чем повысить цетановое число
Все модели Тест присадок для ДТ на повышение цетанового числа [отчёт]
Предисловие:
1. Прежде всего хочу обратиться к модераторам форума с просьбой не переносить данную тему и дать ей возможность хотя бы неделю повисеть в разделе «Общие вопросы». Суть в том, что этот раздел читают в первую очередь. И читают многие, в том числе и незарегистрированные пользователи. А раздел «ДВС-дизель» читают далеко не все. И может так случиться, что многие и не будут знать о существовании данной темы. Да и если написать результаты теста в той старой теме, то там она будет в черти каком посту (по номеру). А тут сразу на первом странице в первом посту. Так же нагляднее.
Эта тема может быть полезна многим (кто не безразличен к присадкам). Чуть попозже её можно будет перенести в раздел ДВС-Дизель.
2. Тема является прямым продолжением темы (https://old.clubvolvo.ru/showthread.php?t=114689). Ту скорее всего я закрою чуть позже. Останется эта.
Со мной связался представитель фирмы ТОТЕК и попросил внести ясность в результаты, которые были мною получены.
6. Используемый прибор: IROX-Diesel (производство Германия).
Его характеристики и возможности читайте по ссылке http://www.irox-rus.ru/index.php/iroxdiesel
7. Для дозировки использовался 1мл шприц. Шкала позволяет отмерять сотые доли миллиграмма.
9. Перед каждым новым тестом я проводил промыку прибора чистым дизельным топливом. Шприц, в который я набирал присадки – я точно также промывал. Набирая чистое ДТ в него и выдавливал в утиль.
11. Базовое ДТ, на котором проводились эксперименты.
Заправка ЛукОйл.
Топливо я брал уже из другой партии, а не той, на которой я проводил предварительное тестирование в 115-ом посту вышеуказанной темы.
Вот я сегодня сфотографировал заново сертификат.
Обратите внимание: ЦЧ фактическое заявление как 47,5. ЦИ заявлен 49,3.
Обратите внимание на пункт № 19: изготовитель уже заявляет, что использует два вида присадок: противоизносная и цетаноповышающая.
С ЦИ вообще какая то непонятка. Исходя из определения «ЦИ» получается, что цетановое число базового топлива после отгонки 49,3. Затем ЛукОйл добавил противоизносную присадку, которая сильно понизила ЦЧ. И затем они добавили цетаноповышающую присадку, и в конечном итоге повысили ЦЧ до 47,5. Иначе я никак не могу объяснить тот факт: почему у них ЦИ получился больше ЦЧ.
По поводу «непонятки» в заголовке насчёт «класс 3» и «К5». Заправщица мне объяснила, кто «класс 3» – это характеризует «тип топлива». В данном случае это говорит о том, что топливо «зимнее». А «К5» – класс экологичности. В данном случае ЕВРО-5.
Кого интересует подробнее: читайте тут (http://www.nge.ru/g_p_52368-2005.htm)
ТЕСТИРОВАНИЕ на приборе.
ЦЧ: 45,9 – 46,0 (варьировалось в этом пределе каждый раз, когда я прогонял чистое ДТ для очистки прибора перед каждым испытанием).
ЦИ: 45,8
СП: 157 ppm
Плотность: 831,7 кг/м3
Темпер.: 28,5 С
Выводы: результат отличается от заявленного в сертификате.
ЦЧ по факту ниже примерно на 1,5 единицы.
ЦИ и СП говорит о том, что дизельное топливо по факту почти вообще не содержит присадок.
Полученный результат ЦЧ (45,9) берем за БАЗИСное топливо для дальнейших испытаний.
2. Присадка Liqui Moly «Super Diesel Addtitiv». Производство: Германия.
http://liquimoly.ru/product_view2.php?id=299
Заявлена как комплексная присадка для очистки и повышения ЦЧ.
Дозировка: 250 мл на 75 л ДТ. Однако величину поднятия ЦЧ изготовитель не озвучивает.
