чем приклеить янтарь к золоту
Чистка и ремонт янтаря: советы домашнему мастеру
Не секрет, что натуральный янтарь тускнеет со временем, теряет блеск, его поверхность может покрыться кракелюрами, добавим к этому хрупкость самого материала, ошибки при хранении — и необходимость ремонта рано или поздно возникнет практически у любого изделия.
С какими только «рецептами» обновления и ремонта, почерпнутыми, в том числе, и из просторов интернета, не приходится сталкиваться. У домашнего мастера в ход идет подсолнечное масло, кипящий раствор туалетного мыла, зубная паста, спиртосодержащие жидкости, ацетон, сода, паста ГОИ, всевозможные лаки и клеи начиная от «Момента» и заканчивая «БФ».
К сожалению, все вышеперечисленное не только не помогает вернуть солнечному камню его первоначальный вид, более того — результаты приводят либо к полной утрате изделия, либо к необходимости проводить уже не ремонтные, а реставрационные работы. И не важно, какой именно вид янтаря перед вами: классический балтийский, уникальный голубой янтарь или необыкновенный бирмит.
А что если все же хочется «освежить» бабушкины любимые бусы или поцарапавшийся браслет? Что можно сделать и что делать категорически нельзя?
Во-первых, надо выяснить, янтарь ли это. Часто изделия 70-х 80-х годов — мундштуки, броши, крупные точеные бусы, массивные браслеты — на поверку оказываются имитацией из пластмассы. Самый верный метод — проверить их способность к электризации, подарившую янтарю название «электрум». Сделать это можно, интенсивно потерев изделие шерстяной тканью. Если после этой процедуры камень начинает притягивать к себе мелкие бумажки и соринки — переходите к следующему этапу.
Очистка янтаря
Просто и безопасно можно очистить янтарь с помощью сухой кисти с упругим ворсом, либо шерстяной тканью или замшей, по аналогии с чисткой нежного жемчуга. Изделия из янтаря, особенно старые, желательно не мыть, тем более с мылом или другими чистящими средствами, вроде «фейри». Поверхностно-активные вещества могут негативно повлиять на структуру камня, и он покроется белесым налетом, удалить который можно будет только шлифовкой.
Ситуация может стать еще хуже, если изделие было покрыто лаком, что встречается нередко. В этом случае отслоение лака практически неизбежно.
Если чистка требуется не отдельному камню, а украшению с янтарем, стоит брать во внимание, что при небрежном уходе пострадать может не только вставка, но и оправа. Так, для чистки серебра, золота, да и вообще ювелирных изделий с различными вставками зачастую используются разные средства: например, по последней ссылке рассказывается и об особенностях ухода за жадеитом. Поэтому всегда думайте о каждой составляющей вашего украшения. Даже, казалось бы, вечный бриллиант — и тот не терпит халтурного обращения при его чистке.
Полировка янтаря
Удалить мелкие царапины и дефекты, можно, как это ни удивительно, аккуратно потерев янтарь о лист чистой мелованной бумаги, ведь она действует как мягкий абразив, сглаживая неровности и шероховатости поверхности. И, конечно, полировка с помощью сухого шерстяного и замшевого лоскута (с добавлением мыла или парафина) является самой безопасной рекомендацией. Если же это не помогает, значит, требуется уже механическая обработка, осуществить которую можно в ювелирной мастерской.
Следует принять во внимание, что янтарь может быть тонирован или колорирован, окрашен. Коньячный, красный, ярко-оранжевый, голубой или зеленый оттенки янтаря, как правило, получаются после термической или химической обработки. Полировать и шлифовать в домашних условия такой янтарь небезопасно для изделия, ведь цвет камня изменен только на поверхности, и, если убрать тонированный слой, изделие будет похоже на маленького леопарда в оправе, иными словами — покроется пятнами.
Склеивание янтаря
Увы, здесь не обойтись без профессиональных приемов. В большинстве случаев разбитые части изделия имеют неровный край и многочисленные сколы. Если край ровный и гладкий — считайте, что вам повезло и в этом случае можно воспользоваться цианакрилатным клеем медленного отверждения типа «Идеал» или специальным ювелирным клеем, который позволяет более точно подогнать склеиваемые части друг к другу.
Желательно предварительно потренироваться на чем-либо, чтобы оценить необходимое количество клея и почувствовать время его отверждения. Очень важно не переборщить с клеем, поскольку удалить его излишки с поверхности янтаря без опасности травмировать камень нельзя.
Эпоксидные двухсоставные клеи трудно рекомендовать для ремонта, поскольку они либо обладают недостаточным уровнем прозрачности, либо сложны в применении относительно квалификации домашнего мастера, либо могут иметь плохую адгезию к янтарю, клей попросту не сможет удержать два кусочка янтаря вместе и через некоторое время изделие снова рассыплется на части.
