чем почистить аккумулятор автомобиля
Уход за автомобильным аккумулятором и чистка батареи
Современные машины не обходятся без аккумуляторных батарей. Этот важный элемент конструкции за несколько десятков лет не претерпел особых изменений. А все модификации направлены на увеличение срока службы и уменьшение размеров устройства. Но чтобы даже старый АКБ прослужил как можно дольше, нужно знать о правилах ухода за аккумулятором. В таком случае прибор прослужит около 5−7 лет.
Разновидности АКБ
Все виды аккумуляторов представляют собой миниатюрные электростанции, питающие энергией электросистему автомобильного транспорта. Несмотря на множество модификаций, их можно выделить в 2 основные группы:
Независимо от разновидности аккумулятора, необходимо знать ряд правил ухода за таким оборудование. Это поможет увеличить срок его службы и обеспечить бесперебойную и качественную работу.
Чистка поверхности
Нужно обязательно контролировать чистоту прибора. Его поверхность нужно время от времени чистить. Для этой цели можно пользоваться 10-процентным раствором нашатырного спирта или кальцинированной содой.
В веществе следует промочить мягкую и чистую ткань, после чего аккуратной ею протереть АКБ. Эта процедура поможет удалить частички пыли, остатки масляных смесей и иные виды загрязнений.
Также следует обратить внимание на клеммы. Элементы не должны окисляться. Идентифицировать подобную проблему можно по плотному слою накипи, который отрицательно сказывается на контакте АКБ с машиной.
Исправить положение можно с помощью чистки клемм аккумулятора нашатырным спиртом. После нанесения средства накипь с легкостью удаляется обыкновенной наждачкой.
Если есть сомнения в эффективности этого способа, то можно воспользоваться специальными препаратами, которые позволяют промыть аккумулятор. Также следует время от времени проверять чистоту штырей. Чистить их можно вместе с клеммами.
Следует запомнить, что на поверхность корпуса аккумуляторной батареи никогда не должны попадать капли солярки, омывателя, масла или бензина. Такие химические соединения могут не только повредить пластик, из которого сделан АКБ, но и стать причиной возгорания. Если же вещество все-таки попало на аккумулятор, то его необходимо как можно скорее стереть сухой тряпкой.
Хранение и фиксация
Если транспортное средство не будет эксплуатироваться довольно долго, то нужно заблаговременно обеспечить АКБ оптимальные условия хранения. Устройство обязательно нужно отключить и вытащить из машины, так как «минусовые» температуры могут его привести в негодность. Аккумуляторную батарею желательно хранить в достаточно теплом и сухом помещении. Но не нужно ее ставить рядом с тепловыми источниками, иначе прибор будет быстро разряжаться.
Глубокий разряд устройства может негативно отразиться на его состоянии. Чтобы предотвратить проблемы, АКБ желательно подзаряжать каждые 3−4 месяца. Так, прибор прослужит максимально долго.
Для максимально безопасного и надежного использования прибора его нужно правильно закрепить. Чтобы проверить фиксацию, можно попытаться сдвинуть АКБ руками, выключив перед этим мотор.
Нужно учитывать, что при неправильном закреплении клемм процесс зарядки может нарушиться. Так, кривая плоскость и плохо установленные клеммы часто становятся причинами того, что машина постоянно глохнет. Это отражается не только на удобстве, но и на безопасности эксплуатации автомобильного транспорта.
Особенности ухода
В аккумуляторе автомобиля необходимо регулярно контролировать уровень заряда. Для этого можно пользоваться вольтметром. Но проверять показания нужно при отключенном двигателе. Если напряжение заметно упало, то аккумулятор нужно подзарядить.
Зимой уход за аккумуляторной батареей автомобиля должен быть особенно тщательным. Не нужно забывать, что нередко причиной проблем с активацией авто выступает низкокачественное топливо или масло, а также форсунки и свечи. А вот неоднократные попытки запустить двигатель могут привести к глубокому разряду аккумуляторной батареи.
Увеличивать нагрузку на АКБ необходимо постепенно. Также после глушения авто нужно обязательно выключать все электрическое оборудование.
При запуске двигателя не нужно сразу же включать магнитолу и свет — АКБ должен хотя бы 5−7 минут проработать вхолостую. Зимой этот срок должен составлять около 20 минут.
Необслуживаемые аккумуляторы нуждаются в систематической прочистке газоотводного клапана. Кроме того, при зарядке этой разновидности АКБ нужно закрыть все ее отверстия.
Обслуживаемые модели нуждаются в регулировке уровня электролита, особенно в жаркую погоду. При снижении уровня вещества в АКБ нужно долить дистиллированную воду.
Правила зарядки
При регулярном использовании аккумулятора он автоматически подзаряжается генератором, но при длительных простоях ему требуется дополнительная подзарядка. Она также необходима и при проблемах с генератором.
Свинцово-кислотные АКБ нужно подзаряжать только постоянным электротоком. Для этой цели используются выпрямители, регулирующие зарядный ток и напряжение. Также необходимо учитывать и конфигурацию устройства для подзарядки. К примеру, для зарядки АКБ на 12 В подаваемое напряжение должно быть не более 16 В, иначе будет проблематично добиться полного заряда устройства.
Зарядка аккумуляторной батареи проводится по следующей схеме:
Уход за автомобильным аккумулятором не очень сложный. Но если соблюдать несколько несложных правил, то можно существенно увеличить их срок службы.
Промывка содой АКБ TUDOR TB712 71Ah 670A(EN)12V
Все здрасте!
Сегодня необычный опыт.
Хотя на ютубе каждый второй промывает АКБ содой.))
За 5 лет владения машины зимой никаких проблем с ним не было. За все время подзаряжал его только два раза. По весне заглянул в банки и увидел, что нет уровня электролита, долил дистиллированной воды и успокоился, все лето проездил. Были четыре поездки на дальние дистанции по 600км в одну сторону, но стал замечать, что вольтметр в прикуривателе показывает 12.4В или 12.3В. Ближе к зиме сильных морозов дожидаться не стал и сделал ему промывание)))))
Переходим к основной части:
до промывки содой АКБ имело напряжение 12.3В и плотность р=1.2 на стоянке перед запуском двигателя.
Первое что я сделал это приготовил содовый раствор. Для этого в пятилитровую баклашку с дистиллированной водой высыпал пачку соды и растворил ее.
Далее все работы проводились в защитных очках. Берегите свои глаза!
1. Слил электролит с АКБ в пластиковую емкость.
2. Залил на половину все банки АКБ дистиллированной воды и промыл от остатков электролита.
3. Залил в банки содовый раствор, чтоб покрывало пластины, примерно 40 минут это дело там интенсивно пузырилось и шипело, потом слил.
4. Залил снова новый содовый раствор опять было пузырение, но уже не столь активное оставил это дело пока не перестанет доноситься шипение из банок АКБ, потом слил.
5. Промыл банки АКБ дистиллированной водой.
6. Промыл банки АКБ слитой с него кислотой, было тоже не большое шипение, подождал пока все утихнет и слил старую кислоту.
7. Залил в банки АКБ по внутренним рискам новый купленный электролит замерял напряжение ради интереса 12.2В.
Подсоединил автоматическую зарядку и сперва дал небольшой ток 14.5В — 2.5А — 2 часа.
Потом изменил параметры зарядки на 14.5В — 5А — 2 часа.
За это время АКБ сначала хорошо брал ток, но потом его потребление уменьшалось со временем.
Плотность электролита упала с 1.28 на 1.20.
Выставил снова новые параметры на зарядном устройстве 15.5В — 7А — оставшееся время.
Так получилось, что время заряда у меня составило 30 часов.
По окончанию заряда получил 13.7В на клеммах АКБ и плотность р=1.29 во всех банках.
Дал АКБ отстояться…через неделю простоя машины на стоянке вольтметр показывал 12.7В.
Ниже приведены таблицы зависимости напряжения и плотности, а также температуры.
Как чистить клеммы аккумулятора автомобиля и зачем это нужно
Аккумуляторная батарея является важным и ответственным элементом в устройстве любого авто. При этом срок службы АКБ является ограниченным и зависит от целого ряда факторов и особенностей. Как правило, «здоровье» аккумуляторной батареи напрямую связано с качеством работы генератора (зарядка АКБ), а также общим состоянием проводки (утечки и саморазряд) и двигателя (разряд батареи при попытке завести мотор).
В свою очередь, также необходимо процедурой является чистка клемм, так как при необходимости обслужить аккумулятор, уход, чистка и оценка состояния клемм является рекомендуемой и ответственной процедурой. Если просто, даже если с батареей и генератором все в порядке, однако окисляются клеммы аккумулятора, батарея будет активно изнашиваться и быстро выйдет из строя. Далее мы рассмотрим, как почистить аккумулятор и его клеммы.
Клеммы АКБ: когда нужна чистка клемм аккумулятора
Итак, большинство автовладельцев хорошо знают, что окисление контактов является достаточно серьезной проблемой, особенно если речь идет об аккумуляторе. На начало процесса окисления может указывать характерный белый налет. Однако не всегда такой налет может активно формироваться и быть заметным невооруженным взглядом.
Бывает и так, что окислов не видно, при этом общий процесс окисления аккумулятора все равно уже идет полным ходом. Окисленная клемма аккумулятора автомобиля приводит к следующему:
Чтобы более точно проверить, происходит ли окисление, если нет белого налета на клеммах, нужно приготовить раствор соды 10% (на 200-250 миллилитров дистиллированной воды добавляют 2 столовых ложки соды). Полученным раствором немного смачивают клеммы аккумулятора.
При этом ошибочно полагать, что достаточно только нанести смазку. Чистить клеммы нужно обязательно, а уже затем выполнять смазку клемм аккумулятора автомобиля. Для того чтобы выполнить очистку правильно, необходимо учитывать определенные рекомендации, приведенные ниже.
Чем очистить клеммы АКБ и как это сделать правильно
Прежде всего, нужно подготовить материалы для очистки. На практике, в условиях гаража лучше всего окисления удаляются войлоком. При помощи войлока можно снять не слишком сильные окислы быстро и мягко, сам войлок хорошо противостоит кислотам.
Также отметим, что среди способов дальнейшей защиты клемм от окисления практикуется метод, когда устанавливаются войлочные прокладки, пропитанные маслом. В этом случае войлок также пригодится. Еще кроме войлока потребуется, как минимум, губка, зубная щетка, а также необходимо приготовить упомянутый выше раствор соды.
Если же окисление слишком активное и обширное, нужна наждачная бумага (мелкозернистая). При этом нужно именно мелкое зерно, чтобы остатки абразива не оставались на поверхностях.
Обратите внимание, при работе с дрелью лучше всего подойдет переносной шуруповерт, куда устанавливается щетка-насадка. При этом чистка клемм выполняется на средних оборотах, без нажима. Выполнять чистку нужно деликатно, даже если удаление окислов потребует больше времени.
Если же явно виден слой белого налета, потребуется более тщательная очистка. В этом случае можно задуматься о подготовке щеток-насадок и дрели. Добавим, что в продаже также можно потискать особые спецсредства для зачистки клемм и удаления окисления. Такие решения используют как отдельно, так и в комплексе.
Еще не забывайте о специальной смазке для защиты клемм аккумулятора. Эту смазку в обязательном порядке нужно нанести после очистки. В противном случае клеммы быстро окислятся повторно.
Прежде всего, перед тем, как будет очищаться сама клемма аккумулятора, необходимо очистить АКБ и осмотреть его на предмет целостности. Бывает так, что возле клемм есть трещины, то есть электролит будет вызывать повторное окисление клемм даже после их очистки. В такой ситуации лучше сразу менять аккумулятор.
Почистив аккумулятор снаружи, можно переходить к удалению продуктов окисления с самих клемм. Важно понимать, что все работы должны выполняться с соблюдением техники безопасности (при снятии АКБ не забываем, что внутри находится кислота), а также нельзя прилагать усилий, работая в области самих клемм.
Важно не допустить случайных повреждений корпуса АКБ, клемм и т.п. Рекомендуется также защитить органы зрения и дыхания, работать в перчатках, а также выполнять работу в проветриваемом помещении. По окончании чистки необходимо промыть клеммы дистиллированной водой.
Закончив с чисткой, нужно знать, как смазать клеммы аккумулятора для их защиты. Только что очищенные клеммы АКБ закручиваются, после чего их следует обработать выбранной смазкой для клемм аккумулятора. На этом процесс чистки и смазки клемм можно считать завершенным.
Подведем итоги
Как видно, обслуживая аккумулятор, клемма АКБ является тем элементом, которому нужно уделить особое внимание. На деле, именно по причине окисления клемм даже исправные батареи могут самостоятельно разряжаться, плохо аккумулировать заряд от генератора, с трудом заводить двигатель и т.д. При этом без очистки даже попытки зарядить аккумулятор внешними ЗУ могут не дать ожидаемого результата.
По этой причине приведенная выше информация позволяет в полной мере устранить не сам результат проблемы, а ее источник, которым являются окисленные клеммы аккумулятора автомобиля. Также правильный подбор и нанесение защитной смазки на клеммы АКБ позволит избежать возникновения подобных неисправностей в будущем и существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи.
Как промыть аккумулятор и заменить электролит
Промывка аккумулятора относится к одному из неосновных способов его восстановления. Как правило, автосервисы таким видом работ не занимаются, так как считается, что это не приводит к ощутимым результатам.
Обычно промывают аккумуляторы и меняют электролит автовладельцы в домашних условиях, так как пытаются продлить срок службы батареи и сэкономить на этом.
Когда нужно промывать аккумулятор, признаки
Признаки, которые укажут не только на необходимость промывки батареи, но и на другие проблемы:
Причинами вышеуказанных признаков являются:
Нельзя сказать, что после промывки аккумулятор восстановит свои прежние характеристики, скорее всего, нет, но на время это может продлить срок его службы.
Также темный цвет жидкости указывает на то, что активное вещество с пластин уже начало осыпаться и сами пластины стали тоньше и восстановить их толщину вы уже никак не сможете.
Поэтому даже после промывки аккумулятора и полной замены электролита, про продолжительный период службы батареи говорить не стоит.
И еще, нужно понимать, что современные аккумуляторы в пластиковом корпусе с общей крышкой, особенно необслуживаемые, при замыкании пластин сразу лучше менять на новые, так как их разборка, замена пластин и последующая сборка с герметизацией — дело хлопотное.
Для проверки на замкнутость используется нагрузочная вилка, если батарея не держит нагрузку (напряжение постоянно падает и опускается ниже 10 вольт), значит, минимум одна банка замкнута.
Ход работ
Для промывки понадобиться:
Полностью разрядите аккумулятор доступным для вас способом. Если банки не замкнуты (т.е. нет осадка на дне), то для удаления старого электролита можно использовать специальную конструкцию или резиновую грушу.
Насчет конструкции момент спорный, так как специалисты не рекомендуют наклонять АКБ больше, чем на 45 градусов, так как осыпавшиеся элементы пластин могут замкнуть последние.
Но наших людей это не останавливает, тем более многие умудряются для слива электролита, для промывки, сверлить в корпусе батареи дырки.
Дальше в каждую банку залейте дистиллированную воду и снова слейте. Повторяйте процесс пока из батареи не потечет (будет извлекаться грушей) чистая вода.
На завершающем этапе снова залейте дистиллированную воду и дайте отстояться ей 3-4 часа.
Если вы понимаете, что осадок есть (банка замкнута), то переворачивать батарею не стоит, так как этим только усугубиться ситуация.
Здесь на первом этапе извлекается жидкость резиновой грушей, потом проводится разборка АКБ, чистка его от осадка и старого электролита, сборка и герметизация. Стоит ли этим заниматься, каждый для себя решает сам.
Дальше идет этап замены электролита.
Не ошибитесь с плотностью
В этот момент батарея находится в состоянии глубокой сульфатации минусовых пластин.
Человек помнит цифру 1,27 г/см 3 и соответственно для зимы покупает электролит с такой же плотностью.
Поэтому, в приведенном для примера случае, нужно было бы просто провести КТЦ аккумуляторной батареи.
Или, если позволяет зарядное устройство, включить на нем циклический режим кратковременного заряда и разряда, чтобы привести плотность жидкости к реальной. Также нужно подключить к аккумулятору какой-либо потребитель электроэнергии, к примеру, лампу фары.
Большая плотность серной кислоты негативно влияет на состояние пластин и в данной агрессивной среде они начинают быстро осыпаться.
Дальше зарядите аккумулятор и повторите замеры плотности, при необходимости скорректируйте для своего региона и температуры.
Для увеличения плотности доливается электролит, для уменьшения – дистиллированная вода. Чистая серная кислота ни в коем случае не используется.
И старайтесь не разряжать глубоко батарею так, как это грозит оплыванием активной массы и сульфатацией.
А как вы промываете аккумулятор и меняете электролит? Пишите в комментариях.
Уход за аккумулятором
Техническое обслуживание аккумуляторов рекомендуется выполнять в следующие сроки:
1) ежедневно;
2) при каждом первом техническом обслуживании,
3) сезонно (2 раза в год).
Ежедневно необходимо:
а) очищать аккумулятор от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхность аккумулятора, вытирать чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды (10%-ный раствор). Очищать окислившиеся выводные клеммы аккумулятора и наконечники проводов;
б) проверять надежность крепления аккумулятора;
в) проверять крепление и надежность контакта наконечников проводов с выводными клеммами аккумулятора;
г) проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия в пробках аккумулятора.
При каждом первом техническом обслуживании через 500—1000 км пробега автомобиля, кроме ежедневного ухода, необходимо:
а) проверять степень разряженности аккумулятора. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и подзарядить. Одновременно необходимо определить причину недостаточного заряда аккумулятора и устранить ее;
б) проверять целость бака (нет ли трещин и не просачивается ли электролит);
в) проверять уровень электролита в каждом элементе батареи. При пониженном уровне электролита его следует довести до нормы, заливая только дистиллированную воду. Доливать в элементы электролит запрещается (за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло из-за его выплескивания).
Сезонно (при переходе автомобиля с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот) необходимо снимать аккумуляторы с автомобиля и производить нормальный заряд. При переходе на летнюю эксплуатацию удельный вес следует доводить в несколько приемов, путем отсасывания электролита из элемента резиновой грушей и доливки дистиллированной воды. При переходе на зимнюю эксплуатацию удельный вес следует доводить, доливая кислоту удельного веса 1,400.
Определение состояния аккумулятора на автомобиле
Состояние аккумулятора на автомобиле можно определить по удельному весу (плотности) электролита и по напряжению, измеренному нагрузочной вилкой.
Для проверки состояния аккумулятора необходимы следующие приборы:
а) кислотный ареометр со шкалой от 1,100 до 1,320, с ценой деления 0,01;
б) термометр от —30 до +65° С;
в) нагрузочная вилка.
При измерении плотности электролита следует учитывать, что при повышении его температуры на 1° С плотность его уменьшается на 0,0007, а при понижении температуры на 1° С — увеличивается на 0,0007.
Исходной считается температура +15° С. Поэтому в случае отклонений температуры электролита от +15°C следует при измерении плотности электролита вводить соответствующую поправку на показания ареометра. При измерении плотности электролита, имеющего более низкую температуру, нужно вычесть поправку из показания ареометра. При измерении электролита с более высокой температурой поправку надо прибавить.
Плотность измеряют после нескольких засасываний электролита в цилиндр ареометра и выливаний его из цилиндра для того, чтобы ареометр принял температуру измеряемого электролита. Не допускается измерение плотности электролита сразу после работы стартера или доливки в батарею воды.
Удовлетворительные результаты проверки состояния аккумулятора по плотности электролита можно получить только в том случае, если известна начальная плотность электролита полностью заряженной батареи и если в процессе эксплуатации в батарею не доливали электролит. Плотность электролита отдельных элементов исправной батареи не должна отличаться более чем на 0,01 единицы удельного веса. После определения удельного веса электролита в элементах батареи определяют степень ее заряженности.
Одновременно с определением плотности электролита следует проверить напряжение каждого элемента под нагрузкой при помощи нагрузочной вилки. В нагрузочной вилке параллельно вольтметру включено сопротивление, через которое элемент разряжается при соединении контактов вилки с положительным и отрицательным полюсами. Способ определения степени разряженности аккумуляторной батареи с помощью нагрузочной вилки менее точен, чем предыдущий, так как выпускаемые различными предприятиями нагрузочные вилки имеют неодинаковые по величине сопротивления.
Степень разряженности батареи определяют следующим образом: острия вилки прижимают к полюсам одного элемента батареи и держат в таком положении 5 сек.; в течение этого времени напряжение каждого элемента исправной батареи должно оставаться неизменным. Напряжения отдельных элементов не должны отличаться более чем на 0,1 в.