чем похожи раскольников и свидригайлов
Раскольников и Свидригайлов
Нестерова И.А. Раскольников и Свидригайлов // Энциклопедия Нестеровых
Особенности художественных образов Раскольникова и Свидригайлова.
Особенности характера Раскольникова и Свидригайлова
В российской классической литературе особое место занимает творчество Федора Ивановича Достоевского. Каждое произведение являет собой уникальное творение, наполненное глубоким смыслом. Преступление и наказание – это один из тех романов, который при повторном прочтении играет новыми смысловыми красками и открывает широкий спектр неповторимых образов и картин.
Роман был создан Ф.М. Достоевским в период с 1865 по 1866 год. Через всю канву романа проходит осознание автором трагизма существования как аристократического так и иных сословий. Именно в этот период в России возникает множество различных философских течений и это все на фоне появления большого количества униженных и оскорбленных людей. Эти теории прочно внедрялись в умы не только бедного студенчества, но и весьма зажиточного дворянства. Отсюда и формирование гипертрофированных идей направленных не на созидание а на уничтожение.
В этом плане особый интерес в романе «Преступление и наказание представляют образы Родиона Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова.
Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание». Но был бы его образ настолько полным без А.И. Свидригайлова, который являет собой антипод главного персонажа. Различия видны практически во всем, начиная внешнего вида и кончая мировоззрением. Так Раскольников «. был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить». Одежда же Свидригайлова наоборот была «щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём». Из этого становиться очевидным, что Раскольников беден, а Свидригайлов богат. Аркадий Иванович назло всем выставляет свое богатство напоказ: » На пальце был огромный перстень с дорогим канем». Раскольников не имея возможности улучшить свое материальное положение выставляет свою бедность на всеобщее обозрение. Именно склонность к «показухе» является одной из общих для обоих персонажей черт. Оба персонажи отличаются удивительной внешней красотой. Родион Раскольников «темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». У Аркадия Ивановича очень красивое лицо «похожее как бы на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светлою белокурой бородой». Однако, несмотря на необычайную внешнюю привлекательность в лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное». В тоже время лицо Раскольникова было печально и красиво, на нем отразились задумчивость и грусть.
Достоевский не зря подчеркивает факт заселения Свидригайлова в дешевую гостиницу. Это заставляет читателя задуматься над намерениями Свидригайлова и заподозрить персонажа в дурном. Однако это может также служить отражением безразличия Свидригайлова к жизни и её благам.
Сравнительный анализ образов Раскольникова и Свидригайлова
Родион Раскольников очень часто находится под влиянием меланхолии. В этом характеры Свидригайлова и Раскольникова похожи. Основу внутреннего мира главного героя романа Ф.М. Достоевский отразил в фамилии «Раскольников». В тоже время многое указывает на то, что Свидригайлов создавался как двойник Родиона, именно поэтому внутренний раскол характерен и для Аркадия Ивановича. Так в Свидригайлов сочетаются пошлый и беспринципный развратник и ценитель большого искусства. Не зря же Федор Михайлович Достоевский именно в уста Свидригайлова вложил слова о Сикстинской Мадонне, любимой картине писателя: «. об Рафаэлевой Мадонне Госпоже Прилуковой в альбом сумел написать».
Противоречив несомненно и Родион Раскольников. Он горд и жалок одновременно, помимо этого он добр и зол на весь мир. Так увидев пьяную девушку и преследующего её господина, Раскольников заступился за неё.
Свидригайлов – шулер, знававший побои товарищей и волевой смельчак. Не каждый осмелится прийти к брату, чью сестру он хотел совратить. Раскольников холоден и бесчувственен, однако в раннем студенчестве он помогал нищему товарищу, а после его смерти и его отцу.
Свидригайлов жесток и одновременно гуманен. Он жестоко издевается над людьми, но в тоже время предлагает Дуне десять тысяч рублей. Аркадий Иванович «человек который всю жизнь носил маску самодовольства, но был неудовлетворен собой». Раскольников также испытывал глубокое самонеудовлетворение. Именно это привело его к разрушительной идеи.
Оба героя и Раскольников и Свидригайлов совершили преступление, но только один из них познал настоящее раскаинье: «Он вышел, весь, дрожа от какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого наслаждения, – впрочем, мрачный, ужасно усталый. Лицо его было искривлено, как бы после какого-то припадка. Утомление его быстро увеличивалось. Силы его возбуждались и приходили теперь вдруг, с первым толчком, с первым раздражающим ощущением, и так же быстро ослабевали, по мере того как ослабевало ощущение». Свидригайлов же считает что подавил в себе все муки совести. Оба персонажа не видят просвета во тьме жизни. Им чужда вера в светлое будущее. Их преступления давят на них. И того и другого преследуют призраки прошлого. Свидригайлов сознается в этом Родиону Раскольникову: «Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт: «Не загадать ли вам, Аркадий Иванович, на дорогу-то?» А она мастерица гадать была. Ну, и не прощу же себе, что не загадал! Убежал, испугавшись, а тут, правда, и колокольчик. Сижу сегодня после дряннейшего обеда из кухмистерской, с тяжелым желудком, – сижу, курю – вдруг опять Марфа Петровна, входит вся разодетая в новом шелковом зеленом платье, с длиннейшим хвостом: «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус мое платье? Аниська так не сошьет». Стоит, вертится передо мной. «Охота вам, говорю, Марфа Петровна, из таких пустяков ко мне ходить, беспокоиться». – «Ах бог мой, батюшка, уж и потревожить тебя нельзя!» Я ей говорю, чтобы подразнить ее: «Я, Марфа Петровна, жениться хочу». – «От вас это станется, Аркадий Иванович; не много чести вам, что вы, не успев жену схоронить, тотчас и жениться поехали. И хоть бы выбрали-то хорошо, а то ведь, я знаю, – ни ей, ни себе, только добрых людей насмешите». Взяла да и вышла, и хвостом точно как будто шумит. Экой ведь вздор, а?» Свидригайлов испугался, так как чувствовал близость смерти. В отличии от Аркадия Ивановича, Раскольников не хочет признаваться в том, что призраки преследуют его.
Сравнение Раскольникова и СвидригайловаВнешность Раскольникова противопоставлена внешности Свидригайлова
Раскольников». был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить».
Лицо Раскольникова было печально и красиво, на нем отразились задумчивость и грусть.
Его одежда была «щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём».
«На пальце был огромный перстень с дорогим канем»
В лице Свидригайлова было что-то «ужасно неприятное».
Склонность к показухе
Оба персонажа отличаются удивительной внешней красотой
Раскольников «темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен»
У Аркадия Ивановича очень красивое лицо «похожее как бы на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светлою белокурой бородой»
Свидригайлов готов на все, чтобы удовлетворить свои желания.
Раскольников заботится о своей семье, он хорошо относится к людям.
Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели.
Теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса.
Оба являются преступниками
Раскольников убивает старуху-процентщицу и Лизавету.
Свидригайлов повинен в смерти нескольких человек.
Раскольников постигает глубины раскаянья.
Свидригайлов очерствел настолько, что не захотел жить.
В романе «Преступление и наказание» Ф.М, Достоевский дает шанс на искуплении обоим. Они должны освободиться от ложных идей. Раскольников получает духовную свободу благодаря Сонечке. Свидригайлов впервые в жизни полюбил, но Дуня не ответила взаимностью. Это лишило его надежды на спасение. Именно по этой причине Свидригайлов решает покончить с собой.
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов и Раскольников (фильм 1969 г.) |
Петр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов являются яркими второстепенными персонажами романа «Преступление и наказание» Достоевского.
Лужина и Свидригайлова считают в какой-то степени двойниками главного героя романа Родиона Раскольникова.
В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Лужине как двойниках Раскольникова в романе «Преступление и наказание».
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
Свидригайлов и Лужин как двойники Раскольникова в романе «Преступление и наказание»
Лужина и Свидригайлова можно назвать двойниками Раскольникова по нескольким причинам:
1. Три похожих теории
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются носителями своих собственных теорий. При этом у этих теорий есть нечто, их объединяющее.
Теория Раскольникова
Теория Раскольникова об обыкновенных людях и «Наполеонах» говорит о том, что люди в целом якобы делятся на обыкновенных людей (людей-«материал») и людей гениальных, выдающихся («Наполеоны»). Согласно теории Раскольникова, «Наполеоны» идут к своей цели ради блага общества, не задумываясь о средствах и жертвах. Теория Раскольникова становится главной причиной его страшного преступления:
«Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.» (часть 3 глава V)
«. я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…» (часть 5 глава IV)
Экономическая теория Лужина о целом кафтане гласит о том, что каждый человек должен заботиться прежде всего о себе, а не об окружающих. Согласно теории Лужина, личный интерес и индивидуализм — это залог счастливого общества. Однако эта теория не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Так, Раскольников приходит к выводу, что теория Лужина по сути оправдывает любые, даже самые страшные преступления во имя личного блага:
«Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. » (Лужин о своей теории, часть 2 глава V)
«. доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно рeзaть…» (Раскольников о теории Лужина, часть 2 глава V)
Теория Свидригайлова гласит о том, что зло может быть оправдано, если оно делается ради какой-то важной личной цели (даже если цель не самая благая). Именно этой теорией и руководствуется Свидригайлов, совершая свои преступления (см. Преступления Свидригайлова). Теория Свидригайлова по своей сути мало отличается от теорий Лужина и Раскольникова:
«. своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел!» (Свидригайлов о своей теории, часть 6 глава V)
Очевидно, что теории Лужина, Свидригайлова и Раскольникова имеют много общего. На этом основании Свидригайлова и Лужина можно назвать двойниками Раскольникова.
2. Все трое — преступники
Лужин, Свидригайлов и Раскольников являются двойниками еще и потому, что все они так или иначе совершают преступления.
Из этих троих персонажей Лужин является самым «мелким» преступником. Лужин подбрасывает Соне Мармеладовой 100 рублей, а затем публично обвиняет ее в воровстве. Таким образом он совершает по сути два преступления — мошенничество (подбрасывание денег с целью извлечь выгоду) и публичное распространение клеветы о Соне:
«То значит, что вы. клеветник, вот что значат мои слова! — горячо проговорил Лебезятников. » (часть 5 глава III)
«. мерзкий, преступный вы человек. » (Лебезятников о Лужине, часть 5 глава III)
«. затушено было, в самом начале, уголовное дело, с примесью зверского и, так сказать, фантастического душегубства. » (часть 4 глава II)
«. об истории с человеком Филиппом, умершим от истязаний, лет шесть назад, еще во время крепостного права. » (часть 4 глава II)
Герои романа называют Свидригайлова и Лужина подлецами за их аморальные поступки. Самого Раскольникова никто не называет подлецом, он сам себя считает подлецом.
«. сладострастного развратника и подлеца. » (Раскольников о Свидригайлове, часть 6 глава V)
«. я и первого шага не выдержал, потому что я – подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)
Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлов (актер Е. Копелян, фильм 1969 г.) |
В романе «Преступление и наказание» встречается несколько так называемых двойников главного героя Родиона Раскольникова. Эти персонажи схожи с Раскольниковым в некоторых своих взглядах, поступках, чертах характера и т.д.
Без сомнения, господин Свидригайлов является одним из самых ярких двойников Раскольникова.
В этой статье представлены материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все статьи о Раскольникове
— Все статьи о Свидригайлове
Свидригайлов и Раскольников как двойники в романе «Преступление и наказание»
Свидригайлова можно считать двойником Родиона Раскольникова по нескольким причинам: этих героев сближают их теории, их преступления, а также их личные качества.
Сам Свидригайлов прямо говорит о том, что он и Раскольников очень похожи и являются «одного поля ягодами»:
«Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?» (Свидригайлов о себе и Раскольникове, часть 4 глава I)
1. Теории Раскольникова и Свидригайлова
Теория Раскольникова оправдывает жертвы во имя благой цели. В свою очередь, теория Свидригайлова оправдывает жертвы во имя личного интереса. Теории героев являются очень схожими.
«. люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово. » (часть 3 глава V)
«. я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша. Единственное зло и сто добрых дел. » (часть 6 глава V)
2. Преступления Раскольникова и Свидригайлова
По сюжету романа «Преступление и наказание» бедный студент Раскольников совершает страшное преступление — убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету. Свидригайлов, судя по всему, совершает за свою жизнь несколько преступлений. Во-первых, в прошлом он был шулером (карточным мошенником), что тоже является преступлением. Также о Свидригайлове ходят страшные слухи о том, что он якобы виновен в смерти нескольких человек (крестьянина, девочки-подростка). Кроме того, Свидригайлов, вероятно, виновен в смерти своей жены Марфы Петровны.
«. я и решил, завладев старухиными деньгами, употребить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, – и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать…» (часть 5 глава IV)
3. Оба имеют собственное мнение
И Раскольников, и Свидригайлов — это персонажи, которые всегда имеют свое мнение.
«Да ведь я ничьим мнением особенно не интересуюсь» (о себе, часть 4 глава I)
«Вы имеете собственное мнение и не струсили иметь его. Тем‑то вы и завлекли мое любопытство. » (Свидригайлов о Раскольникове, часть 6 глава III)
«— Да постой на минутку, трубочист! Совсем сумасшедший!» (Разумихин о Раскольникове, часть 2 глава II)
«— Вы сумасшедший, — выговорил почему-то Заметов тоже чуть не шепотом и почему-то отодвинулся вдруг от Раскольникова.» (часть 2 глава VI)
««А ведь это, пожалуй, и хорошо, что он меня почти за сумасшедшего считает», — подумал Раскольников.» (часть 3 глава III)
«— Но вы действительно, действительно сумасшедший! — вскричал Раскольников. » (часть 4 глава I)
Раскольников называет Свидригайлова «странным человеком». Господин Свидригайлов в свою очередь также считает Раскольникова «странным». В этом смысле герои в силу своей странности также могут считаться двойниками.
«. он мне очень странным показался. » (Раскольников о
Свидригайлове, часть 4 глава III)
«Он очень странный и на что‑то решился. « (Раскольников о Свидригайлове, часть 4 глава II)
«. вы мне сами почему‑то кажетесь ужасно как странным. Как хотите, а что‑то в вас есть» (Свидригайлов о Раскольникове, часть 4 глава I)
Раскольников называет себя подлецом за то, что он совершил. Однако следователь Порфирий Петрович не согласен с ним и считает его «не безнадежным подлецом». Что касается Свидригайлова, сразу несколько героев романа называют его подлецом. Таким образом, Раскольников и Свидригайлов могут считаться двойниками на этом основании.
«Пусть я подлец, а ты не должна. » (Раскольников о себе и сестре, часть 3 глава I)
«. я знал, что я подлец. » (Раскольников о себе, часть 6 глава VII)
«. нищий я, ничтожный я, подлец, подлец!» (Раскольников о себе, часть 6 глава VIII)
«Вышло‑то подло, это правда, да вы‑то все‑таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец. » (Порфирий о Раскольникове, часть 6 глава II)
«— Подлец! — прошептала Дуня в негодовании.» (Дуня о Свидригайлове, часть 6 глава V)
«И я мог хоть мгновение ожидать чего-нибудь от этого грубого злодея, от этого сладострастного развратника и подлеца!» (Раскольников о нем, часть 6 глава V)
Это были материалы о Свидригайлове и Раскольникове как двойниках в романе «Преступление и наказание» Достоевского.
«Сравнение: Свидригайлов и Раскольников»
Оба являются преступниками (Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Относят себя к «право имеющим»
сильные личности (переступают черту закона).
Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников — «одного поля ягоды».
различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек. жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением,
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. — порок.
Св. весь мир- нелепость
Св. «и добро и зло творит равнодушно»
Св. пошлый, развратный человек.
Хозяин жизни творит добро и зло от скуки, понимая, что весь мир- нелепость, Справедливость в этом мире невозможна.
ему становится тошно в этой жизни — самоубийство!
Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.о. создавая для себя морально этические нормы.
Окончательно признав себя «вошью», Раскольников идет сознаваться в убийстве, прекращая свой «бунт». Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие — последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова — человека, живущего по принципу «все дозволено».
Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова
Главный герой одного из самых психологических произведений русской литературы, романа «Преступление и наказание», носит имя Родион Раскольников. Он не похож на других, хлопоты обычных людей ему чужды.
Федор Михайлович Достоевский на страницах своего произведения знакомит нас со своеобразным двойником Родиона Романовича – Аркадием Ивановичем Свидригайловым. Этот герой заявляет о своем сходстве с Раскольниковым.
А действительно ли похожи Раскольников и Свидригайлов? Сравнительная характеристика поможет ответить на этот вопрос.
Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица)
Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами. Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина.
Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь.
Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе. Не верит в честность, бескорыстность, благородство.
Уверен в своей дальнейшей успешности. Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям.
По слухам, насильник и убийца.
Образ Свидригайлова и Лужина
Теория «вседозволенности» позволяет герою переступать через все нравственные границы. Лужину же принадлежит теория «целого кафтана», которая гласит, что нужно сохранять свой кафтан и ни с кем не делиться им.
Только забота о себе и собственной жизни, по мнению героя, принесет благополучие каждому человеку. Лужин и Свидригайлов похожи происхождением и положением в обществе. Оба ценят богатство и привыкли платить за все, даже за человеческие чувства.
Здесь общим является образ Дуни, с которой оба планировали брак.
Однако о любви здесь речи не может и идти. Брак с Дуней нужен был и Лужину, и Свидригайлову ради корыстных целей.
Так как теории Лужина и Свидригайлова похожи – говорят о жизни ради собственного блага и удовольствия – схож и образ жизни персонажей.
Сравнительная характеристика Свидригайлова и Лужина (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
Юноша задает себе вопрос: тварь ли он дрожащая или право имеет?
Оба они совершают нравственные и физические преступления. Совершают они такие поступки из-за своего эгоизма, бесчеловечности, индивидуализма и самоутверждения за счет других.
Для того, чтобы проверить теорию, он решается на преступление. В романе есть моральные двойники Раскольникова – это Лужин и Свидригайлов. Они нужны для полного раскрытия образа главного героя. На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь – у всех есть своя теория.
Он – преступник, пренебрегающий общественной моралью. Давно переступив кровавую грань, Свидригайлов следует гедонистической философии – жить в свое удовольствие.
Если углубиться в его психологию, то можно увидеть в нем человека разочарованного, который не верить ни в ад, ни в рай.
А значит, считает Свидригайлов, зачем стараться жить правильно? Герой живет ради низменных наслаждений, хотя в его душе было много нераскрытых сил и возможностей.
Сочинение Лужин и Свидригайлов в романе Преступление и наказание Достоевского
Лужина писатель представляет как делового преуспевающего человека, юриста средних лет, ценящего каждую минуту, имеющего собственную экономическую теорию, заключающуюся в превалировании личного индивидуального интереса над потребностями окружающих. Данный взгляд демонстрирует возможность оправдания любого страшного преступления, а также эксплуатацию людей, если они совершенны во благо личной выгоды.
Он пропагандирует идею разумного эгоизма, ставя в приоритеты лишь достижение личной выгоды. По своей сути Лужин представляется самым маленьким преступником, поскольку его грехопадение выражается лишь в клевете на Сонечку Мармеладову, обвинив ее в воровстве нескольких сотен рублей.
В романе есть моральные двойники Раскольникова — это Лужин и Свидригайлов. Они нужны для полного раскрытия образа главного героя. На первый взгляд, между этими тремя персонажами мало общего, но есть одна важная сближающая их деталь — у всех есть своя теория.
Лужин и Свидригайлов живут по собственным теориям, согласно которым они считают себя людьми особенными, которым позволено абсолютно все. Их образ жизни – это теория Раскольникова в наивысшей степени ее проявления в реальной жизни. Жизнь героев бесчеловечна, пуста и ничтожна.
Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточно сложна. В центре произведения — образ главного героя, Родиона Раскольникова, с его идеей «разрешить кровь по совести». Все остальные персонажи так или иначе связаны с Раскольниковым. Главный герой окружен в романе «двойниками», в сознании которых по-разному преломляется его идея.
Чем похожи Раскольников, Свидригайлов и лужин?
Образ Свидригайлова, поставленный рядом с образом Раскольникова, раскрывает одну из сторон философской идеи, которая заключается в следующем.
Под влиянием определенных обстоятельств в человеке может исчезнуть нравственное чувство, но общий нравственный закон от этого не исчезнет. Свидригайлов поставил себя вне морали, у него нет мук совести, и, в отличие от Раскольникова, он не понимает, что его действия и поступки безнравственны. Так, например, в различных интерпретациях повторяются слухи о причастности Свидригайлова к нескольким преступлениям; ясно, что они небезосновательны.
Покончила жизнь самоубийством «жестоко оскорбленная» им глухонемая девочка, удавился лакей Филипп.
Рекомендуем прочесть: Исковое заявление о изъятии имущества из чужого незаконного владения
Сравнительная характеристика “Лужин и Свидригайлов” (таблица)
Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.ХарактерДеловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина.
Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе.
Не верит в честность, бескорыстность, благородство.
Уверен в своей дальнейшей успешности.Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям.
По слухам, насильник и убийца. Оправдывает свою вседозволенность тем, что не верит в вечность, а значит, не суть важно, как ты провел эту жизнь – в молитве или страстях, после нее уже, наверное, ничего не будет.
Различия
Лужин и Свидригайлов – разные стороны характера Родиона Раскольникова.
Свидригайлов же хотя бы в конце жизни решает сделать что-то благородное для других.
Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов» (таблица)
Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.
Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина.
Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь. Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе.
Не верит в честность, бескорыстность, благородство.
Уверен в своей дальнейшей успешности. Легко отверг установленную общественную мораль, чтобы иметь возможность предаваться удовольствиям.
Популярные сочинения
В чем сходство и в чем отличие Лужина, Свидригайлова и Раскольникова?
Раскольников, видя чудовищную несправедливость, которая его окружает, не хочет сидеть сложа руки. Ему кажется, что от него зависит счастье всего человечества. Но с самого начала он становится жертвой лжи, самообмана, которые его и направляют. Он выстраивает теорию о двух разрядах, делит людей на ничтожества, “тварей дрожащих”, которые, по его мнению, — паразиты и кровопийцы, и “властелинов судьбы”, наполеонов, сверхчеловеков, сильных и способных на великие дела.
Написать сравнительную характеристику лужина и свидригайлова
Благодаря этому, роман оказывается не столько судом над преступлением, сколько (и это главное) судом над личностью, характером, психологией человека, в которых отразились черты русской действительности 60-х годов прошлого века: поиски правды, истины, героические стремления, «шатания», «заблуждения».
Родион Раскольников связан с многими людьми в произведении. Одни из них – Лужин и Свидригайлов, которые являются «двойниками» главного героя, потому что они создали теории схожие теорией о «избранных» и «тварей дрожащих». » Мы одного поля ягоды», — говорит Свидригайлов Родиону, подчёркивая их сходство.
В плену ложной теории находится Свидригайлов – один из наиболее сложных образов Достоевского.
Инфо Родион помогает Катерине Ивановне с детьми.
Он способен проникнуться человеческой бедой.
Аркадий оказывает помощь дочери Катерины Ивановны, Соне.
Свидригайлов и Раскольников в конце произведения осознают собственную вину.
Сравнительная характеристика «Раскольников и Лужин» (таблица)
Достаточно прямолинеен, рационален и практичен. Не поддается эмоциям, интуиции не верит.
Подл, морально не брезгует ничем для достижения своих целей. Из-за этого не признает в людях бескорыстной честности, не верит в благородство. Любит сплетни. Себя относит к людям «нового времени», уверен, что в изменяющиеся времена будет успешен.
Рекомендуем прочесть: Когда ооо сдает отчетность за работников в налоговую
Жизненная позиция Делит всех людей на две категории: низших («ничтожеств, тварей дрожащих») и высших («эдаких наполеонов»). Сам себя он первое время относил ко второй группе, однако после убийства перенес себя в первую.
Искренне считает себя способным карать и миловать. Однако впоследствии понимает, что стал только дальше от своей мечты о лучшем будущем, что его расчет о категориях люде оказался неверен. Он мучится и страдает от этой своей ошибки, раскаиваясь в конце романа.
Главное его стремление – сколотить капитал, упрочить свое положение в обществе, сделать быструю успешную карьеру.
Сравнительная характеристика «Лужин и Свидригайлов»
По ней – каждый человек просто обязан быть эгоистом, заботиться в первую очередь о себе, о своих интересах.
Считает, что только таким образом человек может помочь другим. Способен спокойно «идти по головам» к своей цели, переступает даже через человеческие жизни. Безответная любовь к Дуне на какое-то время будит в нем человечность, однако время для раскаяния уже потеряно.
Впрочем, перед самоубийством он все же успевает сделать доброе дело – помочь семье Мармеладовых деньгами.
Характер Деловая успешность наложила свой отпечаток на характер Лужина. Это прямолинейный амбициозный человек, людей оценивает с позиции той выгоды, которую можно с них поиметь.
Рационален, практичен, воспринимает только то, что можно потрогать руками, потому не поддается эмоциям и интуиции. Для достижения своих целей будет пользоваться всем, моральных границ не существует в этом вопросе.
Не верит в честность, бескорыстность, благородство.
Лужин свидригайлов таблица
Свидригайлов, виновный в смерти нескольких людей, заставил свою совесть надолго замолчать, и только встреча с Дуней разбудила в его душе какие-то чувства.
Но раскаяние, в отличие от Раскольникова, пришло к нему слишком поздно. Но не хватает ни времени, ни сил, чтобы справиться с собой и он пускает себе пулю в лоб.
Свидригайлов — человек без совести и чести — как бы предостережение Раскольникову, если он не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. Свидригайлов — самый мучительный для Раскольникова «двойник», потому что в нем раскрываются глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности пошедшего по пути преступлений.
Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа.
Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова: различия и сходства
Но, дабы не забегать вперед, стоит сказать несколько слов об этих персонажах. Сравнительная характеристика Свидригайлова и Раскольникова предполагает предварительный анализ каждого из этих героев.Этот человек бескорыстен.
Он обладает проницательностью, позволяющей разгадывать людей, видеть, насколько они искренни.
Но главное – он великодушный мечтатель и идеалист. Родион Романович жаждет осчастливить все человечество. В меру своих возможностей он помогает бедным и обездоленным, но возможности его, как известно, слишком ничтожны.
Во имя высокой цели он и идет на преступление.На первый взгляд, этот герой является противоположностью главному. Он живет в свое удовольствие. На его совести жизни двух людей, и, возможно, этот человек имеет отношение и к гибели своей жены.
К Раскольникову, как ни странно, он испытывает нечто, похожее на симпатию.
«Может, сойдемся поближе» – говорит он ему в одной из первых встреч.
Сравнительная характеристика раскольникова
Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим.
Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
Главный герой «Преступления и наказания» – Родион Романович Раскольников. В самом его имении скрыт мотив крови: «Родион», с древнегреческого – житель острова Родос. Но это – не единственное значение имени. Старославянское «руда» (кровь) берёт своё начало здесь же.
Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика героев
Раскольников – очень неглупый молодой человек, когда-то он учился. Аркадий Свидригайлов ведет разгульную жизнь, пьянствует.Их, несомненно, объединяет то, что оба персонажа не принимают окружающую действительность, правда выказывают они это неприятие по-разному.
Родион погружается в разработку теории, а Аркадий ищет истину в вине, распутничает.Раскольников и Свидригайлов (сравнительная характеристика героев всегда отмечает этот момент) считают себя уникальными, неповторимыми. Раскольников старался подтвердить ту теорию, которую сам разработал, а Свидригайлов просто был убежден в своей неповторимости.Однако, какой бы ужасный поступок ни совершил Родион, читатель невольно проникается сочувствием к нему.
Возможно, это вызвано тем, что Достоевский очень хорошо знакомит нас с главного героя, погружает в его мысли, чувства.Свидригайлов в своих поступках более меркантилен, он остается для читателя
Образ Лужина и Свидригайлова в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Его подлая натура была разгадана Раскольниковым еще по письму матери. Однако при встрече с женихом сестры Раскольников с ужасом убеждается, что между ним и Лужиным существует нечто общее, какие-то точки соприкосновения.
Образ и характеристика Лужина в романе «Преступление и наказание» Достоевского
Достоевского «Пpестyпление и наказание» — хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента.
На этот вопрос Достоевский отвечает, показывая нам двойников Раскольникова. Аркадий Иванович Свидригайлов, помещик-вдовец, как утверждают некоторые, отравивший свою жену, сам говорит: “Мы одного поля ягоды”. Все время Раскольникова что-то притягивает к нему, что-то он хочет увидеть в Свидригайлове, не осознавая, что тот — “частный случай” его идеи.
Лужин — прямолинейно-примитивный человек. Он — сниженный, почти комический двойник, по сравнению с Свидригайловым. В прошлом веке умы многих людей были подвластны теории «наполеонизма» — возможность сильной личности повелевать над судьбами других людей. Пленником этой идеи и стал герой романа Родион Раскольников.