чем пословицы связаны с речью
Доклад на тему:»Пословицы и поговорки в речи»
Пословицы и поговорки в речи
О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок.
Какую же функцию выполняют пословицы и поговорки в речи, в чем особенность их использования?
Прежде всего народные изречения позволяют говорящему:
1) Охарактеризовать человека, предмет, явление, действие, состояние: Чует кошка, чье мясо съела. Жернова сами не едят, а людей кормят. Грозен враг за горами, а грознее за плечами. Из лука – не мы, из пищали – не мы, а зубы поскалить, язык почесать – против нас не сыскать. Работтать – день коротать; отдыхать – ночь избывать. Сердце вещун: чует и добро и худо;
2) Раскрыть отношения между людьми: Глупому сыну и родной отец ума не пришьет. Детки хороши – отцу, матери венец, худы – отцу, матери крнец. Паны дернутся, у казаков чубы трясутся. Сытый голодного не разумеет.
3) Дать совет, как поступить в той или иной ситуации,чего следует остерегаться: На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай. Назвался груздем – полезай в кузов. Две собаки грызутся, третья не мешайся. Сам кашу заварил, сам и расхлебывай. Друга ищи, а найдешь – береги.
Пословицы служат средством характеристики персонажа, передают его мысли, чувства, подчеркивают его связь с народом. Показателен в этом отношении образ Платона Каратаева, одного из героев романа «Война и мир». В его речи больше всего встречается народных изречений (из 52 пословиц в романе 16 произносит Каратаев). Он говорит о трудной жизни крестьян: Наше счастье, что вода в бредне: тянешь – надулось, а вытянешь – ничего нету; От сумы да от тюрьмы не отказывайся; о том, что следует надеятся на лучшее: Час терпеть, а век жить ; об отношении к труду, людям, семье: Без снасти и вша не убьешь; Уговорец – делу родной братец; Полная рука таровата, сухая неподатлива; Какой палец ни укуси, все больно; Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки.
Пословицы и поговорки оживляют высказывание, создают определенный психологический настрой. В приведенном ниже отрывке из лекции Б. В. Гнедича даются стенографические пометы, показывающие реакцию аудитории на слова лектора.
Действенным приемом считается прием «нанизывания» пословиц, когда одновременно используется несколько пословиц и поговорок. Особенно часто им пользовался А. М. Горький, в отдельных статьях, художественных произведениях которого встречается от двух до десяти рядом стоящих пословиц и поговорок. Приведем для примера рассуждение Борцова из рассказа «Пастух» о том, кого называют хорошим человеком: «Ну ладно, давай согласимся: Нужен хороший человек. А- каков он, если хорош? Скажем так: людей-жителей не грабит, милостыню подает, хозяйствует усердно – вот это будет самый хороший. Он законы знает: чужого – не трогай, свое – береги; не все жри сам, дай кусок и псам ; потеплее оденься, тогда и на Бога надейся – вот он что знает».
Успех употребления пословиц в речи зависит от того, насколько удачно они подобраны. Недаром говорится: « Хороша пословица в лад да в масть».
Составленный в середине XIX в. сборник продолжает служить и сейчас.
Богат народными изречениями и «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля, в словарных статьях которого размещено около тридцати тысяч пословиц. Например, к слову правда в словаре даны такие пословицы: Правда – свет разума; Правда – светлее солнца; Правда чаще ясного солнца; Все минется, одна правда останется; доброе дело – правду говорить смело; Кто правдой живет, тот добро наживет; Без правды не житье, а вытье; За правду не судись: скинь шапку да поклонись; Правда суда не боиться; На правду нет суда; Завали правду золотом, затопчи ее в грязь – все на ружу выйдет; Правда – что шило в мешке: не утаишь; В ком правды нет, в том добра мало и др.
Особый интерес представляют тематические сборники пословиц и поговорок. Они помогают подобрать необходимый материал по определенной теме. Известны сборники пословиц и поговорок о труде (Без труда нет добра: Пословиц и поговороки о труде. М., 1985), о сельском хозяйстве (Земля трудом богата: Пословицы, поговорка, крылатые выражения о сельском хозяйстве и крестьянском труде. Ростов н/Д, 1985).
Роль пословиц в развитии речи дошкольника
Елена Узлова
Роль пословиц в развитии речи дошкольника
«Пословицы в развитии речи дошкольника»
Выдающиеся русские педагоги высоко ценили воспитательную роль пословиц и поговорок, широко их использовали в работе с детьми, в учебных книгах. Чаще всего они применяли пословицы в старших группах и начальных классах.
