чем подпоясывали рубаху на руси

«Косоворотка» – традиционная мужская рубаха

Косоворотка относится к части национального русского костюма. По этой причине такие рубахи шили красивыми, чтобы продемонстрировать то, чем гордится русский народ. В современных костюмах до сих пор используют элементы традиционных украшений, пришедших в моду от наших прабабушек и прадедушек.

Достаточно вспомнить, что многие фольклорные исполнители и коллективы выступают на сцене в костюмах, сшитых по выкройкам национальных славянских костюмов. За это хочется поблагодарить исполнителей народной песни. Они сохраняют традиции русского народа.

Косоворотка в истории

Рубашка была самым востребованным предметом в гардеробе не только простого крестьянина, но и у знати. Только знатный господин носил рубаху из дорогой материи, шёлка, например.

Слово «косоворотка» очень давно ушло из обычного употребления. Но в старину даже повседневные рубахи обязательно были украшены вышивкой, от этого они выглядели нарядными. Название этого вида одежды произошло из-за слияния двух слов «косой» и «ворот».

Первое упоминание о косоворотках встречаются в 17 веке, но известно, что появились они гораздо раньше. Скорее всего косой разрез появился от монголо-татар, так как они использовали в своей одежде такой приём разреза.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиМузыкальные народные коллективы используют косоворотку как сценическую одежду / show-yuzhane.ru

От чего сместился разрез

Прямой разрез сместился в русской косоворотке влево, чтобы защитить нательный крест, так он надёжно прятался за полотном рубахи. Другая версия предлагает раскрыть появление косого ворота из-за сильных ветров, которые с трудом преодолевали такой крой.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиКосой ворот не давал нательному крестику выпадать во время работы / colybel.ru

Косоворотки для мужчин

Мужские рубахи изготавливали из конопляного полотна, потом появился хлопок, лён и шёлк. У простого народа косоворотки использовались как верхняя одежда, знать носила как нижнее бельё. Рубаху носили навыпуск, подпоясывая её кушаком.

Косоворотки подразделялись на разные виды: ту, которую надевали во время жатвы или покоса, называли покосницей. Были и свадебные рубахи, которые хранились и передавались по наследству. Кроме специальных праздничных косовороток, были ещё и обычные повседневные. Со временем косоворотки стали красить, и самая нарядная, которую надевали женихи, была красного цвета.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиСамая русская рубашка – косоворотка / © Ольга Folkruss / livemaster.ru

Косоворотки для женщин и детей

Рубашки были основой для женских и детских костюмов, которые шились длинными, а поверх них надевали сарафан. Женские рубахи тоже предполагались для разных случаев: на каждый день, жатвенная, траурная, свадебная, для мистических обрядов, рубашка для невест, которую носили за неделю до свадьбы.

Первыми пелёнками младенца были ношеные косоворотки отца или матери, они служили оберегом малыша. До 3 лет родительские косоворотки защищали ребёнка, только позже детям шили одежду из новой ткани.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиРусская национальная одежда косоворотка на современной женщине выглядит очень стильно / © РУССКИЙ СТИЛЬ / livemaster.ru

Значение узоров, вышитых на косоворотках

Вышивка оберегала своих хозяев, потому что специальные символы (ромбы – солнце) отводили беду. Барвинок – символ жизни, а виноград – плодородия. Цвета, используемые в вышивке – красный и чёрный. Вышивка – это любимое украшение русских и украинских косовороток и вышиванок.

Косоворотка перешла и в современную моду: рубашки для мужчин по-прежнему склонны к использованию косового разреза. Многие дизайнеры создают специальные коллекции в этно-стиле.

Цитаты из литературных произведений

Не только мода полюбила косоворотку, как вид красивой одежды, но и поэты и писатели отдавали дань времени, о котором писали, и не забывали упомянуть о такой рубахе, если её носили их герои.

