чем полезно заучивание наизусть

Повторение – мать учения: нужна ли детям зубрежка?

Многократное и буквальное повторение материала – один из самых старых приемов обучения. В 19-м веке в России сложилась система образования, в которой зубрежка стала основой основ. Причин этому было несколько:

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

А современные методы обучения ориентированы на понимание материала, творчество, создание проектов по заданной теме. Казалось бы, зубрежка должна была уйти в прошлое. Но каждый метод обучения имеет свои плюсы.

Для чего она вообще нужна?

Без заучивания в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

Врожденная грамотность – миф. Ее не существует так же, как не может существовать врожденного знания языка: ребенок учится разговаривать только в процессе общения с другими людьми. Абсолютная грамотность встречается, если человек обладает хорошей зрительной памятью и много читает. Тогда при письме он пишет именно так, как слово или предложение запечатлелось в его памяти. Даже без знания правил ему легко писать без ошибок.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Хотя само по себе штудирование формул или столбиков с неправильными глаголами может показаться самым скучным занятием на свете, оно несет в себе много пользы (помимо собственно усвоения знаний). Тренировка памяти – отличная зарядка для мозга. Особенного эффекта в этом плане можно добиться на занятиях ментальной арифметикой в Академии развития интеллекта для детей и взрослых «AMAKids».

Если запоминать материал непосредственно перед экзаменом, результат может оказаться нестойким. Формулы, даты и стихи быстро улетучатся из памяти, как только станут «не нужны». Поэтому лучший результат дает заучивание не для сдачи экзамена, а для себя.

Когда учить наизусть не стоит

При возрастающем объеме знаний уменьшается и доля того, что необходимо запомнить дословно. К качеству образования современного человека предъявляется все больше требований, поэтому механическим повторением здесь не обойтись. Школьник, студент и специалист должны не только запоминать материал (в этом могут помочь современные методики развития, например, «Меморика»), но и уметь логически мыслить, обобщать, делать выводы, находить нестандартные и творческие решения задач.

Основные минусы зубрежки

Даже иностранный язык, сама суть изучения которого – в запоминании множества слов и правил, и тот не состоит из одной зубрежки. Коммуникативная методика позволяет усваивать лексику и грамматику «в фоновом режиме», в процессе общения. Это делает процесс интереснее, поддерживает мотивацию.

Зубрежка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя все-таки без повторения нет учения и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым, на первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребенку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере.

Источник

Учить наизусть стихи должны не только школьники! Зачем это взрослым?

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Ученые назвали семь причин для того, чтобы даже после окончания школы продолжить учить наизусть стихотворения.

Большинство школьников мечтают поскорее окончить школу и забыть, как страшный сон, необходимость учить каждую неделю наизусть отрывки из произведений русских и зарубежных поэтов. Однако, по мнению ученых, это требование учителей очень полезно для развития каждого из нас. Причем, даже во взрослом возрасте.

Оказывается, это занятие приносит нам много пользы. И дело не только в тренировке памяти. Все гораздо интереснее.

Развитие воображения. Этот навык полезен не только для детей, но и взрослых. Например, при придумывании новых проектов и поиске неординарных решений на работе. И даже чтобы рассказать сказку собственному ребенку, он нужен.

Тренировка памяти. Заучивание стихов тренирует мозг так же хорошо, как заучивание иностранных слов.

Сохранение молодости. Доказано, что продлить молодость легче, заставив мозг постоянно активно работать. Заучивание стихов – одна из задач, которая помогает успешно справиться с этой задачей.

Развитие музыкального слуха и чувства ритма. Недаром же некоторые стихи кладут на музыку, и они становятся знаменитыми и любимыми многими песнями.

Повышение собственную репутацию как человека неординарного, образованного и одаренного.

Источник

Зачем и как учить стихи и прозу школьникам

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Плюсы заучивания стихов и прозы

Разберемся, какие полезные умения и навыки развивает заучивание стихов и прозаических произведения.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Польза стихов в том, что идет расширение кругозора ребенка. Он запоминает новые слова, формируя свой словарный запас. В его голове усваиваются красивые, правильные выражения и литературный слог.

Ребенок учится воспринимать произведения литературы.

У детей улучшается речь. Многие логопедические методы построены на заучивании, запоминании и пересказе произведений. Пересказ произведений, особенно с выражением, делает речь более четкой, вырабатывает нужную интонацию. Эти навыки пригодятся ребенку и во взрослой жизни, например, когда понадобится убедить начальника на работе в успешности своего проекта. К тому же четкая дикция делает возможным выступления ребенка на публике, что тоже немаловажное умение во взрослой жизни.

Идет развитие памяти.

Резюмируем: заучивание стихов — отнюдь не пустая трата времени. Стихи и прозу необходимо учить детям для того, чтобы состояться успешными людьми во взрослой жизни.

Кстати, Иосиф Бродский, когда преподавал студентам, частенько задавал им учить наизусть различные произведения, приговаривая при этом, что каждое выученное произведение — свое собственное. То есть ребенок, когда учит с пониманием, пропуская через себя, делает произведение своим собственным опытом, частью своего мировоззрения.

Аргументы о вредности заучивания произведений

Ради справедливости приведем самые часто встречающиеся аргументы не в пользу заучивания:

Бестолковое зазубривание не развивает ребенка, а превращает его в робота, который механически запомнил стихотворение, пересказал его и тут же благополучно забыл.

Некоторые педагоги всерьез полагают, что ребенок должен учить только то, что может понять и то, что ему нравится. Но о каком развитии речи тогда можно говорить? Ведь развитие и идет как раз через преодоление трудностей и усвоение нового. Запоминание самых простых стихов и прозаических произведений оттачивает речь, развивает языковое чутье и формирует внутреннюю грамотность. Ребенок, заучивая сложные стихи, учится без ошибок писать, запоминает знаки препинания и орфограммы в сложных речевых оборотах.

Многие дети и родители обижаются, что учитель литературы снижает общую оценку ребенку за несколько невыученных им стихотворений, хотя сочинения и прочие задания выполнены на отлично.

Вот, пожалуй, и все. Это два основных аргумента, которым недовольные дети и их родители объясняют свое нежелание учить стихи в школе. Аргументы, признаться, не самые сильные. Доводов «За» гораздо больше, и они несравнимо более впечатляющи.

Как тренировать память

В детском саду стихи наизусть дети учат с воспитателем. Если ребенок не посещает детский сад, за его развитие отвечаете только вы, поэтому придется взять роль воспитателя на себя. Если ребенок небольшой, то слишком сложные стихотворения учить ни к чему. Выбирайте стихи с легко запоминающимися словами и легким слогом.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

И чем больше будет тренироваться ребенок в запоминании, тем лучше. Поэтому не сердитесь на школьную программу, которая предусмотрела детям для заучивания слишком длинные и сложные стихотворения. Поймите, что так будет лучше для вашего же ребенка. Пусть он лучше сейчас обзаведется полезным умением и разовьет свою память, чем потом всю жизнь будет страдать от невнимательности и от того, что в голове не держится информация.

Как учить быстро и правильно

Больше всего умение заучивать стихи быстро и без ошибок пригодится учащимся школы. Для них и будут эти советы. Хотя общие рекомендации применимы абсолютно ко всем категориям граждан.

Выучив стихотворение или прозаический отрывок, весь оставшийся день и вечер к нему не возвращайтесь. Повторите на ночь перед сном и утром после пробуждения. Утреннее повторение покажет, что вы запомнили, освежит произведение в памяти и поможет рассказать его на уроке без запинок и ошибок.

Можно учить произведение, переписывая его в тетрадь. Просто переписывая, не пытаясь зубрить. В процессе письма произведение будет запоминаться автоматически, что сделает процесс последующего его запоминания гораздо более легким.

Основная методика заучивания произведений.

Рассмотрим, как правильно учить стихи. Всего несколько пунктов, соблюдение последовательности которых поможет быстро выучить любое произведение школьной программы:

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Вслух читаем заданное произведение. Это сделать нужно три раза. Читаем с выражением.

После переписывания вы уже будете знать произведение примерно на 75%. Остальные 25% «всплывут» во время вечернего и утреннего повторения.

Источник

6 доказательств того, что зубрёжка полезна

Учить наизусть стихи, отрывки из прозы на родном тебе или незнакомом языке — занятие полезное и нужное. Ксения Букша рассказывает, что именно дает зубрежка младшим и старшим школьникам: среди этих навыков, кроме понятного развития памяти, есть такие полезные детям, как умение слушать, способность помнить моменты из прошлого, воспитание чувств и другие.

Какое-то время своей школьной жизни я проучилась в школе имени А. С. Пушкина. Под солнцем русской словесности нас держали до африканского загара. Помню, у учительницы имелся огромный листок, склеенный из нескольких листов A4. На нем была начерчена табличка: сверху вниз наши фамилии (три класса параллели), а слева направо — «темы» и отдельные стихотворения: «Поэт и поэзия. Гражданская лирика. Любовная лирика. Пророк. Анчар» и так далее. После уроков к дверям кабинета русского языка и литературы стояла очередь из всех нас. Каждый заходил в кабинет, быстро начинал тарабанить все темы подряд, а учительница прерывала, как только убеждалась, что стихотворение вызубрено. Получалось довольно бойко. Начала двадцати стихотворений можно проговорить минуты за две-три. В параллели было около восьмидесяти учеников. Последний уходил домой уже затемно, но с большим облегчением: «Пушкина сдал!» Сбросил, как выражался Писарев, с корабля современности.

Если отвлечься от этих школьных ужасов, то, вообще говоря, учить наизусть — занятие самое что ни на есть приятное и нужное. Сейчас мы попытаемся обобщить наш опыт по этой части.

Умение слышать себя и других

В детском саду, где процветал мой старший сын, нам ужасно повезло с одной из воспитательниц: она обожала театрализованные представления и умела каждому ребенку найти роль по способностям. На сцену выходили все. Развитые шестилетки блистали в главных ролях, неговорящие изображали шмелей и стражников. Однажды мы поставили даже Шекспира! Разумеется, адаптированного. Сводный брат моего сына научился читать стихи именно на этой пьесе. Он играл Автора. Его роль состояла в том, чтобы выйти и сказать: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте!»

Ребенок был мал, и стихи давались ему с трудом. Наконец, он их выучил. И стал повторять. Сто раз на дню. Шагая в сад, из сада, поедая кашу, на горшке, где угодно: «Нет — повести — печальнее — на свете — чем…» Он мог слушать себя бесконечно, ведь он был Автором!

Маленький секрет состоит в том, что в пьесах поневоле выучиваешь не только свой текст, но и текст, который говорят твои однокашники. Но при этом ты не должен весь этот текст воспроизводить. У многих детей поначалу трудности именно с этим, они вроде и помнят слова, но не в состоянии выдать их в нужный момент в нужном порядке, тем более с нужной громкостью, в нужном темпе и так далее. Так вот, при чтении вместе от чужого текста ты свободен, но между тем ты его помнишь. Пусть это будут две строчки, но по соседству со множеством других.

Если таких коллективных практик ребенок лишен, можно организовать их самостоятельно. Пусть для начала все стихотворение рассказываете вы, а ребенок вставляет в нужном месте только одно слово. Это просто, безопасно и весело.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Стихи — это карта памяти

Человек, который умеет запоминать стихи, лучше ориентируется внутри своей головы. У него более фамильярные отношения с пространством и временем. Заученные стихи — это, собственно, пространство и время, перенесенные внутрь. Ага, сначала у нас «на севере диком», а уж потом «и дремлет, качаясь», а пальма — она в самом конце. И еще есть два таких кирпичика — это четверостишия, одно повыше, другое пониже. Все это буквально осязается, входит в плоть и кровь.

На этом пути у детей случаются неожиданные затруднения. Например, есть удивительные дети, которые запоминают не рисунок и не звук, а смысл. Они принимаются рассказывать вам так: «Буря кроет мглою небо, крутя снежные вихри. То она завоет, как волк, то заплачет, как ребенок». Чаще — наоборот: «Буря мглою небо кроет, тара-тара, тара-рам… То она как зверь завоет, сердцу будет веселей…» Но понемногу все это: звук, смысл, рисунок — консолидируется, и этот процесс сам по себе крайне развивающий и полезный.

Мир стихов ничем не хуже, чем мир шахмат, мир музыки и другие миры. Любители поэзии, к которым отношусь и я, приводят такой аргумент: видение мира сквозь призму разной поэзии сильно обогащает внутреннюю «библиотеку настроений». Это как стеклышки разных цветов, сквозь которые можно смотреть вокруг. Выученные строчки всплывают в памяти, и вот уже это не просто метель, а самая разная — и «Снег идет, и все в смятеньи», и «Вот ветер, тучи нагоняя…», и «…проволока проводов таится в белоснежных трубках». Мы становимся богаче, потому что видим не один мир, а много разных. Из этого следует необходимость правильного выбора текстов.

Правильного — значит, во-первых, посильного, а во-вторых, — качественного. Нельзя под видом поэзии учить нескладные вирши. К сожалению, выбор стихотворений в современных учебниках для начальной школы нередко ужасен. Своими глазами видела такой, например, шедевр: «Как у нашей у коровы щи зеленые готовы. Села кошечка за стол, а сметанка прыг на пОл». Господи, прости. Это вперемешку с обкорнанным Тютчевым, отрывками из Пушкина и чем-то нравоучительным. Можно посмотреть чуть шире и найти массу по-настоящему хорошей и понятной детям поэзии.

Вот навскидку немного хорошей поэзии для начала: «Ворона и мальчик» Сосноры, «Мурка, не ходи, там сыч…» Цветаевой, детские стихи Хармса, Введенского, Олега Григорьева, «Человек надел трусы…» Вознесенского. У каждого поэта может найтись что-то подходящее, понятное и при этом настоящее. Не стоит бояться отдельных «непонятных» или «слишком взрослых» строчек и слов. Вообще, это бич нашего времени: «детям только детское». Некоторые вещи можно и объяснить, а некоторые вообще не требуют объяснения, их можно пока оставить непонятыми. И в этом еще один плюс выучивания наизусть: через несколько лет тебя вдруг озаряет понимание: ах, вот, оказывается, что поэт имел в виду!

— Мама, а знаешь, я понял, почему там нет рифмы… «Плачет старушка, мало прожила, а шарик вернулся, а он голубой…» До меня дошло…

— Тихо-тихо. Понял, и молчи.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Стихи — это Big Data культуры

Если память ребенка уже созрела настолько, что он может выучить, например, «Песнь о вещем Олеге» (неважно, сколько ему лет, пять или тринадцать), то происходит вот что. При запоминании длинных хорошо написанных текстов на родном языке мы запоминаем как бы некие образцы. Это образцы ритма, построения фразы, «качественных» сочетаний слов и звуков, парад незнакомых имен или исторических фактов. Когда в памяти накапливается много таких образцов, в какой-то момент в нас начинает работать нечто вроде анализа «больших данных». Появляется тот самый культурный фон, гуманитарная интуиция, чувство контекста, при котором нам необязательно точно знать какую-то конкретную вещь — у нас много «соседних» точек, по которым мы можем догадаться о целостной логике построения языка или культуры. Это как умение прикинуть в уме, сколько будет треть от пятисот, не считая точно, — такие вещи в жизни гораздо нужнее, чем навыки точного устного счета или доскональная эрудиция.

Такая нахватанность по верхам не заменяет строгого гуманитарного знания, но хорошо его дополняет. Более того, кажется, что в наше время иной порядок постижения культуры уже невозможен — слишком много всего есть. А когда уже чувствуешь все в целом, легче найти для себя и что-то по-настоящему любимое, свой уголок в мире поэзии. Например, мне не были близки Есенин, Ахматова, Цветаева, Блок, Лермонтов, Пастернак и другие. Но в какой-то момент я открыла для себя XVIII век, особенно Кантемира, обэриутов, Введенского.

Учить симпатичные тебе стихи и записывать их в альбом — это занятие сродни вышиванию или коллекционированию. Для этого из процесса должны быть полностью исключены любые нервные и соревновательные моменты. Мы не пытаемся ловить ребенка на ошибках. Не заставляем его выучить быстро и много. Позволяем самому выбрать, что учить и что записывать. Но постепенно возвращаем его к альбомчику и с удовольствием отмечаем вместе с ним, что стихов там стало больше.

Вот эти стихи мы учили осенью, те зимой. Воспоминание о процессе заучивания смешивается с воспоминаниями о конкретных событиях того времени жизни ребенка. Собственная жизнь начинает выстраиваться в голове так же, как и порядок стихотворения от начала к концу.

Мы не спрашиваем ребенка о том, «какие чувства вызывает в тебе эта строчка», если он сам не хочет ими поделиться. Это очень тонкие вещи, которые далеко не каждый из нас и далеко не всегда может назвать и проанализировать, да не всегда это и нужно. Гораздо приятнее не спеша вместе выучить стихи, рассказать их, правильно расставив все интонации, в другой день записать в альбом и пролистать тетрадку от конца к началу: вот, это мое, мои любимые стихи, они у меня есть. Моя культурная собственность, мой освоенный живой уголок эмоций.

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Проза — русская и иностранная

Сразу скажу: это занятие на любителя. Или на жертву обстоятельств. Какой была и я в старших классах школы. Наша прекрасная и любимая учительница английского в Аничковом лицее, Галина Яковлева, принимала у нас выученные, пересказанные максимально близко к тексту книжки — английскую литературу.

Доказано, что зазубривание иностранных текстов наизусть реально помогает учить язык. Причина примерно та же, что я указала выше. Мы запоминаем большие кластеры текста, целые фразы, слова в контексте, примеры словоупотребления. Мы учим не слова, а целые куски, пласты языка сразу, причем на лучших образцах. Опыт выдавания заученного текста «на-гора» снижает языковой барьер, потому что дает много шаблонов, образцов инокультурной логики. Думаю, что с русской прозой дела обстоят примерно так же.

Я в тот год постепенно выучила и пересказала отрывок из «Орландо» Вирджинии Вульф — вещь забавную, пышную, барочную и стремительную. На каждом шагу поражалась: оказывается, можно еще и вот так писать — и тебе ничего за это не будет!

Источник

Нужно ли учить наизусть литературные произведения?

В наше время кажется, что информация вечна и всегда доступна. Так зачем же нам заучивать литературные произведения, когда стихи Пушкина можно найти в интернете?

Автор колонки «Письмо от любопытного родителя» в The Guardian Майкл Роусен публикует актуальные вопросы министру образования США. Одним из его последних вопросов был следующий: должны ли школьники учить наизусть литературные произведения, чтобы лучше их понимать и достичь больших успехов в учёбе? И как же быть с теми, кто никак не может этого сделать?

Дело в том, что сегодняшние американские школьники должны будут в выпускном сочинении по английскому языку использовать цитаты из литературных произведений, заученные наизусть, и многие взрослые сомневаются в необходимости такой нормы. Российских школьников не просят демонстрировать на экзаменах дословное знание литературы. Тем временем учебный план предполагает, что заучить витиеватые обороты оды Ломоносова и вторить революционному ритму стихов Маяковского всё же придется. Традиционным остаётся и выбор отрывка из романа «Война и мир» для чтения наизусть, и описания природы из произведений Гоголя. Сложности, связанные с необходимостью искать правильные методы для запоминания, часто не дают обратить внимание на главное: зачем ученикам вообще решать такие задачи?

чем полезно заучивание наизусть. Смотреть фото чем полезно заучивание наизусть. Смотреть картинку чем полезно заучивание наизусть. Картинка про чем полезно заучивание наизусть. Фото чем полезно заучивание наизусть

Наверное, этот вопрос — учить ли наизусть литературные произведения — актуален сейчас во всех системах образования, в которых традиционная система обучения утратила свои позиции. Часть педагогов отстаивает принцип понимания вместо запоминания, часть утверждает, что нельзя отказываться от выверенного годами способа работы с текстом. Давайте рассмотрим основные аргументы обеих позиций.

Учить наизусть вредно

Многие, кто страдал в школе от невозможности запомнить всю последовательность эпитетов, метафор и сравнений литературных отрывков и стихов, и, главное, от необходимости это делать, с радостью согласятся: заучивание наизусть не приводит к пониманию материала, а создаёт только видимость понимания.

Преподаватели, которые говорят об этом, имеют в виду, что заучивание литературы превращает общение с произведением в механический процесс запоминания. Кроме того, так как ученикам сложно объяснить практическую пользу от этого действия (ведь, в самом деле, потренировать память можно и более увлекательными способами), то неприязнь к заучиванию текстов распространяется на весь школьный предмет «литература».

Самый главный аргумент «против» — оценка умения учить стихи никак не должна влиять на оценку по литературе.

Видно, что главные претензии противников заучивания стихов относятся, прежде всего, к школьной системе.

Я понимаю, что эффективность обучения, ориентированного на усвоение информации, зависит от того, как учитель учил, а ученик учился. Но когда умение заучивать наизусть привязано к итоговым тестам, от которых зависит будущее, большая часть студентов могут решить для себя, что они не способны учиться, хотя они всего лишь не способны учить наизусть,

— пишет в своей колонке неравнодушный американский родитель Майкл Роусен.

Учить наизусть полезно

Многие сторонники этой точки зрения часто апеллируют к развитию памяти, тренировке собственного красноречия и уважению к своей культуре. Но некоторые предлагают обратить внимание на сам предмет заучивания — художественный текст.

Художественный текст, будь то поэзия или проза, имеет свои закономерности построения. Если процесс запоминания соединить с анализом, то ученик осваивает не только конкретное произведение, но и литературный язык как таковой. Здесь играет на руку сам механизм заучивания. Маленькие дети, например, учат язык методом постоянного повторения, в том числе своих любимых сказок и стихов. При этом сначала усваиваются ритм, система рифмовки и грамматических построений, а затем автоматическое узнавание и запоминание уступает место смысловому. В сознательном возрасте постоянное проговаривание художественного текста также помогает понять его скрытые смыслы, которые возникают на уровне связи слов. Но, конечно, какие-либо открытия возможны только при неторопливом запоминании и при наличии более увлекательного стимула, чем получение хорошей оценки.

Отрывок из фильма « Возврата нет » . Источник: Youtube

Иосиф Бродский, заставляя своих студентов учить стихи наизусть, говорил, что каждое выученное стихотворение можно считать своим. Конечно, это надо воспринимать как метафору (что так созвучно особенностям художественного текста): когда вы знаете стихотворение наизусть, вы можете использовать его в подходящих ситуациях, а также оно становится частью вас (опять метафора).

В своём эссе 2009 года «Got Poetry?» философ и писатель Джим Холт призывал читателей учить стихи наизусть и поделился своим опытом ежедневных занятий. На момент написания эссе он выучил больше 2000 строк англоязычной поэзии, включая стихи Боба Дилана. Он учил по несколько строк каждый день, а затем декламировал их себе под нос во время рутинных занятий. Сложно представить, сколько томов составляет его «внутренняя» поэтическая библиотека сейчас! По его словам, своим необычным увлечением он развеял три мифа:

Актёр Вениамин Смехов читает стихи. Источник: Youtube

В романе-антиутопии Рея Бредбери «451° по Фаренгейту» люди учили книги наизусть, чтобы противостоять системе, которая эти книги сжигала, и стать носителями уничтожаемого знания. В современных антиутопиях контроль за информацией осуществляется куда более изощрёнными способами, и, пожалуй, необходимости запоминать произведения для сохранения культурного наследия нет. Но зачем искать рациональные причины, чтобы выучить красивое стихотворение или понравившийся отрывок прозы?

Позиции «за» и «против» запоминания литературных произведений наизусть, на самом деле, не противоречат друг другу. Только приверженцы одной из них делают акцент на пользе самого метода работы с текстом при правильном его применении, а другие — на неспособности системы образования, которая по природе своей стандартизирована, «пощадить» живой интерес к литературе и всему, что стандартизации не поддаётся.

Есть ли способ «настроить» систему так, чтобы «выучить наизусть» было методом познания, а не принуждения?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *