чем писали на корабле
О, этот старый камбуз!
Да, хочется поговорить о камбузе, потому что это более весомая вещь, чем сухопутные аналоги. Реально, еще древние римляне или греки, путешествовавшие по своему плоскому миру, были бы со мной согласны в плане того, что на суше все проще. А с триремы или любой другой посудины хрен ты куда денешься.
Между тем кухня, то есть камбуз на корабле – это не старое дело. Люди плавали по морям сотнями лет, а вот готовить на них еду начали сравнительно недавно. Те же древние греки и римляне, путешествовавшие вдоль берегов, на ночь обязательно приставали к берегам и там разводили огонь и готовили себе пищу.
А сам камбуз появился много позже. И сразу обрел жутковатую славу. Чего стоят названия «Чистилище», «Комната страха», «Царство скверны».
Доподлинно известно, что камбузов не было и на судах Колумба. Каких-то там 400 лет тому назад. Ежедневной раздачей пищи, занимались провиантмейстер, называемый также засольщиком, и баталер, ведающий бочонками с водой, вином и бренди.
Чем кормились матросы? В зависимости от состояния кармана судовладельца.
Сухари. Это была основа. Понятно, что на деревянных парусниках печей для выпечки хлеба не предусматривалось, а если бы и были, сколько бы пришлось тащить с собой угля и дров? Так что да, морские сухари.
Здоровенные ломти, такие твердые, что их едва удавалось разбить молотком. В зависимости от муки, используемой для их изготовления, сухари различались по виду и по вкусу. Английские были светлыми, так как выпекались из пшеницы и кукурузы.
Шведский «кнекброд», «хрустящий хлеб» за свою твердость и конфигурацию получил название «оселок», поскольку имел форму бублика. Немецкие «кналлеры» («трескуны») выпекались из ржи и были излюбленным сортом сухарей у моряков.
Кроме того, имелись также особые сухари двойной закалки. Для самых далеких путешествий. Их называли также бисквитами, что по-французски означает: «печенные дважды».
Но даже высушенные до предела, до звона, сухари, в условиях моря-океана, под действием постоянной сырости быстро плесневело. Или привет черви и прочие простейшие. И это несмотря на то, что уже в 18 веке сухари начали укупоривать в банки.
В таких случаях пораженные червями сухари просто слегка размачивались морской водой и снова пропекались в обычной печи. Ну как бы получались те же сухари, но с мясной приправой в виде печеных червей. Приятного, так сказать, аппетита.
Вообще корабельный сухпай состоял из простейших вещей, которые не требовали особых условий хранения. Вяленое или соленое мясо, соленое сало, сухари, твердый сыр, растительное масло, алкоголь, сушеные овощи, уксус.
Кстати, уксус – это был не приправа, а средство обеззараживания. Приправой было вино, пока не прокиснет и превратится в уксус, и чуть позже (через 300 лет) – ром или аквавит.
Кстати, рецептик такой под ром могу подкинуть. Британский. Назывался десерт «собачье пирожное». Был весьма популярен на флоте Ее Величества королевы Виктории.
Сухари, точнее, их остатки, растирали в мелкую крошку, далее в крошку добавляли сало и сахар, перетирали в ступке (например, для табака) и разбавляли все это водой. Получалось жирновато-сладковатая паста, которой дали довольно диковинное название «собачье пирожное».
Есть мнение, что морской пудинг произошел именно от «собачьего пирожного», поскольку ну есть что-то общее в рецептах.
Приготавливался пудинг из муки, сахара, изюма и топленого сала, замешанных на воде. Затем это тесто закладывалось в парусиновую сумку. Сумку завязывали, прикрепляли к ней опознавательную бирку и вместе с пудинговыми сумками других бачков опускали в большой камбузный котел. Но это появилось тогда, когда на кораблях прочно приписались котлы для приготовления пищи.
Ну, вообще, лет 400 назад на корабле редко варили еду, а съедобную и того реже. Первое изобретение для камбуза — это открытый очаг с кирпичным подом, засыпанным песком. Обычно подвешивался один котел, в котором и готовилось едово.
Самым распространенным рецептом была полукаша-полупохлебка (в зависимости от количества воды, которую можно было на блюдо потратить) их крупы и солонины.
Можно было варьировать. Горох, чечевица, перловка, бобы, рис, просо – в зависимости от региона. И солонина. Можно было добавить при наличии оливкового и иного масла.
На кораблях старых времен была такая должность – бачковой. Это по-своему несчастный человек, в обязанности которого входило получение на некоторое число матросов пищи и – самое главное – мясной порции.
Ром баталер выдавал лично каждому матросу. Как говорится, ром – это святое.
А вот кок в морском фольклоре не пользовался авторитетом. Даже наоборот, прозвища, которыми награждали его, обычно были более чем обидными.
Но тут стоит просто разобраться в том, почему кок был осуждаемой фигурой. Наверное, стоит ради справедливости отметить, что корабли того времени не отличались огромными размерами и были реально ограничены в грузоподъемности.
Каким был камбуз в условиях вечной нехватки пресной воды?
Грязное, зловонное помещение, посередине которого стояла кирпичная плита. На остальной площади размещались кухонные столы, колоды для рубки дров и разделки мяса, бочки и баки, котлы, полки с горшками, поленницы дров, мешки и запасы провизии.
И посреди всего этого ада царствовал кок. Точнее, пытался что-то такое приготовить. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев для команды также готовили всего одно блюдо. И не лучшего качества.
Отсутствие воды порождало антисанитарию. Отсутствие нормальных условий хранения порождало толпы крыс. Ну и так далее.
Кок на парусном корабле был фигурой одиозной. Неуважаемой, проклинаемой, часто коков топили (по глупости в основном), но положения дел это не улучшало. Понятно, что шеф-повар из ресторана не пойдет служить коком на парусник.
Тем не менее, кое что готовили. Приведу несколько рецептов в довесок к «собачьему пирожному» и гороху с солониной.
Кстати, на второй день после гороха с солониной вполне могли подать солонину с горохом. Морской юмор, да. И одновременно реалия жизни.
Русские корабельные щи.
Берем котел. Он у нас один, потому все делаем в нем. Для начала валим в котел свиное сало, квашеную капусту, репчатый лук, морковь и корень петрушки и все это обжариваем.
Рыбу (вообще неважно какую, какую смогли поймать) рубим на куски и тоже слегка обжариваем в этой красоте.
Затем добавляем воду и доводим до кипения. Добавляем растительного масла, соли, перца и в принципе зовем бачковых. Щи готовы.
Нормально? Ну знающие скажут – есть можно. Соглашусь. А как насчет потажа? Ладно, его на десерт оставим.
Берем котел, забрасываем в него сало или масло и лук. Много лука. Есть чеснок – много чеснока. И полезно, и надо будет запах отбить. Обжариваем. До румяного цвета.
Потом заливаем воду и кидаем куски солонины. Не очищая и не вымачивая, ибо вода – это ценность. И так сойдет. Варим час-полтора.
Когда солонина разварится до состояния, что ее можно жевать, идем в баталерку и берем мешок. Неважно с чем. Горох, чечевица, перловка. Любое, что можно сварить. Засыпаем, как есть, с червями и личинками, нечего белком разбрасываться. Варим!
Потом самое сложное. Надо взять из запасов перца и лаврухи и добавить ровно столько, чтобы отбить запах. Все, норм. Еда готова.
Понятно, что при таком «меню» приход цинги — вопрос времени. И тогда в бой идет еда, которую легко мог проглотить любой цинготник с кровоточащими деснами и шатающимися зубами.
Говорят, рецепт от викингов еще пришел. Не верю, этим бравм парням проще было пришибить заболевшего, недели так заморачиваться.
Берем пайку солонины и развариваем. Это часа 2-3. Разваренную солонину мелко-мелко режем, добавляем также мелко порезанную соленую селедку и растираем пестиком в ступке. В получившееся нечто валим от души перца (соли там уже достаточно), разбавляем водой и ромом. Первое – чтобы можно было проглотить, второе – чтобы не воняло так.
Правда, стоит отметить, что лабскаус вопроса избавления от цинги не решал совершенно. В море солонина все равно постепенно протухала и воняла как покойник. Да, когда при Наполеоне в обиход вошли мясные консервы, их не зря в британском флоте прозвали «дохлый француз».
Ну и конечно, потаж. Самое проклинаемое блюдо каперов, пиратов и чайных клиперов. Блюдо готовилось, когда запасы провизии подходили к концу, а пополнить их возможности не было.
Потаж готовился очень просто. Брался котел воды, куда закидывалось все, что оставалось на борту. Крысы, червивые сухари, червивая мука, объедки, рыбьи хвосты и так далее.
Обычно за приготовлением потажа следовал бунт команды, но…
Мир парусных кораблей несколько отличался от цивилизованного мира. И в первую очередь – едой.
Горячая пища на парусниках доставлялась с камбуза в кубрик команды именно в бачках. Из них же и если, поскольку миски на корабле – та еще роскошь. Во время еды каждый матросик поочередно запускал ложку прямо в общий бачок. Тот, кто не выдерживал ритма и лез вне очереди, получал ложкой по пальцам или по лбу.
В целом, все так санитарно и гигиенично, что слов нет.
Но это половина апельсина! Ладно, качество еды. А как насчет качества воды? Понятно, что чаще всего команда получала дешевые и не совсем доброкачественные продукты. Солонина, бобы, крупы, сало… Но и вода, которую в основном набирали в лучшем случае, из потровых колодцев, а в худшем – из ближайших речек, тоже не была подарком.
Главное – ее не хватало. И она довольно быстро портилась в единственной на то время таре – деревянных бочках.
Учитывая, что самым распространенным консервантом была соль, то и вопрос съедобности соленого мяса тоже не стоял. Просто потому, что его по-хорошему надо было вымачивать все в той же пресной воде. Которой напрочь не хватало, и которая к тому же быстро портилась, особенно в жарких широтах.
С каждым месяцем плавания вода становилась все более густой и вонючей. В дальнейшем деревянные водяные цистерны были заменены железными. Однако до сих пор вода на корабле считается ценностью: человек может неделю, а то и больше преодолевать голод, но ежедневно должен выпивать некоторый минимум воды.
В целом же приготовление еды на кораблях прежних времен было делом не самым забавным и благодарным. И тут даже не в кораблях и коках дело.
Точнее, в основном, в кораблях. Еще точнее, как я уже заметил – в их размерах. Если у нормального и любящего людей кока нет должного количества кухонной посуды, то никакими карами не заставить его творить чудеса. А нехватка воды сводит на нет все мечты о «вкусной и здоровой» пище.
Я вот не знаю, как у англичан было с их традиционным «файв-о-клоком», то есть, вечерним чаем на кораблях. Наверное, это был не самый вкусный напиток. Повторяющий то, что было на обед, только в разбавленном виде.
Плюс постоянная экономия воды.
На судах Васко да Гама при плавании в Индию на каждого матроса полагалось в день:
— 680 граммов сухарей;
— 453 грамма солонины;
— 1 литр воды,
— 40 граммов уксуса,
— 20 граммов масла оливкового,
— лук, чеснок, сушеные и свежие овощи.
Наверное, потому Васко да Гама вернулся обратно. А вот пример еще одного рациона. Матроса английской экспедиции на транспорте «Баунти», которая закончилась мятежом и высадкой капитана:
— 3 килограмма 200 граммов галет;
— 1 фунт солонины (450 грамм);
— 160 граммов вяленой рыбы;
— 900 граммов гороха или круп;
— 220 граммов сыра;
— вода, ром.
Могу для сравнения привести паек русского матроса времен Екатерины Второй. С «Баунти» в одно время фактически.
Русскому матросу на месяц полагалось:
— 5,5 кг мяса говяжьего в виде солонины или свежего;
— 18 кг сухарей;
— 4 кг гороха;
— 2,5 кг гречки;
— 4 кг овса;
— 2,5 кг масла;
— более 0,5 кг соли;
— 200 г уксуса;
— 3,4 л водки (28 чарок).
Миф о карандаше, или Чем писали на орбите советские космонавты
Легендарная русская смекалочка давно уже стала неким национальным культом. Благодаря ему нашим соотечественникам приписывают настоящие подвиги сообразительности и изобретательности. Иногда красивая история дополняется посрамлением богатых, высокотехнологичных, но тупых американцев, британцев, немцев (нужное подчеркнуть). Классикой жанра является бородатая байка про использование нашими космонавтами карандашей.
В легенде говорится, что в 60‑х годах XX столетия, в период наиболее ожесточенной космической гонки между СССР и США, американцы потратили миллионы долларов на разработку специальной чернильной ручки для NASA, которая могла бы писать в невесомости. В СССР якобы решили вопрос просто и эффективно, выдав космонавтам обычные грифельные карандаши.
В NASA и на самом деле денег на космические проекты не жалели. Известно, что для использования в космосе, американское агентство приобретало невероятно дорогие пишущие принадлежности. Миллионы они не стоили, но точно известно, что в 1965 году для использования в космосе были закуплены механические карандаши за 128 долларов. Они имели сверхпрочный корпус и самый обычный грифель.
Но история про использование советскими космонавтами на орбите обычных карандашей не соответствует действительности. Как США, так и Союз использовали в космосе специальные ручки Fisher, на разработку которых ни одна сторона не потратила ни копейки. В чем же секрет космических канцтоваров?
Известно, что простые шариковые ручки используют в работе гравитацию. Под ее действием чернила устремляются к кончику стержня, на котором расположена пишущая головка с шариком. Чтобы убедиться в достоверности этой информации, переверните ручку, подержите в таком положении 10–15 минут и попробуйте что-то написать. Пока чернила не вернутся в головку стержня, работать пишущая принадлежность не будет.
Так как обычная ручка в невесомости работать не могла, то до появления ручки Fisher как наши, так и американские космонавты использовали карандаши. Только у представителей США они были механическими, а у наших – восковыми. Оба варианта имели как свои преимущества, так и недостатки.
Механические принадлежности писали тонкими линиями, мало отличаясь в этом отношении от ручек. Но при поломке графитовый стержень представлял собой серьезную опасность. Во-первых, кусочек графита мог попасть кому-нибудь в глаз, а во-вторых, существовала некоторая вероятность, что такой обломок попадет в важную электронную аппаратуру и вызовет короткое замыкание или какую-нибудь другую неисправность.
Восковые карандаши советских покорителей космоса
Наши космонавты пользовались восковыми карандашами, сломать которые было сложно. Чтобы увеличить стирающуюся пишущую часть, нужно было просто оторвать немного бумаги. Писали такие принадлежности неважно – толстыми расплывающимися линиями, а обрывки бумаги, летавшие в корабле, мешали его обитателям.
И механический, и восковой карандаши имели также общий минус – наличие в своих составах горючих материалов. После ужасного пожара на Аполлоне‑1, в NASA сделали все возможное, чтобы избавиться от горючих материалов внутри космических кораблей.
Устраивающий абсолютно всех продукт появился в 1965 году. Инженер Пол Фишер (Paul C. Fisher), изобрел принципиально новый тип пишущих принадлежностей, которые сразу же окрестили «антигравитационной космической ручкой». Чернила в ней находились под давлением, который создавал закаченный в ампулу азот.
Космические ручки можно купить и сегодня
Сами чернила были также необычными – тиксотропными, или, говоря простыми словами, имели высокую вязкость. Благодаря этой особенности они не так быстро испарялись и оставались неподвижны, пока не начинал вращаться шарик. Кстати, тот элемент устройства Фишер изготовил из карбида вольфрама – твердого материала, хорошо сохраняющего форму при любых воздействиях. Таким образом, изобретатель перестраховался от утечек, связанных с повреждением шарика.
Благодаря такому устройству, ручка не зависела от гравитации и могла писать в совершенно любых условиях, причем не только космических. Все детали ручки Fisher, кроме чернил, были металлическими и могли выдерживать температуру до 200 градусов Цельсия.
NASA не участвовала в разработке этого важного продукта. Считается, что на изобретение и его запуск в серийное производство, Фишер потратил примерно один миллион долларов из собственных денег. Конструктор предложил космическому агентству свою разработку в 1965 году, а в 1967 ее одобрили для использования космонавтами.
Вот так выглядел оригинальный Fisher
Всего год спустя снабженцы NASA приобрели 400 единиц продукции по цене всего 2,39 доллара за ручку. СССР также приобрел для своих космических программ 100 штук пишущих принадлежностей диковинной конструкции. Первыми ручки Фишера испытали в 1968 году на Аполлоне‑7 американцы, а в 1969 году впервые ею стали писать и наши космонавты.
Фишер не остался внакладе, так как получил невероятно мощную рекламу своей компании и ее продукции. Сегодня в космосе используют ручки другого типа и торговой марки, но Fisher можно было увидеть у российских космонавтов в руках вплоть до середины 90‑х годов.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.
Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.
Береста и пергамент как замена бумаге
Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.
Не ешь ягодку, лучше чернила сделай
Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.
Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.
Приход металлических перьев на смену птичьим
Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.
Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.
Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Российская каронимика: взгляд вперёд из прошлого
Каронимика — это наука (от греческого «КАРАБОС» — корабль, «ОНОМА» — имя). Первоначально термин звучал как «карабонимика», но впоследствии было принято более благозвучное название. Каронимика изучает историю и происхождение корабельных названий, показывает истоки именования судов, традиции и системы наименований на флотах.
Основные традиции и принципы наименования кораблей русского военно-морского флота были заложены его создателем — Петром Первым. К началу 20 века эти традиции сложились в определенную систему номинации: подбор названий кораблей в соответствии с его классом, назначением, боевыми и мореходными качествами.
Именно Петр Великий закрепил законом, что выбор имен военных кораблей является исключительной привилегией главы государства.
Первым русским венным кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669 г. на Оке. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Кораблю, который в селе Дединове сделан… прозвание дать «Орлом». Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах… нашивать орлы же».
«Орел» — первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел же был и сегодня снова есть геральдический символ государства российского, изображался на государственном гербе, на первых морских флагах.
«Орел» картины художника Маслакова.
То, что Петр Первый взял на себя разработку правил именования судов и кораблей, вопросов не вызывает. После своей первой заграничной командировки, где он познакомился с иностранной системой геральдики, Петр начал революционную работу не только по созданию флота российского, но и по составлению его геральдики, в которую входило не только имя корабля, но и герб, и девиз.
Можно сказать, что государь император даже несколько увлекся эмблемами, символами и аллегориями. Что сказалось на именах кораблей того времени. Чтобы понять, что имел в виду автор имени корабля, иной раз необходимо было понимать и знать суть девиза. Например, корабль «Бомба» имел девиз «Горе тому, кому достанусь», «Черепаха» — «Терпением увидишь делу окончанье», «Три рюмки» — «Держи во всех делах меру».
«Три рюмки», наверное, самый эпичный по названию русский корабль…
Так как основой для российской каронимики стала книга «Символы и эмблематы», выпущенная в Амстердаме в 1705 году, то многие вещи и принципы Петр просто позаимствовал оттуда. Книга была издана на русском языке по специальному заказу «плотника Алексеева». Она содержала более восьми сотен рисунков с девизами и краткими аннотациями, разъяснявшими систему символико-аллегорических элементов.
Не стоит, наверное, удивляться тому, что первый линейный корабль построенный в Воронеже получил не простое имя. «Гото Предистинация» («Божье предзнаменование») являло собой смесь латыни и немецкого.
Тем не менее, начало массовому строительству кораблей и именованию оных было положено.
А там, где есть массовость, рано или поздно появляется система.
Система именования российских кораблей стала принимать конкретные очертания к 1720-1730 годам, когда Петр Первый приступил к созданию Балтийского флота.
Естественно, много кораблей получали имена религиозного содержания. «Двенадцать апостолов», «Гавриил», «Ягудиил», «Архангел Михаил», «Богоявление господне», «Три иерарха», «Святой Павел», «Святое пророчество».
Линейный корабль «Три святителя»
Участник средиземноморской эскадры адмирала Сенявина, флаг-офицер Свиньин в своих дневниках писал так:
«Никогда так не поражает странность имен некоторых наших кораблей, как при ответах капитанов, когда опрашиваемы они бывают ночью часовыми. На вопрос «Кто идет?» капитан должен назвать имя своего корабля, и потому как странно слышать, что идет «Святая Елена», «Зачатие Святой Анны»…
Конечно, сегодня такой практики нет, и нет давно. Но думаю, что имена вроде «50 лет шефства комсомола», «Имени XXVI съезда КПСС», «Имени 70 лет ВЧК КГБ» звучали бы ничуть не страннее «Трех иерархов».
В 1703 г. на петербургских верфях строились фрегаты «Петербург», «Кроншлот», «Дерпт», «Нарва». Далее были «Рига», «Выборг», «Пернов», «Ингерманланд», «Москва», «Астрахань», «Дербент». За исключением «Москвы» все корабли олицетворяли собой победы русского государства и приобретение новых территорий, либо возвращение утраченных.
Одна из главных традиций каронимики, заложенная Петром Великим, — это преемственность корабельных названий, особенно тех из них, которые заслужили это право в боях.
На Балтике повторялись имена периода Азовской флотилии — «Лизет», «Мункер», «Дегас», «Фалк», «Луск» («Рысь»), «Фалк» («Сокол»), «Елифант» («Слон»). Там же, в составе Балтийского флота, до 1725 г. дважды повторились «Нарва», «Выборг», «Шлиссельбург».
Время — главный и самый страшный враг деревянных кораблей. Порой гниль в спокойное мирное время была более эффективна, чем огонь любого сражения. И корабли, естественно, умирали. Но имена не забывались, продолжали жить.
После смерти Петра Великого заложенные им традиции и данные им указания выполнялись исправно. так, в конце 1729г. Адмиралтейств-коллегия писала:
«Корабль «Штандарт» хотя оный именем… императорского величества указом для памяти велено было хранить, но за гнилостью никак в хранение содержать его не можно, …вместо оного «Штандарта» для памяти того имени, такой… сделать новый».
Из Указа Адмиралтейств-коллегии, ноябрь 1929 года.
«Штандарт» в наши дни
Петровская практика передачи имен кораблей от одного поколения к другому, привела к образованию династии — цепочек «одноименцев».
За все время существования русского флота больше других повторялись следующие названия:
«Надежда» — 22
«Москва» — 18
«Нарва» — 14
«Меркурий» — 11
«Выборг» — 10
«Полтава», «Самсон» — 8
«Не тронь меня», «Азов» — 7
«Ингерманланд» — 6
«Штандарт» и «Гангут» — 5
Некоторые имена до сих пор живы, перейдя из российского императорского флота через советский ВМФ снова в российский.
Заслугой Петра Первого, помимо создания флота (то есть величайшая заслуга), стало и формирование определенной системы каронимики.
Линейным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали победы, городов и земель, а также святых.
Корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо аллегорическими именами.
Гребные и парусно-гребные суда, скампавеи, галеры, прамы носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.
Увеличивался флот, появлялись суда различных назначений, и каронимика приобретала новое содержание.
После смерти Петра традиции именования кораблей тоже претерпели изменения. Петровские «загибы» и иностранные имена в основном исчезли, наиболее часто применялись имена святых и славянских князей («Владимир», «Святослав», «Ярослав», «Всеволод»).
В качестве имен фрегатов появляются прилагательные («Твердый», «Храбрый», «Стойкий»).
Отдельной главой стали имена дома Романовых: 110-ти пушечный корабль «Петр I и II», «Принцесса Анна», «Слава Екатерины». «Слава Екатерины», правда, просуществовала недолго. По личной просьбе самой императрицы ее переименовали в «Преображение Господне». Были два «Графа Орлова» (1770 и 1791).
После войны 1812 года к именам побед на бортах кораблей русского флота, на короткое время добавились новые: «Париж», «Фершампенуаз», «Лейпциг», «Кульм», «Красной». Примерно к середине 19 века начали забываться петровские победы — например, «Лесное» и «Фридрихштадт».
А в начале 19 века в именах впервые появились признаки серийности. — например, три «богини»: фрегаты «Аврора», «Паллада» и «Диана».
Фрегат «Паллада» картина художника Боголюбова
В середине века среди имен фрегатов и корветов утверждаются разнообразные «Варяги», «Витязи», «Осляби» и «Пересветы», будущие крейсеры и броненосцы.
Забавно, но уже тогда политика начала проникать и в мир кораблей. Был такой линейный корабль Черноморского флота «Султан Махмуд» (1837), названный в честь турецкого монарха и в ознаменование заключения Адрианопольского мира 1829 года.
В русском флоте было несколько каронимов, перешедших от трофейных кораблей. Наиболее известен «Ретвизан». Это имя (в переводе «Справедливость») носил шведский линейный корабль, захваченный в ходе Выборгского сражения 1790 года и включенный в состав русского флота.
Впоследствии его получили еще два парусных (1818 и 1839) и один винтовой (1855) линейные корабли. Наиболее известен последний носитель этого имени — эскадренный броненосец американской постройки (1901), погибший при обороне Порт-Артура.
Два имени не просто произвольно возобновлялись из поколения в поколение, а официально передавались вместе с Георгиевскими флагами, выстраивая схему преемственности.
«Азов», названный в честь одной из петровских побед, получило второе рождение после Наваринского сражения 1827 года. Отличившийся в нем линейный корабль с этим именем дал флоту новое сочетание: «Память Азова». Так стали называть корабли, которым переходил Георгиевский флаг «Азова». Это были два парусных линейных корабля (1831 и 1848) и броненосный крейсер (1890).
Два года спустя, в 1829 году, бриг «Меркурий» отличился в сражении с двумя турецкими линейными кораблями и тоже получил Георгиевский флаг. Так получилось второе почетное имя, переходящее вместе с флагом: «Память Меркурия». Его носили корвет (1865), парусно-винтовой крейсер (1883), а с 1907 года так именовали бронепалубный крейсер «Кагул». В 1965-1995 годах на Черноморском флоте СССР служило малое гидрографическое судно «Память Меркурия» (продано частному владельцу, затонуло неподалеку от Севастополя в 2001-м).
Последней вехой в российской императорской каронимике стал 1917 год. Но о последовавших временах стоит рассказать отдельно.
К тому времени флот уже создал более-менее стройную, хотя и не лишенную исключений систему наименования кораблей. Она сочетала в себе вертикальную традицию передачи исторических имен с горизонтальным разделением между классами кораблей, а также интенсивно развивалась, изобретая каронимы для кораблей новых классов.
Линейные корабли (броненосцы и дредноуты) именовались:
— в честь монархов правящего дома (от «Петра Великого» до «Императрицы Марии»);
— группой религиозных каронимов («Иоанн Златоуст», «Пантелеймон», «Георгий Победоносец», «Двенадцать апостолов», «Три святителя», «Сисой Великий», «Андрей Первозванный»);
— в честь побед России («Полтава», «Чесма», «Гангут», «Петропавловск», «Бородино», «Наварин», «Севастополь»).
Исключения составляли традиционные имена вроде «Слава», «Победа», «Орел» и относящийся к символам монархии «Цесаревич».
Линейный корабль «Императрица Мария»
Новый крейсерский класс потребовал и новых имен и правил.
1. Крейсеры забрали себе всю характерную доимперскую и легендарную каронимику: «Варяг», «Рюрик», «Аскольд», «Олег», «Богатырь», «Рында», «Светлана», «Витязь», «Баян», «Новик», «Боярин», «Громобой», а также «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».
Исключение составили «Ослябя» и «Пересвет», которые были броненосцами.
2. Крейсерами же были освоены «адмиральские» имена. Это выразилось в серии легких крейсеров, названных в честь Нахимова, Корнилова, Спиридова, Грейга. Традиция эта была сравнительно молодой: первые «адмиралы» (в виде броненосных фрегатов) появились на флоте только в 1860-х годах.
Броненосный крейсер «Нахимов»
3. Была сохранена оригинальная серия «богинь»: после 1905 года построили новую «Палладу» взамен погибшей в Порт-Артуре, а вернувшиеся с войны «Аврора» и «Диана» продолжили службу.
4. Легкие крейсеры 2 ранга стали именовать по названиям драгоценных камней («Жемчуг», «Изумруд», «Алмаз»).
Легкий бронепалубный крейсер «Жемчуг»
В виде исключения крейсеры называли в честь побед — «Очаков» и «Кагул», они же «Кагул» и «Память Меркурия» после Севастопольского восстания 1905 года.
Бронепалубный крейсер II ранга «Новик»
Эсминцы и миноносцы.
Миноносцы в основном именовались прилагательными, но оттянули на себя и имена прославленных офицеров флота: «Капитан Изыльметьев», «Лейтенант Пущин», «Инженер-механик Зверев».
Миноносец «Лейтенант Пущин»
Малые миноносцы, помимо разного рода «Донских казаков» и «Сибирских стрелков», собрали имена национальных меньшинств империи («Финн», «Трухменец») и переняли от клиперов середины 19 века имена вроде «Всадник» и «Гайдамак».
Явным исключением стал миноносец принципиально нового типа, восходящий к крупным минным крейсерам и получивший потому крейсерское имя «Новик». Но «Новики» по своим характеристикам были уже иным классом, классом эскадренных миноносцев.
Эскадренный миноносец типа «Новик»
Канонерские лодки и вспомогательные корабли.
Мир канонерских лодок, как и мир их именбыл обширен. Прилагательные, национальные меньшинства («Гиляк», «Кореец», «Хивинец»), животный мир («Бобр», «Сивуч») или погодные явления («Шторм», «Вьюга»).
Канонерская лодка «Кореец»
Канонерская лодка «Сивуч»
Во второй половине 19 века была построена серия броненосных лодок с оригинальными мифологическими именами («Перун», «Вещун», «Колдун», «Русалка», «Чародейка»). Имели место даже конфликты с церковью, отказавшей в церемонии официального крещения кораблям с языческими именами.
Канонерская лодка «Русалка»
Минные заградители именовались в честь российских рек («Амур», «Енисей», «Аргунь»).
Минный заградитель «Енисей»
Последними свою систему именования получили подводные лодки. Субмарины главным образом именовались рыбами и морскими гадами. Более поздние подлодки типа «Барс» заложили еще одну традицию — по именам хищных зверей. Она будет частично восстановлена на российском флоте после 1992 года.
Единственным крупным исключением стала «шефская» субмарина «Фельдмаршал граф Шереметьев», построенная на деньги рода Шереметьевых.
Систематичность присвоения имен в сериях в целом все же хромала. Ровные серии (например, однотипные броненосцы «Полтава», «Севастополь», «Петропавловск», наследовавшие им одноименные дредноуты или линейные крейсеры типа «Измаил») сменялись совершеннейшим винегретом.
Отличным примером являются пять однотипных броненосцев: «Бородино», «Князь Суворов», «Орел», «Император Александр III» и «Слава».
В малых сериях «Император Павел I» мог соседствовать с «Андреем Первозванным», а стандартный «Адмирал Макаров» — с той самой «Палладой» и «Баяном».
Проанализировав каронимы Российского императорского флота, можно сделать следующие выводы.
Флот не имел привычки обвешиваться многосоставными наименованиями, более характерными для позднесоветского периода.
Так, «адмиральские» серии крейсеров обозначали не воинское звание, а принадлежность к касте флотоводцев. Именно «адмиральские», а не «маршальские» или «генеральские». Исключение за все время существования российского императорского флота было сделано только для Суворова.
Забавно, но «захапав» для именования кораблей названия сухопутных побед, флот, не пускал на борта имена армейских военачальников. Отечественная война 1812 года дала имя броненосцу «Бородино». И все.
Правители допетровского периода популярностью во флоте под конец существования империи не пользовались. Исключением были разве что «Дмитрий Донской», «Олег» и «Владимир Мономах», а «Александр Невский», наоборот, исчез.
Какой бы ни была, точной или неточной, каронимическая система Российского императорского флота, она была полностью разрушена двумя революциями. Но стоит заметить, что советская послевоенная система каронимики в процессе развития восстановила часть имперской традиции именования.