чем покрыть накладку грифа электрогитары
Чем покрыть накладку грифа электрогитары
Сообщений: 613
Регистрация: 30.12.2009
Неоднократно выше уже сказано, что для покрытия музыкальных инструментов пригоден единственно масляный лак. Для составления такого лака нужные материалы подробно рассмотрены выше и внимательный мастер уже из этого может выбрать нужное. Для того, что бы было все недвусмысленное ясно, что по-своему опыту считаю лучшим, расскажу, как я действую, частично и, повторяясь, но в данном случае десять лишних слов будет меньшим злом, нежели одно не договоренное слово.
Как получить янтарную канифоль или плавленый янтарь, сказано выше в соответствующей главе, так же как о льняном масле и разбавителях. Соотношение ингредиентов даю как пример, и это может быть варьировано по желанию мастера; все же предостерегаю от значительного увеличения доли плавленого янтаря, чтобы не получить жесткое покрытие о котором жалуется Меккель. Я не советую переступать соотношение 1:1 масла и янтаря. Можно идти в другом направлении, уменьшать долю янтаря и на одну его часть брать 1,5; 2; 2,5, даже 3 части льняного масла. Чем больше будет масла и меньше смолы, тем лак будет мягче, нежнее и эластичнее с меньшим стеклянным глянцем. Понятно, высыхать лак будет медленнее. Разбавители, при увеличении количества масла, соответственно тоже следует увеличить.Мои наблюдения показывают, что на мягкость и остроту звука инструмента значительно влияет степень жесткости лакового покрытия.
Для приготовления этого лака необходима небольшая аппаратура. Нужны мелкие весы, на которых отвесить плавленый янтарь; нужна мензурка, лучше, если градированная, в которой отмерить льняное масло и разбавители. Нужна шарообразная колбочка, объема 100,0-200,0 из огнестойкого стекла с пробкой. Шейку у колбочки иметь лучше пошире. Еще нужна спиртовая лампочка, достаточно большая, чтобы получить нужный жар. Если имеется газ, тогда спиртовка, конечно, не нужна. Когда вся нужная аппаратура имеется, можно приступать к приготовлению лака. Отвешиваем плавленый янтарь, размельчаем грубо его, чтобы прошел через горлышко в колбу, и ставим колбу над огнем. Если горлышко короткое, то для держания колбы лучше использовать деревянный колбодержатель, чтобы что бы колбу держать на нужном расстоянии то пламени и при необходимости вовсе снять с огня. При нагревании смола в колбе начинает плавиться и сравнительно быстро вся смола становится жидкой. Температура такого жидкого смоляного сплава 160 градусов. Когда смола полностью расплавится, к ней можно частями приливать льняное масло и колбочку взбалтывать и нагревать. Лучше, если и льняное масло согрето, чтобы заметно не охлаждалась смола. Когда весь сплав стал однородным, присоединяют таким же образом разбавитель и еще дают всей жидкости хорошо прокипеть. Во время приготовления лака пробкою можно слегка прикрыть горлышко колбы. Состав несколько охлаждается и еще теплым фильтруется через поношенную, но еще крепкую льняную ткань. Так приготовленным лаком можно немедленно покрывать инструменты. Лак станет лучше, если его оставить на продолжительное время в покое, чтобы грубые, полностью не расплавившиеся части осели, как это прекрасно рассказал Марциан в своем рецепте. Так выдержанный лак следует слить в чистую посуду и при пользовании им, лак согреть на огне или солнце, от чего лак становится жиже и легче разравнивается на поверхности инструмента.
Этот лак бесцветный, хотя после нанесения нескольких слоев, дает легкую темно-коричневую окраску.
Этот лак тонкими слоями можно наносить непосредственно на белое дерево, но, принимая во внимание его небольшую коричневатость, на еловой доске будут немного окрашены поры дерева и создадут впечатление загрязненной древесины. Чтобы этого избежать, я прежде наношу на весь инструмент льняное масло тонким слоем, после высыхания которого, инструмент шлифую мелкой наждачной бумагой и тогда наношу лаковый слой.
Тампончиком беру согретый лак и наношу островками на деку: указательным пальцем правой руки островки соединяю и разравниваю лак движением в продольном и поперечном направлениях, пока лак наложен весьма равномерно. Делается это постепенно, на небольших площадях, пока вся скрипка не будет покрыта.
Для держания инструмента при лакировке, полезную службу послужит деревянная палочка, один конец которой заострен наподобие скрипичного колка и ведет в отверстие в нижнем клецке, где после ляжет пуговица подгрифника.
Скрипку лакировать начинаю с обечаек, после перехожу на верхнюю деку, потом на нижнюю и заканчиваю головкой и завитком. На завитке не везде доступно действовать пальцем и следует обойтись одним тампончиком. Отлакированную скрипку ставлю в окне на солнце, поворачивая через час другой стороной и боками, чтобы солнечный жар не причинил вреда дереву. Лакирую инструменты с марта по октябрь, а зимой, когда масла сгущаются и высыхание затягиваются, вовсе не лакирую. К тому же зимой засохший лак имеет нежелательную мягкость.
Весной и летом в солнечную погоду, лаковый слой высыхает за один день, но наносить следующий слой лучше через пару дней, чтобы высыхание укрепилось.
Когда первый лаковый слой высох, его шлифую слегка нежной наждачной бумагой, после чего на еловую деку одну наношу второй слой лака, так как ель более пористая и требуется больше лака для заполнения пор. Каждый последующий лаковый слой будет высыхать быстрее, так как ель более пористая и требуется больше лака для заполнения пор. Каждый последующий лаковый слой будет высыхать быстрее, так как прежние слои действуют как сиккатив.
Когда два первых лаковых слоя высохли, лак шлифую водяной наждачной бумагой. Понятно, что перед каждым нанесением лака инструмент тщательно очищается от пыли. Чем жиже лак, тем тоньше будет нанесенный слой лака и тем большее количество слоев потребуется для достижения нужной толщены лакового покрова. Лакируя и шлифуя лак, постигается гладкость покрытия. Для загрунтовки инструмента потребуется от пяти до восьми слоев лака. Следует учитывать, что со временем, когда лаковый покров полностью высохнет и затвердеет, он несколько пожухнет, войдет в дерево и станет заметно тоньше.
Как я уже говорил, проблема краски скрипичного лака мною пока не разрешена полностью. В принципе вопрос ясен: нужна не корпусная – планчатая оптическая краска, красочный пигмент которой можно связать с маслом или лаком, и слоями крыть им инструмент. Такой краской слабоокрашенным лаком можно было, начать лакировку с первых уже слоев и с нанесением достаточного количества лака инструмент был бы окрашен.
Такое покрытие наблюдается на некоторых староитальянских инструментах. По другому варианту, интенсивно окрашенное масло или лак кроется на бесцветный грунт.
Пока не умею приготовить такую краску, обхожусь некоторыми не совсем пригодными красками. Очень прочную краску делает тонко наложенная сиена. Если об оптике лака особенно не заботились, то эту краску с успехом можно применять.
Оптически хороший краситель получился из немецкой краски «Суданская- коричневая», в соединении в соединении с французским лавандовым маслом, придавая красочному пигменту вишнево-красный цвет. В соединении с янтарным лаком краситель не выцветает, лишь от тепла рук размягчается.
Когда достигнута желательная интенсивность окраски инструмента, поверх красочного слоя следует наложить еще несколько слоев лака без краски, лак еще шлифуется и выравнивается до зеркально-гладкой поверхности. Когда это достигнуто, можно последний слой жидкого лака оставить и весь лаковый покров будет иметь вид натурального лака.
Как ухаживать за накладкой грифа?
Как ни странно, но многие даже очень опытные музыканты часто пренебрегают необходимостью комплексного ухода за своим музыкальным инструментом. И зачастую такое отношение рано или поздно приводит музыканта к мастеру за дорогим и длительным ремонтом – а иногда отсутствие ухода может заканчиваться и вовсе полным разрушением инструмента и потерей его качеств.
Немного теоретических аспектов по уходу за накладкой грифа
Накладки на гриф бывают двух типов: с нанесенным лаковым покрытием и без него. Сразу скажем, что лаковое покрытие уберегает владельца от множества проблем и протирать лакированную накладку значительно проще: можно использовать универсальную полироль и для деки, и для грифа.
Что касается чистой накладки (палисандр и черное дерево) – тут необходимы специальные химические средства.
Многие из вас наверняка замечали, что в зависимости от времени года (температура, влажность) гитара ведет себя по-разному: периодически появляется звон ладов, снижается комфорт игры, гитара быстро теряет строй (как в сторону понижения, так и повышения). Все дело в количестве влаги, которая содержится в дереве, из которого изготовлен гриф и его накладка. При высокой влажности дерево впитает влагу и станет более мягким и податливым – такой материал несложно повредить даже случайным касанием ногтя или медиатора.
Не будем забывать и о фурнитуре: колки, лады и элементы тремоло также очень не любят высокой влажности, так как она может приводить к образованию налета и ржавчины (а это крайне сильно отразится на звуке – особенно в случае коррозии ладов).
Если в комнате наоборот недостаточно высокая влажность, то дерево будет сохнуть и, как результат, выгибаться – это, скорее всего, приведет к неприятному звону ладов. При длительной потере влаги гриф и накладка станут безвозвратно пересушенными и лады попросту начнут вылазить из пазов, нарушится сама геометрия грифа (как говорится, его «поведет»), при самом худшем раскладе на накладке появятся трещины.
Запоминаем раз и навсегда: инструмент (насколько бы он ни был дешев и плох) не предназначен для постоянного таскания в мягком чехле по улице в зимнюю пару, для пикников под моросящим дождиком в лесу у костра, для нахождения под длительным воздействием солнечных лучей. Постоянная и длительная смена температурного режима и влажности значительно повышают шансы нарушить структуру дерева и получить, в качестве бонуса, одну из вышеуказанных проблем.
Как правильно ухаживать за накладкой на грифа из разных пород дерева?
Очевидно, что разные породы дерева по-разному реагируют на изменение температуры и влажности. Так, палисандр (самое популярное и доступное дерево для накладки), как ни странно, обладает очень высокой устойчивостью к климатическим перепадам – его рекомендуется обрабатывать только зимой с периодичностью раз в 40-60 дней.
Черное дерево (эбони) – более дорогой и более прихотливый сорт. Его лучше обрабатывать не реже, чем 1 раз в 2-3 недели.
Кленовые накладки обычно покрываются лаком непосредственно на производстве. Для обработки грифа с кленовой накладкой без лакового покрытия используется специальный воск – другие составы применять запрещено.
Естественно, все эти особенности не предполагают, что вы должны укутывать свой инструмент в махровые простыни и поить его водой для поддержания баланса влажности. Сегодня на рынке представлено великое множество средств по уходу за накладкой грифа – все они работают по одному принципу, хотя и незначительно отличаются в цене.
Очистка накладки грифа
Во время игры на накладки (особенно у ладов) скапливается жир и грязь с наших пальцев. Для очистки таких следов необходимо исключительно безспиртовое средство, так как любой спирт сильно сушит накладку – как мы уже выяснили, это определенно негативный момент.
Одними из самых популярных средств для очистки грифа являются составы от фирмы Dunlop – например, очиститель 6524 Cleaner and Prep. Прекрасно справляется с налетом как на дереве, так и на металлических элементах (ладах, фурнитуре) и помогает вернуть гитаре насыщенный тон.
Пропитка накладки грифа
После очистки накладки нам необходимо пропитать ее каким-либо средством, способным вытеснить из пор дерева обычную воду и сохранить достаточный уровень влажности породы даже при высокой влажности. Такие средства называются кондиционерами для накладки – маслянистые составы, которые за считанные минуты впитываются в дерево и сохраняют его структуру на протяжении нескольких месяцев.
Пропитка грифа лимонным маслом
И, наконец, небольшой гайд по тому, как все это использовать:
«В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» или Дом Волшебника Чурова.
Уход за накладкой грифа гитары (одно из мнений)
[QUOTE=OLD MERIN;124585]Всё что по этой теме знаю я и что мне говорили профессиональные специалисты за Рубежами нашей Отчизны.
Некоторые из них покрывают лаками или спец.составами, но большинство производителей предпочитают натуральное дерево.
Что может произойти, если гриф не обрабатывать?
• Трещины
• Разрушение структуры дерева
• Лады могут вылезти вверх или вниз
• Изменение цвета накладки
• Разрушение верхнего слоя накладки
• Уменьшение сустейна
• Загрязнение в намотке струн
Самые большие проблемы, летом и зимой.
Зимой сухой климат, а летом влажность может быть высокая.
И то и другое вредно для дерева, особенно резкие перепады.
Например при включении отопления и при его отключении.
Любую гитару с необработанной лаками накладками грифа, рекомендуется чистить, при каждой замене струн.
Ленивые гитаристы и те, кто не в курсе, чистят один, два раза в год.
Чистка нужна от грязи, пота и для текущей пропитки накладки, если хочется иметь гриф как новый.
Конечно, гриф нужно ещё анкером регулировать, при необходимости.
А, например, кленовые накладки (Maple fretboards) которые сверху покрыты лаковым составом, дополнительного ухода не требуют (пока не сотрёться лак).
Ну это и дураку понятно.
Кстати, иногда, профи ещё, полируют лады, для «полного фарша» за уходом грифа.
Не ленятся!
Есть такая хрень, типа Planet Waves Fret-Polishing System (это не реклама),
её кладут на гриф и аккуратно работают с ладами.
Можете найти её в интернете.
Большинство производителей гитар (PRS, Tom Anderson,Takamine,…),
Рекомендуют лимонное масло.
А вот, например, Martin, не рекомендует лимонное масло, потому, что считает, что оно может разрушить нитроцеллюлозу на грифе.
Чистое лимонное масло является сильнейшим растворителем, поэтому, только гитарные составы.
То есть мнения расходятся.
В народе, популярны средства от производителей Mack Daddy (разные варианты),
и Planet Waves Hydrate fretboard conditioner.
Просто, они во всех магазинах там продаются.
Они не пахнут как льняное масло и чистят лучше, чем лимон.
Нужно просто распылить на гриф и через несколько минут,
стереть бумажным полотенцем.
Если останется влага на грифе, то не волнуйтесь, дерево впитает столько, сколько нужно (про полотенце не забудьте☺).
Что касаемо геля для чистки, то это штука не распространённая,
я так понимаю более «ядрёная» и я ни разу его не применял и результатов по уходу не видел.
Но, обычно гель, это более густая консистенция средства, не более.
Наверное, должно хватать на долгое время. :wave:[/QUOTE]
Ну раз про клён тоже интересно, то два варианта чистки кленовой накладки.
1) Накладка из клена покрывается тонким слоем состава, похожим на ту, что покрывают корпус на гитаре.
Для таких гитар, Вы можете применять обычный guitar polish (без силикона и воска).
В силиконе содержатся инертные вещества, которые в долгосрочном периоде, разрушают состав дерева.
Некоторые гитаристы используют специальные составы, для ухода за мебелью ( я лично нет).
2) Другой вариант клен без покрытия.
Это точно такое же дерево, как и палисандр или чёрное дерево.
Но немного сложнее, так как на клене, больше видны пятна от грязи.
Подходит не любой сорт масла, а лучше его вообще не использовать.
Масло будет впитываться с грязью и потом в гриф, проникать в поры дерева, а в результате клен потемнеет в этих местах.
Надо развести мыло для рук (немного) в теплой воде и этот состав, будет отлично работать.
Если есть деньги, то лучше купить детское мыло, там меньше вредных веществ для структуры дерева.
Можно смочить им чистую ткань и очистить грязь с накладки.
Затем, другой сухой тканью убрать остатки воды.
Этот процесс, похож на тот как чистят электроплиту и смывают остатки жира.
guitar.by
Гоняем лысого или супер-гриф.
Модератор: moderator
Гоняем лысого или супер-гриф.
#1 Сообщение Konstantin Bandurin » Вс ноя 30, 2008 11:58 pm
Не первый раз меня просят рассказать о грифах без лака и как с ними жить. Устав отписываться в личные, я решил максимально подробно описать процесс здесь, где, возможно, этой статье не самое место. Ну да ладно.
Если вы решились улучшить или испортить гитару ( зависит от кривизны заточки конечностей) сначала снимите старый лак наждачками, постепенно уменьшая зерно. От тщательности подготовки будет зависеть результат. На этом вам играть.
Если вы уже купили гитару с таким грифом его надо (возможно) очистить.
Если инструмент придет замызганный, без груза чистим водой с мылом и зубной щеткой. Топить не надо, влажной щеткой потереть мыло, потом шарашим гриф,взбивая пену. Удаляем пену бумажными салфетками. Гриф станет чистым и влажным. Не боимся незначительной влаги, он изначально глубоко промаслен и геометрия не изменится. Через день он высохнет и волокна на нем вздуются. Не ссым!
В случее использования готовых смесей (масловоск, gunstock oil? danish oil) достаточно просто загладить волокна. Описываемые сложные пляски с воском нужны только для чистых масел.
В дальнейшем по мере загрязнения чистим лимонным маслом Dunlop или Planet Waves. Раз в один-два месяца.
Все грифы благополучно пережили процедуру, и не пострадали никак.
Я не уверяю, что это правильная или лучшая технология, но все ее этапы были предварительно обдуманы и проверены на живых гитарах.
#2 Сообщение Bering » Пн дек 01, 2008 12:47 am
#3 Сообщение Мастер » Пн дек 01, 2008 1:53 am
#4 Сообщение Galleion_GTR » Пн дек 01, 2008 7:56 am
#5 Сообщение Мясик » Пн дек 01, 2008 1:59 pm
#6 Сообщение pashevich » Пн дек 01, 2008 2:23 pm
#7 Сообщение Konstantin Bandurin » Пн дек 01, 2008 2:36 pm
#8 Сообщение Vic » Пн дек 01, 2008 2:55 pm
#9 Сообщение Die_m@N » Пн дек 01, 2008 4:57 pm
#10 Сообщение serious » Пн дек 01, 2008 5:53 pm
#11 Сообщение Костя » Вт дек 02, 2008 10:20 am
#12 Сообщение Мастер » Ср дек 03, 2008 12:49 am
Konstantin Bandurin писал(а):
Тогда вы можете выбрать одну или несколько подходящих причин:
1. На ощупь приятнее.
2. Тембр и резонанс лучше.
3. Голимые понты.
Прежде чем что то написать, я конеч но же попробовал сделать на одном из грифов oil finish знаменитым тунговым маслом. И если какая то часть населения бросилась уже сдирать лак со своих грифов, то может быть кто то и успеет остановиться.
Масленный лак СОЗРЕВАЕТ НЕ МЕНЕЕ ПЯТИ ЛЕТ. Только после этого он достигает пика своих акустических свойств. А вам предлагают чуть ли не раз в два месяца обновлять пропитку.
guitar.by
Лакировка грифа и покраска.
Модератор: moderator
Лакировка грифа и покраска.
#1 Сообщение kabina » Ср сен 21, 2011 10:40 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#2 Сообщение Belarus » Ср сен 21, 2011 10:49 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#3 Сообщение kabina » Ср сен 21, 2011 10:53 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#4 Сообщение kabina » Ср сен 21, 2011 10:55 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#5 Сообщение Belarus » Ср сен 21, 2011 11:06 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#6 Сообщение kabina » Ср сен 21, 2011 11:09 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#7 Сообщение Belarus » Ср сен 21, 2011 11:13 am
Re: Лакировка грифа и покраска.
#8 Сообщение kabina » Ср сен 21, 2011 8:25 pm
Re: Лакировка грифа и покраска.
#9 Сообщение Belarus » Ср сен 21, 2011 9:30 pm
Re: Лакировка грифа и покраска.
#10 Сообщение Скиф » Ср сен 21, 2011 10:54 pm
Гриф зачистить лезвием от канцелярского раздвижного ножа, заровнять наждачной бумагой. Потом пропитать любым бесцветным слегка подогретым лаком на масляной основе. Заполировать войлочной тряпочкой. Лучше ничего дешево не сделаешь.
Зы: старый лак снимается хорошо посредством того же ножа и промышленного фена. Никаких ацетонов и Б-52.