чем пудрились в средние века
Искусство быть красивой: как использовали пудру в разные эпохи
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Еще в древнейшие времена люди покрывали свои лица и тела белой глиной. Считалось, что так злые духи их не заметят, а поэтому и не причинят вреда. С возникновением египетской цивилизации выбеливание кожи приобрело другое значение. Светлая кожа считалась признаком высокого социального статуса. Рабы и чернорабочие, сутки напролет находившиеся под солнцем, были невероятно смуглыми. И чтобы визуально подчеркнуть свою принадлежность к аристократии, представители высших кругов использовали пудру.
В гробницах египтянок голубых кровей, помимо прочего, находилось множество косметических принадлежностей, среди которых были высокие стаканы-пудреницы. В своем трактате «О лекарствах для лица» Клеопатра упоминала о пудре для лица, сделанной из помета крокодила. Представительницы некоролевских кровей использовали перетертую в порошок белую глину.
Римлянки охотно переняли привычку египтянок пудриться. Более того, они еще и использовали изобретение греков – смесь мела со свинцовыми белилами, которые дорого стоили и были очень ядовитыми. Эта пудра активно использовалась несколько веков, вплоть до эпохи Возрождения. Римский поэт Гай Валерий Катулл говорил, что женщина без пудры, словно пища без соли. Примерно так же считали и китайцы: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».
В Японии использовали пудру из риса. С ее помощью театральные актеры изображали на своих лицах абсолютно разные выражения. Гейши выбеливали лица для того, чтобы не было понятно, сколько им лет на самом деле.
В XIV веке в эпоху Возрождения итальянки имели при себе миниатюрные пудреницы. Королева Англии Елизавета, правившая во второй половине XVI века, пудрила себе лицо настолько сильно, что получалась настоящая личина. Приходилось даже прорисовывать кровеносные сосуды.
Во Франции король и придворные пошли еще дальше: они пудрили не только лица, но и волосы, а затем и парики. При Людовике XIII в моду вошли парики из женских волос. Более всего ценились белокурые, но на всех их не хватало. По указу короля носить светлые парики могли лишь представители правящей династии. Тогда придворные стали интенсивно посыпать пудрой свои темные волосы.
Мода менялась, и высота париков росла. На головах аристократок мастера сооружали невероятные прически на каркасах. Завершающим штрихом сего действа считался особый шкаф. Дама туда входила, закрывала за собой дверцу, а слуга сверху щедро осыпал ее пудрой. Чтобы не испортить при этом платье, на него надевался специальный защитный чехол.
Пудра на лице считалась не только данью моде, но и выполняла практическое назначение. Так женщины скрывали дефекты кожи, вызванные перенесенными заболеваниями. Тогда же появились и первые мушки, которые наклеивали на прыщики или оспины. Интересен тот факт, что во Франкфурте-на-Майне бургомистр издал указ, согласно которому муж мог развестись с женой, если раскрывался факт дефектной внешности супруги, умело скрытой ею при помощи пудры.
В Викторианскую эпоху ценилась натуральная красота, поэтому женщинам разрешалось припудрить лицо в крайнем случае, да и то только мукой. Косметический порошок снова приобрел популярность, благодаря таким актрисам, как Сара Бернар и Элеонора Дузе. Ведь при свете рампы хорошо проявлялись дефекты кожи.
В начале ХХ века в состав пудры стал входить тальк, который не вызывал раздражение кожи, а свинец был заменен на безопасную окись цинка. В 1930-х годах изобрели пудреницу (коробочку с зеркальцем и губкой), которую используют до сих пор.
На сегодняшний день пудру применяют не только в качестве косметического средства. Фотограф Sarah St. Clair Renard, например, использовала ее в своем занимательном проекте, обсыпав пудрой своих моделей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Смертельные средства красоты в Средневековье
Ради соответствия негласным стандартам красоты, принятым обществом, люди готовы на многое, даже жертвовать собственным здоровьем. Так случалось во все времена. К сожалению, некоторые эксперименты приводили к неминуемой гибели доверчивых лиц, желающих любыми способами стать красивыми.
В Средневековье мало кто задумывался о последствиях применения экстремальных средств:
*Сок белладонны. Сок из плодов этого токсичного растения семейства пасленовых использовали женщины для закапывания глаз и втирания в щеки. Зрачок под воздействием агрессивных компонентов белладонны расширялся, придавая взгляду некую бездонность и завораживающий блеск. Кожный покров лица краснел, создавая эффект здорового румянца. При частом использовании бесконтрольных доз «универсальных» капель белладонны женщины теряли зрение, а кожа покрывалась изъязвлениями.
*Оксид мышьяка. В середине XVIII века аптекари в Европе создали таблетки, в состав которых входили небольшие фракции мышьяка. Средство активно использовалось для придания кожным покровам эластичности, а телу – «приятной округлости». Следует признать, что ожидаемого эффекта удавалось достичь достаточно быстро. Также мышьяк широко применяли для окрашивания тканей в зеленый цвет. Прядильщики придавали определенный цвет тканям естественными способами, используя природные красители. Ткани с мышьяком вызывали небывалое восхищение у окружающих. Некоторые придворные особы спешили заказать себе костюмы из зеленой ткани с матовым налетом, не имея представлений о том, какой непоправимый вред здоровью при этом наносился. Мышьяк накапливался в щитовидной железе, провоцируя разрастание токсического зоба.
*Соли свинца. Бледная кожа у женщин всегда была в моде. Позволить себе дорогие косметические средства могли только августейшие особы. Простой люд использовал пудру, в состав которой входили соли свинца. Опасные токсины вызывали заметную бледность кожных покровов, потерю веса, снижение аппетита, шаткую походку. Следует признать, что все эти симптомы считались признаками, украшающими женщину.
*Убийственные корсеты. Осиная талия и плоская грудь у девушек вошли в моду в конце XVI века. Английская королева Елизавета I задавала тон в Европе. «Золотой век» ее правления притягивал внимание всех европейских стран. Контуры костюмов смягчались, но линия талии несколько поднималась. Портные начали создавать специальные корсеты, ограничивающие подвижность грудной клетки. Внутренние органы при этом критически сжимались, вызывая сильный дискомфорт. Нарушалось кровоснабжение мягких тканей и пищеварения. Для приближения к идеалу были созданы ткацкие станки, выдающие корсеты, подавляющие сопротивление ребер. Надевать и снимать такие вещи без посторонней помощи было проблематично. Результатом подобных экспериментов над своим телом становились частые обмороки, несварение желудка, остановка сердца, отказ почек. Французский писатель Ги де Мопассан в новелле «Мать уродов» описал трагедию молодой женщины, не желающей оставаться без мужского внимания в период беременности. Корсет нанес непоправимый урон появившейся на свет тройне. Дети выжили, но имели серьезные искривления костей, что сделало из них настоящих уродцев.
*Ступни в форме лотоса. В странах Востока до начала ХХ века царил культ лотосовой ножки у женщины. Идеалом считалась длина стопы в семь с половиной сантиметров. Для достижения результата с младенчества девочкам надевали обувь, препятствующую росту костей и сухожилий. В некоторых провинциях Китая стопы бинтовали широкой шлеей из плотной ткани, подгибая пальцы наискось под стопу. И только большой палец оставался в естественном положении. Кость пятки занимала вертикальную позицию, приближаясь к основанию пальцев. Девочки не имели возможности не только полноценно физически развиваться, но и свободно передвигаться. Чтобы результат закрепился, и стопа не могла выпрямляться, их заставляли как можно больше ходить. Воспалительные процессы и заселение болезнетворных бактерий останавливали нанесением квасцов и лечебных масел. Подобная экзекуция оставляла тяжелую психическую травму на всю жизнь, сопровождаясь невыносимыми болями.
К сожалению, некоторые пережитки Средневековья бытуют по сей день. А на смену им приходят новые экзекуции, разрушающие человеческое тело во имя красоты. В погоне за мнимыми идеалами и верности традициям люди совершенно не задумываются о своем здоровье.
Во все времена женщины во имя красоты медленно и мучительно убивали себя, сами того не ведая. Модные тенденции диктовали свои правила, поэтому дамы слепо следовали им. Бледность кожи была одним из самых популярных веяний. Свинцовая пудра легко наносилась на кожу, делая ее гладкой и шелковистой.
