чем покрасить деревянный поднос
Декорируем деревянный поднос в стиле френч-винтаж
Френч-винтаж, черно-белый винтаж, винтажный монохром, французский стиль — все это об одном и том же: о декораторском стиле с определенными отличительными чертами. Обязательны белый (иногда — сливочные оттенки, цвет слоновой кости) и черный (или темно-синий) цвета, монохромная картинка, стилизованная под ретро (часто этикетки, надписи), искусственное старение (потертости, патинирование, кракелюры и т. п.).
Скорее всего, опытные декупажницы сотворили не одну работу в стиле френч-винтаж и нашли для себя наиболее оптимальные приёмы в этой технике. Не претендую на какие-то открытия, поскольку моя цель — поделиться своим опытом для тех, кто только начинает знакомство с волшебством декупажа.
Предлагаю выполнить в стиле френч-винтаж поднос, но процесс аналогичный и для любой другой ровной деревянной поверхности.
Для этого нам понадобятся:
— акриловые краски — белая, черная,
— наждачная бумага № 120-150, 600,
Шаг 1
Заготовку подноса ошкурить. Пыль собрать влажной салфеткой. Если на заготовке были незначительные трещины и сколы, то нужно ли их шпатлевать — решать вам. По сути, френч-винтаж стиль «потертый», поэтому небольшие дефекты на поверхности будут обыгрывать стиль.
Шаг 2
Окрасить поверхность со всех сторон черной акриловой краской. Если краска очень густая, ее можно немного разбавить. Красить можно кистью, губкой или валиком. После просушки проведите рукой по поверхности: если она шероховатая, прошкурьте ее наждачной бумагой. При необходимости проведите повторное окрашивание (например, часть краски слезла при ошкуривании, видны явные непрокрасы).
Шаг 3
По черному слою хорошо прокрасить поднос белой акриловой краской. Не исключено, что для ровного цвета понадобится положить два слоя (с промежуточной просушкой).
Шаг 4
Влажным махровым полотенцем начинаем стирать белую краску, создавая потертости. Подумайте, где в реальности они могли бы образоваться? Именно в этих местах приложите усилия. Обратите внимание, что на подносе у нас предусмотрен черно-белый принт, так что это место оставьте более белым.
Надо сказать, что существуют варианты этого этапа работы. Например, перед окрашиванием белой краской черный слой местами натирают свечой, что в дальнейшем позволяет быстро отскоблить верхнюю краску. Но, на мой взгляд, в этом случае получаются потертости чуть грубее. При истирании мокрым полотенцем они выглядят более естественными и деликатными.
Всю поверхность залакировать в два слоя (с промежуточной просушкой).
Шаг 5
Готовим распечатку. Картинку нужного размера необходимо отзеркалить, ведь мы будем клеить ее лицевой стороной вниз. Это особенно важно, если на картинке есть надписи и логотипы. Распечатка сделана на лазерном принтере на обычной офисной бумаге.
Картинку вырезать под нужный размер, положить на файл лицевой стороной вверх и сбрызнуть водой — пусть полежит, немного промокнет.
Шаг 6
Далее распечатку промокнуть сухим полотенцем. Акриловым лаком промазать лицевую сторону (с надписями и картинками) распечатки и поднос. Приложить распечатку к поверхности, хорошо пригладить тряпочкой, шпателем или валиком. Высушить.
Шаг 7
Теперь нужно скатать белый слой бумаги. Для этого слегка намочить бумагу и начать ее скатывать, обнажая картинку. Смачивайте бумагу небольшими участками и работайте на них.
Шаг 8
Боковинки подноса декорируем с помощью трафарета. Черную краску наносим полусухой кистью тампонирующими движениями сверху вниз.
Шаг 9
Поднос залакировать и хорошо высушить.
Работу в стиле френч-винтаж можно усложнить, дополнив кракелюрными сеточками, объемным трафаретным орнаментом, фурнитурой. Я в этот раз ограничилась самым простым вариантом. Вместе с мини-ящиком у меня получился вот такой набор:
Спасибо за внимание! Всем творческого настроения 🙂
Чем обработать деревянную посуду 4.94 / 5 ( 16 )
Наверняка вы стали замечать, что русские народные традиции и обычаи стали постепенно возвращаться в современную жизнь. Связано ли это с надоевшими искусственными материалами, или это следствие цикличности мировых процессов, гадать не будем. Задача этой статьи намного проще – рассказать все тонкости пропитки ложек и лопаток из дерева, и подробный ответ на часто задаваемый вопрос: «Чем обработать пищевую деревянную посуду?»
Если вам посчастливилось купить деревянные столовые приборы на ярмарке, или сделать деревянную ложку собственноручно, то вслед за радостью от новых вещиц, вы задумаетесь над тем, чем и как обработать деревянную посуду для еды?
Разного типа морилки и лаки отпадают, они совсем не подходят для обработки деревянных столовых приборов, так как могут навредить здоровью.
Во всяком начинании лучше ориентироваться на советы и рекомендации мастеров, для которых процедура пропитки изделий из дерева стала уже «родной». В процессе освоения разных методик, вы, наверняка, остановитесь на наиболее для вас подходящей, или сможете выработать свой уникальный метод.
Как бы не отличались рецепты обработки столовых приборов из дерева у разных умельцев, можно выделить две основные методики пропитки:
Растительное или льняное?
Если вы новичок, то свою первую деревянную ложку или лопатку можно пропитать и растительным маслом. Взять лучше масло рафинированное, от него меньше запаха. Но все же «бывалые» мастера в итоге переходят на льняное. Оно не дает привкуса прогорклости, лучше впитывается и полезнее для здоровья. И если обратить взор к нашим мудрым предкам, то они покрывали всю кухонную деревянную утварь именно льняным маслом.
Рецепты масленых пропиток с травами
Для самых искушенных, кто получает удовольствие от постоянного поиска чего-то большего, есть несколько рецептов масляных настоев. Делаются они из разных видов целебных трав и корней:
Если вы хотите немного поиграть с цветом, можно попробовать разные пищевые растительные масла. Например, тыквенное и облепиховое масла придает красивый золотистый оттенок изделию из дерева.
Как промаслить изделие из дерева
Льняное масло лучше брать свежего отжима и у проверенных продавцов, при не соблюдении технологии, масло изо льна может иметь горький вкус и не очень приятный запах.
Оптимальным решением будет разогреть масло на водяной бане. Для этого емкость с маслом помещают в кастрюлю с водой большего объема и ставят на огонь. Не нужно доводить масло до кипения, достаточно разогреть его до температуры в 60-65 С. При нагревании плотность масла уменьшается, и оно намного лучше впитывается в древесину.
Опускаем в теплое масло деревянную ложку и ждем, пока из изделия постепенно не выйдут все пузырьки кислорода. Вынимаем, обтираем сухой салфеткой и выкладываем сушиться на солнце. Солнечный свет ускоряет полимеризацию масла. В льняном масле этот процесс происходит на естественном уровне, в отличие от растительного, в которое добавляют сиккатив. Высушенная таким образом ложка или лопатка обретают очень высокую водостойкость, и прослужат вам не один год.
Пропитка мастикой
Прежде чем обработать деревянную посуду мастикой, удостоверьтесь, что изделия хорошо просушены. Сама мастика получается из смеси льняного масла и воска. Пропорции здесь могут быть разные, все зависит от того, какой твердости мастика вам понадобится. Для мягких пород деревьев нужна более твердый состав (2 части масла к 1 части воска), для твердых пород более мягкая мастика (3 или 4 части масла к 1 части воска).
Оба ингредиента также готовятся на водяной бане до полного растворения воска в масле. После этого переливаем состав в стеклянную тару с широким горлом и даем остыть. Мастика готова к применению.
Перед полировкой мастикой хорошо дважды пропитать изделие из дерева маслом. Не забывайте высушивать ложку после каждой процедуры. Если того требует древесина, отшлифуйте ее самой мелкой наждачной бумагой. После этого возьмите отрез войлока и с его помощью натрите ваше изделие приготовленной мастикой.
С первого взгляда может показаться, что процесс весьма затратный по времени. Но если вы занимаетесь любимым делом и в удовольствие, вы заметите, как с каждым разом на одно и то же действие вам понадобится все меньше и меньше времени, а ваше мастерство будет расти с каждой промасленной деревянной ложечкой.
15 способов чем и как покрасить дерево: пошаговый мастер-класс
«Я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. «
Добрый день! С вами Удовина Наташа и команда Творческой студии ТАИР. Я хочу рассказать и показать, как можно по разному покрасить дерево. Покрасить в широком смысле. Я покажу и краски и морилки и даже некоторые лаки. Все приемы, которые я показала, можно сочетать друг с другом и подбирать любые цвета.
Все эти способы применимы и на небольших предметах, таких как шкатулка, и на мебели. Следующим мастер-классом я как раз задумала декор такого комода.
1. Полное окрашивание краской
Для любого вида окрашивания без выделения фактуры дерева, необходимо хорошо подготовить поверхность к работе. Я специально выбрала деревяшку, у которой есть трещина в сучке и явные неровности. Чтобы сделать поверхность гладкой, необходимо заделать трещины. Я использую грунт Левкас, также подойдёт обычная шпатлёвка.
Шпателем состав затирается в глубину неровностей, а излишки снимаются. Обратите внимание, что водный состав может после высыхания немного просесть в глубоких трещинах и понадобится повторное шпаклевание. После высыхания я ошкуриваю грунт Левкас до идеальной гладкости.
Дальше, чтобы сэкономить расход краски и облегчить её нанесение нужно закрыть впитывающую поверхность древесины и Левкаса грунтом, недорогой краской или лаком. Я наношу белый акриловый грунт, разбавленный водой. Дальше широкой плоской кистью наносится краска выбранного цвета.
Как бы ни хотелось закончить этот процесс побыстрее, помните, что лучше нанести несколько тонких слоёв с просушкой, чем один толстый. Это поможет избежать явных следов от кисти и сделать окрашивание равномерным. В этом способе я максимально прячу фактуру дерева, но если вы хотите её сохранить, то нужно обойтись без шпатлевания и грунтовки.
2. Морилка | градиентное тонирование
Морилка — самый простой способ тонировать древесину, но при этом сохранить просвечивающий древесный рисунок.
Первый этап в морении — смачивание древесины чистой водой. После высыхания ворсинки дерева поднимаются и их надо сошкурить мелкозернистой наждачной бумагой.
3. Морилка из акриловых красок | градиентное окрашивание
Классические покупные морилки чаще всего соответствуют цветам ценных пород деревьев. Но иногда хочется тонировать дерево в какой-нибудь нестандартный цвет, и при этом сохранить его фактуру. В таком случае морилку можно сделать самому из акриловых красок.
Я снова буду делать градиент, просто чтобы сразу показать несколько цветов. Беру белила, турецкую зелёную и марганцевую голубую. Развожу их с водой до жидкого состояния.
Если краска густая, как у меня, то хорошо перетереть её, чтобы не осталось комочков. Как и в случае с обычной морилкой сперва смачиваю досочку чистой водой, а после высыхания ошкуриваю поднявшиеся волокна. Затем снова смачиваю поверхность водой и поочередно наношу цвета, делая плавные переходы между ними. Наносить можно в один или несколько слоёв.
В финале после высыхания я слегка ошкуриваю досочку, местами обнажаю натуральный цвет дерева, это тоже даёт интересный эффект. Можно создать морилку любого цвета!
4. Омбре красками
Омбре — это один из видов градиента, который подразумевает не переход из цвета в цвет, а переход из светлого в тёмное или наоборот. Кстати, у меня есть подробное видео. Эффект омбре часто используется в декоре мебели, например, чтобы затемнить края ящичков, или сделать переход на ножках.
Сначала как и в первом случае делаем обычное окрашивание. Затем, после высыхания краски берём более тёмный или наоборот более светлый по тону цвет и начинаем окрашивать край. Очень важно не оставить резкой границы, поэтому по мере приближения к центру краска всё сильнее разбавляется, а самый нижний край просто размывается чистой водой.
В зависимости от того, насколько сильно вы хотите осветлить или затемнить край, можно наносить несколько слоёв краски или ограничиться одним-двумя. Я решила показать, как будет выглядеть переход омбре от всех краёв к центру. У меня получается строго прямоугольная форма градиента, но можно делать её более плавной, например, круглой или овальной.
5. Тонирование лаками
Ещё один способ придать дереву благородный оттенок — это использование лаков. Перед нанесением важно хорошенько пошкурить дерево. В деревообработке используются шеллачные лаки, они придают древесине приятные золотистые оттенки.
У ТАИРа в ассортименте есть два вида: шеллачный спиртовой и спиртовой осветлённый. Спиртовой лак в баночке выглядит очень тёмным, почти как битумный, но в работе он чуть более золотистый, чем осветлённый лак. Показываю их на одной доске. Мне результат очень нравится.
Но раз уж заговорила про битумный, покажу и его. Использование битумного лака — это уже из области состаривания. Я наношу лак по краям и деревяшка сразу кажется как будто обожжённой. Я наношу битумный лак с помощью губки. Снимается битумный лак уайт-спиритом, так что если вы случайно капнули больше битума, чем нужно, его легко убрать с лакированной или окрашенной поверхности.
Можно наносить битумный лак и напрямую на дерево, но в дерево он очень активно впитывается и его уже не стереть. Также обратите внимание, что битумный лак очень глянцевый и липкий, его рекомендуется закрывать сверху шеллачным лаком. Кисти после битума и шеллачных лаком нужно отмывать в растворителях.
6. Многослойное окрашивание резиновым шпателем
Беру следующую загрунтованную досочку. Окрашиваю её в цвет, который будет проглядывать из-под других. У меня это фиолетово-красный из линейки Акрил-Арт. Обратите внимание, когда нанесен в один слой — он имеет такой нежный розовый подтон, а когда наносишь следующие слои он темнеет до благородного коричневого!
Я обожаю этот цвет использовать в живописи!
Затем набираю на резиновый шпатель следующие цвета, можно сразу по два. Я беру кобальт зелёный светлый холодный, кобальт тёмный и марганцовую голубую. Лучше предварительно смочить поверхность, тогда цвета будут вплывать друг в друга более плавно.
Финальным аккордом добавляю яркую ноту лимонного цвета. Так как работа идет по сырому, краски довольно интересно вплывают друг в друга.
7. Многослойное окрашивание с «продирами». Использование металлического скребка.
Следующий способ прост, но очень эффектен для тех, кто любит техники состаривания. На загрунтованное дерево наносится первый цвет. Я взяла серый льняной. В этом случае можно наносить цвет одним толстым слоем и старой щетинной кистью, которая оставляет следы.
Слегка подсушиваю краску феном, но не до конца. Беру металлический шпатель и начинаю сдирать краску.
В тех местах, где она не просохла, она очень хорошо снимается целыми пластами. Следующий цвет — шалфей. Наношу его хаотично, делая мазки в разных направлениях. Снова подсушиваю и сдираю шпателем. В некоторых местах можно приложить усилие и процарапать даже грунт до самого дерева.
8. Одношаговый кракелюр
Окрашиваю грунтованную деревяшку в золотой цвет. Одношаговый кракелюр — это имитация трещин в краске, которые со временем возникают от изменения температуры и влажности. Первый цвет — тот, что останется проглядывать сквозь трещины, можно придумать много интересных вариантов, делать его темнее или светлее основного, использовать металлики или перламутры. После высыхания краски на поверхность наносится толстый слой кракелюрного лака.
Оставляю высыхать до состояния, чуть липкого на ощупь. Беру красный цвет, потому что очень люблю благородное сочетание красного и золотого и широкой плоской кистью начинаю окрашивать всю досочку.
Очень важно! Наносить краску поверх кракелюрного лака можно только один раз, поэтому важно, чтобы краска сразу была достаточно укрывистая и хорошо разносимой консистенции. Если попробовать нанести краску вторым слоем, то она просто начнет некрасиво скатываться. Окрашиваем стык в стык! Как вы видите, трещины проявляются сразу же. После высыхания краски кракелюр обязательно закрывается шеллачным лаком.
9. Двухшаговый кракелюр
Двухшаговый кракелюр имитирует трещины, со временем возникающие в лаке. Я покажу создание таких трещин, не закрывая дерево краской или грунтом, чтобы фактура дерева осталась видна. Но, разумеется, создавать такие трещины можно и поверх окрашенной поверхности, и поверх декупажа, или росписи, или даже живописи.
Сперва наношу несколько слоёв шеллачного лака. Я взяла неосветленный, потому что он очень понравился мне в одном из предыдущих способов. Дерево — очень впитывающий материал, так что первый слой лака можно даже не брать в расчет, он полностью впитается. После него лучше нанести ещё 3-4 слоя шеллачного лака с промежуточной просушкой.
Затем, как в одношаговом кракелюре распределяю по поверхности толстый слой кракелюрного лака. Оставляю сушиться на сутки. На утро на просвет проявляются вот такие шикарные трещины. Если в вашем помещении влажно или прохладно, трещин может быть меньше, тогда нужно прогреть поверхность тёплым воздухом из фена. Кракелюр любит сухость и тепло. Чтобы проявить трещины затираю в них масляную краску. Закрываю кракелюр шеллачным лаком.
10. Лодочная доска | многослойное окрашивание с использованием восковой свечи
Окрашиваю всё жидко разведенной коричневой краской. После высыхания в некоторых местах натираю досочку восковой свечой. Учитывайте, что в этих местах краска потом снимется! Затем одну половину окрашиваю цветом краплак, а другую — тёмно-зелёным. Главное не забыться и не начать сушить феном, иначе воск начнёт таять!
После высыхания краски беру металлический скребок и начинаю снимать краску. В местах, покрытых воском она снимается очень легко. Дальше беру свечу и затираю ей новые участки.
Стараюсь, чтобы туда попали и новые цвета, и тот цвет, который мы продрали из-под второго слоя. Одну половину закрываю оранжевым цветом, а другую кобальтом зелёным светлым. Точно также сушу естественным путем, затем скребком сдираю краску. Снова закрываю некоторые части воском от свечи.
Окрашиваю все одним цветом — персидким бирюзовым из линейки Акрил Де Люкс. Сушу и продираю краску скребком. Это ещё один способ состаривания.
12. С использованием влажной бумаги
Это также один из способов многослойного окрашивания. Первым слоем я наношу жидко разведённую охру и просушиваю феном. Дальше беру лист бумаги и рву его на кусочки разных форм и размеров. Старайтесь, чтобы это были сложные формы, а не просто ровные полоски. Смачиваю бумагу водой и размещаю кусочки на моей деревяшке. Следующий цвет наносится мастихином. Я выбрала серый тёплый.
Наносить нужно так, чтобы кусочки бумаги не съезжали в процессе. Смело можно оставлять в нанесении небольшую неаккуратность, неравномерную толщину мазков. Пока краска ещё свежая, аккуратно поддеваю мастихином бумагу и снимаю их. И оставляю на просушку.
Дальше нарываю следующую партию бумажек, смачиваю и выкладываю на доске. Старюсь, чтобы под бумагой оказались разные участки — и серые, и охристые. Наношу следующий цвет — охра тёмная, и снимаю бумагу не дожидаясь высыхания. Сушу краску. Дальше все этапы повторяются столько раз, сколько ещё цветов вы хотите ввести в работу.
Я наношу красную охру, а самым последним слоем — жжёную умбру. Этот способ отличается от других тем, что у каждого слоя появляется своя небольшая толщина, и кажется, будто от доски действительно отваливались целые пласты краски после многочисленных окрашиваний.
13. Золочение поталью
Под золочение поталью надо подготовить очень ровную и гладкую поверхность. Закрываю доску грунтом Левкас. Даю ему полностью просохнуть, а затем ошкуриваю мелкозернистой наждачной бумагой. После ошкуривания поверхность лучше выгладить кусочком натуральной ткани, например, льняной. Левскас обладает впитывающей поверхностью, поэтому первым слоем надо его закрыть.
В иконописных техниках, где для золочения также нужна гладкая поверхность для этого используют шеллачные лаки, и здесь я тоже использую именно шеллак. После этого, если остались следы от кисти, можно ещё раз пошкурить и выгладить поверхность. Затем я наношу ещё один слой шеллачного лака.
Если вы хотите получить идеальную гладкость, напоминающую ровный золотой слиток — лучше брать спиртовые составы для золочения. Я использую акриловый водный, с ним идеальной гладкости добиться не получится, но можно получить другой красивый эффект. После того как клей высох до прозрачности, можно наносить поталь. Я использую классическую.
В идеале для её переноса на поверхность используются специальные широкие кисти. Тогда поталь ляжет более гладко и ровно. Но я считаю, что в получившихся трещинах и заломах есть своя прелесть. Более того, сверху можно поцарапать поталь металлической щёткой (Хотя я уверена, за такое многие бы меня осудили!). Классическая поталь по технологии закрывается спиртовыми лаками, чтобы избежать окисливания. Я использую шеллачный лак.
14. Обжиг с брашированием и седое дерево
Для обжига с брашированием требуется газовая горелка, металлические щётки и соблюдение правил пожарной безопасности. Не бойтесь хорошенько обжигать деревяшку, если делаете обжиг первый раз. Обычно новички делают совсем слабенький обжиг, добиваясь едва коричневого цвета. При обжиге мы сжигаем мягкие волокна дерева, чтобы потом легко вычесать их и проявить рельефную фактуру. Для этого после обжига смачиваем досочку водой, чтобы пыль не летела во все стороны, берём металлические щетки и с нажимом причёсываем нашу деревяшку.
Часто эту технику называют «Амбарная доска» — это стремление состарить досочку до состояния доски, оставшейся от разобранного старого сарая. Здесь будут хороши все средства: гвоздодёром или молотком можно оставить глубокие вмятины, стамеской наметить и расширить трещины. Шило или гвоздь подойдёт для создания круглых дырочек. С помощью дрели и сверла можно проложить пути короедов. Пилой наметить какие-то старые пропилы.
Можно забить пару гвоздей и окислить их шляпки кислотой, но я не стала. Новую доску прежде всего выдаст гладкий срез, поэтому для достоверности стоит добавить ему неровностей, можно даже выпилить какие-то куски..
После всех этих ужасных издевательств над доской, беру горелку и ещё раз прожигаю новообразованные щели и выбоины. Снова вычёсываю сгоревшее дерево металлической щеткой. Дальше кистью выметаю остатки пыли и беру белую краску. Со временем дерево теряет свой цвет, выгорает на солнце, забивается пылью. Чтобы сымитировать такое седое дерево, нужно его патинировать. Наношу жидко разведенную белую краску, а затем сразу же стираю её мокрой тряпочкой. Просушиваю. Краска сразу протаивает. Наношу следующий слой.
Важно не переборщить с белым! Хорошенько стирайте краску после нанесения. Дерево должно казаться слегка припылённым. Заключительным этапом чуть-чуть подшкуриваю дерево наждачной бумагой.
15. Обжиг с брашированием и металлическая патина (сухая кисть)
У меня есть ещё одна досочка с обжигом и брашированием. Сочетая обжиг, браширование и сухую кисть можно получать разные визуальные эффекты, высветляя фактуру дерева или наоборот затемняя её. А я хочу показать в этом примере металлическую патину. Окрашиваю доску в глубокий чёрный цвет, использую бархатную чёрную из линейки Акрил Де Люкс.
Краски-металлики лучше всего смотрятся и переливаются именно на тёмной поверхности. Дальше беру краски-металлики Деколор и работаю в технике сухая кисть: набираю краску на кисть (лучше использовать плоскую грубую щетину), снимаю излишки об салфетку и начинаю окрашивать по направлению волокон дерева.
Важно не переборщить и вовремя остановиться. Получается вот такое изящное металлизированное напыление, которое подчеркивает древесный рисунок.
16. Браширование без обжига + техника вымывания
Конечно, брашировать дерево можно и без обжига, именно так я и делала до того, как купила горелку. Это можно делать специальными насадками для дрели, жесткими металлическими щётками. Или заниматься брашированием вручную, что я и делаю.
Это, конечно, отличный способ согреться, когда нет отопления) Обязательно нужно ошкуривать доску после браширования, чтобы не посадить заноз.
Дальше я приступаю к окрашиванию. Наношу фиолетовую и сразу же вымываю невпитавшуюся краску мокрой тряпкой. Ввожу в некоторых местах дополнительный цвет — ультрамарин — и с ним поступаю точно также.
Такая техника позволяет деликатно оттенить фактуру доски. Дальше беру краску-Хамелеон зелёного цвета, наношу её на всю поверхность, и также вымываю остатки, позволяя им остаться только в глубине пор. После высыхания получается нежный перламутровый эффект.