чем помыть пол в подъезде
Чем помыть пол в подъезде
Безопасность и эффективность
моющих средств
Ежедневно проходя по подъезду, мы вдыхаем пары моющих средств, поэтому вопрос, чем именно моются наши лестничные клетки и пролеты, вовсе не является праздным. Еще одна причина, по которой стоит узнать о средствах для уборки подъездов, это то, что некоторые составы весьма эффективно уничтожают микробов и бактерий, а вот какие-то не слишком хорошо справляются с такой задачей.
В настоящее время рынок предлагает довольно большое количество различных моющих средств, и из столь богатого ассортимента выбрать безопасный и эффективный состав вполне возможно. Но делает ли это ваша управляющая компания или ТСН – а именно эти организации решают, какое моющие средство выдавать сотруднику для уборки подъездов – конечно, является вопросом. Многие конторы экономят деньги, вовсе не задумываясь о том, как это отразится на здоровье и самочувствии жильцов, и приобретают дешевые, неэффективные и даже небезопасные составы. И если вы сомневаетесь в благонадежности вашей управляющей компании или ТСН, стоит самостоятельно проверить, чем именно обрабатывается подъезд вашего дома.
Как понять, что средство может быть небезопасным?
Если без серьезных на то оснований выяснять информацию у УК вы не хотите, но о своем здоровье заботитесь, обратите внимание на косвенные признаки, которые могут подсказать вам, что средство может быть небезопасным. Итак, насторожить вас должен едкий и неприятный запах, остающийся в подъезде после уборки. Если в подъезде тяжело дышать после визита уборщицы, или же вы явственно ощущаете аромат хлорки, стоит задуматься о том, насколько состав для наведения чистоты безопасен.
Еще одним настораживающим фактором может стать появление на стенах разводов, плесени или грибка. Зачастую, это может быть не только признаком некачественной уборки, но еще и фактом, говорящим о низкой эффективности моющих средств.
Если вы заметили, что после уборки в подъезде вы страдаете от легкого першения в горле, головной боли или ощущения головокружения, возможно, дело вовсе не в состоянии вашего здоровья, а в том, что управляющая компания или ТСЖ используют небезопасные средства для мытья площадок и пролетов.
Конечно, все перечисленные факторы являются косвенными, но, если вас что-то насторожило, на всякий случай рекомендуем все же обратиться в ТСН или управляющую компанию и выяснить, какие составы используются ими.
Каким должно быть качественное средство
Качественный состав должен хорошо убирать неприятные запахи, иначе они просто не смогут справиться с поставленной задачей. Не менее важно и то, что они должны бороться с грибком или плесенью, которые часто появляться на стенах подъездов из бетона и кирпича. Эффективное устранение грязи и отсутствие разводов после влажной уборки тоже являются необходимыми для моющего средства качествами.
Обратив внимание на качество уборки лестничных пролетов и площадок, вы сможете защитить и свое здоровье, и здоровье своих близких людей.
Правила уборки подъезда
Приятно заходить в чистый подъезд, где убран мусор, хорошо пахнет. Но так бывает не всегда. Есть парадные, которые находятся в плачевном состоянии. Грязь, пыль, неприятные запахи — заходить туда нет желания. За чистотой в квартире каждый следит самостоятельно, но кто должен заниматься уборкой подъездов, на кого возлагается эта обязанность? Зачастую жильцы дома не знают ответ на этот вопрос.
Санитарная уборка
Как только человек переступает порог квартиры, начинается общедомовая территория. И ответственность за уборку подъездов жилых домов ложится на сторонние организации. И порой у жильцов и управляющей компании возникает много споров в решении данного вопроса. Чаще всего за несколькими объектами закрепляется уборщица, которая работает по определенным дням, согласно правилам уборки подъездов многоквартирных домов. Если ответственная компания не прослеживает ситуацию с данным процессом, то явное нарушение закона.
Правила уборки многоквартирного дома указаны в специальной документации по ГОСТу Р 51617-2014. В случае нарушений, несет ответственность исполнитель. За уборку платят собственники жилья, стоимость прописана в квитанции. Расчет оплаты происходит на общедомовом собрании и утверждается жильцами. Клинингу должны подвергаться не только лестничные пролеты, но и ручки, перила, ящики для почты. Проводится обязательно сухой и влажный клининг с соблюдением всех санитарных норм.
Регламент уборки подъездов жилых домов прописан в нормативных документах, где указано, когда, в какое время и каким образом производится мероприятие. Каждая уборщица должна четко знать регламент и соблюдать все правила уборки подъездов жилых домов. Основные постановления и нормативы:
Обработка проводится для сохранения чистоты дома, придания свежести. Подъезд — общедоступное пространство и часто посещаемое. Это хорошая среда для размножения опасных бактерий.
Основные моменты клининга:
В законодательстве четко прописаны санитарные нормы. Также они зафиксированы в приказе №191 от 22.08.2000 г. В случае несоблюдения этих норм, жильцы дома вправе подать заявление. И ответственные лица будут нести наказание в виде штрафов и снятия с занимаемой должности.
Кто должен убирать подъезды?
Раньше обязанность по уходу за домом полностью ложилась на плечи жильцов. Составлялись графики уборки, собственники по очереди следили за порядком. После принятия правительством России постановления №290, появилась возможность улучшить обстановку.
По ст.36 ЖК, ответственная организация обязана осуществлять клининг подъездов с соблюдением санитарных норм, делать капитальный ремонт, согласно установлено порядка. Ответственные лица выбираются на всеобщем собрании жильцов путем голосования. Определяются основные компании, которые могут взять на себя ответственность по клинингу ТСЖ, ЖСК или иные организации. Подписывается договор, где прописывается весь перечень предоставляемых услуг, периодичность уборки подъездов в многоквартирном доме и размер оплаты (ст. 162 ЖК РФ). Расходы на клининг вносятся в оплату и указываются, как сумма на капремонт и клининг.
Основа клининга
Периодичность уборки лестничных клеток, а также всего дома в целом четко регламентирована. И проводится согласно установленного порядка:
Уборка подъездов и лестничных клеток может меняться. Это зависит от многих показателей. Однако основные нормы уборки сохраняются. Все обязанности прописываются в договорном документе. Периодичность клининга в виде графика вывешивается в общедоступном месте.
Сухая
Для поддержания санитарии и избавления от сора, ежедневно проводится сухая уборка. Чаще всего в клининг такого плана входит подметание лестничных пролетов, уборка мусора. Если предусмотрены лифты, клининг в них проводится ежедневно.
Влажная
Уборка лестничных площадок производится согласно установленного графика. И сопровождается подметанием влажным веником для поверхностной очистки от грязи. Протирание пыли с подоконников, клининг оконных проемов, щитков и других поверхностей проводится ежегодно, во время генеральной уборки. Аналогично в это же время моются стены, окна, батареи. Уборка подъездов соответствует регламенту, но в каждом конкретном случае жильцы сами устанавливают и обговаривают удобный временной период уборки.
Поддержание санитарии
Уборка подъездов обязательно осуществляется с соблюдением санитарных норм. В общедоступных помещениях распространение инфекций происходит гораздо быстрее. Основную угрозу несут прикосновения к перилам, кнопкам в лифте, ручкам. Поэтому все поверхности должны обрабатывать специальными моющими средствами. Уборка в лифте проводится ежедневно, исключение только в праздничные и выходные дни. При проведении уборочных мероприятий, необходимо проветривать подъезд путем открытия окон.
Периоды проведения работ
Периодичность уборки лестничных клеток в многоквартирном доме регламентирована методическим пособием МДК 2-04.2004, разработанного на основе Гражданского кодекса. Проводится согласно заданному порядку:
Генеральная уборка осуществляется ежемесячно или ежегодно. При этом моются и протираются полностью все поверхности в подъезде.
Если мусоропровод расположен в самом доме, то также есть график, по которому проводится уборка:
Состав уборки подъезда многоквартирного дома, помимо мытья лестниц, включает и многое другое. На что необходимо обращать внимание, чтобы оценить чистоту:
Часто в жилых домах можно столкнуться с различного рода творчеством на стенах, надписями и рисунками, которые портят внешний вид. Уборка такого плана проводится 1 раз в год, когда протираются и моются стены. В случае, если удалить рисунок невозможно, просто помыв поверхность, то необходимо будет ждать капитального ремонта, который, согласно постановлению №170, проводится каждые 3 года.
Уборка лифтов
Нормативы по уборке лестничных клеток жилых домов четко прописаны. Данные территории убираются согласно определенного графика. Но как происходит этот процесс, когда имеется лифт, ведь это тоже общедоступное место и нагрузка на него идет гораздо больше, особенно в высотных домах? Клининг лифта проводится ежедневно, протирается пол и кнопки кабины. Раз в пару месяцев проводится генеральный процесс, который включает протирание стен, световых приборов и дверей.
Лестничный клининг
Уборка лестничных клеток в жилых домах проводится ежедневно, на начальных этажах. Клининг полностью всех этажей проводится с еженедельной периодичностью. Данные пункты разработаны и утверждены, согласно государственным стандартам.
Послеремонтный клининг
После проведения ремонтных работ, утилизировать мусор должна организация исполнителя. Если это было прописано на договорной основе. В ином случае, нанимается клининговая компания, оплачиваемая ответственным лицом. В случае самостоятельного наведения беспорядка или выполнения грязных ремонтных работ, обязанность клининга полностью возлагается на них.
Нюансы
Часто у жильцов возникают спорные моменты. Кого-то не устраивает качество оказанных услуг, цена. Это приводит к проблемам и разбирательствам. Одна из дилемм, которая часто поднимается на собрании, это откуда берется цена, и обоснованность стоимости выставленного перечня клининговых услуг.
Согласно отчетам управляющих компаний, в эту стоимость закладывается:
Таким образом формируется сумма, которая распределяется на всех проживающих.
Что должна делать уборщица в многоквартирном доме? Этот вопрос тоже часто присутствует в спорах жильцов с ответственной компанией. И порой приводит к неприятным последствиям, если пояснений так и не последовало.
Независимо от ситуации, если подавляющее большинство собственников недовольны качеством клининга, то можно подать коллективную жалобу с подписью присутствующих на собрании. В документе необходимо прописать суть обращения, на чем основаны доводы, чем конкретно вызвано недовольство. Клининговая компания обязана собрать комиссию и постараться урегулировать данный вопрос.
Если ответственная компания никак не отреагировала на запрос жильцов, следующим шагом идет обращение в Роспотребнадзор. В некоторых случая приходится идти на радикальные меры и обращаться в городскую или районную инспекцию. Обычно на этом моменте все споры решаются, а конфликт закрывается. В ином случае остается только обращение в прокуратуру.
Подавая заявление, необходимо заполнить стандартный шаблон. В произвольном виде заявления не рассматриваются. А именно:
Рассмотрение заявления занимает месяц, в течение которого с заявителем должны связаться и проконсультировать по дальнейшим действиям.
Очень часто можно столкнуться с произволом, когда без обоснований увеличивается тариф на уборку подъездов, возникают дополнительные непонятные взносы. Это прямое нарушение законодательства, и оставлять такое без внимания нельзя. Необходимо сразу обратиться в прокуратуру или жилищную инспекцию для того, чтобы была проведена проверка. Так как оплата и все процессы прописываются в договоре, то нарушившая сторона должна понести наказание.
Основные нюансы, с которыми сталкиваются обе стороны:
Проверить, качественно ли проведена уборка в жилом доме, может любой жилец. Для этого не нужно обладать какими-то специальными знаниями. Достаточно обратить внимание на некоторые моменты:
Сегодня все проживающие убираются на основании нормативных актов, где указаны четкие правила поддержания чистоты. Оценить качество клининговых услуг могут только жильцы дома. Для этой цели выбирается старший по подъезду, который будет следить за этими моментами. Но зачастую чистота в домах напрямую зависит и от самих жильцов, как они относятся к порядку, поддерживают ли его. Часто в подъезде можно наблюдать окурки, фантики, собачьи экскременты, которые не убираются и оставляются до момента, пока не придет уборщица. Если кто-то в подъездном помещении наводит беспорядок, на него также можно подать жалобу, предоставив доказательства нарушения правил уборки подъездов. В данном случае к человеку будут применены соответствующие санкции.
Штрафы за несоблюдение правил могут быть наложены как на собственника дома, так и на исполняющие органы. В ситуациях, когда нарушается УК, и проверка подтвердила этот факт, то выписывается штраф в размере до 50.000 тысяч рублей. При этом производится перерасчет всех коммунальных платежей. Исполнителя обязуют вернуть сумму за период, пока действовали нарушения. Если во время уборки был нанесено повреждение имущества одного из жильцов, то возмещается в судебном порядке ущерб.
Ответственность жильцов также никто не отменял. Жильцы могут пожаловаться на соседа в соответствующий орган. Изначально, и при отсутствии иных нарушений, будет разъяснено в устной форме. Если это не помогает, то налагается штраф до 3000 рублей, в зависимости от степени загрязнения.
Приятно заходить в красивые и ухоженные дворы и парадные. Многие жильцы самостоятельно занимаются уборкой подъездов, облагораживают дома цветами, необычными атрибутами. Слаженная работа принесет положительные результаты в любом доме и создаст уют, комфорт. Ведь невозможно за каждой лестничной площадкой закрепить уборщицу. Это будет стоить очень дорого жильцам. Ведь оплата этих услуг лежит на их плечах.
Повелительница пылесоса. Как наш корреспондент убирала подъезды
Чем меньше дом, тем больше порядка
Не просто дворник
Заводской район мы выбрали неслучайно: он стал первым в городе, где подъезды начали приводить в порядок по новой системе. С 1 марта рабочих по комплексной уборке разделили: если раньше дворник отвечал и за состояние придомовой территории, и за чистоту лестничной клетки, то теперь у каждого своя специализация – одни убирают подъезды, другие улицу, посвящает в суть новшества заместитель директора по благоустройству ЖЭУ № 5 Ольга Недвецкая:
– Это очень удобно. Давайте смоделируем ситуацию: зима, весь день идет снег, дворник, не разгибая спины, расчищает тротуар и мостовую. На подъезд, где жильцы уже успели наследить мокрой обувью, не остается ни времени, ни сил. Благодаря новшеству такие ситуации исключены.
Сейчас в Минске первые этажи жилых домов подметают каждый день. Генеральная уборка (с подметанием, мытьем полов и вытиранием пыли) проходит раз в месяц. Если жильцы поддерживают порядок: доносят мусорные пакеты для контейнера и не бросают под ноги рекламные листовки, этого вполне достаточно, уверена моя сегодняшняя начальница – рабочий по комплексной уборке и содержанию дворов ЖЭУ № 5 Татьяна Зазнова.
Татьяна трудится в ЖЭУ почти 15 лет: она не просто один из лучших работников, но еще и начальник бригады. В ее подчинении – семеро коллег, причем один из них – ее муж Александр:
– Супругу спуску не даю: если мне что-то не понравилось, могу попросить переделать, перемыть. Но он не обижается: мы давно договорились, что на работе бригадир я, а дома – он.
Спам – в коробку
Нам предстоит вымыть подъезд в панельной пятиэтажке по улице Ташкентской. Хотя, на мой непрофессиональный взгляд, он не выглядит грязным: на лестнице нет ни песка, ни мусора. На окнах – кованые решетки, стены выкрашены приятной краской цвета свежей зелени. Чем меньше дом, тем больше в нем порядка, делится наблюдением Татьяна:
– Объясняется это просто: в пятиэтажках нет лифта, и жильцы вынуждены идти домой через весь подъезд. Поэтому им не все равно, что они увидят по дороге. А в высотках человек зашел в кабину, доехал с первого этажа на свой девятый – а что происходит посередине, его не волнует.
Впрочем, после того как в 2016 году вступило в силу постановление Министерства ЖКХ № 5, где прописано, что ремонт подъездов отныне проводится за счет средств населения, жильцы стали аккуратнее, замечает бригадир:
– Помню, как-то пришла убираться в девятиэтажку, где совсем недавно сделали ремонт.
Захожу и вижу: на стене, прямо поверх свежей побелки, красуется граффити. Вскоре рисунок исчез. Оказывается, разозленные жильцы, которые оплатили ремонт из своего кармана, вычислили художника, и его маме пришлось провести не один час наедине с ведром и тряпкой.
Расписанные баллончиком стены – проблема нечастая. Гораздо больше Татьяну расстраивают брошенные на пол рекламные листовки («в некоторых подъездах лично поставила картонные коробки для бумажного спама»), а еще – забитый мусоропровод:
– До сих пор не понимаю, чем руководствуются люди, которые выбрасывают в мусоропровод коробку от бананов или отслужившую свое новогоднюю елку.
Лайфхаки от бригадира
Прежде чем открыть домофонным ключом двери подъезда, Татьяна вручает мне инвентарь: пару перчаток, пятилитровую канистру с моющим средством, ведро, тряпки и крепкую деревянную швабру. Новомодные пластиковые щетки в ЖЭУ не прижились – уж больно хлипкие, поясняет Татьяна:
– Такая и одного подъезда не выдержит.
За 15 лет работы в ЖЭУ у Татьяны Зазновой появились свои профессиональные лайфхаки
Фронт работ у нас немаленький: нужно подмести и вымыть пол, вытереть подоконники, перила и почтовые ящики. В какой последовательности это делать, каждый рабочий по комплексной уборке решает сам.
– В пятиэтажках я обычно подметаю снизу вверх, – комментирует процесс Татьяна, ловко орудуя веником. – А мою уже наоборот, сверху вниз, параллельно устраняя мелкие недостатки: где-то паутинку сниму, где-то сотру со стены след от ботинка.
За 15 лет работы у бригадира появились и свои профессиональные лайфхаки:
– Например, сухому подметанию предпочитаю влажное – брызгаю на веник из бутылки с водой. Так он лучше собирает пыль и сор, особенно около мусоропровода.
Корреспонденту «ЗН» доверили самую приятную часть работы – вытереть пыль с почтовых ящиков
И хотя подъезд небольшой, а мы работаем в четыре руки, дело идет не так быстро, как я предполагала. Как-то Татьяна ради любопытства засекла, сколько времени уходит на сухую уборку в девятиэтажке:
– В среднем – 40 минут. А ведь это просто подметание, без вытирания пыли и мытья полов.
Ближе к концу уборки подключаем «тяжелую артиллерию» в виде профессионального пылесоса – такие есть у каждой из трех бригад. И это тоже новшество Заводского района, обращает внимание Ольга Недвецкая:
– Есть разные насадки. Щелевой удобно снимать с углов паутину, собирать грязь между оконными решетками, насадкой-щеткой хорошо убирать строительную пыль, которая остается в подъезде после замены старых кабелей на оптоволоконные. Чтобы случайно не прервать чей-то сон, по утрам не пылесосим – переносим эту процедуру на вторую половину дня.
Если эксперимент с использованием пылесосов и разделением полномочий среди рабочих по комплексной уборке будет удачным, примеру Заводского района последуют и другие районы Минска. А может, и страны.
Уборка подъездов управляющей организацией: правила, нормы, законодательные акты, куда жаловаться
Чистота – залог здоровья. Об этом знает каждый адекватный человек. За порядок в стенах собственной квартиры каждый отвечает сам – тот, кто хочет жить комфортно, убирается едва ли не ежедневно. Уборка подъездов – дело другое. По статье 36 Жилищного кодекса эта территория является общедомовой, а значит, ответственность (в том числе, и по содержанию в надлежащем порядке) за нее несет управляющая компания (УК) ЖКХ, обсуживающая многоквартирник.
Следовательно, жильцы МКД не должны и не обязаны производить уборку в своем подъезде. Но что делать, если на практике выходит иначе – УК ЖКХ не спешит обслуживать подъезда, а порядок в нем по очереди наводят жильцы? Придется разбираться, писать жалобы, всячески отстаивать свои законные права. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Законодательство об уборке
Закона о том, что у каждой парадной должна быть своя уборщица подъездов нет. Одна и та же уборщица подъездов может обслуживать 3, 5 или даже 10 участков одновременно. А вот если такого специалиста нет совсем, тогда наблюдается прямое нарушение законодательных норм.
Тот факт, что уборка лестничных клеток должна производится силами сотрудников УК или подрядной организации, с которой заключено соглашение, отражен в нормативно-правовых положениях. А именно:
В этих документах четко прописано: кто, где и как должен убираться, если речь идет о поддержании чистоты в подъездах. На деле уборщица подъездов должна руководствоваться именно этими требованиями при осуществлении своих профессиональных обязанностей.
Если жильцы в жилых домах уверены, что уборщица подъездов не справляется с поставленными перед ней задачами, грубо нарушает законы по содержанию подъездов или вообще не появляется на своем рабочем месте, они вправе пожаловаться на нее непосредственному руководителю – начальнику конкретной УК ЖКХ. В отношении нерадивого сотрудника примут меры. Если уборщица подъездов будет и дальше так же халатно относиться к своей профессии – ее попросту уволят.
График уборки
Естественно, уборщица в подъезде не может намывать полы круглосуточно по несколько раз в день. Есть строго определенные стандарты, которые она обязана соблюдать. В частности, график уборки таков:
Получается, что уборка в подъезде проходит по нормативам, даже если полы в парадной не моют каждый день. В данном случае уборщик подъездов не нарушает закон, а действует строго по инструкции.
Перед тем, как бить тревогу и начинать разбирательство, разумнее всего ознакомиться с графиком уборки. Если вышеприведенные правила соблюдены, то нормативы по уборке выполняются, значит, нарушений нет. Но важно ведь не только, как часто в многоквартирном доме наводят лоск, но и качество уборки подъезда.
Качество уборки
Понятие чистоты у каждого свое. Образец по уборке подъездов не может быть единым, хотя бы потому, что все парадные находятся в различном состоянии: новые многоквартирники «хвастают» свежим ремонтом, старые «сталинки» устали от «пыли времен».
Как убедиться, что процедура прошла на должном уровне? После того, как уборщица закончит свои дела, обратите внимание на состояние лестничных площадок и полов:
Рисунки на стенах
Доморощенные художники, которые в качестве мольберта выбирают стены, есть во многих домах. Как прописано в законе, периодичность уборки подъездов и лестничных клеток, которая включает мытье стен, составляет один раз в 15 дней. Не сложно высчитать, сколько раз в месяц должны оттирать стенки – всего два.
Но иногда специалист коммунальных служб просто не в силах справиться с подобными надписями. Часто они не удаляются стандартными средствами бытовой химии, которые имеет при себе сотрудник для уборки лестничных клеток. Жильцам остается лишь ждать планового ремонта и самим гонять вредителей.
Куда и как писать жалобу
Если граждане точно знают, как часто должны наводить лоск в их подъезде по закону, но на практике эти требования не выполняются, САНПИН не соблюден, жильцы многоквартирника вправе написать жалобу. Поступать следует следующим образом:
В жалобе (можно составить в произвольной форме) важно указать, что жильцам дома не нравится, как у них убирает сотрудник УК. Описать, что входит в понятие «не нравится».
Все граждане должны понимать – в коммунальную плату уже включены расходы и тариф на наведение лоска. Это уже оплаченная жильцами многоквартирника работа профессионалов. И, как любая работа, эта должна быть выполнена если не идеально, то хотя бы хорошо.
Также можно составить своеобразный договор с УК. В нем прописывают, как должна производиться уборка лестничных пролетов с участием жильцов. В таком случае Управляющая фирма может снизить или вообще убрать плату за уборку лестничных пролетов. Но этот факт прописывают на бумаге, иначе он считается ничтожным.
Но когда мытье грязных подъездов превращается в повинность жителей ЖНМ, то это – прямое нарушение закона. Уборка жилых многоквартирных домов силами владельцев квартир в них – не есть норма. Важно понимать, что уборка грязных подъездов многоквартирных домов лежит на плечах УК, за несоблюдение такой обязанности компанию можно наказать.
В заключение
Сегодня в стране существуют строгие нормативы уборки подъездов дома. Они описаны в законодательных актах: «Правила и нормы техэксплуатации жилфонда» №170; Постановление Парламента России №290; ГОСТ государства 51617-2000.
Там четко прописано, кто должен убираться в грязном подъезде, как часто и в какой форме это происходит. Отдельно следует коснуться мусоропровода в многоквартирном доме – уборка в нем обязательна. Проводится она каждый день.
Как хорошо убран многоэтажный дом, могут оценить его жильцы. Они вправе выбрать собственного подъездного инспектора для санитарно-гигиенического контроля лестниц и других площадей парадной.
Но не надо сваливать всю ответственность за подъезд на уборщиц. Если жители не поддерживают порядок, устраивают бардак в мусороприемных камерах, специально портят внешний вид подъезда, то ждать чуда не стоит.