Однократная дозировка:
ЦЧ: 48,0
ЦИ: 45,7
СП: 636 ppm
Delta: 2,1
Двукратная дозировка:
ЦЧ: 51,3
ЦИ: 46,1
СП: 1780 ppm
Delta: 5,4
Трёхкратная дозировка:
ЦЧ: 55,0
ЦИ: 47,3
СП: 3758 ppm
Delta: 9,1
Выводы:
а). Однократная доза даёт прирост в 2,1 ЦЧ. Журнал «За рулем» в своих тестах (http://www.zr.ru/content/articles/289282-prisadki_k_diztoplivu_dym_zhaba_i_flakonchiki/) получил прирост в 1,3 числа.
б). при увеличении концентрации этой присадки – отмечен нелинейный рост ЦЧ вверх. При двухкратной дозе замечен прирост ЦЧ на 57% больше, чем при однократной.
При трёхкратной дозе замечен прирост ЦЧ на 76% больше, чем при двукратной.
в). Двойную и тройную дозу использовать наверное не стоит, т.к. напомним, присадка позиционируется не только как цетан-корректор, но и очиститель. Поэтому, сильно увеличивая концентрацию чистящих веществ – вы рискуете получить большие неприятности в связи с резким отделением грязи от поверхности и попаданием её в форсунки и под поверхности клапанов.
В общем, результаты 2-й и 3-й дозы я вам показал, а сколько будете её лить (если будете) – решайте сами.
3. Цетан-корректор кондиционер для ДТ (арт. HG3435). Производство: США.
Заявлена как комплексная присадка для очистки и повышения ЦЧ.
Дозировка: 325мл на 70-90 л ДТ. Величину поднятия ЦЧ данный изготовитель также не озвучивает. Расчёт однократной дозировки брался из расчёта на 70 л ДТ.
Жидкость налита в закрывающийся стаканчик, ибо заводская упаковка изготовлена типа банки из под пива – открыл и всё, закрыть уже нечем.
Однократная дозировка:
ЦЧ: 49,8
ЦИ: 46,3
СП: 1007 ppm
Delta: 3,9
Двукратная дозировка:
ЦЧ: 53,0
ЦИ: 46,6
СП: 2658 ppm
Delta: 7,1
Трёхкратная дозировка:
ЦЧ: 56,9
ЦИ: 47,6
СП: 5291 ppm
Delta: 11
Выводы:
а). Данный цетан-корректор более сильнее повышает ЦЧ, нежели чем его предшественник (LM SDA).
б). Видна линейная зависимость повышения ЦЧ от концентрации.
в). Эта присадка отчасти тоже позиционируется как очищающая. Так что использовать её более двойной концентрации я бы не рекомендовал. Да и дороговато получится. Цена одной баночки от 150 до 250 рублей.
4. Влияние КЕРОСИНА на ЦЧ.
Данных на имеющийся у меня керосин – нет. Знаю только, что он авиационный. Слит с бака вертолёта.
Дозировка: 10% от общего объёма ДТ (10 мл керосина на 100 мл ДТ)
ЦЧ: 46,4
ЦИ: 45,9
СП: 181 ppm
Delta: 0,5
Дозировка: 20% от общего объёма ДТ (20 мл керосина на 100 мл ДТ)
ЦЧ: 46,3
ЦИ: 46,2
СП: 119 ppm
Delta: 0,4
Выводы:
а). В Интернете писали, что керосин понижает ЦЧ у ДТ. Однако мои тесты показали, что ЦЧ при добавлении керосина не меняется. Первый результат (5%), давший понижение на 0,2 единицы – скорее всего это в пределах погрешности прибора. Дальнейшие результаты при повышении концентрации колеблются практически на одном уровне с базовым топливом. ЦИ и СП также остаются на уровне базового.
5. Присадка Liqui Moly «Langzeit Diesel Addtitiv». Производство: Германия.
http://liquimoly.ru/product_view2.php?id=2096
Ничего не сказано про повышение ЦЧ, присадка заявлена как комплексная очищающая присадка для очистки топливной системы. Ну и попутно для повышения мощности.
Дозировка: 50 мл на 50 л ДТ.
По сути, я не очень то хотел её тестировать, но данную присадку активно использует наш форумчанин Леонид ( @Leo_Spb ). Поэтому данный тест я провёл специально для него.
Однократная дозировка:
ЦЧ: 46,6
ЦИ: 46,1
СП: 304 ppm
Delta: 0,7
Двукратная дозировка:
ЦЧ: 47,3
ЦИ: 45,7
СП: 456 ppm
Delta: 1,4
Трёхкратная дозировка:
ЦЧ: 48,3
ЦИ: 46,0
СП: 763 ppm
Delta: 2,4
а). Хоть и очень незначительно, но ЦЧ повышается.
б). Как я уже сказал – присадка очищающая и лить её в многократной концентрации нет смысла. Но я специально провёл 3 теста этой присадки с целью показать, что результат однократной дозы не является погрешностью измерений и цетановое число действительно растёт, хоть и очень не значительно.
6. Присадка Difron H372. Производство: фирма «Batix», Россия.
Заявлена как цетан-корректор, конкретно увеличивающий ЦЧ
Дозировка: 20 мл на 50 л ДТ. Заявленный эффект от применения 1 дозы: 8-10 единиц ЦЧ.
Однократная дозировка:
ЦЧ: 48,1
ЦИ: 45,8
СП: 744 ppm
Delta: 2,2
Двукратная дозировка:
ЦЧ: 50,8
ЦИ: 46,3
СП: 1555 ppm
Delta: 4,9
Трёхкратная дозировка:
ЦЧ: 52,4
ЦИ: 46,6
СП: 2481 ppm
Delta: 6,5
Выводы:
а). Ну вот даже и не знаю что сказать. Присадка вроде бы и повышает ЦЧ, но совсем не так, как заявлено производителем. 3-х кратная концентрация не даёт даже нижнего предела ( восемь единиц ЦЧ). Получается в какой то степени обман со стороны производителя этой присадки. Ну а как ещё назвать это, если заявленный прирост 8-10 однократной дозы даёт лишь прирост в 2,2 единицы.
б) Я уже пожалел, что не сделал замер четырёхкратной дозы, но её можно спрогнозировать самому. Я думаю прирост будет где-то 8,5-9 единиц ЦЧ.
в). Но с другой стороны присадка вроде как не очень дорогая. 5 литров присадки стоит 3000 рублей. Получается 60 копеек за 1 мл. Одинарная концентрация – это 20 мл на 50 л ДТ, это 12 рублей. То есть можно лить четырёхкратную концентрацию (80 мл на 50 л ДТ), платить за это 48 рублей и получать свои 8-9 прироста ЦЧ. Что в принципе на 50л заправки вполне не дорого.
Летом я проведу точно такой же тест присадок, только на летнем топливе. Но тестировать буду только LM SDA, Difron и Тотек ЦМ600. Мне интересно влияние этих присадок на летнем топливе. Ну это где-то ближе к апрелю-маю.
Результаты тестов по Тотек ЦМ600 я озвучивать НЕ буду.
Как говорится: «Кому понравилось – ставим лайки».
2-EHN SIBERIA 99,5 % – простой способ повысить цетановое число
Столь широкое распространение они получили за счет своего благоприятного воздействия на дизельное топливо и автомобиль в целом: успешный запуск двигателя в условиях низких температур, большая экологичность (выброс вредных веществ в атмосферу значительно уменьшается) и тишина работы по сравнению с работой на топливе с меньшим показателем цетана.
Выбор цетаноповышающих присадок по всему миру огромен, но каждая ли действительно качественно выполняет свою работу? К сожалению, находятся производители, которые, закупая где-либо образцы, просто меняют их наименования, выдавая за собственное производство. Получая их, технологи нефтеперерабатывающих заводов тратят большое количество времени на тестирование, подбор, ввод продукта. Гораздо лучше и удобнее, если сразу поступает проверенная и отфильтрованная информация.
Сегодня на рынке не так много компаний, которые берут на себя решение данной проблемы. Одна из них – компания «Одуванчик», которая имеет в своем арсенале квалифицированных сотрудников, необходимое оборудование и библиотеку для подбора дизельных присадок. На основании задачи строится прогноз, а уже при получении образцов рассчитываются точные дозировки, проводятся лабораторные исследования, и заказчику выдается продукт в готовом виде. Технологу не приходится самому заниматься подбором и тратить драгоценное время.
К слову, не всегда получается так, что компонент иностранной присадки работает идеально. Опираясь на опыт, необходимо создать смесь компонентов и смотреть, каким образом они дополняют друг друга. Имея такие рецептуры, можно хоть как-то называть себя производителем.
Эти слова подтверждает цетаноповышающая присадка 2-EHN SIBERIA 99,5%. При добавлении 0,6 % присадки в дизельное топливо, цетановое число с 48 единиц повышается до 57,8.
Её популярность объясняется рядом преимуществ:
Среди направлений использования 2-EHN «SIBERIA» можно выделить три основных:
Введение присадки «SIBERIA» позволяет легче повышать цетановое число, снижать выброс вредных веществ в атмосферу и при этом полностью соответствовать современным требованиям к дизельному топливу.
Как сэкономить солярку и продлить ресурс двигателя
09:42, 25 сентября 2015г, Общество 3951
Часто ли вам приходилось слышать, как водитель грузовика или трактора жалуется, что движок плохо заводится, дымит и не тянет. Виной тому низкое качество дизельного топлива. Кажется, теперь эту проблему можно решить, имея под рукой флакон с цетаноповышающей присадкой 2-этилгексилнитрат от компании «Одуванчик».
Скупой платит дважды
Откуда же в баках тракторов и комбайнов берется плохая солярка? От нашей тяги к экономии. Удалось приобрести по дешевке несколько тонн дизтоп-
лива и радуемся. И не хотим вспоминать, что скупой платит дважды. Сначала за дешевое топ-
ливо, а потом за изношенный раньше срока двигатель.
Просто так никто не продаст солярку дешевле рыночной цены. В России официально работают сотни НПЗ и не все из них контролируют качество выпускаемого дизельного топлива. Такое топливо стоит недорого, но горит плохо. И даже крупные нефтеперерабатывающие российские заводы в своем большинстве производят дизельное топливо с цетановым числом не выше 48 единиц. В то же время как современные высоко-
оборотные двигатели рассчитаны на солярку с цетановым числом 51-53 единицы, что соответствует экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5. Получение топлива с такими характеристиками требует либо радикальной модернизации нефтеперерабатывающих предприятий, либо введения цетаноповышающих присадок.
Что такое цетановое число
Одно из важнейших качеств дизельного топлива – это его способность к воспламеняемости и самовоспламеняемости, которая выражается цетановым числом. Эта характеристика измеряется временем задержки от поступления топлива в цилиндр двигателя до начала его горения. Чем выше цетановое число топлива, тем короче период воспламенения, и тем легче запускается двигатель, и меньшее время занимает «белое дымление». Кроме того, высокое цетановое число ускоряет работу двигателя и значительно увеличивает его мощность.
Каково оптимальное значение
При цетановом числе меньше 40 резко возрастает задержка горения (время между началом впрыскивания и воспламенением топлива) и скорость нарастания давления в камере сгорания, увеличивается износ двигателя: на холостом ходу появляется так называемый «дизельный стук», подшипники и другие детали гораздо быстрее изнашиваются.
Стандартное топливо характеризуется цетановым числом 48-50, а топливо высшего качества (премиальное) имеет цетановое число 51-55.
Цетановое число должно отличаться для зимнего и летнего топлива: зимой этот показатель должен быть выше, чем летом.
Как измерить
Метод для измерения цетанового числа довольно сложен, в Алтайском крае нет ни одной аккредитованной лаборатории, выполняющей анализ цетанового числа. Поэтому потребителям дизельного топлива приходится доверять продавцам.
Как повысить
Цетановое число увеличивается с помощью специальных присадок, которые компенсируют его недостающие единицы.
Компания «Одуванчик» предлагает использовать для этой цели высокочистый 2-этилгексилнитрат. Это достаточно известная присадка, прошедшая испытания на просторах нашей страны. Так, по данным Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти, испытательной лаборатории «Ачинского НПЗ Восточной нефтяной компании» и ЗАО «Кемиру» (Челябинск), добавка в определенных количествах 2-этилгексилнитрата в стандартную солярку:
– продлевает срок службы топливной аппаратуры на 15-20%,
– снижает расход топлива до 5%,
– увеличивает мощность двигателя,
– облегчает зимний пуск и снижает эмиссию сизого дыма,
– сглаживает жесткость и шумность работы двигателя,
– предотвращает отложения на форсунках и камере сгорания,
– обладает антикоррозионными свойствами.
2-этилгексилнитрат хорош тем, что может применяться вместе с противоизносными и депрессорно-диспергирующими присадками с полным сохранением характеристик дизельного топлива, в том числе и по длительному хранению.
Ее можно применять как на
нефтеперерабатывающих заводах и заправочных станциях, так самостоятельно непосредственно в топливный бак перед заправкой.
Как использовать
Приготовить смесь довольно просто: добавить в не совсем пустой топливный бак полпроцента от предполагаемого объема смеси, а затем долить туда же остальную солярку.
Убедитесь на собственном опыте, приняв участие в бесплатном исследовании.
Фермер Сергей Иванович Афанасьев, труженик с 36-летним стажем:
«Стараемся применять современные способы возделывания посевных культур, в прошлом году приобрел трактор John Deere. Поначалу брал обычную солярку с местной АЗС, но после того как периодически стала загораться лампа «ошибка работы двигателя», задумался, от чего это могло произойти, ведь особых отклонений по вспышке и плотности дизеля в лаборатории выявлено не было. Начал искать информацию в Интернете и наткнулся на сайт с необычным, но запоминающимся названием фирмы «Одуванчик». Приобрел на пробу 200 литров присадки и вопрос с ошибкой был решен. Отработав на этой присадке всю посевную, заметил, что трактор поехал «повеселее», да и расход порадовал».
Водитель бензовоза Алексей Попов – опытный дальнобойщик, исколесивший всю Россию от Петербурга до Владивостока:
«Работаю с компанией «Одуванчик» уже более пяти лет, имею собственный бензовоз. В начале года предложили поучаствовать в испытании присадки для дизеля. Заправляясь по всей стране, могу сказать, что не везде удается залиться качественным топливом. Проведя испытание, отметил, что запуск стал легче, двигатель работает ровно и хорошо тянет, особенно при прохождении перевалов в Уральских горах, расход упал на 3%».
Справка
ООО «Одуванчик» – официальный представитель заводов ОАО «Волжский Оргсинтез» и ТОО «Компания Нефтехим ЛТД» Казахстан, один из крупнейших поставщиков в России высокооктановых присадок и присадок для дизельного топлива, является аккредитованным участником Санкт-Питербургской международной товарно-сырьевой биржи.
Обратиться можно по адресу: г.Барнаул, пл. Баварина, 2, оф. 900, телефон: 8-800-500-4740.
Цетановое число в дизельном топливе: определение, повышение
Что такое цетановое число?
Одним из главных критериев качественного дизельного топлива является его устойчивость к самовоспламенению. Именно этот параметр и описывается при помощи цетанового числа. Если рассмотреть более подробно, то цетановое число дизельного топлива характеризует интервал времени, за который жидкость поступает в цилиндр до начала его воспламенения. Чем больше будет значение цетанового числа, тем меньше уйдёт времени на воспламенение. Соответственно, тем быстрее запустится мотор и меньше времени уйдёт на так называемое «белое дымление».
Не стоит забывать, что высокий параметр цетанового числа сказывается на ускорении функционирования силового агрегата автомобиля и делает его на порядок мощнее.
Зачем знать
Зная параметр цетанового числа, можно определить степень экологичности топлива, потому что на способность жидкости к самовоспламенению оказывает влияние углеводородный состав.
К примеру, соединения, содержащие в составе парафин, подвержены воспламенению в большей степени, нежели ароматические углеводороды. Соответственно, чем меньше в составе топлива будет именно ароматических углеводородов, тем большим будет параметр цетанового числа.
Если рассматриваемое число в дизельном топливе будет меньше 40, тогда мотор автомобиля будет функционировать на пределе своих возможностей. Очень часто в таком жёстком режиме появляется глухой стук на холостых оборотах, а также идёт более быстрый износ всех деталей механизма.
Стандарт
Согласно строгим нормативам ГОСТ, оптимальная работа двигателя будет обеспечена горючим с цетановым числом не менее 45 для дизельного топлива летних и зимних марок и 40 – для арктических горюче-смазочных материалов. Несмотря то, что не представляет сложностей купить с доставкой дизельное топливо с этим показателем ниже 40, лучше не экономить на горючем и приобретать высококачественные материалы для заправки.
Горючее низкого качества характеризуется длительной задержкой воспламенения. При этом резко возрастает давление в камере сгорания, что увеличивает износ двигателя. При длительном использовании низкоцетанового горючего возможны поломки и выход из строя автомобиля раньше времени.
Премиальные горюче-смазочные материалы содержат больше легковоспламеняющихся фракций. Они более легкие, лучше адаптированы для запуска двигателя в холодных условиях низких температур. Также это горючее отличается отношением водорода к углероду. Оно выше, поэтому при сгорании такое топливо выделяет меньше дыма.
Что такое октановое число для дизеля?
Это показатель стойкости топлива к детонации. Чем, октановое выше число дизельного топлива, тем меньшая вероятность детонации, попадающей в камеры сгорания смеси. То есть взрыва горючего. Солярку можно сжать до критического показателя, а самопроизвольного возгорания не произойдет. При резком сжатии с топливом происходят сложные химические изменения в ее составе.
Детонация — опасный процесс, сравнимый с резким подъемом артериального давления у людей. Это похоже на гипертонию у человека. Может протекать скрытно, может показать неожиданно высокое давление, вызвать инфаркт. Детонация дизельного двигателя способна разрушить силовую установку. Словом, есть существенные отличия октанового числа, от силового агрегат, работающего на бензине.
Чем октан отличается от цетана: Бензин против дизеля
Сегодня мы поговорим о таком редко обсуждаемом обывателями явлении, как октановое и цетановое числа в топливе. Что это такое в сравнении одно с другим? В чем разница? Где применяется октан, а где цетан? И нужно ли мне это знать?
Как измерить цетановое число?
Цетановое число определяют при помощи сравнения с эталонным показателем, в качестве которого принимают время воспламенения цетана в смеси с α-метилнафталином. Цетановое число этого вещества приравнивается к 100%. Рассмотрим особенности влияния этого параметра на работы двигателя:
В России действуют стандарты, накладывающее ограничения на нижнее значение цетанового числа: оно не может быть меньше 40 как для быстроходных, так и для тихоходных установок.
Для измерения цетанового числа применяют опытный мотор. Cначала в России этот показатель определялся в соответствии с рекомендациями ГОСТ 3122, но установка отечественного производства ИДТ-90 не смогла пройти международных испытаний на воспроизводимость результатов. В 2009 году в международный стандарт EN590 и российский ГОСТ был введен еще один способ. Он показал хорошую сходимость, лучшую точность, уменьшил время испытаний на 20 минут.
ГОСТ 3122-67 “Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа” впервые был введен в действие 1 января 1968 года.
При измерении цетанового числа некоторными методами приходится сталкиваться с проблемой зависимости результата от состава дизельного топлива. Моторный подход дает правильные цифры в отношении топлив с любым фракционным составом, а различные экспресс-анализаторы требуют перекалибровки при переходе с одного вида нефтепродукта на другой, что очень неудобно.
Для определения значения цетанового числа можно задействовать три подхода: совпадения вспышек, запаздывания воспламенения и критическую степень сжатия. Чаще всего используется «метод совпадения вспышек», реализующийся на установках:
По конструкции – это одноцилиндровые четырехтактные двигатели, оборудованные специальным образом. При выполнении исследований частоту вращения вала мотора нужно поддерживать постоянной на уровне 900±10 об/мин.
Во многом цетановое число топлива зависит от его углеводородного состава. Ароматические углеводороды имеют самые низкие цетановые числа, а парафиновые – самые высокие.
От чего зависит
Дизельное топливо представляет собой смесь разнокомпонентных углеводородов. В большем количестве в нем представлены соединения следующих типов:
В зависимости от сорта сырой нефти получаемое дизельное топливо будет более или менее чистым, количество легковоспламеняющихся углеводородов будет определять цетановое число горючего. Так, светлая нефть отличается высоким содержанием легких парафинов и, соответственно, высоким цетановым числом. Тяжелые сорта нефти требуют длительной и глубокой переработки. При этом выделяется большое количество изомеров, и для доведения до стандарта это сырье должно пройти многокомпонентную обработку, повышающую ее конечную цену.
Нежелательны в составе нефти непредельные углеводороды. Эти соединения легко полимеризуются, образуя тяжелые, смолистые осадки. Они забивают двигатели, засоряют форсунки и способствуют раннему износу автомобиля. Ароматические углеводороды удаляют из горючего по ряду причин:
Однако горючее с высоким цетановым числом не всегда является панацеей и положительно влияют на качество сгораемой смеси. Так, в условиях непрогретого двигателя, при работе в суровых условиях при очень низких температурах такое дизельное топливо сгорает не полностью, что вызывает проблемы с поршневой системой.
Как применять топлива с различным цетановым числом?
В состав дизельного топлива с цетановым числом 50-55 входит большое количество легких фракций, склонных к быстрому самовоспламенению. А это достаточно удобно при запуске дизельных двигателей в холодную пору года. Более полное сгорание топливной смеси с образованием меньшего количества копоти и дыма в этом случае достигается за счет высокого соотношения фракций водорода к углероду.
Конкретная величина цетанового числа во многом определяется компонентами, входящими в состав дизельного топлива. Среди них стоит отметить парафины, нафтены, ароматические вещества, олефины и т.д.
Увеличение количества парафинов хорошо сказывается на воспламеняемости топлива, поскольку они способствуют бесперебойной работе двигателей в условии низких температур, а также положительно влияют на общий коэффициент полезного действия.
Повышение цетанового числа в процессе производства
Величина цетанового числа дизельного топлива зависит от его фракционного состава. Так наибольшие показатели имеют парафиновые углеводороды нормального строения. Самые низкие цетановые числа у ароматических углеводородов, которые не имеют боковых цепей. Таким образом, конечное значение напрямую зависит от того, в каких пропорциях эти соединения содержатся в составе дизельного топлива.
Чем выше цетановое число, тем больше затраты на его производство. Для экономии средств, производители довольно часто применяют присадки, с помощью которых можно увеличить значение на 2-7-единиц. Обычно для этой цели используется изопропил или циклогексилнитраты. Дальнейшее повышение добавлением присадок недопустимо, поскольку ухудшаются другие показатели дизельного топлива.
Самостоятельное повышение цетанового числа
Требования к воспламеняемости горючего предъявляются, исходя из параметров двигателей. Чем выше рабочие обороты, тем выше должно быть цетановое число дизтоплива. Так, низкооборотистые судовые дизельные моторы нормально работают даже на топливе, с показателем 20, а для некоторых высокооборотистых двигателей значение должно быть не менее 55.
Оптимальным для современных автомобильных дизелей считается топливо, показатели которого находится в промежутке от 40 до 55.
В зависимости от сезона это значение меняется:
К сожалению, нередки случаи, когда на заправочных станциях продается горючее, имеющее недопустимо низкое цетановое число. Проблема осложняется тем, что его определение ни по каким внешним признакам невозможно – ни по цвету, ни по запаху – оно не отличается от нормального, суррогат выдает только более жесткий звук работы дизельного двигателя и перебои в работе.
Если случилось так, что в топливный бак оказалось залито некачественное дизтопливо, можно повысить его цетановое число путем добавления присадок. Желательно заранее иметь в багажнике соответствующие средства, поскольку на заправочной станции их вполне может не быть.
Чем грозит использование неподходящего дизтоплива
Многие автомобилисты задаются вопросом, что будет, если летом заправлять машину зимним топливом. Вопрос этот возникает в связи с тем, что цетановое число зимнего горючего по определению выше, а значит, должно быть более качественным. Однако определение, что качество и эксплуатационные свойства дизтоплива характеризует только этим, абсолютно неверно.
На самом деле, применение топлива с большим цетановым числом мотору не повредит, если, конечно, оно вписывается в рекомендованные автопроизводителем пределы.
Если же значение окажется слишком большим для конкретного дизельного двигателя, это приведет:
Аналогично можно ответить и в обратной ситуации – применение низкоцетанового топлива также не навредит силовому агрегату, если его цетановое число соответствует рамкам, установленным производителем автомобиля.
Если же значение ниже требуемого, то:
Однако вопрос о возможности использования зимнего дизельного топлива летом требует более развернутого ответа. Дело в том, что эти два сорта дизтоплива имеют разный химический состав, и, помимо цетанового числа, различаются по другим своим свойствам.
Летнее горючее предназначено для применения при положительных температурах. После того, как температура окружающей среды, а вместе с ней и температура топлива в баке упадет до нуля, летнее дизельное топливо перестанет проходить через фильтр.
Зимнее дизтопливо, имеет гораздо более низкие температуры помутнения, застывания, и предельной фильтруемости, благодаря чему, его и возможно применять в холодное время года. Однако оно имеет худшие, по сравнению с летним, характеристики.
Причина кроется в том, что при его выработке, из углеводородной смеси, приходится удалять циклопарафины и заменять из ароматическими углеводородами, а утраченные свойства компенсируются (хотя и не в полной мере) присадками. В итоге цетановое число повышается, но эксплуатационные характеристики снижаются.
У мотора, работающего на зимнем дизельном топливе, наблюдается небольшое падение мощности, повышенное коксообразование в цилиндрах, ухудшается приемистость. Таким образом, от использования зимнего горючего летом лучше отказаться и рассматривать такой вариант как вынужденную меру, хотя ничего смертельного для двигателя в этом нет.
Применение на практике
Большинство современных дизельных двигателей рассчитаны на топливо с цетановым числом в пределах 40 55 единиц. Выход за этот диапазон чреват проблемами:
Согласно отечественным стандартам (ГОСТ Р 52368-2005, ГОСТ 32511-2013), минимальное цетановое число летнего и зимнего дизельного топлива должно составлять не менее 48 единиц. Минимальный показатель в соответствии с экологическими стандартами, начиная с «Евро-3», — 51 единица.
Конкретный показатель цетанового числа в основном зависит от фракционного состава топлива: количества парафинов, олефинов, ароматических углеводородов и т. д. Более легкие парафиновые фракции воспламеняются быстрее, тяжелые ароматические — медленнее. Премиальное топливо содержит больше легких фракций и обладает цетановым числом в пределах 51 55 единиц.
Повышение данного показателя также возможно за счет добавления различных присадок. Как правило, это азот- или кислородсодержащие органические соединения, вызывающие реакции предпламенного окисления углеводородов.