К сожалению, не все ювелиры берутся за ремонт и восстановление изделий из янтаря, поскольку знают его непредсказуемый характер: при любом удобном случае материал крошится, идет трещинами, темнеет, покрывается окисной пленкой, при обработке требует особого температурного режима, специфического состава полировальных и шлифовальных паст.
В итоге можно лишь добавить, что лучше не доводить дело до ремонта или реставрации. Лучше беречь и не допускать повреждений янтарных изделий, потому что большая часть травм камню наносится именно в результате неправильного хранения. Не забывайте о том, что для любых драгоценных изделий, и, тем более, таких нежных камней, как янтарь и жемчуг, необходимо подобающее место для хранения.
Подписывайтесь на Jewellery Mag в Google Новости и Telegram-каналe, чтобы первыми узнавать о новых публикациях. Самые интересные статьи за месяц ждут вас в нашей регулярной рассылке.
ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Фляте А. Д., Кесарев О. В.
В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.
Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.
Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.
При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.
Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.
В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).
С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).
В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.
Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.
Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»
Мастичные составы | Компоненты, вес. % | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
канифоль | шеллак | пчелиный воск | мел | окись алюминия | парафин | стеарин | олеиновая кислота | зеленый крокус | окись кремния | смола ЭД-5 | ПВА | |
КИТ | 3,2 | 53,9 | — | — | — | — | — | — | — | 43,0 | — | — |
КОС | 76,9 | — | 19,2 | — | — | 8,9 | — | — | — | — | — | — |
Зеленая | — | — | — | — | — | — | 23,6 | 5,5 | 70,9 | — | — | — |
№27 | 45,4 | — | — | 18,2 | 18,2 | — | — | — | — | — | — | 18,2 |
№37 | 20 | 40 | — | 20 | 20 | — | — | — | — | — | — | — |
№39 | 18,2 | 35,4 | — | 35,4 | — | — | — | — | — | — | 9,0 | — |
Гипсовая | 88,7 | — | 8,3 | — | 25 | — | — | — | — | — | — | — |
Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.
Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:
Поливинилбутираль клеевой (бутвар) ГОСТ 9439—60 | . 100 г |
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 | . 500 мл |
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 | . 500 мл |
Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.
На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.
Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).
Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.
Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).
В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.
Чем приклеить янтарь к золоту
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
YaL,
Благодарю!
Попробую купить завтра в аэрозольном баллоне.
А планировал уже купить черный лак для ногтей и его попробовать, вообщем краска так краска.
Стоит не дорого к сати, 146 руб в инете.
Ура!
Пользователь
Регистрация: 19.04.2006
Сообщений: 280
В друзьях у: 2
Голосов: 36 / 5
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 01.10.2010
Откуда: Предгорья Алтая
Сообщений: 8628
В друзьях у: 21
Голосов: 803 / 33
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 24.03.2013
Сообщений: 361
В друзьях у: 0
Голосов: 19 / 4
Пользователь
Регистрация: 19.04.2006
Сообщений: 280
В друзьях у: 2
Голосов: 36 / 5
Пользователь
Регистрация: 13.03.2006
Откуда: Ural*Perm
Сообщений: 2537
В друзьях у: 3
Голосов: 51 / 4
Пользователь
Регистрация: 24.03.2013
Сообщений: 361
В друзьях у: 0
Голосов: 19 / 4
Пользователь
Регистрация: 29.02.2012
Откуда:
Сообщений: 1127
В друзьях у: 2
Голосов: 210 / 1
Пользователь
Регистрация: 12.11.2010
Откуда: Armenia
Сообщений: 365
В друзьях у: 0
Голосов: 37 / 1
Зачотные бутылочки
http://www.blueamberpassion.com/index.php/en/what-we-supply/37-hot-last-carving-collection
Возраст голубого янтаря – до сорока миллионов лет, т.е. он примерно на десять миллионов лет моложе балтийского и, соответственно, несколько мягче его (1,5 — 2 по шкале Мооса). Также голубой янтарь при обработке имеет другой запах. Главным же отличием является то, что доминиканский янтарь образовался из смолы лиственных тропических деревьев вида Нymenaea Рrotera (семейства бобовых) и поэтому не содержит янтарной кислоты, которой богат балтийский янтарь из смолы хвойных деревьев.
Правила чистки и ремонта янтаря в домашних условиях
Натуральный янтарь стареет некрасиво: поверхность темнеет и обзаводится кракелюрами, блеск становится невзрачным. При неправильном хранении возможны и более серьезные проблемы, вплоть до раскола самоцвета.
Твердость янтаря – всего 2-3 балла по шкале Мооса, что делает его самым хрупким ювелирным камнем из всех существующих
Словом, порча вставки в янтарном украшении – вопрос времени. Если это время уже подошло, не стоит торопиться с определением драгоценности на помойку. Бежать к ювелиру тоже не обязательно, ведь львиную долю дефектов можно устранить в домашних условиях.
Будьте осторожны! Некоторые народные средства, рекомендуемые в интернете, могут еще больше навредить камню. Если сомневаетесь в каком-то варианте, не поленитесь залезть на тематический форум и задать вопрос знатокам.
В любом случае перед проведением каких-либо работ нужно удостовериться, что предмет действительно сделан из янтаря. Многие украшения и аксессуары производства СССР только заявлены как янтарные. На самом деле они пластмассовые.
Хорошая новость в том, что настоящую древесную смолу легко вычислить по способности к электризации. Потрите камушек шерстяной тканью и поднесите к нему несколько мелких бумажек. Если тестируемый предмет не начнет притягивать их подобно магниту, это укажет на имитацию.
Как и чем можно почистить янтарь?
Самая простая, но действенная мера домашнего ухода, – чистка. Иногда для восстановления визуальной привлекательности достаточно устранить с поверхности загрязнения. В процессе лучше использовать кисточку с упругим ворсом. Важно, чтобы она была сухой.
Неплохой альтернативой будут шерстяная ткань и замша. Они бережно снимут налет, не повредив гладкую фактуру камня
Мыло и другие щелочные средства использовать нельзя. Они сильно вредят блеску, приводят к появлению белесого налета. Не забывайте, что, если украшение имеет металлическую оправу, ее «пожелания» тоже нужно учитывать.
Как полировать янтарь?
Если чистка не помогла вернуть блеск, с этим наверняка справится полировка. С ее помощью поверхность выравнивают, удаляя царапины, мелкие сколы и прочие дефекты. Свет равномерно распределяется по всей площади покрытия, что и способствует его максимальному отражению. Но следует учитывать, что иногда янтарь продается не в чистом виде, а в окрашенном. О проведенной тонировке могут свидетельствовать следующие цвета:
Перечисленные тона для натуральной смолы неестественны. Тонированный янтарь нельзя полировать, несложно догадаться, почему. Окрашен только верхний слой камня, при шлифовке он будет частично удален. В итоге получится пятнистое изделие, отнюдь не радующее своим внешним видом.
С неокрашенного янтаря можно и нужно периодически «стряхивать пыль». Лучшим набором для домашней полировки считаются замшевый лоскут и парафин.
Вместо замши можно использовать шерсть, а вместо парафина – мыло. Во всех случаях полировка сухая, без воды
Чуть менее щадящее, но действенное средство – лист мелованной бумаги. Если поверхность стала гладкой, но блеск не вернулся, то обойтись домашним ремонтом вряд ли получится. Некоторые камни действительно нуждаются в профессиональном уходе.
Как склеить расколотый янтарь?
Заново собрать расколовшийся кусочек смолы – непростая задача. Зачастую крупные фрагменты имеют неровные края со сколами. При сборке становится очевидно, что цельным камень уже не будет, если слишком большая его часть открошилась.
Если камень раскололся аккуратно, что бывает крайне редко, его можно заклеить цианакрилатным или ювелирным клеем. Желательно выбирать клеящие составы медленного действия. При использовании «Момента» у вас не будет времени аккуратно соединить фрагменты. Не менее важно правильно рассчитать количество клея.
Выступающих на поверхность излишков быть не должно. Их почти нереально удалить с поверхности, не повредив ремонтируемый материал
Помните, что многих причин, по которым нужен ремонт изделия, можно избежать посредством правильного хранения. Старайтесь хранить хрупкий самоцвет так, чтобы он был защищен от влаги, прямых солнечных лучей и механических повреждений.
Чем приклеить янтарь к золоту
Циан акрилатом, если не мочить, не оторвешь потом.
много вариантов вот один из них скотчем примотай
которым стекло к металлу клеят (ножки к столешне)
Это Иваныч все. Я здесь не причем! ДержиМинькина лицо кирпичом. Мы это ни о чем, просто прикололись шутки ради а так ты красотка и похожа на Марину Влади!»)))
Такого мне еще не говорили))))
Контакт (супер клей) клею жене набойки на обувь
Эпоксидной смолой. Сам клей по виду как смола.
вам на форум ювелиров(по моему камни не клеят)
Казявкой из носа ребёнка у них самые прочные
Дихлоретан или специальный клей для камня
Янтарь к железу? Это что за новый дизайн?
Не губите янтарь. Железо поржавеет.
Неет, это не прржевеет)))
Вы покрасите изделие масляной краской?
. эпоксидкой, а момент понюхать можно.
Суперклеем.Который клеит моментально.
Момент «Особопрочный»