чем процессор intel pentium отличается intel core i3
Отличие процессоров Intel Core i3, i5, i7 и i9
Сама компания для удобства разделяет серию на версии с префиксом «i»:
Раз в несколько лет Intel выпускает новое поколение процессоров. Определить поколение можно по четырехзначному номеру: 7000 — это 7-е, 8000 — 8-е и т. д.
Модификации моделей
За номером модели может следовать одна или комбинация букв: U, Y, T, Q, H, G и K. Вот что они значат:
Расшифровка поможет получить дополнительную информацию по номеру модели.
Основные характеристики
Чтобы лучше понять разницу между поколениями и сериями, следует знать основные характеристиках процессоров.
Ядра (core) — первая спецификация, которую обсудим. Раньше все процессоры были одноядерными и только в 2005 году (с выпуском AMD Athlon X2 3800+) появились двухъядерные. После этого стало очевидно, что индустрия будет направлена на увеличение их количества.
Каждое ядро работает как отдельный процессор. Причем, отдельные ядра могут оставаться неактивными. Например, при использовании компьютера для просмотра веб-страниц и видео работает всего пару ядер, а остальные простаивают. Игры или обработка видео уже требуют большей мощности.
Потоки
Поток (thread) — это виртуальное ядро. То есть, при наличии физического процессора с двумя ядрами, операционная система может его видеть как четырехядерный. Это позволяет оптимизировать работу с многозадачностью за счет технологии многопоточности (SMT).
В процессорах Intel такая технология называют Hyperthreading, когда два виртуальных потока завязано на одно физическое ядро. Обычно такое разделение происходит без значительных потерь в производительности и эффективно увеличивает вычислительные способности. Особенно это заметно в приложениях, которые специально разделяют свои задачи на потоки.
Благодаря этой технологии, для современных игр почти всегда достаточно иметь всего 4 физических ядра с многопоточностью. Однако, большее количество ядер может потребоваться если одновременно с игрой планируется вести видеотрансляцию или параллельно выполнять другую работу.
Тактовая частота
Тактовая частота — одна из самых значимых характеристик. Указывает на максимально возможную скорость процессорных ядер в гигагерцах.Что интересно, за последние десятилетия эта характеристика не сильно изменилась. Уже давно был нормой стандарт скорости в 3 ГГц и с тех пор прогресс в этом направлении замедлился.
Но это не значит что реальная скорость практически не изменилась, просто прирост производительности стал достигаться больше за счет изменения архитектуры процессоров, а не тактовой частоты. Другими словами, два процессора с одинаковой тактовой частотой, но разной архитектурой, будут выполнять одинаковые задачи за разное время.
Архитектура
Архитектура процессора является важным фактором, определяющим производительность. Каждой из них в Intel дают кодовое название — Hawell, Skylake, CoffeLake. Чем она современней, тем лучше, так как с каждым поколением улучшаются многие характеристики и оптимизируются программные алгоритмы.
Также новая архитектура часто подразумевает новый технический процесс изготовления и увеличение объема кэш памяти.
Сравнение характеристик
Чтобы сравнить процессоры разных поколений рекомендуется обратить внимание на следующее:
Сравним две модели разных серий и поколений.
Intel Core i5 4430 — изготовлен по архитектуре Haswell с 22-нм техпроцессом. Имеет 4 ядра и 4 потока. Базовая частота 3000 МГц. Кэш L3=6 МБ. Используемый сокет LGA1150.
Intel Core i3-9100F — изготовлен по архитектуре Coffee Lake R с 14-нм техпроцессом. Имеет 4 ядра и 4 потока. Базовая частота 3600 МГц. Кэш L3=6 МБ. Используемый сокет LGA 1151-v2.
Делаем вывод, что Core i3 9-поколения будет лучшим выбором.
Вопросы и ответы
Ниже сравнение серий предполагает что они относятся к одному поколению.
Стоит ли покупать Intel Core i3?
Начиная с 4 поколения — да. Хотя серия считается базовой, она не самая худшая в линейке Intel и даже позволяет играть во многие современные игры.
Стоит ли покупать Intel Core i5?
Интересный факт: раньше CPU 3-й серии были двухъядерными, а 5-й — 4-х.
А сейчас обе выросли на 2 ядра!
Поскольку большинство современных игр не оптимизированы для использования более чем 4 ядер, 6-ядерных процессоров i5 достаточно для любых целей. Дополнительные 2 ядра могут пригодиться для особо требовательных игр или ведения потоковой трансляции в Twitch.
Что выбрать: Intel Core i5 или Core i3?
Если есть возможность, то лучше брать более производительный процессор. Исключение составляет случай, когда компьютер не используется для современных игр и других требовательных задач. В таком случае вы просто не заметите разницу между ними. Браузер, офисные программы и видеоплееры отлично работают и с младшей моделью.
Нужен ли мне Core i7?
Для большинства пользователей производительность этой серии будет избыточна. Если не планируете регулярно вести прямые трансляции со своего компьютера или обрабатывать видео, то переплачивать не стоит. Это будут пустые инвестиции.
Что лучше для игр — i5 или i7?
Немного меняется ситуация, когда речь идет о мобильных процессорах, используемых в ноутбуках. Там стоят урезанные версии, поэтому для игрового ноутбука почти всегда желателен процессор седьмой серии.
Зачем нужен Core i9.
Мы бы рекомендовали девятую серию только для двух типов пользователей:
Сравнение и тесты бюджетных процессоров от Intel: i3-10300, i5-10400, i3-10100, Pentium GOLD G6600 и G6400
Содержание
Содержание
В прошлый раз, мы обозревали бюджетные процессоры от AMD. В этом обзоре речь пойдет о Intel в том же сегменте, от двух- и до шестиядерных. Сравним их производительность в синтетических тестах и возможность поиграть на них в относительно современные игры.
Участники тестирования
Для сравнения были выбраны следующие процессоры:
В сравнении также поучаствует более дорогой процессор Intel Core i5-10600K (цена 20 699 руб.) исключительно для сравнения производительности с другим ценовым сегментом. Цены указаны за OEM-версии, т.е. без кулеров и коробок. «Боксовые» версии обычно немного дороже.
Технические характеристики процессоров представлены в таблице ниже.
При увеличении количества ядер/потоков и частот растет и цена процессоров. Разница в цене между G6400 и i5-10400 почти трехкратная. Выльется ли это в аналогичный прирост производительности, увидим ниже. Для всех процессоров (кроме i5-10600K) требуемая мощность системы охлаждения (TDP) не превышает 65 ватт.
Стоит отметить, что указанный в спецификациях Boost (увеличение частоты под нагрузкой) работает только при нагрузке на одно ядро, да и то далеко не всегда (предполагаю, что при очень холодном процессоре). Фактическая частота при нагрузке на все ядра заметно меньше, поэтому в таблице выше была добавлена соответствующая графа.
Для информации приведу данные утилиты CPU-Z.
Тестовый стенд
Конфигурация тестового стенда:
Видеокарта модели GTX1080 хоть и относительно старая, но еще не совсем бесполезная. Максимальная рассеиваемая мощность для кулера составляет 150Вт, что вполне достаточно для участников тестирования.
Методика тестирования
Все участники тестирования (кроме 10600K) не поддерживают разгон, поэтому разгонять будем память. Заодно посмотрим, насколько это повлияет на производительность. Будет 2 основных тестовых режима:
Во втором случае процессор i5-10600K будет также разогнан до 4800МГц на все ядра (напряжение ядра 1,25 В) плюс разгон контроллера памяти до 4500 МГц.
Условно назовем наши режимы работы «штатный режим» и «разгон памяти». Оценка максимальной температуры процессора под нагрузкой будет проводиться утилитой OCCT v6.2.2 (тест без AVX) на протяжении примерно 10 минут.
Для оценки производительности ядер я использую следующие программы:
Утилиты для оценки скорости работы с памятью:
Температура процессоров под нагрузкой
И начнем мы с измерения температур в стресс-тестах. Программа OCCT позволяет создать серьезную нагрузку на процессор, которая редко встречается при обычном использовании компьютера.
С увеличением частот и количества ядер растет и температура. Правда, небольшим исключением стал i5-10400, который оказался чуть холоднее i3-10300 (вероятно, за счет более низких частот). Разгон памяти почти не влияет на температуру процессоров, рост на 1-2 градуса, не более.
Кроме температуры мне интересно было посмотреть на потребление энергии при интенсивных нагрузках.
Здесь мы видим практически линейный рост показателя потребляемой мощности. Влияние разгона памяти также незначительно. Так что и на производительность, скорее всего, этот разгон существенно не повлияет.
Производительность вычислений
Cinebench R20
В однопотоке абсолютный лидер i3-10300 из-за более высоких частот (i5-10600K в расчет не берем). Ну, а в многопоточных вычислениях все зависит от количества потоков. Хуже всех показали себя двухядерные Pentium`ы, отстав от i5-10400 более чем в 3 раза.
В целом, по соотношению производительность/цена лучше всех выглядят i5-10400 и i3-10100.
Blender
Рендеринг изображения в программе 3-мерного моделирования является сложной вычислительной задачей, которая отлично распараллеливается.
Как и в предыдущем тесте, лучше всех с этим справились 6-ядерные процессоры.
Кодирование видео x.265
Также требовательным к вычислительной мощности является кодирование видеофайлов. Для тестов я использовал программу Avidemux и кодек x.265.
Результат аналогичен предыдущему тесту. Процессоры Pentium совершенно не годятся для ресурсоёмких задач. Производительность остальных прямо зависит от количества потоков.
Оценка сайта Userbenchmark.com
С помощью утилиты userbenchmark.com сравним производительность процессоров в разных сценариях работы. Рейтинг в данном случае вычисляется в процентах от «идеального» процессора, в качестве которого выступает одна из «топовых» моделей на данный момент времени.
«Обычный» сценарий подразумевает использование 1-2 потоков вычислений. Как правило, это просмотр видео, использование интернета, нетребовательные игры и тому подобные задачи.
Как видим, все модели попадают в диапазон 85-95%, то есть отлично справляются с простыми задачами.
«Тяжелый» сценарий, когда задействуются 4-8 потоков вычислений, скорее характерен для современных игр. Здесь Pentium`ы очень сильно отстали от остальных. Наличия всего 4-х потоков вычислений на данный момент недостаточно для более-менее сложных задач. Восьмипоточные модели держатся бодрячком.
Ну и третий сценарий – «Серверный». Здесь уже важно количество потоков. Ресурсоемкие задачи типа рендеринга или кодирования видео также отлично сюда подходят.
Вполне предсказуемо победителем стал i5-10400 (напомню, что 10600K у нас вне конкурса), причем с серьезным отрывом от конкурентов.
Скорость работы с памятью
AIDA64
По данным программы AIDA64 скорость чтения данных из памяти у разных моделей отличается незначительно и прямо зависит от частоты контроллера памяти (эта частота, как правило, выше у более старших моделей). Повышение частоты работы памяти с 2666 до 3200 МГц заметно увеличивает пропускную способность.
А вот скорость записи у всех моделей практически не отличается.
Скорость копирования у всех моделей немного ниже скорости чтения и также растет с ростом частоты контроллера памяти. Далее рассмотрим такой показатель как латентность памяти (или задержка). К нему довольно чувствительны современные игры.
Латентность у всех моделей отличается незначительно, но, тем не менее, лучше всех в этом плане показал себя i3-10300. При разгоне оперативной памяти латентность уменьшается, опускаясь у некоторых моделей ниже 50 нс.
WinRAR
Скорость архивирования прямо зависит от скорости работы памяти, так как при этом обрабатываются большие массивы данных. Для сравнения эффективности процессоров в таких задачах можно использовать встроенный тест архиватора Winrar (v5.91).
В этом тесте результаты строго пропорциональны количеству ядер и потоков. При этом разгон памяти заметно поднимает производительность у всех моделей.