Дети только переступали порог школы и тут же знакомились с пословицами. Так, К. Д. Ушинский в своём «Родном слове» использовал 375 пословиц и поговорок. В книгах для первого и второго года обучения их насчитывалось 303, а в «Родном слове» третьего года обучения – только 72.
Пословицы и поговорки, писал К. Д. Ушинский, помогают «выломать детский язык на русский лад и развивать в детях чутьё к звуковым высотам русского языка».
Почётное место в истории дошкольного воспитания занимает Аделаида Семёновна Симонович. Она рекомендовала знакомить малышей с пословицами до чтения и письма, как только дети начнут понимать мысли, научатся выражать их.
В возрасте шести семи лет ребята понимают уже многое. У них увеличивается запас слов, словарь всё более обогащается, они проявляют большой интерес к языку, становятся более любознательными, всё чаще и чаще у них возникают вопросы почему? отчего? зачем? Именно поэтому Симонович рекомендовала знакомить с пословицами детей старших групп дошкольного возраста.
В пословицах и поговорках находится «мысль, которая даёт богатый материал для развития детского мышления».
Методы применения пословиц:
Сначала надо знакомить детей с пословицами на более лёгкие темы, а затем давать боле сложные, «от пословиц о явлениях природы, временах года, о человеке, его наружности, уме переходить к семейным отношениям».
К каждой пословице необходимо пояснение, что они означают, как их понимать, как осмыслить и растолковать детям.
Много полезных советов о том, как применять пословицы и поговорки в детских садах, содержится в работах педагогов по дошкольному воспитанию советского периода – А. М. Леушиной, А. П. Усовой и других учёных. А. М. Леушина совершено справедливо считала пословицы одним из необходимых средств, способствующих развитию речи. «Сказки, былины, песни, пословицы, загадки, прибаутки с древних времён бытовали среди детей. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность, справедливость… В них ребёнку раскрывается окружающий мир, быт, природа, труд, а также простота, выразительность и сила народной речи». Пословицы, по её мнению, являются важнейшим средством развития логической мысли и речи ребёнка: «Подражая языку фольклора, ребёнок заимствует образность, яркие сравнения, народные обороты речи, что обогащает его лексикон, уточняет семантику… Пословицы и поговорки имеют глубокий смысл, как выражение народной мудрости, заключённой в предельно сжатую форму».
Воспитателям детских садов необходимо широко использовать этот вид фольклора,органически увязывая его со всей жизнью детей: про слишком шумно бегущего ребёнка можно заметить: «Конь бежит – земля дрожит».Или зимой при одевании: «Береги нос в большой мороз», при быстро выполненной,но некачественно работе можно сказать: «Поспешишь –людей насмешишь».
Иногда пословицы надо давать с пояснениями. Следует предлагать детям самим подумать над смыслом пословицы. Например, что значит,когда говорят: «Мастер на все руки!» Естественно, что до ребёнка – дошкольника доходит лишь внешний смысл пословицы; переносный смысл, связанный с глубокой моралью, часто остаётся ещё недоступным даже старшему дошкольнику, например, в пословице «Любишь кататься – люби и саночки возить» и др. (Пример)
Очень важно, чтобы воспитатели сами имели запас пословиц и употребляли, вспоминали бы их к какому – либо случаю. Дошкольники говорят и повторяют то, что слышат. Если воспитатели сами употребляют пословицы, то это, несомненно, воспримут и дети. Во время экскурсии в лес очень важно вспомнить пословицы о лесе, о птицах, о диких животных. На эту тему есть огромное количество пословиц, доступных для детей. Есть пословицы почти обо всех видах деревьев, о диких животных, о птицах.
В настоящее время речь многих детей имеет дефекты: неправильное звукопроизношение, искажение звуков, невыговаривание звуков, замена одних звуков другими и т. д. В дошкольный период возможно исправить почти все недостатки в речи. Задача воспитателей – не проходить мимо неправильной речи, тут нужна постоянная, систематическая работа и воспитателей и логопедов. Исправление речи – процесс длительный, он требует систематической работы и в семьях, и в детском саду, и со специалистами – логопедами. Нужно применять ряд главных, основных средств, способствующих исправлению речи. Вспомогательную роль могут сыграть в этом деле и народные пословицы.
Выдающийся русский педагог И. И. Паульсон много занимался этим вопросом, подбирал такие пословицы и поговорки (чистоговорки) для того, чтобы дети их повторяли и учились говорить чисто.
Например,для звука Ж:
«Дружба дружбой, а служба службой»;
«Небо даёт дождь, а земля рожь»;
«Однажды шёл дождик дважды»
«Хоть хлеба и хороши, а пашню паши»
«У хорошего хозяина нет плохой лошади»;
«Тише едешь, дальше будешь» и др.
Использование в детских садах пословиц, поговорок, сказок, былин, загадок, активизирует речь ребёнка, вводит его в «сокровищницу народного творчества, способствует развитию речи и развивает умение ясно формулировать свою мысль»(А. П. Усова)
Консультация логопеда для родителей.
Основы правильной речи
С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т. п.
Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнка, лишь речевые звуки, и то только в словах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачи различной информации, побуждения к действию.
Ребёнок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нём слоговую структуру, чётко выговаривать все звуки. Внятность и чистота речи зависит от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение артикуляционного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность, нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и в произнесении слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластан и образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п., зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Чистота произношения обеспечивается, прежде всего, за счёт правильного произношения согласных звуков.
Большое значение для правильного развития речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко – голосообразование. Например, лишь потому, что не могут сделать достаточной силы выдох, необходимый для приведения в колебательное состояние кончика языка при произношении звука «р».
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т. д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушение плавности речи и т. п.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить слова, ребёнок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведёт к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчётливо, неправильно произносятся отдельные звуки в нём); к нарушению интонационной стороны речи. Ослаблению слуха ведёт не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.
Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т. е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Это даёт возможность различать близкие по звучанию слова: мал – мял, рак – лак, том – дом.В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных. Некоторые фонемы отличаются друг от друга только звонкостью или глухостью при одинаковой артикуляции, например звуки «с» и «з», «ш» и «ж», другие имеют более грубые акустические различия «т» и «ш», очень тонкие акустические различия имеют твёрдые и мягкие согласные «ть» и «т», «с» и «сь». Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз.
Из всего сказанного следует, что чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат, речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух. Нужно учить его слушать речь, различать звуки не только при произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при обращении с детьми, взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения.
Роль художественной литературы в развитии речи дошкольника Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью. Художественные.
Консультация «Роль строительно-конструктивной игры в когнитивном развитии дошкольника» Строительно-конструктивные игры – это разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно.
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника Музалевская Наталья Анатольевна, старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного.
Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Роль игры в развитии дошкольника в условиях реализации ФГОС Слайд 2 Игра – это подлинно «путь детей к познанию мира, в котором они живут.
Консультация «Роль Лего в развитии дошкольника» Конструкторы LEGO самая популярная игрушка в мире, причём не только у детей, но и у взрослых. Среди развивающих игрушек для.
Роль русской народной музыки в развитии и формировании дошкольника Роль русской народной песни в формировании и развитии дошкольника на музыкальных занятиях в ДОУ. На протяжении всего периода посещения ребёнком.
Роль дидактической игры в развитии дошкольника МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №4 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ «РОЛЬ.
Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка-дошкольника. Дошкольный возраст – наиболее важный период для формирования двигательной.
Развёрнутый ответ на вопрос 《какова роль пословиц и поговорок в речи? 》
Роль пословиц и поговорок в нашей речи.
Пословицы и поговорки использовали люди в своей речи всегда. Да и сейчас они часто употребляются. Всем известно, что в них отразились народный ум, народный опыт и мудрость. Эти небольшие высказывания содержат глубокий смысл и в лаконичной форме помогают выразить свои мысли. Пословицы и поговорки очень похожи. Мне вспоминаются слова А. С. Пушкина о поговорках, которые мы читали на уроке литературы, учась в школе. Но писал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»
Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Их можно использовать в различных речевых ситуациях, так как они разнообразны по своей тематике. Я помню такие пословицы:
Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь, а один отрежь. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Дело мастера боится. Не спеши языком, а торопись делом. Делу время, а потехе час.
Многие пословицы и поговорки я услышала от своей бабушки. Она любит их употреблять в разговоре с нами, внуками. Она живёт в деревне одна. И я думала не один раз, что ей скучно без нас. Но однажды она мне сказала: «Скучен день до вечера, коли делать нечего». Она очень трудолюбивая и заботливая и всегда найдёт себе занятие по душе. От того ей не приходится скучать.
Летом мы с бабушкой ходили за лесной ягодой. День был жаркий. Мы собрали немного ягод. И мне больше не хотелось их собирать, но бабушка мне напомнила:
« Любишь кататься – люби и саночки возить». Да, я, действительно, люблю варенье из лесной клубники. После этих слов ягоду я с бабушкой собирала до вечера.
Пословица, мне кажется, объединяет людей, призывает к труду, взаимопомощи. И на этот случай у бабушки нашлась пословица: «Один в поле не воин». Как-то мы приехали к ней в выходной день, а у неё целая гора дров лежит перед домом. Одна она не могла их перенести в сарай. Мы с мамой помогли ей быстро это сделать.
Я наблюдала, что в речи бабушки встречались и такие выражения:
Как снег на голову. Лёгок на помине. Живут душа в душу. Их водой не разольёшь. Это поговорки.
Одним словом, у моей бабушки на всякий случай есть пословица или поговорка. О ней можно сказать: «Собирательница пословиц».
Причины необходимости употребления пословиц и поговорок:
— делают речь богаче, красочней. вовремя использованная поговорка поможет убедить другого человека или просто доставит слушателям удовольствие
Пословицы и поговорки о языке и речи » текст, видео, картинки
Пословицы о языке и речи интересно изучить родителям вместе с детьми. Они рассказывают нам о важности нашей речи, о том как важно следить за тем, что мы говорим. Ведь словами можно очень сильно ранить и навсегда потерять друга. Объясните детям их значение как можно подробнее с примерами.
Язык телу якорь. Язык с богом беседует
Пословицы и поговорки о языке и речи для детей
Языком болтай, а рукам воли не давай
Интересные пословицы и поговорки о языке и речи
Какова речь, таков и склад
Пословицы и поговорки о языке и речи для школьников
Кто сдержит свой язык, тот сохранит свою голову
Пословицы это мудрость народа
Язык на сговоре (т. е. условие заключено)
Пословицы это мудрость наших предков
Глазами гляди (Языком болтай), а рукам воли не давай
Посмотрите пословицы и поговорки о речи и языке
Хватил коречком (ковшом), да ушел бочком
Почитайте пословицы и поговорки о речи и языке
Собрали для вас пословицы и поговорки о речи и языке
Если бы на сойку да не свой язык
Почитайте пословицы в картинках о речи и языке
Шкуру на сапожки, язык на подошву
Посмотрите пословицы о речи и языке в картинках
Держи язык за замком (за зубами)
Пословицы и поговорки о речи и языке для вас
Научно- исследовательская работа по русскому языку на тему:»Роль пословицы и поговорки в нашей речи
«Мал золотник, да дорог»
Роль пословицы и поговорки в нашей речи.
Раздел 1. Из истории пословиц и поговорок….…………………………….5
Раздел 2. Что же такое пословица и что такое поговорка? В чем их отличие. 6
Раздел 3. Пословица и поговорка как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц и поговорок………………………………………8
Раздел 4. Источники пословиц и поговорок………………………………..9
Раздел 5. Пословицы и поговорки в современной речи………………….11
5. Список используемых источников литературы…………………13
На уроках русского языка и литературы ученики часто встречаются с жанрами устного народного творчества: загадками, пословицами, поговорками. Учебник иногда предлагает ребятам такие вопросы и задания:
— Как вы понимаете эту пословицу (поговорку)?
— Какая пословица вам больше нравится и почему?
— Объясните смысл этого выражения…
— Придумайте рассказ по пословице.
— Узнайте пословицу по её началу…
— Подберите пословицы-синонимы или пословицы-антонимы.
Подобные задания для некоторых учащихся кажутся лёгкими лишь на первый взгляд. Не всем понятен переносный смысл выражений, значений некоторых слов ребята вовсе не знают, а иногда объясняют смысл пословицы совершенно неверно.
Актуальность. С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», » Мал золотник, да дорог», » Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?
Чтобы ответить на все эти вопросы, мы провели исследовательскую работу на тему: » Роль пословицы и поговорки в нашей речи».
Объект исследования: роль пословицы и поговорки в нашей речи (на примере диагностики обучающихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 с.Обшаровка)
Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.
1. Пословицы живут в нашей речи, делают ее яркой, образной, интересной.
2. Изучение и употребление в речи пословиц обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
3. Благодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а также добросовестности и трудолюбия.
Цель исследования: определить роль пословиц и поговорок в нашей речи и стимулировать интерес к данному жанру фольклора.
1. Изучить литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику родителей, учителей, учащихся 5 А класса ГБОУ СОШ №1 С.Обшаровка
3. Составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.
Методы исследования: обобщение материала, его систематизация, анкетирование.
Мы, ученик 5 класса, провели исследование по теме «Мал золотник, да дорог», о роли пословиц и поговорок в нашей речи. Работа стала познавательной и увлекательной для нас и наших одноклассников. Был подобран интересный материал о пословицах и поговорках, их происхождении и значении.
Исследовательская работа заслуживает внимания, может быть использована и учащимися, и учителями-предметниками на уроках литературы или внеклассных мероприятиях.
Как богат наш язык! И как мало мы вслушиваемся в нашу речь, речь своих собеседников… А язык – это как воздух, вода, небо, солнце, то, без чего мы не можем жить. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая, что есть живая и прекрасная речь. Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами и поговорками. Их тысячи, десятки тысяч! Они перелетают из века в век, от поколения к поколению, превращаясь в крылатую мудрость.
Замечательный собиратель русских пословиц и поговорок В.И.Даль сказал о них, что это «свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плачи и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда; «Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его, то не шевелило ни ума, ни сердца, и того в пословицах нет.
Кто её сочинил – неведомо никому, но все ее знают и ей покоряются».
Предлагаем вашему вниманию исследовательский проект о русских пословицах и поговорках.
Что такое пословица и поговорка? Как зародилась пословица на Руси? Какова её история? В чём особенности русской пословицы? На эти вопросы мы постарались найти ответы.
Но главный интерес был для нас в следующем: живут ли пословицы и поговорки в нашей речи, звучат ли они дома: в речи наших родителей и родных, в школе: в речи друзей и учителей. Какие пословицы и поговорки употребляются чаще? Нужны ли пословицы и поговорки в нашей жизни?
Все мы — для кого русский язык дорог — несем ответственность за его чистоту, правильность, точность и выразительность. «Мал язык — да горами качает!» — говорит пословица. Так будем же с уважением относиться к этому гиганту. И пусть никто не забывает, что сила и мощь русского слова зависят от того, как каждый из нас владеет неисчерпаемыми богатствами русской речи.
Раздел 1. Из истории пословиц и поговорок.
Лишь со второй половины XVIII века сборники пословиц и поговорок стали печататься. Известными составителями таких сборников были И.М.Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев и другие. Начало научному изучению этого пласта народного творчества положил М.В. Ломоносов. Но самым знаменитым является Владимир Иванович Даль (1801 – 1872). Труд его считается непревзойдённым. Всю жизнь он посвятил собиранию и систематизации пословиц. Даль изъездил всю Россию. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников, солдат. В.И. Даль считал, что за пословицами и поговорками нужно идти в народ. В образованном и просвещенном обществе пословицы нет. Попадаются слабые искалеченные их отголоски или плохие переводы с других языков. В 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике (1,5-6).
Кроме сборника «Пословицы русского народа», В.И. Даль подготовил и издал капитальный труд – четырёхтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), где привёл множество пословиц и поговорок. В.И. Далю адресованы слова А.С. Пушкина: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Необходимо особо отметить знакомство и дружбу В.И. Даля с Пушкиным. Великий поэт, собственно, и укрепил Даля в его намерении собирать словарь живого народного языка.
Раздел 2. Что же такое пословица и что такое поговорка? В чем их отличие?
Поговорка отличается от пословицы тем, что она лишена поучительного смысла.
Существует немало пословиц о самих пословицах:
«Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится»,
Как видим, народ высоко ценит пословицы. Ведь они дают напутствие, учат правильно поступать в разных ситуациях, они отражают различные стороны нашей жизни:
они и о любви к Родине –
Человек без Родины, что соловей без песни;
Кто смел, тот и съел;
Землю солнце красит, а человека труд;
Без труда не вынешь рыбку из пруда;
Не имей сто рублей, а имей сто друзей;
Доброе дело и в воде не тонет;
они и о природе, и о человеке, его характере, поступках, поведении. Пословицы и поговорки воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле; они никогда не подведут, ведь в них говорится о том, что тысячи раз проверено опытом многих людей.
Раздел 3. Пословица и поговорка как фольклорный жанр. Тематика и особенности пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.
Пословицы издавна передают из поколения в поколение опыт народа.
Раздел 4. Источники пословиц и поговорок.
Прославленные русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов собирали пословицы и широко использовали их в приказах, памятках и наставлениях для солдат. Образное, символическое восприятие мира, при общении с солдатами использовал величайший русский полководец Александр Васильевич Суворов. Он пользовался огромным уважением и любовью среди солдат. За время своей службы в нижних чинах Суворов научился говорить их языком и мог просто и ясно объяснить военные премудрости. Суворовские заветы усваивались легко. Величайшим искусством Суворова было умение разговаривать со своими чудо-богатырями. «В их вкусе, в их слоге, в их языке беседовал он с ними».
Из басен И. А. Крылова:
«А ларчик просто открывался», «А Васька слушает да ест», «А воз и ныне там», «У сильного всегда бессильный виноват».
Конечно, перенималось, запоминалось и употреблялось то, что было близким по духу. Новое время породило и новые пословицы. Они возникали и в послереволюционное время, в годы Великой Отечественной войны, появляются и сегодня. Это – вечные жанры устного народного творчества.
Раздел 5. Пословицы и поговорки в современной речи.
Менялась жизнь, появлялись новые пословицы и поговорки, забывались старые, но оседало бесспорно ценное, что имело значение и для последующих эпох.
Многими ли народными пословицами и поговорками пользуемся мы в нашей разговорной речи?
Мы решили провести наблюдение над речью наших родителей, одноклассников, учителей и прислушаться: какие пословицы чаще всего звучат и почему.
Предполагаемый результат: наверное, учителя используют чаще всего пословицы об учении (ведь это касается нас особенно); друзья, пожалуй, используют пословицы о дружбе; родители, должно быть, употребляют пословицы о воспитании, о каких-нибудь качествах человека.
Что же получилось? Совпали ли наши предположения с итогами исследования?
Учащимся нашего класса была предложена анкета с вопросами:
Знаете ли вы, что такое пословицы и поговорки?
Употребляют ли пословицы и поговорки ваши родители, учителя, одноклассники?
Какие пословицы вы слышите чаще других от родителей, одноклассников, учителей? (Приложение 1)
Наблюдая за речью своих знакомых и близких людей ( Приложение 2), мы получили данные результаты, которые были нами обработаны:
1.Что такое пословица и поговорки, знают почти все опрошенные (Приложение 3.Диаграмма 1)
2. 100% взрослых и 80% одноклассников ответили, что употребляют пословицы в своей речи, а с поговорками справились не все (Диаграмма 2)
3.Пословицы в речи взрослых (Диаграмма 3)
Как оказалось, в речи пап, мам, бабушек и дедушек чаще всего звучат пословицы о труде:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Сделай дело – гуляй смело!», «Труд человека кормит, а лень портит», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпенье и труд всё перетрут», «Утро вечера мудренее».
Пословицы в речи одноклассников.
Кстати, эти же пословицы звучат чаще в речи одноклассников. Были названы и другие наиболее употребительные пословицы:
— об отношениях между собой: «Один за всех, и все за одного», «Старый друг лучше новых двух»;
— для характеристики некоторых качеств: «Слово не воробей: вылетит – не поймаешь», «Шила в мешке не утаишь», «Чует кошка, чьё мясо съела».
Какие пословицы чаще употребляют наши учителя?
Наблюдения показали, что наши учителя знают множество пословиц и поговорок, касающихся учения и не только. Часто используемые:
«Повторенье – мать ученья», «Век живи, век учись»,
«Ученье – свет, а не ученье – тьма», « Грамоте учиться – всегда пригодится», «Что написано пером, того не вырубишь топором», «Сделал дело – гуляй смело», «Поспешишь – людей насмешишь».
Почти все учителя произносят народную мудрость: « Повторенье – мать ученья». И эта пословица оказалась на первом месте.
Мы увидели, что родители, учителя, знают пословицы наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи. У ребят, к сожалению, данное анкетирование вызвало небольшое затруднение, так как не все могли дать точное определение: что такое пословица и поговорка. Над этим стоит работать, посещать библиотеки, чаще общаться. А в целом, опрос получился очень увлекательным.
Далее нам предстоит составить сборник наиболее употребляемых пословиц и поговорок для младших школьников.
Список используемых источников и литературы.
1. В.И.Даль «Пословицы русского народа» Сборник В.Даля в двух частях, М., «Художественная литература», 1989.
2.Ю.Г.Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки» М., «Просвещение», 1990.
3. А. Смирнов «Дар Владимира Даля» Книга для внеклассного чтения, Дрофа, Москва, 2007
4. В.И. Даль « Толковый словарь живого великорусского языка»
5. Краткий словарь литературоведческих терминов (учебник литературы 5 класс, В. Я.Коровина)