чем помочь на похоронах

Как идти на похороны, что надо знать?

Всё когда-то случается впервые, в том числе и похороны близкого человека. Поскольку в детстве большинство хлопот брали на себя родители, то вряд ли память тех времён, когда хоронили бабушку или дедушку, сослужит хорошую службу. Итак, скончался дорогой вам человек. Вы собираетесь пойти на церемонию погребения, но лишь в отдалённом приближении знаете, как вести себя и что следует делать. Именно для таких случаев мы и подготовили данную статью.

Как одеться на похороны?

На похоронах особенно важен дресс-код. По традиции, в крематорий или на кладбище надевают одежду не обязательно чёрную, но тёмных тонов. Коричневые брюки, тёмно-синее платье, тёмно-зелёный пиджак или колера мокрого асфальта свитер вполне подойдут. Главное – избегать выделяющихся своим содержанием изображений, узоров или принтов. Мужчины приходят в брюках, тёмной рубашке или водолазке, поверх надевая пуловер, пиджак или ветровку. У женщин наряд должен быть скромный, с подолом ниже колен и рукавами, закрывающими локти. И конечно никакого декольте или высоких разрезов. Обувь закрытая, верхняя одежда по сезону.

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

Какие цветы принести?

Для начала стоит определиться, в каком статусе вы присутствуете на похоронах. Если вам приходится действовать от имени организации или коллег, то приобретается ритуальный венок. Желательно сразу украсить его траурной лентой с надписью: «От дружного коллектива» или более длинной «Нашему лучшему сотруднику. Вечная память».

На торжественные проводы известного человека принято приносить оформленные цветочные ансамбли – корзины, венки, букеты – и желательно из живых цветов. Таким образом вы демонстрируете, что память о человеке жива в вашем сердце.

Последний вариант – вы присутствуете «от себя лично» на погребении родственника, знакомого или соседа. Более близкое знакомство определяет ваше отношение к семье почившего. В этом случае вполне уместна любая цветочная композиция, как заказная, так и букет из двух роз. Не забудьте только снять целлофан с последнего при возложении.

Важно! Иудеи и мусульмане не приемлют цветов на похоронах, а буддисты приносят гирлянды из свежесрезанных соцветий в дацан (храм).

Как вести себя на похоронах?

От пришедших на торжественную церемонию прощания ожидается:

Помимо этого, от близких знакомых и родственников ожидается произнесение напутственных речей во время гражданской панихиды. Если проводы организованы в тесном кругу, то выступления откладываются до поминальной трапезы. Говорящему следует произносить краткую речь, уделяя внимание положительным чертам характера покойного, аккуратно умалчивая о недостатках.

Куда встать на похоронах?

Ваше местоположение определяется близостью знакомства с почившим. Родственники и близкие друзья становятся максимально близко у гроба, поскольку им ещё предстоит принимать слова сочувствия от остальных участников церемонии. Далее следуют хорошие знакомые, соседи, коллеги – т. е. те, с кем покойный общался при жизни. В последних рядах стоят пришедшие почтить память человека, с которым были знакомы шапочно или весьма отдалённо.

Как долго присутствовать на погребении?

Условно присутствующих на печальном мероприятии можно разделить на две категории:

Скорбящие – то есть, хорошо знавшие покойного и эмоционально переживающие потерю люди. К таковым относят близких родственников и друзей. Как правило, они же и остаются на поминовение после похорон.

Сочувствующие – то есть, люди, которым не безразлична случившаяся трагедия. К таковым относят коллег, соседей, учеников, фанатов и т. п. Их присутствие на погребение завершается каким-то логическим действием: отправкой катафалка на кладбище или торжественным заездом гроба с телом в доменную печь крематория.

Источник

Кончина близкого — что делать христианину?

На сайт Саратовской епархии «Православие и современность» пришли вопросы на очень сложную и больную тему: кончина близкого — что делать христианину? Мы попросили ответить на них Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина.

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

— Да. Именно поэтому я бы начал этот разговор с другого. Немного раньше: не с того, что надо делать, когда человек умер,— а что нужно делать, когда он умирает.

