чем помочь ребенку инвалиду
Как помочь ребенку-инвалиду быть счастливым?
Не пытайтесь защитить ребенка от общества
– Как правильно воспитать ребенка с инвалидностью, чтобы у него не было чувства замкнутости, одиночества, и, главное, – неполноценности? Разия
– Ребенок-инвалид неизбежно сравнивает себя со здоровыми детьми. И когда он начинает осознавать, что не может делать что-то из доступного другим детям, у него формируется комплекс неполноценности.
Главная задача близких – компенсировать этот недостаток. Есть примеры из истории, когда люди-инвалиды становились руководителями, известными политическим деятелями, именитыми учеными. Вспомните хотя бы Франклина Рузвельта, который дважды избирался президентом страны, несмотря на инвалидное кресло. Нужно терпеливо объяснять ребенку – да, он не такой, как все. Но мы все разные, и у каждого своя индивидуальность.
Очень важно формировать в нем социальную активность. Не пытаться его скрывать от общества, изолировать, даже если таким образом вы хотите защитить свое чадо. Для того, чтобы ваш ребенок чувствовал себя частью общества, в первую очередь он должен чувствовать исходящую от вас уверенность, веру в него.
Общение со здоровыми детьми – необходимо
– Как вы считаете, ребенка-инвалида следует отдавать в специализированную школу или в обычную? Алина
– Если у вас есть возможность пойти в обычную школу, то непременно нужно ее использовать. В интернатах, где находятся, к примеру, только дети с ДЦП или слабовидящие ребята, их ощущение обособленности только усиливается. Им становится еще сложнее найти контакт со здоровыми сверстниками.
Мой муж, инвалид первой группы по зрению, учился в обычной школе. Дети, хорошо успевающие, сидели рядом и помогали ему – диктовали задания с доски. Такая практика нужна и здоровым детям – она воспитывает в них милосердие, доброту. Очень многое, конечно, зависит от учителей и от того, как они представят необычного ученика одноклассникам. Роль взрослых и установка, которую они дают, очень важна.
Если ваш ребенок ходит в специализированную школу, то будет прекрасно, если он сможет посещать кружок или спортивную секцию вместе с обычными детьми.
Ищите для ребенка учителя, а не школу
– Как правильно справляться с ситуацией, если ребенка обижают в школе?
– Есть такой старый, школьный анекдот. Я его очень люблю.
Идет Пушкин. На встречу ему человек. И прохожий ему говорит:
– Пушкин, – отвечает поэт.
Тот, кто обзывает другого – сам является таким. В психологии есть такое понятие – «перенос». Оскорбительные качества, которые человек приписывает другому, есть в нем самом. Нужно объяснить это ребенку, поверьте, он вас поймет. Ну и, конечно, очень многое зависит от педагога – если ситуация запущена и исправить ее не удается, вам нужно сменить место обучения. Ищите учителя, который поможет вашему ребенку, а не школу.
Если от вас ушел папа…
– Когда муж узнал, что сыну поставили диагноз «ДЦП», он ушел из семьи. Сейчас у него новая семья и здоровая дочь. Я никого не виню, своего малыша я очень люблю, и всегда буду бороться за его жизнь и здоровье! Но как мне объяснить ему, почему ушел папа, когда он подрастет? Ведь, скорее всего, он будет винить в этом себя. А.
– Материнская любовь является безусловной. Женщина носит ребенка под сердцем и любит его по умолчанию, она чувствует, как малыш растет в ней, и ее сердце готово к этому чувству. Любовь отца – условная, он любит ребенка за что-то и привыкает к нему.
Вы ни в коем случае не должны создавать у ребенка образ «плохого отца», не обвинять его ни в чем. Дайте понять сыну, что его по-прежнему очень сильно любят оба родителя, но жизнь сложилась так, что отца другая семья. Не становитесь помехой для общения отца с сыном, это важно, в первую очередь, для вашего ребенка.
Боюсь, что сын не будет любить отца-инвалида…
– Я сам инвалид. После аварии оказался прикован к креслу. Моя супруга осталась со мной, она моя поддержка и опора. Нашему сыну сейчас 3 года. И самый большой страх, который есть у меня, – что он будет стесняться своего отца. Как мне избежать этого? Анонимно
– Страх – это естественное чувство. Если бы не он, то человек не мог бы предчувствовать опасность. Но есть ли она в вашем случае? Я думаю, нет.
Единственный способ преодолеть это чувство – это как можно больше общаться с ребенком. Вам надо играть с сыном, проводить с ним больше времени. Важно и самому поддерживать форму – ведь паралимпийские виды спорта сейчас очень развиты. Мы видим, что инвалиды достигают успехов и показывают чудеса силы духа и стремления к победе.
Важно, чтобы ваша супруга поддерживала у ребенка уважение к отцу. Даже если мама сама знает, как поступить, она должна направлять ребенка к отцу: «А что думает папа? Спроси совета у него.» Для любой семьи это важно, а в вашем случае – вдвойне. Ребенок учится на примере, а на авторитет отца огромное влияние имеют его отношения с матерью. Вашей жене и вам может быть порой непросто, но ни в коем случае нельзя показывать усталость и недовольство при ребенке.
Порядок предоставления государственной помощи детям-инвалидам
Дети-инвалиды отличаются от обычных детей присутствием ограниченных возможностей. Например, первые испытывают трудности в восприятии окружающего мира, нередко им сложно самостоятельно передвигаться и в целом вести полноценную жизнь без посторонней помощи. Все эти особенности на практике означают большую нуждаемость детей с ограничениями в заботе, социальной защите и не только. Далее рассмотрим государственные гарантии и льготы, предусмотренные для данной категории.
Законодательное регулирование вопроса
Прежде всего, особое значение на уровне государства и всего мира в целом имеет проблема социальной адаптации детей-инвалидов в обществе. Поэтому существуют различные международные конвенции, договорённости и прочие акты, согласно которым для несовершеннолетних лиц с инвалидностью должны быть созданы оптимальные условия жизни, позволяющие им участвовать в жизни социума, обучаться и использовать другие блага, доступные другим гражданам.
Например страны, подписавшие Конвенцию о правах инвалидов, согласно ст. 7 обязуются:
— гарантировать детям-инвалидам равные наравне со здоровыми детьми свободы и права во всех сферах общества;
— обеспечить рассматриваемой категории право на самореализацию и выражение своих взглядов;
— в первую очередь обращать внимание на проблемы детей с ОВЗ;
— оказывать гос. поддержку по созданию условий, необходимых для полноценного развития детей-инвалидов.
Благодаря указанной Конвенции в РФ действует Федеральный закон №124, регламентирующий перечень льгот, условия их реализации и порядок предоставления. Кроме того, в главе 2 данного ФЗ оговорены права детей-инвалидов. Согласно нормативному акту несовершеннолетним с ограниченными возможностями гарантированы:
— медикаменты и иная помощь специалистов на льготных условиях;
— возможность обучения в адаптированных, специальных учреждениях;
— материальное обеспечение, позволяющее покрыть необходимые расходы;
— оздоровление и отдых в реабилитационных центрах и лечебных санаториях;
— содействие в духовном, нравственном, психологическом и физическом развитии;
— наличие социальной структуры, сформированной с учётом нужд детей-инвалидов;
— оказание поддержки при нахождении в трудных жизненных ситуациях;
— юридическая защита прав.
Виды государственной помощи детям-инвалидам
По нормам Постановления Правительства №95 несовершеннолетний гражданин, имеющий заболевание или травму, которые привели к потере конкретного процента трудоспособности, относится к категории ребёнок-инвалид. То есть определённая группа инвалидности не устанавливается. При этом назначение тех или иных льгот связано с индивидуальным уровнем развития, восприятия и другими критериями, диагностированными у инвалида. Но в целом по стране реализуются преференции, которые рассмотрим далее более детально.
Медицинские льготы для детей-инвалидов
Согласно Постановлению Правительства РФ №890 дети с ограничениями по здоровью бесплатно обеспечиваются лекарствами, необходимыми для осуществления стандартного лечения. Перечень достаточно широк и включает в себя, например, бинты, мази, инъекции, сиропы и тд.
Кроме того, Постановление №694 гарантирует детям с ОВЗ выдачу протезно-ортопедических принадлежностей, инвалидной коляски и не только. Примечательно,с что на приобретение дополнительного комплекта вспомогательных средств (костылей и тд) в аптеках предусмотрена скидка в 70%. Плюс, указанным документом оговорен лимит на протезы, ортопедическую обувь и другие приспособления, призванные облегчить жизнь ребёнка-инвалида.
Наконец, нормы ст.6.2 ФЗ №178 являются основанием для предоставления детям-инвалидам санаторно-курортного лечения по показаниям врача и специального питания. Причём путёвка в санаторий выделяется как на ребёнка, так и на его сопровождающего. Поездка в обе стороны компенсируется из бюджетных средств.
Помощь детям-инвалидам в получении образования
Так как ограничения в плане здоровья часто препятствуют обучению в образовательных учреждениях стандартного типа, для детей с ОВЗ предусмотрены особые меры, регулирующиеся ст.79 ФЗ №273. Согласно нормам закона в сфере образования для рассматриваемой категории должны реализовываться следующие меры:
— наличие финансируемых за государственный счёт ДОУ или спецклассов, которые адаптированы, комфортны для детей с ОВЗ;
— действие индивидуальных программ, по которым особые дети могут получить образование любого уровня вплоть до профессионального;
— предоставление методических рекомендаций и учебных пособий по всем образовательным программам с ориентировкой на потребности нездоровых детей;
— подготовка специалистов, способных преподавать детям с заболеваниями и дефектами;
— создание учреждений, где осуществляется круглосуточное наблюдение и обучение детей-инвалидов;
— бесплатная выдача специализированной техники, помогающей детям со слуховыми, зрительными и иными дефектами получать информацию;
— возможность обучаться на дому, причём оплата работы преподавателей может компенсироваться.
Жилищные льготы детям-инвалидам
По ст.14 ФЗ №181 семьи, воспитывающие ребёнка-инвалида и не имеющие собственного жилья, имеют право встать на учёт как нуждающиеся. В результате в льготном порядке или согласно очерёдности им могут выдать жилое помещение, а также дополнительную площадь при выявлении у ребёнка определённого недуга (подробнее о допустимых болезнях в Постановлении №817).
К примеру, психическое заболевание, поражение кожи или ВИЧ позволят родителям ребёнка-инвалида получить отдельную комнату для него. А ст.17 ФЗ №181 даёт семьям с больными детьми скидку 50% на все коммунальные платежи. Проживающие в частном доме могут приобрести со скидкой твёрдое топливо.
Плюс, закон даёт возможность семьям с несовершеннолетними инвалидами в первую очередь получить землю под развитие садоводства, фермерского хозяйства или возведение дома. А если ребёнок-инвалид признан сиротой и при этом способен обслуживать себя сам, по достижению совершеннолетия он получает жильё вне очереди.
Финансовая поддержка детей-инвалидов
Нормы ФЗ №166 закрепили за детьми-инвалидами право на начисление им пенсионного пособия. Такой вид материальной помощи гарантируется несовершеннолетнему гражданину с ОВЗ по факту установления инвалидности и до 18 лет. Проще говоря, ежемесячно ребёнку-инвалиду начисляют 12 681,09 рубль. Также, в результате проведенной в 2005 году правительством, монетизации льгот каждый месяц ребенок-инвалид дополнительно получает выплату в размере либо 2701,62 рубль (при полном отказе от льгот), либо 1580,20 рублей (если льготы в натуральной форме.)
Если у одного из родителей больного ребёнка есть инвалидность или стаж работы на севере от 15 лет, это позволяет ему приплюсовать к получаемому пенсионному обеспечению доплату в размере 30% на ребёнка-инвалида как иждивенца (по ст.17 ФЗ №400). Помимо этого по Указу Президента №175 один из родителей обеспечивается 10000 руб. по уходу за несовершеннолетним, причём период пребывания с инвалидом включается в трудовой стаж.
В регионах может оказываться дополнительная денежная поддержка в зависимости от установленного прожиточного минимума и финансовых возможностей.
Транспортные преференции детям с ОВЗ
На региональном уровне во многих областях дети-инвалиды перемещаются в городском транспорте бесплатно (кроме такси). Плюс, как отмечалось выше, возможна компенсация расходов на дорогу к месту лечения и обратно сопровождающему и ребёнку-инвалиду.
Налоговые льготы семьям с детьми-инвалидами
Ст.218 НК РФ обеспечивает родителю нездорового ребёнка право на налоговый вычет, составляющий 12 000 рублей ежемесячно. А попечитель (опекун) инвалида обеспечивается налоговой льготой в размере 6000 рублей.
Правила оформления помощи детям-инвалидам
Рассмотренные выше и дополнительные преференции в регионах оформляются в управлении соцзащиты населения по месту жительства. Чтобы получить причитающиеся льготы, необходимо сначала зафиксировать статус ребёнка, то есть установить инвалидность (см. Постановления №95). После этого в отделение соцзащиты требуется подать:
— заявление на льготы;
— справку о составе семьи;
— свидетельство о рождении малыша;
— удостоверение инвалида (справку);
— медицинские документы о степени ограничений;
— справки о месте проживания (фактического).
Тот же пакет документов следует предоставить в ПФ по месту жительства при оформлении пенсии ребёнка-инвалида. Что касается налогового вычета, спровоцировать вступление данной преференции в силу должен работодатель одного из родителей.
Получить транспортные льготы можно путём предъявления удостоверения во время поездки. Скидки по оплате жилищных услуг фиксируются при обращении в УК или ресурсоснабжающую организацию.
Что положено тем, кто воспитывает ребенка с инвалидностью
Воспитывать ребенка с инвалидностью непросто и недешево, но финансовое бремя можно немного облегчить с помощью государства.
Вот на что имеют право родители детей-инвалидов.
Денежные выплаты
Всем инвалидам положена социальная пенсия. Ее размер зависит от группы инвалидности. Детям-инвалидам выплачивают 12 432 Р в месяц.
Чтобы родитель, который посвятил большую часть жизни уходу за ребенком-инвалидом, не терял право на пенсию, ему начислят трудовой стаж — 1,8 пенсионных баллов за каждый год.
В некоторых регионах есть свои дополнительные выплаты родителям детей-инвалидов: в Москве раз в год можно получать 10 000 Р на школьную форму, а каждый месяц — по 12 000 Р на уход и 675 Р как возмещение роста стоимости продуктов питания, если ребенку нет трех лет. Правда, родителям, которые уже получают региональную выплату, придется отказаться от федеральной помощи.
Бесплатные лекарства
Дети-инвалиды имеют право бесплатно получать лекарства, которые назначил врач, необходимые медицинские изделия, например иглу-скарификатор или автоинъектор инсулина, а еще лечебное питание.
Чтобы аптека предоставила препараты и приборы, а молочная кухня — продукты, нужно получить специальный документ — индивидуальную программу реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА), которая определит нужды ребенка. На ее основании педиатр выпишет рецепт на лекарства и скажет, в какой аптеке их дадут.
Необходимое оборудование
В рамках программы можно получить технические спецсредства: инвалидную коляску, слуховой аппарат или телевизор с телетекстом, специальную одежду и обувь, средства гигиены и даже собаку-поводыря. Расходы на содержание собаки и ремонт сломавшихся вещей тоже берет на себя государство.
Некоторые необходимые вещи бесплатно получить все-таки не удастся — например, приборы для письма алфавитом Брайля или лестничные подъемники. Но тратить на это собственные деньги необязательно: если нужное устройство входит в перечень товаров, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, его можно купить за счет средств материнского капитала.
Реабилитация
Ребенок-инвалид, имеющий специальные медицинские показания, может раз в год бесплатно ездить на лечение в санаторий. Ему и сопровождающему дадут путевки на 21 день и оплатят проезд на электричке и междугороднем транспорте.
Помимо этого, бесплатно положены протезирование, восстановительная терапия и реконструктивная хирургия с необходимыми лекарствами, если ребенку-инвалиду они требуется.
Помощь с жильем
Чтобы улучшить условия жизни семьи с ребенком-инвалидом, одного факта инвалидности недостаточно — у семьи должны быть и другие основания: например, нынешняя жилплощадь меньше учетной нормы для региона или у дома протекает крыша.
При этом инвалид может претендовать на большую площадь, чем другие нуждающиеся, если его болезнь входит в перечень заболеваний, которые дают право на дополнительные жилые метры. Семье могут предоставить жилплощадь в два раза превышающую норму жилья на одного человека. Если обычно выделяют по 18 метров на человека, то родителям и ребенку с особой болезнью могут дать и стометровую квартиру.
Вне очереди дать жилье могут, только если семья живет в одной квартире с другой семьей, а у ребенка заболевание, которое делает проживание с ним невозможным. А еще семьям с инвалидами вне очереди дадут земельный участок для постройки дома или занятия садоводством.
Многоквартирный дом, в котором живет инвалид, должен быть оборудован пандусом, а ступени не должны быть скользкими. Сама квартира тоже должна соответствовать потребностям инвалида. Если это невозможно, жилье признается непригодным, и инвалид может требовать предоставления подходящей жилплощади.
Обратите внимание на региональные программы: в Москве инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата предоставят квартиру по договору безвозмездного пользования, в то время как другие должны платить за недвижимость по договору социального найма. В Ивановской области квартиры семьям с детьми-инвалидами предоставляются в собственность.
Льготы по налогам и ЖКХ
Семьям с детьми-инвалидами положены льготы и на оплату ЖКХ: они могут отдавать на 50% меньше за воду, электричество, содержание общего имущества и плату за квартиру, снимаемую по договору социального найма. Скидок на оплату капитального ремонта не дают, но компенсируют до 50% этого взноса.
Специальные условия обучения
Для детей-инвалидов детские сады, подготовительные отделения вузов и учеба на бакалавриате и специалитете предоставляются бесплатно.
Если ребенок-инвалид ходит в школу, для него должны быть созданы специальные условия, а программа адаптирована в соответствии с его ИПРА. Если ребенок не может ходить в школу, ему бесплатно организуют обучение на дому.
Бывает, болезнь не входит в перечень заболеваний, которые позволяют не ходить в школу, но посещать ее все-таки трудно. В такой ситуации можно выбрать семейную форму обучения.
Транспорт
Машины, которые перевозят детей-инвалидов и имеют знак «Инвалид», могут игнорировать дорожные знаки, запрещающие стоянку. На каждой парковке должно быть выделено хотя бы одно бесплатное место для таких автомобилей.
Дети-инвалиды и их сопровождающие имеют право бесплатно ездить на городском и пригородном общественном транспорте. В некоторых регионах есть льготные такси, которые возят инвалидов по сниженным тарифам.
Особые условия работы
Родителям детей-инвалидов положены четыре дополнительных оплачиваемых выходных в месяц. Их можно разделить между собой в любой пропорции.
Один из родителей имеет право взять отпуск в любое удобное время. Продлить его можно на 14 дней без сохранения зарплаты — эти дополнительные дни тоже можно брать в любое удобное время, даже присоединять к основному отпуску.
Если родитель ребенка-инвалида попросит, работодатель обязан установить ему неполный рабочий день. Родители детей-инвалидов могут отказаться от работы в ночное время, в выходные или сверхурочно и от направления в командировку.
Уволить родителя, в одиночку воспитывающего ребенка-инвалида, работодатель может только за грубое нарушение трудовой дисциплины — например, если тот совершил прогул или предоставил поддельные документы.
Чем мы можем помочь людям с ограниченными возможностями
В книге Ларисы Райт «Плач льва» есть такие строки: «Судить об обществе следует по его отношению к инвалидам. Социум, которому нужны только здоровые люди, — это больной социум… Закрыть глаза и махнуть рукой гораздо легче, чем совершить полезное».
На мой взгляд, наше общество нельзя назвать абсолютно здоровым. По отношению к людям с ограниченными возможностями мы часто ведём себя равнодушно и жестоко. Многим удобнее не замечать их существования, нежели впустить их в свой «благополучный» мир.
Разве так должен поступать настоящий христианин?
Я призываю не перекладывать ответственность на государство и благотворительные организации, а спросить себя: что я могу сделать для того, чтобы людям с ограниченными возможностями комфортно жилось в нашем обществе?
Я считаю, наша главная задача — дать таким людям возможность найти свое место в жизни, развить свои таланты, стать полноценными членами общества.
Но принять, не значит — сделать одолжение, проявить снисхождение. Никому не нужна наша жалость, но необходима поддержка, дружба и доброе человеческое общение.
Хочу сказать о важности развивающих мероприятий для людей с ограниченными возможностями. Сейчас существует много занятий и профессий, которые могли бы сделать жизнь человека с инвалидностью более полной и счастливой. Если у вас есть возможность рассказать об этом, поделиться опытом и знаниями, сделайте это. Возможно, для это станет первым шагом на пути к раскрытию своих способностей и талантов.
И конечно, в наших силах вырастить следующее поколение гуманным и великодушным. Нужно с раннего детства прививать детям уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями. Даже не прививать — развивать. Ведь у ребенка еще нет той брезгливости, которая свойственны взрослым. И никогда не появится, если родитель своим примером будет являть милосердие, жертвенность, любовь к ближнему.
Мы не должны бояться поднимать в обществе тему инвалидности. Инвалидность — это не стыдное и табуированное, это реальная ситуация, в которой оказываются миллионы людей. И только если мы не будем замалчивать проблемы, связанные с этой областью, и прятать глаза, мы сможем изменить.
«Принять и жить полной жизнью»: советы родителям детей с инвалидностью
В семье родился ребенок с инвалидностью. Привычный мир для родителей переворачивается, становится другим. Никогда не сталкивающиеся ранее с такой проблемой люди порой не знают, к кому обращаться, куда идти, теряют драгоценное время. Председатель Общественного совета по делам молодых инвалидов 18+ при Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы, эксперт совета по попечительству в социальной сфере при Правительстве РФ и председатель совета Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов (МГАРДИ) Юлия Игоревна Камал отвечает на наиболее важные вопросы о том, какими должны быть первые шаги родителей, чтобы не упустить возможность реабилитации своего ребенка.
— В семье родился ребенок с инвалидностью. Это большой стресс как физический, так и психологический. Что делать семье, чтобы не упустить время и возможность восстановления? Куда обратиться за помощью в первую очередь?
— Дело в том, что крайне редко инвалидность устанавливают на первом году жизни. И здесь помочь малышу прежде всего смогут врачи, а оказать помощь семье — как сотрудники социальных служб, так и некоммерческие организации, такие как МГАРДИ и другие. Стоит отметить, что под словом «помощь» лежит огромный и разносторонний комплекс. И только объединив усилия всех организаций, можно рассчитывать на успех.
Очень важно, чтобы такая структура, как Служба ранней помощи, заработала в нашем городе. Пока такая служба есть только в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой и Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово». Очень важно развивать это направление, междисциплинарная команда специалистов должна как можно раньше подключиться и помочь не только ребенку, но и всей семье.
Юлия Камал. Фото: Сайт Московской городской думы duma.mos.ru
— Какие социальные услуги положены детям с инвалидностью на бесплатной основе? Чем государство может помочь семье?
— Меры поддержи очень разнообразны. Кроме федеральных мер, каждый регион осуществляет свои региональные проекты. В Москве это не только выплаты, но и выездная реабилитация, отдых и оздоровление, налоговые льготы, бесплатный проезд в общественном транспорте, финансовые меры дополнительной поддержки и многое другое. К нам часто обращаются родители с этим вопросом, и мы информируем их обо всех аспектах помощи в городе. МГАРДИ и РОО «Контакт» уже несколько лет реализуют проект «Родительская приемная»: родители детей с инвалидностью обращаются со своими проблемами, а наши организации помогают их решать. Вот уже пять лет мы проводим ежегодный Съезд семей, воспитывающих детей с инвалидностью, и молодых инвалидов. На Съезде работают консультационные площадки органов исполнительной власти, где каждый может получить помощь в решении своей проблемы. Параллельно проводятся дискуссии и круглые столы, где обсуждаются системные проблемы и намечаются пути их решения.
— Вы часто общаетесь с семьями, в которых воспитывается ребенок с инвалидностью. Какие советы с высоты своего опыта Вы могли бы дать семье, чтобы избежать эмоционального выгорания?
— Советы давать проще всего, но необходимо понимать, что у каждого свой путь и свои взгляды. На мой взгляд, самое важное — это любить ребенка, научиться понимать его и радоваться любым успехам, даже самым, на первый взгляд, незначительным. Особый ребенок — не повод перестать жить полной жизнью. Да, жизнь изменится, и все хорошее в этих изменениях зависит только от нас самих. Нужно принять и жить полной и счастливой жизнью.
— В Москве существуют реабилитационно-образовательные центры. Нужно ли родителям стремиться отдать ребенка туда или же приложить все силы, чтобы он учился в обычной школе? Как лучше поступить с физической и психологической точки зрения?
— Стремиться нужно только к тому, чтобы ребенку было комфортно получать знания в том объеме, на который он способен. А где он их получит — это выбор родителя. Все дети разные, кто-то прекрасно чувствует себя в инклюзии, а кто-то успешнее в реабилитационном центре. Важно, что такие центры в Москве существуют. Хотелось бы, чтобы этот уникальный опыт тиражировался и в регионы.
— На Ваш взгляд, насколько важно взаимодействие с государственными структурами?
— Очень важно, без этого не получится ни один проект, ни одна идея не станет в итоге документом. Умение вести диалог, слышать, слушать и вместе искать пути решения — это главное.
— Какие вопросы удалось решить МГАРДИ в прошлом году?
— Хочется что-то глобальное рассказать: у нас много вопросов, которые в масштабе города, может, и не важны, а в масштабе одной семьи, напротив, крайне важны. Пандусы, образование, лекарственное обеспечение, юридические вопросы: всем этим мы занимаемся круглогодично. Однако самый масштабный вопрос — это решение Минтруда отменить требование о предоставлении на медико-техническую экспертизу электроколясок и аппаратов после истечения сроков их пользования, а также для подтверждения соответствия в случае самостоятельно приобретения. Соответственно, всем тем, кто ранее получил отказ по причине невозможности представления на медико-техническую экспертизу вышеуказанных технических средств реабилитации по причине их утери, утилизации или несоответствия приобретённого изделия, могут обращаться заново с заявлением на выдачу либо возмещением компенсации. Остались в перечне только протезы с внешними источниками энергии. К решению этого вопроса подключились некоммерческие организации. Совместными усилиями нам удалось достичь такого результата.
— 8 июня в России отмечался День социального работника. Что бы Вы хотели пожелать коллегам из соцзащиты?
— Я хочу пожелать всем социальным работникам здоровья и счастья! Пусть все добрые дела вернуться им сторицей! Спасибо, что вы у нас есть!
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы