чем проверить плотность антифриза
Записка # 10: Проверка антифриза и контрольный замер его плотности
Привет читатель!
Продолжаю учиться и делиться опытом с вами.
Система охлаждения современного автомобиля не требует к себе постоянного внимания. Но периодически контролировать её всё же необходимо. Тем более, что данная жидкость была залита в Японии в неустановленный период времени. Цель – проверить состояние антифриза и обеспечить качественную работу системы отопления салона. Суть проверки сводится к проверке качества и наличия охлаждающей жидкости в радиаторе и расширительном бачке. Разумеется, проверять надо на остывшем автомобиле, т.к. рабочая температура в системе охлаждения порядка 100С и давление около «килограмма».
На первом этапе проверяется уровень антифриза в резервуаре (расширительном бачке). Убеждаемся, что он между минимальной (min) и максимальной отметкой (max). Далее проверяют цвет антифриза и наличие в нем осадков. Оригинальный антифриз Toyota бывает красного и розового цвета. Тот что красный называется «Long Life Coolant», а который розовый называется «Super Long Life Coolant». «Super Long Life Coolant» не удобен тем, что в него не только нельзя доливать другие антифризы, но и воду. При смешении с другими антифризами розовый антифриз может свернуться со всеми вытекающими последствиями. Визуально в мою систему охлаждения залит розовый, но действительно ли это «Super Long Life Coolant» или потерявший цвет «Long Life Coolant», или что-то иное, это большой вопрос. Кроме этого, визуально осадка не наблюдается, значить и нет коррозии.
На третьем этапе уделяют внимание температуре кристаллизации антифриза. При низкой способности сопротивляться кристаллизации (антифриз рано замерзает) есть опасность разморозить блок двигателя или радиаторы, что приведет к довольно дорогостоящему ремонту. Способности антифриза сопротивляться кристаллизации проверяют либо с помощью ареометра, либо замораживанием контрольной пробы антифриза в холодильнике.
Естественно в холодильнике я замораживать антифриз не собирался, а пошел в ближайший автомагазин и купил ареометр. Ареометр состоит из стеклянной колбы с поплавком, груши, пипетки с пробкой и корпуса для хранения.
Далее если вы уверены, что охлаждающая жидкость достигла температурного режима в районе 20 градусов по цельсию, то дело за малым и переходим непосредственно к измерениям (если нет, то подождите пока остынет).
Находим и снимаем крышку радиатора. В начале просто откручивайте ее против часовой стрелки, не надавливая – это позволит выйти давлению, если таковое осталось в системе. Только после этого нажмите на крышку и прокрутите против часовой стрелки.
Далее погружаем пипетку ареометра в жидкость, находящуюся в радиаторе и с помощью груши набираем необходимое количество охлаждающей жидкости в колбу. Жидкости должно быть ровно столько, что бы поплавок свободно плавал в ней.
Если до этого у нас все получилось, то вынимаем ареометр из радиатора и смотрим по шкале, расположенной на поплавке, ориентировочную температуру замерзания жидкости. У меня отметка опустилась ниже 40 градусов.
Таким образом, достаточное количество антифриза в радиаторе и расширительном бачке, высокая способность сопротивляться кристаллизации (замерзанию) говорят о том, что данная жидкость пригодна для дальнейшей эксплуатации, но отсутствие данных о марке и годе заправки данной жидкости наводят на мысль, что лучше бы заменить антифриз и забыть о нем надолго. Что и будет сделано уже завтра.
Внимание: Во избежание ошпаривания, ни в коем случае не снимайте крышку расширительного бачка и не отсоединяйте никакие компоненты охладительного тракта при горячем двигателе. Снятие колпачка радиатора при горячем антифризе вызывает его струю, которая может серьезно обжечь вас!
Ареометр vs Рефрактометр. (Проверка антифриза). Что выбрать.
Да, согласен…поколение пошло не то…да и небо не такое голубое.
Мало сейчас людей имеет в хозяйстве какие-то приборы связанные с эксплуатацией автомобиля.
Измеритель плотности электролита, измеритель антифриза, измеритель тормозной жидкости (самый идиотский прибор в природе), манометр для шин…что там еще может быть?
Ну если ареометр не остался от отца или деда, то максимум (и то редко) в багажнике авто у рядового автомобилиста валяется шинный манометр.
Ну и ладно, пускай тема будет для общего развития.
Что же выбрать, в случае чего…Простой и проверенный поколениями ареометр (любой из конструкций) или некогда дорогой и недоступный рефрактометр.
У меня в хозяйстве оба девайса.
Ареометр Jonnesway (абсолютно такой же агрегат есть с кучей других названий, и это как раз тот случай когда за бренд переплачивать не имеет смысла…работают они одинаково) и рефрактометр.
Перед тем как я выскажу свое, в общем вполне предсказуемое мнение…все же обозрим оба прибора.
Калибруем рефрактометр по дистиллированной воде (возможность настройки и проверки, уже выгодно отличает рефрактометр от ареометра).
И производим первый замер.
Эта же смесь на ареометре.
Добавляем концентрата на глаз…производим замер.
То же на ареометре.
Еще добавляем концентрата…
Выводы…
Конечно, ареометр имеет право на жизнь…
Они весьма доступны, но…ареометрами обоих типов пользоваться не особо то и удобно (у jonnesway и его братьев, есть косяк с грушей…она по объему плохо подобрана…и за один засос очень сложно набрать весь объем, попав в уровень). Плюс ко всему, слишком много факторов влияющих на точность…недобрали уровень-погрешность…чуть наклонили-погрешность.
Как прибор способный оценить (плюс-минус 5 градусов) состояние ОЖ, пойдет.
Что касается рефрактометра…несомненный плюс, возможность теста по дистиллированной воде.
Возможность с точностью до половины градуса оценивать концентрацию антифриза.
Что самое главное, позволяет точно определять «передоз» концентрата.
Если система заполняется не готовой смесью, а концентратом, попасть в нужную пропорцию очень не просто.
А ведь передоз не так и безобиден.
Наверное все знают, что функцию теплоотвода в антифризе выполняет именно вода.
Вода сама по себе гораздо лучше работает как теплоотвод, нежели антифриз.
И введение в воду какого либо химического состава, это вынужденная мера, призванная 1. защитить элементы двигателя от коррозии и 2. поднять планку замерзания.
Повышенное концентрация антифриза по отношению к воде, снижает эффективность теплоотвода, что наиболее важно помнить владельцам бензиновых машин, да и в принципе всех современных, в связи с высокой степенью форсированности современных двигателей.
Еще одним из плюсов мультишкальных рефрактометров является возможность быстрой и что главное, с минимальным влиянием криворукости проверяющего, проверить градус замерзания (не кристаллизации) стеклоомывающих жидкостей.
Так что, вот так бегло о весьма нужных приборах в хозяйстве автолюбителя.
Полезная информация об антифризах, в т.ч. как проверить его ареометром.
Общая информация по охлаждающей жидкости
Смесь антифриза с водой является примером состава, температура замерзания которого отличается от температур замерзания входящих в него компонентов — чистого антифриза и чистой воды.
Точка замерзания жидкостей
Точка кипения смеси антифриза с водой также зависит от концентрации компонентов смеси.
Точка кипения на уровне моря
Точка кипения при давлении, повышенном на 15 фунтов на кв. дюйм, — под гермопробкой
Смесь: 70% антифриза на 30% воды
ПРОВЕРКА ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ С ПОМОЩЬЮ АРЕОМЕТРА
Если 50% — это хорошо, то 100% должно быть еще лучше
Владелец автомобиля считал, что в системе охлаждения просто не может образоваться ни лед, ни ржавчина, потому что вместо смеси «50 на 50» антифриза с водой он залил в свою машину стопроцентный антифриз (этиленгликоль).
Для максимальной защиты от замерзания, при сохранении достаточно высокой эффективности теплообмена, используйте смесь антифриза с водой в равных пропорциях. Такая смесь является наилучшим компромиссным вариантом по температурным характеристикам и эффективности теплопередачи, необходимым для работы системы охлаждения. Не превышайте концентрацию антифриза в растворе выше 70% (30% воды). При увеличении концентрации антифриза (вплоть до 70%) температура кипения смеси возрастает, температура замерзания смеси снижается, но одновременно снижается эффективность теплопередачи смеси.
Ветер здесь совершенно ни при чём
Ветровой коэффициент теплопотерь — это поправочный коэффициент, учитывающий дополнительные теплопотери при данной температуре, в зависимости от скорости ветра. Он, по существу, определяет эквивалентную температуру, при которой теплопотери с поверхности незащищенной кожи при полном отсутствии ветра равны теплопоте-рям при данной температуре и данной скорости ветра. Поскольку этот коэффициент представляет собой коэффициент теплопотерь для незащищенной кожи, ветровая температура неприменима для оценки морозостойкости охлаждающей жидкости.