Полное разрушение церковной жизни в нашей стране в течение многих десятилетий привело к очень тяжелой ситуации: большая, подавляющая часть нашего народа, в том числе и крещеные православные люди, уходят в мир иной неподготовленными, то есть без последнего напутствия. Еще некоторое время тому назад это было совершенно немыслимо. А сейчас мы видим, что, во-первых, по незнанию, а во-вторых, из-за суеверной боязни люди не готовятся к смерти.

— А в чем заключается подготовка к смерти?

— Это обязательно соборование, исповедь и Причастие. Те христиане, которые готовятся предстать пред Богом, стремятся сделать это с чистой совестью. Но сегодня священника приглашают к больным или умирающим крайне редко — боятся. Укоренилось суеверие, что соборование, которое называют таинством исцеления, это то, что совершают исключительно над умирающими. И, бывает, что даже если кто-то из родственников предлагает: «Давайте батюшку позовем?» — сам больной отвечает: «А вы что — меня уже хоронить собрались?». Получается, что человек изо всех сил цепляется за жизнь, даже понимая, что она заканчивается, и вместо того, чтобы подумать о том, как достойно завершить свой жизненный путь — раскаяться в грехах, причаститься,— не может и не хочет согласиться с неизбежностью близкой смерти. Буквально на днях мы разговаривали с одним батюшкой, и он говорит: «Вы знаете, Владыка, сколько раз я соборую в последнее время (а соборование — достаточно долгое таинство, больного семь раз помазывают освященным маслом) — и не успеваю закончить: умирают во время соборования». Это говорит о том, что родственники изо всех сил оттягивают участие человека в таинствах и приглашают священника, когда умирающий уже отходит,— и то это буквально единицы. У людей совершенно нет представления о том, что такое последнее напутствие и как оно важно для человека. Это проблема нашей церковной жизни, и она сегодня стоит очень остро.

А потом, как обычно, приходят какие-то бабушки, соседки и начинают занавешивать зеркала, телевизоры, открывать окна, ставить стаканы с хлебом и водой, а то и с водкой… Я не знаю, откуда берутся эти бабушки и эти «обычаи», список которых варьируется в зависимости от местности. Это, конечно, производит удручающее впечатление. И эта мелочная глупейшая суета выполняет функцию «замещения» того, что действительно необходимо,— молитвы к Богу и поминовения усопшего близкого человека.

— Владыка, как же молиться о тех, кто умирает, и об ушедших близких?

— Церковь сопровождает человека всю жизнь и особым, я бы сказал, трогательным вниманием, почтением окружает его исход в вечность. Есть специальные молитвы, которые можно найти в молитвословах. Существует канон на исход души, который читается, когда человек умирает. Есть молитвы, которые читаются, когда человек долго страдает и не может умереть. И обычно после того, как их прочитают, душа разрешается от тела.

После смерти человека омывают, одевают, полагают во гроб и начинают читать над ним Псалтирь. Совершаются панихиды, потом отпевание в храме. В те времена, когда церковная жизнь была нашему народу близка и знакома, родные старались, чтобы гроб с телом усопшего пробыл хотя бы одну ночь перед погребением в храме. В эту ночь над ним также читали Псалтирь. Обязательно устраивались православные поминки, смысл которых раньше был немного другим. Это была трапеза, на которую приглашались во множестве бедные, неимущие. За ней старались обязательно накормить как можно больше нуждающихся людей, чтобы они помолились о новопреставленном.

— Владыка, нам пришел такой вопрос: есть ли какой-то минимальный список того, что должен сделать православный христианин при смерти близкого человека, а что необязательно?

— Совершенно не обязательна вся та накипь, о которой мы сейчас говорили: занавешивать зеркала, прятать вилки и прочее. Следовать всяким «народным обычаям» ни в коем случае не нужно. И всех этих доморощенных специалистов — соседок-старушек и прочих — надо просто с Богом вежливо провожать.

Обязательно нужно начинать молиться о человеке с момента его кончины — и самим близким, и просить молитв Церкви. Обрядив покойного, опрятав его и положив во гроб, необходимо начинать чтение Псалтири, которое закончится перед погребением. После похорон близким усопшего можно читать Псалтирь девять, сорок дней, полгода — кто как может. Обязательно нужно служить панихиды и поминать усопшего на Божественной литургии. Обычно стараются заказать сорокоуст, то есть поминовение, которое будет совершаться 40 литургий. Это как минимум, а как максимум — можно всю жизнь поминать своих родственников. Здесь все на усмотрение родни — по возможности и по силам.

— Обязательны ли поминки? Нам пишут: «Не всегда с усопшим были хорошие отношения, не всегда боль потери позволяет вынести это действо, да и не все в принципе любят поминки. Можно ли без них обойтись?».

— Видите ли, по своей сути поминки — это призыв к как можно большему количеству людей молиться об усопшем. Кроме того, они имеют и чисто практический смысл. На похороны обычно во множестве собираются родственники и знакомые. Если они верующие, христиане, то они идут в церковь, стоят на Литургии. После Литургии совершается отпевание человека, оно достаточно долгое. Потом все едут на кладбище. Время уже за полдень. А если учесть, что верующие люди приходят на Литургию натощак, то к середине дня все уже голодные и уставшие. Поэтому устроить поминки и пригласить за стол всех, кто пришел проститься с умершим, совершенно естественно. В этом нет ничего предосудительного. Предосудительно, если поминки переходят в попойку и, как иногда бывает, еще и в потасовку. Это, конечно, страшно. Такого не должно быть ни в коем случае. Поэтому Церковь призывает на поминках никогда не употреблять спиртного. Но это, конечно, трудно, поскольку у нас уже прижилась «традиция», в плохом смысле этого слова, поминать водкой. Кто-то, может быть, и начнет возмущаться. Христианину здесь просто нужно проявить мужество, силу воли и отказаться от распития спиртных напитков на поминках и, если это зависит от него, не ставить их на стол.

— Следующий вопрос, Владыка: «Обязательно ли получать прощение у всех знакомых перед их или своей кончиной? Как понять, у кого нужно просить прощения, а у кого нет? С одной стороны, совесть может мучить из-за детских обид, но не будешь же писать всем подряд. Стоит ли на словах просить прощения у близкого родственника, не имея душевных сил в реальности его простить?».

— Думаю, это вопрос от человека, не представляющего себе, что такое христианство. Сам этот вопрос — «а нужно ли просить прощения у этого, а у того, может, и не нужно» — не христианский. Прощать нужно всех, и всех нужно просить о том, чтобы тебя простили.

Мы часто говорим о смирении. Есть замечательные слова об этом преподобного Амвросия Оптинского: смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет. Вот так и должен жить христианин — ни на кого не гневаясь и никого не прогневляя. Если же это случилось, нужно тут же просить прощения. И ни в коем случае не пытаться рассуждать, достоин или нет человек нашего прощения.

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

— «Я никак не могу понять,— пишет наш читатель,— почему нельзя кремировать людей. В Греции, например, покойников закапывают, потом из-за нехватки земли их выкапывают и вроде как кремируют. Почему нельзя кремировать сразу, ведь Господь всемогущ и может воскресить всех умерших из любого состояния, как говорится в Православии?»

— Действительно, кремация тел усопших Церковью не благословляется. Прежде всего, позиция Церкви тут основывается на словах Священного Писания: яко земля еси и в землю отыдеши (Быт. 3, 19). Человек создан Богом из земли, и по кончине человек также уходит в землю. Запрет на кремацию существовал еще в ветхозаветные времена. Он был установлен в противовес тем языческим верованиям, для которых кремирование было основным видом погребения, начиная от античного Рима и заканчивая восточными экзотическими культами. То есть кремация всегда была не просто каким-то удобным, как иногда сегодня говорят, «гигиеничным» способом погребения, а имела религиозную окраску. Естественно, что народ Ветхого Завета, который призывался не ходить вслед идолопоклонников, не принимал так называемого «огненного погребения» — кремации — как неотъемлемой части языческих верований. И сегодня мы поступаем так же.