История возникновения свинцовой пудры
Откуда же появилась мода использовать в качестве белил свинцовую пудру? Ее история берет начала еще с Древнего Египта. Белая кожа указывала на высшее и благородное сословие. Ее представители отличались бледностью, в отличие от простых сословий, которые трудились под солнцем с утра до вечера, отчего были загоревшими и темными.
Но в Средние века популярность свинцовых белил возросла в разы. Из-за эпидемий язвы и других заболеваний, оставляющих следы на коже, использование маскировочных средств стало распространяться. Свинцовая пудра была дешевой и идеально скрывала все неровности и дефекты.
Останки знатных женщин говорят о том, что норма содержания свинца в них превышала в 100 раз.
В Эпоху Средневековья церковь не слишком жаловала использование косметических средств. Но женщины и тут нашли выход: бледность лица обеспечивала пиявка, которую ставили за ухо.
Ядовитое воздействие пудры
Побочные эффекты от использования свинцовой пудры были поистине ужасающими. Со временем кожа желтела, покрывалась морщинами. Соответственно, приходилось с каждым разом наносить все больше и больше свинца.
Мода на кукольное личика в Эпоху Возрождения только усугубила положение: женщины наносили белила в несколько слоев, подчеркивая свою бледность яркой помадой и огромным количеством румян.
Свинцовая пудра вызывала страшные язвы, затем паралич, опухоль мозга, а многие органы постепенно отказывали.
На примере королевы Елизаветы можно понять, отчего умерло в то время огромное количество знатных дам. Она выглядела в свои 60 лет, как дряхлая и уродливая старуха. Именно поэтому она приказала разбить каждое зеркало, которое есть в замке. Все до одного зубы у нее выпали. Вскоре императрица умерла от ядовитого воздействия свинцовых белил.
Бледная кожа была популярна и в Японии и Китае. Но белила там изготовлялись из рисовой муки и птичьего помета и были безвредны для организма.
К счастью, в Германии создали детскую присыпку, в основе которой содержался тальк. Сразу же во Франции свершилась косметическая революция, и свинец заменили на тальк. К тому времени начали подозревать, что свинец действует на людей «убийственно» и отказались от использования таких белил.
История косметики Средневековья
Как сохранить свою красоту и молодость? Над разгадкой этого вопроса человечество билось едва ли не тысячелетия. На дворе XXI век – и перед нами открыты сотни возможностей для того, чтобы не потерять свою привлекательность – от омолаживающей косметики до суперсовременных методик пластической хирургии.
Но задумывались ли вы когда-нибудь, чем красились дамы Средних веков, как ухаживали за волосами императрицы и королевы? На развитие и использование косметики в период с конца V и до XVI века влияло несколько факторов. К ним относятся, во-первых, каноны красоты, которые диктовались религиозными верованиями и традиционным укладом общества каждой страны. Во-вторых, наличие доступных натуральных или химических веществ. В-третьих, историческое и экономическое развитие государств, становление международных связей и торговли, влияние культуры одних стран на другие.
Европейская косметика периода Средних веков
В отличие от Древнего Рима и Греции, где косметикой пользовались все без исключения, в Европе эта привилегия принадлежала только феодалам, другими словами, высшим классам. Для крестьян это была непозволительная роскошь. Уже в XII веке в странах Европы косметика стала использоваться повсеместно. В её состав входили натуральные ингредиенты, а производством практически всех препаратов занимались исключительно аптекари и врачи. Особо востребованы были средства по уходу за кожей. Связано это с эпидемией оспы, которая прокатилась по континенту. Недуг оставлял на коже жуткие оспины, сводившие на нет всю привлекательность человека.
В европейских странах средневековья сформировались конкретные каноны красоты. В частности, прекрасная дама должны была обладать высоким лбом, длинной шеей, бледным лицом и едва заметными бровями.
Средневековые идеалы женской красоты в Европе
Роскошные волосы и веснушки – греховные знаки истинной красоты
Во все времена и по сей день волосы считаются признаком сексуальности, поэтому неудивительно, что церковь выступала против демонстрации этой «греховной» части тела. Шляпы, вуали, капюшоны и прочие женские ухищрения не обеспечивали должного эффекта, поэтому средневековым красавицам приходилось прибегать к более серьёзным методам, некоторые из них были сродни пытками инквизиции.
К примеру, чтобы добиться высокого лба, следовало избавиться от линии роста волос. Действуя по принципу, чем выше, тем лучше, женщины применяли большие дозы уксуса или негашёной извести. Нередко после подобных процедур исчезали не только волосы, но даже кожа.
Средневековые красавицы с высокой линией роста волос
Запретный плод всегда сладок, поэтому женские волосы в Средние века являлись едва ли не главным признаком красоты, особенной популярностью пользовались светловолосые дамы. Как известно, красок для волос тогда не было, поэтому женщины ухитрялись для осветления употреблять шафран, луковую шелуху, несвежую овечью мочу или же проводили на солнце столько времени, что волосы попросту выгорали.
Веснушки, родинки и другие пятна на коже воспринимались, как метки дьявола и подлежали полному удалению. Для этого существовало несколько приёмов:
• избавиться от пятен на кожных покровах позволял аметист, камень нужно было послюнявить и потереть им проблемные участки;
• от веснушек помогала смесь прокипячённых вместе овсянки и уксуса, в некоторых случаях допускалась замена каши на кровь быка или зайца;
• покраснение хорошо снимали сок огурца или клубники;
• солнечный ожоги лечили с помощью выжатого сока водяной лилии.
Чтобы усилить действие таких мазей в Средние века использовался своеобразный пластырь, который получали из овечьей кожи.
Принцип средневекового макияжа – понравиться своему мужу и не соблазнить чужого
Ещё известный средневековый философ и теолог Фома Аквинский подчёркивал важность макияжа. Прежде всего, женщина должна краситься, чтобы нравиться своему мужу, что убережёт его от греха прелюбодеяния. Но при этом она не должна переступить грань дозволенного и не соблазнить чужого мужчину, искушая его своей красотой.
Как говорилось выше, в средневековье приветствовался бледный цвет лица. Объясняется это тем, что дамы из высокого сословия никогда не работали на открытом воздухе, поэтому смуглая кожа считалась признаком крестьян, простого народа. Чтобы достичь аристократической бледности требовалась специальная основа. Нередко её готовили на основе свинцовых белил или муки. В некоторых случаях в состав такого средства попадал мышьяк, что приводило к неоднократным смертям как самих прекрасных дам, так и их кавалеров.
Существовало множество рецептов, позволяющих осветлить кожу лица. Вот один из них, датируемый XIII веком:
«Очищенные зёрна пшеницы замочите на 15 дней. Затем измельчите и смешайте с водой, процедите через ткань. Дайте полученной массе высохнуть и кристаллизоваться. После этого вы получите порошок белый как снег. Перед нанесением смешайте его с розовой водой и нанесите на лицо, предварительно умывшись тёплой водой, и хорошо вытретесь».
Косметика для век практически не использовалась. Женские глаза и брови должны были оставаться бледными и невыразительными. Однако средневековые дамы использовали смертельно опасную настойку паслёна, чтобы расширять зрачки, визуально увеличивая этим глаза. Возможно, этой традиции и обязано своим названием ядовитое растение белладонна, которое в переводе с итальянского «красивая женщина».
Благодаря балладам средневекового трубадура монаха Монтаудонского, известно, что в XII веке женщины пользовались румянами. При этом так активно, что их не хватало для украшения церковных статуй. Получали эти красящие вещества из растений – дудника или сафлора (дикого шафрана). Вместе с тем врачи XIII отмечали и эффективность опилок древесины цезальпинии, замоченных в розовой воде.
Одна из статуй, для украшения которой использовались румяна
Ну и, конечно же, губная помада, которую делали из измельчённых ягод. А для того чтобы цвет получался более глубоким и насыщенным, в губы предварительно втирали сок лимона. Дабы они не трескались, были влажными, мягкими и при этом благоухали, существует превосходный средневековый рецепт – смесь почечного сала, майорана и вина.
«De ornatu mulierum» – первый трактат о женской косметике
Тротула Салернская – итальянская женщина-врач (XI—XII век, точные годы жизни неизвестны), написавшая множество трактатов о медицине, здоровье и лекарственных препаратах. Среди всех её работ достойное место занимает «De ornatu mulierum» («Женская косметика»), написанная в XII столетии. В ней не только представлены секреты красоты, но также советы по лечению кожных заболеваний природными средствами.