Игровые тесты
Shadow of the Tomb Raider
В этом бенчмарке есть несколько показателей. В частности, показатель «ЦП Игра» отражает скорость обсчета игровой логики и напрямую зависит от скорости работы процессора. На диаграмме ниже отображены показатели минимального, среднего и максимального количества кадров в секунду.
Лучший показатель – у i5-10400. Но и у остальных процессоров показатели не на много ниже. Даже двухядерные модели выдали более 100 кадров в секунду.
Далее оценим общую производительность с учетом времени работы видеокарты. На диаграмме отражено только среднее количество кадров в секунду.
Здесь уже картина немного другая. Pentium`ы заметно отстали от других участников, хотя скорость в 80 кадров в секунду позволяет играть с достаточным комфортом.
Разгон памяти помогает немного поднять скорость, но не более того.
Assassins Creed Origins
Эта игра также довольно чувствительна к производительности центрального процессора.
Больше всех кадров в секунду выдал i5-10400, но если посмотреть средний FPS, то разбег не так уж велик. Разгон памяти заметно поднимает частоту кадров в игре.
Заметно ниже среднего показатели у Pentium`ов, но 60 FPS всё равно вполне неплохо.
World of Tanks
Эта игра не слишком требовательна к вычислительной мощности процессора. Все участники набирают примерно одинаковое количество баллов.
В лидерах на этот раз i3-10100, но при таких небольших отличиях между моделями это несущественно. Играть будет комфортно на любом процессоре.
Metro Exodus
В этом бенчмарке результаты также пошли очень кучно. Всему виной упор в видеокарту и неплохая оптимизация игры. Core i3-10300 снова в лидерах.
Встроенная графика
Встроенная графическая подсистема обеспечивает максимальное разрешение 4096×2304 точек при частоте обновления 60Гц. В разрешении 1920х1080 (FullHD) максимальная частота обновления составляет уже 120 Гц.
Декодирование 4К-ролика (24fps, 22 Mbps) загружало встроенный GPU на 66-69%, так что использовать только процессор для просмотра 4К-контента вполне возможно.
Кроме того, на «встройке» можно даже поиграть, но в относительно нетребовательные к графике игры. К примеру, уже весьма пожилая игра Tomb Raider (2013), идет на встроенной видеокарте с трудом.
Скорость рендеринга около 33-35 кадров в секунду, на самой младшей модели примерно в 2 раза меньше. Разгон памяти позволяет добавить пару кадров в секунду и не более того.
В целом играть можно, но комфортной такую игру не назовешь.
Еще одна не слишком требовательная игра – World of Tanks.
Судя по количеству очков, разница между моделями невелика. В разрешении FullHD играть можно, хоть графика и выглядит ужасно.
Выводы
Подводим краткие итоги
Модели Pentium G6400 и G6600 – это модели начального (можно даже сказать офисного) уровня. Просмотр видео, веб-серфинг и игра в простые игры – вот их уровень производительности. С дискретной видеокартой можно поиграть даже в относительно современные игры, но со скоростью в пределах 60 FPS, так как такой процессор явно будет «слабым звеном».
На встроенном видео комфортно играть можно будет только в WOT с ужасной графикой или совсем уж в старые игры 2010 года и далее в глубь веков.
Модели i3-10100 и i3-10300 отлично чувствуют себя в играх (с дискретной видеокартой, само собой) и лишь немного отстают от своих шестиядерных собратьев. Если вам нужен бюджетный игровой компьютер – это хороший выбор.
Ну и i5-10400 – производительный процессор, в том числе и для работы. В играх он может быть даже медленнее моделей i3 (из-за более низких частот), но в многопоточных ресурсоемких задачах типа рендеринга или кодирования видео он будет раза в полтора быстрее.
Intel Pentium и Core i3: двухъядерная оптимальность
Core i3
С технической точки зрения самым важным отличием Core i3 от чипов Core i5/i7 является то, что в их основе лежит изначально двухъядерный кристалл, а не четырехъядерный с деактивированными вычислительными блоками. То есть никакие хитрые фокусы с разблокировкой здесь не сработают, впрочем, чипы Intel не предоставляли и ранее такой возможности. Площадь уменьшилась с 216 до 131 мм2, следовательно, заготовок с одной кремниевой пластины получается значительно больше, а себестоимость их производства ниже. Соответственно, у Intel появляется шанс предложить интересные розничные цены, продолжая зарабатывать даже на бюджетных процессорах.
Какие же изменения произошли по части функционального оснащения? Объем кеш-памяти L1 и L2 идентичен для всех моделей на Sandy Bridge (64 КБ и 256 КБ на ядро), а вот буфер третьего уровня в Core i3 уменьшился пропорционально количеству ядер – с 6 до 3 МБ. Компактный кристалл, выполненный по 32-нанометровой технологии, позволяет рассчитывать на хорошие показатели энергопотребления. TDP для Core i3 второго поколения составляет 65 Вт, тогда как у предшественников из семейства Clarkdale данный параметр был в пределах 73 Вт.
3DMark 06, тест CPU, баллы |
Энергопотребление системы, Вт |
PCMark 7, сценарий Computation, баллы |
Fritz chess Benchmark 4.2, тысячи нод/c |
x264 HD Benchmark 4.0, кадры/c |
WinRAR 4.0, КБ/c |
CineBench 11.5, баллы |
Resident Evil 5, 1920×1080, DX9, среднее качество, кадры/c |
Colin McRae: DiRT 3, 1920×1080, среднее качество, кадры/c |
Far Cry 2, 1920×1080, среднее качество, кадры/c |
На кристалле интегрирована графика Intel HD Graphics 2000 с 6 вычислительными блоками. Штатная частота видеоядра – 850 МГц, при этом во время работы она может динамически увеличиваться до 1,1 ГГц. Сохранена поддержка Quick Sync – мощного инструмента для транскодирования видео. Достоинством Core i3 также является технология Hyper Threading, добавляющая к двум физическим ядрам еще пару виртуальных. В многопоточных приложениях эта функция порой играет очень важную роль, позволяя эффективнее задействовать ресурсы CPU. Также отметим наличие способности процессора исполнять инструкции из набора AVX (Advanced Vector Extensions), что при должной степени оптимизации поможет ускорить вычисления с плавающей точкой, которые активно задействуются в мультимедийном ПО.
Увы, Core i3 не поддерживает технологии динамического увеличения частоты процессорных ядер Turbo Boost, что в какой-то мере компенсируется высокими штатными значениями. С учетом позиционирования CPU данного семейства здесь также отсутствуют инструкции шифрования AES.
Чипы с уменьшенным энергопотреблением будут востребованы для систем с компактными корпусами, имеющими малый объем и, соответственно, ограниченные возможности для выбора системы охлаждения.
В отличие от мобильных решений, где под брендом Core i7 могут предлагаться даже двухъядерные процессоры, среди десктопных моделей Core с архитектурой Sandy Bridge на текущий момент прослеживается довольно четкая сегментация по количеству вычислительных блоков (физических и виртуальных): Core i7 – 4 ядра и Hyper Threading, Core i5 – 4 ядра без HT, Core i3 – 2 ядра и Hyper Threading.
Pentium
Обновленные модификации Pentium получились в результате несложного упрощения двухъядерных чипов, используемых для Core i3. В первую очередь Pentium лишились технологии Hyper Threading, а также возможности выполнять инструкции AVX. Вместе с тем объемы кеш-памяти идентичны таковым для Core i3. В новых чипах семейства Pentium также применена графика Intel HD Graphics 2000, хотя и с целым рядом ограничений относительно поддержки фирменных технологий. В частности, здесь не работают Quick Sync, функция визуального улучшения видео Intel Clear Video HD и вывода стереоскопической картинки (Intel InTru 3D).
На начальном этапе линейка включает четыре модели: Pentium G850 (2,9 ГГц), G840 (2,8), G620 (2,6 ГГц) и G620T (2,2 ГГц). Как несложно догадаться, последняя относится к экономичным модификациям, уровень энергопотребления которых не превышает 35 Вт. Помимо сниженной до 2,2 ГГц тактовой частоты, как и у энергоэффективной модели Core i3-2100T, у нее также уменьшена штатная частота графического ядра до 650 МГц с граничным значением в 1,1 ГГц.
