чем провизор отличается о фармацевта
Кадровый вопрос
Самвел Григорян о разнице между провизором и фармацевтом и о том, почему фармотрасли не хватает специалистов
«Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше». Вряд ли среди афоризмов найдется более универсальный. Аптечные работники – тоже люди из плоти и крови, а не заведенные кем-то с утра роботы в халатах, как полагают порой нетерпеливые посетители аптек. Фармацевтам и провизорам, как и всем остальным, свойственно стремление найти более теплое место под солнцем. А то, что в фармритейле нарастает нехватка специалистов, показывает, что кадровый климат в отрасли становится всё пасмурнее.
Причины происходящего – не тайна за семью печатями. Они ясны любому профессионалу и без фундаментального исследования рынка аптечных кадров. Называя вещи своими именами, фармацевт/провизор-первостольник – тяжелая (психологически и нередко физически) суперответственная работа, за которую у нас, как правило, мало платят. И в этом далеко не всегда «виноваты» работодатели. Реальностью современного состояния фармритейла является низкая и неуклонно регрессирующая рентабельность аптечных организаций, что не позволяет поднять зарплаты работников (в первую очередь, специалистов) до достойного уровня.
Нелёгкий хлеб
Анализ спроса работодателей на основе нашего исследования текущих вакансий сайтов superjob.ru, rabota.ru, hh.ru и обзора по итогам 2012 г. Ирины Дроздовой-Куривчак (КС № 3 (116) – прим. ред.) показывает, что средняя зарплата фармацевта в Москве составляет около 35 тыс. руб. в месяц, в других мегаполисах и городах-миллионниках колеблется между 20 и 25 тыс. руб. Преобладает график 2/2; таким образом, продолжительность рабочего времени первостольников в большинстве случаев вплотную приближается к максимуму, установленному 91 статьей Трудового кодекса (40 часов в неделю) и даже достигает его.
Трудиться по 11–12 часов в сутки, работая с населением и лекарствами, очень нелегко. Необходимо постоянно находиться на высоте профессионализма – нельзя допустить ни одной ошибки отпуска – и оказывать грамотные консультационные услуги. Кроме того, приходится быть и хорошим психологом. Не секрет, что многие посетители – особенно пожилого возраста – приходят в аптеку не только за лекарством, но и чтобы пообщаться, разбавить одиночество, пожаловаться на жизнь. Стоящие по ту сторону «окошка» очень часто обращаются к фармацевтам с вопросами, которые следует адресовать врачу. Эта «дополнительная нагрузка» давно стала частью рабочей рутины первостольника, но что поделаешь, если наши потребители зачастую стараются «сэкономить» (в частности время) на визите в лечебное учреждение.
Кроме ответственности за прием, надлежащее хранение и отпуск лекарств, первостольник отвечает еще и за кассовые операции. Количество чеков, выбиваемых за суточную смену, в больших городах исчисляется сотнями. Здесь фармацевта подстерегают по меньшей мере две опасности. Образно говоря, одной рукой и частью мозга отпуская препараты, он должен другой своей половиной чётко соблюдать монотонно повторяющийся алгоритм операций с кассовым аппаратом и чеком.
Это не так просто, как кажется со стороны, поскольку потребители зачастую отличаются сбивающим с алгоритма поведением. Многие из них подходят к первому столу, не готовые четко и исчерпывающе сообщить, что им нужно, нередко меняют свой заказ в процессе обслуживания. Наверное, каждый первостольник может рассказать случаи из собственной практики, когда посетитель, уже после того как был пробит чек, вспоминал, что ему требуется совсем другой препарат.
А потребитель, отчетливо сообщивший фармацевту не только название требуемого препарата, но и, если необходимо, его лекарственную форму, дозировку, другие идентифицирующие продукт подробности (количество таблеток в упаковке и т. д.) – такая редкость, что достоин отдельного приза от аптечного сообщества. И при всех этих осложнениях первостольнику нельзя сбиться и ошибиться со сдачей: недодаст – нарушит КоАП, права потребителя и может понести административную ответственность в виде значительного штрафа; передаст – компенсирует опять же из своей невысокой зарплаты.
«Продавец» с дипломом
Кто-то может возразить, что работа первостольника не тяжелее и не ответственнее многих других, и получает он за свой труд столько, сколько может дать отрасль в сложившейся ситуации. Но данное мнение не учитывает того обстоятельства, что фармацевт/провизор – это дипломированный специалист, низведённый многими условиями труда – в том числе уровнем зарплаты – до «ранга» работников торговли и сферы услуг, от которых не требуется ни высшего, ни среднего специального образования.
Фармацевты и даже провизоры зарабатывают в среднем приблизительно столько же, сколько продавцы продовольственных магазинов, что само по себе является нонсенсом. Выходит, годы учебы, периодическое подтверждение права работать в профессии (получение сертификата), повышенная ответственность за здоровье граждан и исполнение социальных функций в этой сфере ничего не стоят? Можно ли после этого ожидать, что повышенный спрос работодателей, собственников неуклонно увеличивающегося множества аптек будет покрыт предложением достаточного количества профессиональных кадров?
Провизор и фармацевт: в чем разница?
Чем отличается провизор от фармацевта и какая между ними разница? Список риторических вопросов можно продолжить. Удивляет, например, то обстоятельство, что наша аптечная система при оплате труда специалистов, за редким исключением, не делает отличия между провизором и фармацевтом. Вовсе не хочется незаслуженно романтизировать тусклое советское время (с его унизительным дефицитом всего, включая лекарства), но хочется напомнить, что тогда их ответственность была разделена, а труд оплачивался по разным ставкам. В постсоветские времена эта разница стала быстро нивелироваться. Руководителю аптеки необходимо заполнить вакансию первостольника специалистом с сертификатом, а какой именно у него диплом – зачастую не столь важно.
В нашей же аптечной системе сложилась ситуация, при которой дополнительные годы учебы (в вузе, по сравнению с профессиональным колледжем), успешное прохождение сложной и насыщенной учебной программы, более высокая квалификация не дают существенных преимуществ на социальной лестнице. Проучиться пять лет на фармацевтическом факультете (плюс интернатура), сдать экзамены по великому множеству химических, фармацевтических и клинических дисциплин, получить диплом провизора… и стать в один ряд по оплате труда с коллегами-фармацевтами, закончившими колледж, а также с продавцами продовольственных магазинов и кассирами гипермаркетов – не самая радужная перспектива. Поэтому при возникновении альтернативы – в виде предложения работы с более высокой зарплатой – происходит отток специалистов с высшим образованием из аптечных на неаптечные вакансии (как в фармацевтическом секторе, так и в других отраслях).
Фармацевт – это звучит гордо?
Естественно, такая «уравниловка» негативно отражается на престиже профессии. Во многих других развитых странах (от Скандинавии и Германии до США, Австралии и Японии) фармацевт – «это звучит гордо!». Стать им – большое достижение, без преувеличения, счастье, доступное не каждому. Оно обеспечивает на всю жизнь, причём, далеко не только куском хлеба.
В этих странах при слове «фармацевт» в представлении обывателя возникает образ аккуратного аптекаря в халате – не реже мужчины, чем женщины. Трудится ответственно и много, но не дольше, чем другие. Зарабатывает не ниже среднего, а чаще выше среднего по стране, и его доходам многие по-хорошему завидуют. Может позволить себе хорошую новую квартиру, не говоря уже об автомобиле. Высокий уровень оценки его труда является основной составляющей престижа фармацевтической профессии, которая среди других родов занятий котируется не ниже, чем врач или адвокат. Можно с полной уверенностью утверждать, что в других западных странах профессия фармацевта относится к элитным.
Как следствие – никто из посетителей аптек не называет фармацевта продавцом, как это часто можно услышать в наших аптечных учреждениях. Стоят ли долгие годы академической учебы сомнительного удовольствия периодически слышать в свой адрес просьбу или требование застоявшегося несколько секунд у первого стола посетителя: «Позовите продавца!»? Но дождавшись, он почему-то начинает задавать «продавцу» вопросы о приеме лекарств и курсе лечения – причем даже те, которые следует адресовать врачу.
Такое отношение значительной части общества, оценка труда на уровне неквалифицированных кадров огорчает опытных профессионалов отрасли и препятствует притоку на позиции первостольников молодых специалистов. Лучшие выпускники школ редко направляются в фармацию, а лучшие из тех, кто оканчивают фармацевтические вузы и факультеты, считают работу в аптеке за 20–35 тыс. руб. в месяц рядовой участью.
Данные ресурса PayScale в сравнении с российской статистикой показывают, что годовая зарплата нашего первостольника в среднем в 5 раз меньше, чем у американского retail pharmacist («провизор»). Даже pharmacy technician («фармацевт»), чья квалификация формально уступает квалификации нашего фармацевта, получает приблизительно в 2 раза больше, чем провизор-первостольник. А жизнь у нас стоит не дешевле, чем на Западе, и страна не беднее. Имея такую низкую зарплату, нет-нет да и вспомнишь безысходное блоковское «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
Повышение квалификации на материальной оценке труда первостольника не сказывается или сказывается в очень незначительной мере. Не говоря уже о том, что у нас слабо распространена практика выплаты существенных бонусов, поощряющих длительность работы в компании. Это является одним из факторов, повышающих текучесть кадров. В условиях, когда на рынке труда спрос на первостольников не в полной мере компенсируется предложением, такая практика могла бы удержать очень многих от намерения подать заявление об уходе.
Мужчина-первостольник: на грани исчезновения
Отдельный вопрос, непосредственно связанный со сложным кадровым состоянием отрасли, – мужчины в профессии. В среде первостольников нашей страны они присутствуют в «следовых количествах». Такова реальность сегодняшнего дня, но так же было и десять, и тридцать лет назад. Чрезмерная феминизация кадровой среды российских первостольников – явление, скорее, национальное, выбивающееся из общемировой картины. При том что доля женщин среди них велика повсеместно, только в некоторых из стран постсоветского пространства она зашкаливает настолько, что вплотную приближается к абсолютному 100%-ному показателю. Можно поставить незамысловатый эксперимент: объехать сотню аптечных объектов, отобранных «слепым методом», и ни в одной из них не обнаружить мужчину-первостольника. Для большинства посетителей российских аптек встреча с ним редка, необычна, непредвиденна; они невольно задерживают взгляд, испытывают удивление, обращают особое внимание, подобное тому, которое бывает при появлении в поле зрения женщины-спецназовца.
В других развитых странах ситуация существенно отличается. В США, например, соотношение полов в профессии почти «фифти-фифти». Последние данные Бюро переписи населения этой страны (The Bureau of the Census) показывают, что среди 186 тыс. американских фармацевтов доля мужчин составляет более 47%. По информации Национального совета фармацевтов Франции (Le Conseil national de l’Ordre des pharmaciens), в целом по отрасли на начало 2011 г. среди 73 259 фармацевтов этой страны мужчины составляли ровно треть (33,3 %). Что касается непосредственно аптечного сегмента, то в нём доля тех, к кому следует обращаться «мсьё», доходит до 46 %. Причем статистические данные показывают, что среди молодых и зрелых специалистов она отличается не сильно, из чего можно сделать вывод, что профессия «французского первостольника» не имеет на сегодняшний день тенденции к явной феминизации.
В Канаде доля женщин в профессии приблизительно такая же, как и во Франции, но с тенденцией к нарастанию. По данным Канадского института статистики здравоохранения (The Canadian Institute for Health Information) на 2008 г., две трети выпускников-фармацевтов Страны сахарного клёна относятся к «слабому полу». Среди работающих специалистов моложе 30 лет их доля достигает 75 %. В более зрелых возрастных группах, наоборот, преобладают мужчины; в частности, они составляют 69 % фармацевтов старше 60 лет. Данные института также показывают, что представители «сильного пола» в Канаде в два раза чаще выступают собственниками и руководителями аптек. Несмотря на высокую степень феминизации аптечной профессии в Канаде и Франции, мужчины-первостольники там – не «музейная редкость», а всего лишь меньшинство (причём довольно значительное) и вполне привычное явление.
Конечно, давно прошли времена, когда в нашей профессии количественно и качественно доминировали мужчины. В большинстве развитых стран женщин среди работников аптечных специальностей давно уже стало больше. Но когда доля первостольников «сильного пола» падает до таких «микроскопических» показателей, как в нашей аптечной системе, это является маркером неблагополучной кадровой (и не только) ситуации, побуждая задуматься о происходящем. Причины непривлекательности для мужчин работы с населением в рамках аптечной практики очевидны. Те же соображения низкой оплаты высокоответственного и высокоинтеллектуального труда провизора (фармацевта), а также проблемы престижа, о которых говорилось выше. Возможно, мужчины к ним более чувствительны. Не выбирая профессию (или «сбегая» из нее), они, таким образом, первыми подают сигнал, что не только кадровый, но экономический климат в отрасли требует разумных взвешенных перемен.
Голод роста
Одним из ключевых факторов, обостряющих ситуацию с нехваткой первостольников, является безудержное увеличение числа аптечных объектов. В одной лишь Москве с начала 1990-х годов оно увеличилось на порядок, перевалив за 4000. Эта тенденция продолжится. Сетевые компании отнюдь не исчерпали свои программы экстенсивного роста; приращение числа новых объектов ожидается и за счет расширения небольших аптечных организаций, открытия новых «единичных» аптек. Всё это нарастающее множество единиц фармритейла требует большего количества специалистов. Где их взять, если «мощности» образовательных учреждений за прошедшие два десятилетия в целом выросли не столь значительно (а где-то вообще не выросли) и не поспевают за динамикой увеличения числа аптечных объектов и возрастания потребностей рынка труда.
Проиллюстрировать данное утверждение можно следующим примером. Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения Москвы был и остается единственным в огромном многомиллионном мегаполисе учреждением, готовящим кадры со средним профессиональным образованием. Но ведь со времен, когда он был училищем, в аптечной системе города и страны произошли кардинальные изменения – как качественные, так и количественные. Число аптек, как отмечалось выше, увеличилось на порядок, но ни одного нового колледжа не открылось. Как следствие, помимо кадрового голода, в столице среди первостольников значительно возросла доля специалистов из других субъектов РФ, чему способствует «градиент» зарплат – столичных и тех, что выплачиваются на периферии.
Нескончаемое увеличение количества единиц фармритейла в большинстве регионов уже превысило показатели плотности (число жителей на одну аптеку), характерные для европейских стран (подробнее об этом мы уже говорили в КС № 1-2 (115), 2013, – прим. авт.). Это перенасыщение является одной из причин ощутимого снижения рентабельности аптечных организаций в последние годы. Таким образом, оно опосредованно ограничивает возможности работодателей выплачивать своим первостольникам более высокую зарплату.
При дальнейшем повышении показателя аптечной плотности парадоксальный эффект будет нарастать. С одной стороны, кадровый голод станет острее, а следствием этого, как правило, бывает рост уровня оплаты труда. Но правило в данном случае не сработает (или сработает в незначительной мере, нивелируемой постоянным удорожанием жизни) – из-за параллельного снижения рентабельности аптечных предприятий, которая обернется дальнейшей стагнацией зарплат. В итоге, при большом и нарастающем количестве открытых вакансий материальная оценка остродефицитной профессии первостольника остается неизменной и, более того, даже девальвируется. Ситуация настолько привычная, что мы уже забыли о ее парадоксальности.
Что делать?
Конечно, повышение уровня оплаты труда является главным рычагом, способным решить проблему нехватки специалистов. Причем оно должно быть существенным; 5–10%-ные индексации не помогут. Из приведенных выше аргументов следует, что положение, в котором находятся первостольники, зависит не только и не столько от конкретного работодателя (которого легко сменить, уйдя в другую аптеку), сколько от того, хорошо ли себя чувствует отрасль в целом.
Попытка решения проблемы исключительно на уровне аптечного звена подобна бесплодной борьбе с симптомами болезни без установления ее причин и их устранения. Утоление кадрового голода возможно только в случае успешной реализации комплексных мер по созданию благоприятного экономического и профессионального климата в отрасли, результатом которых станет повышение рентабельности аптечных предприятий. Тогда рост зарплат станет возможен, более того, неизбежен. Пока же положение выглядит не слишком оптимистичным: налоговая и социальная нагрузка аптечных организаций остается высокой и прогрессирует, увеличение числа объектов фармритейла никак не ограничено, более того, обсуждается возможность допустить на лекарственный рынок непрофессиональные торговые компании.
Не менее важны меры по повышению престижа фармацевтической профессии. Можно сколь угодно долго сожалеть о том, что фармацевтов и провизоров повсеместно называют продавцами, но надо же с этим что-то делать! В данном случае свою роль должно исполнить отраслевое сообщество в лице профессиональных ассоциаций, от которых следует ожидать креативных идей.
Вероятно, было бы продуктивным провести направленную на просвещение населения информационную кампанию – подобную той, которая идет сейчас на различных радиостанциях с целью доведения до граждан правил поведения на транспорте. В рамках этой кампании можно было бы не только пояснить миллионам дорогих потребителей, что фармацевт (или провизор) не продавец, но и напомнить им те элементы потребительской культуры, которые особенно востребованы при посещении аптек. Может быть, после нее первостольнику не придется, например, так часто задавать чередой вопросы, утомительно «вытягивая» из посетителя всю необходимую для корректного отпуска требуемых препаратов информацию. Подобная информационная кампания скажется не только на престиже профессии. Она облегчит труд аптечных работников, а заодно послужит хорошей рекламой отрасли и ее аптечного сегмента в частности. Но, конечно, главным фактором, способным решить проблему престижа и перевести специальность провизора в разряд элитных, всегда останется уровень ее оплаты.
Кадровый голод не утолить и без усовершенствования системы фармацевтического образования. Это очень важная большая тема, которая требует отдельного исследования. Сейчас же на основании опыта других развитых стран хотелось бы отметить, что качественный и количественный разрыв между выпускным предложением институтов, факультетов, колледжей и спросом рынка труда следует преодолевать посредством повышения степени участия фармацевтического/аптечного сообщества в системе подготовки и совершенствования кадров.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Сколько зарабатывает провизор в аптеке
В Санкт-Петербурге
Наши читатели регулярно рассказывают о своих профессиях и о том, какой доход они им приносят.
В новом выпуске провизор из Санкт-Петербурга рассказала нам, легко ли найти работу людям без опыта, можно ли продавать лекарства без рецепта врача и почему работа в аптеке не для слабонервных.
Выбор профессии
В школе я очень любила химию и биологию. Но быть врачом никогда не хотела и решила поступать в Химико-фармацевтическую академию (сейчас она стала университетом).
Большинство моих одногруппников были из других городов и уже с третьего курса работали по ночам в аптеках. Я предпочла этому здоровый сон, так как жила у родителей и необходимости в подработке не было. И правильно сделала: учиться было нелегко, почти все работающие сразу увязли в долгах и несданных экзаменах. Им было немного проще на фармакологии: я учила названия препаратов, а они их уже знали благодаря работе. Но с другими предметами были проблемы из-за того, что они не высыпались или прогуливали лекции, чтобы отоспаться после ночных смен.
После выпуска я просто выложила на «Суперджоб» резюме, в котором было написано, что у меня есть диплом о высшем образовании, сертификат по аккредитации специалиста (ее нужно проходить отдельно, это просто: выучить билеты и отвечать по чек-листу, зная, что ничего лишнего у тебя не спросят) и нулевой опыт. На удивление мне звонили не переставая.
В большинстве аптек график «два через два». Но работать 2 дня подряд по 12 часов тяжело, после них ты весь день отсыпаешься или просто лежишь, потому что после смены очень болят ноги, а на свои дела остается только один день. Поэтому я искала пятидневку. В итоге устроилась в одну из сетевых аптек рядом с домом. Первый месяц был испытательным сроком — платили только оклад 29 900 минус налог. Отработала там год.
платили во время испытательного срока (до вычета налогов)
Суть работы
Обычно в аптеках работают фармацевты (среднее образование) и провизоры (высшее). Фармацевтов готовят именно к этой работе, а у провизоров обучение более глубокое и на 2 года дольше. Но если в дальнейшем хочешь стать заведующей, то со средним образованием надо простоять у кассы 5 лет, а с высшим — 3 года. И, конечно, с высшим образованием всегда больше возможностей найти работу где-то еще кроме аптеки.
Работа в аптеке подходит терпеливым людям, которые хотят всем помогать. Клиенты считают нас обычными продавцами и кассирами (это не так), но при этом не ходят к врачам и довольно часто просят подобрать какое-то лекарство — обычно от простуды или обезболивающее. К тому же у людей всегда полно вопросов — от банального «сколько раз в день принимать лекарство?» (неужели нельзя прочитать в инструкции?) до каких-то изощренных. Например, однажды девушка выбирала шипучие таблетки от кашля, чтобы там не было вкусовых добавок. Хотя я сразу сказала, что они всюду будут, она вынудила меня принести все разновидности и посмотреть каждую коробку.
нужно проработать за кассой, чтобы стать заведующим аптекой
Самый безумный запрос был такой. Женщина сказала, что у нее чешутся ноги. Предлагаю ей крем от зуда, параллельно спрашивая, чем он мог быть вызван и как она лечилась. Тут она радостно восклицает: «Я вам сейчас покажу». Задирает юбку — ноги все в отеках, распухшие вены и ужасная красная сыпь. На мой вопрос, почему она не идет к врачу, женщина ответила, что промывала мочой и ждала, пока пройдет, а когда стало хуже, начала мазать давно просроченной мазью для вен. Я ей ничего не продала и попросила как можно скорее посетить специалиста.
Когда просят «ну что-нибудь от давления» или «какой-нибудь диуретик», мой ответ всегда один: «Только к врачу».
Антибиотики без рецепта тоже не отпускала практически никогда. Из безрецептурных средств обычно предлагается несколько вариантов. Я знаю, чем они отличаются и в чем преимущества каждого — изучаю много специализированной информации, читаю клинические исследования и статьи. Много интересного пишут коллеги с большим стажем в паблике Вконтакте для работников аптек. Что-то можно уточнить у медицинских представителей разных фирм. Как-то раз покупатель задал вопрос, ответа на который не знали ни врач, ни я. Медицинский представитель тоже не смогла ответить сразу, но выяснила это для нас.
В аптеке есть обязательное онлайн-обучение, бывают обычные семинары и конференции, а по новым или акционным препаратам надо сдавать тесты. Фармацевтические компании часто проводят курсы — на них я тоже ходила.
Плюс этой работы в том, что я всегда в курсе, что лучше. Часто врачи выписывают несколько препаратов на выбор из разных ценовых категорий. В итоге пациент и выбирает по цене. А я знаю, какой из них оригинальный, и выбираю его, потому что дженерики никогда не будут лучше.
Основной минус в том, что работа с людьми — вообще нервное дело.
А когда люди больны, им не хватает денег на лекарства или они просто не понимают, за что платят такие суммы, то становится совсем тяжело.
Если они недовольны очередью, ценами, ошибкой в рецепте врача — для них виновата я. Если я не могу дать сдачу с 5000 при покупке аскорбинки за 12 рублей, потому что нет размена, — виновата я. Почти каждый день кто-то повышает на тебя голос. Часто в конце рабочего дня я просто рыдала от пережитых оскорблений. Конечно, дело еще и в том, что я очень чувствительный человек. Кого-то такое вообще не задевает — все реагируют по-разному.
Нас учили смягчать конфликты. В учебных листах были диалоги: например, клиент ругается, как все дорого, потом провизор ему объясняет, что это очень хорошее лекарство, после чего на картинке все улыбаются и счастливы. Но на практике, если человек настроен агрессивно, ему никакие доводы не важны. Конечно, хамить в ответ нельзя. Самое эффективное для меня — молча слушать все претензии и смотреть в одну точку, игнорировать. Но не всегда получалось.
Разумеется, приятные моменты тоже бывали. Появлялись постоянные покупатели, которые целенаправленно становились в мою очередь. Были и те, кто говорил, как я им помогла, приходили поблагодарить. Носили шоколадки, фрукты. Одна девушка даже подарила миниатюру духов — мы с ней долго подбирали ей кремы.
Место работы
Аптечная сеть, куда я устроилась, привлекает большое количество покупателей низкими ценами. Из-за этого там всегда очереди. А с персоналом большие проблемы — на каждой аптеке висит объявление о том, что требуется сотрудник. Но устраиваться никто не хочет. Среди тех, кому 20—30 лет, большая текучка. Среди тех, кто старше, есть люди и с 20-летним стажем, которые пришли сразу после выпуска и до сих пор работают в аптеке.
Мне кажется, за такой труд платят мало (хотя, конечно, больше, чем обычным продавцам-кассирам в магазинах), а работа очень нервная. Я думала, что в аптеке, где цены выше, спокойнее. Но мои подруги, работающие в таких, говорят, что и там часто случаются скандалы.
А в одной из питерских аптек под новый год вообще убили администратора — посетитель был весьма нетрезв.
Если я на смене одна и в аптеке очередь, некоторые клиенты могут начать стучать в стекло кулаками с криками, что им нужен второй кассир. Однажды худенькая маленькая бабушка изо всех сил трясла дверь, чтобы ворваться внутрь — у нас закрытая выкладка, то есть все за стеклом.
Если бы было больше сотрудников, таких очередей, возможно, не было бы. Но бывают разные причины. Например, когда приходят покупать тонометр, его надо распаковать, показать, все объяснить, измерить давление, потом упаковать, заполнить гарантию и только тогда продать. Это все занимает очень много времени. Или бывают очень большие списки, собирать которые минут 10, особенно если что-то из нового товара и лежит не на своем месте, а в безымянной коробке. Выходит долго, люди начинают злиться. Я их понимаю. Когда сама попадаю в такую ситуацию, просто ухожу, чтобы не терять времени — аптек вокруг много. Но в стремлении сэкономить люди могут отстоять часовую очередь.
Постоянно приходится расплачиваться за ошибки покупателей. Чаще всего путают названия или дозировки. Вообще практически все лекарства для сердца, давления, от диабета, обезболивающие и прочее должны отпускаться по рецепту. Но сейчас врачи не так часто их выписывают, а бабушки, которые постоянно принимают одно и то же, не будут каждый раз ходить за рецептом. Поэтому такие препараты отпускают просто так, если клиент знает свою дозировку. Но постоянно бывают случаи, когда они говорят, например, 20 мг, а потом прибегают: «Поменяйте, нужна была дозировка 10, спутал с другим». По закону обмен и возврат в аптеках делать нельзя. Но это не всем можно объяснить — люди начинают ругаться.
У меня был случай, когда мужчина покупал пластыри — я показала их, назвала цену. Он оплатил, а потом решил, что ему дорого. Чуть стекло не разбил, я боялась, что он меня убьет за то, что заплатил лишние 100 рублей. Отдала ему из своего кармана — лишь бы ушел.
За свои ошибки мы тоже платим. Самая частая проблема называется «пересорт» — когда выбивают цену маленькой упаковки, а отдают при этом большую, которая стоит в несколько раз дороже. Если по цене большой упаковки случайно отдаешь маленькую, люди тут же прибегают выяснять, а если по ошибке отдаешь большую, когда заплатили за маленькую, никто не возвращается. В таких случаях стоимость маленькой упаковки вычитается из стоимости большой, и эта сумма делится на всех сотрудников. Хотя где-то могут делать скидки, чтобы платить меньше, или просто списать товар. У нас ничего не списывалось.
Скидок на лекарства для сотрудников нет. Отпуск есть, больничные тоже, но не одобряются: заведующей приходится менять расписание, оставшимся — работать больше. Когда моя коллега ушла на 2 недели на больничный по уходу за ребенком, мы работали без выходных.
Обычный рабочий день
Аптека работает с 7 до 23. У сотрудников три смены: с 7 до 15–16 часов, с 12 до 20 и с 15 до 23. В аптеках побольше, где бывает открыто по 10 касс, графики другие.
Расписание составляет заведующая. Все пишут ей свои пожелания: чтобы смена была в определенное время или чтобы в определенные дни были выходные. Как правило, один выходной выпадает на будни, а в субботу или в воскресенье — рабочий день. Причем работать приходится дольше (по 10 часов, а не по 8): покупателей больше, а персонала меньше.
Бывало, что заведующая ставила работать и в субботу, и в воскресенье. Хотя в других аптеках этой сети право на один выходной почти всегда соблюдается.
Много раз было так, что после вечерней смены шла утренняя. Получается, ты приходишь домой уже ночью, а встаешь рано утром.
Плюс вечерних смен в том, что можно выспаться, сделать утренние дела — например, сходить к врачу или в любые организации, которые работают до 18:00. Но при этом ты остаешься один иногда уже с 8 вечера, в самый час пик — люди с работы заходят в аптеку, а там одно окно. Тут и начинаются все неприятности.
Средняя смена однозначно самая простая в плане работы, но получается, что у тебя только утром пара часов и вечером после работы — сделать ничего не успеваешь и отдохнуть тоже.
Рабочий день проходит примерно так. Приходишь, переодеваешься в форму, включаешь компьютер, заходишь под своим именем в программу ( 1С для продаж). Пользоваться ею меня учили сотрудники — я просто записала на бумажке основные комбинации клавиш: как выбирать позицию и количество, делать скидку, ставить оплату картой или наличными — это все быстро запоминается. Затем вносишь размен 2 тысячи — эти деньги в конце предыдущего дня набираются мелкими купюрами и откладываются на утреннюю смену.
В это время тебя уже увидели в окне и кричат: «Почему же вы не обслуживаете?».
Весь день бегаешь собираешь заказы. Многое лежит под потолком, поэтому постоянно лазаешь по стремянкам. Кроме этого каждый работник следит за витринами и разбирает новый товар, которого приходит очень много — в каждую свободную секунду расставляешь его по местам. В маленьких аптеках параллельно приходится выполнять роль заведующей и принимать товар от поставщиков.
На обед — всего 15 минут в день. Ставишь разогревать еду, за это время можно обслужить еще одного человека. Быстро ешь и пулей назад. Если мало покупателей и работает еще кто-то, можно договориться закрыть кассу минут на 5–10 и пойти попить чаю. А если толпа, то не закрыться даже на обед. В маленьких непопулярных аптеках, если нет покупателей, можно есть дольше. Там, где я проходила практику, работали по 12 часов и на еду выделялось полчаса — 2 раза по 15 минут.
длится обеденный перерыв
Обеды, как и вход или выход, — строго по отпечатку пальца. В конце смены закрываешь свое окошко снова под крики.
«Куда вы уходите, не видите, что ли, что очередь?!»
Конечно, можно работать и дольше, только это уже не оплатят. Потом еще снимаешь отчеты, заполняешь журналы — вписываешь, какая сумма была в кассе в начале дня, какая в конце, сколько платили по картам, сколько наличкой. Это просто, занимает минут 10–15, но надо быть внимательной — потом все проверяет бухгалтер. И наконец домой.
Случай
У меня очередь из 10 человек, а у покупательницы не проходит оплата, хотя деньги (4 тысячи рублей) с карты списались. Такое иногда бывает, это значит, что банк ей их вернет. То есть если она заберет покупку, мне потом придется платить за нее самой. Она пытается вырвать из моих рук пакет с лекарствами, а я его не отдаю.
Через какое-то время прибегает ее мама — лекарства для нее и карта тоже ее, она показывает уведомление в телефоне, что деньги списали, и начинает кричать, что ее больную подняли с кровати, что я воровка, что она сообщит в прокуратуру. Она ругается, вся очередь ругается, я рыдаю. К слову, через дорогу есть другая аптека, но дороже. Но очередь все равно стоит за перекисью и цитрамоном — хотя могли бы купить напротив на 3 рубля дороже.
В итоге конфликт решился. Я позвонила в банк и упросила оператора объяснить ситуацию, товар остался у нас.
После этого случая я написала заявление и уволилась.
Но тогда, конечно, мне хотелось объявить технический перерыв и закрыть аптеку. Но так делать нельзя — могут оштрафовать. Пришлось успокоиться и довольно быстро — продолжила работать.
Подработки
Подработок в нашей сети полно — можно просто брать дополнительные часы в своей же аптеке или в других, где не хватает кадров. Еще работа с 22 до 23 оплачивается дополнительно — плюс 50 рублей. Но я, наоборот, понизила ставку до 0,75 и пошла на платные курсы повышения квалификации.
Доходы
Работая на полной ставке (это 4 дня в неделю по 8 часов и 10-часовая смена в выходной), я получала 51 тысячу до вычета налогов. Это немного больше, чем в других аптеках. Конечно, всегда можно получить больше, если больше работаешь.
Расходы
Жилье мне снимать не нужно, поэтому основные траты — это еда и квартплата. Правда, их оплачивает мой мужчина. За однокомнатную квартиру летом платим по 2 тысячи, зимой 4–5.
Свой доход я трачу на себя — косметика, одежда, путешествия. Если жить просто, то мне надо минимум 30 тысяч в месяц. Но это, конечно, безрадостно. Думаю, 60 тысяч в месяц лично на себя — было бы уже неплохо.
Пока работала, я откладывала все, что не тратила. Сколько именно — не считала, это зависело от расходов. В какой-то месяц идешь покупать одежду и отдаешь всю зарплату, в другой ничего не нужно, и остается порядочная сумма. Всегда хорошо, когда есть финансовая подушка.
Я накопила столько, чтобы не работать несколько месяцев.
Уволившись, поехала путешествовать по Европе, где довольно много потратила, зато отдохнула и обновила гардероб. Еще поправила здоровье — на походы по врачам тоже ушла значительная часть накоплений.
У меня есть любимый человек, который поддержал мое решение уволиться, в том числе финансово. Конечно, будь я одинока и со съемным жильем, скорее всего, пахала бы в аптеке и дальше, пока не довела бы себя до нервного срыва.
Экономия
Слежу за скидками на продукты — мне приходят смс из гипермаркетов и многое я закупаю впрок. Как пример: любимые макароны стоят 200 рублей за упаковку в 0,5 кг, а летом в «Перекрестке» была акция и они продавались по 72 рубля, мы взяли сразу 10 пачек. Или, скажем, сливочное масло я ем только определенное, с очень хорошим составом. Когда в «Ленте» скидка 30% на все масло, я беру пару кусков. С косметикой то же самое — слежу, например, за выбором «Рив Гош» или скидками в «Подружке».
Пользуюсь картой Tinkoff Black с кэшбэком — иногда выпадают хорошие категории на повышенный процент, например красота, аптеки или транспорт, иногда бывают бесполезные. У моего молодого человека еще есть All Airlines — он копит мили.
Бывали и большие траты. Например, однажды я потратила 1000 евро за 6 дней в очень крутом отеле. Или купила фотоэпилятор за 20 тысяч — пока причисляю его к безрассудным покупкам, потому что особого эффекта не вижу. Но я считаю, что лучше купить и пожалеть, чем не купить и всю жизнь думать об этом.
Финансовые цели
Здорово бы было накопить на квартиру и сдавать ее. Или разобраться в облигациях, чтобы получать пассивный доход. А пока деньги всегда откладываются на путешествия. Обычно получается пару раз в год слетать за границу — очень люблю солнце и море, в Питере этого, конечно, не хватает.
Будущее
После увольнения я 3 месяца просто отдыхала и восстанавливалась. Много времени провела на даче, начала снова ходить на фитнес и больше следить за собой, прочитала много книг, подтянула язык, встретилась со всеми подругами. Даже прошла несколько психологических тренингов. Это позволило мне проще относиться к истории с аптекой.
Теперь буду искать новую работу, чтобы она покрывала мои потребности, но при этом доставляла радость. В сфере фармации, может быть, и останусь, это интересная отрасль.
В аптеке начинают большинство выпускников фармацевтических вузов или факультетов, но многие потом уходят. Можно пойти в медицинские представители, на большие склады, в лаборатории, на заводы, в клинические исследования. Карьерный рост зависит от желания и стремления. Мне сейчас больше нравится обустраивать семейный быт, заниматься хозяйством, ухаживать за собой и за своим мужчиной, чем строить карьеру.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.