Обдув радиатора ускоряет охлаждение жидкости, но не влияет на температуру, до которой может остыть охлаждающая жидкость. Она зависит от температуры воздуха, на которую скорость ветра не влияет. Не верите? Убедитесь в этом сами. Внесите в комнату термометр и подождите, пока его показания установятся. Теперь включите вентилятор и направьте поток воздуха на термометр. На его показания это не повлияет.
РЕГЕНЕРИРОВАННАЯ ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ
Отработанная охлаждающая жидкость (антифриз и вода) подлежит регенерации. В отработанной охлаждающей жидкости могут находиться металлы, — свинец, алюминий и железо, которые накапливаются в процессе ее работы в двигателе.
В регенерационных установках производится очистка жидкости от этих металлов и загрязнений и восстановление концентрации истощенных добавок. Регенерированная охлаждающая жидкость после восстановления опять становится как новая и ее можно повторно использовать в автомобиле.
Плотность антифриза. Как она связана с температурой замерзания?
Такой показатель, как плотность антифриза, особенно актуален для оценки состава современных охлаждающих жидкостей. Плотность напрямую указывает на процентное соотношение этиленгликоля (пропиленгликоля) и воды. А это – первостепенный показатель способности антифриза противостоять низким температурам.
Плотность антифризов
Почти все современные антифризы производятся на основе спирта (одной из вариаций гликоля) и дистиллированной воды. Соотношение гликоля и воды определяет стойкость к низким температурам.
Здесь есть один парадокс, который важно понимать. Для этиленгликолевых антифризов не работает правило: чем выше концентрация гликоля, тем большие морозы способна перенести смесь. У чистого этиленгликоля температура замерзания находится на отметке всего –13 °C. А такой высокий порог замерзания охлаждающей жидкости достигается за счёт смешивания с водой.
До концентрации гликоля в составе примерно в 67% идёт улучшение низкотемпературных свойств. При таком соотношении достигается максимальная устойчивость к замерзанию. Далее идёт плавное смещение точки застывания в сторону положительных температур. Существуют таблицы, которые подробно описывают свойства различных концентраций гликолей и воды.
Плотность антифриза не зависит от его цвета. Также как и температура замерзания. Не важно, плотность зелёного антифриза, жёлтого или красного мы будем исследовать, получаемые значения не будут увязаны с цветом. Цвет скорее определяет состав присадок и применимость антифриза для различных авто. Однако в настоящее время в этой системе присутствует некоторая путаница. Поэтому ориентироваться исключительно на цвет нельзя.
Прибор для измерения плотности антифриза
Плотность антифриза можно замерить обычным ареометром. Это и есть самый подходящий прибор. Только нужно найти вариант ареометра, рассчитанный на измерения плотности гликолевых смесей.
Ареометр состоит из двух основных частей:
Внутри ареометра, который непосредственно предназначен для замера плотности антифриза, обычно есть вкладыш-подсказка. На нём отмечена не только плотность, но и концентрация гликоля, ей соответствующая. Некоторые, более модифицированные версии, сразу дают информацию о температуре замерзания исследуемого антифриза. Что исключает необходимость самостоятельно поиска значений в таблице и делает саму процедуру более быстрой и удобной.
Как измерить плотность антифриза в домашних условиях?
Процедура измерения с помощью ареометра довольно проста. Нужно набрать в колбу из канистры или непосредственно из системы охлаждения достаточное для всплытия поплавка количество антифриза. Далее, смотрим на поплавок. Уровень, на который он погрузится, и отметит плотность. После измерения достаточно сравнить плотность с концентрацией этиленгликоля, этой плотности соответствующей, или с температурой застывания.
Есть ещё один способ домашнего измерения плотности. Для этого потребуются достаточно точные весы (можно использовать кухонные) и ёмкость объёмом ровно 1 литр. Процедура замера плотности в этом случае будет состоять из следующих действий:
Это и будет плотность антифриза. Способ может претендовать на точность только в том случае, если весы гарантированно показывают правильную массу, а ёмкость вмещает ровно 1 литр жидкости.
Плотность антифриза. Как проверить и какая должна быть? Пару слов про ТОСОЛ
Не многие знают, но антифриз (да и ТОСОЛ) можно проверять на плотность. «Для чего» — спросите вы? ДА все просто – она должна быть на нормальном уровне, достаточно высоком, чтобы позволить охлаждающей жидкости работать с низкими, а иногда критически низкими температурами. Ведь когда вы покупаете антифриз, вы же не знаете его состав, а что если это просто вода, которая подкрашена обычным красителем! Как проверить то? Давайте разбираться
Как я уже написал сверху, антифриз также имеет свою плотность, она характеризует именно подходящую жидкость для вашего авто, она не замерзнет, да и скорее всего не закипит (про это чуть ниже), многие из нас с вами не проверяют этот параметр, а зря! Ведь некачественная жидкость может быть причиной разрушения радиатора, да и в сложных случаях блока двигателя – их просто разорвет.