К примеру, в трактате описывается процедура пилинга с помощью обычного лука. Это растение оказалось превосходным средством против угревой сыпи, благодаря тому, что в его состав входит алиин и примеси, по своим свойствам напоминающий серу. Лук также оказывает омолаживающий эффект, содержит воду (90%), белки (1,5%), и витамины, в том числе B1, B2, C, калий.
Рецепты по уходу за волосами от Тротулы
Для очищения волос Тротула советует использовать такое средство: возьмите пепел сожжённой виноградной лозы, солому ячменя и древесину солодки (для придания блеска), а также дикий цикламен. Цикламен и солому прокипятите в воде, добавьте в полученный отвар пепел лозы, солодку и дайте ему настояться. Помойте волосы с этой настойкой, дайте им высохнуть. В результате они станут золотистыми и сияющими.
Чтобы волосы лучше расчёсывались, можно использовать специальный порошок: возьмите немного сушенных лепестков роз, гвоздики, мускатный орех, кресс водяной и калган. Измельчите все ингредиенты до состояния пудры и смешайте с розовой водой. Перед расчесыванием сбрызгивайте волосы и гребень этой смесью, так они приобретут великолепный аромат.
Проверенный сарацинский рецепт для окрашивания волос в чёрный цвет. Возьмите кожуру очень спелого граната, разотрите её и прокипятите в уксусе или воде. Затем процедите полученный отвар и добавьте в него порошок из чернильных орешков и квасцы в большом количестве, чтобы достигнуть довольно густой консистенции. Нанесите средство на волосы. Оставшуюся от отвару гущу смешайте с подсолнечным маслом и нанесите на корни волос. Эту маску следует оставить на всю ночь, наутро помыть волосы в большом количестве воды. Они станут очень чёрными.
А вот для осветления волос вам потребуется отварить чистотел, корень репейника и стружку коры самшита, овсяную солому. Добавьте в отвар пепел виноградной лозы или овсяной соломы и промойте им голову. Чтобы волосы начали виться, измельчите корень бузины травянистой, смешайте его с маслом и нанесите на волосы, закрепив маску листьями этого растения.
Косметика XIV-XVI веков в странах Европы
XIV век ознаменовал собой расцвет искусства и культа красоты, этот период известен также, как эпоха Возрождения или Ренессанса. Сперва такие тенденции в жизни общества появились во Флоренции, Италия, а затем распространились по всей Европе. Идеальными считались тонкие черты лица, гладкая и белая кожа, светлые волосы, очень высокий лоб и румяные щеки. Именно в этот период наиболее привлекательными считались дамы с пышными формами, аппетитными фигурами. Такие особенности внешности должны были свидетельствовать о богатстве и благородстве, которые и определяли критерии красоты.
Идеалы красоты Ренессанса. Слева – картина Леонардо да Винчи «Дама с горностаем», справа – портрет королевы Елизаветы I кисти неизвестного автора
Косметика эпохи Возрождения – яркое подтверждение афоризма «красота требует жертв». На что только ни шли красавицы того времени, чтобы выглядеть очаровательно. К примеру, в качестве помады и румян использовался сульфид ртути красного цвета. Согласитесь, что ртуть – не самый полезный металл. Для отбеливания лица активно применялось средство со свинцом и уксусом, кожа, и правда, становилась белее, но со временем желтела и обратить этот процесс было невозможно. Королева Англии Елизавета I была ярым поклонником такой косметики. Её лицо достигло такой степени белизны, что вошло в историю как «Маска молодости». Под ней не было видно ни морщин, ни оспин. Именно из-за последних, согласно некоторым историческим источникам, королева и стала пользоваться белилами.
«Маска молодости» английской королевы Елизаветы I
В период Ренессанса лицу, действительно, уделяли особое внимание. Чтобы достичь аристократического лоска, женщины покрывали кожу лица сырыми яичными белками. Считалось, что такое средство обеспечивает модный в то время лоск и глянец.
Из-за регулярного мытья головы щелоком волосы нередко выпадали, что и объясняет столь возросшую популярность париков в это время. Эталоном в то время были светло-золотистые волосы, достичь такого оттенка шевелюры позволяла смесь черной серы, квасцов и мёда, которую наносили прямо на волосы и оставляли в таком состоянии, прогуливаясь под солнечными лучами. Существовали даже специальные шляпы, открывавшие макушку головы и закрывавшие лицо, благодаря этому женщина могла не бояться появления веснушек. В результате своеобразной химической реакции локоны меняли свой цвет. Зачастую волосы красили так – щелоком, сделанным из древесной золы, их обеспечивали, а затем покрывали подходящим красителем – шафраном, куркумой, ревенем, серой или хной.
В этот исторический период особо актуальными становятся всевозможные тоники для поддержания красоты. Один из наиболее известных – вода Сулеймана – способствовал удалению образований на коже (пятна, бородавки, веснушки). Средство весьма действенное, но из-за того, что в нём содержалась ртуть, сера и скипидар, оно оказалось ещё и крайне вредным. Его применение сулило серьёзные повреждения кожи и способствовало выпадению зубов.
С появлением нового метода перегонки расцвело производство духов на спиртовой основе. Популярность ароматических масел, помад и лосьонов была простой немыслимой. Неудивительно, что парфюмеры даже смогли создать собственную гильдию. К тому же, люди времён Возрождения думали, что духи и изысканные ароматы смогут защитить их от ряда болезней, якобы вызываемых «плохим» воздухом. Итальянский парфюмер маркиз де Франгипани один из первых создал новые ароматы, употребив цветы и деревья из Нового Света, в частности Вест-Индии. Особо востребованными были цветы горького апельсина (нероли), дамасской розы, лаванды, мирры.
Философия красоты Средних веков в Китае
С каждой сменой правления в этой стране изменялись и стандарты красоты в обществе. В частности, в 618-907 н.э. при династиях Суй и Тан женщина должна была выглядеть максимально естественной, изящной и здоровой, а не прятать своё лицо под белой пудрой из риса, как это было принято во времена Хань. Широкий лоб, круглое лицо и маленькая фигура – основные параметры привлекательности. Добавьте к этому брови в форме небольших гор и губы, покрытые чёрным красителем, которые должны были демонстрировать «нежность» – и вы получите образ средневековой китайской красавицы.
Представление о женской красоте в династии Тан
Безусловно, декоративная косметика существовала и использовалась в Китае с древних времён, однако наибольшего своего распространения она достигла именно в период царствования династии Тан. Об этом говорит уже тот факт, что активно начали использоваться подобия косметичек. Они представляли собой небольшие коробочки с зеркальцем, пудрой и помадой, которую женщины носили с собой.
Нанесение макияжа было сродни ритуалу и проходило в несколько этапов. Сперва на лицо накладывалась основа из пудры, затем шли румяна и напыление светло-жёлтого порошка на лоб.
Этапы нанесения декоративной косметики в эпоху династии Тан
Такое сочетание оттенков должно было говорить о здоровье женщины. Для большего контраста брови окрашивали в синевато-чёрный цвет, на губы наносили помаду, придавая им определённую форму. Обязательным атрибутом были ямочки на щеках: их рисовали вручную или же просто делали акцент на уже имеющихся. Финальным штрихом был орнамент на лбу. На закате династии Тан женщины перестали использовать пудру и красили губы исключительно в чёрный цвет. Таким образом, женской красоте придавался более драматичный акцент.
Согласно китайским верованиям, если глаза – это зеркало души, то губы – отражение характера и темперамента человека. Неудивительно, что последним старались предать множество различных форм, характерных для определённых династий. Объединяло их одно – губы должны быть яркими и блестящими, хорошо увлажнёнными. Этому способствовал бальзам для губ, который появился ещё в древние времена. И до VI века н.э. он был пастообразным. Но в период с 589 по 618 года н.э. его начали делать твёрдым и в форме цилиндра, что больше напоминает современную помаду. Бальзам для губ обладал также фантастическим ароматом, и если до этого в него добавляли агератум и гвоздику, то в Средние века активно стали применять искусственные ароматизаторы.
Секреты косметики средневековой Японии
Во второй половине VI века румяна, пудра, и другие виды косметики были импортированы в Японию из Китая и Корейского полуострова. А уже в 692 один буддистский монах сделал на основе свинца пудру, которая привела в полный восторг императрицу. Средние века в Японии являются чуть ли не зеркальным отражением Европы. Если раньше мы говорили о сдержанности, скромности, стремлению к простоте, то в Стране восходящего солнца 8-13 век – период Хэйан – ознаменовал собой время умиротворения и роскоши. По процветанию и достижениям в искусстве, культуре и литературе средневековая Япония больше напоминает античные Грецию и Рим.
Каноны красоты в Японии времён династии Хэйан
Каноны красоты предполагают идеально мягкие и круглые лица мучнисто белого цвета. Но вот зубы должны были быть чёрными как смоль. Это традиция называется охагуро – в переводе с японского дословно означает «чёрные зубы». Сперва японцы использовали сок специальных трав и плодов, а в середине VIII века стали применять специальную смесь, содержащую железо. В её состав входит раствор железа в уксусной кислоте, отличающийся тёмно-коричневым оттенком, в который добавлен краситель из чернильных орешков сумаха, обладающий слегка отталкивающим ароматом. В растворе содержится много танинов. Главный компонент — ацетат железа, который как раз и окрашивает зубы в чёрный цвет, образуя защитную плёнку, предотвращающую порчу зубов и укрепляющую их эмаль.
Чтобы приготовить раствор для охагуро раскалённые ржавые железные стержни помещали в смесь воды и японкой водки саке, где выдерживались в пределах 7 дней. Затем в эту жидкость добавляли орехи сумаха. Чернить зубы следовало ежедневно, поэтому в день японцы тратили около 20 тонн краски.
Нанесение охагуро
Охагуро – чернёные зубы
Косметика в средневековой Индии
Если в Европе в V-XV веках царило «тёмное» время, то этот период в Индии называют золотым. В этой стране издавна огромное внимание уделяют ярким цветам и оттенкам, поэтому в декоративной косметики средневековой Индии активно использовались следующие минералы:
• кайал – его производили из галенита (сульфида свинца), он использовался для защиты глаз, ресниц, век, бровей от солнца и насекомых, переносящих болезни;
• куркума – растение семейства имбирных, из него получают жёлтый пигмент, часто применяемый в ритуалах;
• глауконит и селадонит – кристаллический минерал, из которого получают зелёный пигмент для век;
• киноварь – кристаллический минерал, из которого получают пигменты для румян и теней для век.
Всем известно, что индийское общество делится на касты, в те времена цвет кожи мог определять положение человека в социуме. Хотя это и не было основным признаком. Для осветления кожи в то время использовался одно средство, представляющее собой смесь натуральных ингредиентов: корень костуса, семена кунжута, листья альбиции леббек, горошины понгамии, древесина кедра и барбариса.
В Индии косметикой свободно пользовались как мужчины, так и женщины. Особенно это касалось специальных кремов, способствующих тому, чтобы кожа лица будто сияла. В их состав входили паста из сандалового дерева, мускус, циветта, шафран и различные ароматные корни, листья и цветы. Пудру для лица делали из высушенной сандаловой пасты и камфоры, дарившей чувство прохлады и свежести.
Отдельного внимания заслуживает менди – искусство росписи тела хной. Это вещество издревле использовалось человечеством в качестве временных татуировок. Но в XII веке в Индии оно обрело не только художественное, но и более сакральное значение. Такие рисунки должны были отгонять злых духов, привлекать удачу и способствовать зачатию. Это связано с исламской традицией, которая закрепилась на Ближнем Востоке с приходом на эти земли мусульман.
Менди – искусство росписи тела хной
Хна представляет собой красноватую пудру или порошок, получаемые из листьев растения Lawsonia inermis. Узоры наносятся на тело, особенно на руки и ноги, крошечными кисточками и стилусами. Пасте дают высохнуть в течение нескольких часов, затем её аккуратно удаляют, а на коже остаётся соответствующий орнамент.
Косметика индейцев Северной и Южной Америки
Два этих огромных континента по ту сторону Атлантического океана – уникальны. На их развитие практически не влияли внешние факторы, ведь лишь в конце XV века началось активное освоение земель Южной и Центральной Америки испанцами. До этого времени коренное население процветало, совершенствуя свой жизненный уклад.
Как это не удивительно, но «дикие» племена ацтеков, майя и инков огромное значение уделяли чистоте тела и гигиене. Поэтому купание как в горячих, так и в холодных источниках было обязательным и ежедневным ритуалом.
Женские волосы всегда были чистыми и блестящими, ведь их очень часто мыли и расчёсывали. Но если они теряли свой цвет, тускнели или секлись на кончиках, то их хозяйку ожидало нелёгкое испытание. Женщина должны была, лёжа на спине, погрузить волосы в чан, в котором кипела смесь из трав, в её состав также входил чучан. Благодаря этому, локоны опять становились чёрными и блестящими.
Ритуальная раскраска индейцев Южной Америки
Инки предпочитали бронзовый цвет лица, но особо востребован был желтоватый оттенок. Его получали из жира, выделяемого определёнными насекомыми. Это вещество было пастообразным и его легко было разносить по коже. Мужчины полностью покрывали своё тело росписью перед важными церемониями, каждый цвет обладал отдельным значением. Во время ритуалов применялась ярко-красная краска, которую готовили из киновари, пурпурно-красная – из ачиовы или генипы. Более того, воины использовали эти оттенки в узорах на своём теле, когда отправлялись на войну. Так, они пытались устрашить своих противников. Черный цвет был символом траура, и в скорби женщины красили в него свои лица.
Косметика Древней Руси
Как и по всему миру, косметика в Древней Руси была натуральной, её делали на основе трав и жиров животного происхождения. Но уже в VII-VIII начали появляться искусственные средства и благовония, которые доставлялись из Европы и Византии. Но эти продукты были доступны только для высшего сословия. Простолюдинам оставалось одно из лучших и по сей день средств по уходу за кожей – русская баня (впрочем, и знать, конечно, тоже мылась в бане). Большинство важных и необходимых косметических процедур проводились в русских банях, для масок и притираний в ход шли природные настои, ржаной хлеб и мед. Подобное очищение проводилось и для здоровья организма в целом, и для улучшения состояния кожи в частности. После бани женщины втирали в тело не ароматические жидкие настойки, а густые вязкие смеси, чтобы кожа долго держала запах. Именно такие мази русские красавицы называли духами. Конечно же, пользовались они и мылом, которое делали из сала с добавлением целебных трав. Но его предназначением было только поверхностное очищение тела, для более серьезных и полезных процедур оно не подходило.
Мыло могли позволить себе лишь богатые семьи, простой народ довольствовался щелоком, продуктом, который получают из настоя древесной золы на дождевой воде. Зола и пепел – превосходные очищающие компоненты, ведь они содержат карбонат калия, образующий при контакте с водой щелочную среду, которая превосходно растворят жиры и другие виды загрязнений.
Древнерусская красавица. «Свет мой, зеркальце, скажи…»
Если были замечены прыщики, царапинки, или даже бородавки – их устраняли соками чеснока и лука, с угрями и гнойничками боролись при помощи листьев свеклы и капусты, а ожоги лечили тертым картофелем.
Для того чтобы на щеках запылал яркий румянец – применяли морковь, свеклу, вишневый и малиновый сок, или речную губку (бодягу), если же нужно было смягчить или осветлить кожу – в ход шли кислое молоко, капустный рассол, сметана и простокваша. Чтобы сохранить свежесть лица, русские девушки умывались настоем череды и молоком, или просто протирали кожу огуречным соком. Камфора применялась, если нужно было избавиться от пигментных пятен, а отвар пшена – как лосьон перед сном. Черной подводкой для глаз служила обычная сажа и уголь, а пудрой – мел или пшеничная мука. Брови и ресницы наводили чёрной сажей.
В качестве пудры в Древней Руси красавицы использовали муку, преимущественно рисовую (В.Похлебкин указывает на проникновение риса на Русь лишь в XV веке через Венгрию) или бобовую, так как пшеница чрезвычайно ценилась и шла исключительно на выпечку.
Красную и малиновую краску для губной помады изготавливали из барбариса и яблоневых листьев, а зеленую и желтую краску для теней на веки – из листьев крапивы, щавеля, шафрана, перьев лука и ольховой коры. Также в изготовлении помады использовали разведенный в воде толченный красный кирпич.В качестве теней для век использовался крашеный мел.
Как омолаживающее средство использовалось козье молоко, известное также, как «девичье». В некоторых случаях в него добавляли росный ладан, состав которого богат на бензойную кислоту. Этот ингредиент было очень сложно достать, поэтому позволить себе его могли не все.