезд и составлением математических таблиц. Арабы изучали и толковали труды античных мыслителей в то время, когда в Европе католическая церковь предала анафеме все культурные достижения прошлого. Пилигримы и крестоносцы, вырвавшиеся из своих запуганных христианскими догматиками нищих стран, кормившихся подножным кормом, увидели на Востоке совсем другой мир. Мир, демонстрировавший значительные достижения просвещения и прогресса. Но этот период арабского расцвета оказался очень коротким. Усиление ислама задушило все прогрессивные тенденции, и арабское владычество с тех пор держалось только на грубой военной силе, религиозном фанатизме и деспотичном подавлении. Неисчислимые беды несли мусульмане покорённым народам, всё быстрее скатываясь обратно в варварство. Много веков уже нет и не предвидится в мире ни одного исламского государства, которое можно было бы назвать цивилизованным и процветающим.
«ПРИЗЫВ К СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ»
Клермонский собор 1095 г.
Схема 1-го крестового похода
(«Эпоха крестовых походов»
на отдельной странице)
Государства крестоносцев в Палестине
В Палестине были созданы следующие государства: графство Эдесса, возглавляемое братом Готфрида Бульонского Балдуином, княжество Антиохия, возглавляемое Боэмундом Тарентским, графство Триполи, управляемое наследниками Раймонда Тулузского, находившиеся в вассальном подчинении у королевства Иерусалимского, во главе которого непродолжительное время стоял Готфрид Бульонский. Цивилизация на Востоке находилась на более высоком уровне развития, чем в Западной Европе, поэтому феодальные порядки, насажденные в Палестине крестоносцами, были явным регрессом. Коренное население, которое пришельцы немедленно начали угнетать, как угнетали свои собственные народы, ненавидело завоевателей. Арабский летописец XII в. Усама бен Мункыз писал: «Всякий, кто хорошо понимает дела франков, увидит в них только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим. «. Ясно, что невозможно было создать здесь оазис единства и процветания в полном отрыве от раздираемой противоречиями разорённой и малонаселённой Европы. Высокая идея, приведшая крестоносцев в Палестину, была умозрительна и поэтому недостижима. Она была хороша для проповедей, но реальная жизнь не оставляет места для иллюзий. Все свои распри, все свои недостатки и пережитки своего недавнего варварского прошлого западные европейцы принесли с собой в Палестину. Разве можно было ожидать, что те, кто был не в состоянии наладить жизнь на собственной родине, здесь, в окружении непримиримых врагов и чуждой природы, будут способны к созиданию? Кажется невероятным, что европейцы, успешно сражавшиеся во времена античности с могущественными восточными империями и прошедшие в своих завоеваниях от Атлантического океана до Индийского, деградировали настолько, что не смогли удержать жалкий клочок земли, на захват которого затратили столь огромные усилия. Но таковы суровые законы истории. На алтарь священной войны против мусульман были брошены громадные человеческие и материальные ресурсы. Были пролиты реки крови и море слёз, принесены несметные жертвы и испытаны тяжелейшие лишения. Все эти невероятные усилия ушли в палестинский песок. Крестовые походы окончились крахом, арабо-азиатский ислам праздновал победу всюду, где ему противостояла европейская цивилизация. Катастрофа крестоносного движения навсегда отвратила народы Европы от идеи освобождения Святой земли. Горечь этого поражения ощущается и по сей день.
Отплытие крестоносцев на Святую землю
«МЫ ПОМНИМ ИХ ИМЕНА»
Вожди первого крестового похода Готфрид Бульонский, Раймонд Тулузский, Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред
(с гравюры Г.Дорэ)
Война была профессией и смыслом жизни этих людей. Они были продуктом своего времени, и для борьбы, в которую они вступили, им не хватало ни знаний, ни кругозора, ни средств. Их дело было обречено, но они этого не знали, и поэтому победили. Каковы бы ни были истинные причины крестовых походов, какие бы корыстные интересы ни преследовали многие их организаторы и участники, Готфрид Бульонский, Раймонд Тулузский и Боэмунд Тарентский явили достойный пример самоотверженного служения великому делу.
Орденские рыцари: иоаннит, тамплиер, меченосец, тевтонец.
В период между 1100 и 1300 гг. возникло двенадцать духовно-рыцарских орденов, основной целю которых была борьба с мусульманами. В Палестине были основаны: орден св. Иоанна Иерусалимского (госпитальеров, позднее Мальтийский орден), орден Храма Соломона (храмовников, тамплиеров), орден св. Лазаря, созданный для заботы о прокаженных, Немецкий, или Тевтонский орден. В Испании для борьбы с маврами между 1156 и 1171 гг. создаются: орден Калатравы, орден Алькантры, орден Сантьяго. В Германии в 1202 г. создается орден Меченосцев (Ливонский), в задачу которого входило завоевание языческой Ливонии. Все ордена имели четкую военную организацию и монашеские уставы, предписывающие рыцарям безбрачие и бедность. Специальными постановлениями католической церкви они были обособлены от феодальных государей и подчинены напрямую папе римскому. Первоначально в основе их деятельности лежало религиозное рвение и желание совершать подвиги во имя Христа, но очень скоро они были развращены властью и огромным богатством, доставшимся от щедрых жертвователей. Рыцари были профессиональными воинами и представляли собой грозную силу, но постоянно соперничали друг с другом, враждовали с крестоносными государями, не желали подчиняться единому командованию и действовали всегда сами по себе и в своих собственных интересах. Между тем сарацин можно было победить только единством и тщательным стратегическим планированием. Ничего этого не было и в помине, и орденские рыцари, одерживавшие отдельные победы, только мешали общему делу завоевания Святой земли и разгрому сарацин. В результате крестоносное движение захлебнулось, а ордены, хотя и не сразу, были изгнаны из Палестины.
Собор святой Софии
Собор Парижской Богоматери
(Нотр-Дам де Пари)
Госпитальеры на Родосе
Схватка рыцарей на турнире
В XIII веке турниры были особенно кровопролитными. Представители лучших аристократических родов получали тяжелые увечья или гибли на турнирах. Но церкви рыцари нужны были для крестовых походов, поэтому в 1130 году Клермонский собор запретил турниры и постановил лишать павших на них христианского погребения. Папа Николай III отлучил от церкви участников турнира, разрешенного королем Филиппом III (1245-1285). Но скоро и короли вынуждены были препятствовать проведению турниров, хотя и безуспешно.
Турнирные щлемы с навершиями
Лагерь рыцарей, съехавшихся на турнир
Иллюстрация из знаменитого манускрипта короля Ренэ Анжуйского «Le Livre du Tournois» («Книга турниров»)
Во время турниров случались настоящие побоища, так как рыцари распалялись и начинали сражаться насмерть. Но и без таких эксцессов турнирные состязания были чреваты для рыцаря увечьями. Многие дворянские роды теряли на турнирах лучших своих представителей. Впрочем, риск только добавлял зрелищу увлекательности и был вполне оправдан: участие в турнире было великим почетом, слава победителей разносилась по всей Европе, воспоминания о турнирных подвигах скрашивали рыцарям старость, а рассказы об отличившихся в турнирах родственниках передавались от поколения к поколению. Кроме того, турнир мог принести неплохой заработок участнику-победителю.
Английский король Эдуард III судит турнирный поединок
Герольд времён священной римской империи
Герб Лондона
Герб Парижа
Гербы английских компаний нотариусов и торговцев солью
«ТЯЖКОЕ БРЕМЯ ВЛАСТИ»
Генрих VI, основатель колледжей в Итоне и Кембридже
«СТРЕМЛЕНИЕ К РЕСПЕКТАБЕЛЬНОСТИ»
Герб торговой компании Хэрродс
Современная экономика стирает политические, национальные и религиозные границы. Жаль только, что этот замечательный процесс может скоро привести к общемировой катастрофе. Очевидно, король Ричард Львиное Сердце каждый раз переворачивается в гробу, когда вспоминает, что один из самых известных магазинов мира, расположенный в центре Лондона, принадлежит саудовскому арабу Аль Файеду. С этим можно было бы смириться, если бы английские аристократы тоже имели право приобретать собственность в Мекке и Медине. Впрочем, консервативные англичане пока не хотят признавать новоиспеченного джентльмена, просунувшего было ногу в дверь Букингемского дворца, за своего, отказывая ему в английском гражданстве. Но как знать, не поменяются ли они однажды местами?
Герб папы римского Иоанна Павла II
Гербы католических кардинала и архиепископа
Император Священной Римской империи Фридрих Барбаросса въезжает в Милан
Генрих VII, основатель королевской династии Тюдоров
Английские гербовые значки: роза Тюдоров и уэльский лук
Гербовые значки французской и итальянской королевских династий
Гербовые значки английских графств Дерхэма, Винчестера, Портсмута, Рейгейта.
Японская хризантема
2005 г.