чем посыпают швы тротуарной плитки
Как и чем правильно заделать швы тротуарной плитки
В бюджетном варианте мощения заделка швов в тротуарной плитке выполняется кварцевым или карьерным песком с высокой шероховатостью частиц. Однако этот способ пригоден только при высоких дренажных свойствах основания, на которое уложены фигурные элементы мощения (ФЭМ). При мощении на бетонных основаниях, укладке брусчатки на раствор используются жидкие растворы – цементно-песчаные, из плиточного клея, пескобетона.
Можно засыпать в швы гарцовку, сухую смесь ЦПС/ПЦС. Однако лучшим вариантом является оформление швов тротуарной плитки специальными растворами, сухими смесями бренда Tubag, Rompox-Easy, White hills, Perel, FugMix, GftK, Sopro, Perfekta.
Обзор материалов
Существует несколько технологических карт по укладке ФЭМ, разработанных профессионалами с учетом требований СНиП, СП. Однако единого стандарта на материалы основания и выравнивающего слоя, технологии их изготовления в РФ нет, до сих пор. В зависимости от несущей способности грунта и степени его пучинистости (содержания глины) применяется две технологии:
В первом случае дождевые, талые стоки будут протекать в швах, но не смогут уйти в почву из-за высокой водонепроницаемости бетонного основания. Накопившаяся влага замерзнет при отрицательных температурах, увеличится в объеме, поднимет тротуарное покрытие.
Поэтому в данном случае затирка швов тротуарной плитки выполняется непроницаемыми растворами. В некоторых технологических картах на мощение брусчаткой проезжих частей в качестве затирки, например, рекомендована битумная мастика.
Во втором варианте дождевые, талые воды будут свободно уходить в грунт через щебеночное основание. При этом обеспечивается дополнительная очистка стоков. При использовании этой технологии проще и дешевле заполнять промежутки между элементами мощения сыпучими инертными продуктами с высокими дренажными свойствами – песком, гарцовкой, сухой ЦПС.
Если по каким-либо причинам мощение осуществляется без тротуарного камня, бордюров, элементы ФЭМ для защиты от расползания укладываются на раствор. Эта ситуация аналогична первому случаю, швы нужно заливать бетоном.
Ведущими производителями, комплексно выпускающий смеси и растворы для мощения ФЭМ, являются:
Данный продукт встречается в линейке некоторых ведущих производителей под названием затирки, фуги, смеси для заделки швов брусчатки, тротуарной плитки, натурального камня и клинкера.
Водопроницаемые растворы
Ассортимент растворов жидких и сухих смесей для их изготовления производителя Quick-Mix состоит из следующих материалов:
Шов фильтр Род Стоун
Фуга Rompox Dran Plus
Раствор Rompox D2000
Восстанавливающая засыпка для тротуарных покрытий Rompox D3000
Фуга Rompox Flex Fuge
Раствор FugMix Optimal
Прежде чем засыпать швы тротуарной плитки этими составами, необходимо учесть нагрузку на покрытие, проницаемость основания, размеры элементов.
Водонепроницаемые растворы
Материал для швов Квик-Микс PFN
Засыпка шовная TNF-b
Расшивка для швов Тубаг TNF-s
Продукт Квик Микс PFH light
Фуга Перфект Ландшафт Линкер
Фуга Род Стоун Шов литой
Затирочная смесь Уайт Хиллс
Все указанные водонепроницаемые растворы продаются в виде сухих смесей, затворяемых водой. Они не содержат химикатов, образующих высолы, поэтому очиститель в процессе эксплуатации не потребуется.
Сыпучие материалы с дренажными свойствами
При мощении сухим способом на выравнивающий слой без вяжущего обеспечивается естественный дренаж. Однако покрытие становится незащищенным от насекомых. Например, муравьи часто выносят кварцевый, речной, карьерный песок из-под плитки для своих нужд. Это приводит к проседанию отдельных элементов.
Поэтому под основание рекомендуется укладка геотекстиля или другого нетканого материала либо мощение на гранитный отсев вместо песка.
Модифицированный песок
В линейке трассовой системы мощения Тубаг имеется сухая смесь FUS. В переводе с немецкого Fugen Sand обозначает «песок для стыков, швов». В состав продукта входит кварцевый песок и молотая вулканическая порода – трасс.
Основными характеристиками этого материала являются:
Перед обработкой швов ФЭМ продукт FUS Plus немного смачивается, после высыхания в щелях затвердевает. Во время осадков возможные микротрещины от пересыхания трасса закрываются самостоятельно без вмешательства пользователя.
Сыпучий продукт расфасован в мешки по 25 кг стоимостью от 500 рублей в розничной сети. Расход при ширине швов 5 мм составляет 2,5 кг/м² для плитки 30х30 см или 5,4 кг/м² брусчатки 10х20 см, соответственно при толщине тротуарного покрытия 5 см.
При использовании обычного песка необходимо учесть следующие нюансы:
Рекомендуется использовать мытый карьерный материал. Однако, даже это, не гарантирует от прорастания травы и выноса песчинок муравьями. Необходима предварительная обработка стыков плитки пестицидами и специальными средствами от насекомых.
Гарцовка
В стандартном варианте гарцовка представляет собой двухкомпонентную смесь. Наполнителем является песок речной/карьерный, крошка доломита, керамзита или мраморная мука. В качестве вяжущего используется гипс, цемент либо известь. Цементно-песчаная гарцовка бывает четырех марок М1 – М4, по соотношению доли вяжущего к наполнителю, то есть 1/1 – 1/4 цемента и песка, соответственно.
Дополнительно все смеси этого типа подразделяются на легкие и тяжелые с фракцией наполнителя 0,5 – 1,25 мм и 1,5 – 2,5 мм, соответственно. Производители крайне редко продают их, как «гарцовку», обычно на этикетке мешка указывается смесь ПЦС или ЦПС с цифрой марочной прочности, а не соотношением компонентов.
Поэтому гарцовка чаще изготавливается смостоятельно из вышеуказанных компонентов. В узкие швы лучше засыпать продукт с мелкой фракцией песка. Для заделки широких щелей, применяются составы с крупным размером песчинок. Иногда в эту смесь добавляется недорогой акриловый герметик, не обладающий водостойкостью, но защищающий песок от вымывания, выдувания.
Плиточный клей
Реже для оформления канавок между брусчаткой применяется плиточный клей в виде полусухого раствора. В состав этого материала входит мелкомолотый песок и вяжущее. Одновременно с этим застывший материал обладает высокой пористостью по аналогии с дренажными бетонами.
Единственным недостатком пользователи считают прорастание сквозь плиточный клей травы. Причем, удалить ее способами, аналогичными прочистке швов из песка, не получится. Поскольку раствор не обладает самовосстанавливающимися свойствами.
Газонная трава
Данная технология относится к экзотическим способам оформления тротуарных швов. Плитка укладывается на расстоянии 3 – 4 см друг от друга, в швы засыпается плодородный грунт, засеивается многолетняя газонная трава.
Особенно эффектно выглядят такие тротуары при мощении цветной брусчаткой. Дождевой воды обычно достаточно для полива, весь уход будет заключаться в своевременной стрижке разряженного газона.
Технологии заделки швов
Для двух различных по консистенции материалов – мокрые растворы и сухие смеси, соответственно, используются не одинаковые методы укладки. В первом случае производится затирка, во втором просыпка.
Засыпка
Сухие материалы необходимо укладывать только после выравнивания и уплотнения тротуарного покрытия виброплитой с электрическим или бензиновым приводом. При этом некоторая часть выравнивающей смеси, на которую уложены ФЭМ, будет выдавлена в швы снизу. Это, во-первых, снизит расход материала, во-вторых, повысит долговечность тротуарного покрытия. После этого просыпать швы необходимо в следующей последовательности:
Производитель Квик-Микс рекомендует укрывать швы пленкой на сутки до окончательного затвердевания вяжущего.
Затирка
При использовании влажных растворов в швах тротуарной плитки распределение смеси осуществляется резиновым шпателем. При этом затирка выполняется без расшивки заподлицо с поверхностью плитки или с небольшим углублением раствора в промежутках между брусчаткой.
На этом этапе важно правильно подобрать водоцементное соотношение, чтобы смесь не впитывалась в бетонные плиты. Излишки раствора с лицевой поверхности тротуарной облицовки удаляются влажной губкой. Этим способом можно затирать и водонепроницаемые, и дренажные растворы.
Таким образом, заполнять щели между тротуарной плиткой можно сухими смесями и растворами, изготовленными самостоятельно или выпускающимися промышленностью. В редких случаях швы брусчатки засеваются многолетними травами.
Совет! Если вам нужны мастера по ремонту пола, есть очень удобный сервис по подбору спецов от PROFI.RU. Просто заполните детали заказа, мастера сами откликнутся и вы сможете выбрать с кем сотрудничать. У каждого специалиста в системе есть рейтинг, отзывы и примеры работ, что поможет с выбором. Похоже на мини тендер. Размещение заявки БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Работает почти во всех городах России. Без вашего желания никто не увидит ваш номер телефона и не сможет вам позвонить, пока вы сами не откроете свой номер конкретному специалисту.
Если вы являетесь мастером, то перейдите по этой ссылке, зарегистрируйтесь в системе и сможете принимать заказы.
Каким инструментом и чем заделать швы в тротуарной плитке после укладки
В бюджетном варианте мощения заделка швов в тротуарной плитке выполняется кварцевым или карьерным песком с высокой шероховатостью частиц. Однако этот способ пригоден только при высоких дренажных свойствах основания, на которое уложены фигурные элементы мощения (ФЭМ). При мощении на бетонных основаниях, укладке брусчатки на раствор используются жидкие растворы – цементно-песчаные, из плиточного клея, пескобетона.
Можно засыпать в швы гарцовку, сухую смесь ЦПС/ПЦС. Однако лучшим вариантом является оформление швов тротуарной плитки специальными растворами, сухими смесями бренда Tubag, Rompox-Easy, White hills, Perel, FugMix, GftK, Sopro, Perfekta.
Зачем нужно заделывать швы?
Плитка укладывается на песчаную подушку, и внешние факторы могут стать причиной ее разрушения. Поэтому межплиточные швы необходимо подвергать заделке (фугованию) – водостойкая затирка станет дополнительным скрепляющим элементом, сохраняющим целостность мощения. Кроме этого, разрушение покрытия приводит к появлению трещин и портит внешний вид плитки.
К разрушающим факторам относятся:
Попадая в шов, дожди и талая вода размывают песчаное основание, подтапливая его. Это приводит к рассыханию укладки, задерживанию влаги в песчаной подушке. Поскольку основание для укладки плитки чаще всего бетонное, то влага, проникая в поры монолитной конструкции, при низких температурах превращается в лед и, расширяясь, разрушает и основание, и плитку.
Мусор
Он является вторым негативным фактором, разрушающе воздействующим на дорожки. Семена растений, попадая в межплиточные швы, прорастают, корни могут приподнять отдельные фрагменты мощения и испортить его внешний вид. Скапливающийся мусор загнивает, привлекает насекомых и птиц, что так же приводит к разрушению покрытия.
Вибрация
В результате земных толчков плохо скрепленные фрагменты тротуарного покрытия растрескиваются. К разрушению может привести и езда автомобиля – вибрация, воздействуя на плитку, способствует отклеиванию ее от основания. Зазоры могут расшириться, фрагменты плитки разойдутся и дорожки станут непригодными к ходьбе.
Для чего требуется затирка швов брусчатки?
На первый взгляд многим может показаться, что данная процедура не имеет особого значения, и что его можно просто-напросто пропустить. Но на деле хоть она и является всегда завершающей, выполняет крайне важную функцию. Поясним, почему.
Брусчатка укладывается не на пустую поверхность, а на заранее специально подготовленные слои из множества разных материалов. Это необходимо для достижения высоких качественных показателей, а именно для получения высокой прочности и износостойкости, отсутствия смещений и удлинения эксплуатационного срока.
Именно завершающий этап по заполнению швов брусчатки помогает препятствовать отрицательному воздействию целого множества факторов. Перечень потенциальных рисков:
Все это получается избежать, если грамотно подойти к вопросу и разобраться, чем лучше просыпать швы на брусчатке и как. Далее предоставим подробные рекомендации по раскрытию этой темы.
Необходимые материалы и инструмент
Материал для затирки должен отвечать главному требованию – быть водонепроницаемым. Затирочные составы могут быть сыпучими (сухими) и готовыми.
Полимерные смеси делят на сухие и растворы. Первые – сыпучие, их необходимо замешивать непосредственно перед применением. Вторые – готовые растворы, их используют сразу. Полимерные компоненты, входящие в состав заделки, придают покрытию дополнительную прочность, затирка для брусчатки является износостойкой, морозостойкой и водоотталкивающей. При нанесении таких смесей на покрытии не остается пятен. Однако наряду с качеством заделки имеется и минус – высокая стоимость.
Шпатлевка, смешанная с грунтовкой до сметанообразной консистенции, будет дешевле полимерной затирки, но для цветной плитки ее использовать не рекомендуется, поскольку со временем такая затирка потеряет свой вид и потускнеет.
Цементно-песчаная смесь – еще один вариант шпатлевки. Однако специалисты не рекомендуют замазывать швы таким составом у цветной плитки, т.к. смесь необходимо пролить водой после просыпания, а сделать это аккуратно получается не у всех. Поэтому такую затирку желательно применять для заделки швов тротуарной плитки серого цвета.
Речной песок – бюджетный вариант заделки швов, однако его использование требует постоянного внимания. Песок без дополнительного укрепления со временем вымывается из зазоров, выветривается, поэтому придется следить за его уровнем и при необходимости время от времени подсыпать.
В набор инструментов для затирки должны входить:
Заделка швов фугой
Сегодня помимо традиционных способов заливки швов строительные бригады используют готовый материал — фугу.
Преимуществ у такого средства множество:
Единственным недостатком фуги является дороговизна. Для экономии средств фуга готовится своими руками. В зависимости от цвета плитки выбирается белая или серая шпаклевка для наружной работы и разбавляется грунтовкой. Консистенция полученной массы доводится до жидковатой сметаны.
Последовательность действий
Работа с готовой смесью более кропотливая по сравнению с другими способами заделки. Однако остатки такой шпаклевки легко удаляются с любой поверхности (гладкой, пористой). Правильное фугование обеспечивает тротуарному покрытию приятный внешний вид и долгосрочную эксплуатацию. При выборе способа затирки необходимо учитывать свойства плитки.
Полезные советы
При заделке швов тротуарной плитки можно прибегнуть к следующим советам:
Если заделка швов проведена тщательно и аккуратно, то тротуарная плитка прослужит долгое время.
Использование сухой смеси
Для приготовления смеси просеивается песок до величины 0,3 мм, берется марочный цемент ПЦ-400 либо ПЦ-500 в пропорции 1:5, 1:6 к песку. Для лучшего смешивания в емкость засыпается половина необходимого количества песка, затем цемент и оставшийся песок. Такая техника замеса защищает от цементной пыли.
Использование сухой смеси.
Смесь тщательно размешивается без использования воды в емкости или бетономешалке. Полученная масса насыпается в промежутки между плитками и прометается щеткой или веником. Процедура проводится до полного заполнения расстояний. Остатки смеси удаляются с вымощенной поверхности, после чего плитка поливается водой.
Через 4 суток намокшая затирка схватывается и проседает, процесс заделки повторяется. Главный недостаток способа — используется такая затирка только для серых изделий. Сухая смесь для заделки щелей между плиткой из натурального камня не применяется, поскольку поверхность сильно загрязняется.
Чем заделать швы на дорожке из пористой брусчатки
Здравствуйте! Уложил дорожки брусчаткой. Получились очень широкие швы, попробовал засыпать цементной смесью — очень пачкается брусчатка, так как она пористая, попробовал засыпать песком — вымывается. Что можете посоветовать? Может, есть какой-нибудь наполнитель, чтоб засыпать или залить швы, но не пачкал брусчатку? Очень надеюсь на Ваш совет. Заранее благодарен.
С уважением, Илья, Москва.
Привет, Илья из Москвы!
Обычно еще на стадии монтажа брусчатки садовых и дачных дорожек определяются с величиной швов между брусками (или между плитками).
Ширина швов в зависимости от четкости контура (соответственно формы под заливку раствора). Выше качество и размеры брусчатки — она дороже, ниже — тогда она дешевле. Многое зависит и от состава смеси. При достаточно высоких марках цемента и контуры более четкие и служит брусчатка значительно более продолжительное время. Хотя на практике часто бывает, что вся приобретенная плитка может разительно отличаться, поскольку делалась в различных партиях. Производители не просеяли песок, использовали отсев или положили меньше цемента и результат сразу же на лицо.
Любители малых швов между плитками кладут их вплотную и подбивают резиновыми молотками, получая минимальный зазор в несколько миллиметров. Перед укладкой плитки производят несколько дополнительных операций по подготовке основания дорожек. Для чего сначала выравнивают поверхность грунта, с полным съемом растительного слоя (дерна), потом раскладывают полиэтиленовую пленку (чаще всего черного цвета, плотную, такую, что используется в ряде случаев для мусора или даже для … о чем и сказать нежелательно.) Такая пленка практически не дает появляться никакой растительности. Потом насыпается слой песка, иногда ПГС (песчано-гравийной смеси), слой утрамбовывается, порой с проливкой его водой.
Потом либо насыпают слой песчано-цементной смеси, либо этого не делают. И укладывается брусчатка с простукиванием ее для очень плотного прижатия к нижележащим слоям. Зазоры, что все равно остаются между плитками просыпают либо песком, либо песчано-цементной смесью и веником или шваброй из волоса-щетины прометаются для создания ровного слоя. Смесь должна при засыпке быть практически сухой, потому что если она будет содержать большое количество влаги, то края брусчатки неминуемо испачкаются и тогда эти мазки невозможно будет устранить.
Иногда строители берут смесь цемента марки М400 и просеянный песок в пропорции 1/5 примерно. Песок берут влажный и смешивают его с цементом, после чего оставляют в какой то емкости на одни — двое суток под навесом, чтобы дождь не попал. В результате получается подобие сухого порошка. Если образуется несколько комков, то их следует хорошенько размять для получения однообразной и равномерной массы.
Потом полученная смесь засыпается в швы, щеткой-сметкой производят полное заполнение швов. Заливать дорожки после этого водой из шланга или лейки не стоит. Лучше взять садовый пульверизатор для обрызгивания растений или обычный пылесос советского старого образца, подсоединить к шлангу, установленному на отверстие, которое служит для выпуска воздушной струи, прикрепить банку с водой и накрытой крышкой с встроенной трубкой. Раньше такие шли в комплекте для использования пылесоса для побелки помещений. Впрочем сейчас такое может найти и не удастся.
Затем воздушно-капельным способом распыляют воду над дорожками. Минимального количества влаги бывает достаточным для смачивания смеси в зазорах между брусчаткой. В результате получается рыхловато-пористая масса. Которая сносно держится и не вымывается дождями.
Обычно пробуют на каком то небольшом участке дорожки такой способ и при получении удовлетворительного результата распространяют его на все дорожки. И все это остается на несколько дней в открытом состоянии при условии, что нет дождей. Тогда за счет выпадения росы в вечернее и ночное время, происходит схватывание цемента.
В последнее время иногда используют и специальные затирки для швов между плитками, что продаются в строительных магазинах мешками или пакетами от 5 и до 25-30 килограммов в упаковке. Инструкции пересказывать не буду. Стоимость ориентировочно от 25-30 рублей за килограмм затирки.
Доморощенные кулибины и вовсе достают с растворных узлов отсев гранитной щебенки пылевой фракции и заполняют им щели. Он не вымывается как песок и не страдает от сезонных перемен.
В старые времена, помню, использовали и отходы в виде крошки от асбоцементных изделий, но сейчас такое практикуется редко, все таки асбест — канцероген.
Те же, кто наоборот желают сделать зазоры побольше и вовсе не используют подбивку, даже не подкладывают никаких пленок. И тогда между брусчаткой появляется трава. Иногда просто мох. И что соответствует вкусу хозяев. Поскольку по дорожкам ходят люди, то трава находится в сравнительно угнетенном состоянии и высоко не вырастает. Не говоря про мох.
Вроде бы и все по крупному.
Строительство в Москве и подмосковье
Работаем с гарантией! Широкий спектр строительных услуг. Фундамент, стены, перекрытия, кровля, под ключ!
+7 (905) 797-20-34
Другие вопросы по теме садовых и тротуарных дорожек:
Тротуарные дорожки
Площадки, парковки
Дороги
Все вопросы Семенычу по строительству
Семенычу (автору материалов)
Наш сайт регулярно пополняется интересными и уникальными материалами и статьями по тематике пиломатериалов, строительных материалов и работ, приводится авторское мнение и знания реального шабашника с опытом работы более 15 лет. Имеется раздел — забавные истории шабашников. Если вы желаете получать информацию об этом, подпишитесь на рассылку новостей нашего сайта. Гарантируется непередача вашего адреса третьим лицам.
Ремонт квартир в Москве и подмосковье
Работаем с гарантией! Широкий спектр ремонтных работ. Профессиональные мастера.
+7 (905) 797-20-34