чем плохо открывать ип
Плюсы и минусы ИП
Задумывая открыть собственное дело, многие начинающие бизнесмены склоняются к тому, чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Чем обосновывается такой выбор, какие слабые и сильные стороны, достоинства и недостатки имеет регистрация ИП? Насколько правильно такое решение и кому из будущих предпринимателей лучше всего подходит именно эта организационно-правовая форма? Попробуем детально разобраться в данном вопросе.
Плюсы ИП | Минусы ИП |
---|---|
Простая регистрация | При закрытии ИП с долгами долги все равно остаются |
Не нужен уставной капитал для создания ИП | Предприниматель отвечает всем своим имуществом |
Можно обойтись без расчетного счета, без печати, без кассы | Большие ограничение по возможным видам деятельности |
Нет необходимости документировать всю хозяйственную деятельность, проще по документам открыть филиалы в других городах | Вести отчетность нужно по месту регистрации ИП |
Свободное использование своих финансов | Нет возможности продать/купить/переоформить ИП |
Небольшое налоговое бремя, возможность уменьшить налоги за счет взносов в Пенсионный фонд, меньше налоговых проверок | Если были убытки, это не уменьшит налоги и платежи в Пенсионный фонд — фиксированные |
По сравнению с ООО, меньше штрафы и ответственность | Сложнее расширить бизнес ввиду «отсутствия» соучредителей |
Можно использовать патентную систему налогообложения для минимизации расходов | Невысокая степень доверия со стороны крупных игроков рынка |
Относительно легко ликвидировать свое ИП | Необходимость личного управления бизнесом, без какого-либо делегирования |
Плюсы ИП
Минусы ИП
Немного о налогах
Вопрос о налоговых выплатах является одним из самых важных при выборе организационно-правовой формы будущего предприятия. Индивидуальные предприниматели могут выбрать один из следующих видов налогообложения:
По большому счету, особой разницы в размере налогообложения для ИП или, к примеру, ООО, нет. При ОСН вне зависимости от того, имеет ли ИП нанятых работников или нет, налоговые сборы составят: НДС – 18% + НДФЛ – 13%. А если ИП имеет наемных сотрудников, то придется платить 30% от их заработной платы во внебюджетные фонды. Единственный однозначный плюс: ИП должен подавать отчет по НДФЛ всего один раз в год. Тем не менее, при выборе системы налогообложения Индивидуальному предпринимателю стоит ориентироваться на предполагаемый годовой доход. Чем он выше, тем больше подходит система УСН.
Кстати говоря! При временном прекращении работы в качестве индивидуального предпринимателя, коммерсанту лучше перейти на ОСН. Правда, следует помнить, что, ни при каких обстоятельствах, индивидуальный предприниматель не может быть освобожден от уплаты фиксированных обязательных платежей в пенсионный фонд.
Что имеем в итоге
Как видно из всего вышеизложенного, аргументов «за» и «против» регистрации ИП примерно поровну. Тем не менее, можно однозначно сказать, что если планируется открыть небольшой бизнес для оказания мелких услуг населению, лучше зарегистрироваться в качестве Индивидуального предпринимателя. Ну а если имеются большие планы на расширение и рост своего дела, то стоит рассмотреть и другие организационно- правовые формы предприятий и организаций.
Что такое ООО
Зачем оно вам нужно и сколько стоит
Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО — тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.
Ответственность
Для тех, кто выбирает, что открывать — ИП или ООО — мы подготовили таблицу со сравнением
Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.
Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.
Учредители, документы и регистрация
Как распределяются доли и прибыль в ООО
Имя | Доля | Прибыль |
---|---|---|
Василий | 5000 Р | 50% |
Елена | 3000 Р | 30% |
Петр | 2000 Р | 20% |
Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.
Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р — допустим компьютеры, — то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.
Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.
После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора — можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.
Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько — протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.
Все эти протоколы — страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.
Дальше нужно оплатить госпошлину 4000 Р и подать в ИФНС пакет документов.
Как подать документы
В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве — МИФНС № 46.
Вот что нужно собрать:
Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.
Какие документы выдадут после регистрации
В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.
госпошлина за регистрацию новой редакции устава
Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.
Могут ли отказать в регистрации?
Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.
В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.
Как выбрать юридический адрес
На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».
Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.
Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН — Единого государственного реестра недвижимости — или свидетельство о собственности).
Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.
Аренда адреса — плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.
Аренда адреса незаконна и рискованна:
Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.
ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.
Расчетный счет и печать
Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках — это не запрещено.
Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.
Самозанятый или ИП: что выбрать и чем отличаются
Когда оказываешь услуги или продаешь товары, нужно оформить предпринимательскую деятельность. Без оформления могут оштрафовать на сумму до 200 000 рублей по Статье 14.1 КоАП РФ.
Регистрировать юридическое лицо сложно: нужен устав предприятия, капитал, много документов для ФНС. Проще стать самозанятым или индивидуальным предпринимателем. Разбираемся, что лучше: зарегистрировать ИП или оформить самозанятость.
Содержание статьи
Что такое самозанятость
Самозанятость — упрощенное название НПД: налога на профессиональный доход. Это новый налоговый режим, действующий с начала 2019 года. Раньше работал в четырех регионах России, с июля 2020 года регионы сами решают, вводить его или нет. Сейчас НПД можно оформить почти на всей территории России.
НПД — упрощенный режим для тех, кто зарабатывает сам, а не получает зарплату от работодателя. Для тех, кто продает товары, оказывает услуги и не хочет возиться с отчетностью. Самозанятые платят всего 4-6% налога без обязательных страховых взносов и бумажной волокиты, присущей деятельности индивидуальных предпринимателей.
Самозанятость можно совмещать с основной работой: например, работаете в охране посменно и продаете резные деревянные тарелки как самозанятый. Платить налоги надо только от доходов, полученных именно с продажи тарелок. А на работе будете по-прежнему отдавать НДФЛ.
Кто может стать самозанятым
Почти все, кто продает товары собственного производства или оказывает услуги. Даже если рубите дрова соседям за деньги, можно оформить самозанятость и платить налоги с доходов. Вообще под самозанятость попадает множество видов деятельности. НПД могут оформить фрилансеры-маркетологи, няни, «трезвые водители», фотографы, таксисты, дизайнеры. Выращиваете в огороде картофель, продаете его на рынке — это тоже попадает под критерии самозанятости.
Есть ограничения. Самозанятые не могут:
У индивидуальных предпринимателей ограничений почти нет. Они могут нанимать работников и зарабатывать намного больше — до 200 млн рублей в год, если выбрана УСН: упрощенная система налогообложения.
Если сумма дохода превышает 2,4 млн рублей, придется оформлять ИП. Лимита по месяцам нет, налоговую будет интересовать именно общий годовой доход. То есть можно заработать в первый месяц 30 000 рублей, во второй — ничего, в третий — миллион рублей. Главное — не превышать общий лимит.
Предусмотрены исключения. Самозанятыми не могут стать те, кто:
Им придется оформлять индивидуальное предпринимательство или открывать юридическое лицо. Что выгоднее, зависит от сферы деятельности и особенностей бизнеса.
Плюсы и минусы самозанятости
Плюсы и минусы ИП
Разница между ИП и самозанятым: таблица отличий
Чтобы было проще сравнить, подготовили таблицу. Внесли в нее самые важные отличия между индивидуальным предпринимателем и самозанятым.
Выгодно ли становиться индивидуальным предпринимателем
11 доводов в пользу того, чтобы стать ИП
Чтобы заняться бизнесом по закону, нужно выбрать организационно-правовую форму.
Два самых распространенных варианта: стать индивидуальным предпринимателем или зарегистрировать компанию. Еще можно стать самозанятым, но у этого статуса много ограничений: например, нельзя заработать больше 2,4 млн рублей в год, перепродавать товары и нанимать сотрудников. Поэтому в материале рассматривать его не будем.
Расскажу, почему статус ИП во многом проще и выгоднее для начинающего бизнесмена, чем ООО.
Как поставить цель и не бросить ее
У ИП есть право не вести бухгалтерский учет
Для ООО все сложнее: им нужно вести бухучет, то есть делать проводки по дебету и кредиту под каждую хозяйственную операцию.
Еще нужно по итогам года формировать баланс и отчет о финансовых результатах и сдавать их в налоговую. ИП всего этого делать не нужно.
ИП может работать на патенте и не сдавать отчетность
Для ИП есть специальный режим налогообложения — патентная система: она позволяет не сдавать налоговую декларацию, а вместо этого платить процент от потенциального дохода. Реальный доход ИП не влияет на размер налога и зачастую из-за этого патент выгоден.
Стоимость патентов отличается в зависимости от вида деятельности и от региона, где ее будут вести: проверить стоимость можно на сайте налоговой. Предприниматели могут купить несколько патентов под разные виды бизнеса или регионы. Главное, чтобы годовой доход не превысил лимит в 60 млн рублей.
ООО не могут применять патентную систему.
Предпринимателю проще использовать свои деньги
ИП может сразу использовать для личных нужд все деньги, которые пришли к нему на расчетный счет или в кассу. Банки даже выпускают специальные карты, которыми предприниматель может пользоваться в магазинах — не нужно снимать наличные или переводить деньги на счет физического лица.
Деньги на расчетном счете ООО — это деньги компании. Прежде чем тратить эти средства, их нужно превратить в личные. Например, распределить дивиденды себе как учредителю, это делают не чаще раза в квартал. Или можно устроить себя на работу в компанию и платить себе зарплату. В обоих случаях придется заплатить НДФЛ, а во втором — еще и страховые взносы.
У ИП упрощенная кассовая дисциплина
Чтобы предпринимателю принять наличные за товары, работы или услуги, достаточно выбить обычный кассовый чек. Если же наличные деньги поступают по другим основаниям, их вообще можно никак не оформлять. То же и с наличными расходами: ИП просто берет и платит, не оформляя документ под это.
ИП освобождены от кассовых операций, с которыми сталкиваются организации. Поэтому им проще работать с деньгами.
ИП может работать без сотрудников
Можно зарегистрировать ИП и сразу начать работать: предприниматель сам себе руководитель и сотрудник, никого нанимать не нужно, если в этом нет необходимости.
С ООО все не так просто. Компании нужен генеральный директор, он представляет ее интересы и ведет деятельность от лица компании. Им может стать учредитель, или нужно привлечь кого-то со стороны. Обычно генеральному директору нужно установить зарплату, пусть и минимально возможную, платить с нее НДФЛ, делать отчисления на обязательное медицинское, пенсионное, социальное страхование и взносы за травматизм. Трудоустройство нужно грамотно оформить плюс сдавать за работника отчетность.
Предпринимателю проще зарегистрировать бизнес
Зарегистрировать ООО сложнее: нужно придумать фирменное наименование, найти юридический адрес, разработать устав, внести минимум 10 000 Р уставного капитала, назначить генерального директора. Все это утверждается решением единственного участника ООО, если учредитель один. Если учредителей несколько, нужно проводить общее собрание и оформлять протокол. Документы нужно заверять у нотариуса.
Закрыть ИП проще, чем ООО
Если бизнес не пошел, индивидуальному предпринимателю проще его закрыть. Для этого нужно уволить сотрудников, если они есть, сдать отчетность, уплатить налоги и взносы, а потом подать в налоговую заявление о прекращении деятельности.
Закрытие ООО по закону корректно называть ликвидацией. Нужно оформить решение о ликвидации, создать ликвидационную комиссию или назначить ликвидатора, уведомить о решении налоговую, опубликовать сообщение в «Вестнике государственной регистрации», уведомить кредиторов, уволить сотрудников, рассказать об этом службе занятости.
Также нужно закрыть расчетный счет, отдать долги, подать в налоговую инспекцию пакет документов на закрытие, промежуточный и ликвидационный баланс, сдать документы в архив и уничтожить печать, если у компании она была. Это долгий и затратный процесс.
Размер штрафов для ИП меньше, чем для ООО
Новых ИП могут освободить от налогов
Некоторые ИП на УСН или патенте могут два года после регистрации не платить налог с доходов. Такую льготу называют налоговыми каникулами.
Право на каникулы обычно дают в зависимости от вида деятельности предпринимателя и места, где он зарегистрирован. Правила льготных каникул принимают власти в регионах.
Например, в Саратовской области действуют налоговые каникулы для ИП на УСН, которые занимаются производством деревянной мебели или дошкольным образованием. В других регионах такой льготы может не быть.
Проверить, попадаете ли вы под критерии, можно на сайте ФНС: выбираете свой регион, подбираете подходящий режим налогообложения и читаете про него подробнее. В перечне документов обычно есть законы, которые устанавливают нулевую ставку для вновь зарегистрированных ИП. Также информацию о налоговых каникулах можно получить в региональной налоговой инспекции.
Для ООО налоговых каникул нет.
У ИП есть трудовые льготы
Предприниматели могут не платить выходные пособия при сокращении штата или прекращении деятельности. Исключение — если они сами внесли в трудовой договор с работником такую обязанность.
ООО же должно заплатить работнику минимум один среднемесячный заработок, а если во второй месяц после увольнения экс-сотрудник не найдет работу — еще один. По решению центра занятости населения могут заплатить и за третий месяц без работы.
Если у ИП происходят организационные или технологические изменения, из-за которых нужно скорректировать трудовой договор, например уменьшить зарплату, он может уведомить об этом работника за две недели.
ООО тоже может менять трудовой договор с сотрудником в одностороннем порядке, только предупреждать об изменениях нужно минимум за два месяца.
Еще предприниматели могут предусмотреть в трудовом договоре дополнительные основания для увольнения работника. Например, можно указать, что договор расторгается, если сотрудник не будет работать с клиентом по заданным сценариям или не сдаст отчет вовремя. В дополнительных основаниях не должно быть дискриминации: например, нельзя прописать обязанность быть аполитичным или не менять цвет волос.
Компания может уволить сотрудника только по основаниям, указанным в трудовом кодексе и других федеральных законах. Ничего дополнительного в трудовой договор добавлять нельзя.
Предприниматель не ведет корпоративный документооборот
ИП может просто зарегистрировать статус в налоговой и начать работать.
ООО же должно разработать устав или использовать типовой, например с помощью сервиса ФНС, зарегистрировать и хранить его.
Юрген, вы так говорите, как будто к ООО всё вышеперечисленное не относится, а статья всё-таки про выбор между ИП и ООО.
Кроме того:
1. Регистрация ИП — 800 ₽
2. Взносы вы платите не при регистрации, а как минимум за квартал.
3. Работать на патенте никто не заставляет, а оплачивать его можно двумя частями спокойно.
4. На онлайн-кассу можно оформить рассрочку.
Ну серьезно? За товары и помещение вы тоже вынуждены платить, даже ничего не заработав ¯\_(ツ)_/¯
Не забываем, что ИП рискуют всем своим имуществом
7 советов начинающему ИП, чтобы избежать проблем (что-то вы точно из этого не знаете)
После регистрации ИП в налоговой инспекции вы получаете не только право вести бизнес, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью, но и обязанности, первейшие из которых — сдавать отчётность и платить за себя страховые взносы. Помимо этих ключевых обязанностей каждого ИПешника есть ещё ряд нюансов, о которых стоит знать, чтобы не нарваться на штрафы в первый же месяц своей официальной деятельности. Специально для этой статьи мы отобрали семь важных вопросов, которые надо решить IT-фрилансеру сразу после госрегистрации.
1. Выбрать правильную систему налогообложения
Если при своей регистрации в качестве ИП вы не подавали уведомления о переходе на упрощённую систему налогообложения, то вам в течение ИКС времени после даты регистрации необходимо определиться с системой налогообложения.
Система налогообложения – это порядок расчёта и оплаты налога. У каждой системы своя ставка и налоговая база, но главное, что существенно различаются суммы налога к уплате. Один из таких показательных примеров есть в статье «Сколько зарабатывает программист в Москве по мнению ФНС».
Всего систем налогообложения пять, но одна из них (ЕСХН) предназначена только для сельхозпроизводителей. Выбирать можно между основной (ОСНО) и специальными системами (УСН, ЕНВД, ПСН). В принципе, расчёт налоговой нагрузки — это бухгалтерская тема, поэтому если у вас есть знакомый грамотный специалист, то имеет смысл к нему обратиться.
На коленке тоже можно кое-что подсчитать:
Если вникать в расчёты не хочется, а до бухгалтера не добраться, рекомендуем вам подать заявление на УСН Доходы, т.к. это самая распространённая система налогообложения. Плюс к этому — самая простая система в плане отчётности с достаточно низкой налоговой нагрузкой. Её также можно совмещать с любыми другими системами, кроме ОСНО.
(!) Из нашей рекомендации сразу переходить на УСН есть исключение — если вашими основными заказчиками будут бюджетные организации или крупный бизнес, то им нужен как раз ИП, работающий на ОСНО.
Почему это важно: специальные (они же льготные) налоговые режимы позволяют снизить платежи в бюджет до минимума. Это право закреплено статьёй 21 НК РФ. Но если вы самостоятельно не подадите заявление о переходе на УСН, ЕНВД, ПСН, то никто вас уговаривать не станет. По умолчанию придётся работать на общей системе (ОСНО). О сроках отчётности своей системы забывать нежелательно, за несданную декларацию налоговики весьма быстро блокируют расчётный счёт ИП.
Ещё одна причина вовремя сдавать налоговую отчётность – это риск получить от ПФР платёжку на сумму 154 852 рубля. Логика такова – раз вы о своих доходах в ИФНС не отчитались, то их размеры просто нескромны. Значит, взносы посчитают по максимуму (8МРОТ * 26% * 12). Это не штраф, деньги поступят на ваш пенсионный счёт и будут учитываться при расчёте пенсии (если к тому времени всё опять не поменяется), но всё равно сюрприз не самый приятный.
2. Воспользоваться налоговыми каникулами
Если вы регистрируетесь в качестве ИП впервые после принятия регионального закона о налоговых каникулах, то можете претендовать на нулевую налоговую ставку на режимах УСН и ПСН. Не платить налог можно максимум два года. Конкретные виды деятельности, по которым установлены налоговые каникулы, определяет региональный закон.
В Москве ИПешникам-разработчикам налоговых каникул не полагается, но если ваша деятельность связана с научными исследованиями и разработкой, то в большинстве регионов, включая Москву, вы можете получить нулевую налоговую ставку.
С налоговыми каникулами в подробностях, а также с базой большинства региональных законов можно ознакомиться вот тут.
Почему это важно: если есть возможность оказаться какое-то время в налоговой гавани, почему бы этим не воспользоваться? К тому же на ПСН в принципе нет возможности уменьшить стоимость патента на сумму взносов. А в рамках налоговых каникул патент ИП не будет вам ничего стоить.
3. Знать и платить за себя страховые взносы
Страховые взносы – это платежи, которые каждый предприниматель обязан вносить за себя в пенсионный фонд (ПФР) и фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). С нового года сбором взносов займётся Федеральная налоговая служба, т.к. по мнению властей сами фонды со сбором платежей в свою пользу справляются плохо.
Минимальная сумма взносов каждый год меняется. В 2016 году это около 23 тысяч рублей плюс 1% с доходов свыше 300 тысяч. Если вы были зарегистрированы в качестве ИП меньше года, то сумма соответственно пересчитывается. Взносы за себя надо платить всё то время, пока вы стоите на учёте, как предприниматель. Оправдания и аргументация вида:
в рассмотрение фондами не принимается.
Не платить за себя взносы можно, если ИП призвали в армию или он ухаживает за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1-ой группы, пожилыми людьми старше 80 лет. Но даже в этих случаях начисление взносов автоматически не прекращается, надо сначала представить документы, что реальным бизнесом вы не занимаетесь.
Так что открывать ИП просто так, с расчётом, что когда-то может пригодиться, не стоит. Если в качестве ИП вы всё же зарегистрировались, а теперь находитесь в простое, то дешевле сняться с учёта (госпошлина составляет всего 160 р.), а при необходимости зарегистрировать снова. Количество подходов к стойке регистратора не ограничено.
Почему это важно: взносы с вас всё равно взыщут, даже если ИП закроете. Плюс начислят штраф от 20% до 40% от неуплаченной суммы и пени. Кроме того, не выплачивая взносы в срок, вы лишаете себя возможности сразу уменьшать на эту сумму начисленный налог.
ИП без работников на режиме УСН Доходы за 2016 год заработал 1 миллион рублей. Расходов по бизнесу у него не было (но если даже и были бы, то на УСН Доходы никакие расходы не учитываются).
Сумма налога 1 000 000 * 6% = 60 000 рублей. Страховые взносы ИП за себя составили 30 153,33 рублей, из расчёта:
Предприниматель воспользовался правом уменьшить авансовые платежи по единому налогу на УСН за счёт выплаченных страховых взносов, поэтому платил их поквартально (*).
Посчитаем общую сумму, которая ушла в бюджет в виде налога: 60 000 — 30 153,33 рублей (сумма уплаченных страховых взносов, на которую можно уменьшить налог) = 29 846,67 рубля. В результате, вся его налоговая нагрузка, включая страховые взносы, равна 60 000 рублей. Чистый доход от бизнеса индивидуального предпринимателя составляет 1 000 000 – 60 000 = 940 000 рублей.
(*) Если вы заплатите взносы единой суммой в конце года, то сначала придётся заплатить полную сумму налога в 60 000 рублей, а потом подавать заявление в ИФНС о возврате или зачёте излишне уплаченного налога. Потому – лучше платить взносы частями каждый квартал, и сразу уменьшать квартальные авансовые платежи по УСН. По итогу выйдет то же самое, но в первом случае хлопот больше.
4. Подать уведомление о начале деятельности
Мало кто это знает, но перед тем, как начать оказывать услуги по ремонту компьютеров и коммуникационного оборудования (коды ОКВЭД 95.11 и 95.12), ИП надо подать в местное отделение Роспотребнадзора уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности.
Делается это для того, чтобы включить вас в план проверок Роспотребнадзора, хотя первые три года после регистрации ИП обещают не проверять. Но если на вас пожалуется клиент, недовольный качеством услуг, то проверка будет внеплановой. Кстати, с 1 января 2017 года Роспотребнадзор придёт с проверкой, только если клиент предоставит доказательства, что уже пытался призвать вас к ответу. Видимо, ведомство уже утомилось проверять реальность всех жалоб потребителей.
Почему это важно: если не подать уведомление, то можно получить штраф от 3 до 5 тысяч рублей. Само по себе указание кодов ОКВЭД 95.11 и 95.12 при регистрации ИП не обязывает вас ни о чем сообщать. Подавать уведомление надо, только если вы реально планируете начать ремонтировать компьютеры и коммуникационное оборудование.
5. Открыть расчётный счёт
Работать без расчётного счёта можно, если ваши клиенты – это физические лица, которые платят наличными, а вы заключаете договоры с другими ИП и ООО на суммы не более 100 тысяч рублей. Это лимит, который установил Центробанк на наличные расчёты между коммерческими субъектами.
Превысить его довольно легко, ведь это не разовый платёж, а сумма расчётов в течение всего срока действия договора. Например, вы заключили договор аренды на год, арендная плата — 15 тысяч рублей в месяц. Общая сумма расчётов по договору составит 180 тысяч рублей, значит, оплата аренды допускается только безналом.
Безналичные платежи в принципе удобны, не только потому что увеличивают количество способов оплаты, но и позволяют потребителю расплатиться с вами кредиткой, когда других свободных денег у него нет. Расчёты электронными деньгами можно легализовать, создав корпоративный кошелёк ИП.
Почему это важно: за нарушение лимита наличных расчётов на ИП налагают штраф по статье 15.1 КоАП РФ (от 4 до 5 тысяч рублей). А о том, почему не стоит принимать платежи на свою личную карту, мы рассказали в статье 5 причин не использовать свой личный счёт в фрилансе.
6. Пройти регистрацию в качестве страхователя
Если вы используете наёмный труд, то надо своевременно встать на учёт в качестве страхователя. Причём, вид договора с работником – трудовой или гражданско-правовой – не имеет значения. Даже если вы заключите разовый краткосрочный договор на выполнение каких-то услуг или работ с обычным физлицом, то становитесь страхователем. То есть, кроме выплаты вознаграждения исполнителю, обязаны за свой счёт выплатить за него страховые взносы, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и сдать отчётность.
Обязанности страхователя по сдаче всевозможной отчётности по работникам или исполнителям весьма удручают – её действительно много, и она сложная. А с 2017 года основные функции по администрированию взносов передали ФНС, оставив тем не менее кое-какую отчётность за ПФР и ФСС.
Почему это важно: сроки регистрации в качестве страхователя физических лиц в ПФР и ФСС — 30 дней со дня заключения первого трудового или гражданско-правового договора. Если срок нарушить или вообще не вставать на учёт, то Пенсионный фонд оштрафует на сумму от 5 до 10 тысяч, а соцстрах – от 5 до 20 тысяч рублей. С 2017 года порядок регистрации в ФСС остаётся тем же, а вместо ПФР заявление ИП-страхователя надо подавать в любой налоговый орган.
7. Получить лицензию, если ваш вид деятельности относится к лицензионным
Лицензия — это разрешение на право заниматься определённым видом деятельности. В IT-сфере закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ относит к лицензионным следующие направления:
Почему это важно: за деятельность без лицензии или с нарушением ее условий могут взыскать административный штраф по статье 14.1 КоАП РФ (для ИП сумма от 3 до 5 тысяч рублей), допускается также конфискация изготовленной продукции, орудий производства и сырья. Если же в результате такой деятельности причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере, то возможна и уголовная ответственность.
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
а) совершенное организованной группой;
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Напоследок краткий обзор того, чего нельзя делать с ИП:
Если вы еще не ИПешник, но активно об этом размышляете, читайте нашу полную инструкцию по регистрации ИП со всеми лайфхаками. Также мы готовы бесплатно проконсультировать вас по выбору оптимальной системы налогообложения.