Как формируется плотность?
Действительно вы можете задать вопрос – «а чем вызвана плотность в охлаждающей жидкости, как она там формируется»?
Ребята это очень просто – плотность указывает на наличие в составе либо кислоты, либо спирта, иногда соли или даже сахара. То есть если сказать грубо, она показывает сколько массовых долей того или иного вещества находится в дистиллированной воде.
Хотя состав антифриза не всегда просто вода и спирт, обычно он:
Дистиллированная вода
Специальные спирты, обычно это пропиленгликоль или этиленгликоль
Присадки
Красители
Отдушки и ПАВ
Как проверить плотность?
Обычно это делается обычным ареометром, специальным прибором который напоминает грушу с одной стороны и колбу (с носиком) с другой. В нем есть специальный поплавок (внутри) с градацией, по сути это и есть рабочий механизм. После того как вы в колбу набираете охлаждающую жидкость, поплавок всплывает, на определенную величину если посмотреть на градацию на колбе, можно выяснить какой сейчас у вас показатель.
Показатели жестко привязаны к температуре, поэтому не редко когда на поплавках с одной стороны указывается шкала грамм на сантиметр в кубе, а с другой стороны идут температурные характеристики. ТО есть вы сразу можете выяснить, при какой температуре будет работать ваш антифриз или тосол
Процесс поверки очень простой, может справиться буквально каждый, хотя у некоторых все равно могут возникнуть вопросы, тогда смотрим вот этот видео ролик.
Нормальная плотность антифриза
НУ что определились, зачем замерять и как это делать. Но вот какой нормальный показатель не понятно.
Здесь все также просто, он зависит только от одного параметра, например от температуры замерзания, у антифриза до – 25 он будет один, а вот до – 40 будет другой. Собственно это логично потому как концентрация активных веществ, в «сильной» версии будет больше.
Хотя также стоит вспомнить, сам этиленгликоль, который применяется в антифризе, если его не разбавить водой замерзает уже при – 13 градусах Цельсия! Это важно! Вот почему его нельзя применять чистый, а только в разбавлении.
Таблица плотности антифриза
Поддельный антифриз или ТОСОЛ
Что на последок, хочется сказать – ребята сейчас на рынке, очень много поддельной охлаждающей жидкости, вместо этиленгликоля или пропиленгликоля, используются кислоты и обычный сахар или соль. Такая жидкость, изначально, также не будет замерзать при отрицательных температурах, да и показатель плотности будет на нужном уровне.
НО вся проблема в том, что через небольшое количество времени, жидкость потеряет свои свойства, скажем от нагревания и охлаждения! И она уже через месяц работы, будет замерзать при малых температурах.
(Поэтому нужно через пару недель, после замены антифриза, заново замерить плотность, чтобы убедиться, что она осталась на прежнем уровне. Если нет (критически упала)! То такую жидкость стоит заменить)
По опыту скажу, что сейчас очень много подделок, основанных именно на дешевых кислотах.
Думаю информация была вам полезна!
P.S.Информация взята с сайта АВТОБЛОГ АВТОБЛОГ, ссылка на статью avto-blogger.ru/ozh/plotnost-antifriza.html (читайте и другие статьи очень интересно)!
Комментарии 7
Название тосол это для перво обывателей. Коммерческое название, взятое с госта технический отдел токсинов. Все эти жижи антифриз, только по разному их изготавливают, бодяжат и продают. На самом деле, как мне известно всего две технологии есть карбоксиладная и лобридная. Лобридная делится на этиленгликоль G12++ и полипропиленгликоль G13. В карбоксиладной технологии у производителей много путанец, тем самым они разделили на не смешиваемость по цветам, некоторые из них взаимосвязаны.
Это верно, есть даже таблица по смешиванию,
Название тосол это для перво обывателей. Коммерческое название, взятое с госта технический отдел токсинов. Все эти жижи антифриз, только по разному их изготавливают, бодяжат и продают. На самом деле, как мне известно всего две технологии есть карбоксиладная и лобридная. Лобридная делится на этиленгликоль G12++ и полипропиленгликоль G13. В карбоксиладной технологии у производителей много путанец, тем самым они разделили на не смешиваемость по цветам, некоторые из них взаимосвязаны.
У вас неправильные представления об антифризах, всё перепутано! Советую статью от профессионалов: peakauto.ru/blog/ekspertn…riza-iat-oat-hoat-lobrid/
Что перепутано то? Я не научную диссертацию защищаю, а описал вкратце! Что касается технологии G12++ и G13 они обе лобридные делятся на этиленгликоль и полипропиленгликоль, обладают смешиваемостью. Всё остальное основано на карбоксиладной технологии, гибрид или ещё чего там с присутствием щелочей! Так что там перепутано- то?
Понимаете, нужно разбираться в вопросе, иначе вводите других в заблуждение. G12++ и G13 — это не технология, а марка антифриза VW. G12++ изготовлен по лобридной технологии. G13 — не лобрид. Полипропиленгликоля нет в обоих, в G12++ — этиленгликоль, в G13 — этиленгликоль + глицерин. Вы пишите «всего две технологии» — технологий много, но действительно, есть два типа присадок: минеральные или иначе их называют неорганические присадки, вторые — карбоксилатные или иначе их называют органическими. Ряд утверждений, которые вы пишите, к сожалению — не могу понять мысль, она весьма туманна и точно далека от истины.
G13 и G12++ обе лобридные! Мне это было известно лично ещё в 2012 году, когда столкнулся с отсутвием OE
тары G12++ и которая являлось лобридной от офф. источника! Обе имеют глюколь и допустимы к смешиванию. Этиленгликоль + глицирин = полипропиленгликоль! Да будет вам известно! G13 более щядящая к эконормамам.
G13 (G12++) — индекс, принадлежат к концерну WV по спец заказу BASF — гигант производства суперконцентратов, у него и покупают другие фирмы суперконцентраты.
Не буду больше нечего обяснять, вот —
Из источника:
В 2005 году был разработан и стал внедряться новый антифриз, удовлетворяющий требованиям спецификации VW TL 774-G (G12++). Такой антифриз занял промежуточное положение между гибридным и карбоксилатным типом, и чаще всего именуется как лобридный. Пакет присадок этого антифриза состоит в основном из карбоксилатов с добавлением небольшого количества (не более 10%) неорганических компонентов, что приводит к улучшению технических характеристик по сравнению с гибридным антифризом. В качестве неорганических компонентов, по аналогии с гибридами, выступают силикаты (европейские производители) или фосфаты (азиатские производители).
У антифриза данного типа пока нет общепринятого названия, а разработчики называют его по-разному – Lobrid (компания Arteco) или, например, SOAT (компания BASF). Также можно встретить его обозначения как Si-OAT, P-OAT, Lobrid coolants. Кроме группы Volkswagen на новых моделях автомобилей такие антифризы применяет группа PSA (Peugeot-Сitroen), концерн Hyundai-KIA, фирма Mitsubishi (некоторые модификации с 2011 модельного года).
Представителей антифризов типа Lodrid пока еще немного – это Glysantin G40 немецкой компании BASF, Freecor DSC (спецификация PSA B71 5110) и Freecor QRC (спецификация VW TL 774-G) бельгийской компании Arteco, Crown LLC A-110 корейской компании Kukdong.
В 2008 году для антифризов типа Lodrid появилась также новая спецификация VW TL 774-J (G 13), в которой базовый компонент этиленгликоль частично замещен глицерином (до 20% в объемном выражении). Глицерин обладает схожими свойствами с этиленгликолем, однако менее вредный для окружающей среды. При этом для его производства необходимо меньше энергоресурсов. То есть использование глицерина во многом связано с возрастающими экологическими требованиями. Возможно предположить, что могут последовать логичные вопросы о влиянии глицерина на температуру кристаллизации готового антифриза. В действительности, небольшое (до 20%) количество этого компонента незначительно влияет на температуру замерзания антифриза, поэтому температурные характеристики остаются такими же, как у обычных лобридных антифризов. По имеющейся информации, в настоящее время такие антифризы применяются только на автомобилях группы VW.
Почему я написал, что G13 — не лобрид — потому что строго говоря это ни на что не похожий антифриз, с глицерином. Ну ок, по составу присадок его можно назвать лобридом — т.к. несмотря на карбоксилатный пакет, также содержит силикаты (посмотрел по спецификации VW). В целом, тот источник что вы процитировали — гораздо ближе к истине. А то что писали «от себя» — полный бред. Хотя и в источнике есть ляпы, например «Представителей антифризов типа Lodrid пока еще немного…» — может быть когда-то было немного, а сейчас гораздо больше чем перечисленные. «по спец заказу BASF» — откуда информация, что антифризы для VW производит именно BASF? По моим данным — не только BASF (в разные периоды времени).