чем подтвердить место жительства
Какими документами подтверждается проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) и граждан Российской Федерации
Какими документами подтверждается проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) и граждан Российской Федерации
Граждане Российской Федерации подтверждают проживание на территории Российской Федерации документами о регистрации по месту жительства, по месту пребывания.
Документами, подтверждающими регистрацию по месту пребывания гражданина Российской Федерации, являются свидетельство о регистрации по месту пребывания, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, содержащее сведения об адресе места пребывания.
Подтверждение проживания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, лица без гражданства осуществляется с учетом Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями статьи 2 которого определено следующее:
– разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
– вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;
– временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
– постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный граждан – лицо, получившее вид на жительство.
Таким образом, проживание на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства подтверждается видом на жительство иностранного гражданина, видом на жительство лица без гражданства, отметкой о разрешении на временное проживание, проставленной в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, разрешением на временное проживание лица без гражданства.
Чем место пребывания отличается от места фактического проживания
В нормативных документах встречаются такие понятия: место жительства, место пребывания и место фактического проживания.
Место жительства — это жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает и в котором он зарегистрирован именно по месту жительства. Это отдельный вид регистрации, которую иногда для простоты называют «пропиской», хотя в законах такого термина нет. Отметка о регистрации по месту жительства стоит в паспорте.
Место пребывания — это место, где гражданин проживает временно. Например, гостиница, дом отдыха, студенческое общежитие или арендованная квартира в другом регионе. По месту пребывания регистрируются временно, при этом временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Можно иметь место жительства, то есть постоянную регистрацию, в одном населенном пункте, и временную регистрацию по месту пребывания — в другом. Регистрацию по месту пребывания подтверждает свидетельство.
Когда гражданина регистрируют по месту пребывания, его не снимают с учета по месту жительства.
Место фактического проживания — это помещение, в котором на самом деле в конкретный момент времени живет гражданин. Как правило, этот термин используют, чтобы обозначить место проживания, которое по разным причинам не подтверждено регистрацией. Место фактического проживания может совпадать с местом жительства и местом пребывания, а может отличаться от них.
Не всегда нужно оформлять регистрацию по месту пребывания, даже если оно не совпадает с местом жительства. Можно временно жить в другом регионе без временной регистрации, если срок пребывания меньше 90 дней. Если эта квартира находится в том же регионе, по закону временную регистрацию тоже можно не оформлять.
Например, супруги зарегистрированы по месту жительства в квартирах своих родителей, потому что своего жилья у них еще нет. Но живут они в другой квартире, которую сами снимают. Так как квартира находится в том же регионе, им необязательно регистрироваться в ней по месту временного пребывания. В этом нет нарушения закона. Когда придет пора записывать детей в детский сад или школу, это можно сделать по месту фактического проживания. Если в образовательном учреждении будут свободные места, дети пойдут в школу рядом с домом, хотя формально это не место жительства семьи и не место временного пребывания.
Аналогичная ситуация с материнским капиталом. Заявление на распоряжение можно подать по месту жительства, месту пребывания или фактического проживания.
Еще по месту фактического проживания могут отправить копию постановления об ограничении выезда за границу. Если пристав знает, что должник временно или постоянно зарегистрирован в одном месте, но фактически живет в другом.
Этот термин могут использовать в тех случаях, когда у гражданина вообще нет регистрации по месту жительства или пребывания — например, при назначении пенсии.
Подать документы на регистрацию по месту жительства или месту пребывания можно на портале Госуслуг.
Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства: перечень, особенности получения
В различных жизненных ситуациях гражданам может пригодиться документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства. Что это за бумага такая? Где она может быть оформлена? Как выглядит? И кто имеет право на ее получение? Ответы на все эти вопросы и не только обязательно будут раскрыты ниже. Изученные сведения могут пригодиться каждому. Причем, как показывает практика, абсолютно неожиданно.
Когда оформляют
Документ, подтверждающий адрес проживания и регистрацию в России, может выглядеть по-разному. Существуют различные его формы, но об этом поговорим позже. Сначала стоит выяснить, при каких обстоятельствах может потребоваться подтверждение прописки.
На данный момент чаще всего на практике это необходимо, если:
На самом деле подтверждение места жительства требуется почти всегда. Даже встать на учет в ФНС в качестве налогоплательщика или открыть ИП не получится без прописки.
Формы представления
Упомянутый документ, как уже было сказано, может быть представлен по-разному. Сегодня можно столкнуться с:
Далее рассмотрим все перечисленные выписки более подробно. Кроме того, постараемся понять, как их оформить в том или ином случае. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. И даже подросток сможет достигнуть желаемой цели.
Форма 9
Это бланк установленной формы, распечатанный на обычном листе формата А4. В нем указываются сведения заказчика, а также таблица всех прописанных в квартире/доме лиц. Здесь же отображается степень родства с заявителем и дата рождения каждого обитателя жилья.
Именно такая справка оформляется чаще всего для получения государственного обслуживания и прописки несовершеннолетних. Она помогает подтвердить факт проживания по тому или иному адресу, а также опровергнуть совместную регистрацию с ребенком.
Форма 12
Подтверждение регистрации по месту жительства в России может осуществляться при помощи формы 12. Это архивная справка о прописке, расширенный вид формы 9.
Он, как правило, отображает информацию обо всех когда-либо зарегистрированных на территории гражданах. При помощи формы 12 можно посмотреть, кто и когда был прописан/выписан.
На практике подобный документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, оформляется крайне редко. Как правило, он пользуется спросом при судебных прениях, а также во время приватизации.
Свидетельство о прописке
Справка о прописке может указывать на наличие временной и постоянной регистрации. Второй тип бумаг оформляется для несовершеннолетних граждан РФ.
Штамп установленной формы
В паспорте гражданина РФ в специально отведенных местах проставляется запись о прописке. И выписке, если гражданин меняет регистрацию. Штамп указывает лишь на адрес и дату прописки.
Стоит обратить внимание на то, что в гражданском паспорте прописывается только постоянное место жительства. Сведения о временной регистрации в этом документе не проставляются. Это попросту не предусматривается действующим законодательством РФ.
Где оформлять
Подтверждение регистрации по месту жительства может потребоваться при различных жизненных обстоятельствах. И теперь понятно, посредством каких бумаг можно доказать свою прописку.
На сегодняшний день документ, подтверждающий регистрацию по месту жительства, можно запросить через:
На самом деле все проще, чем кажется. Правда, если требуется расширенная выписка с места жительства, могут возникнуть проблемы. Далеко не каждый имеет право на ее оформление.
Кому выдают
Документы, подтверждающие регистрацию, на руки выдаются далеко не всем. Лишь определенный круг лиц имеет право на оформление соответствующих форм. И это нужно учитывать.
Сегодня оформить выписку с места жительства могут следующие категории граждан:
Расширенную выписку (архивную) могут запрашивать только наследники и текущие собственники жилого помещения. Больше ни у кого подобных полномочий нет. Выдавать подобную документацию третьим лицам работники уполномоченных органов не имеют никакого права.
Как запросить соответствующие выписки? Можно лично обратиться в уполномоченные органы. Для этого потребуется:
Как правило, подобный алгоритм действий является официальным. Только на практике им пользуются редко. Какие еще варианты развития событий имеют место в реальной жизни?
Какой документ подтверждает регистрацию по месту жительства? Больше поиск ответа на подобный вопрос не доставит никаких хлопот. А вот с оформлением подобной документации иногда возникают некие трудности.
Ранее мы изучили официальный способ запроса справки с места жительства гражданина. Но на деле обычно используется другой подход. Он доставляет меньше хлопот.
Именно такой расклад считается общепринятым. Подобным образом можно запросить и свидетельство установленного образца, и форму 9, и архивную выписку из домовой книги.
Как ставят штамп
На ребенка
Документом, подтверждающим регистрацию ребенка по месту жительства, до 14 лет является справка установленного образца. А точнее, свидетельство по форме 8. Оно, как уже было сказано, оформляется на отдельном бланке и содержит сведения об адресе проживания, а также ФИО несовершеннолетнего.
Выдается подобная бумага при проведении процедуры регистрации по тому или иному адресу. После выдачи бланк должен храниться на руках у законных представителей ребенка и предъявляться в уполномоченные органы при необходимости.
Если свидетельство о регистрации будет утеряно или украдено, его можно восстановить. Для этого достаточно воспользоваться ранее указанными советами.
Справки для запроса
Нужно взять справку с места жительства несовершеннолетнего? При подобных обстоятельствах человеку придется взять с собой:
Больше ничего не требуется. Третьим лицам справки с места жительства несовершеннолетних не выдаются.
Сроки обслуживания
Документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства, были представлены нашему вниманию. И способы их оформления тоже.
Как быстро выдают бланки установленных форм? Обычно срок оказания услуги варьируется от нескольких минут до пары недель. Более точные сведения сообщат в конкретном регистрирующем органе.
Платить за прописку, а также за выдачу справок с места жительства не придется. Госпошлина за подобные услуги не предусматривается. Если кто-то требует денег, нужно обращаться в суд, предварительно зафиксировав соответствующее поведение.
Чем подтвердить место жительства
Вы можете подать жалобу в системе досудебного обжалования, если в процессе оказания услуги «Подтверждение места фактического проживания гражданина Российской Федерации» были нарушения регламента:
Описание
Заявления о подтверждении места фактического проживания гражданина Российской Федерации на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в сельской местности подаются в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного дела.
Документы, необходимые для получения услуги
Срок предоставления
Срок предоставления государственной услуги
исчисляется со дня обращения гражданина за предоставлением
государственной услуги, Днем обращения за предоставлением
государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР
заявления и документов.
При направлении заявления и документов, по
почте днем обращения за предоставлением государственной услуги считается
дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой связи по
месту отправления данного заявления.
В случае представления заявления
в форме электронного документа днем обращения за предоставлением
государственной услуги считается дата подачи заявления в форме
электронного документа.
В случае подачи заявления и документов через
многофункциональный центр днем обращения за предоставлением
государственной услуги считается дата приема заявления
многофункциональным центром.
Внесение информации в выплатное дело
гражданина в соответствии с заявлением о доставке пенсии, заявлением об
изменении персональных данных осуществляется не позднее чем через 3
рабочих дня после получения территориальным органом ПФР указанных
заявлений с документами.
Основание
Cрок регистрации запроса на услугу
Отказ в предоставлении государственной услуги
Основания для приостановления предоставления государственной услуги
Основания для приостановления предоставления государственной услуги при подаче заявления о подтверждении места фактического проживания гражданина Российской Федерации на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, в сельской местности, отсутствуют
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги
отсутствуют.
Основания для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги
Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:
неустановление личности лица, обратившегося за оказанием государственной услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);
неподтверждение полномочий представителя гражданина;
несоблюдение установленных условий признания действительности электронной подписи гражданина в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи».
непредставление всех документов, необходимых для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, за исключением случая, а именно:
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на Едином портале и сайте ПФР должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления, осуществляет его регистрацию, а также формирует и направляет гражданину в форме электронного документа уведомление с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на Едином портале и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.
Срок представления гражданином необходимых документов не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи заявления в соответствии с нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В случае непредставления таких документов в срок заявление не подлежит рассмотрению.
Отказ в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в иных случаях не допускается.
Факт проживания в субъекте РФ не менее 10 лет может быть подтвержден не только регистрацией
Конституционный Суд опубликовал Определение от 8 июля № 1372-О, в котором пояснил, какие документы могут выступать в качестве доказательств, подтверждающих местонахождение гражданина, в том числе для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилья.
Троим жителям Санкт-Петербурга не удалось подтвердить факт 10-летнего проживания в городе
Решениями органов исполнительной власти Василеостровского и Петроградского районов г. Санкт-Петербурга Евгении Деминой, Анне Никитиной и Юрию Павлову было отказано в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилье. Основанием для отказа послужило отсутствие регистрации по месту жительства, подтверждающей проживание в Санкт- Петербурге в течение 10 лет. Полагая, что наличие регистрации не может являться обязательным условием постановки на учет, граждане обратились в суд с заявлениями о признании отказов незаконными и обязании муниципальных органов поставить их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Районные суды отказали в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что никому из истцов не удалось надлежащим образом подтвердить факт 10-летнего проживания в городе. Апелляционная и кассационная инстанции поддержали эти решения; в передаче кассационных жалоб на рассмотрение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ также было отказано.
В жалобе в Конституционный Суд заявители указали, что ст. 60 ГПК РФ и абз. 1 п. 2 ст. 1 закона Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге» не соответствуют Конституции, поскольку по смыслу, который придают им суды, связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства, не позволяя рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории (в частности, регистрацию по месту пребывания) для решения вопроса о постановке на учет как нуждающегося в предоставлении жилья.
Вместе с тем, учитывая аутентичное содержание оспариваемых норм, заявители просили КС признать их не противоречащими Конституции, так как по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, во-первых, не связывают возможность подтверждения факта постоянного проживания гражданина в субъекте РФ исключительно с наличием регистрации по месту жительства и тем самым позволяют рассматривать в качестве допустимых иные доказательства, подтверждающие факт постоянного проживания лица на его территории для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Во-вторых, они не допускают проявление формализма при оценке наличия или отсутствия реальной, устойчивой связи лица с соответствующей территорией и требуют оценки фактов, свидетельствующих о том, что лицо выбрало конкретную территорию в качестве места своих приоритетных каждодневных жизненных интересов. В-третьих, указанные нормы предполагают включение в период проживания гражданина в субъекте Федерации срок проживания в режиме регистрации по месту пребывания.
КС напомнил, что место жительства может быть установлено судом на основе различных юридических фактов
Как указал Конституционный Суд, оспариваемое положение закона Санкт-Петербурга предусматривает, что одним из условий принятия на учет в качестве нуждающихся в жилье является проживание определенных категорий граждан (в том числе без определенного места жительства) в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
При этом гражданин и члены его семьи обязаны представить в уполномоченный орган подтверждающие документы, к числу которых относятся справки о регистрации по месту жительства (форма 9), в том числе архивные, в случае, если ведение регистрационного учета граждан по месту жительства осуществляется негосударственными казенными учреждениями – районными жилищными агентствами, или судебное решение, подтверждающее проживание заявителя и членов его семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет (п. 2.6.1.1 Административного регламента администрации района Санкт-Петербурга по предоставлению госуслуги по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учета граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий).
Таким образом, заключил КС, ни закон Санкт-Петербурга, ни принятый в целях его конкретизации Административный регламент не предполагают, что единственным документом, подтверждающим проживание граждан в указанном субъекте РФ в общей сложности не менее 10 лет, может служить только справка о регистрации по месту жительства, и не исключают возможности подтверждения соответствующего проживания решением суда, принятым по заявлению заинтересованного лица.
В отношении ст. 60 ГПК Суд отметил, что она не ограничивает правомочия сторон в собирании и представлении доказательств. Со ссылкой на свои ранее высказанные правовые позиции КС пояснил, что эта бланкетная норма применима лишь во взаимосвязи с иными законоположениями, непосредственно закрепляющими правила оценки судом допустимости доказательств в гражданском процессе, и в качестве таковой не наделяет суды полномочиями, порождающими возможность их произвольного усмотрения при решении вопроса о допустимости доказательств, а потому не может рассматриваться как нарушающая права и свободы граждан.
В определении подчеркивается, что придание документу о регистрации по месту жительства характера единственно допустимого доказательства, подтверждающего проживание граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет для постановки на учет как нуждающихся в жилье, предоставляемом по договорам социального найма, не вытекает из нормативного содержания ст. 1 и 7 закона Санкт-Петербурга. Данные нормы прямо устанавливают, что на соответствующий учет могут быть приняты в том числе граждане без определенного места жительства.
Следовательно, пояснил КС, суды при рассмотрении заявлений об установлении факта постоянного проживания в городе в общей сложности не менее 10 лет не вправе исходить из недопустимости подтверждения такого факта какими-либо иными доказательствами, помимо документов (справок) о регистрации по месту жительства, а должны основываться на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого из имеющихся в деле доказательств (документы о регистрации по месту пребывания, справки о постановке на учет в качестве лица без определенного места жительства в социальных учреждениях, договоры аренды жилых помещений, медицинские карты, свидетельские показания и др.). В противном случае, подчеркивается в определении, отправление правосудия неизбежно повлечет прямой отказ от предусмотренных ст. 67 ГПК правил оценки судом всех представленных доказательств.
Конституционный Суд также пояснил, что сам по себе факт регистрации или ее отсутствия не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод. Регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах России, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией, подчеркивается в определении.
Согласно сложившейся судебной практике, отмечается в документе, регистрация по месту жительства или по месту пребывания не рассматривается в качестве единственного доказательства, способного подтвердить местонахождение гражданина (постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»).
Таким образом, резюмировал Конституционный Суд, оспариваемые нормы как в буквальном смысле, так и по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, базирующейся на правовых позициях КС и ВС, не предполагают, что факт проживания граждан в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет может быть подтвержден только наличием регистрации по месту жительства. «Установление данного факта в судебном порядке на основе иных доказательств оспариваемыми нормами не исключается. Это, в частности, находит отражение в постановлениях, принятых федеральными судами общей юрисдикции в Санкт-Петербурге по соответствующей категории дел», – добавил Суд.
При этом КС обратил внимание заявителей, что проверка законности и обоснованности судебных постановлений, вынесенных по делам с их участием, в том числе в части, касающейся оценки допустимости представленных ими доказательств, не относится к компетенции Конституционного Суда, и отказал в принятии жалобы к рассмотрению как не отвечающей требованиям ФКЗ о КС.
Адвокаты оценили выводы Суда
По мнению адвоката АК «Юринформ-Центр» Антона Лебедева, заявители, безусловно, правы в том, что проживание на определенной территории может быть не связано с наличием регистрации там. При этом должны присутствовать иные, помимо регистрации, доказательства такого проживания. «Разделение людей по признаку наличия регистрации приводит к нарушению конституционных прав и запрета на дискриминацию (ст. 19 Конституции), – пояснил он. – В ст. 40 Основного Закона отражена социальная функция государства по обеспечению незащищенных слоев населения жильем: не только обычных граждан, но и лиц без определенного места жительства, которые по определению не имеют регистрации».
«КС подчеркнул, что сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан», – добавил Антон Лебедев.
Как отметил адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов, Конституционный Суд рассматривал исключительно процессуальный вопрос – точнее, вопрос применения процессуального законодательства РФ, что в принципе не совсем типично для КС. «Ключевым является указание Суда о том, что по рассматриваемым спорам нельзя делать вывод о неверной судебной практике, так как существует параллельная судебная практика того же региона с совершенно иными выводами судов», – пояснил он.
По мнению эксперта, парадокс в том, что данное определение не является основанием для пересмотра дел заявителей, однако его, несомненно, стоит использовать при возникновении аналогичных судебных споров. «Ссылаясь, в том числе, на это определение, заинтересованные лица могут представлять в суд любые доказательства, подтверждающие фактическое проживание на территории. И суд обязан давать оценку данным доказательствам», – подытожил Александр Немов.