чем понравилось произведение после бала
После бала
Эта и ещё 2 книги за 299 ₽
С этой книгой читают
Отзывы 51
Прочтение данной книги напоминает о том, что важно видеть не только то, чем человек хочет казаться, но и то, кем он является на самом деле. Милейший в весёлой компании человек, может оказаться тираном и деспотом в реальной жизни. Важно то, что молодость не всегда позволяет увидеть истину.
Мне произведение очень понравилось.
Прочтение данной книги напоминает о том, что важно видеть не только то, чем человек хочет казаться, но и то, кем он является на самом деле. Милейший в весёлой компании человек, может оказаться тираном и деспотом в реальной жизни. Важно то, что молодость не всегда позволяет увидеть истину.
Мне произведение очень понравилось.
Рассказ тяжело осмыслить после первого прочтения, Толстой как всегда прячет истинный смысл за простым жизнеописательным повествованием. Читатель должен искать истину между строк, потому что истина она многогранна и каждому открывается по-своему
Рассказ тяжело осмыслить после первого прочтения, Толстой как всегда прячет истинный смысл за простым жизнеописательным повествованием. Читатель должен искать истину между строк, потому что истина она многогранна и каждому открывается по-своему
Такие мы разные. И жизнь у нас у всех тоже разная.
Такие мы разные. И жизнь у нас у всех тоже разная.
Первое чтение этого рассказа на меня произвело настолько сильное впечатление, что впоследствии я не дочитывала его. Не могу читать эту кровавую расправу. Но рассказ построен действительно на контрастах. Вылощенный, с ласковой улыбкой полковник Б, вальсирующий на балу со своей красавицей – дочерью, уже знает, что он будет делать утром, отказываясь остаться на балу. И его же совсем другое лицо в сцене наказания. С другой стороны, участники военных действий разных времен и на разных территориях, работники силовых структур также видели немало кровавых сцен и потом переходили к сценам мирной жизни. Толстой видел и мир, и войну. И это показывает в рассказе.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.
Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника. Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий. В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.
А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата. Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу. Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.
С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание. Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича. Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях. Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью. Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.
Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.
В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия. И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.
Какие пословицы подходят к рассказу «После бала»?
Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Лицом к лицу в лицемерии не уличить.
Солдат — человек подневольный.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Чем понравилось произведение после бала
Я привык думать о Толстом как о создателе крупных, эпохальных произведений. Ведь этот писатель известен всему миру как автор «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения». Однако в конце своей жизни Толстой обратился к созданию рассказов. Произведение «После бала» является одним из самых известных рассказов писателя.
Известно, что о случае, который лег в основу «После бала», писатель узнал еще в юности. Будучи студентом Казанского университета, от своих знакомых Толстой услышал о жестоком наказании, проходившим во время Великого поста. Впечатление от этого ужасного рассказа так запало в душу писателя, что он помнил о нем на протяжении многих лет.
Нельзя сказать, что этот рассказ мне понравился. Он производит очень тягостное впечатление. Его основная часть, описывающая наказание беглого татарина, оставляет ощущение ужаса. Такого же тоскливого ужаса, какой испытывал рассказчик после всего увиденного: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».
Читая первую часть рассказа, описывающую бал, наполняешься легким и светлым чувством. Ты испытываешь чувство умиротворения и счастья, какое в своих произведениях может создать только Толстой. На страницах его лучших произведений, описывающих семейный уют, домашние праздники, всегда присутствует это теплое, чудесное настроение. В «После бала» рассказчик на балу так счастлив, как может быть счастлив влюбленный молодой человек, не знающий никаких бед в жизни. Иван Васильевич наслаждался своей молодостью, красотой, своей любовью.
Толстой психологически тонко описывает состояние рассказчика: «Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство».
Как красиво описание танца Вареньки с ее отцом! Отец, уже грузноватый, но все еще красивый и подтянутый, не может насмотреться на свою красавицу дочь. Их танец говорит о любви отца и дочери, крепкой семье, теплоте душевных отношений. Все это было настолько явственно видно, что гости в конце танца зааплодировали полковнику и Вареньке. Рассказчик чувствовал, что и он любил Петра Владиславича. А как же могло быть иначе: ведь он отец его обожаемой Вареньки!
Описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. Ты радуешься за героя, тебе хорошо и легко на душе. И каким же контрастом звучит вторая часть рассказа, являющаяся главной в произведении! Ощущение страха и ужаса надвигается постепенно. Первым ее знаком становится музыка, «жесткая и нехорошая», а также что-то большое, черное, надвигающееся на рассказчика.
За всем происходящим следил полковник, строго шедший за татарином. Рассказчик узнал в этом полковнике отца Вареньки, который сделал вид, что не знает Ивана Васильевича. Полковник не только наблюдал происходящим, но следил, чтобы солдаты не «мазали», били в полную силу.
И это происходило в первой день Великого Поста! Без сомнения, все эти солдаты, не говоря уж о полковнике, считали себя истинными христианами. Я не говорю о том, что вообще такое издевательство над человеком – не по-христиански. Но делать это в Великий пост, когда все люди вспоминают о мучениях Христа! Или солдаты считают, что татарин – не человек, потому что он иноверец?
Первое чувство, которое испытал рассказчик, был вселенский стыд за всех: за этих людей, за себя. Как такое может происходить в мире, и что нужно сделать, чтобы больше не допустить такого? Эти вопросы остаются в голове после прочтения рассказа. Но, по-моему, это извечные вопросы, которые мучили людей на протяжении многих веков и будут мучить всегда.
Относительно себя рассказчик решил их: он просто устранился. Иван Васильевич решил никогда не служить, чтобы не быть замешанным в такие преступления против своей души. Вернее, это было несознательное решение. Это было веление души Ивана Васильевича, самое верное в его условиях, на мой взгляд.
Я не знаю, понравился ли мне рассказ Л.Н. Толстого «После бала». Могу лишь с уверенностью сказать, что он не оставил меня равнодушным. И еще: я хочу, чтобы его прочитали мои будущие дети.
Критика о рассказе “после бала” толстого: отзывы, анализ
«После бала», анализ рассказа Льва Толстого
Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» – это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.
Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.
А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций.
Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке. Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное.
«Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»
И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.
Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами». Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.
Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события.
Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила.
Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.
Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа – описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя.
Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную.
Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь – дело вполне заурядное.
Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь – мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.
Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию, его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.
По писателю: Толстой Лев Николаевич
Рецензия на книгу Л. Толстого «После бала»
Рецензия Екатерины Петроченко на книгу Л. Толстого «После бала» в рамках конкурса «Моя любимая книга» литературного портала «Букля». Другие работы Екатерины.
Совсем недавно перечитала этот рассказ и хочу поделиться своими впечатлениями.
Очень интересная форма повествования. Рассказ в рассказе не только переносит нас в ту эпоху, но и на несколько лет дальше. Повествователь рассказывает нам о том, как случайность может перевернуть нашу жизнь. О том, что случаются переломные моменты, после которых жизнь разделяется на «до» и «после». Наверно, у каждого такое случалось однажды.
Двусторонний рассказ, все друг другу противопоставлено и произведение построено на антитезе. Одна сторона медали прекрасная и легкая, красивая и блестящая. Все начинается как в сказке.
Прекрасный, пышный бал и возлюбленная рассказчика танцует со своим отцом-полковником, который ради нее готов носить домодельные сапоги. То есть в пользу ее благосостояния экономит на себе.
Все это настолько мило и красиво, что невольно вызывает улыбку и у главного героя, и у читателя. Укрепляет его «любовь к Вареньке».
Здесь мы можем увидеть, чем отличается большая и крепкая любовь от влюбленности, способной рассыпаться от одного дуновения ветерка. И тут открывается другая, оборотная сторона медали. Ужасная и бросающая в дрожь. И даже не Варенька в этом виновата. Ее отец! Да да. Именно он произвел на главного героя такое сильное впечатление, что оно перенеслось и на дочь полковника.
А вдруг и она такая же многослойная? Хотя если вдуматься, то эта кровавая расправа является всего лишь исполнением службы. Но влюбленный понял, что он не увидел за ярким блеском красоты и прелести внутреннюю неэстетичность. Опять же народная мудрость – нельзя судить книгу по обложке! Смотреть надо чуть глубже поверхности и тогда, возможно, приоткроется завеса тайны души.
Рассказ основан на реальных событиях, почти все точь-в-точь. Более того, этот случай произошел со старшим братом Толстого. И улица, по которой гоняли беглого татарина, теперь носит название в честь Льва Толстого.
И еще один вопрос в отношении любви: что она из себя представляет и что это такое? Влечение к прекрасному или созерцание красоты? Герою думал, что это ЛЮБОВЬ. Оказалось, что нет. Эта проблема существует и сейчас. Даже еще острее чувствуется.
Небольшой, но очень поучительный рассказ. Это наглядный пример реальной жизни. Очень хорошо переданы образы героев и их характеров, что безусловно помогает приблизиться к замыслу писателя и применить полученные знания на практике.
Рецензия написана в рамках конкурса “Моя любимая книга”.
Автор рецензии: Екатерина Петроченко.
Отзыв о рассказе Л.Н.Толстого «После бала»
Главный герой рассказа «После бала» — мужчина, которого автор называет Иван Васильевич. Будучи вовлеченным в разговор об условиях совершенствования личности, Иван Васильевич рассказал участникам разговора об одной истории, что случилась с ним в студенческие годы. Эта история круто изменила жизнь героя рассказа.
Иван Васильевич в то время был влюблен в девушку по имени Варенька, дочь полковника.
Его чувства достигли кульминации на одном из балов, когда Иван Васильевич самозабвенно танцевал весь вечер с предметом своих воздыханий.
В тот вечер на балу присутствовал и отец Вареньки, который показался герою рассказа очень милым и душевным человеком. Полковник покинул бал рано, сославшись на служебные дела, которые ждали его утром.
А Иван Васильевич приехал домой, когда уже светало, и не в силах уснуть от переполнявших его чувств, вышел прогуляться. На поле, недалеко от дома Вареньки, он увидел солдатский строй, через который двигалось какие-то люди. Как пояснил ему проходивший мимо кузнец, наказывали сбежавшего солдата.
Подойдя ближе, Иван Васильевич увидел, как через строй тащат человека, привязанного к двум винтовкам. На его спину опускались палки, что были в руках у солдат, стоявших в строю. А рядом с наказуемым шел отец Вареньки. Сейчас это был совсем другой человек, нисколько не похожий на милого и добродушного старика, которого Иван Васильевич совсем недавно видел на балу.
Когда один из солдат не попал палкой по спине провинившегося, полковник гневно закричал на этого солдата.
С тех пор любовь Ивана Васильевича медленно стала остывать. Он понимал, что в армии строгие порядки и жесткая дисциплина, но он все равно никак не мог осознать, для чего было нужно столь жестокое наказание.
Герой рассказа, до того момента собиравшийся поступить на военную службу, передумал это делать после неприятной сцены. Увиденное на площади публичное наказание провинившегося солдата полностью изменило жизнь Ивана Васильевича.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «После бала» состоит в том, что существовавшие в XIX веке сословные различия значимо влияли на поведение человека в разных ситуациях.
Отец Вареньки, будучи на балу, среди равных себе людей, был очаровательным человеком и заботливым отцом, который ни за что не откажется станцевать мазурку с любимой дочерью.
Но, оказавшись в среде солдат, да еще и собранных для исполнения наказания, полковник превращается совсем в другого человека – жесткого и властного.
Рассказ «После бала» учит внимательно относиться к людям, с которыми приходится общаться, чтобы понять, насколько тот или иной человек прямолинеен и порядочен, или же ему свойственно быть двуличным в разных жизненных ситуациях.
В рассказе «После бала» мне понравился главный герой, Иван Васильевич. Он не остался равнодушным к сцене жесткого наказания солдата, человека из простого сословия.
И хотя он не делал каких-либо попыток прекратить избиение, понимая, что не в его власти отменить наказание, протест в душе главного героя был настолько силен, что отвратил его от военной службы и погасил огонь пылкой любви к дочери полковника.
Какие пословицы подходят к рассказу «После бала»?
Как ни мудри, а совесть не перемудришь.
Лицом к лицу в лицемерии не уличить.
Солдат — человек подневольный.
Анализ рассказа “После бала” Толстого | Инфошкола
20 Март 2018 админ Главная страница в чем разница» rel=dofollow»>страница » Анализ стихов и прозы Просмотров: 619
Рассказ «После бала» написан Л.Н.Толстым в 1903 году, впервые опубликован в 1911 году.
В его основе лежат реальные жизненные события, отражено время 40-х годов XIX века. Братья Толстые — Сергей Николаевич и Лев Николаевич — с 1841 года жили и учились в Казани и были знакомы с воинским начальником Андреем Петровичем Корейшем и его дочерью Варенькой.
Сергей Николаевич был влюблён в Вареньку, но чувство молодого человека угасло после того, как он, весело танцевавший с нею вечером на балу, утром увидел, что её отец распоряжался наказанием шпицрутенами бежавшего из казармы солдата.
Провинившегося человека прогоняли сквозь строй солдат, бьющих его шпицрутенами, длинными, гибкими папками из лозняка, — такое наказание применялось в царской армии,
особенно при Николаем Ш, за что он был прозван Николаем Палкиным.
Осуждая жестокое отношение к солдатам армейских начальников, Толстой в статье «Николай Палкии» (1886) писал: «Что было в душе тех полковых командиров: я знал одного такого, который накануне с красавицей дочерью танцевал мазурку на бале и уезжал раньше, чтобы назавтра рано утром распорядиться прогонянием насмерть сквозь строй бежавшего солдата-татарина, засекал этого солдата до смерти и возвращался обедать в семью…»
Сам Толстой экзекуции не наблюдал, описал её по рассказам очевидцев. Реальная жизненная основа рассказа подтверждается замечаниями самого автора: «То, что я хочу рассказать, было в сороковых годах.
Был я в то время студентом в университете… » Сохранилось имя прообраза героини — Варенька, упоминается портрет рассказчика (такой портрет брата писателя Сергея Николаевича Толстого хранится в музее Л.Н.
Вопросы для беседы
— Кто ведёт повествование?
..повествование ведётся автором и рассказчиком — Иваном Васильевичем.
— Какая проблема поднимается в рассказе?
В рассказе поднимается важная проблема: кто виноват в торжестве зла и насилия — законы
общества или сам человек? С постановки этой проблемы и начинается рассказ.
— Как автор и другие персонажи характеризуют Ивана Васильевича?
Рассказчика истории, Ивана Васильевича, автор и другие персонажи (имена их не названы) характеризуют как искреннего, правдивого, внешне красивого человека.
— На какие эпизоды делится рассказ?
Рассказ строится как последовательное повествование, завязка действия начинается с первых же строк. Но в то же время рассказ состоит из двух контрастных эпизодов: бал у губернского предводителя и наказание сбежавшего солдата.
Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, явления, предмета другому. Использование контраста даёт писателю возможность резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, пейзажа, портрета, интерьера, вещи.
— Как переданы веселье и блеск бала, какие тона преобладают в его описании?
В описании бала преобладают светлые, радостные краски: белая, розовая, серебристая, золотая. Звучит прекрасная бальная музыка, вызывающая радостное настроение, которое передают оценочные эпитеты: «радостная, ласковая улыбка», «прекрасная зала», «чудесный бал», «сияющее лицо», «сияющее, зарумянившееся с ямочками лицо и ласковые глаза».
— Что говорит Иван Васильевич о полковнике как об отце Вареньки и как о воинском начальнике? Какое чувство испытывает к Вареньке, её отцу и ко всем людям во время бала?
Полковник — красивый статный человек, у него гордая военная выправка (его трудно назвать стариком). Свежее румяное лицо, «та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах».
Полковник любит свою дочь, трогательно заботится о ней. Влюблённый в Вареньку молодой человек не без основания решает, что отец носит немодные старинные опойковые сапоги, чтобы вывозить девушку в свет.
Вместе с тем «старинные сапоги», «зачесанные височки» полковника и его характеристика: «он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки» — это художественные детали, подводящие ко второй части рассказа.
Чувство любви Ивана Васильевича к Вареньке распространяется на её отца и на всех людей.
— Как Иван Васильевич воспринимает утреннюю пасмурную природу?
Описание пасмурной утренней природы и сцен городской жизни контрастирует с блеском, яркими красками бала. Преобладает бытовая лексика: «дрова», «сани», «ломовые извозчики», «рогожки». Уже перед сценой расправы с несчастным солдатом исчезает восприятие жизни как праздника.
— Какие краски преобладают в описании жестокой экзекуции?
В описании расправы с солдатом господствуют серые, чёрные и красные цвета. Слышна совсем другая, «жёсткая, нехорошая музыка», Иван Васильевич называет мелодию «неприятной», «визгливой». Он слышит всхлипывания солдата: «Братцы, помилосердствуйте».
— Каким человеком предстал теперь полковник, какое чувство он вызывает у Ивана Васильевича?
Молодой человек стал свидетелем жестокого наказания сбежавшего солдата.
Полковник, отец Вареньки, исполняет свой служебный долг, не испытывая в душе ни сомнений, ни сострадания к другому человеку, ни стыда. Его не трогают всхлипывания солдата.
Более того, он бьёт «по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
— Подать сюда свежих шпицрутенов! — крикнул он».
Ивану Васильевичу жалко солдата, вина которого и наказание за неё несоизмеримы. Ему стыдно за человека, с таким пристрастием исполняющего закон, и за сам жестокий закон. Он не может понять, «почему дурное дело … признавалось всеми необходимым».
Для Ивана Васильевича приемлемы только такие законы, которые основаны на высоких нравственных началах любви и уважения к людям. И теперь в душе молодого человека вновь соединяются чувства к отцу и дочери, и любовь к Вареньке проходит.
— Какой нравственный выбор сделал для себя Иван Васильевич?
Молодой человек отказывается от военной и государственной службы вообще. О последующей жизни Ивана Васильевича автор ничего не сообщает, но, как отмечает один из персонажей, она — пример нравственности для других; иными словами, герой выбирает путь добра.
— Какова позиция автора рассказа?
Кто виноват в торжестве зла и жестокости — общественная среда или сам человек с его личными безнравственными качествами важная проблема, поставленная в рассказе.
Решая её, автор замечает: «Никто, собственно, и не говорил, что нельзя самому понять, что хорошо, что дурно», то есть в жизни существует добро и зло, но нравственный человек выбирает в жизни путь добра.
Анализ рассказа «После бала» Льва Толстого
Прежде, чем перейти непосредственно к анализу рассказа “После бала”, коротко рассмотрим историю его создания. В этой статье вы также найдете композиционные особенности произведения и его сюжет. Рассказ “После бала” был опубликован после смерти Льва Толстого в 1911 году, хотя написал он его в 1903.
Такая тенденция возвращенной прозы была характерна для того литературного периода. Рассказ основан на реальных событиях. Живя с братьями в Казани, Толстой узнал от брата Сергея подробности его личной жизни. Брат влюбился в дочь военного начальника, но увидя жестокость ее отца, забыл о женитьбе и больше не появлялся в их доме.
Эта история произвела огромное неизгладимое впечатление, и позже стала основой сюжета рассказа “После бала”.
Толстой долго раздумывал о названии рассказа. Но назвал его именно так, и это немаловажно в анализе “После бала”, потому что Толстому важно было показать, как поведет себя человек после определенных обстоятельств, как будет вести себя в новой окружающей среде.
Жанр рассказа и его тема
Произведение “После бала” Толстого – рассказ, потому что повествуется об одном событии и одном главном герое. Прослеживается одна сюжетная линия.
Именно рассказы писал Толстой в расцвете своей литературной деятельности. Но в данном рассказе описаны две эпохи: эпоха прошлого, т.е. 40-е годы XIX века, и конец XIX века.
Такой прием автор использовал для того чтобы показать, что ничего в общественном устое не поменялось.
Проводя анализ “После бала” Толстого, важно учесть тему произведения. Главная тема рассказа – нравственность. То, как один случай кардинально меняет мировоззрение человека. Подтемой является жизнь солдата. Описана служба длинною в двадцать пять лет, беспрекословность, тяжесть условий.
Другие детали анализа
Идея в рассказе раскрывается через систему образов. Это – Иван Васильевич и полковник. Они являются камнем преткновения. С помощью этих образов Толстой показывает, что не случай решает судьбу, а последствия общественной жизни и социума. Видна вся строгость того времени. В основе рассказа лежит антитеза.
Всё произведение построено на контрасте. Начиная от красоты начищенного пола и до страшного наказания; утонченности Вареньки и угрюмости Татарина; звуки флейты и барабана. Образ отца, который изначально вызвал умиление, а потом превратился в злобного старика.
Такой приём ярко показал как изменилась жизнь и ее восприятие у Ивана Васильевича.
Давайте посмотрим, кто является главными героями рассказа “После бала”:
Сюжет и композиция
Некий краткий анализ рассказа “После бала” мы провели. В чем заключается суть сюжета и композиция произведения? Перед нами открывается картина бала, на котором ухоженный полковник с любовью и нежностью танцует со своей дочерью. Именно в этот вечер Иван Васильевич знакомится с Варенькой.
Они танцуют вместе, от них невозможно оторвать взгляд. На утро главный герой отправляется домой к возлюбленной. Проходя через город, он замечает, что солдаты ведут татарина к месту наказания. Большим удивлением становится для него то, что руководит этим действом отец Вареньки.
Он открывается для него с другой, тайной стороны. Холодный, злой и бесчувственный полковник раздает указания как бить провинившегося. Увидев жениха дочери, он сделал вид будто они незнакомы. После увиденного, юноша меняет свое отношение не только к этой семье, но и к обществу в целом.
Время действия рассказа – одни сутки.
Надеемся, что проведенный анализ рассказа “После бала” Толстого и рассмотренные особенности произведения окажутся для вас полезными. Прочитайте также краткое содержание “После бала”.
Как написать отзыв о рассказе «После бала» для читательского дневника?
В отзывах обычно пишут что понравилось, что нет.
Ваше отношение к поступкам главных героев, какие чувства вызывает у вас этот рассказ.
Вот это «костяк» отзыва.
Рассказ мне очень понравился, перечитывал его несколько раз.
Шёл бал и в это же время на площади избивали солдата, мне запомнился этот момент.
Отец Вареньки не однозначная личность, он наказывал солдат, но это была его работа, но всё равно даже понимая его поступок, отношение к нему у меня отрицательное.
Он любил свою дочь, это единственное что его хоть как-то оправдывает.
Рассказ советую к прочтению, впечатления от прочитанного не однозначные, но рассказ интересный.
Рассказ «После бала» автором которого является Толстой, оставляет после прочтения двоякое впечатление.
В начале рассказа мы видим красивий бал, где в е танцуют и веселятся. На балу царит атмосфера радости и счастья, главный герой испытывает чувство любви к прекрасной девушке Варе. Он знакомится с её отцом, офицером, который так же распологает его к себе.
Но бал заканчивается, заканчивается эйфория от чувства любви, счастья и радости больше нет.
Виною тому сцена жестокого избиения солдата, которой руководит и принимает участие, тот самый положительный, любящий отец Вареньки. В герое погибают все чувства, он перестает испытывать радость и счастье.
Теперь он глубоко несчастливый, удрученный человек.
Рассказ стоит прочитать, чтобы понять, что не всегда всё на самом деле так, как нам кажется и первое впечатление может быть обманчивым.
Отзыв к рассказу «После бала»:
несколько дней назад я прочитала рассказ «После бала», после того, как я прочитала рассказ, то о многом задумалась.
Люди часто выдают себя не за тех, кто они есть на самом деле. Отец Вареньки на балу был сама любезность и почтительность, а вот после бала открылось его истинное лицо, он унижает и тиранит своих солдат.
Этот неблаговидный поступок сильно повлиял на чувства главного героя к Вареньке. И если раньше наш герой был влюблен в Вареньку и витал в облаках, то после увиденного он понял, что чувства его пропали.
Так один эпизод может поменять нашу жизнь, рассказ учит нас правильно оценивать людей, чтобы потом горько в них не разочароваться.
История, рассказанная Толстым, с первых строк увлекла меня.
Сперва я с волнением следила за тем, как молодой и влюбленный Иван Васильевич буквально купался в своих чувствах к Вареньке: все в ней казалось ему совершенством.
Кульминацией этой любви стал бал, на котором рассказчик вдруг понял, что он не просто бесконечно и по уши (как бы мы сказали сегодня) влюблен, но что чувства его не остались незамеченными.
И вдруг один случайный эпизод полностью меняет его жизнь. Увидев отца Вари в новом, непостижимом для себя качестве, Иван Васильевич понимает, что никогда более и не при каких обстоятельствах не сможет переступить порог его дома.
Его чувства в этот момент, наверное, самое ужасное, что может произойти с человеком.
Для меня это место — ключ к пониманию всей истории: жизнь человека всего за одну ночь изменилась навсегда. Пережить внезапное крушение своих надежд — что может быть страшнее.
Отзывы читателей о книге «После бала» отзывы и рецензии читателей на книгу автора — Лев Толстой — MyBook
Перед нами медаль. С одной стороны блестящая и красивая, а с другой стороны – суровая и даже жестокая. Такой медалью оказался отец Вареньки, в которую был влюблен главный герой.
То, насколько разные эти медали, так поразило рассказчика, что он перенес это ощущение и на прекрасную Вареньку: ведь и она могла бы оказаться такой же двусторонней.
Напутственный рассказ о том, что смотреть нужно вглубь.
L’esprit cherche et c’est le coeur qui trouve.
Разум ищет, и только сердце находит.
George Sand
– – – – – – – – – – ☼ – – – – – – – – – –
░“Влюблялся я много раз, но это была самая моя сильная любовь.” Все так говорили. Все так уверены. Все так думали. Заметили прошедшее время? Действительно.
Великий человек с большой буквы, публицист и мыслитель смог нам показать в своем рассказе то, как мелочи могут изменить наше отношение к вещам. Главный герой был сломлен красотой дамы и одурманен ею. Он говорит “Когда я приехал домой, разделся и подумал о сне, я увидал, что это совершенно невозможно.
У меня в руке было перышко от ее веера и целая ее перчатка, которую она дала мне, уезжая”. Да. Любовь в воздухе. Всем знакомо то, что переживал в тот момент молодой человек.
Небольшой рассказ заставляет о многом задуматься. Чем отличается любовь от влюбленности? Отвечают ли дети за ошибки родителей? Где кончается граница служебного долга военных и начинается личная жестокость?
Ах, что может быть прекраснее красивой девушки?И что может быть ужаснее отца той самой красивой девушки, который имеет две стороны.С одной стороны он добр, миловиден, общителен – вообщем, человек с большой душой и широкой улыбкой.
С другой – человек, спокойно смотрящий на избиение другого, а так же тот, кто способен ударить ни за что.
И какому же человеку стоит верить?И можно ли быть уверенным в том, что его дочь – не такая же лгунья?
В темноте может светить лишь душа. Тут становится видно поднаготную.Влюбленный становится свидетелем бесчеловечной расправы отца Вареньки над солдатом. Любовь рушится. Он понимает, что праздник и будни сильно отличаются. И он не сможет вписываться в эту картину. За физической красотой предстает моральное уродство.
Не спешите! Присмотритесь, какие тайны хранят души людей.
Вся книга построенна на контрасте
Книга очень интересная!Но я много не понимал и приходишь перечитывать.
книга очень интересная и поучительная)))
Лев Толстой «После бала»
Жизнь Ивана Васильевича могла бы сложиться совсем по-другому, если б не случай. Какой случай? А вот о нём-то и сам рассказ.
1950 г.
1959 г.
1972 г.
1976 г.
1977 г.
1978 г.
1983 г.
1983 г.
1984 г.
1984 г.
1984 г.
1985 г.
1986 г.
1987 г.
1998 г.
1998 г.
2003 г.
2005 г.
2009 г.
2010 г.
2010 г.
2016 г.
2018 г.
2018 г.
2008 г.
2007 г.
2007 г.
2008 г.
2008 г.
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
2012 г.
2015 г.
Издания на иностранных языках:
1989 г.
Доступность в электронном виде:
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
UnrealQW, 15 сентября 2013 г.
8/10 Лев Толстой «После бала» — философский по сути рассказ о тонкости и грубости человеческой натуры. Рассказ идет от лица уже немолодого человека, который рассказывает своим приятелям историю своей неудачной любви.
Очень емко рассказ затрагивает несколько уровней бытия, и повествует, по-моему, в первую очередь о том как внутренние качества человека влияют на его судьбу, а также об отношении человека к торжеству случая и жестокости в этом мира.
Написано с литературной точки зрения блестяще: передача эмоций, характеров и персонажей целиком — все выглядит живым и дышащим. Читать интересно и приятно.
Резюме: хороший рассказ о взаимных отношениях человека, общества и судьбы
Sawwin, 10 октября 2015 г.
Не хотел писать отзыв на этот рассказ, выставил убогую троечку, и будет с него. Всё-таки, жалко, рассказ попал в школьную программу, а такого издевательства не выдержит и великое произведение. Так чего дополнительно плевать в творение Льва Толстого…
Но сегодня на «Радио России» была встреча с неким учителем литературы, который сформулировал одну из главных моих претензий к рассказу «После бала». При этом он сказал, что подобный вопрос частенько задают ученики, так что это не мой личный таракан, а вполне объективное явление.
Вопрос таков: Ну хорошо, отец любимой девушки оказался жестоким палачом, но девушка тут причём? Если любишь, постарайся увести её из этой ужасной семьи. Но гордо отвернуться и уйти, разлюбить во мгновение ока — не по-человечески это. Объяснение учитель дал следующее: Юный Иван Васильевич был в ту пору в состоянии имманентной влюблённости.
Он обнимал своей любовью весь мир, по немодные сапоги потенциального тестя включительно. И когда он увидел, как гоняют татарина за побег, всё его мировоззрение рухнуло. Человек немедленно разучился любить и мог только скорбеть. В первую минуту объяснение кажется логичным, а Лев Толстой представляется тонким психологом.
Но если так, молодой человек должен разлюбить мать и отца, весь белый свет и стать глубоким мизантропом, во всяком случае, надолго, пока не наступит выздоровление. Но ведь этого нет, Иван Васильевич остался прежним, он всего лишь «разлюбил и проклял» былую пассию.
Дело в том, что Лев Толстой ни разу не психолог, и не стоит выискивать в его писаниях глубокого смысла. Несчастный Иван Васильевич рупор авторских идей, и не более того. А потом мерзавцы от образования всунули рассказ в школьную программу, отучающую детей от чтения, и заставляют искать глубокую философию на мелких местах.
С литературной точки зрения рассказ, как и всё у Льва Толстого написан отвратительно, но стоит ли говорить об этом лишний раз? Кто сумел выработать у себя литературный вкус, тот и сам всё видит, а кто намертво искалечен отечественным школьным литературоведением, тот всё равно не поймёт, сколько доводов и примеров ни приводи.
И ещё один балл накину за фразу «Братцы, помилосердствуйте!» Отличная фраза, придумать такое невозможно, наверняка Лев Толстой подслушал её, когда будучи офицером, любовался экзекуциями, широко в те поры распространёнными. Итого, тройка.
Хотел бы написать: «Не читайте», — но поздно, каждого из нас уже принудили прочесть это в нежном, легко ранимом возрасте.
Gaelic, 26 февраля 2016 г.
В последнее время всё чаще и чаще замечаю, что мода ругать русскую классику и как её преподают в школе не заканчивается, а лишь набирает новые обороты. И Достоевский плох, Булгаков чем-то не угодил, а Лев Николаевич записан в ряды графоманов.
Но если всё-таки на некоторое время абстрагироваться от школьных воспоминаний о вдалбливании классических мнений критиков о классике и прочих неприятных моментов, которые наверняка были у каждого второго школьника.
Забыть это и посмотреть правде в глаза.
Конечно, просто сказать «Это же классика!», значит, ничего не сказать. Слова «Это же классика!» вовсе не аргумент. Но не согласиться, что эта литература на века будет весьма сложно. Она была актуальна и в те года, актуальна и сейчас. Да, нет атмосферы ушедших лет. Зато люди всё те же и проблемы идентичные.
Возможно, «После бала» нельзя назвать шедевром творчества Толстого, но все вышесказанные слова можно смело к нему отнести. Для меня это небольшое произведение как дыхание прошлого, полное боли, разочарования и крови.
Оно наполнено реальной жизнью, созданной ярким контрастом бала (в особенности, танец Вареньки и её отца) и той жестокой сценой, что наблюдал главный герой после торжества. Главное, «После бала» полно ошибок.
И для каждого читателя они свои.
Подписаться на отзывы о произведении
Анализ рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
В рассказе «После бала» описывается любовь в молодости одного простого человека. Его звали Иван Васильевич. Но я считаю, что это только тема рассказа. Основой «После бала» является рассказ Ивана Васильевича. Он ведётся от первого лица.
Иван Васильевич рассказывает о своих чувствах, переживаниях, Передаёт свои мысли, говорит о происходившем так, как видит он сам, возможно не всегда правильно оценивая поступки и поведение людей. Но, наверное, Л.Н. Толстой хотел, чтобы читатели знали только точку зрения Ивана Васильевича.
Он считал, что этого будет достаточно, чтобы понять суть текста, доказать её основную мысль жизненной ситуацией (может, и выдуманной, но правдоподобной). Многие писатели создают произведения от первого лица. Например, А. С. Пушкин «Капитанская дочка», А Экзюпери «Маленький принц», М. Горький «Детство», Л.Н.
Толстой «Детство. Отрочество. Юность.», И.С. Тургенев «Ася». Я считаю, авторы используют этот приём для того, чтобы читатели точно почувствовали состояние, переживания героев. Значит, именно эти чувства важны в тексте. Может, сожаление о них заставили написать автора об этом.
Быть может, они хотели, чтобы читатели не совершали таких ошибок, которые были совершены самими авторами или их героями.
Об Иване Васильевиче мы узнаём по его рассказу и небольшому диалогу. Здесь автор пишет «рассказывал он очень искренно и правдиво». Это наводит меня на мысль, что Иван Васильевич мог просто сочинять эти истории, тогда, может быть, и этот рассказ был им сочинён.
Иван Васильевич был околдован красотой Вареньки. Ему нравились её улыбка (рта и глаз), её величественность (здесь он использует метафоры, эпитеты, сравнивая её с царицей: «царственный вид»). Он считает её идеальной. Но он описывает только её внешность, ничего не говоря о её внутренних качествах.
Быть может, она не была так очаровательна в душе. Но об этом читатели не знают. Они сами додумывают её (Вареньку) или собирают информацию о ней по определённым, не всем заметным описаниям. Быть может, Варенька была не так прелестна, а Иван Васильевич идеализирует её, как поступают многие влюблённые. Но всё это не беспокоило его.
Он был доволен своей любовью. Он был счастлив!
Иван Васильевич обнимает весь мир своей любовью: и хозяйку в фероньерке, и её мужа, и гостей, и лакеев, и инженера Анисимова, который недолюбливал его. Из-за своей любви он видит замечательным всё окружение Вареньки: «зала прекрасные, музыканты знаменитые, буфет великолепный, разливанное море шампанского».
Описание бала сопровождается музыкой. Лёгкой, праздничной мазуркой. И у читателя возникает чувство радости, праздника. Он тоже слышит мазурку и, как герои рассказа, начинает покачиваться в такт музыки, воображаемой, услышанной им во время чтения. Но утром, когда Иван Васильевич направляется к дому возлюбленной, автор готовит читателей к изменениям.
«В душе у меня всё время пело, но это была какая-то другая, жёсткая, нехорошая музыка». Здесь меняется и цвет «в конце поля я увидал что-то большое, чёрное». У читателя возникает чувство страха, опасение. Дальше будет что-то нехорошее… И здесь описывается жестокое наказание татарина. Возможно, он был провинившимся солдатом, может быть, предателем или врагом.
Но не так важно. А главное здесь поведение полковника Б. Его голос был гневный, сам он беспощаден, жесток, зол. Ивану Васильевичу, случайно увидевшему это представление, было стыдно. Он сам не понимал почему. Мне кажется то, что чувствовал Иван Васильевич, называется не чувством стыда, а разочарованием. В чём? В ком? В полковнике Б. и, значит, в его дочери тоже.
Но почему? Возможно, Варенька сама ничего не знала об этом. Быть может, и Иван Васильевич ещё не знал, что всё, что он увидел, даст толчок к спаду любви. Это произошло на подсознательном уровне. Потому что любовь к Вареньке побудила чувство любви ко всем, кто её окружает.
Он считал, что Варенька, как идеал, не может совершать ошибок, иметь отрицательные качества, а значит и её отец не мог быть таким, каким увидел его Иван Васильевич утром. Ошибки отца – ошибки дочери. Хотя Иван Васильевич не сразу понял, что с ним происходит. Во время последующих встреч с Варенькой ему становилось неприятно и неловко, он вспоминал полковника на площади.
И вскоре его любовь сошла на нет. А почему это произошло? Я считаю потому, что Иван Васильевич был влюблён не в саму Вареньку, а в свои представления о ней.
“После бала”: анализ рассказа, особенности композиции
Давайте проанализируем рассказ и рассмотрим особенности его композиции. В произведении можно выделить две части. Первая – «На балу», вторая — «После бала» или можно назвать её конкретнее — «На плацу».
Сцена бала – завязка действия, его развитие и кульминация. Иван Васильевич, молодой, «весёлый и бойкий малый», да ещё «красавец» и «богатый», влюблён в прекрасную девушку Вареньку. Чувства Ивана Васильевича развивались по восходящей. Герой видел девушку ангелоподобной. Белый цвет её платья как бы подчёркивает светлый образ Вареньки и светлые чувства Ивана Васильевича.
Ивану Васильевичу казалось, что любовь поднимает его на какую-то небывалую высоту. Герой на вершине счастья и кажется, что дальше его чувство развиваться не может. Но нет, это ещё не предел. Танец Вареньки с отцом поднимает в его душе неведомую ранее волну умиления и счастья. Этот танец — кульминация чувств героя и кульминация сюжета.
Танец отца с дочерью описывается автором подробно, причём больше внимания Толстой уделяет отцу. В его внешнем облике, так же, как и в облике Вареньки, преобладает белый цвет.
Свою любовь Иван Васильевич незаметно и с легкостью перенёс на отца Вареньки. Отец и дочь для него – единое целое. Чуть позже осознание их неразрывности вызовет чувства, противоположные умилению.
Достигнув своей кульминации, любовь Ивана Васильевича и после бала остаётся такой же. «Счастье моё всё росло и росло», – скажет он, распространяя свою любовь на весь мир.
На самой высокой ноте чувств героя заканчивается первая часть действия.
«Я увидел… что-то большое, черное»
Вторая часть рассказа во многом противоположна первой. На балу доминировал белый цвет, а на плацу – чёрный.
На балу звучала мазурка, которая поддерживала ощущение счастья, а на плацу «били барабаны и свистели флейты». Эти звуки разбудили тревогу. Контрастны и фигуры, на которых сосредоточено внимание героя.
На балу – прелестная Варенька, а на плацу — солдат, избиваемый шпицрутенами. Он мог лишь всхлипывать: «Братцы, помилосердуйте».
«На балу» и «На плацу» – разные сцены, и контраст между ними вполне естественен, если бы не одно «но»… В них участвует один и тот же человек. Экзекуцией на плацу руководил отец Вареньки, полковник Б.
Ослепленный любовью, Иван Васильевич видел его раньше идеальным, поэтому потрясение от происходящего на плацу было сильнейшим. «На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…
» И ещё было очень «стыдно».
Сцена на плацу — развязка действия. Иван Васильевич на короткий отрезок времени (с вечера до утра) прошёл путь от ослепления до прозрения. Прозрев, он понял, что в мире людей есть видимость и сущность, и далеко не всегда они бывают в гармонии. В случае с полковником всё было именно так. На балу он «розовый и белый». Оказалось, что это видимость, а на плацу проявилась его сущность.
«Если бы я знал…»
Ещё Иван Васильевич понял в то утро, что существует какая-то другая правда, которой он не знает. Эта правда позволяет забивать до смерти провинившегося солдата.
Невозможность понять ту, другую правду, а значит и принять её, перевернула всю жизнь Ивана Васильевича. Он, беспечный молодой человек, вдруг открыл в себе неведомые ранее чувства: «Мне было до такой степени стыдно… как будто я был уличён в самом постыдном поступке…» Ему было стыдно за действия другого.
Мечтавший о военной службе, Иван Васильевич отказывается от неё. Отчего? Наверное, опять-таки от невозможности понять, что оно такое — эта служба.
Да и «любовь с этого дня пошла на убыль». Но при чём тут Варенька? Ни при чём. Но если она в минуту счастья была для Ивана Васильевича единым целым со своим отцом, то и в минуту своего ужаса и стыда он не мог их разъединить в своём сознании. Зло, исходящее от полковника, вопреки его желанию, поразило любовь его любимой дочери. Это и есть единственное для него наказание.
Повествование, которое ведёт Иван Васильевич, показывает события в обратной хронологии, что позволяет увидеть его разрушительные последствия в его судьбе.
Основные особенности рассказа «После бала»:
Источник: Пивнюк Н.А., Гребницкая Н.М. Литература: Учебник для 8 класса. – К.: Грамота, 2008
Нужен отзыв на рассказ Толстого “после бала”
Нужен отзыв на рассказ Толстого “после бала”
Этот рассказ поменял мой взгляд на произведения на его искусство.
Я бы дала совет всем прочитать этот рассказ, чтобы люди перед тем как совершить какой-нибудь поступок, подумает: не повлияю ли я этим на жизнь другого человека
Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым. Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво.
Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на ба^у. Наказываемый стонал, просил помилосердствовать, но его все били к били. Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого.
Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника. Он думал, что, очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю.
Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять его правд/. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее. Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, никчемным человеком.
А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.
Хоть автор и выставляет генирала жестоким, я его таким не считаю, ведь он же прежде всего был на работе, автор же видел какой он может быть. Ведь он так любит Вареньку, делает вс чтобы она была счастлива.