чем пахнут рельсы в метро
Запах в метро: что издает знакомый с детства аромат подземки?
Опубликовано 26.05.2021 · Обновлено 03.06.2021
Вспоминаю свое первое посещение Московского метрополитена будучи ребенком: это величавое сооружение казалось невероятным творением человечества, где станции глубокого залегания с очень длинными эскалаторами, система переходов, как будто целый город просто переместили под землю, ну и конечно поезда, пролетающие тоннели на огромной скорости, доставляли массу положительных эмоций. Надеюсь, что большинство читающих данный материал граждан, бывали в метро и разделяют мои эмоции. Хочется отметить, что Московский и Санкт-Петербургский метрополитены как 40 лет назад так и сейчас обладают своеобразной аурой — запахом, улавливаемым уже возле входных дверей. Этот запах метро запоминается в детстве и, как по мне, является довольно приятным и притягательным. К большому сожалению сейчас на новых станциях его уже нет, а скоро не будет и во всех метрополитенах — радует что это «скоро» весьма и весьма относительное понятие, скажем точно так должно быть, ведь прогресс не стоит на месте.
Московский метрополитен времен СССР
Чем пахнет в метро?
Раз вы читаете это, то вероятно еще не знаете, что же именно издает этот запах. А может это эскалаторы, как кажется на первый взгляд? Или так пахнет любое подземелье? Догадки усложняет тот факт, что поезда используют электрическую тягу, а значит в экологическом плане все чисто, без выбросов.
Ладно, не буду тянуть строки по экрану — правильный ответ Шпалы! В метро специфический запах идет именно от Шпал — кто не знает, это подложка под рельсы, но только от шпал деревянных. Все дело в том, что дерево необходимо защищать от процессов гниения, которые вызывают расслоение структуры дерева и способствуют легкому расщеплению волокон древесины под весом рельсовых плетей и поездов. В качестве такой защиты применяют пропитку веществом, под названием «Креозот».
Пропитка шпал креозотом (До/После)
» data-medium-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg» data-large-file=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» width=»1000″ height=»625″ gif;base64,R0lGODlhAQABAIAAAAAAAP///yH5BAEAAAAALAAAAAABAAEAAAIBRAA7″ data-src=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg» alt=»шпалы пропитка креозотом | шпалы пропитка креозотом | Движение24″class=»wp-image-43768″ data-srcset=»https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-300×188.jpg 300w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1000×625.jpg 1000w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-768×480.jpg 768w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-1536×960.jpg 1536w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-520×325.jpg 520w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-720×450.jpg 720w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000-320×200.jpg 320w, https://cdn.dvizhenie24.ru/2021/05/dvizhenie24_ru_spaly_2000.jpg 1800w» data-sizes=»(max-width: 1000px) 100vw, 1000px» /title=»шпалы пропитка креозотом | Движение24″ /> Пропитка шпал креозотом (До/После)
Свежераспиленные деревянные шпалы помещают в специальный заполненный креозотом бокс, из которого будет выкачан воздух. Такой «вакуумный маринатор» получается, только для дерева. Пузырьки воздуха выходят из шпал, а их место занимает пропитка из креозота. Таким образом все, даже мельчайшие поры древесины, остаются заполнены специальным составом.
Если вы спросите — безопасно ли это, вдыхать пары креозота, то давайте разберемся, что это за вещество такое. Креозот — это так называемое масло «каменного угля», бесцветная, воспламеняющаяся, труднорастворимая в воде маслянистая жидкость, получаемая из древесного и каменноугольного дёгтя. Представляет собой смесь фенолов, главным образом гваякола и крезолов. Так что отнюдь это не безопасно. На предприятиях по пропитке шпал принимаются серьезные меры безопасности, так как даже контакт креозота с кожей вызывает ожог и раздражение, а прямое вдыхание паров креозота чрезвычайно токсично. В европейских странах для работы с креозотом необходимо получать специальную лицензию.
Будущее деревянных шпал
Если смотреть на «большую» железную дорогу, то деревянные шпалы уже ушли в прошлое. В метро прогресс еще не спустился, хотя на самом деле использование деревянных шпал на бетонных основаниях тоннеля очень удобно, древесина гасит колебания, и сами шпалы легко устанавливаются. В чем дерево проигрывает железобетонным конструкциям, так это в долговечности. Так что постепенно, начиная с новых станций, бетонные шпалы постепенно замещают деревянные, вместе с тем и такой родной запах креозота также выветривается, и вскоре вовсе исчезнет.
Почему в метро так специфически пахнет и в чем опасность источника этого запаха
Есть запахи, которые стойко ассоциируются у нас с тем или иным явлением или местом. Одним из наиболее узнаваемых «ароматов» можно считать тот, что витает на станциях метрополитена. Его ни с чем не спутаешь и есть люди, которым он даже нравится. Так чем же пахнет на наших станциях метро?
В современном мире существует несколько технологий укладки железнодорожных путей. Несмотря на множество инноваций, у нас в стране по-прежнему используют шпалы. Эти элементы путей могут быть бетонными и даже полимерными, но наиболее распространены шпалы из древесины.
Известно, что у дерева два основных врага – влажность и биологические факторы, точнее, грибки, бактерии и насекомые. В подземных тоннелях достаточно сыро, поэтому срок службы деревянных изделий невелик. Для защиты деревянных шпал от влаги, микроорганизмов и вредителей их пропитывают особым химическим составом – креозотом.
Это бесцветная или желтоватая маслянистая жидкость, горючая и токсичная. Креозот почти не растворяется в воде и обладает тем самым резким характерным запахом. Изготавливают его из каменноугольного или древесного дегтя, используя процесс дистилляции. Впервые вещество получил в 1830 году немецкий химик и промышленник Карл фон Рейхенбах. Кстати, он же впервые получил и парафин, который сегодня используют в самых разных областях человеческой деятельности.
Уже более ста лет креозот используют для пропитки деревянных шпал. Обрабатывают детали этой жидкостью на заводе, в процессе изготовления. Вещество имеет свойство длительное время сохранять сильный запах, который ощущается за десятки метров от стальных магистралей, как подземных, так и обычных, железнодорожных.
Периодическая замена изношенных шпал на новые, со свежей пропиткой, делает запах креозота неистребимым. Для пассажиров и обслуживающего персонала метрополитена это «амбре» не представляет опасности. А вот работники шпалопропиточных цехов вынуждены использовать эффективные средства индивидуальной защиты.
Попадание жидкого креозота, в состав которого входят токсичные фенолы, на кожу и особенно на слизистые оболочки, чреваты сильными ожогами и даже появлением онкологических заболеваний. Опасны и испарения креозота в замкнутом пространстве. Из-за этого пропитанные шпалы категорически запрещено использовать в качестве строительного материала, хотя этим моментом часто пренебрегают.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Чем пахнет железная дорога?
Креозот – французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой – поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.
Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.
Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.
При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.
Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта – ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.
Можно ли строить дома из шпал?
Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.
Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества – не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.
Ещё один «камень в огород» отработанных шпал – это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится.
Но почему в метро он именно такой?
Что за запах и почему он здесь возникает
Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.
Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.
Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.
Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.
Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.
Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.
Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени.
Информация об этом журнале
Путейцы, которые меняют шпалы иногда становятся жертвами креозота. Топят измельчёнными шпалами печки и даже коптят мясо. Это зачастую деревенские жители и им пофигу, лишь бы дерево. В детстве я видел дядьку, который коптил колбасу стружкой от шпал, можно в сети найти рассказы про это по всему миру. Например, в Чехии умерла вся семья путейца от рака желудка. Наелись домашней колбаски с креозотом.
Edited at 2020-07-27 02:21 am (UTC)
В Москве потихоньку меняют пути в метро (согласно нормативам) и устанавливаются новые шпалы. Тот самый запах уже практически исчез. Нет, встречается на некоторых станциях, но редко.
Три восклицательных знака как сокращённый вариант эмблемы Эволюционного Марша
Аврора Эволюционного Марша
Стесняюсь спросить: чем пахнет в метро и на вокзале?
Все мы чувствуем этот запах, когда спускаемся в метро или едем куда-то на поезде. Его нельзя назвать приятным или неприятным, он просто есть, на любом перроне. Мы разобрались, чем пахнет в метро и на железной дороге, и расскажем вам!
Главный виновник — креозот
Креозот — маслянистое вещество, желтоватого цвета или вовсе бесцветное. Именно он в основном ответственен за своеобразный запах в метро и на железной дороге.
Креозот используют для обработки деревянных шпал и столбов. Делают это для того, чтобы деревянные конструкции не гнили и их не ели прожорливые насекомые. Такие пропитанные креозотом шпалы есть и на железной дороге, и в метро, поэтому запахи довольно похожие, но и обоих случаях везде есть еще свои примеси.
Токсическое и в общем очень вредное вещество имеет важное преимущество — оно почти не смывается водой, поэтому пропитанное им дерево может сохраняться в «первозданном» виде десятки лет. Что самое интересное — креозот сперва изобрели как средство для лечения туберкулеза. На самом деле он очень ядовитый, может даже вызывать нервные расстройства. А если попадет на кожу, последняя становится очень чувствительной к свету.
Запах креозота постепенно исчезает из метро, потому что старые деревянные шпалы меняют на новые бетонные.
«Сейчас уже производят бетонные шпалы и они лучше по характеристикам, поэтому по мере износа проводится их плановая замена», — говорит Наталия Макогон, советник начальника Киевского метрополитена.
Сырость и побелка в метро
Как и в любом подземелье, в метро повышенная влажность. Отсюда запах сырости. Все дело в грунтовых водах, которые постоянно подстерегают тоннели метро, то и дело «норовя» просочиться в них, особенно весной. Тогда тоннели и станции может даже подтапливать. Чтобы уберечь подземные сооружения, существуют специальные укрепления почвы и дренажная система для отвода воды. И, конечно, — насосы, чтобы откачивать воду в случае беды.
Помимо этого в метро пахнет побелкой. Из-за уже упоминаемой сырости запах извести ощущается сильнее.
Известь способна впитывать в себя водяные пары, которые потом снова легко из нее испаряются, когда воздух становится более сухим. Таким образом побелкой можно выровнять влажность помещения, и она идеальна там, где много влаги. Например, в метро.
Мазут и солярка на железной дороге
Точнее даже не мазут, а масла, которые из него делают. Таким маслом смазывают локомотивы и вагоны. Зубчатая передача, компрессор и другие детали локомотива нуждаются в смазке, чтобы меньше портиться.
От старых локомотивов и вагонов этот запах еще сильнее, потому что смазывали их не один раз, и не два. Также уже может барахлить двигатель и из него может подтекать масло. Запах от всех этих смазочных масел добавляет свою лепту в «симфонию» запахов вокзала.
Солярное масло — это топливо для дизельных двигателей. Такие двигатели стоят практически на всех тепловозах, и совершенно не странно, что вонь от солярки является неотъемлемой составляющей запахов вокзала. Кстати, как и масла, дизельное горючее есть летнее и зимнее, в зависимости от температурного режима.
Дорогие киевляне и гости столицы, меняйте вовремя носки и другие детали одежды, принимайте душ, пользуйтесь дезодорантом и пусть никакие запахи не мешают вам путешествовать!