чем паяют золото ювелиры
Как запаять или выпрямить золотое кольцо в домашних условиях
Золотые кольца — это очень распространенное украшение во многих культурах мира. Их используют как украшения, символ брака или помолвки. Во многих семьях аксессуары из благородного металла передаются из поколения в поколение. Однако, в процессе носки изделия теряют первоначальный внешний вид. Как сохранить аксессуар надолго и что делать при повреждении, читайте далее.
Причины деформации колец
Чаще всего изделия теряют форму из-за механических повреждений. Золото — это мягкий металл, поэтому достаточно просто уронить кольцо, ударится рукой о твердый предмет и так далее.
Следующая причина — высокие температуры. От перегрева аксессуары теряют форму, после чего использовать их невозможно. Но даже при условии бережного обращения и хранения, со временем на поверхности появляются царапины, которые портят внешний вид изделия.
Как выровнять золотое кольцо в домашних условиях
Если изделие инкрустировано камнями, имеет алмазную кромку или сложную форму, рекомендуется отнести его в ювелирную мастерскую. Такие аксессуары можно исправить только с помощью специального оборудования. Попытка сделать это в домашних условиях приведет к поломке.
Но если речь идет о простом изделии, например, обручалке, вы можете выровнять золотое кольцо в домашних условиях. Потребуется твердый округлый и продолговатый предмет. Это может быть конусообразная насадка для мясорубки, металлическая ножка штатива, ручка расчески и так далее.
Лучше всего работать на специальном ювелирном ригеле, но при отсутствии замените его вышеуказанными предметами.
С помощью метода можно выпрямить серебряное кольцо, а также изделия из золота. Следует выполнить такие действия:
Лучше использовать деревянную или резиновую киянку. Металлический молоток повредит изделие.
Существует еще один способ выпрямить кольцо из серебра в домашних условиях. Для этого потребуется ровный плоский предмет, например, разделочная доска и продолговатый цилиндрический инструмент (фломастер или маркер). Чтобы выравнять, необходимо надеть аксессуар на него и немного покатать по поверхности.
Как запаять кольцо
Из-за сильного механического воздействия аксессуар может лопнуть. В этом случае следует отнести его в ювелирную мастерскую. Но при наличии дома паяльника или газовой горелки, можно справиться самостоятельно.
Как работать с серебром
Первым делом необходимо купить или изготовить припой. Для этого потребуется муфельная печь. В тигель следует добавить металлы в таких пропорциях:
После изготовления припоя из него формируют тонкие пластинки с помощью вальцовочного оборудования. Если дома такого нет, лучше купить уже готовый материал.
Рекомендуется использовать флюс для удаления лишних газов и примесей. Чтобы запаять серебряное кольцо в домашних условиях, можно использовать газовую горелку или паяльник.
Какие инструменты и расходники понадобятся
Перед началом работ необходимо подготовить следующее:
Если планируется работа паяльником, лучше выбирать устройства с тонким жалом и нагревом от 350 градусов.
Как работать газовой горелкой или паяльником:
Ремонт золотых колец
Припой для таких изделий изготавливают в следующих пропорциях:
Крайне важно соблюдать пропорции. Для этого понадобятся точные ювелирные весы.
Чтобы спаять золотое кольцо в домашних условиях, необходимо выполнить такие действия:
Как убрать царапины в домашних условиях
Даже при условии аккуратной носки, аксессуары подвергаются различным воздействиям. Из-за этого на поверхности появляются царапины, портящие его внешний вид. Но в домашних условиях можно вернуть былой блеск украшению.
Золотые изделия
Что делать, если царапается обручальное кольцо:
Убрать царапины с золотого кольца в домашних условиях можно с помощью зубной пасты или порошка. Средство необходимо нанести на поверхность и растереть ватным диском, после чего удалить его остатки проточной водой.
С помощью мела убирают заметные царапины. Им нужно натереть кольцо, а затем обработать поверхность ворсистой салфеткой. Если дефекты неглубокие, мел лучше предварительно раскрошить и нанести на аксессуар пальцами.
Самостоятельно лучше не полировать украшения с драгоценными камнями, жемчугом и другими вставками.
Серебряные изделия
Чтобы убрать царапины с серебряного кольца, можно воспользоваться такими материалами:
Если поцарапалось кольцо, также можно воспользоваться швейной иглой. Следует зафиксировать аксессуар, взять инструмент за концы и несколько раз провести его средней частью по поверхности украшения. Края глубокой царапины сгладятся, после чего ее можно будет отполировать пастой ГОИ или любым вышеописанным методом.
Восстановление ювелирных изделий своими руками — это всегда риск. Если вы не уверены в собственных силах или дома нет подходящих инструментов, лучше отказаться от этой идеи. Тем, кто все-таки решил попробовать, рекомендуется перед началом работ потренироваться на припое и других менее дорогих вещах.
Правила пайки золота
Изготовление и ремонт ювелирных украшений, особенно, если это изделия из драгоценных металлов, были и остаются прерогативой мастеров-ювелиров. Ремонт золотых изделий является весьма ответственной процедурой, а если украшение представляет ещё и художественную ценность, то за дело должен браться только настоящий мастер.
Тем не менее, отдельные виды ремонта можно попытаться выполнить самостоятельно. Для выполнения таких операций, как пайка золота, необходимо наличие специального инструмента, материалов, и, разумеется, определённого навыка.
Необходимые приспособления
Для тех, кто хочет попробовать себя в этом интересном, но нелёгком деле, вначале необходимо укомплектовать свою домашнюю мастерскую минимальным набором инструментов, приспособлений и материалов. Для этого потребуются:
Сам процесс пайки золотых изделий не отличается от пайки других металлов. Нюанс заключается в том, что детали золотых изделий, которые необходимо припаять друг к другу, имеют довольно малые размеры.
Ещё одно отличие состоит в применяемых инструментах. Для паяния золота не применяют паяльник, так как припой для золота имеет высокую температуру плавления. По этой причине работа ведётся газовой горелкой.
Изготовление припоя
При отсутствии специального припоя для золота, его можно изготовить в домашних условиях. Потребуются дополнительные приспособления и материалы:
Для пайки золота наиболее распространённой 585 пробы, рецепт приготовления припоя выглядит следующим образом. На 585 частей золота берётся 115 частей серебра и 185 частей меди.
К этому составу следует добавить либо 135 частей латуни, либо 112 частей кадмия. Первые три основных металла расплавляются вместе при помощи газовой горелки. После их полного растворения и перемешивания в расплав вводится латунь или кадмий.
Затем готовый расплав выливают в форму. Форму сразу лучше выбрать в виде прутка. Готовую отливку на наковальне или путём вытягивания прутка приближают к форме проволоки.
Подготовка изделия
Перед ювелирной пайкой изделие следует закрепить в тисках или другим подходящим способом. Повреждённой детали украшения должна быть придана первоначальная форма.
Возможно, с этим придётся повозиться, но это обязательная процедура. Для этого могут потребоваться дополнительные приспособления. Вернуть исходную форму кольца или звена цепочки помогут подобранные по размеру цилиндрические детали.
Такая деталь вставляется внутрь деформированного кольца или звена цепочки, после чего изделие мягко обжимается снаружи плоскогубцами до достижения нужного результата. Разумеется, цепочка должна быть собрана, повреждённое звено или застёжка соединена с другими звеньями.
После того, как форма изделия восстановлена, и оно надёжно зафиксировано, место будущей пайки зачищается, обезжиривается и покрывается слоем флюса. Флюс создаёт на поверхности золота защитную плёнку, препятствующую окислению металла в процессе пайки.
Теперь можно приступать собственно к пайке. Флюс для пайки золота покупают готовый или делают своими руками, беря по 10 г буры и борной кислоты на 100 г дистиллированной воды.
Раствор кипят, и затем в него опускают золотое изделие и тоже несколько минут кипятят. Золото в результате покрывается защитным слоем.
Паяние и обработка шва
Прежде чем начинать пайку, нужно отрегулировать пламя горелки, установив требуемую толщину факела. Затем начинается равномерный нагрев золота в зоне соединения.
Нужно точно определить момент, когда в зону соединения можно вводить припой. Обычно эта фаза пайки отмечается некоторым изменением цвета нагретого участка. «Чувство металла» приходит с опытом, первые попытки, скорее всего, будут неудачными.
После нагрева изделия, к месту соединения прикладывается пруток припоя. Ориентировать припой относительно пламени горелки нужно таким образом, чтобы расплавилось необходимое его количество.
Излишки расплавленного припоя либо стекут с изделия, либо после пайки их придётся снимать надфилем или бормашиной. Не забываем, что в составе припоя преобладает золото!
Расплавленный припой должен смочить место соединения и заполнить зазор в месте будущего шва. Консистенцию расплава следует поддерживать в таком состоянии, чтобы он не стекал с детали, удерживаясь силами поверхностного натяжения.
Нагрев не прекращается до тех пор, пока припой не сравняется по цвету с материалом изделия. Это является сигналом того, содержащийся в нём кадмий выгорел, и процесс пайки может быть завершён.
После остывания золота можно приступить к его окончательной обработке. Более крупные неровности выравниваются надфилем, окончательную чистовую шлифовку лучше производить бормашиной с самой мелкозернистой насадкой.
Если присадочный материал был выбран правильно, а шлифовка выполнена качественно, место пайки на глаз не должно определяться.
Ремонт цепочки
Описанным способом может быть осуществлена пайка колец из золота и цепочек с достаточно крупными звеньями. Чтобы спаять золотую цепочку с мелкими звеньями, существует другая технология.
Опилки из золота замешиваются в касторовом масле с добавлением фосфора. В повреждённой цепочке аккуратно выравниваются все погнутые и разорванные участки.
Работа должна выполняться очень тонким инструментом с использованием увеличительной лупы. После этого повреждённый участок цепочки смачивают полученным раствором.
В результате этого, мельчайшие опилки из золота заполняют места разрывов звеньев. Если теперь поместить этот участок цепочки в пламя горелки, частицы золота расплавятся и заполнят разрывы.
И последнее. Перед началом пайки, особенно если она выполняется впервые, следует оценить риски, связанные с возможной порчей украшения из золота. Может быть, в этом случае предпочтительней воспользоваться услугами мастерской.
Способы пайки золота в домашних условиях
Если случилось повредить любимое золотое украшение, то потребуется [лазерная пайка золота].
Ремонт поломавшихся ювелирных украшений можно осуществить в специализированной мастерской, а ряд небольших дефектов можно устранить своими руками.
Треснувшее или раздавленное кольцо, конечно, чинить в домашних условиях практически невозможно – пайка на видимой части украшения даст грубый паечный шов и, возможно, изменение цвета, которое трудно предотвратить новичку.
А вот спаять плетеную цепочку, соединив разорванные звенья – вполне по силам.
В статье мы рассмотрим, как осуществить пайку золота, ремонт золотых ювелирных украшений в домашних условиях своими руками и покажем учебное видео.
Как осуществить пайку?
Информация о том, что начиная с раннего средневековья и появления первых производственных мастерских, человек использовал для соединения (сплава) двух частей одного и того же драгоценного металла пайку, пришла к нам с сохранившимися ювелирными украшениями, на которых четко заметен грубоватый шов.
Золотые украшения средневековья были массивными и, поэтому некоторая неравномерность шва не бросалась в глаза.
Как раньше, там и сейчас соединение двух металлических поверхностей осуществляют с помощью третьей, которая плавится при значительно меньшей температуре.
Нагревая все три поверхности (используется горелка или лазер) добиваются расплавления легкоплавкой поверхности и растекания ее по деталям, которые нужно соединить.
Застынув, пайка образует твердый соединяющий слой сплава, который потом шлифуют, чтобы сделать незаметным.
Легкоплавкую поверхность сплава, которая создает соединительный слой, называют припоем и обычно производят в форме стержней.
Для каждого металла нужен свой припой и даже несколько.
Когда края спаиваемых поверхностей разогреваются, на них проступает окислительная плетка – окисл, которая мешает крепкому сцеплению наплавляемого слоя с основой.
Причем не просто ухудшает соединение, а может привести к моментальному излому после остывания.
Чтобы предотвратить это, используют флюс – вещество, которое при нагреве нейтрализует кислую пленку.
Флюс не только подбирается для каждого металла или сплава, но и в зависимости от дальнейшего использования предмета, нагрузок на спаечный шов, припоя и ряда других деталей, флюс должен быть свой.
Если припой для плавки золота можно приобретать или изготовить самостоятельно (например, из серебра, меди, латуни и зубных коронок 880 пробы), то флюс нужно только покупать.
В припоях, которым пользовались еще в Киевской Руси, содержалась ртуть или кадмий.
Сейчас крайне редко можно встретить такие припои и, наверное, лишним будет говорить о том, что они очень токсичны и ими лучше не пользоваться.
По способу создания соединительного слоя выделятся лазерная пайка сплава и пайка, в которой используется газовая горелка в домашних условиях.
Как работает горелка:
Газовая пайка помогает восстановить золото, если пайка проведена аккуратно, то шва видно не будет. Пайку, в которой используется горелка, реально осуществить самостоятельно.
Есть и профессиональные способы ремонта золота, которые применяются в ювелирных мастерских, например, лазерная пайка.
Она позволит отремонтировать порвавшееся украшение совершенно незаметно, вне зависимости от сложности и места разлома, пробы золота и других условий.
Лазерная пайка производится с помощью лазерного луча, направляемого специальным оборудованием.
Оно достаточно дорогостоящее и приобретать его для разовой пайки золота нет надобности.
Лазерная пайка имеет ряд преимуществ перед газовой:
Лазерная пайка производится без смены инструментария, все необходимые настройки регулируются на управляющем аппарате.
Использовать ее обязательно при сложном рисунке украшения, сложном разломе или при отсутствии возможности самостоятельно сделать газовую пайку.
Гальваническое золото
Конечно, золотые украшения имеют очень высокую цену. Для того чтобы выпустить в продажу более дешевые аналоги, изобрели золочение недрагоценных металлов.
Бижутерией называют недорогие украшения. Обычно их делают из бронзы, меди, латуни и сплава в различных пропорциях цинка, олова, железа.
Металлы и их сплавы в конечном изделии будут отличаться прочностью и цветом. В последнее время для удешевления технологического процесса бижутерию стали делать даже из пластика.
В итоге получается симпатичная вещица, которая легко потеряет цвет покрытия под воздействием воздуха и влажности, окислится, а то и вовсе разломается.
Для того, чтобы бижутерия использовалась длительное время без потери декоративных свойств, на нее наносят напыление, чаще всего из драгоценных металлов – золота и серебра.
Сформировать драгоценную поверхность на недрагоценном металле можно механически и гальванически.
При механическом способе золото наносится тончайшими пластинками с помощью клея или других фиксаторов.
Результат этой титанической работы – сусальное золото, которое обычно используется для куполов церквей.
Гальванически слой золота может быть нанесен при помощи электрического тока.
Деталь помещают в раствор электролита между двумя золотыми пластинами, соединяют пластины с положительным источником тока, а электропроводящую проволочку, на которой подвешено украшение, с отрицательным.
Ток срывает с пластин мельчайшие частички золота и осаживает их на отрицательно заряженной частице.
Гальванически можно нанести слой разной толщины, все зависит от времени обработки. Минимальное время для требуемой толщины осажденного слоя — 30-40 минут.
Итог – наше милое украшение стало золотым и, конечно, более износостойким.
Отношение к гальванически выполненному золоту двоякое – кто-то считает такую бижутерию дешевкой, а для кого-то это вполне оправданный способ производить украшения.
Нанести золото гальванически можно в домашних условиях. Подобный опыт, правда, не с применением золота ввиду его высокой стоимости, а с никелем или медью, демонстрируют на уроках химии в средней школе.
Как мы рассмотрели, технологически спаивание золотых поверхностей не представляет труда.
Освоить пайку золота достаточно сложно только потому, что стоимость припоев и расходного материала очень велика, к тому же, вряд ли вы станете специально портить украшение, чтобы отработать пайку на нем.
Тем, кто хочет научиться спаивать золотые поверхности, можно порекомендовать в совершенстве овладеть пайкой мелких медных деталей (радиодеталей или проводков) и, получив твердые навыки самого паечного процесса, браться за ремонт золотых украшений.
Тонкости ювелирной пайки
Изготовление и ремонт различных ювелирных украшений из металла требует применения технологии создания неразъёмных соединений достаточно мелких деталей. Одним из наиболее распространённых способов достижения этой цели является ювелирная пайка.
По сути, этот процесс не отличается от других видов пайки. В его основе лежит принцип соединения металлических изделий путём их смачивания расплавом вспомогательного материала, называемого припоем.
При этом не происходит расплавления основных деталей, так как температура плавления вспомогательного сплава всегда ниже температуры, при которой плавится соединяемый металл.
Особенности работы с украшениями
Существует несколько особенностей, отличающих пайку ювелирных изделий от пайки, применяемой в бытовых и технических целях:
По понятным причинам, качественно проводить ювелирную пайку могут только профессионалы. Но попробовать свои силы и обучиться тонкостям процесса не запрещено никому.
Оборудование
К металлам, с которыми наиболее часто приходится сталкиваться в ювелирном деле, относятся в первую очередь, золото и серебро. Технология пайки этих металлов требует высокой температуры.
Нагревание соединяемых деталей и расплавление припоя осуществляется посредством газопламенного оборудования. Это могут быть установки, работающие на газе или бензине. Гораздо чаще для ювелирных работ используются газовые аппараты. Это обусловлено тем, что газовое оборудование более удобно в применении, не создаёт дискомфорта из-за резкого запаха (как в случае с бензином).
Сжатый газ, находящийся в баллоне, готов к употреблению, его подача осуществляется за счёт собственного давления. При применении бензина, готовят бензино-воздушную смесь, для чего необходим сжатый воздух. То есть, в этом случае требуется применение насосного или компрессорного оборудования.
Аппарат, применяемый при ювелирной пайке, должен быть укомплектован газовой горелкой, имеющей регулятор интенсивности пламени. Для выполнения ювелирных работ желательно иметь две горелки.
Одна из них, более мощная, применяется для расплавления металлов в тиглях. Другая должна иметь тонкий факел для разогрева и пайки миниатюрных компонентов.
Для ювелирной пайки могут применяться лазерные аппараты. Однако стоимость их высока, поэтому их устанавливают далеко не в каждой мастерской.
Приготовление флюса
Чтобы подготовить поверхность изделий, подлежащих пайке, применяются различные вещества. Химические соединения, применяемые для удаления окисных плёнок с поверхности металла, а также уменьшающие силы поверхностного натяжения расплавленного припоя, с целью лучшего смачивания паяемой поверхности, называются флюсами.
Флюс чаще всего используют в жидком виде, нанося его на подготавливаемую к пайке поверхность. Ювелиры для этой цели очень часто применяют порошок буры, делая из него насыщенный водный раствор.
Приготовление такого флюса осуществляют в два этапа. Сначала порошок буры заливают водой и нагревают до полного его растворения.
После этого раствору дают высохнуть. Когда влага полностью испариться, разрыхлённый порошок буры растирают ступкой, после чего, добавляя воду, доводят смесь до состояния жидкой кашицы. Данным составом покрывается поверхность изделия перед пайкой.
Своеобразным методом осуществляется подготовка к ювелирной пайке золотых изделий, в составе которых имеется примесь никеля. Такое ювелирное изделие вначале кипятят в воде с борной кислотой.
После этой процедуры на поверхности золота образуется тонкая плёнка, препятствующая образованию окислов. Затем, непосредственно перед пайкой, поверхность покрывается флюсом из раствора буры.
Припои для драгоценных металлов
Основным материалом при пайке является припой, специальный расплавляемый сплав. Ювелирные припои имеют в своём составе драгоценные металлы.
Классификация этих сплавов осуществляется по температурной шкале их плавления. Сплавы для пайки, применяемые в ювелирном деле, обычно плавятся при температуре от 650 до 1000 ℃.
Эти относительно высокие значения температур и определяют газопламенное оборудование в качестве основного в ювелирной пайке.
Электрический паяльник не в состоянии обеспечить нагрев до такой степени. Условно припои делятся на мягкие и твёрдые. Чем ниже температура плавления такого сплава, тем он мягче, и наоборот.
Выбор сплава для ювелирной пайки представляет особую важность и должен осуществляется индивидуально к каждому изделию. Важнейшим критерием в этом вопросе является цвет изделия.
Дело в том, что в зависимости от пробы металла, из которого изготовлено украшение, а также состава добавок, применённых в сплаве, цвет материала может иметь различные оттенки.
Очевидно, что при пайке ювелирных изделий, цвет применяемого сплава должен совпадать с цветом основного материала, в противном случае, работа может быть признана браком.
С этой целью, сплав, использующийся для ювелирной пайки золотых и серебряных изделий должен иметь ту же пробу, что и материал изделия, а также по возможности близкий состав.
Готовить самому или купить
Припои могут приобретаться в готовом виде, либо готовятся самостоятельно. При самостоятельном изготовлении сплавов для ювелирной пайки, необходимые компоненты в нужных пропорциях помещаются в тигель и расплавляются пламенем газовой горелки.
Весовые доли компонентов должны быть выверены очень точно, для чего обычно используются тонкие аптекарские весы. После расплавления и перемешивания всех составляющих, из жидкого расплава отливаются прутки, для чего используются специальные формы.
Многие мастера, для удобства последующей ювелирной пайки, раскатывают прутки в тонкие пластины и нарезают их на кусочки.
Состав
Для пайки изделий из золота используют золотой сплав, для пайки серебра – серебряный. В соответствии с различными стандартами, принятыми в разных странах, при изготовлении ювелирных украшений используются драгоценные металлы разных проб.
В продаже можно найти по несколько видов припоя каждой имеющей распространение пробы, которые отличаются друг от друга по составу и соответственно, по цвету.
Кроме пробы и цвета, сплавы, применяемые для ювелирной пайки должны обладать специфическими качествами, которые обеспечиваются введением в них особых добавок, иногда не содержащихся в соединяемых металлах. Например, в золотые припои могут включаться серебро, медь, цинк и кадмий.
При добавлении в припой серебра, понижается температура плавления полученного сплава, повышается его текучесть, обеспечивающая надёжное заполнение в процессе пайки микронеровностей спаиваемого стыка.
Кроме этого, серебро ослабляет желтизну оттенка золотого сплава. Введение меди напротив, повышает тугоплавкость и твёрдость припоя и добавляет красноватые тона в его окраску.
Добавление в припой кадмия и цинка снижают твёрдость, но при этом, первый придает изделию зеленоватый оттенок, второй же, ослабляет интенсивность окраски сплава.
Кроме названных компонентов, золотой ювелирный припой может содержать никель и палладий, которые придают сплаву белый цвет. Припои, содержащие эти элементы, используются для пайки ювелирных изделий из белого золота и платины.
К припоям для пайки серебряных изделий не предъявляются столь жёсткие требования в части пробы, как к золотым. Серебряные припои изготавливаются с содержанием меньшего количества компонентов, чем сплавы для пайки золота. Кроме самого серебра, в серебряном припое обычно присутствует либо только медь, либо медь с цинком.
Бижутерия
Благодаря развитию технологий в металлургии и производстве ювелирных изделий, прослеживается мировая тенденция увеличения доли сравнительно недорогой бижутерии в общем объёме ювелирного производства.
И это совершенно оправдано. Продолжающийся рост цен на драгоценные металлы делает непрактичным ношение дорогих изделий из золота и платины, в то время как появляется альтернатива в виде дешёвой и красивой бижутерии.
Способы пайки недорогих ювелирных украшений зависят от материала, из которого они изготовлены. К сожалению, некоторые сплавы, применяемые при изготовлении этих изделий, могут не поддаваться пайке.
В том случае, когда пайка возможна, лучше подобрать для этого сплав, состоящий из недорогих компонентов, так как припой может оказаться на порядок дороже самого изделия.