чем полезен ежик для человека
Ежики на участке: хорошо или плохо
Ежики на участке часто становятся предметом умиления для хозяев и их детей, при этом приносят ощутимую пользу, но и вредят. Несмотря на то, что эти животные маленькие и хорошенькие, нужно учитывать, что они не являются ручными и домашними. Прежде чем приучать их к жизни на территории, рекомендуется выяснить, так ли эти зверьки безопасны.
Ежики на участке. Иллюстрация для статьи используется по стандартной лицензии ©dachnyedela.ru
Польза от ежей
Считается, что ежи полезны и безопасны, когда обитают в саду. Они выступают в качестве санитаров участка, выполняя следующие функции:
Кроме этого, ежики защищают растения от насекомых.
Какой вред могут нанести ежи
Несмотря на пользу от зверьков, существуют и минусы их проживания на участке:
Ежи могут заразить стригущим лишаем, сальмонеллезом и другими заболеваниями. На иголках и коже зверька могут поселиться паразиты, поэтому ни в коем случае нельзя трогать их руками.
Особенно это касается маленьких детей. Контактируя с ежами, они могут подвергнуться заражению.
Различные насекомые появляются на животных вследствие того, что они двигаются в траве и собирают их на себе. Вредители способны существовать на ежах в течение длительного времени. Они быстро размножаются и могут распространиться по всему участку, становясь источниками заражения.
Ежики на участке. Иллюстрация для статьи используется с сайта thezabor.ru
Самым опасным заболеванием, которое переносят ежи, является бешенство. При укусе вирус попадает непосредственно в кровь. Кроме этого, подхватить бешенство можно через контакт с ежиком – достаточно всего лишь погладить больное животное, а затем протереть глаза руками.
Определить, болеет зверек или нет, практически невозможно. Внешне здоровое животное может оказаться зараженным, потому что видимые симптомы обычно не наблюдаются. Бешенство у него протекает легко и бессимптомно, но для человека еж опасен.
Пострадавшему необходимо обратиться к врачу, если после контакта с животным возникла сильная аллергическая реакция при уколе иголками или попадании его слюны на кожу после укуса.
Если приглядеться к ежу, то можно заподозрить его болезнь. Нужно насторожиться, если он не пытается убежать, хотя всегда боится людей. Также бодрствующий при свете дня зверек – это странное явление. Обычно ежи ведут ночной образ жизни, и активность в дневное время может быть признаком заболевания.
Ёжики: польза и вред для людей
Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: среди поедаемых им насекомых — майские хрущи, волосатые жужелицы, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц. Так, на Внешних Гебридах завезённые ежи превратились в настоящих вредителей, уничтожающих кладки таких птиц, как бекас, чернозобик, улита и чибиса. Ежи также грабят кладки обычных кур и похищают цыплят.
Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллёз, лептоспироз. На них в больших количествах водятся клещи и блохи. Например, изучение иксодовых клещей (переносчиков возбудителей клещевого энцефалита, туляремии, бабезиоза крупного рогатого скота, пироплазмоза лошадей) выявили, что ежи находятся в числе хозяев, на которых клещи кормятся во всех фазах развития. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен избавиться. За весенний сезон каждый ёж кормит на себе десятки тысяч иксодовых клещей; в литературу вошла даже особая единица учёта клещей в природных очагах — «еже-час», означающая количество клещей, собранных ежом за час пробега по очаговому участку леса.
Ёж — самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что римляне ещё в IV в. до н. э. выращивали ежей ради мяса — его запекали вместе с иголками в глине. Некоторые народные снадобья (в частности от облысения) включали пепел, желчь, внутренности или кровь ежа.
Жареный ёж — национальное цыганское блюдо.
При встрече с сильно пахнущим объектом ежи демонстрируют странное поведение, известное как «самосмазывание» (англ. self-annointing). Ёж лижет предмет, пока у него не начинает выделяться пенистая слюна, затем переносит её на иголки.
Иногда ежи накалывают на иглы даже недокуренные сигареты. Функция этого поведения до сих пор не ясна. Предположительно — это средство борьбы с паразитами.
Также ежи в случае опасности испражняются и, сворачиваясь в клубок, начинают кататься в собственных фекалиях, отпугивая источник опасности резким запахом.
Широко распространённое мнение, что ежи накалывают на иголки пищу, является ошибочным; иногда они переносят в своё гнездо наколотые на иголки листья.
ПС
. А зачем вообще эта новость. Да просто фотография понравилась!
И вот ещё фотки:
Как завести себе дачного ежа: реальная польза и мифы о колючем помощнике
Ежи — одни из главных любимцев интернета. Животные эти очень симпатичные, фотогеничные и лояльны к людям. А еще у ежей сложилась хорошая репутация среди дачников. Кто-то даже рекомендует специально привлекать зверьков на участок для борьбы с вредителями. А к кому-то ежи прибились сами, да так и живут рядом с садоводами. Но так ли уж просто заманить к себе ежа?
Люди считаю ежей очень милыми и дружелюбными: из-за природного строения физиономии нам кажется, что еж улыбается, а его колючки совсем не пугают.
Один из новых трендов — поселить ежа на дачном участке. Но не просто насильно принести из леса и посадить в коробку. Ежа нужно приманить, сделав участок привлекательным для него. Как это сделать, много пишут в интернете. Взамен хозяин дачи получит помощника в уничтожении вредителей урожая.
Еж в помощь дачнику
Эколог Елена Дубынина поделилась своими наблюдениями за жизнью ежей. По ее словам, поселить зверька на участке можно и нужно. Ежи в основном питаются насекомыми, среди которых немало вредителей овощей и фруктов. Всех их еж с удовольствием съест, а еще поймает мышь или нечаянно заползшего на дачу ужа.
«У нас на соседней улице лес, поэтому ежики — частые гости, и на несколько садовых участков соседских есть регулярный ежик. Несколько ночей шастает по нашему участку, спит днем под старой баней, потом, собрав все что можно, уходит на соседские», — рассказал НДН.инфо Елена Дубынина.
Чтобы ежик посетил дачу, нужны подходящие для него условия. Дубынина акцентирует внимание на безопасности участка для зверька. И если ежу на огороде понравится, то он приведет туда всю свою ежиную семью.
Еж не появится, если на даче живут собаки. Также лесной житель не сможет преодолеть сетку-рабицу, водоем и забор, наглухо упирающийся в землю. Дачникам советуют делать отверстие в ограждении на 10-12 сантиметров от земли, чтобы на участок мог проникнуть еж.
Ежи любят селиться в укромных уголках. Излюбленным местом является компостная куча. Также колючие создания предпочитают густые заросли низкорослых кустарников. На открытых участках еж чувствует себя незащищенным.
Натуралисты даже делают специальные ежиные домики, чтобы зверек мог остаться на зиму. Жилище представляет собой деревянную коробку 30х30х30 сантиметров с отверстием для входа высотой 10-12 сантиметров. Внутри домик выстилают соломой или листвой, а сверху прикрывают ветками.
Еж способен прокормиться самостоятельно. Он хищник, но ест мелких животных (мышей, змей) крайне редко. В основном питается насекомыми. Если зверек пришел на участок, то можно его подкормить белковой пищей: мясом, яйцами, орехами, творогом, сыром.
Ученый против мифов
Любовь людей к ежикам объяснил сотрудник института систематики и экологии животных СО РАН, доктор биологических наук Юрий Литвинов.
«Наблюдать за ними интересно. Людей не боятся, особенно любят с ними играть дети. В этом большая эстетическая и образовательная значимость ежей. Зверька можно взять домой в коробке, попробовать покормить, а потом отпустить в природу. Но не нужно пытаться содержать их дома постоянно. От них много неудобств, потому что ночью не спят, ходят, шуршат. Если пустить в комнату, они топают», — рассказал НДН.инфо ученый.
Но идею приручить ежа на даче Литвинов встретил со скепсисом. В первую очередь, из-за того, что ежи не способны привязываться к человеку, как кошки и собаки. Он может какое-то время пожить на участке, а потом уйдет.
Также ученый выразил сомнение в том, что колючий способен оказать существенную помощь в борьбе с насекомыми-вредителями. Лесной житель, конечно, может съесть гусениц и жучков, но если человек сам ему их даст. Еж не будет лазать по капусте, например, и собирать насекомых.
Попробовать обустроить жилище для ежика на территории дачи можно, поддержал ученый. Но не стоит рассчитывать на постоянное проживание лесного гостя.
«Призываю относиться к животным без всякого антропоморфизма — не надо придавать им черты, которые присущи человеку. Чтобы содержать ежа, нужно потратить время и силы. Покормите его несколько раз, и он все равно уйдет. Еж не будет приходить, чтобы поесть», — говорит собеседник.
То, что еж появляется на дачных участках, обусловлено не его симпатией, а, в том числе, всплесками численности в природе. Вспышки внутри популяции происходят примерно каждые три-четыре года. И вот, когда их много, ежи могут появляться повсеместно.
Еще одна причина в того, что колючий забредает на огород, в том, что его пищевая система устроена примитивно, и он должен все время что-то жевать, чтобы выжить. И вот такой маленький «пылесос» идет и шуршит по травяной подстилке, выискивая насекомых. Если ежиный путь завел на территорию поселка, то будет пастись там.
Чем полезен ежик для человека
Данная статья была подготовлена в рамках международной научной конференции «Кыргызский каганат в контексте тюркской цивилизации: проблемы кыргызоведения», посвященной 1170-летию образования Великого Кыргызского каганата.
Из числа «диких зверей» в пригородных районах, пожалуй, чаще всего можно встретить обыкновенного ежа. Еж не избегает соседства человека и нередко поселяется на приусадебных участках, плодовых садах. Однако, несмотря на то, что ежи часто живут рядом с человеком, знания наши о них скупы и неполны. Между тем, о ежах сложено немало легенд и в былые времена они даже были объектом поклонения многих народов.
Следы поклонения священному ежу можно отметить в мифологиях Древнего Египта, Китая, Японии, шумеров, аборигенов Северной и Южной Америки, кельтов и славян. У древних египтян еж почитался как змееборец и ассоциировался с Богом солнца Амон-Ра. Культ ежа был распространен повсеместно во всех номах (областях) Египетского царства. В виде этого животного часто изготовляли сосуды для возлияний. Для самураев еж служил символом доблести, мужества и скромности. У японцев он выступает в качестве неутомимого борца с силами зла и невежества. Изображения ежа татуировали неуязвимые индейские воины многих племен. Учитывая, что в Новом Свете еж не обитает, можно предположить о перенесении подобного культа предками индейцев из Азии еще в I тыс. до н.э.
Славянские дети с младенчества, с молоком матери, впитывали священный трепет перед образом ежа, которым их пугали строгие родители: «не балуй, а то еж заберет». У восточных славян еж является культурным героем, научившим людей защищаться от врагов (с помощью деревянного частокола, копий, пик и т. д.), построению укрытий, заготовке припасов на зиму.
В эпоху Средневековья западноевропейская аристократия использовала в числе геральдической символики изображения ежа и дикобраза. В некоторых рыцарских и дворянских гербах на века запечатлен еж с яблоками на спине. В Англии жива еще старая поговорка: «Он выгнул спину как еж, отправившийся за яблоками». Говорят так о человеке упрямого, ершистого и вздорного нрава, а подобные качества высоко ценились в рыцарской среде.
Среди эзотерических символов тайных обществ и геральдических эмблем феодалов встречаются так же символы розы (вспомним печально известные эмблемы, двух противоборствующих английских кланов – Алую и Белую розы) и ежевики с шипами, что дает повод пересмотреть истоки почитания данных цветка и ягоды. В период крестовых походов (XI – XIII вв.) часто употреблялся арготизм (слово заимствованное из диалекта определенной социальной группы) – «ежовая игла». Исследователями установлено, что под этим термином подразумевался бронебойный болт.
Интересно и само название ежа в английском языке – hedgehog, которое разбив на две части можно дословно перевести как: свинья, боров (hog) у живой изгороди (hedge) или походящая на нее (т.е. колючая.). В связи с этим, к любопытным аналогиям приводит исследование этимологического происхождения топонима Стонхендж (Stonehenge) – крупнейшей мегалитической культовой постройки II тыс. до н.э., в Великобритании, близ г. Солсбери. Изменяясь под влиянием романо-норманнского языкового давления, название потеряло окончание (hog) и приобрело лишнюю букву (n). В первоначальном варианте имя выглядело следующим образом: StoneHedgehog (каменный еж). Реконструкция культового сооружения так же показывает внешнее сходство форм. Мегалит, который некоторые ученые считают древней астрономической обсерваторией, представлен земляными валами, огромными каменными плитами и столбами, образующими концентрические круги.
Бытовал культ ежа и у тюркских народов. Из персоязычного сочинения XI в. Саида Гардизи «Зайн ал-Ахбар» («Украшение известий»), основанного на данных жившего в VIII в. ибн Мукаффы, о енисейских кыргызах известно, что «одни из них поклонялись корове, другие – ветру, третьи – ежу. ». Вероятнее всего, речь идет о тотемах отдельных кыргызских родов и племен. При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что никаких упоминаний о еже ни в иранской, ни в арабской культурах нет, что исключает возможность «добавления от себя» авторами.
Действительно, среди домусульманских верований кыргызов, как и многих других народов, особое место занимал тотемизм, в основе которого лежит вера в общее происхождение и продолжающуюся кровнородственную близость различных групп людей с каким либо животным, растением или даже явлением природы. Тотемистическая вера древних проявлялась тогда, когда более четко дифференцировались временные представления, выделялось какое-то иллюзорное время, в котором жили полулюди-полуживотные – тотемные предки. Наличие этих культов, тотемических представлений показывает естественное единство людей с природой, их неотторжимость от нее, стремление отождествлять себя с природой. Это понятно, поскольку древние люди еще очень плохо различали целое и части, а также связи частей между собой.
По мнению известного советского археолога А.Н.Бернштама, тотемические представления кыргызов отразились в некоторых рунических надписях. В тексте памятника Бегре (эпитафии кыргыза Тер-апа или Терпа) говорится от имени героя: «Семь волков я умертвил, барса и оленя я не убивал». Известно, что волк являлся тотемом тюркского каганского рода ашина, а барс, вероятно, был тотемом кыргызского каганского рода иди (отсюда родовое имя «Барс», включая знаменитого кагана Барс-бега). Как полагается, охота на тотемного животного запрещалась, на нее накладывалось табу. Однако другие народы и племена могли убивать его и это, нередко, влекло за собой вражду между жителями разных территорий.
Кроме барса широко распространенными тотемами у кыргызов являлись также волк, беркут, собака, олень (помните сказ Ч.Айтматова «О рогатой матери-оленихе»). Так, племя бугу почитало оленя как своего прародителя. Это, однако, не мешало им охотиться на животное, что свидетельствовало об ослаблении тотемистического культа.
Что же касается культа ежа, то, во-первых, он, по-видимому, был распространен не у всех кыргызских племен, а во-вторых, позднее мог трансформироваться в использование ежей в народной медицине. Люди наделяли мясо и жир ежа целебными свойствами и по разному их употребляли, дабы излечиться или перенять часть полезных качеств почитаемого животного.
Различные части ежа на Востоке (в Нижнем Поволжье и в пустынных предгорьях Средней Азии распространен ушастый еж) использовали как лекарство еще в древности. В некоторые рецепты Авиценны (Ибн Сины, 980 – 1037 гг.), описанные в его «Каноне врачебной науки» входит мясо ежа. «Князь философии», как известно, классифицировал болезни на «холодные» (вызванные переохлаждением) и «горячие». Так вот, согласно его мнению «холодные» заболевания необходимо лечить именно с помощью «горячих» животных (обитающих в жарком климате, пустынях и полупустынях): змей, черепах, ежей (еж избегает сырых мест), т.е. высококалорийной пищей.
Бульон (шорпо) из ежа у кыргызского населения разных регионов считается лечебным средством от множества, недугов. К примеру, в Аксыйском районе Жалалабатской области шорпо из ежа применяют для лечения бруцеллеза (особенно его рецидива), пневмонии, туберкулеза и всех заболеваний связанных с легкими. В Алабукинском районе той же области – при сильных воспалительных процессах и простудах, как эффективное потогонное средство. Целебный бульон широко популярен и у местного населения Ошской области: в г. Ош и его окрестностях – при заболевании щитовидной железы (эндемическом и диффузном токсическом зобе), в Ноокатском районе – при острых хронических тонзиллитах (ангинах) и при кожных заболеваниях (ветелиге, псориазе), в Карасуйском районе – в целях профилактики и лечения бешенства, в Алайском районе – при сильных, повторяющихся аллергиях, в Араванском районе – при язвах желудка, а в Узгенском районе (с. Куршаб) даже при онкологических (раковых) болезнях. Иногда топленый жир ежа применяется наружно для растираний. Кыргызы же Кадамжайского района Баткенской области само появление вблизи жилища ежа особенно с выводком детенышей расценивают как добрый, хороший знак.
Еж применяется в лечебных целях и у других тюркских народов. Женщины-узбечки Ферганской долины употребляли бульон из ежа (по узб. типратикан, в диалектах – кирпи, кирпи тикан) при бесплодии. Вообще, таинственный женский культ почитания ежа требует отдельного исследования. Пока можно лишь говорить о вере в несомненное влияние ежа на плодородие. Ошские узбеки до сих пор употребляют ежатину при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки. Причем, мясо ежа при этом необходимо варить долго, выпаривая бульон до количества одной пиалы (т.е. высокой концентрации полезных веществ). Также известно об использовании узбеками в былые времена пепла от иголок ежа для лечения кожных заболеваний и шкуры животного для извлечения из раны осколков и пуль. Для этого на рану внутренней стороной накладывалась свеже снятая шкура.
Свойства шкуры ежа вытягивать металл из ран можно объяснить наличием у них на спинной стороне широкой подкожной кольцевой мышцы (позволяющей быстро свертываться в колючий шар), которая продолжает сокращаться еще некоторое время после гибели. Здесь можно указать любопытную параллель: у татар Пензенской области России существует поверье, согласно которому можно избавиться от горба туго привязав к телу также освежеванную шкуру ежа. Сохраняя элементы традиционных верований, башкиры тоже долго почитали объекты и явления природы, небесные светила, птиц и животных (вполне возможно и ежей). В тоже время, как и их среднеазиатские родичи, башкиры использовали ежей (по башк. терпе) в народной медицине. В Куюргазииском районе Башкирии бульон из ежа считают хорошим средством при лечении заболеваний легких, а в Салаватском районе республики – при малярии и сильном ознобе.
Подтверждает существование культа кыргызский вариант наименования животного – кирпичечен. Вторая часть слова «чечен» переводится как оратор. С этим совпадает легенда, которую сообщила учитель кыргызского языка из с. Актобо Аксыйского района Г. Бугуева. По ее рассказу в давние времена у одного хана (бая) был сын, обладавший даром красноречия (оратор) и вздорным характером. Используя свое социальное положение и язвительный язык, чечен всегда выходил победителем в соревнованиях акынов – айтышах. Народ ненавидел его и он обернулся в небольшое животное, покрытое мелкими иголками, такими же колючими как были его слова. По другой версии ежик также происходил из знатной семьи, но напротив был оратором-поборником справедливости, борцом с лживыми муллами, алчными и деспотичными баями и манапами. За это темные силы заколдовали его в колючее животное. Именно поэтому, наверное, в кыргызских традициях изобразительного искусства при оформлении сказок, легенд и детских книг, ежей рисуют обязательно в мужских национальных головных уборах – белых калпаках, считающихся также символами мудрости и власти.
Словом «кирпичечен» в таласском говоре обозначают еще дикобраза. Идентичное название с учетом особенностей фонетики имеется в казахском языке – кiрпiшешен. В кыргызском языке существуют и ряд локальных наименований ежа, таких как: кирпи (повсеместно) и калмүштөк (Алабукинский район). В основе последнего лежат два слова: кал – родинка (ее напоминает носик ежа) и мүштөк – курительная трубка – может быть в связи с тем, что кончик морды ежа вытянут в небольшой, но хорошо заметный хоботок, походящий на муштук. Название же кирпи (по турецки – kirpi, по татарски – керпе) можно считать производным от тюркских слов «кирпик» – ресницы (схожие по форме, колючие и мохнатые) или «көрпө» – одеяло (оттого, что брюшко ежа покрыто мягкой шерсткой).
Чтобы понять истоки культа ежа, подобного отношения людей к ним необходимо обратиться к традиционной науке. Так что же говорит о ежах биология? Зверек этот во многих отношениях заслуживает нашего внимания – и по своеобразной внешности и по способу защиты, и по способности впадать в зимнюю спячку, и по невосприимчивости к ядам, и по положению в системе класса млекопитающих. Еж – единственное дикое животное, которое может подпустить человека довольно близко. Он часто днем скрывается в непосредственной близости с человеком – под стогом сена, в стенах глинобитных заборов, сараев, заброшенных домов. К самому человеку быстро привыкает, уже через 2 – 3 дня его можно без опасения брать в руки. В неволе легко приспосабливается к новому рациону – ест хлеб, мясо, яблоки, молоко. Еж весьма прожорлив и поедает массу всяких вредных для леса и садов насекомых (в т.ч. саранчовых) и слизней. Особенно там, где для других животных они малодоступны: в травяной и лиственной подстилке, между корнями деревьев, кустарников и т. п.
Впрочем, добычей ежа нередко становятся и более крупные подвижные животные. Сюда следует отнести уничтожение в лесу и полях гнезд мелких мышевидных грызунов вместе с выводком, вредящих сельскому и лесному хозяйству. Их он добывает чаще из-под земли, раскапывая норки (поэтому ежей иногда держат в домах вместо кошки). Известны случаи победоносного нападения ежей на ядовитых змей, всегда внушавших людям чудовищный страх. С давних пор известна малая чувствительность ежей к их укусам, позволяющая им одолевать и поедать даже гадюк. Это не значит, что организм ежа совершенно нечувствителен к змеиному яду, но, как показали опыты сопротивляемость его в 35 – 40 раз сильнее, чем у морской свинки – животного приблизительно таких же размеров, как и еж. Хотя промыслового значения ежи не имеют, они, безусловно, полезны и имеют огромное эпидемиологическое значение!
В пользу существования культа говорит то, что ежа нередко именуют «живым ископаемым Старого Света» среди современной фауны земного шара. Род ежей принадлежит к отряду насекомоядных. Млекопитающие этого отряда – наиболее древние и примитивные из плацентарных. Головной мозг у них мал, полушария его без извилин (отсюда, по-видимому, выражение «даже ежу понятно», хотя лабораторные наблюдения показали большую их сообразительность). Предки насекомоядных – возможные родоначальники всех остальных плацентарных. Остатки черепов древнейших насекомоядных были найдены в пустынях Монголии. Обнаружившие их в 1921 г. американские палеонтологи отнесли их даже к меловому периоду, то есть сочли этих зверьков за современников динозавров!
Таким образом, помощь ежей в борьбе с различными сельхозвредителями, защита жилищ от змей и древность происхождения не могли оставить людей равнодушными к этим животным.
Еще в античное время о повадках ежа в своем труде «Естественная история» писал древнеримский ученый Плиний Старший (PliniusMaior, 23 или 24 – 79 гг.). Прошли века, но во многих странах – от берегов Англии до Тихого Океана – по сей день о ежах живы множество легенд. Охотники, писатели, натуралисты (включая великого английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина), даже зоологи в немалом числе продолжают рассказывать и писать о них странные, порой несуразные (по мнению современной науки) истории, будоражащие умы и воображение! Поэтому, данная проблема требует еще серьезного исследования.
Т.М.Аюпов, к.и.н., ЮО НАН КР
А.А.Бакиров, ОшГУ