У Горького мы встречаем в его произведении «Жизнь Клима Самгина» такое упоминание о традиционной русской рубахе:

«Оратор — небольшого роста, узкогрудый, в сереньком пиджаке поверх темной косоворотки, подпоясан широким ремнем, растрепанные, вихрастые волосы делают голову его не по росту большой, лицо его густо обрызгано веснушками».

Куприн в своей «Яме» тоже упомянул косоворотку:

«Случилось точно чудо: лежавший человек вдруг вскочил, точно какая-то пружина необыкновенной мощности мгновенно раскрутилась под ним. Он сел на диване, быстро потер ладонями глаза, лоб, виски, увидал женщину, сразу сконфузился и пробормотал, торопливо застегивая косоворотку…».

Максим Горький и Лев Толстой сами носили косоворотки, поэтому знали, о чём писали в своих романах, рассказах и повестях. Как видим, косоворотка – это любимый вид одежды и для искусства, и для жизни.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Цитатник

Практически каждое застолье не обходится без алкогольных напитков. От их качества зависит то, как вы.

Самые красивые шпионки мира, которые добились многого на своем поприще. Кристин Киллер. 194.

Каждое утро в поезде 6.27 молодой человек читает вслух отрывки из книг, пущенных “под нож” на заво.

Как изобразить чувства в портрете? Как передать эмоции, с помощью рисунка? Как покорить мир, рисуя.

Метки

Музыка

Фотоальбом

неизвестно

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Древняя славянская одежда. Мужская рубаха.

Мужская рубаха

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на руси

Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава. Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоев населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» — ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже XIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. На Руси её называли «зендень».

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка — из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в XIII веке.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиМужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Мужская рубаха и ее особенности

На основе этнографических данных 18-20 вв., Г.С. Маслова четыре основных типа мужских рубах:

1. Туникообразная.
2. С прямыми поликами.
3. С узкими нашивками на плечах.
4. На кокетке.

Туникообразная рубаха «с бочками» имеет несколько вариантов:

— С прямыми цельными бочками;
— со скошенными боковыми полотнищами (более поздняя форма, вытиснившая рубаху с прямыми бочками);
— с бочками, выкроенными «по-топорному» или «в замок» (в северных регионах);
— с боковыми клиньями, вставленными с каждой стороны сзади между средним и боковыми полотнищами, при этом прямые бочки, расширенные вставкой клиньев, пришивались в сборку (начало 20 в. на Алтае);
— «колошкой». Особенность ее покроя в том, что боковые полотнища перегибаются на плечах так же, как центральное. Она имеет прямые рукава и прямой разрез ворота без воротника;
— туникообразная рубаха без бочкой из одного перегнутого широкого полотнища. Такие рубахи изготовляли преимущественно из фабричной ткани, рубаху с бочками изготовляли из домотканого холста;

Сорочки из одного перегнутого полотнища холста. Изготовлялись в Закарпатье, имели специфичный покрой рукавов, пришитых в сборку.

Рубахи туникообразного покроя изготовлялись с прямым или косым разрезом на груди; без воротника «голошейка» или с воротником «стойка». «Голошейку» я прямым разрезом на груди считают наиболее древней. Косой разрез делали слева, часто рубаху дополнял воротник «стойка», застежка на пуговицы.

Мужские рубахи шили из домотканого холста, сохранявшего натуральный цвет волокон, поэтому такие рубахи обязательно орнаментировались. Из поколения в поколение передавались узоры вышивки или ткачества, они не были случайными. Случайность в орнаменте появилась в конце 19-начале 20 века в местах, где было сильное влияние города (Московская обл.).

В древние времена люди передавали свой мир, свои представления о нем, свои отношения с миром условным изобразительным языком. Это была первая система кода, изобретенная человеком и имевшая для него магический смысл.

Как отмечает Б.А. Рыбаков, в творчестве древних существовали и состязались друг с другом два принципа: более древний магический и приходящий ему на смену эстетический.

Рисунок материала для мужской рубахи.

Мужской костюм старообрядцев Алтайского края.
До нашего времени дошли только те образцы мужского костюма старообрядцев Алтайского края, которые сохранились в коллекциях краеведческих музеев. Поэтому мы можем рассмотреть их менее детально, но с полным описанием традиционного кроя.

Рубаха.
чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиДревнерусские мужские рубахи были также прямого покроя туникообразной формы и кроились из перегнутого пополам полотнища. Рукава делались узкими и длинными. Названия некоторых деталей мужской рубахи сходно с названиями в женской рубахе: становина, рукава, ластовицы (см. рис. 17).

Последовательность шитья рубахи:
1. Сшить становину с бочками, швы на бочках расположить сзади. Сложить бока, отметить середину. Заложить складки под мышками (односторонние 0.5-0.7см). Количество складок должно быть одинаково спереди и сзади. Складки закрепить строчкой и вышивкой (мелким крестом или зигзагом) вдоль каждой складки.

2.Определить середину полотнища. Отложить 1.5-2 см вперед и назад, вырезать горловину.

3. Сшить два полотнища рукава. Шов на переднюю сторону.

4.Нашить становину на рукав, рукав на бочок.

5. Нашить широкую проставку (до 5см). Шов проставки должен совпадать со швом соединения становины и бочка.

б. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

7.Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

8. Горловину и вырез отделать кумачом по косой бейке. Вырез (около 20см ) должен составлять квадрат с горловиной. Квадрат украсить вышивкой.

9. Обработать низ рубахи. Отделка «полянкой» рубахи. Застежка на левую сторону. Вышивка в квадрате по переду (возможно до пояса). Проставка кумачом, тесьмой по всему шву соединения становины с бочками. Ширина бочка 40см (без шва). Ширина рукава 40 см с клином (см. рис. 19). Низ рубахи отделывается лентой или контрастной тканью.

Отделка «кержацкой» рубахи

Последовательность шитья:
чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на руси
1. Сшить полотнища рукавов. Собрать складки на плечах односторонние или встречные. Шов на рукаве расположить на переднюю сторону.

2.Собрать складки на бочках, так, что бочок уменьшится до 5-6см. Сшить становину и бочка.

3. Кокетку нашить на рукав, потом на становину, так, чтобы шов кокетки совпал со швом становины.

4. Ластовицу вшить «в надсечку». На нее нашить рукава и бочка. Уголки пришить вручную.

5. Конец рукава по всему периметру заложить в складки 0.5- 0.7см, направленные вперед. Обшить тканьем или тесьмой.

6. Пришить воротник и планку. Сделать вышивку.

7.Обработать низ рубахи.

Кокетку можно сделать на подкладе. На плечах делается рамка из контрастной ткани, которая ограничивает складки. Рамка с вышивкой, можно по складкам. Вышивка по воротнику и планке, можно вышить квадрат. Вышивка по периметру кокетки, можно отделать тесьмой.

На конце рукава можно сделать односторонние складки, можно бантики. Отделка контрастной тканью или тесьмой. Вышивка по складкам бочков или на тряпочке, которая нашивается на складки. Можно оформить рамку 5×15 см с вышивкой по складкам. Низ отделать лентой или контрастной тканью.

По мнению древних, следовало так или иначе «обезопасить» ee необходимые отверстия, имевшиеся в готовой одежде: ворот, подол, рукава. Оберегом здесь служила вышивка, содержавшая всевозможные священные изображения и магические символы. Языческий смысл народных вышивок очень хорошо прослеживается с древнейших образцов до вполне современных работ, недаром учёные считают вышивку важным источником в изучении древней религии. Эта тема поистине необъятна, ей посвящено огромное количество научных трудов Славянские рубахи не имели отложных воротников. Иногда удаётся восстановить нечто похожее на современную «стоечку». Чаще всего разрез у ворота делали прямым — посередине груди, но бывал и косой, справа или слева.

Для вышивки: «мулине» красного цвета. Выбирается узор и вышивается гладью (лучше счётной), тамбуром или крестиком. Также имеют место быть комбинированные техники.

Выкройка очень проста, 95% всей работы занимает вышивка, но и она не такая уж и сложная. Кырка, к тебе обращаюсь.
Для экономии материала предлагаю вот такое расположение полотнищ.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на руси

Затем, страшно, конечно, но всё надо вырезать.
А теперь о вышивке. Рукава можно смело вышивать, а всё остальное только после того как рубаха уже сшита. (для того чтобы не нарушить рисунок).
моя вышивка на рукаве:

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на руси

Изнанка вышивки должна получиться тоже более менее красиво.
Узелков делать нельзя!
Считается, что узлы делаю для порчи.(мне так сказали) А мы портить никого не хотим,тем более, что без узелков даже удобнее.
Все нитки заправляем в в сам узор с изнаночной стороны. Он не распустится, боятся нечего.

Источник

Русский пояс

Пояс — это, пожалуй, один из самых архаичных элементов костюма, сохранившийся у староверов до сих пор, благодаря своему значению. Даже когда нет кафтана и косоворотки, мужчины подпоясывают сорочку, выпущенную поверх брюк; когда нет сарафана, женщины подпоясывают кофточки. И даже когда староверкам белокриницкого согласия задают вопрос: «Почему без пояса?» — они отвечают: «На рубахе есть». О необходимости присутствия пояса долго рассуждать не приходится. Давайте обратимся к его истории.

История русского пояса

Само слово «пояс» происходит от древнерусского «ясати», что означает «подпоясывать/вязать»; в свою очередь «ясати» связано со словом «ясало» — «пояс». Удивительно, как за тысячу лет эволюционировало слово. Глагол «поясати», буквально означающий «повязать ясалом», образовал новое существительное «пояс».

С глубокой древности на Руси пояс составлял непременный компонент как мужской, так и женской одежды, занимал значительное место в духовной и хозяйственной сферах жизни людей. В древнерусском костюме пояс применялся не столько для поддержки верхней части костюма (поясная одежда держалась не собственно на поясах, а на вздетых шнурах — чашниках), сколько для того, чтобы сохранить тепло. Пояс в это время и в последующие периоды истории являлся социальным знаком, нередко представлял регалии должностного лица. Простонародье подпоясывалось простым ременным или тканым поясом, люди побогаче имели на ремнях бляхи из меди и драгоценных металлов, а также железные пряжки разнообразных форм. Высшие должностные лица, военачальники, крупные феодалы, князья носили драгоценные пояса, часто украшенные золотом и усыпанные каменьями. Никоновская летопись в рассказе о междоусобной войне между сыновьями Всеволода III Юрием и Константином в 1216 г. в битве при Липице упоминает «Добрыню Рязанича Златого пояса». Иностранцы называли членов новгородского вече «золотыми поясами». В духовных грамотах великих князей и царей дорогие пояса нередко упоминаются в качестве наследуемых фамильных драгоценностей. Сыновья великих князей, наследуя уделы, вместе с ними получали и драгоценности, среди которых обязательно были золотые пояса. По свидетельствам современников, у Ивана Калиты было десять драгоценных поясов, у Дмитрия Донского — восемь. Из-за золотого пояса князя Василия Косого в 1433 г. разгорелась феодальная война. Софья Витовтовна, мать Василия II, публично сорвала золотой пояс с Василия Косого на свадьбе своего сына. Распоясать человека означало обесчестить его: это послужило поводом к боевым действиям.

Широкие матерчатые кушаки ярких расцветок стали непременной принадлежностью мужской одежды начиная с XIV века, вследствие, как считает Е.В. Киреева, ордынского влияния. В домонгольскую эпоху рубаху навыпуск подпоясывали исключительно нешироким ременным поясом. Рядовые горожане поверх кафтана подпоясывались кумачовыми кушаками, богатые имели кушаки из более дорогих, нередко привозных материй с особо украшенными концами, которые свисали впереди книзу.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиСредневековый матерчатый кушак. Реконструкция Дмитрия Фролова

В ХVIII-ХIХ веках широкие цветные кушаки бытовали главным образом в одежде простонародья. Наряду с ними в постоянном обиходе были ременные пояса разной ширины и расцветок, но без металлических блях. Кожаные пояса носили, как правило, мужчины. В частности, представители средневековых воинских сословий носили ремни поверх матерчатых и тканых кушаков.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиРемень поверх матерчатого и тканого кушака. Здесь пояса выполняют разную функцию, держа разные предметы. Реконструкция

Бытовали также пояса из лыка. Наиболее широко были распространены в XIX веке плетеные и тканые пояса из шерсти, льна, шелка. Узкие тканые пояса служили в основном для подпоясывания рубахи, широкими же (кушак, опояска) подпоясывали верхнюю одежду.

Широкие и длинные пояса, длиной до 3-4 метров, несколько раз обертывавшиеся вокруг талии, наиболее характерны для украинского и южнорусского костюма. В старину в качестве праздничных поясов, особенно среди казачества, широко бытовали шелковые кушаки турецкого и персидского производства. В конце XVIII века в Белоруссии возникло производство шелковых, так называемых, слуцких поясов, которые не уступали по качеству и красоте поясам восточной работы. Однако большей частью пояса ткали сами крестьянки. Праздничные пояса орнаментировались, концы их украшались кистями, которые свешивались до колен и ниже. Девушки и женщины нередко укрепляли на поясе сшитый из ткани карман-лакомку для сластей или для денег.

Способы ношения пояса

Существовало два способа подвязывания пояса: очень высоко под грудью для женщин и низко под животом («под брюхо») у мужчин. Любопытно, что в XIX-XX вв. у крестьян сохранялось огромное количество способов повязывания поясного узла: гостевой — когда широкий кушак складывали пополам и оборачивали 2-3 раза вокруг себя, затем закрепляли простым перекидыванием концов кушака вокруг друг друга. Такой способ позволял быстро снять и повязать кушак. Дорожный — аналогичный предыдущему, но концы пояса закрепляли узлом, чтобы пояс не развязался дорогой. Рабочий — когда концы пояса завязывали узлом сложным или двойным так, чтобы концы не свисали сильно. У староверов Урала есть и свой моленный узел: пояс складывался пополам, получившейся петлей обворачивали концы и продевали их в петлю, получалась самозатягивающаяся петля, а концы пояса ровно свисали сбоку. У староверов Усть-Цильмы обязательным было оборачивать пояс вокруг себя три раза так, чтобы и с передней части, и со спины пояс «скрестился». У семейских староверов Забайкалья широкими браными кушаками подпоясывали и рубахи, кушак просто оборачивался вокруг тела и его конец прикалывался на булавку. А также огромное количество праздничных узлов, общей чертой которых был расчет на красоту и то, что человек не будет активно двигаться на празднике, как во время работы. Например, у бухтарминских староверов подтыкали концы пояса под основную линию с двух сторон.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиПодоткнутые концы пояса на праздничном костюме молодой женщины. Из книги «Традиционный костюм русских крестьян-староверов»

Значение пояса

Пояс был предметом не только престижным, но и охранительным. Ходить без пояса было грешно, как и без креста. Более того, во многих староверческих согласиях сохранилась традиция носить тельный пояс-ниточку. Такой пояс дается ребенку при крещении и заменяется по мере его изнашивания.

Считалось особенно большим грехом быть без пояса на молитве, а также обедать и спать неподпоясанным. Многие снимали пояса только в бане. Пояс считался неким оберегом даже от нечистой силы. По представлениям староверов Урала, нечисть, стремящаяся отвлечь человека от молитвы или толкнуть на грех, заигрывается кистями пояса (либо пересчитывает его нити), забывая о том, зачем приступила к человеку.

Кроме апотропейного смысла, имелось и социальное значение. Например, в разных общинах мужчины и женщины носили концы пояса на разные стороны. В староверческом селе Нижнеиргинское Красноуфимского района Свердловской области мужчины носили пояса справа, а женщины — слева, а вот староверы в Шалинском районе — наоборот. Есть общины, где представители обоих полов носили пояс на одну сторону. Главное, обсуждая этот вопрос, помнить о вариативности.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиСтароверы с разных поселков Урала. Частный архив

Также в зависимости от обычая разные пояса предпочитали мужчины и женщины. Например, у семейских женские кушаки шире мужских, а вот в Свердловской области и в Пермском крае наоборот.

Аналогично разные узлы могли обозначать и социальный статус владельца и его семейное положение.

Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки. Поясом нередко невеста одаривала участников свадьбы. По описаниям свадеб в Чердынском уезде Пермской губернии за свадьбу могло быть раздарено до 140 поясов.

Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Англичанин Коллинз, посетивший Московию в 1659-1666 годах, отмечал, что по воззрениям русских пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы.

В этой связи очень интересным становится тот факт, что в Зауралье и старожильческих районах Свердловской области была чрезвычайно популярна борьба «на опоясках», где пояса играли роль своеобразного кимоно — за него осуществлялся фиксированный захват. Большую роль в этом виде народной борьбы играла именно физическая сила. Надо сказать, что эта борьба была популярна в староверческих селах и деревнях. Возможно, это было связано с тем, что на Ирюмском соборе 1723 года были запрещены кулачные бои.

Виды поясов

Виды поясов и кушаков напрямую связаны со способом их изготовления.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиТопковый пояс со светильном кресту чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиТопковый пояс

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиЗакладной пояс чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиЗакладной пояс

Все эти виды изготовления поясов довольно древние и в разном соотношении существовали параллельно разным эпохам.

Пояс могли оставить как есть, с конечными нитками, однако есть и образцы поясных «украс» — это кисти из толстых шерстяных ниток, либо же валяные кисти, бисерные кисти, узелки из металлических нитей, иногда даже целые золотошвейные наконечники!

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиБисерные украсы пояса чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиУкрасы пояса. Слева направо: золотошвейные концы; узлы и валяные кисти; узел на конце пояса

Дальнейшая история пояса

Мода во многом бывает сурова, и в начале XX века в мужскую моду вновь входят ремни, а также круглые пояса, которые представляли собой косичку из ниток разной благородности (круглый пояс).

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиСтарообрядцы с. Большой Куналей, середина XX века чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиКруглый пояс

В женском гардеробе появляются и пояса-шитики, выполненные из ткани, украшенной машинной отстрочкой, и застегивающиеся на пуговицы, подобно ремню.

чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть фото чем подпоясывали рубаху на руси. Смотреть картинку чем подпоясывали рубаху на руси. Картинка про чем подпоясывали рубаху на руси. Фото чем подпоясывали рубаху на русиЖенский комплекс сибирских старожилов начала XX века с поясом-шитиком

Постепенно в среде староверов, за огромным количеством разных передряг в XX веке, пояс заменяется обычной тесемочкой, веревочкой и его значение становится функционально-религиозным.

От редакции. В отдельных старообрядческих приходах до сих пор сохраняется традиция, когда неподпоясанного человека могут не пустить на богослужение или сделать ему строгое замечание. Также в некоторых согласиях христиане носят еще и нательные пояса. Нательный, «нижний» пояс более прост и не украшен. Он надевается при крещении на голое тело. Некоторые носят его всю жизнь и даже в бане не снимают. Естественно, что нижний пояс достаточно быстро изнашивается, и тогда его могут заменить на другой, такого же вида.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *