чем писал картины айвазовский

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую. Прозрачности художник достигал, используя технику лессировки, то есть нанося тончайшие слои краски друг на друга. Айвазовский предпочитал масло, но нередко его волны кажутся акварельными. Именно в результате лессировки изображение приобретает эту прозрачность, причем цвета кажутся очень насыщенными, но не за счет плотности мазка, а за счет особой глубины и тонкости. Виртуозная лессировка в исполнении Айвазовского — отрада для коллекционеров: большинство его картин в прекрасном состоянии — тончайшие красочные слои меньше подвержены растрескиванию.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «. воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят. Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже.

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца. »

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (. ) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский
Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

Источник

Малоизвестные факты о самом плодовитом художнике-маринисте Айвазовском, который писал море с рекордной скоростью

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст. Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский был выдающимся маринистом, но кроме моря он писал еще и «сухопутные» сюжеты. Зимние пейзажи Айвазовского буквально завораживают.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовскийmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Полотна Ивана Константиновича Айвазовского удивительно хорошо сохраняются, они практически не растрескиваются и почти не нуждаются в реставрации. Некоторые считали, что художник добавлял какой-то секретный ингредиент в краски. Так, Иван Крамской как-то писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок».

Но секрет был не в красках, а в технике их нанесения на холст.

Кстати, в этом году побывал в Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского. Это один из старейших музеев России и первая на юге страны публичная картинная галерея. Она была открыта 29 июля 1880 года. В Феодосии же посетил и могилу этого уникального художника.

Многие кстати, посещая этот музей ожидают тут увидеть знаменитый «Девятый Вал» Айвазовского, но она хранится в Русском Музее Санкт-Петербурга. Имейте ввиду.

Айвазовский использовал технику лессировки (глизаль), которая подразумевала это последовательное нанесение прозрачных слоев краски с условием обязательного высыхания предыдущего. От этого, картины казались такими реалистичными и, к тому же, устойчивыми к растрескиванию.

Айвазовскому повезло быть признанным при жизни художником. Его картины побывали на 120 выставках, половина из которых – персональные. Творчество художника было востребовано и за рубежом. Как-то Папа Римский увидел картину «Хаос. Сотворение мира», которая произвела на него сильное впечатление. Понтифик захотел приобрести полотно, но Айвазовский просто подарил его ему.

Айвазовский – один из самых наиболее часто подделываемых художников. Подлинность его картин проверить можно, но это дорогая и сложная процедура. Поэтому тем, кто приобретает «Айвазовского», приходится верить продавцам на слово. За всю свою жизнь маринист написал чуть более 6000 картин, но на сегодняшний день официально признанными подлинниками являются более 50 тысяч полотен. Наверняка там есть полотна его учеников, но все же представьте, сколько подделок!

Пейзажист Аркадий Александрович Рылов вспоминал, как он, будучи студентом у Архипа Куинджи, стал свидетелем потрясающего эпизода.

Как-то раз Архип Иванович пригласил Айвазовского в свою академическую мастерскую, чтобы тот показал ученикам, как нужно писать море. 80-летний Иван Константинович «назвал необходимые ему четыре или пять красок, осмотрел кисти, потрогал холстик, стоя, не отходя от мольберта, играя кистью, как виртуоз, написал морской шторм. По просьбе Архипа Ивановича он моментально изобразил качающийся на волнах корабль, причем поразительно ловко, привычным движением кисти дал ему полную оснастку. Картина готова и подписана. Один час пятьдесят минут тому назад был чистый холст, теперь на нем бушует море. Шумными аплодисментами мы выразили свою благодарность маститому художнику и проводили его всей мастерской к карете»..

Среди волн. И. К. Айвазовский, 1898 год. |

—————————
Приглашаю 26 октября посмотреть прямую трансляцию по интересной теме с Владиславом Исаевым. Вы сможете задать гостю в студии свои вопросы:

Источник

Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Очень ценная статья и для зрителя, и для профессионального художника.

За счет чего море Айвазовского такое живое, дышащее и прозрачное? Что является осью любой его картины? Куда нам смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере? Как он писал: долго ли, коротко ли, радостно или мучительно? И какое отношение к Айвазовскому имеет импрессионизм?

Конечно, Иван Константинович Айвазовский родился гением. Но было еще ремесло, которым он владел блестяще и в тонкостях которого хочется разобраться. Итак, из чего же рождались морская пена и лунные дорожки Айвазовского?

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Буря у скалистых берегов.

«Секретные краски», волна Айвазовского, лессировка

Иван Крамской писал Павлу Третьякову: «Айвазовский, вероятно, обладает секретом составления красок, и даже краски сами секретные; таких ярких и чистых тонов я не видел даже на полках москательных лавок». Некоторые секреты Айвазовского дошли до нас, хотя главный вовсе не тайна: чтобы так писать море, нужно родиться у моря, прожить подле него долгую жизнь, за которую так и не пресытиться им.

Знаменитая «волна Айвазовского» представляет собой вспенившуюся, почти прозрачную морскую волну, по ощущениям — движущуюся, стремительную, живую.

Писал Айвазовский стремительно, часто создавал работы за один сеанс, поэтому у его техники лессировки были авторские нюансы. Вот что пишет об этом Николай Барсамов, многолетний директор Феодосийской картинной галереи и крупнейший знаток творчества Айвазовского: «…воду он иногда лессировал по полусухому подмалевку. Часто художник лессировал волны у их основания, чем придавал глубину и силу красочному тону и достигал эффекта прозрачной волны. Иногда лессировками утемнялись значительные плоскости картины. Но лессировка в живописи Айвазовского не была обязательным последним этапом работы, как это было у старых мастеров при трехслойном методе живописи. Вся живопись у него в основном проводилась в один прием, и лессировка часто применялась им как один из способов наложения красочного слоя на белый грунт при начале работы, а не только как завершающие прописки в конце работы. Лессировкой художник иногда пользовался на первом этапе работы, покрывая полупрозрачным слоем краски значительные плоскости картины и используя при этом белый грунт холста как светящуюся подкладку. Так иногда писал он воду. Умело распределяя красочный слой различной плотности по холсту, Айвазовский достигал правдивой передачи прозрачности воды».

К лессировкам Айвазовский обращался не только при работе над волнами и облаками, с их помощью он умел вдохнуть жизнь и в сушу. «Землю и камни Айвазовский писал грубыми щетинистыми кистями. Возможно, что он их специально подрезывал, чтобы жесткие концы щетины оставляли борозды на красочном слое, — рассказывает искусствовед Барсамов. — Краска в этих местах обычно положена плотным слоем. Как правило, Айвазовский почти всегда лессировал землю. Лессировочный (более темный) тон, попадая в борозды от щетины, придавал своеобразную живость красочному слою и большую реальность изображенной форме».

Что же до вопроса «откуда краски?», известно, что в последние годы он покупал краски берлинской фирмы «Mеwes». Все просто. Но имеется еще и легенда: будто бы Айвазовский покупал краски у Тёрнера. На этот счет можно сказать только одно: теоретически это возможно, но даже если так — Айвазовский точно не написал тёрнеровскими красками все 6 000 своих работ. И ту картину, которой впечатленный Тёрнер посвятил стихотворение, Айвазовский создал еще до знакомства с великим британским маринистом.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь.

«На картине твоей вижу луну с ее золотом и серебром, стоящую над морем, в нем отражающуюся. Поверхность моря, на которую легкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок. Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое вечно и могущественно, потому что тебя вдохновляет гений», — стихотворения Уильяма Тёрнера о картине Айвазовского «Неаполитанский залив в лунную ночь».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Среди волн.

Главное – начать, или В темпе Айвазовского

Айвазовский всегда начинал работу с изображения неба, причем писал его в один приём — это могли быть и 10 минут, и 6 часов. Свет в небе он рисовал не боковой поверхностью кисти, а ее торцом, то есть «освещал» небо многочисленными быстрыми прикосновениями кисти. Небо готово — можно отдохнуть, отвлечься (впрочем, такое он позволял себе только с картинами, на которые уходило достаточно много времени). Море же мог писать и в несколько заходов.

Долго работать над картиной в представлении Ивана Айвазовского — это, к примеру, писать одно полотно 10 дней. Именно столько понадобилось художнику, которому на тот момент исполнился 81 год, чтобы создать свою самую большую картину — «Среди волн». При этом, по его признанию, вся его жизнь была подготовкой к этой картине. То есть работа потребовала максимум усилий от художника — и целых десять дней. А ведь в истории искусства не редкость случаи, когда картины писались по двадцать и более лет (например, Федор Бруни писал своего «Медного змия» 14 лет, начал в 1827-м, а закончил в 1841-м).

В Италии Айвазовский в определенный период сошелся с Александром Ивановым, тем самым, который писал «Явление Христа народу» 20 лет, с 1837-го по 1857-й. Они даже пытались вместе работать, но довольно скоро повздорили. Иванов мог месяцами трудиться над этюдом, пытаясь добиться особой точности тополиного листочка, Айвазовский же успевал за это время исходить все окрестности и написать несколько картин: «Писать тихо, корпеть месяцы не могу. Не отхожу от картины, пока не выскажусь». Столь разные таланты, разные способы творить — каторжный труд и радостное любование жизнью — не могли долго держаться рядом.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Айвазовский рядом со своей картиной, фотография 1898 года.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Айвазовский у мольберта.

«Обстановка мастерской отличалась исключительной простотой. Перед мольбертом стоял простой стул с плетеным камышовым сиденьем, спинка которого была залеплена довольно толстым слоем краски, так как Айвазовский имел привычку закидывать руку с кистью за спинку стула и, сидя в пол-оборота к картине, оглядывать ее», — из воспоминаний Константина Арцеулова, этот внук Айвазовского тоже стал художником.

Творчество как радость

Муза Айвазовского (извините нам эту высокопарность) — радостна, а не мучительна. «По легкости, видимой непринужденности движения руки, по довольному выражению лица, можно было смело сказать, что такой труд — истинное наслаждение», — это впечатления чиновника Министерства императорского двора, литератора Василия Кривенко, наблюдавшего за тем, как Айвазовский работает.

Айвазовский, безусловно, видел, что для многих художников их дар — то ли благословенье, то ли проклятье, иные картины пишутся едва ли не кровью, истощая и выматывая своего создателя. Для него же подходить с кистью к холсту всегда было самой большой радостью и счастьем, он обретал особую легкость и всемогущество в своей мастерской. При этом Айвазовский внимательно прислушивался к дельным советам, не отмахивался от замечаний людей, которых ценил и уважал. Хотя не настолько, чтобы поверить, что легкость его кисти есть недостаток.

Пленэр VS мастерская

О важности работы с натурой в те годы не твердил только ленивый. Айвазовский же предпочитал с натуры делать мимолетные наброски, а писать в мастерской. «Предпочитал», пожалуй, не совсем то слово, дело не в удобстве, это был его принципиальный выбор. Он считал, что невозможно изобразить с натуры движение стихий, дыхание моря, раскаты грома и сверкание молнии — а именно это его интересовало. Айвазовский обладал феноменальной памятью и своей задачей «на натуре» считал впитывать происходящее. Ощущать и запоминать, для того чтобы, вернувшись в мастерскую, выплеснуть эти ощущения на холст — вот зачем нужна натура. При этом Айвазовский был великолепным копировальщиком. Во время обучения у Максима Воробьева он продемонстрировал это свое умение в полной мере. Но копирование — хоть чьих-то картин, хоть природы — представлялось ему куда меньшим, чем он способен сделать.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Бухта Амальфи в 1842 году. Набросок. 1880-е

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Побережье в Амальфи.

О стремительной работе Айвазовского и о том, что представляли из себя его наброски с натуры, оставил подробные воспоминания художник Илья Остроухов:

«С манерой выполнения художественных работ покойным знаменитым художником-маринистом Айвазовским мне пришлось случайно ознакомиться в 1889 году, во время одной из моих заграничных поездок, в Биаррице. Приблизительно в одно и то же время, в какое я прибыл в Биарриц, приехал туда и Айвазовский. Почтенному художнику было уже тогда, как помнится, лет этак за семьдесят… Узнав, что я хорошо знаком с топографией местности, [он] тотчас же потянул меня на прогулку по океанскому берегу. День был бурный, и Айвазовский, очарованный видом океанского прибоя волн, остановился на пляже…

Не спуская глаз с океана и ландшафта далеких гор, он медленным движением достал свою крохотную записную книжку и нарисовал всего лишь три линии карандашом — очертание далеких гор, линию океана у подошвы этих гор и линию берега от себя. Потом мы пошли с ним дальше. Пройдя около версты, он снова остановился и сделал такой же рисунок из нескольких линий в другом направлении.

— День пасмурный сегодня, — сказал Айвазовский, — и вы мне, пожалуйста, скажите только, где у вас здесь восходит и заходит солнце.

Я указал. Айвазовский поставил в книжке несколько точек и спрятал книжку в карман.

— Теперь пойдемте. Для меня этого достаточно. Завтра я нарисую океанский прибой в Биаррице.

На другой день действительно были написаны три эффектные картины морского прибоя: в Биаррице: утром, в полдень и при закате солнца…»

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Биарриц. 1889

Солнце Айвазовского, или При чем тут импрессионизм

Армянский художник Мартирос Сарьян заметил, что какую бы грандиозную бурю Айвазовский ни изображал, в верхней части холста всегда сквозь скопление грозовых туч будет пробиваться луч света — иногда явственный, иногда тонкий и едва заметный: «Именно в нем, этом Свете, и заключен смысл всех изображенных Айвазовским бурь».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Буря на Северном море.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь. 1849

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Неаполитанский залив в лунную ночь. 1892

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Корабль «Императрица Мария» во время шторма. 1892

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь на Капри. 1841

Если это солнце, то оно осветит самую черную бурю, если лунная дорожка, то заполнит своим мерцанием все полотно. Мы не собираемся называть Айвазовского ни импрессионистом, ни предтечей импрессионизма. Но процитируем слова мецената Алексея Томилова — он критикует картины Айвазовского: «Фигуры пожертвованы до такой степени, что не распознать: на первом плане мужчины это или женщины (…) красуется воздух и вода». Об импрессионистах мы говорим, что главные герои их картин: цвет и свет, одна из основных задач — передача световоздушной массы. В работах Айвазовского на первом месте — свет, и да, совершенно верно, воздух и вода (в его случае это о небе и море). Всё прочее выстраивается вокруг этого главного.

Он стремится не просто правдоподобно изобразить, но передать ощущения: солнце должно сиять так, чтобы хотелось зажмуриться, от ветра зритель съёжится, от волны отпрянет в испуге. Последнее, в частности, проделал Репин, когда Айвазовский внезапно распахнул перед ним дверь комнаты, за которой вставал его «Девятый вал».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Девятый вал.

Как смотреть на картины Айвазовского

Художник дал совершенно однозначные рекомендации: следует искать на холсте самую яркую точку, источник света, и, пристально всмотревшись в нее, скользить взглядом по холсту. К примеру, когда его упрекали, что «Лунная ночь» не закончена, от утверждал, что если зритель «обратит главное внимание на луну и постепенно, придерживаясь интересной точки картины, взглянет на прочие части картины мимоходом, и сверх этого, не забывая, что это ночь, которая нас лишает всяких рефлексий, то подобный зритель найдет, что эта картина более окончена, нежели как следует».

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Лунная ночь в Крыму. Гурзуф, 1839, 101×136.5 см.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Иван Константинович Айвазовский. Лазоревый грот. Неаполь. 1841

Современного зрителя порой обескураживает интенсивный колорит полотен Айвазовского, его яркие, бескомпромиссные краски. Этому есть объяснение. И это вовсе не дурной вкус художника.

чем писал картины айвазовский. Смотреть фото чем писал картины айвазовский. Смотреть картинку чем писал картины айвазовский. Картинка про чем писал картины айвазовский. Фото чем писал картины айвазовский

Фрагмент картины Ивана Айвазовского «Корабль среди бурного моря» (Эрмитаж).

Сегодня на марины Айвазовского мы смотрим в музеях. Часто это провинциальные галереи, с обветшалым интерьером и без специального освещения, которое заменяется просто светом из окна. Но при жизни Айвазовского его картины висели в богатых гостиных и даже во дворцах. Под лепными потолками, на оклеенных роскошными шпалерами стенах, в свете люстр и канделябров. Вполне возможно, художник заботился о том, чтобы его картины не потерялись на фоне пестрых ковров и мебели с позолотой.

Знатоки говорят, что ночные пейзажи Айвазовского, которые нередко выглядят простовато при скудном естественном освещении или под редкими лампами, оживают, становятся таинственными и благородными, какими их задумывал художник, если смотреть на них при свечах. Особенно те картины, которые Айвазовский при свечах и писал.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *