чем плохи гибридные машины
Почему Вам никогда не стоит покупать гибридный автомобиль?
Хотя гибридные автомобили присутствуют на рынке автомобилестроения ещё с конца далёких 1990-х годов, и Вы, возможно, не можете представить себе это бренный мир без легендарного Toyota Prius, пожалуй, есть несколько причин, которые необходимо обязательно рассмотреть, прежде чем включить гибрид в Ваш wish-list.
И вот пять причин, почему никогда не стоит покупать гибридный автомобиль.
Гибриды стоят дорого
Первым препятствием для тех, кто заинтересован в покупке бензиново-электрического гибрида из экономических побуждений, будет тот факт, что гибриды эти на самом деле значительно дороже своих мономоторных собратьев. Гибридные версии, как правило, стоят на несколько тысяч долларов больше, чем их обычные версии одной и той же машины.
Большая часть дополнительных затрат идёт как раз на газо- и ресурсосберегающие технологии, использующиеся в гибридах, а, значит, сэкономить на гибриде не получится в принципе. Хотя некоторые гибридные автомобили по-прежнему имеют право на некоторые налоговые льготы, которые могут помочь компенсировать часть этого первоначального взноса, тем не менее, вскоре после покупки гибрида Вы увидите, что выгоды в конечном счёте практически и нет. И вот несколько примеров:
Базовая модификация: 1 050 000 рублей
Гибрид: 1 800 000 рублей
Базовая модификация: 1 500 000 рублей
Гибрид: 2 400 000 рублей
Базовая модификация: 2 200 000 рублей
Гибрид: 3 600 000 рублей
Ах да, и не ждите, что гибридные модификации Вы сможете найти в сегменте бюджетных моделей и даже C-класса!
Гибриды почти никогда не окупаются
Большинство владельцев новых гибридов оправдывают более высокую начальную стоимость своего автомобиля, утверждая, что они в скором времени окупят эту стоимость за счёт экономии топлива. Это очень хорошо, но проблема в том, что такой план может занять немного (или намного) больше времени, чем, возможно, вообще проездит гибридный автомобиль. Зачастую это может занять несколько лет, чтобы компенсировать более высокую первоначальную стоимость гибридного автомобиля экономией бензина.
Если сравнивать с дизелем, то гибрид вовсе не рекордсмен по пробегу на одном баке
Вы можете рассмотреть возможность покупки современного дизельного автомобиля вместо гибрида. В последние годы в европейских странах чистые дизельные двигатели начали появляться всё чаще в сегменте маленьких автомобилей (A- и B-класса), и не без оснований. Дизель, который когда-то завоевал себе репутацию вонючего, грязного и вялого двигателя, теперь ушёл в прошлое. Сегодня дизель просто прекрасен, и это, в первую очередь, за счёт новых дизель-топливных технологий, таких как, например, системы Mercedes-Benz BlueTec и жёсткое регулирование законом выбросов твёрдых частиц в атмосферу.
Но главное, когда дело доходит до экономии топлива, дизельные автомобили в условиях города почти так же хороши, как некоторые гибриды, но, несомненно, они могут значительно превзойти большинство гибридов на трассе.
Гибрид также прожорлив в условиях трассы
Если Вы живёте в городе и очень редко выезжаете за город, предпочитаете низкую скорость, размеренную езду и, главное, очень спокойный стиль вождения, то гибрид, вероятно, покажет Вам свою лучшую сторону. Но для длинных шоссе на стабильно высоких скоростях (такая поездка, где Вы можете даже быть в состоянии использовать круиз-контроль) либо в условиях, когда требуется быстро разогнаться, бензиновые и дизельные автомобили имеют сопоставимые цифры расхода топлива, а в некоторых случаях даже немного лучше, чем гибриды.
Гибриды на самом деле совсем не экологичны
ТОП-5: Причины не покупать автомобиль-гибрид
Возможно, вы задумываетесь о приобретении автомобиля-гибрида, но не решаетесь из-за его стоимости и особенностей технического обслуживания. В то время как мир все больше стремится использовать «зеленую» энергию, о гибридных автомобилях известно мало, хотя на рынке они с конца 90-х годов.
Гибридные автомобили постоянно улучшаются, и постепенно становятся чем-то обыденным. С учетом сказанного, является ли покупка одного из них хорошей идеей? Это не обязательно так и зависит от разных обстоятельств.
1. А он вообще вам нужен?
фото: pixabay.com
Кроме того, что автомобиль не является предметом первой необходимости, нужен ли вам гибрид? Вам нужно задать себе несколько вопросов:
2. Гибридные автомобили стоят дорого
фото: pixabay.com
3. Вам нужно будет рассмотреть, как быстро вы окупите затраты
Многие владельцы гибридных автомобилей оправдывают их приобретение тем, что они сэкономят гораздо больше на топливе. Правда заключается в том, что для покрытия разницы в цене за счет экономии на топливе потребуется гораздо больше времени, чем предполагают большинство владельцев.
На самом деле, для этого может потребоваться несколько лет. Классическим примером может служить лето 2008 года, когда люди подсчитали, сколько денег они сэкономят на бензине, купив гибридный автомобиль. Несмотря на то, что федеральное правительство предоставило налоговые и прочие льготы, чтобы стимулировать людей приобретать гибриды, льготы закончились некоторое время спустя, а люди все еще не окупили разницу в цене и обслуживании.
4. Вы не можете быть уверенными в том, что гибридный автомобиль не потеряет в стоимости
фото: pixabay.com
Как следует из пункта выше, стоимость покупки и обслуживания гибридного автомобиля выше среднего, но другая проблема – это амортизация. Поскольку вы покупаете совершенно новый автомобиль, его амортизация может быть довольно высокой даже по сравнению с обычным автомобилем. Кроме того, стимулы, которые предоставляются сейчас, не могут продолжаться бесконечно.
Это значит, что, когда вы решите перепродать автомобиль позже, вы не сможете перепродать его по хорошей цене, сопоставимой с ценой покупки.
5. Вы уверены, что сэкономите деньги?
фото: pixabay.com
Возвращаясь ко второму пункту, не стоит покупать гибридную модель автомобиля по экономическим соображениям. Экономия топлива будет больше зависеть от пробега, а также от модели самого автомобиля – так что даже при самом лучшем раскладе вам понадобится минимум 5 лет, прежде чем вы сможете возместить первоначальную стоимость.
Кроме того, хотя у гибридного автомобиля может не быть проблем с выбросом вредных веществ, у него могут быть проблемы с альтернативными источниками питания, поэтому, возможно, вам нужно будет подумать об установке дополнительных зарядных устройств для своего автомобиля. Это дополнительные расходы для вас.
6. В каких ситуациях вы можете его использовать
фото: pixabay.com
Примером может служить гибрид Toyota Prius, который вышел в 2016 году. Благодаря проделанным улучшениям, он считался новаторской моделью, но максимальный вес, с которым он может справиться, составляет всего 725 килограммов – это совсем немного, по сравнению с традиционными автомобилями.
7. Какая есть альтернатива?
Фото: incrediblethings.com
Технология, лежащая в основе гибридных автомобилей, великолепна, но она не единственная, которая может спасти окружающую среду. Существуют модели автомобилей, которые в качестве топлива используют NLG (сжиженный природный газ) или LPG (сжиженный газ).
Кроме того, современные дизельные автомобили используют более чистое топливо по сравнению со старыми моделями, также есть и другие новые варианты топлива, такие как биодизель и смеси этанола.
Хотя покупка гибридного автомобиля может показаться хорошей идеей, это не всегда лучший выбор, а иногда вам лучше обойтись без него. Обязательно хорошенько подумайте об этом и рассмотрите имеющиеся у вас варианты, прежде чем тратить деньги на модный гибрид.
«Некоторые проезжают по 500 тыс. км». Что ломается в гибридах?
Но так ли выгодны бензоэлектрические машины с точки зрения их содержания? Некоторые слухи вроде короткого срока жизни батарей и высоких затрат на запчасти не добавляют им привлекательности на рынке подержанных автомобилей. Сегодня выясняем всю правду у специалистов СТО «Гибрид-сервис», которая специализируется на ремонте и обслуживании гибридов и электрокаров.
В лидерах Toyota Prius и Honda Civic
— Тенденция такова: количество подобной техники у нас увеличивается, так как владельцы гибридных автомобилей впоследствии пересаживаются на аналогичный транспорт, — говорит Александр, один из сотрудников СТО. — Причиной тому можно назвать два фактора: экономичность и надежность. Автопроизводители Toyota и Honda закладывали в свои гибриды, особенно первого поколения, большую выносливость, хотя нюансы все же имеются. Однако при должном уходе и обслуживании подобные варианты доезжают и до 500 тысяч км. В целом пробеги встречаются самые разные: к нам наведывались и Honda Civic с километражем 450 тысяч км, и Toyota Prius под 600-700 тыс. км из-под такси.
В связи с действием льготной растаможки увеличился и поток свежих машин, ввозимых из Европы и США, в том числе и гибридов (они растамаживаются так же, как и машины с ДВС), которые иногда заглядывают на СТО.
Замена батареи как приговор
Гибриды сами по себе устроены довольно просто. Принцип такой: обычный бензиновый двигатель внутреннего сгорания (ДВС) крутит электромотор (один или несколько), который в свою очередь заряжает аккумулятор, либо энергия АКБ направляется на электродвигатель, а он уже вращает колеса, позволяя ускорять и замедлять автомобиль более плавно.
Техническое преимущество гибридов состоит в том, что они берут все лучшее от обоих моторов: ДВС и электрического. Как следствие, такой тандем обеспечивает экологичность и экономичность в городском цикле, а также меньший износ тормозной системы. Практически все современные гибриды имеют систему «рекуперации энергии». При замедлении или при движении машины накатом электродвигатели начинают крутиться от колес и работать как генераторы, отдавая ток на аккумулятор.
В принципе, у гибридов количество агрегатов не больше, чем у авто с ДВС: отсутствуют генератор и стартер. И хоть электрика у них довольно надежна, тем не менее все это потенциальные объекты для ремонта. Одной из самых дорогостоящих является как раз высоковольтная батарея.
— Исходя из нашего опыта, у Toyota Prius средний ресурс батареи составляет 12-15 лет эксплуатации, у Honda Civic — примерно 8-10 лет, у Toyota Camry — около 8, у Lexus GS 450h — 5 лет. Пробег скорее указывает на общее состояние автомобиля. Но чем мощнее гибрид, тем быстрее происходит износ высоковольтной батареи. Следуя общим для всех моделей рекомендациям, можно продлить срок ее жизни.
Во-первых, перед тем, как начать движение, лучше прогреть автомобиль (летом — в течение 30 секунд, зимой — до 2 минут). Во-вторых, длительные простои без запуска силового агрегата и подзарядки основной батареи негативно сказываются на ее ресурсе. Поэтому небольшой пробег — это не всегда хорошо для электрической части машины.
Гибриды не стоит оставлять на ночь на минимальном заряде — нужно завести двигатель для подзарядки. Еще я советовал бы следить за исправностью системы кондиционирования и содержать в чистоте салон, так как воздух, который применяется для охлаждения батареи, поступает именно оттуда.
Стоимость батареи — в районе $2 тысяч
Honda Civic значится в лидерах именно по проблемам с батареями. Многие «Цивики» 2006-2010 гг. на «вторичке» продаются еще с родной батареей, которая выработала свой ресурс и нуждается в замене. Ее стоимость — 2 000 долларов в эквиваленте.
— Поэтому многие автовладельцы для отсрочки этого шага проводят разные процедуры. Иногда достаточно поменять программное обеспечение блока управления гибридной установки, чтобы батарея функционировала в более рациональном режиме. В иных случаях проводится балансировка батареи, которая тоже на время (от пары месяцев до полугода) улучшает состояние АКБ. Такая альтернатива обходится в 250 рублей. Возможна еще частичная замена элементов, но если их большая часть вышла из строя, тогда целесообразнее покупка новой батареи, которая прослужит до 8 лет. Это выгоднее в долгосрочной перспективе: продавая гибрид через 3-4 года, его стоимость на рынке будет в полтора раза выше, чем цена на аналогичные модели с родной батареей.
У Toyota — помпа инвертора, у Honda — батарея и коробка
Несмотря на то, что гибридные автомобили в целом довольно выносливы и надежны, у каждой из моделей за время эксплуатации могут обнаруживаться характерные неисправности. Возьмем для примера три популярные у нас машины.
— Допустим, у Honda Civic Hybrid в зоне риска батарея, рулевая рейка, коробка. В последнем случае приходится сталкиваться с проскальзывающими фрикционами, растянутыми цепями и гудящими подшипниками. В целом вариатор «Цивика» не славится особой надежностью, однако своевременная (каждые 40 тысяч км) замена масла в трансмиссии и спокойная манера езды способны влиять на его состояние. В среднем к 120 тысячам км пробега начинает стучать рейка.
Гибридные Civic чаще всего приезжают с проблемами по батарее, рейке и вариатору |
У Toyota Prius двигатель страдает «масложором», хотя если обновлять масло раз в 8 тысяч км и не передвигаться на высоких скоростях, свыше 130 км/ч, то у него получится отъездить и все 500 тысяч км без проблем. У Prius NHW20 (второе поколение) нередко выходят из строя передние ступичные подшипники, помпа инвертора. На более старых моделях возникают вопросы по батарейке, хотя ее ресурс может быть до 15 и даже до 20 лет (в зависимости от манеры езды и соблюдения всех регламентов техобслуживания).
Характерные неисправности Prius — «масложор» мотора, передние ступицы и помпа инвертора |
Слабое звено Chevrolet Volt — помпа циркуляции печки салона. Такую неисправность можно встретить на моделях ранних годов выпуска, остальные дефекты, с которыми к нам приезжали, — это скорее исключения, чем «болячки». У него применяется другой, более эффективный, тип батареи с литий-ионными элементами (у Honda и Toyota — никель-металл-гидридные). Тип гибрида — последовательный. Это значит, что двигатель внутреннего сгорания не соединен с трансмиссией и нужен только для заряда батареи, машину приводит в движение лишь электромотор.
Бытует мнение, что у Chevrolet Volt программный код больше и сложнее, чем у Boeing |
В данном случае батарея размещается на днище и простирается от центра салона до заднего сиденья. Ее емкость эквивалентна батарее простого электромобиля, однако гибрид проедет на чистой электротяге в лучшем случае 70 км. Еще одна особенность: на Volt функционирует водяное охлаждение. Под капотом видны три бачка ОЖ для батареи, двигателя и коробки.
Более популярный вид — параллельный, когда оба мотора при необходимости могут быть задействованы для вращения колес транспортного средства, но электродвигатель играет вспомогательную, а не основную роль — он подключается к работе при разгонах и торможениях. Пример тому — Honda Civic.
Особенность третьего (смешанного) типа, который применяется в Toyota Prius, — возможность проехать значительное расстояние только на электротяге, но не всегда. Принцип работы здесь такой: ДВС способен как крутить колеса, так и подзаряжать батарею.
Стоимость обслуживания не дороже, чем у обычных машин с ДВС
— Одно из заблуждений — якобы гибридный автомобиль требует более частого техобслуживания в сравнении с машинами с обычным ДВС. Это совершенно не так, хотя свои нюансы имеются. Замена антифриза охлаждения батареи осуществляется раз в 5 лет или каждые 160 тыс. км, по электрической части — чистка воздуховодов батареи от пыли. У Toyota и Chevrolet раз в 100 тысяч км меняется масло в коробке. По Civic рекомендуется делать диагностику гибридной установки. Если на приборной панели загорается индикатор IMA, то следует обратиться на СТО. Самое дорогое ТО проводится на 100 тысячах км пробега, когда нужно обновлять существенный список расходников.
Комплектующие есть на рынке как новых, так и подержанных запчастей, но это касается в основном автомобилей Lexus, Toyota и Honda. Если речь идет о менее распространенных моделях, то детали доставят под заказ.
Стоимость обслуживания: цена материалов/работы, BYN
Передние колодки
Стойка стабилизатора
Замена масла + фильтр
Замена масла в трансмиссии
Практически вечные электромоторы и «умирающие» батареи. Что надо знать, если вы решили купить гибрид
Гибридные модели Toyota, Honda, Chevrolet и других марок давно не воспринимаются экзотикой и активно ввозятся из США и Европы. Но как обстоят дела с надежностью гибридной установки, силовой электрики, тяговых батарей этих автомобилей?
Пионерами массовой гибридизации были Toyota и Honda, так что неудивительно, что Prius Civic Hybrid оказались в числе самых популярных электрифицированных моделей на нашем рынке. Время идет, поколения «бестселлеров» обновились, у них появились конкуренты (тот же Volt, например). В общем, тема гибридов остается актуальной. О чем стоит помнить потенциальному покупателю подобных моделей при их выборе, а также в процессе эксплуатации? Об этом и не только говорим со специалистом СТО «Гибрид-сервис» Александром Беляевым.
Из США – преимущественно битые, из Европы – «уставшие»
– Не секрет, что подержанные гибриды к нам попадают либо из Америки, либо из Европы. Какой вариант предпочтительнее?
– В Европе, как правило, от машины избавляются в том случае, когда возникает какая-то серьезная проблема или когда уже намотан большой пробег. То есть избавляются от машины, когда появляется риск дополнительных вложений. Из Америки чаще всего идут битые машины, зато других проблем нет и пробеги небольшие. Максимум, что я видел на одометре свежепригнанного гибрида, – 160.000 миль. Обычно гораздо меньше.
– Из США везут, как правило, поврежденные в ДТП автомобили. Если мы говорим про гибриды, это чревато какими-нибудь дополнительными неприятностями по технической части?
– Доставка из Штатов занимает несколько месяцев, да и до того автомобиль долгое время находится в неподвижном состоянии. А ведь считается, что гибриды не любят длительных простоев…
– Во-первых, два-три месяца – это на самом деле не такой уж и большой простой. Во-вторых, в современных гибридах, как правило, используются литий-ионные батареи, соответственно, саморазряда у этих батарей нет. Если было до перерыва около 10% заряда, за время доставки потеряется 2%. То есть не стоит переживать, что пока сюда машину доставят, все уже будет «мертвое». Такое бывает редко. Если батарея заряжена, как правило, очень продолжительный простой никак на ее дальнейшей работоспособности не отражается. Вот 12-вольтовый аккумулятор разряжается, потому что клеммы никто не снимает при транспортировке. И в 80% случаев АКБ идет под замену.
Однако бывают такие случаи. Машина в ДТП попала, на ней продолжали ехать после ДТП или при транспортировке, пока батарея не разрядилась. На аукцион машина попадает уже как не способная двигаться своим ходом, и реально батарея в ноль высажена, плюс еще несколько месяцев машина стоит без подзарядки. Вот это критично, когда батарея с минимальным зарядом очень долго не работает.
Большая часть проблем связана с батареей
– Насколько вообще надежны гибридные установки? С какими проблемами приходится сталкиваться чаще всего?
– Если что-то ломается из силовой электроники, как правило, деталь меняется. Компоненты сделаны таким образом, что они неремонтопригодны. Если ремонтировать, можно что-то придумывать, но вопрос в том, насколько адекватно это будет работать и насколько этого хватит.
С электромоторами обычно никаких проблем нет. Простая конструкция, «убить» там что-то очень сложно. Бывали, конечно, случаи, когда моторы сгорали. Обычно это случалось на внедорожниках (Lexus RX, Toyota Highlander), когда они тягали тяжелые прицепы, когда масло никогда не меняли.
Чаще всего обращения касаются состояния высоковольтного аккумулятора, его деградации. Батареи как умирают? Одна ячейка АКБ начинает перегреваться (как правило, одна из центральных, вследствие загрязнения вентилятора охлаждения, либо очень высокой температуры в салоне, либо общего старения), машина начинает заряжать всю батарею, для компенсации заряда одного элемента, начинают греться все остальные элементы, так как они уже заряжены, и вот уже вся батарея страдает. При перегреве очень сильно снижается срок службы самого элемента.
– Какова стоимость замены аккумулятора? Или его отдельных ячеек?
– Это зависит от марки и модели гибрида, но в среднем б/у батарея стоит порядка 1.000 – 1.500$. Замена отдельных ячеек технически возможна, но не всегда целесообразна. Дело в том, что батарея деградирует неравномерно, как правило, сначала идет деградация центральной части батареи, когда блок управления батарей начинает это понимать, большая часть элементов уже имеет пониженную емкость, а это примерно половина всех ячеек. Смысла в замене только одного элемента уже может не быть. Бывает, что выходит со строя только один элемент, ввиду возраста, тогда меняется один элемент, машина ездит дальше.
– Как долго «живет» аккумулятор? И от чего зависит его ресурс?
– Срок службы аккумуляторов очень разный, зависит и от марки, и от модели, и от поколения гибрида. На Prius XV20 батарея до 15 лет смело ходит, на XV30 – от 5 до 8 лет в среднем, плюс там еще проблемы с инверторами, которые иногда горят. XW50 уже приезжали с перегретыми никель-металлгидридными батареями, а вот с литий-ионными пока проблем не было.
У Lexus RX 400h в поколении XU30 (такой выпускали с 2006-го по 2008-й) батареи по 10-12 лет отхаживают без проблем. А вот на следующем поколении, которое пошло с 2009 года, проблемы уже есть. Возможно, дело в том, что там немного по-другому скомпонована батарея.
На Lexus GS третьего поколения (2005-2011 годы выпуска) аккумулятор исправно служит в лучшем случае 5 лет. Машина мощная, на ней медленно не ездят, батарея там самая большая, какая была в тот момент у «Тойоты». В следующем поколении (с 2011 года) батарею разделили: вместо одной большой сделали две маленьких с двумя вентиляторами. Помогло ли, пока неизвестно, сталкиваться еще не доводилось – не так много таких машин по Беларуси ездит.
Проблема в том, что аккумуляторы на всех этих моделях разные. И если на Prius найти батарею легко, потому что это самый популярный гибрид, то на RX чуть сложнее, хотя тоже особых проблем нет. А с LS уже проблема: модель редкая, а такие же аккумуляторы ставили еще только Toyota Estima. Хорошая новость заключается в том, что эти батареи в среднем лет 10 служат.
– Получается, что многие беды из-за перегрева батареи. А из-за чего он случается?
– Стоит заметить, что в гибридах Toyota охлаждение батареи воздушное. В старых моделях не было фильтра, большие частицы пыли попадали в вентилятор, он забивался, из-за чего уменьшался поток воздуха к батарее и она начинала перегреваться. Начали ставить небольшую сеточку, но теперь уже она забивалась и перекрывала подачу воздуха. Сейчас ставят сменный фильтр, но он также быстро забивается, поэтому, чтобы снизить риск перегрева, стоит следить за его состоянием и своевременно менять. Сейчас пригоняют из Европы Auris Hybrid – у них батареи также выходят из строя по причине перегрева, не следят за фильтром.
– У гибридов Honda тоже есть «болячки»? Взять тот же Civic VIII поколения, который у нас очень популярен…
– У этой модели батареи долго не служат, в лучшем случае до 8-10 лет. Опять же, это связано с перегревом батареи. Опять-таки, это связано с быстрым снижением емкости элементов и немного другим алгоритмом работы, по сравнению с Тойотой. В Honda применяется воздушное охлаждение. Система обслуживает и батарею, и блоки управления, которые стоят за задним сиденьем. Не сказать, что вентилятор очень большой, его недостаточно. Как и на Toyota, в первую очередь из строя выходят центральные элементы, аккумулятор начинает деградировать.
Когда в Honda начали внедрять литий-ионные батареи, от этой проблемы уже избавились. Но возникают другие. Например, у дорестайлингового Civiс IX поколения довольно часто выгорает силовой блок, который управляет электромотором.
– Выходит, литий-ионные батареи надежнее. Но ведь считается, что они хуже переносят низкие температуры?
– Действительно, оптимальная рабочая температура батареи – около 22 – 24 градусов. Но ведь аккумулятор расположен практически в салоне или очень близко к нему, соответственно, при прогреве салона температура в нем также растет. То есть стоит проехать на гибриде несколько километров – и никаких проблем с низкой температурой нет.
– В последнее время среди белорусов довольно популярен Chevrolet Volt II. Что можно сказать по поводу его надежности и «болячек»?
— Volt интересен тем, что стоит недорого, при запасе хода 80 – 100 км. По технологии – автомобиль продуманный, начиная от батареи и заканчивая алгоритмом работы силовой установки. Конструкция усложненная, по сравнению с Toyota или Honda, если что-то ломается, это будет стоить денег, как я уже говорил, в силу не очень большой распространенности модели.
Подзаряжаемый гибрид. Есть нюансы
– Подзаряжаемые Plug-in гибриды оснащаются более емкими батареями, которые позволяют проехать на электротяге не несколько, а десятки километров. Как обстоят дела с их надежностью?
– Судя по тем машинам, которые к нам приезжают, вопросы есть. Например, в подзаряжаемых версиях Prius также применяется воздушное охлаждение, но его явно недостаточно. На обычном гибриде езды исключительно на электротяге немного, аккумулятор работает с передышкой (нагрелся-охладился), а в Plug-in гибридах эти режимы более продолжительные. Поэтому бывает, что батарея перегревается. Для литий-ионного аккумулятора это означает более быстрый ее выход из строя. Кстати, в Prius Prime Toyota применяет два вентилятора, плюс подогрев батареи для зимних условий.
– Еще один вопрос по Plug-in гибридам. Как правильно использовать зарядку, чтобы продлить срок службы батареи?
– Если разряжать батарею глубоко, то это ее «убивает»: такие циклы разрядки-зарядки влияют на срок ее службы. Лучше заряжать в диапазоне от 30 до 80% или 100%, это предпочтительнее. И по возможности стоит реже пользоваться мощными экспресс-зарядками, которые также снижают ресурс батареи. Впрочем, это скорее относится к электромобилям – далеко не все Plug-in гибриды имеют возможность экспресс-зарядки.
Когда пора на сервис
– Все, что не касается гибридной составляющей, можно делать на обычном сервисе. А чем чревата попытка «универсалов» разобраться со специфической начинкой гибридов?
– Скажем так: после «универсалов» иногда приходится заниматься восстановительным ремонтом – могут слить не ту охлаждающую жидкость или не туда залить, могут попытаться в силовую электрику влезть, а ведь она под напряжением. Многие силовые цепи специально сделаны так, что при неправильных действиях они обесточиваются. Но такая перестраховка как раз хороша. Главное, чтобы без понимания специфики слишком глубоко не лезли, а то ведь потом можно и не восстановить.
– А какие дополнительные сервисные операции вообще требуются гибридам?
– Если у обычного автомобиля есть лишь система охлаждения двигателя, то у гибрида дополнительно охлаждается силовая электрика, а также батарея. Например, у Volt под капотом три расширительных бачка – под каждую из индивидуально работающих систем. Одна обслуживает ДВС, вторая – батарею, третья – силовую электронику. Антифриз для охлаждения инвертора и батареи мы рекомендуем менять раз в пять лет, поскольку со временем он теряет свои свойства. Это же касается и жидкостной системы охлаждения силовой электрики у моделей Toyota. А для эффективного воздушного охлаждения батареи требуется замена фильтра или очистка защитной сетки, а также следить за состоянием самих вентиляторов охлаждения.
У моделей Toyota также желательно раз в 100.000 км менять жидкость в трансмиссии. Со временем в ней накапливаются продукты износа, она также теряет свои свойства, что чревато локальными перегревами. В частности, в этом масле «купается» электромотор, в случае перегрева может пробить изоляцию – появляется «ошибка», машина перестает ехать.
– Подытоживая все вышесказанное. Что следует учитывать и на что обращать внимание при покупке гибрида?
– Сейчас в трендах модели Honda и Toyota. Если машина из США, то все упирается в то, как ее восстановили. Если плохо, что явно видно, стоит от покупки такого варианта воздержаться. У европейских машин главная проблема в больших пробегах. Там не станут продавать машину, проехавшую всего 100.000 км.
Если берете гибрид с идеальной батареей, можете быть спокойны – ее деградация не сразу происходит. Правда, «убить» аккумулятор можно перегревом, а это возможно, если не справляется с работой система охлаждения батареи. Чтобы снизить риск проблем, надо контролировать работу системы и своевременно ее обслуживать: менять антифриз, если это жидкостное охлаждение, фильтр – если воздушное. И не игнорировать появление контрольных сигналов или сообщений.
На примере этой ячейки (на фото) вы можете видеть последствия такого игнорирования. Аккумулятор грелся-грелся – и взорвался. Внутри ячейки помимо пластин залиты гелем. Когда он выгорает, пластины начинают сильно нагреваться. Вот здесь это и произошло. А ведь владелец видел «чек» на панели, но решил еще поездить. Все как и в случае с обычным автомобилем: все проблемы лучше решать на ранней стадии, потом будет дороже.