чем помог нильс белке сирле
Литературная игра по книге Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». 3-й класс
Класс: 3
Презентация к уроку
Цели:
Оборудование: Презентация в программе PowerPoint; приложение “Птичий кроссворд”.
Ход урока
1. Организационный этап. Приветствие, проверка готовности, организация внимания.
2. Библиотекарь:
20 ноября 1858 года в самом сердце Швеции – Вермланде – в родовой усадьбе своих родителей Морбакке родилась девочка Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф, которую в будущем вся Швеция стала называть “наша Сельма”.
В 1904 году были написаны первые страницы книги. 24 ноября 1906 года вышел в свет первый том книги, а через год, в конце 1907 года – второй.
С самого начала Лагерлёф твердо решила “оживить” географическую карту родной страны и при этом создать веселую и развлекательную книжку.
В 1909 году Сельма Лагерлёф получила Нобелевскую премию по литературе; в 1914 г. была избрана членом Шведской академии.
Умерла Лагерлёф в своем имении Морбакка в Вермланде 16 марта 1940г.
3. Библиотекарь: В начале Нильс лишь старается быть добрым к животным и птицам, ведь они волею судьбы оказались его единственной опорой и защитой. Полюбив птиц и животных, став их защитником и спасителем, Нильс полюбил и людей.
В конце книги Нильс возвращается домой и – главное чудо – становится человеком в самом высоком смысле этого слова.
В России первый перевод книги был сделан в 1908 году, но оказался неудачным. Пересказ книги, доступный для детей, был осуществлен в 1940 году 3. М.Задунайской и А.И. Любарской.
Он неоднократно, с большими или меньшими сокращениями, переиздавался, именно по нему снят мультфильм, озвученный замечательными советскими актерами.
Интернет-урок по литературному чтению «С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими Гусями»
Писательница Лагерлеф Сельма, рассказавшая миру удивительную историю о мальчике Нильсе и диких гусях, старалась научить детей любить природу, дорожить дружбой и уважать родину. Все знают Нильса. ЧИТАТЬ. А знаешь ли ты Лагерлеф Сельму?…
Родилась Сельма Лагерлеф в 1858 году в Швеции в многодетной семье. Отец девочки – отставной военный, мать – учительница. Когда девочке исполнилось три годика, ее разбил паралич. К счастью, она осталась жива, но стала инвалидом.
В то время, когда остальные дети гуляли на улице, девочка вынуждена была оставаться в постели. Чтобы хоть как-то отгонять грустные мысли, Сельма придумывала истории. Через шесть лет стокгольмские доктора всё таки сумели вылечить девочку.
Сельма стала догонять упущенное. Поступила в Стокгольмский лицей, и уже через год была зачислена в Высшую королевскую учительскую семинарию.
Сельма Лагерлёф в Лицее 1881 год
После успешной учебы Лагерлеф работала учителем в школе для девочек в небольшом городишке на юге Швеции.
Казалось бы всё в жизни теперь будет хорошо, но… Умирает отец Сельмы. Семья, чтобы рассчитаться с огромными догами, продаёт родовое поместье Морбакка, которое принадлежало семейству с XVI века.
Сельма Лагерлеф решила писать художественные произведения, чтобы больше зарабатывать, чтобы во что бы то ни стало сохранить старые семейные легенды.
Несмотря на то, что Лагерлеф было написано множество произведений, мировую известность ей принесла именно сказка «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Интересно, что изначально она задумывалась как учебное пособие для школьников. В такой увлекательной форме дети должны были изучать географию и историю Швеции, ее культуру и традиции.
Однако появление такой книги помогло ребятам не только улучшить знания школьной программы, но и вместе с главным героем научиться сочувствовать несчастным и радоваться хорошим моментам, защищать слабых и помогать бедным.
Сельма Лагерлеф в 1909 году стала первой женщиной, которой была вручена одна из высочайших международных наград по литературе. «За благородный идеализм и богатство фантазии» писательница была удостоена Нобелевской премии.
Нобелевская премия — одна из наиболее престижных международных премий, ежегодно присуждаемая за выдающиеся научные исследования, изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества.
Получив Нобелевскую премию, Лагерлеф смогла выкупить семейное поместье, в котором она жила до конца своих дней, ведь именно благодаря Морбакке у нее появился замысел создания сказки о Нильсе.
А теперь познакомимся с Нильсом… Кто такой Нильс?
В маленькой шведской деревушке Вестменхёг жил когда-то мальчик, по имени Нильс. С виду – мальчик как мальчик. А сладу с ним не было никакого. На уроках он считал ворон и ловил двойки, в лесу разорял птичьи гнезда, гусей во дворе дразнил, кур гонял, в коров бросал камни, а кота дергал за хвост, будто хвост – это веревка от дверного колокольчика. Так прожил он до двенадцати лет. И тут случилось с ним необыкновенное происшествие.
— Герой Сельмы Лагерлёф положительный или отрицательный персонаж?
— Кого увидел Нильс в своей комнате? … Какими мы обычно представляем себе гномов? ….
— А каким увидел Нильс гнома…
На голове – широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных башмачках поблескивают серебряные пряжки.
-За что гном превратил Нильса в маленького человечка?…
-Как будет чувствовать себя Нильс, став маленьким? … Изменится ли его характер? Поступки?
-Как понимаешь его слова «раньше я был человеком, а теперь я кто»?
-С чего началось его приключения?….
Ты помнишь…. Став маленьким, Нильс попал на птичий двор. В это время мимо пролетала стая диких гусей, который сманили полететь с собой домашнего гуся Мартина, а Нильс, решив его не отпускать, вцепился ему за шею, так он отправился в путешествие с дикими гусями.
— Какой первый поступок совершил Нильс?
— Как думаешь, почему Нильс решил спасти Мартина?
— Почему стая гусей вернулась за Нильсом?
— Почему старая гусыня Акка разрешила Нильсу остаться со стаей?
А ты желаешь совершить путешествие вместе с Нильсом по Швеции?….
По следам Нильса Хольгерсона
235 дней длилось путешествие Нильса. Гуси пролетели над страной с юга на север и обратно, их полет отклонялся от маршрута на запад и на восток. Летели они над сушей и над морем. И все, что видели гуси и Нильс описано в книге.
Швеция — это государство в Северной Европе на Скандинавском полуострове… Найди её на карте…
Вся страна Швеция делится на провинции.
Провинция — территория в пределах страны (государства).
Сначала мы посетим провинцию Сконе, где все и начиналось. Найди её на карте…
В Сконе жил Нильс с родителями, где пролетала стая Акки. Возможно примерно так выглядел дом Нильса…
Тот самый вид сверху, когда Нильс подумал, что видит какое-то лоскутное одеяло…
«Она была совсем не похожа на землю. Казалось, что кто-то расстелил под ними огромный клетчатый платок. Каких только клеток тут не было! Одни клетки — чёрные, другие желтовато-серые, третьи светло-зеленые.
Чёрные клетки — это только что вспаханная земля, зелёные клетки — осенние всходы, перезимовавшие под снегом, а желтовато-серые квадратики — это прошлогоднее жниво, по которому еще не прошел плуг крестьянина.
Жниво — стебли злаков.
А вот коричневые клетки с жёлтой каймой — это лес: он еще не успел одеться зеленью, а молодые буки на опушке желтеют старыми сухими листьями».
А потом они остались ночевать на озере, где их караулил лир Смирре… Через пять дней стая остановилась у болота на три дня, где Нильс спас бельчонка Тирле и познакомился с белкой Сирле.
А дальше — Глиммингенский замок.
«Нигде не видно ни входов, ни выходов. Толщу каменных стен прорезают лишь узкие, как щели, окошки, которые едва пропускают дневной свет в мрачные, холодные залы».
У замка они познакомились с аистом Эрменрих, самым старым жильцом Глиммингенского замка. Именно этот замок со своими жителями спас Нильс от крыс с помощью дудочки. Ты помнишь эту историю?….
«Не успела стая успокоиться после ночных событий, как уже пора было собираться на Кулаберг»
Куллаберг — природный заповедник в Швеции.
«Один раз в году, ранней весной, сюда сходятся все четвероногие и пернатые на великие игрища птиц и зверей».
«По древнему обычаю, звери и птицы на все время праздника заключают друг с другом перемирие. Зайчонок в этот день может спокойно прогуливаться под боком у воронов, и ни один из крылатых разбойников не посмеет на него даже каркнуть. А дикие гуси могут без опаски прохаживаться под самым носом у лисиц, и ни одна даже не посмотрит на них. И все-таки звери держатся стаями — так уж повелось из века в век».
Тут же устроен суд над лисом Смирре.
«Приговор гласил: «Тот, кто попрал вечный закон мира в день великого сборища зверей и птиц, навсегда изгоняется из своей стаи. Лис Смирре нарушил этот закон — и лапа его не должна больше ступать по нашей земле».
А для того чтобы все знали, какое преступление совершил Смирре, самая старая из лисиц откусила ему кончик уха.
Униженный, посрамленный, с откушенным ухом, лис Смирре бросился бежать, а вслед ему несся яростный лай всей лисьей стаи…»
После концерт продолжился…
«Все на Кулаберге, словно завороженные, следили за журавлями»
Они полетели к берегам Роннебю, где стая из четырнадцати гусей осталась на ночёвку, и где опять Нильс спас гусей, на этот раз от куницы, а затем от выдры, которых послал лис Смирре.
«Выследив остров, на котором однажды заночевали гуси, Смирре отправился за подмогой к своим старым друзьям — воронам».
На острове Нильса схватил ворон — опять поделки лиса Смирре. Но Нильс обхитрил лиса и подружился с вороном Фумле-Друмле.
«Вы вот связались с лисом Смирре, а он только и ждет, как бы вашим серебром поживиться. Чуть я открою кувшин, он сразу на серебро и бросится — вам ни одной монетки не оставит».
«Бери свою долю и — в путь! Старый Фумле-Друмле никогда своему слову не изменяет. Ты помог мне уберечь от Смирре серебро, а я помогу тебе уберечь от него голову. Только до вашего острова лететь очень далеко. Я спущу тебя за полем, около деревни, не то мои молодцы без меня все серебро растащат, мне ничего не оставят».
Помнишь, что случилось потом….
А вот и город Карлскрона! «Город кораблей! Здесь корабли отдыхают после дальних плаваний, здесь их строят, здесь их чинят».
«Гуси опустились прямо на плечи великана с поднятыми руками. Это была ратуша с двумя высокими башнями».
«Нильс огляделся по сторонам. В этот поздний час на площади не было ни одного человека, если не считать за человека бронзовую статую, стоявшую на высокой каменной тумбе».
Город, в котором Нильс увидел бронзовый памятник Королю Карлу XI…
«Вид у Бронзового был очень важный — длинный камзол, башмаки с пряжками, на голове треуголка. Одну ногу он выставил вперед, точно собирался сойти с пьедестала, а в руке держал толстую палку. Не будь он сделан из бронзы, он, наверное, давно бы пустил эту палку в ход. На лице у него так и было написано, что спуску он никому не даст: нос крючком, брови нахмурены, губы поджаты.»
… и деревянный памятник и Россенбуму…
«Кажется, он не такой уж сердитый. Даже как будто улыбается, — подумал Нильс, подходя к нему ближе. — Да что это! Ведь он же деревянный!»
И верно, человек этот с ног до головы был из дерева. И борода у него была деревянная, и нос деревянный, и глаза деревянные. На голове у деревянного человека была деревянная шляпа, на плечах деревянная куртка, перетянутая деревянным поясом, на ногах деревянные чулки и деревянные башмаки.
«Бывший старший боцман на линейном корабле «Дристигхетен». В сражении при Фербелине дважды ранен. По выходе в отставку служил церковным сторожем. В тысяча шестьсот девяностом году скончался. Впоследствии был вырезан из дерева и поставлен вместо кружки для милостыни».
Затем стая Акки Кебнекайсе летела над прибрежной полосой, там, где земля встречается с морем…
«Море шумело и пенилось, оно кидалось на утесы так, словно хотело растерзать на части всю землю.
Но земля пускалась на хитрость. Она выставляла заслон из множества островов — шхер. Они держались крепко, как солдаты в строю. В первой шеренге стояли самые заслуженные старые бойцы»
Шхеры — это небольшие скалистые острова.
«Город видел, с башнями, с красивыми домами. А народу там сколько! И все ходят в бархате и в шелках — один наряднее другого… А лавки какие там богатые! Таких товаров у нас даже на ярмарке новогодней не увидишь. И все прямо за бесценок идет. Сказать, так не поверишь. Я вот за одну эту монетку всю лавку чуть не купил — со стойкой и даже с купцом».
Акка рассказала о таинственном городе Винетта, которого около тысячи лет назад поглотило море.
Затем была встреча с лохматой бурой медведицей, когда упал Нильс с Мартина от сильного ветра в лес.
Бергслаген — горнорудный район..
Нильс стал игрушкой для медвежат Мурре и Брумме. А когда Нильс выбрался из берлоги он увидел охотников…
«Вот оно что! Они нашли моих медведей! Надо скорее предупредить медведей! Надо им все рассказать!»
Когда Мартин с Нильсом отстали от стаи и спустились в лес, чтобы найти башмачок, они встретили детей. Ооса побежала по тропинке. За Оосой побежал Матс, а за Матсом Мартин с Нильсом. Так добежали они до домика лесничего, где хозяйка схватила Мартина.
На следующей остановке, Мартин с Нильсом встретили Марту, гусыню хозяйки лесничего.
Так они и долетели до Лапландии…
«Чем дальше Нильс летел на север, тем меньше становилось у него спутников. Первыми попрощались с Нильсом вишневые и яблоневые деревца»..
Потом отстали пашни. С ними остановились на месте и села. Ведь в селах живут крестьяне. Куда же им уйти от полей, на которых они взращивают хлеб!
Зеленые луга, где паслись коровы и лошади, нехотя свернули в сторону, уступая дорогу топким мшистым болотам.
А куда подевались леса? Еще недавно Нильс летел над такими густыми чащами, что за верхушками деревьев и земли не было видно.
Но сейчас деревья будто рассорились. Растут вразброд, каждое само по себе. Буков давно и в помине нет»
У Мартина и Марты родилось пятеро длинноногих гусят. Имена были не длинные, не короткие и очень красивые. Вот какие: Юкси, Какси, Кольме, Нелье, Вийси. По-русски это значит: Первый, Второй, Третий, Четвертый, Пятый.
В Лапландии Нильс познакомился с орлом Горго.
Орёл Горго помог Нильсу узнать тайну — как ему обратно стать человеком. Ты тоже знаешь эту тайну? Верно?…
Затем был путь домой…
В городе Упсала…
В городе жили два студента Удачник и Неудачник…
Нильс и здесь помог …
Последняя встреча с гусями у мыса Смюгехук, самой южной точки Швеции…
Памятник Нильсу в Карлскруне …
И вот наконец Нильс увидел родную деревню… Так как же Нильс стал опять человеком?….
Но удивительное в этой книге не только чудесное путешествие Нильса, а чудесное превращение драчуна и забияки, не желавшего учиться, не щадящего ни животных, ни птиц, в доброго человека.
В начале Нильс лишь старается быть добрым к животным и птицам, ведь они волею судьбы оказались его единственной опорой и защитой. Полюбив птиц и животных, став их защитником и спасителем, Нильс полюбил и людей.
В конце книги Нильс возвращается домой и – главное чудо – становится человеком в самом высоком смысле этого слова.
Игра- викторина…
1 раунд «Разминка»
2 раунд «Заморочки из бочки» (из бочонка участник команды достаёт описание персонажа или предмета и угадывает)
4 раунд «Гонка за лидером». Команды соревнуются, кто быстрее выполнит задание…
У каждой команды карточки с именами персонажей, вам нужно подобрать название животного.
5 раунд «Угадай момент» (по описанию события, момента, объясни когда это было или почему)
6 раунд «Продолжи фразу»
Путешествие Нильса
За неделю до дня проведения викторины организаторы объявляют конкурс «Юные художники» для всех, кто будет участвовать в литературной игре. Задание конкурса: нарисовать серию картинок (как в книжках-комиксах), соблюдая примерно такую последовательность тем:
· мальчик с белобрысым чубом (Нильс);
· дом, в котором он живет;
· родители уходят в церковь, а Нильс остается дома;
· Нильс засыпает над книгой;
· на краю сундука сидит гном;
- гном в сачке у Нильса;
· Нильс, получив оплеуху, лежит на полу;
· Нильс снова за столом, но теперь он очень маленький, а все вокруг большие;
· Нильс смотрит на себя в зеркало;
· Нильс летит на спине гуся
Мартина высоко над землей;
· Нильс на вершине горы Кулаберг.
Эти картинки и составят небольшую книжку, для которой нужно изготовить красивую обложку.
Для проведения викторины заранее готовятся кроссворды и ручки для их заполнения, а также комплекты карточек, для конкурса «Имена животных» — и то, и другое по числу
участников. Для подсчета очков, заработанных игроками понадобятся жетоны.
Ребята, скажите, вы любите учиться?
А какие предметы вы любите больше других?
Нравятся ли вам уроки географии?
Знаете, шведские школьники обожают уроки географии, потому что у них есть замечательный сказочный и даже чуть-чуть волшебный учебник — книга Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссо-на с дикими гусями по Швеции».
Автор этой книги, шведская писательница Сельма Оттилия Ловиса Лагерлёф, родилась в 1858 году, в семье отставного военного лейтенанта и учительницы. Жили они в усадьбе Морбакка. Эта усадьба находится в живописной шведской провинции Вермланде, посреди чудесной долины, рядом с прекрасным озером Фрюкен. Природа, окружавшая маленькую Сельму, стала частью ее натуры. Уже будучи взрослым человеком, став писательницей, Сельма Лагерлёф то и дело описывала усадьбу в своих произведениях. А еще она рассказывала в своих книгах о близких, любимых людях: об отце, от которого унаследовала любовь к книгам, легендам, преданиям; о бабушке и тетушке Оттилиане.
Бабушка и тетушка Сельмы были настоящими сказочницами. Они знали множество местных преданий о минувших временах, родовых хроник и постоянно рассказывали Сельме, ее братьям и сестрам сказки о прекрасных дамах и кавалерах, о злом заводчике, знавшемся с нечистой силой, о русалках и домовых.
Когда девочке было три года, ее разбил паралич. С тех пор единственными ее развлечениями стали чтение книг и рассказы домашних. Спустя два года умерла бабушка. Ее смерть
была воспринята девочкой как величайшая трагедия. Ей казалось, что перед ней захлопнули дверь в прекрасный сказочный мир. Сельма еще больше пристрастилась к чтению. Ее любимыми книгами были произведения Ханса Кристиана Андерсена, Вальтера Скотта, Майн Рида. Сельма мечтала стать писательницей, начала писать стихи, баллады, сказочные пьесы.
А когда Сельме исполнилось 9 лет, случилось то, на что уже никто не надеялся: стокгольмским врачам удалось вылечить девочку, она снова могла двигаться как все люди. Правда, к этому времени и так небогатая семья Лагерлёф окончательно разорилась. Только в возрасте 23 лет Сельма смогла поступить в лицей в Стокгольме, чтобы подготовиться к поступлению в учительскую семинарию. По окончании семинарии она стала работать учительницей в небольшом городке на юге Швеции — Ландскурне.
В это время одна из шведских газет объявила
литературный конкурс, и Сельма отослала пять глав своего первого романа «Сага о Йёсте Берлинге». Она получила за них первую премию, после чего оставила преподавание и занялась творчеством.
В шведских школах тогда пользовались таким неудачным, скучным учебником географии, что его в открытую называли «национальным бедствием». Сельме Лагерлёф предложили написать новый занимательный учебник, в который бы вошли описания лесов, гор, рек, озер, фабрик и заводов, растений и животных, а также скандинавские легенды и предания. Шведская писательница создала такую книгу. Эта была сказочная эпопея о приключениях Нильса Хольге-рссона. Она вышла в свет в 1907 году.
Этим учебником пользуются все шведские школы вот уже более 90 лет. Книга переведена на многие языки мира, в том числе на русский. За книгу «Удивительное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» Сельма Лагерлёф была удостоена в 1909 году Нобелевской премии. За свою жизнь она написала множество книг для взрослых. Есть у нее произведения и для детей: сказки «Подменыш», «Легенда о Христе». В «Легенде о Христе» в сказочной форме толкуются библейские сюжеты и предания.
Но сегодня мы с вами будем вспоминать произведение, с которым у русских читателей прежде всего ассоциируется имя шведской писательницы. Это сказочная повесть «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». А помогут нам в этом мальчик Нильс и тот самый Гном, без которого не было бы вовсе никаких приключений.
Итак, едем в Швецию! Мы совершим удивительное путешествие! «Почему удивительное?» — спросите вы. А потому что путешествовать мы будем, передвигаясь не по земле, а по воздуху. Мы полетим над Швецией и увидим все, что находится внизу. Увидим столицу Швеции Стокгольм, леса и реки, озера и горные хребты, увидим самую высокую гору этой страны, Кебнекайте, а потом тундру. Но лететь мы будем не на самолете, не на воздушном шаре и не на вертолете. Нет! Мы полетим на гусях. Ведь Нильс путешествовал на гусях! Сейчас, отвечая на мои вопросы, вы повторите маршрут Нильса. (Задает ребятам вопросы, а за правильные ответы выдает жетоны.)
1. За что гном превратил Нильса в маленького человечка? (Нильс поймал его в сачок и не хотел выпускать.)
2. Как звали предводительницу гусиной стаи, с которой путешествовал Нильс? (Акка Кебнекайсе.)
3. Где ночевал Нильс каждую ночь во время своего путешествия? (Под крылом гуся Мартина.)
3. Какой первый подвиг совершил Нильс? (Спас гуся от лиса.)
4. Чем помог Нильс белке Сирле? (Поднял в дупло бельчонка Ти-ле.)
5. Кто жил в Глиммингенском замке? (Совы, дикая кошка, аисты, летучие мыши и филин.)
6. Из чего было сделано гнездо аиста Эрменриха? (Из старого колеса от телеги, прутьев, дерна, мха, пуха.)
7. С помощью какого предмета Нильс победил крыс? (С помощью волшебной дудочки.)
8. Что бывает один раз в год на горе Кулаберг? (Великие игрища птиц и зверей.)
10. Как был наказан лис Смирре за нарушение мира на горе Кулаберг? (Он был изгнан из своей стаи.)
Продолжим наше путешествие. Вы готовы дальше отвечать на мои вопросы?
1. Какие птицы и звери пели и танцевали на горе Кулаберг? (Вороны, зайцы, глухари, тетерева, олени и журавли.)
2. Какую услугу оказал Нильс медведям? (Предупредил их о появлении охотников.)
3. Зачем вороны похитили Нильса? (Чтобы он помог им открыть кувшин с серебром.)
4. Почему морской царь затопил город Винетту? (Жители города убивали моряков, морских животных и птиц, топили корабли, чтобы никто в мире не знал, где находится богатый город Винетта.)
5. Как звали птенцов Марты и Мартина? (Юкси, Какси, Кольме, Нелье, Вийси.)
6. Кто из гусят из-за своего упрямства остался маленьким на всю жизнь? (Юкси.)
7. Что должен был сделать Нильс, чтобы из гнома превратиться в человека? (Найти существо, которое захочет остаться маленьким на всю жизнь.)
8. Назовите фамилию Нильса. (Холъгерссон.)
9. Сколько лет было Нильсу? (12 лет.)
НИЛЬС: Во время путешествия я слышал порой удивительные разговоры. Не каждому так повезет: понять, о чем разговаривают между собой разные звери. А вы помните, как они говорили? Сейчас проверим.
«С кем говорили гуси?»
(Нильс зачитывает диалоги и реплики зверей, ребята говорят, кому принадлежат прочитанные фразы. Правильно ответившим Нильс выдает жетоны.)
«»Га-га-га!» — кричат сверху гуси.
— Поторапливайтесь! А то и лето пройдет, пока вы доберетесь до края поля». А в ответ гуси слышат: «М-м-медленно, но верно! М-м-медленно, но верно!» Кто им так отвечал? (Волы.)
«Шубу потерял!» — смеются гуси, а в ответ слышат: «Зато бе-е-егать легче, бе-е-е-гать легче!» Чей это ответ? (Барана.)
«»Га-га-га!» — кричат крылатые путешественники.
— Какую красивую цепь на тебя надели!» — уже открыто издеваются дикие гуси. А в ответ слышится сердитое: «Бродяги! Бездомные бродяги! Вот вы кто такие!» Кто так им ответил? (Собака.)
ГНОМ: А теперь я хочу проверить, как вы помните имена из сказки. Только на этот раз мы будем вспоминать имена. животных.
(Гном раздает ребятам комплекты карточек. Каждый получает два комплекта: в одном карточки с именами животных, в другом — сих названиями. Нужно как можно больше сформировать пару, подобрав к карточке с названием животного карточку с его именем.)
(Ребята выполняют задание на скорость: кто первым сдаст Гному верно составленные пары, получает жетон.)
НИЛЬС: Вы хорошо знаете героев книги. А сможете ли вспомнить, о чем идет речь, если мы с Гномом будем просто зачитывать вам отрывки из текста? Сейчас посмотрим.
(Нильс и Гном по очереди читают фрагменты, ребята отвечают на вопросы и получают жетоны.)
- «Неуклюжий, безобразный птенец. Он был покрыт редким пухом, на маленьких крыльях торчком стояли прямые жесткие перья». (Орел.)
· «Очень нескладная птица. Шея и туловище у него немногим больше, чем у обыкновенного гуся, а крылья, почему-то огромные, как у орла, ноги, словно две тонкие жерди, выкрашенные в красный цвет. Клюв длинный-предлинный, а приделан совсем к маленькой голове». (Аист.)
· «. Вбивают в землю несколько жердей, а потом обтягивают оленьими шкурами. И называют такие дома. » (Чумами.)
· «Вот между чумами бродят какие-то животные. На головах у них рога. Целое стадо лапландских домашних. » (Оленей.)
И снова мой черед задавать вопросы. Продолжим наше «путешествие».
(Гном задает вопросы, ребята отвечают и получают жетоны за правильные ответы.)
1. Назовите дату, когда началось путешествие Нильса с дикими гусями.
(Воскресенье, 20 марта.)
2. Кто был вожаком стаи диких гусей?
(Акка из Кебнекайсе.)
3. Почему гуси согласились взять Нильса в путешествие?
(Нильс спас Акку от лиса Смирре.)
4. Как Нильс спас селезня Яр-ро?
(Разрезал путы на его крыльях.)
5. Что случилось с трехлетним мальчиком Пер Уром?
(Он оказался на озере в дырявой лодке. Вершок помог ему выбраться на остров.)
6. Как Нильс помирил старого коня с хозяином Ларсом?
(Привел коня в сарай.)
7. За что были благодарны дикие овцы Нильсу?
(Он заманил трех лис в черную дыру.)
8. Как помог Нильс Осу и Матсу перейти озеро в ледоход?
(Он летел на спине гуся и направлял их.)
9. Как Нильс спас от несчастья двух студентов в Упсале?
(Помог собрать рукопись.)
10.Почему орел Горго не охотился на гусей из стаи Акки?
(Она его воспитала, была ему как мать.)
11. Когда закончилось путешествие Нильса?
12. Чему научился Нильс во время путешествия?
(Понимать природу, чувствовать ее красоту, радоваться ветру, солнцу, морским брызгам, слышать голоса леса, шелест трав, шорох листвы. Узнал историю своей страны. Научился никого не бояться, но остерегаться. Научился дружить.)
(Ведущий, Гном и Нильс подсчитывают заработанные ребятами жетоны, определяют победителей.)
У нас остался еще один конкурс, который называется «Юные художники». Сейчас мы покажем вам выставку, которую составили ваши книжки в картинках.
(Ведущий (1) и (2) показывают выставку, которая до этого момента была скрыта от участников игры. Они называют победителей конкурса «Юный художник», а затем — победителей литературной игры и вручают призы.)