Кстати, вспомните, что, когда большевики пришли к власти, крематории стали для них одним из символов нового мира. Многие известные деятели большевизма тоже были заражены оккультизмом, и идею кремации они проталкивали с небывалой настойчивостью. Помните известную фразу из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова: «Ну что, старик, в крематорий пора? — Пора, батюшка, в наш советский колумбарий». Самый первый крематорий в России, в Москве, кстати, был устроен в церкви Донского монастыря. Он так неумеренно расхваливался, рекламировался, что это было самое натуральное беснование. Сам этот факт достаточно показателен и говорит о том, что вопрос кремации лежал далеко не в практической плоскости, а в идеологической, я бы даже сказал, квазирелигиозной. Это из той же серии, что и лжемощи, которые до сих пор находятся на Красной площади.

Что касается Греции — это древний обычай, характерный для всего Средиземноморья. Действительно, через некоторое время костные останки там откапывают и вкладывают в особые помещения — костницы. Они есть и в Западной Европе, и в православных Греции, Румынии, Болгарии. Кремация тут ни при чем. И связано это не с недостатком земли, а с другими обычаями, которые идут со времен античности.

Слава Богу, в России земли много. Поэтому разговоры о том, что у нас не хватает земли для того, чтобы погребать усопших, как минимум недобросовестны.

Господь действительно может воскресить человека из любой субстанции, любого состояния. Если посмотреть на какую-нибудь старинную историческую фреску Страшного Суда, то там, возле трубящих ангелов, обычно в медальонах, изображены сцены, которые подписаны так: «Земля отдает мертвые своя», «Вода отдает мертвые своя», «Огонь…» — и так далее. Ведь люди погибают по разным причинам. Но Господь силен воссоздать каждого человека в воскресение Суда.

— Нас спрашивают: «Люди тратят большие суммы на похороны, памятники и прочее. Можно ли сэкономить на похоронах, сделать по минимуму? Ведь, с одной стороны, человек умер, и его душе важнее молитва, нежели памятник, как мне кажется. С другой стороны, многие хотят почтить память усопших и тратят много средств на это. Как найти разумный компромисс?»

— Действительно, все должно быть разумным. Конечно, огромные мемориалы воздвигать совершенно ни к чему. Очень неприятное впечатление складывается, когда приходишь на кладбище и видишь, что люди кичатся друг перед другом своим богатством даже после смерти близкого, возложив на его могилу неимоверное количество мрамора. Но и совсем не заботиться о месте последнего упокоения наших близких тоже неправильно. Поэтому надо все делать скромно, достойно и прилично, насколько позволяют ваши возможности.

Газета «Православная вера» № 23 (618)

Источник

Первые дни горя… Взгляд врача

чем помочь на похоронах. Смотреть фото чем помочь на похоронах. Смотреть картинку чем помочь на похоронах. Картинка про чем помочь на похоронах. Фото чем помочь на похоронах

Автор статьи

Баранчиков Александр Владимирович

— Расскажите об «экстремальном горе».

— Экстремальное горе – это психологический термин, определяющий состояние горя, в котором горюющий человек пребывает первое время после того, как узнал об утрате. Это состояние называют еще и «острое горе». Обычно этот период длится до третьего – девятого дня. Но может иногда затягиваться и до сорокового. В психиатрии также существуют различные термины, отображающие особенности переживания «экстремального горя». Например, «острая аффективно-шоковая реакция» (происходит с детьми и впечатлительными личностями) и другие.

Что делать, если человек находится в этом состоянии?

— Если человек находится в состоянии «экстремального горя», ему необходима помощь и поддержка. В первую очередь его нельзя оставлять наедине с самим собой и предоставлять возможность уйти в себя. Наоборот, необходимо помочь человеку раскрыться, чтобы он поделился своим горем и эмоциями.

Желательно, чтобы такого человека окружали люди, которых бы он не стеснялся и мог поделиться своим горем. Это очень важно. В среднем в течение первых двух-трёх недель нельзя человека оставлять наедине с самим с собой, со своими мыслями.

— Как помочь человеку в крайне травматичных обстоятельствах опознания, похорон, поминок?

— Во-первых, как я уже сказал, человек должен выговаривать своё горе, чтобы он мог легче перенести предстоящие действия.

Во-вторых, человек не должен ощущать себя сторонним наблюдателем, которого привели на процесс опознания или похороны. Он должен принимать активное, но посильное участие в процессе подготовки похорон, чтобы постоянно был занят делами (вплоть до организации малейших деталей: переговоров с близкими, накрывания стола, мытья посуды). Всё это препятствует ему уйти в себя.

— Какие ошибки в поведении с человеком переживающим острое горе, наиболее часто допускают родственники, знакомые, соседи?

— Основная ошибка родственников и знакомых такого человека обычно в том, что они хотят его оградить от какой либо деятельности, все берут на себя. Это воспринимается человеком как отгораживание его от жизни.

Еще одна ошибка в том, что человека просят не плакать («не плачь, покойника намочишь», «ну не надо плакать», «будь мужчиной» и.т.п.). Это тоже грубейшая ошибка. Ни в коем случаи нельзя человеку препятствовать проявлять свои эмоции. Если он хочет плакать – пусть плачет и т.п.

— Как подготовить человека, находящегося в состоянии горя, к опознанию и похоронам близкого человека?

— Перед похоронами, опознанием и другими травмирующими процедурами можно использовать «Корвалол» или «Валокордин» (50-60 капель, принять один раз). Это гораздо лучше, чем использование пустырника или настойки валерианы.

Важно отметить, что близкие, соседи и родственники, знающие о предстоящей процедуре (опознание, похороны), всегда должны держать дома, где живёт человек, переживший горе, аптечку с успокаивающими средствами, нашатырным спиртом, прибором для измерения давления. При необходимости надо приобрести в аптеке дополнительные успокаивающие препараты.

Будет правильно, если рядом с горюющим будет находиться постоянно кто-то из людей, который возьмет на себя обязанности по контролю над психоэмоциональным состоянием и обеспечению помощи скорбящему. Этот человек должен быть трезвым, внимательным, иметь возможность оказать хотя бы примитивную первую медицинскую помощь. Такой человек должен следить за состоянием аптечки, заботиться о том, чтобы она всегда была рядом с горюющим (в т.ч. на похоронах). Он должен иметь номера телефонов и средства связи для вызова в случае необходимости скорой помощи и других экстренных служб.

— Как горе влияет на людей, больных хроническими заболеваниями: гастритом, астмой, сердечно-сосудистыми заболеваниями и т.п.?

— Хронические заболевания очень часто обостряются у людей, которые пережили горе. Поэтому им надо следить за своим здоровьем. Очень часто несчастные случаи во время горевания чаще всего происходят с этими людьми из-за обострения любой хронической болезни.

— Как обезопасить горюющих на похоронах?

— Да, это большая проблема. Известно, что многие люди получают инфаркты, инсульты и другие тяжелые последствия именно на похоронах и поминках. Обычно во время этой острой фазы в суете обращается довольно малое значение физическому состоянию горюющих, что и может приводить к тяжелым, а иногда и трагическим последствиям.

Чтобы минимизировать эту опасность, необходимо по-возможности перед похоронами (опознанием) обратиться с горюющими членами семьи к врачу, лучше всего к психоневрологу или невропатологу, чтобы тот помог поддержать человека, пережившего горе, назначить профилактические средства с учетом психофизиологического состояния этих людей.

Во время похорон необходимо иметь с собой аптечку с теми препаратами, про которые я говорил. Причем иметь ее надо на самой церемонии похорон, а не просто забыть в автобусе, который стоит у входа на кладбище. В аптечке должны быть успокаивающие средства, нашатырный спирт, средства поддерживающие работу сердечно-сосудистой системы.

Хорошо попросить присутствовать на церемонии прощания знакомого врача или фельдшера (может быть есть и среди знакомых), которые умеют оказывать скорую медицинскую помощь.

— Часто друзья, знакомые, родственники советуют человеку, который находится в горе (а иногда и детям дают), принять тот или иной препарат, «который поможет». Зачастую предлагают и несколько различных препаратов. Делают они это конечно из добрых побуждений, но часто результат оказывается совсем не добрый.

— К сожалению это происходит часто. Такие «помощники» исходят из того, что раз «мне помогло, то и ему поможет». При этом обычно не учитываются физическое и психическое состояние горюющего, показания и противопоказания к применению этих препаратов и многое др. В итоге оказывается, что «пытались сделать лучше, а получилось как всегда».

При взаимодействии же одновременно нескольких препаратов, которые принял человек по совету «добрых соседок» по лестничной площадке, может возникнуть совершенно неконтролируемый процесс, ведущий к непредсказуемым последствиям. В человеческом организме может возникнуть интоксикация. Самочувствие человека ухудшается: невнятная речь, головокружение, слабое восприятие текущих событий, резкое падение артериального давления.

Я сталкивался с подобными случаями по работе: мне приходилось назначать капельницы, чтобы вывести из организма пострадавших лекарства, которые рекомендовали им «соседи».

Рекомендую быть очень осторожными с такими «назначениями», а по-возможности все же обращаться за помощью к врачу.

Естественно, я не хочу сказать, что горюющему совсем не надо давать никаких успокоительных препаратов. Можно давать слабые растительные препараты, которые продаются в безрецептурной продаже в аптеках. Главное помнить, что самое страшное – навредить человеку, которому и так плохо. Вредить нельзя, надо помочь.

Источник

Традиции похорон: что нельзя делать на похоронах

Смерть человека – область непостижимого и сакрального. Все неизвестное страшит, а страхи всегда связаны с запретами и табу. Каким бы ни было происхождение этих запретов, они уже давно укоренились в народной культуре, приметах и нормах поведения.

Похороны – это время, когда даже не суеверный человек старается соблюсти все погребальные обряды и традиции, следует приметам и поверьям независимо от того, как он к ним относится.

Религиозные запреты

Нельзя заказать отпевание для некрещеных

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой, некрещеных и самоубийц. Для самоубийц исключение возможно, но только если человек был психически болен (что подтверждают медицинские справки) и на отпевание получено разрешение епархии.

Нельзя заочно отпевать покойного

Это правило небезусловное. Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, кроме как просить о заочном отпевании.

В некоторых местах нашей страны по-прежнему нет церквей, из-за чего перевезти тело к месту отпевания невозможно. В таких случаях церковь идет навстречу нуждам верующих и обычно разрешает провести заочный обряд отпевания.

Нельзя вписывать некрещеных и неверующих в записку “О упокоении”

Молитва поминовения в церкви — это упоминание имен почивших во их спасение в ходе литургии и панихиды. Осуществляется по запискам “О упокоении”, в которые вписывают имена крещеных. Нельзя вписывать некрещеных, безбожников, вероотступников, самоубийц.

Нельзя хоронить икону в гробу с покойным

Некоторые настоятели считают, что хоронить покойного вместе с иконой – это неправильно. Хотя многие православные с этим соглашаются, важно знать, что запрета со стороны церкви на этот счёт нет, поэтому те, кто хоронил своих близких вместе с иконами, могут не переживать. По мнению настоятеля одного из московских храмов, это допустимо, поскольку почившего и так погребают в покрывале с изображением Иисуса Христа и налобным венчиком с изображениями икон. Кроме того, св. Серафим Саровский лично завещал, чтобы его тела предали земле с иконой «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию Радонежскому», а святой не мог просить о том, что грешно.

Таким образом, оставлять ли у себя икону из гроба после похорон – личное дело близких покойного. Если она будет служить духовным проводником, связью с этим человеком, ориентиром для благих пожеланий душе усопшего, её следует не просто сохранить, но и регулярно доставать для молитв и почитания. Если же скорбь о потере столь сильна, что каждое напоминание об ушедшем вызывает безутешное горе, следует не мучить себя, но с лёгкой душой отпустить память о покойном, предав икону земле вместе с покойным или вернув её в храм.

На православных похоронах нельзя говорить: «Пусть земля будет пухом»

Для христианской культуры такое пожелание чуждо: душа человека после смерти и до Страшного Суда никак не связана с телом, следовательно, любые пожелания в адрес тела не имеют никакого отношения к состоянию души умершего. Некоторые православные священники советуют не использовать фразу «Пусть земля будет пухом» не похоронах христианина из-за её языческого происхождения. Многие другие не считают этот вопрос сколько-нибудь важным и не препятствуют её произнесению на похоронах.

Нельзя класть в гроб иконы, если предстоит кремация

Хотя икона кладется в гроб, перед кремацией её следует забрать из гроба. Сжигать иконы (даже во время кремации) – это кощунство и грех.

Народные приметы и поверья

Народная культура содержит множество правил, запретов и ограничений в вопросе похорон. Некоторые из них имеют под собой веские медицинские основания, другие уже давно стали правилами похоронного этикета. Есть и просто суеверия, уже давно слившиеся с традициями похорон. Перечислим основные вещи, которые нельзя делать на похоронах на кладбище:

Нельзя, чтобы покойник лежал в гробу с открытыми глазами

Объяснений не счесть. Кто-то боится, что открытые глаза покойного высматривают, кого бы забрать с собой и скоро кто-то умрет еще. Другие считают, что внешнее зрение для этого мира покойному уже не нужно: закрыв глаза умершему, мы помогаем ему обрести внутреннее зрение, пригодное для мира иного. Рот умершего тоже должен быть закрыт.

Нельзя класть в гроб вещи живых людей

Древняя народная примера гласит: положишь в гроб свою вещь, пойдешь вслед за покойным.

Нельзя забивать крышку гроба в доме умершего

Вынося гроб, нельзя задевать о дверной косяк

Дурная примета: считается, что человек, ударивший гроб с покойным, сам вскоре отправится на тот свет.

Нельзя выносить покойника головой вперед

Считается, что на похоронах нельзя выносить умершего головой вперед. Его несут только ногами вперед, иначе душа не сможет вернуться назад. Это древнее языческое поверье уже давно вошло в обиход и известно, пожалуй, всем.

Когда выносят гроб с покойным, живым нельзя оборачиваться назад

Нельзя убираться в доме, пока в нем тело усопшего

Народная пословица гласит: “сор при покойнике вымести – всех из дому вынести“.

Беременным женщинам и детям до трех лет нельзя присутствовать на похоронах

Этот запрет связан с мыслью о том, что новая жизнь несовместима со смертью, а психика детей еще недостаточно устойчива и атрибуты смерти могут негативно на них повлиять.

Нельзя приходить на похороны в светлой одежде

Во многих культурах цвет траура – это черный. Считается, что не обязательно приходить именно в черном, но оттенки одежды должны быть темными: светлые оттенки якобы привлекают внимание смерти.

Нельзя идти перед гробом

По примете, тот, кто идет впереди гроба, может «уйти» на тот свет раньше покойника. На похоронах также нельзя также обгонять катафалк – это сулит болезни или неприятности.

Нельзя двигаться навстречу похоронной процессии

Если вам навстречу движется похоронная процессия, лучше остановитесь и переждите. Мужчина должен снять головной убор. При встрече с похоронной процессией нельзя переходить дорогу, так как тем самым ты переходишь дорогу смерти, и привлечешь её к себе.

На кладбище нельзя шуметь, ругаться, спорить

Нельзя целовать покойного в губы

Прощаясь с покойником, необходимо поцеловать венчик на лбу, но не следует прикасаться губами к телу. У этой приметы есть и практическая сторона: таким образом можно подхватить инфекцию.

Нельзя брать с кладбища

Во время похорон и поминок нельзя говорить о покойном плохо

В каждом есть что-то хорошее и что-то плохое. Если поминать усопшего дурным словом, то его душа на том свете будет страдать и маяться. Лучше вспомнить что-нибудь хорошее о нем. Вспомним известную пословицу: о покойном можно говорить только хорошее (или ничего).

Нельзя говорить во время минуты молчания

В это время нельзя не только говорить, но и вообще издавать какие-либо звуки. Переходить с места на место или копаться в вещах считается неуважением к покойному.

Нельзя носить одежду умершего

Кто-то считает, что нельзя носить одежду умершего, другие, наоборот, видят в этом возможность прикоснуться к любимому человеку, быть вместе с ним хотя бы и таким способом. Здесь всё зависит от чувств, индивидуальности и настроя.

Другое дело – смертная одежда – та, что была на человеке в момент ухода из жизни. Если умершего не сразу доставили в морг, то в его теле начинается процесс разложения. Носить или передавать одежду, которая была на теле в момент смерти, опасно и от неё лучше избавиться.

Мысль о том, что обувь усопшего влияет на его душу отразилась в ряде поверий. Таких, например, что не надо завязывать узлы на обуви усопшего, так как его душа завяжется в узел, и он будет являться живым во сне.

Возможно, вам будет интересно:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *