чем посыпали чернила в старину на бумаге
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Зачем рукописи посыпали песком, а диваны — сушеной ромашкой
Например, повойник и паневу носили только замужние женщины, в посконь одевались бедняки. Это очень важно для понимания классики.
Пальто — у Тургенева в «Накануне» Инсаров одет в жаркий день летний день в «белое пальто», а Обломов у Гончарова сидит за столом «в домашнем пальто». До последней четверти XIX в. это слово означало сюртук.
Панталоны — не только женские нижние штанишки.
До конца XIX в. так называли и мужские брюки. В рассказе Чехова «Лишние люди» Зайкин спрашивает «дачника в рыжих панталонах»: «Вы женаты?» «Да-с. Трое деток», — вздыхают рыжие панталоны».
Перекладные лошади — сменяемые на каждой станции за плату, то же, что почтовые. «Я ехал на перекладных из Тифлиса (сейчас — Тбилиси. — Прим. ред.)» — так начинается повесть Лермонтова «Бэла».
Персидский порошок — измельченные головки персидской ромашки, средство против блох и клопов. У героя чеховского рассказа «Ночь перед судом» была привычка «брать с собой в дорогу персидский порошок». На почтовой станции, где кишели клопы, он ему пригодился.
Песочница — баночка с мелким песком. Им посыпали только что написанный текст, чтобы чернила быстрее сохли. В ХХ в. для этого употреблялась промокательная бумага. В шкатулке Чичикова был «квадратный закоулок для песочницы».
Питерщик — крестьянин, который зимой уходил на заработки в Петербург. Муж Матрены Тимофеевны из «Кому на Руси жить хорошо» был «питерщик, по мастерству печник».
Плерезы — белая тесьма, которую подшивали к рукавам и воротнику в знак траура. Их можно увидеть на картине П. А. Федотова «Вдовушка». Героиня рассказа Чехова «Душечка» лишь через полгода после смерти мужа «сняла плерезы».
Повойник — у замужних женщин — платок, повязанный вокруг маленькой шапочки («волосника»). Героиня рассказа Федора Абрамова «Деревянные кони», выданная замуж в самом начале XX в., отказалась покинуть плохого мужа: «Поздно… назад заворачивать, когда голова бабьим повойником покрыта».
Погребец — дорожный сундучок для посуды. В «Капитанской дочке» Гринев берет с собой «погребец с чайным прибором».
Поддевка — короткий кафтан, который носили купцы и крестьяне. В него оделся и Левин в «Анне Карениной», когда поселился в деревне.
Подлый — означало и «принадлежащий к низшему сословию». В «Петре Первом» Алексея Толстого говорят, что Людовик XI «и к подлому мужику заходил в гости».
Подоплека — подкладка на плечах и спине у мужской крестьянской рубахи. Герои «Кому на Руси. » прячут под нею «бумажки сторублевые».
Подорожная — документ на право пользоваться почтовыми лошадьми. «Пожалуйте подорожную», — говорит смотритель станции Дубровскому. У разбойника ее не было, но отказать ему не посмели.
Подстава — сменные лошади, заранее отправленные на следующую станцию. Когда жена Болконского в «Войне и мире» рожала, ждали доктора: за ним «была выслана подстава».
Половой — слуга в кабаке. Чичиков был встречен «трактирным слугой, или половым, как их называют».
Полушка — монета в четверть копейки. Монах Варлам в «Борисе Годунове» жалуется: «в три дни трех полушек не вымолишь».
Понева, панева — у замужних крестьянок юбка из трех полотнищ, иногда не сшитых меж собой. Сваха в пьесе Островского «Свои люди — сочтемся» называет купчиху Большову «паневницей», намекая, что та родом из бедной семьи.
Посад — в допетровской Руси часть города за пределами кремля или монастыря, где жили торговцы и ремесленники.
В «Петре Первом» Голицын приехал с сыном в лавру, но «в монастырские ворота их не пустили: «Великий-де государь велел вам быть на посаде. » А в XIX в. это просто небольшой город. На именины Татьяны Лариной приезжает «из ближнего посада» ротный командир.
Посконный — сшитый из домотканого холста конопляного волокна. Одежду из него носили бедняки. Купчиха в комедии Островского «Свои люди — сочтемся» грозится одеть свою дочку в «посконный сарафан»: для юной щеголихи это было бы страшным унижением.
Пошлый — 1. Банальный. Онегин шептал Ольге на балу «пошлый мадригал». 2. Обычный, скучный. В рассказе Чехова «Из записок вспыльчивого человека» девицы чистят «пошлую ягоду».
Подготовила Мария Раевская, кандидат филологических наук.
10 неожиданных фактов о самых обычных чернилах, которыми пользовались ещё древние
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Лимонный сок
Иногда детские эксперименты приводят к неожиданным результатам. В 1995 году МакАртур Уилер ограбил два банка в Питтсбурге. В отличие от большинства преступников, он не носил маску, полагая, что лимонный сок сделает его лицо невидимым для камер безопасности. К его шоку (полиция при этом ничуть не удивилась), Уилер был пойман всего несколько часов спустя.
2. Невероятный Халк
Этот гигантский зеленый человек, казалось бы, обладает безграничной силой. Впервые его можно было увидеть в «Невероятном Халке №1» в мае 1962 года. Однако, если сегодня полистать этот комикс, окажется, что Халк вовсе не зеленый, а серый. По словам со-создателя Стэна Ли, этот цвет кожи был выбран, чтобы Халк не ассоциировался ни с одной конкретной расой.
Однако были проблемы в том, чтобы делать одинаковый оттенок серого в различных комиксах, и даже более того — на разных страницах одного комикса (Халк становился то светлее и темнее). Было принято решение сделать персонажа зеленым, поскольку этот цвет можно было более тщательно контролировать при печати.
3. Человеческое семя
Джордж Мансфилд Смит-Камминг был удивительно эксцентричным человеком, который, как известно, шокировал окружающих людей, бросаясь в них своей искусственной ногой. К счастью для всех, от идеи о невидимых чернилах из спермы в конечном итоге отказались, поскольку они имели специфический запах.
4. Безумная стоимость
Когда об этом спрашивают такие компании, как Hewlett Packard, те ссылаются на высокие затраты на исследования и разработки, контроль качества и т. д. Более того, цена чернил для принтера связана с бизнес-моделью отрасли. Часто называемая «маркетингом для любителей халявы», эта стратегия включает в себя продажу одного предмета за «копейки», чтобы увеличить продажи сопутствующего товара. В этом случае принтеры продаются дешево, потому что компании, которые производят их, знают, что клиентам придется постоянно покупать чернила.
5. Осьминоги
Почти все головоногие, к которым относятся осьминоги, кальмары и каракатицы, могут выбрасывать чернила. Это обычно используется ими для бегства. Когда к головоногим приближается хищник, они выпускают темное облако пигмента, которое дезориентирует хищника достаточно надолго, чтобы было время удрать.
Как следует из названия, это вещество (которое в основном состоит из меланина и слизи) используется людьми как чернила на протяжении веков. В некоторых ресторанах высокой кухни подают чернила кальмара как соус для макарон. Их вкус описывают как слегка подсоленный йод. В последние годы было обнаружено, что чернила головоногих можно применять в медицине, в частности, они эффективны при лечении рака.
6. Свинец
В мире, где любой предприимчивый восьмилетний ребенок может напечатать полуавтоматическую винтовку у себя дома, вряд ли можно себе представить, что опасность чернил является на удивление большой проблемой. В 2008 году Конгресс принял Закон об улучшении безопасности потребительских товаров, призванный защитить людей от потенциально опасных продуктов.
В частности, запрещалась продажа или выдача на руки (к примеру, в библиотеках) детских книг, напечатанных до 1985 года, если чернила в них не были проверены на свинец. Свинец является ядовитым для людей даже в незначительных количествах, и дети особенно восприимчивы к нему. К сожалению, тесты, доступные для анализа старых книг на выявление свинца, не являются рентабельными. Стоимость проверки одной книги составляет около 300 долларов.
7. Пепел
Некоторые из самых древних чернил были получены из сожженных костей и золы. Хотя подобная практика со временем практически исчезла, зола в печатном деле время от времени встречается и сегодня. Марк Грюнвальд был нанят Marvel Comics в 1978 году. После этого он был верен компании в течение всей оставшейся жизни, работая в качестве писателя, художника и редактора для таких франшиз, как «Мстители», « Капитан Америка» и «Тор».
Марк был известен своей неповторимой индивидуальностью и легким характером. Можно сказать, что он был настоящим любимчиком всей студии Marvel. Он умер после сердечного приступа 12 августа 1996 года в возрасте 42 лет. В своем завещании Марк сказал, что хочет, чтобы его кремировали, а его прах смешали с чернилами комикса. Жутковатая просьба всеобщего любимчика была удовлетворена.
8. Термиты
9. Кровь
Из крови обычно получаются плохие чернила. Мало того, что ее довольно болезненно извлекать, кровь имеет тенденцию к окислению и постепенному исчезновению за относительно короткий промежуток времени. Однако это не помешало людям использовать ее для написания текстов. Известно, что у иракского диктатора Саддама Хусейна была копия Корана, написанная собственной кровью.
Несколько современных художников также используют кровь в качестве материала для создания своих картин. Использование крови в чернилах также использовалось в качестве маркетингового трюка. В 1977 году, когда Marvel готовил публикацию первого комикса о рок-группе KISS, кто-то затронул идею добавления крови членов группы к чернилам, используемым для печати комикса.
10. 3D-органы
Первые 3D-принтеры были созданы около 30 лет назад, но только в последние несколько лет этот процесс эволюционировал от простой новинки до массового применения. Сегодня 3D-принтеры используются во всем мире и могут создавать практически все.
Теперь о хорошем. Уже скоро 3D-принтеры позволят создавать такие вещи, как кожа для жертв ожогов и даже искусственные органы. Команде ученых из Университета Уэйк-Форест, которая использовала ячейки в модифицированном чернильном картридже, даже удалось создать двухкамерное мышечное сердце.
Ученые заставили биться сердце с помощью электричества. Существуют даже проекты, направленные на то, чтобы вырастить целые человеческие органы, созданные из собственных стволовых клеток пациентов. Освоение этого процесса спасет тысячи жизней каждый год, а также отпадет необходимость в донорах.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Перочистки, промокашки, перья и непроливашки…
Первого сентября о школе говорят все. Не станем исключением и мы.
Первого сентября о школе говорят все. Не станем исключением и мы.
1981 год. Первоклассники Эдик Стефанов и Инна Тузкова: «Учиться будем только на «пятерки»!» (Грицовская средняя школа Веневского района Тульской области).
Про тетрадки
Универсальная бумажка
В комплекте с тетрадью шла промокашка – листок из мягкой гигроскопичной бумаги (наподобие бумажной салфетки). Предназначение ее заложено в названии – промокать только что написанное, дабы не размазать по неосторожности чернила. Некоторые пытались с помощью этой чудо-бумажки чистить перья. И напрасно, потому что мелкие кусочки застревали между зубчиками и попадали в чернильницу, становясь потенциальными носителями клякс. С промокашкой связано одно из любимых школьных развлечений. Капнув на нее чернилами, мы старались угадать в пятне очертания животных, людей или предметов.
Почему-то именно на банальных промокашках талантливые юные художники очень любили рисовать. Правда, не перьевыми, а шариковыми ручками. Жаль, что картинки мало кто сохранил – среди них встречались прямо-таки шедевры!
Понятное дело, долгой «жизни» у промокашек не было, они «умирали» раньше, чем заканчивалась тетрадь. Но не у всех. Были эдакие умницы-разумницы-прилежницы, которые ухитрялись сохранять промокашки в первозданном, то есть абсолютно чистом виде. Жестокосердые одноклассники всеми правдами и неправдами старались их выкрасть, чтобы, например, наделать пулек для стрельбы из трубочек. Прилежницы сильно расстраивались.
Тонким перышком в тетрадь
Первоклассникам (речь идет о середине 70-х) полагалось писать исключительно в тетрадях в косую линейку, чтобы выработать правильный наклон букв. Сделать почерк красивым были призваны ручки, представлявшие собой тонкую, выкрашенную масляной краской палочку со стальным наконечником, куда вставлялось стальное же перышко. Перья подразделялись по номерам, писать полагалось пером №11. Хлопотное это дело и очень непростое. Острый кончик «копьеца» царапает бумагу, скрипит. Если нажимать на перо слишком слабо – оставляет на бумаге невнятный след, чересчур сильно – может сломаться. Или возьмет да и плюнет гадкой кляксой. А это значит что? Правильно, придется переписывать все заново! О, ужас, ужас, ужас!
Чернил на перышке хватало, чтобы написать 3-4 слова. И рукодельные мальчишки изобрели специальную «обмотку» из тонкой проволочки, с помощью которой чернил можно было захватить значительно больше. Да и держались они на пере прочнее. Пиши не хочу.
И последний штрих к портрету канцелярского раритета: с помощью стальных перьев мы делали из яблок «ежиков»
Дом для чернил
На каждой парте было специальное углубление для чернильницы. В особом почете были так называемые чернильницы-непроливайки, имевшие специальную запасную выпуклость-резервуар вокруг отверстия. Благодаря этой выпуклости непроливайку можно было перевернуть – чернила не проливались на стол, а уходили в резервуар.
Мягкий девайс*
Так, используя современные понятия, вполне можно окрестить обычную перочистку. Штука простая, но очень нужная в деле письма перьевыми ручками. В мягких объятиях этой «золушки» оставался весь мусор, который цеплялся к перьям. В магазинах изредка можно было приобрести перочистки фабричные, но в основном ученики шили их самостоятельно, дома или на уроках труда. Конструкция девайса проста: несколько кружочков из ткани или замши скреплялись в центре ниткой. Для красоты в месте крепления пришивались симпатичные пуговки или бусины. Самые красивые перочистки, сделанные собственными руками, девочки дарили ребятам в знак особой симпатии.
*Девайс (англ. device) – любое устройство, конструктивно законченная техническая система, имеющая определенное функциональное назначение.
…Кстати говоря, именно благодаря тому, что в детстве мы писали коварными, неудобными стальными перьями, у многих выработался хороший почерк. А еще – терпение и усидчивость. Но это – у единиц.
> Ностальжи
Теперь я ученица,
Чернилами пишу,
Боюсь
пошевелиться,
Сижу и не дышу.
Чтоб писать
Чернилами,
Собраться надо
С силами.
Мой брат со мной
согласен:
Трудней писать
пером!
А он не в первом
классе,
Он даже
во втором!
Я новенькую
ручку
В чернила
окуну –
Уже на каждом
пальце
По черному
пятну.
Рукой поправлю
волосы –
На лбу остались
полосы.
Соринка,
как нарочно,
Приклеилась
к перу,
Какая вышла
буква,
Сама не разберу.
Стол у нас
качается –
Клякса
получается!
Мама сразу
узнает,
Учу ли
я уроки:
Если
выучен
урок –
Всегда
в чернилах
щеки.
Книга в Древней Руси (XI-XVI вв.)
«Возьми шафран да щучью жолчь. », или чернила и краски в Древней Руси
Для письма использовались чернила. Рецепты их изготовления в самый древний период истории русской письменности (XI-XV вв.) не сохранились. О том, как делали чернила (в древнерусском языке — «чернило») мы узнаем из более поздних источников — XVI-XVII вв. Однако рецепты этого времени, скорее всего, отражают и более раннюю практику XI-XIV вв. Чернила древнерусских рукописей были густыми и глубоко проникали в пергамен. Они почти не выцветали, однако со временем могли слегка осыпаться, т. к. наносились довольно густым слоем. Чернила были коричневого цвета разных оттенков: от почти черного до светло-рыжего. Оттенок зависел от того, насколько добротно были они приготовлены, а точнее — насколько строго соблюдались все рецепты.
Самые древние чернила были железистыми. Они приготовлялись на основе «нарочитого ржавого» железа или, как его называли на Руси, «чернильного гнезда». В качестве «чернильного гнезда» писцы книг использовали проржавевшие и ставшие негодными замки, ключи, цепи, ножи и гвозди. Эти железные предметы рассекались на куски («кусьем рассекаа»), после чего опускались в кувшин. Туда же помещались куски подсушенной ольховой коры. Затем «чернильное гнездо» заливалось специальным раствором, приготовленным из древесной коры, очищенной ого мха. Сюда же следовало добавить процеженных кислых щей, кваса или уксуса. Куски железа и кору надлежало время от времени поливать новым кислым раствором и выстаивать кувшин с чернильным гнездом в теплом месте довольно продолжительное время. Хорошо выдержанные чернила были густыми и обладали интенсивно коричневым цветом. Высыхая на пергамене, они немного поблескивали на свету — признак их «железистого» происхождения. Когда чернила были готовы, писцам следовало проверить их качество и попробовать писать ими: «покушати чернил, добро ли».
Рецепт изготовления железистых чернил, записанный в XVII в., выглядел так: «Сперва [следует] настрогать зеленых молодых ольховых корок, очищенных это мха. На четвертый день положить кору в горшок, налить воды или квасу доброго или яичного сусла, а коры положить полный горшок и варить в печи, чтобы сильно кипело и прело бы довольно [долго], день до вечера. И положить в горшок железины немного, и поставить горшок туда, где было бы не прохладно и не тепло. Приготовить сосуд, кувшин, и в него положить обломки старого железа. [Железо] завернуть в тряпку и опустить в горшок. Чернильное сусло процедить через тряпку и залить полный кувшин. И заткнув кувшин, поставить в укромное место на 12 дней. Это есть скорописное книжное чернило».
Уже в XV и особенно в XVI-XVII вв., чернила стали делать также из сажи (их называли «копчеными»). Сажу для чернил надлежало специально заготовить. Для этого писец должен был запастись 5-6 горшками с пробитым дном, поставить их на кирпичи и закрепить так, чтобы от задней стенки «копоть дымная вверх шла». Под передние стенки битых горшков следовало подкладывать горящую бересту, «и копотить с протяжением исподвол, осматривая, и опахивать, чтобы огнем сажа не загорелась». В одном из рецептов приготовления сажевых чернил писцы специально предупреждались, что если сажа все-таки по недосмотру загорится «от жару, [. ] то все загорит, и труд без пользы».
После того, как горшки хорошенько закоптятся, сажу снимали, смешивали со слюной и вином, разбавляли водой и камедью (вишневым клеем). Далее полученную смесь заливали отваром ольховой коры, квасного сусла, «чернильных орешков» (наростов с листьев и коры деревьев). Иногда, чтобы чернила были особенно густыми и темными, писцы добавляли в смесь «чернильное гнездо», т.е. ржавое железо. Когда смесь была окончательно составлена, ее нужно было довольно долго продержать в тепле: «Смешав вместе, положить в кувшинец немалый, обвязать плотно [тряпкой], поставить в тепло на продолжительное время, чтоб закисло, а потом верх, то есть плесень, снять». После этого сажевые чернила считались готовыми и годными к письму книг и грамот.
В XVII в. писцы научились использовать для приготовления чернил железный купорос. Это было намного эффективнее, чем делать чернила из кусков ржавого железа. Такие чернила достигали готовности очень быстро. Сохранились рецепты приготовления чернил из железного купороса: «Смешав [чернильное] гнездо, жидкое чернило процедить, наполнить им сосуд и положить в него камеди достаточно, да орешков зеленых пять или шесть, в зависимости от размеров сосуда, да [положить] квасцы, да купоросу жженого, ужегши купоросу, обвертев в бумагу, и положить в печь на день или на два. Если [чернила] нужны быстро, то положить [это все] в печь метеную. И как высохнет, то жженым купоросом чернило крепко, и светло, и чисто. Если проедает, убавь орешков и положи достаточно камеди. Кладут в чернило имбирь и гвоздику, а [если] чернила с пера не пойдут, то положить тертую гвоздику».
Чернила хранились в чернильницах, которые были очень разными по форме. Они изготавливались из стекла, керамики, металла, дерева, кости и рога. Множество чернильниц обнаружено археологами в культурном слое древнерусских городов. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист с только что написанным текстом полагалось посыпать обычным кварцевым песком. Он хранился в специальной песочнице: сосуде, закрытом крышкой с небольшими отверстиями (наподобие современной солонки).
Рецепты приготовления киновари содержатся в русских рукописях XVI-XVII вв. В небольшом горшочке сурьма (киноварь естественного происхождения) смешивалась с вишневым клеем (камедью), как бы растворяясь в ней. Затем полученную смесь разводили яблочным соком или квасцами, добиваясь получения краски огненно-красного цвета. В рукописи XVI в. имеется рецепт приготовления киновари — «указ, как киноварь творити». Действия писца, колдующего над приготовлением киновари, расписаны в нем очень последовательно: «Возьми маленький сосудец и всыпь киноварь, и положи маленько воды, и мешай пером, пока не загустеет. И потом долей воды, пока [смесь] не растворится и не будет сухих [комочков]. И поставь тот сосуд не на долго, пока [смесь] не устоится. И слей с киновари воду в другой сосуд, и раствори на камеди, и положи тут же немного квасцов, и тогда же [перелей смесь] в пищий сосуд [чернильницу]. А квасцы класть в зависимости [от размера] сосуда, поскольку велика польза киновари от квасцов становится. Киноварь очень красна. Если же будет черна и не [будет] бежать с пера, возьми яблоко кислое, сильно его изомни и выжми из него сок в киноварь: очень будет хорошо, и полезнее квасцов и гнезда, и румяной будет киноварь, и красна очень».
В XVI и особенно со второй половины XVII в. для украшения книг и грамот наряду с киноварью на Руси стала применяться розоватооранжевая краска свинцового состава — сурик. В XVI в. изготовляли сурик путем прокаливания свинцовых белил: «возьми белила и положи в черный железный сосуд и поставь на жар. И как сгорят белила, станут красны. Это и есть сурик».
Кроме киновари и сурика, древнерусские художники и писцы использовали охру (светло-желтую железистую краску), лазорь (синюю ультрамариновую краску), медную по составу зеленую краску ярь-медянку, зелень (зеленую краску, приготовленную из малахита), крутик (синюю растительную краску), а также черную углеродистую краску и свинцовые белила. В качестве связующего элемента для замешивания красок употреблялся яичный белок, а позднее — рыбий и пергаменный клей и мед. В западноевропейских трактатах, посвященных искусству иллюминирования рукописей, наряду с яичным белком, клеем и медом упоминаются камедные растворы вишневого, сливового и миндального дерева, вино, уксус, моча, фруктовый сок. Некоторые краски получали в результате смешивания разных цветов. Так, зеленую краску можно было составить из желтой и синей. Краску, которую называли празелень, получали из смеси сине-зеленой, синей и желтой. Голубую — из смеси синего крутика и белил и т.д.
Уже в XI в. для оформления книг в Древней Руси стали использовать золото. Золотом украшены Остромирово евангелие 1056-1057 гг., Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие 1103-1117 гг. и др. Серебро в письменной культуре Руси встречается редко, хотя оно довольно широко употреблялось писцами и художниками средневековой Европы и Византии.
Евангелист Иоанн и Прохор. Миниатюра Мстиславова евангелия, 1103-1117 гг.
Золото, которое использовалось для оформления древнерусских рукописных книг, было двух видов: листовое и твореное. Письмо листовым золотом использовалось в самых древних рукописях. Письмо же твореным золотом, известное в Европе начиная с XIV в., стало употребляться на Руси в основном в XVI-XVII вв. Листовое золото представляло собой исключительно тонкие пластинки, которые накладывалось на фигуры, предварительно написанные рыбьим или вишневым клеем. Твореное золото существовало в виде краски. Оно было тщательно истерто в порошок и смешано с медом, солью и вишневым клеем, что превращало его в сметанообразную массу. Таким золотом можно было писать при помощи пера или кисти. В рукописи XVII в. о технике письма золотом говорится: «Положи меду с грецкий орех, а золота листов пять или шесть. А распределить по одному листу и пальцем тереть, пока золото не сравняется с медом, и вымывать водой по пять или шесть раз, а воду сливать в другую посудину. И вымыв золото, растворить в камеди очень жидкой, и писать по киновари, а написав, высушить насухо и гладить медвежьим зубом».
Письмо чернилами и цветными красками, а также золотом не было одновременным. Сначала писец писал весь текст обычными чернилами. Для инициалов же и заголовков оставлялось место, которое художник или же сам писец позднее заполнял киноварью, цветными красками или золотом.