Обновленные модели Pentium были представлены совсем недавно – в конце мая. И практически сразу же появились в розничной продаже в Украине. Intel имеет хорошую практику вывода на рынок своих продуктов, когда они становятся доступны покупателям либо одновременно с общемировой презентацией, либо в кратчайшие сроки после нее.
105*
Разгон
Оверклокинг – достаточно популярная забава многих энтузиастов. Кто-то таким образом пытается увеличить производительность системы в надежде отсрочить очередной апгрейд. Для кого-то это хобби, спорт или способ удовлетворить праздное любопытство, исследовав возможности и скрытый потенциал CPU.
К сожалению, любителей экспериментировать с разгоном на сей раз ждет небольшое разочарование. Учитывая специфику работы тактового генератора в новой платформе и заблокированный процессорный множитель у рассмотренных чипов, очевидно, что поле для маневра здесь серьезно ограничено. Даже несмотря на сравнительно высокие коэффициенты умножения (+100–150 МГц) это все, что удастся выжать после повышения несущей шины до 103–106 МГц, на которых нынешние материнские платы сохраняют стабильность работы. Безусловно, это не те показатели, что хотелось бы получить, особенно с учетом того, что старшие модели Sandy Bridge даже на воздухе нередко берут частоты 4500 МГц и выше. Увы, новые Pentium и Core i3 совершенно не предназначены для разгона. С этим фактом придется смириться и учитывать при покупке. Вместе с тем также важно не забывать, что данные чипы даже в штатном режиме заметно производительнее предшественников, что способно нивелировать разницу в частотах.
Модификаций с разблокированными множителями среди Core i3 и Pentium, на наш взгляд, можно не ждать. Столь полюбившиеся оверклокерам модели с индексом K будут доступны лишь в линейках более дорогостоящих Core i5/i7.
Итоги
Как демонстрируют результаты тестирования, новые процессоры Intel в средней ценовой категории по части производительности обладают заметным превосходством перед предшественниками. В условиях хорошей многопоточной оптимизации программ чипы AMD с большим количеством физических вычислительных блоков способны иногда оказать серьезное сопротивление. Например, если посмотреть на показатели Athlon II X3 455 и Pentium G620, которые сейчас предлагаются примерно по одной цене, то трехъядерный CPU в приложениях, где вычисления могут проходить параллельно, имеет определенное преимущество. Даже несмотря на то что быстродействие ядра в пересчете на мегагерцы у продуктов AMD с архитектурой K10.5 заметно ниже, чем у чипов Intel на Sandy Bridge, в подобном ПО нередко «грубая сила» довольно действенна, хотя и достигается это путем полуторакратного увеличения энергозатрат. Впрочем, нужно признать, что это идеальный случай, когда максимально эффективно используются все ядра процессора. В реальных прикладных приложениях такое встречается, увы, не часто. В играх безоговорочное первенство у новых решений Intel. Как мы уже могли ранее убедиться, микроархитектура Sandy Bridge прекрасно справляется с подобными нагрузками, причем отрыв как от предшественников, так и моделей конкурента здесь максимальный.
Новые Pentium в среднем на 20% производительнее одноименных CPU для LGA1156 и практически на равных соперничают с Core i3 на ядре Clarkdale, которые стоят заметно дороже. Упрощение функциональной части данных чипов не слишком повлияло на их скоростные показатели. Потому эти модели вполне можно рекомендовать для создания универсальных систем и игровых платформ начального класса. В свою очередь заметно ускорились и Core i3 второго поколения. Конечно, с четырехъядерными Core i5 им соперничать сложно, однако высокие тактовые частоты и поддержка технологии Hyper Threading позволяют им демонстрировать очень достойные результаты, в том числе и в приложениях с многопоточной оптимизацией. Ну а в играх и вовсе иногда выглядят предпочтительнее четырехъядерных AMD Phenom II X4. Учитывая то что данные процессоры сохранили функциональность старших моделей, они могут быть интересны для создания как игровых ПК среднего уровня, так и мощных мультимедийных систем.