чем пахнет в мечети

Благовония в Исламе

чем пахнет в мечети. Смотреть фото чем пахнет в мечети. Смотреть картинку чем пахнет в мечети. Картинка про чем пахнет в мечети. Фото чем пахнет в мечети

Пользоваться благовониями является сунной. Благовония благотворно влияют на человека, повышают настроение и работоспособность, расслабляют и отвлекают от неприятных мыслей. Аромат, исходящий от нас, напрямую влияет на нашу привлекательность, поэтому очень важно, чтобы при муже от жены исходил всегда приятный запах. И, соответственно, наоборот.

Пророк (мир ему и благословение) наносил благовония, когда выходил на молитвы в мечеть, на пятничную молитву, на праздничные молитвы. Он наносил на себя благовония, украшался для своих жён и сподвижников и говорил:

«Поистине, Аллах сделал моё удовольствие в женщинах и в благовониях, а радостью для глаз моих (то есть душевное спокойствие) сделал молитву» (имамы аль-Хаким, ан-Насаи, аль-Байхаки, имам Ахмад и др.).

Однако, нужно помнить, что для женщины будет грехом использовать благовония перед выходом на улицу или при посторонних мужчинах.

Благовония, делятся на группы по их свойствам:

Некоторым людям ароматерапия помогает избавиться от головной боли, усталости и прочих недомоганий.

Есть запахи, относящиеся к т.н. веществам-афродизиакам, которые усиливают желание. Масла-афродизиаки расслабляют тело, снимают признаки нервного напряжения, избавляют от усталости и тревоги. Масла афродизиаки (иланг-иланг, сандал, кипарис, имбирь, бергамот, герань, ваниль, корица, мирра, лаванда, роза, розмарин и др.).

1. Можно окуривать дома бахуром.

У бахура (натурального, ароматизированного дерева, которое пропитано ароматическими маслами) запах стойкий и сильный. В мусульманских странах распространено окуривание дома бахуром, для этого нужна специальная бахурница, уголь и кусочки самого бахура.

2. Аромалампы.

На аромалампу можно капать эфирное масло на ваш скус и окуривать дом от 20 минут до нескольких часов. (Масло розы, муската, шалфея и др. на свой вкус). Перед сном можно использовать масло лаванды, жасмина, для хорошего сна.

4. При уборке дома некоторые хозяйки также протирают полки шкафа с бельем ароматизированной водой или добавляют немного эфирного масла в воду для отпаривания при глажении белья.

Главное, чтобы ваш запах не был навязчивым, поэтому подбирайте приятный запах вместе с домашними, чтобы приятно было всем.

Источник

Следуем Сунне: любимые запахи (благовония) Пророка Мухаммада (ﷺ)

чем пахнет в мечети. Смотреть фото чем пахнет в мечети. Смотреть картинку чем пахнет в мечети. Картинка про чем пахнет в мечети. Фото чем пахнет в мечети

Любимые запахи Пророка (мир ему)

Хадисы о посланнике Аллаха (мир ему) рассказывают нам не только о нраве и поклонении нашего Пророка (мир ему), но и его любимых привычках, которые делают его ближе к нам, обычным людям. Одной из таких любимых привычек нашего Пророка (мир ему) являлись благовония.

В одном из хадисов сказано:

«Мне была внушена любовь к женщинам и благовониям, а молитва сделана радостью для меня» (Насаи).

«В этом мире для меня милее всего три вещи: женщины, благовония и прохлада глаз моих – молитва (намаз)».

Стоит отметить, что здесь имеется ввиду, что Пророк (мир ему) с особенным трепетом относился к женщинам за их качества, которыми наделил их Всевышний, и не наделил мужчин.

Что касается благовоний, Пророк (мир ему) уделял этому особое внимание. Известно, что от самого Пророка (мир ему) исходил очень приятный запах. Сподвижники говорили, что о приходе Пророка (мир ему) они узнавали по сладкому запаху, который заполнял все пространство.

Но несмотря на это, Пророк (мир ему) перед тем как направиться куда-либо любил нанести на себя благовония. Он (мир ему) никогда не отказывался от благовоний, если кто-то предлагал ему ими умаститься.

Анас сообщил: «Пророк (мир ему) никогда не отказывался от благовоний» (Бухари).

И также говорил: «Тот, кому предложат благовония, пусть не отказывается от них» (имам Муслим).

Жена Пророка (мир ему) Аиша умащала его любимым благовонием каждый раз перед тем, как Пророк (мир ему) отправлялся на коллективный намаз или на встречу с сподвижниками.

«Я умащала Пророка (мир ему) лучшими благовониями, какие только он мог найти, пока не видела, что от этих благовоний его волосы и борода начинали блестеть» (Бухари).

Любимыми запахами Пророка (мир ему) были мускус и амбра.

«Лучшее благовоние — мускус» (Тирмизи).

Запах мускуса упоминается во многих хадисах как запах обитателей рая, запах гурий. Также есть хадис, в котором сказано, что запах из рта постящегося приятнее для Аллаха чем запаха мускуса.

Сообщается, что Мухаммад ибн Али (да будет доволен им Аллах) передал:

«Я спросил Аишу: «Пользуется ли Пророк благовониями?» Она ответила: «Да, благовониями, которыми пользуются мужчины, — мускусом и амброй».

Также передается Анасом:

«Ни запах амбры, ни благоухание мускуса не могли сравниться с запахом, исходившим от тела посланника Аллаха (мир ему). Ни парча, ни атлас не могли сравниться с мягкостью рук Пророка (мир ему)» (Муслим).

Аллах прекрасен и любит прекрасное. Наша религия и Сунна заповедовали нам стремление к красоте и совершенству во всем. Наряду с внутренней чистотой и совершенством важную роль для мусульманина играет его внешние проявления.

Благовония были неотъемлемой частью жизни нашего Пророка (мир ему), умащение благовониями — это Сунна Пророка Мухаммада (мир ему), которую мы можем применять в своей ежедневной жизни, особенно перед тем, как пойти на коллективный или праздничный намаз, для укрепления отношений с супругами.

«Если человек совершит в пятницу полное омовение, очистится так тщательно, как только сможет, смажет волосы или умастится благовониями, которые найдутся у него дома, после чего отправится на джумга, и не будет расталкивать сидящих рядом (в мечети), и помолится столько, сколько было угодно Аллаху, а потом будет хранить молчание, внимательно слушая слова имама, ему обязательно простятся грехи, совершенные им между этой и предыдущей пятницей» (Бухари).

Источник

Благовония в Исламе

чем пахнет в мечети. Смотреть фото чем пахнет в мечети. Смотреть картинку чем пахнет в мечети. Картинка про чем пахнет в мечети. Фото чем пахнет в мечети

Ислам уделяет большое внимание внешнему виду, чистоте и гигиене человека, потому как мусульманин обязан призывать на путь истинный всем своим видом, поведением и внешностью и быть безупречным в любом обществе или собрании.

Немалую роль играет и запах, исходящий от человека. Ведь запах относится к числу первых качеств, на которые обращает внимание собеседник или общество. Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) тратил на благовония хотя само тело Пророка (мир ему и благословение) обладало сладчайшим и приятнейшим запахом, и люди даже собирали капельки его пота, потому что пот Мухаммада (мир ему и благословение) издавал приятнейший аромат.

Что говорить про положение в обществе, если даже человеку, находящемуся наедине с собой, тоже желательно иметь приятный аромат, ибо приятный запах притягивает ангелов.

Мусульманину нужно быть чистым и опрятным всегда и везде. Посланник Аллаха говорил:

إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ يُحِبُّ الطَّيِّبَ نَظِيفٌ يُحِبُّ النَّظَافَةَ

Смысл: «Поистине, Аллах прекрасен и любит прекрасное, Он чист и любит чистоту» (имам ат-Тирмизи, этот хадис хасан);

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

أَيُّهَا النَّاسُ إِنَّ اللَّهَ طَيِّبٌ لاَ يَقْبَلُ إِلاَّ طَيِّبًا

Смысл: «О люди! Поистине, Аллахпрекрасен и принимает только прекрасное» (имам Муслим).

Духи, парфюм

Так чем же умащиваться для аромата? Ведь сегодняшние духи в основном двух видов: содержащие спирт и не содержащие его.

Что касается не содержащих спирт, то их очень мало на витринах нынешних парфюмерных фирм и магазинов. Однако учёные единогласны в том, что именно такие духи и есть сунна, потому как в хадисе сказано: «. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) наносил Миск отдельно (не перемешивая ни с чем)» (ан-Насаи; аль-Бухари в книге «ат-Тарих», 2/88 стр.; ибн Саид).

Анас сын Малика (да будет доволен им Аллах) сообщил: «У Посланника Аллаха (мир ему и благословение) был суккат (вид благовония), который он наносил на себя» (ат-Тирмизи, хадис достоверный).

Миск – благовоние на масляной основе, не содержащее спирт, производимое из цветочных растений или иных растений с приятным запахом.

Что же касается благовоний, содержащих спирт, то есть разные мнения у учёных, потому как спирт это наджаса (нечистота). В этом вопросе самым умеренным и предпочтительным считается мнение одного из авторитетнейших учёных нашего времени Мухаммадасаида Рамазана аль-Буты, который пишет: «Спирт, содержащийся в одеколонах, прощается из-за многочисленности парфюма и других веществ, содержащих спирт» (Фатва).

Конечно, будет лучшим, дабы выйти из этого разногласия учёных, наносить на себя то, что наносил Пророк (мир ему и благословение), а именно духи на масляной основе.

Когда желательно пользоваться благовониями

Пророк (мир ему и благословение) наносил благовония, когда выходил на молитвы в мечеть, на пятничную молитву, на праздничные молитвы. Он наносил на себя благовония, украшался для своих жён и сподвижников и говорил: «Поистине, Аллах сделал моё удовольствие в женщинах и в благовониях, а радостью для глаз моих (то есть душевное спокойствие) сделал молитву» (имамы аль-Хаким, ан-Насаи, аль-Байхаки, имам Ахмад и др.).

Ещё Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если в дом Аллаха (мечеть) зайдёт человек, от которого исходит неприятный запах чеснока, то выведите его, он не из нас» (имам аль-Бухари).

Это подчеркивает насколько важно, чтобы не мешали людям совершающим поклонение в мечети.

Как стало ясно, является сунной наносить на себя благовония для своих жён, друзей, чтобы им было приятно находиться в вашем присутствии. Приятным запахом можно расположить к себе человека, если, конечно, ароматическое вещество нанесено в меру.

Что касается женщин

Конечно, использование благовоний – это очень хорошая сунна, как мы писали. Однако по отношению к женщинам есть некое ограничение. Женщина не имеет права, то есть ей запрещено, наносить благовония так, чтобы это чувствовали чужие мужчины на расстоянии.

К примеру, часто по запаху в помещении можно определить, что там находилась или прошла именно какая-та женщина, потому как запах её парфюма ещё не исчез; или иногда, когда женщина садится в общественный транспорт, от запаха её духов все оборачиваются и она привлекает к себе внимание.

Про такое явление Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Женщина, которая вышла из дома, сильно надушившись (что чувствуют окружающие), совершает прелюбодеяние до тех пор, пока не вернётся обратно домой или не удалит запах». В этих словах очень сильный смысл, ведь на самом деле, когда мужчина чувствует запах от женщины, его тянет к ней, тянет к греху, она заставляет обратить на себя внимание.

Женщина в трауре

Когда у женщины умер муж, ей вообще нельзя пользоваться благовониями – запрет на это бывает в течение четырёх месяцев и десяти дней (срок идды). Если у неё умерли близкие люди, такие как сын, брат, отец или мать, то женщине запрещено наносить духи и другие предметы благовония три дня.

Завершение

Казалось бы, что такое благовония? Однако мы понимаем, какую роль они могут играть в жизни человека, и знаем, какое значение придавал сам Пророк (мир ему и благословение) приятному запаху. Нужно стараться оживить любую сунну Посланника Аллаха (мир ему и благословение).

Источник

Благовония в Исламе

чем пахнет в мечети. Смотреть фото чем пахнет в мечети. Смотреть картинку чем пахнет в мечети. Картинка про чем пахнет в мечети. Фото чем пахнет в мечети

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

حُبِّبَ إِلَيَّ مِنْ الدُّنْيَا : النِّسَاءُ وَالطِّيبُ ، وَجُعِلَ قُرَّةُ عَيْنِي فِي الصَّلَاةِ

Смысл: «Мне была внушена в этом мире (мирской жизни) любовь к женщинам (жены) и благовониям (нанесение приятного запаха на тело и одежду), и сделан радостью моих очей намаз» (ан-Насаи от Анаса (да будет доловлен им Аллах)).

В Исламе немалое внимание уделяется внешнему виду и культурности мусульманина и даже тому, как от него пахнет. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) не переносил неприятные запахи, потому что от самого тела Пророка (мир ему и благословение), от его пота и других выделений исходил запах приятнее мускуса (исламские духи на основе цветочных масел).

По этому поводу Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

صَنَعْتُ لِرَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ بُرْدَةً سَوْدَاءَ فَلَبِسَهَا ، فَلَمَّا عَرَقَ فِيهَا وَجَدَ رِيحَ الصُّوفِ فَقَذَفَهَا ، وَكَانَ تُعْجِبُهُ الرِّيحُ الطَّيِّبَةُ

«Я сшила для Посланника Аллаха (мир ему и благословение) черную накидку, и он надел ее. А когда Он вспотел в нем, то почувствовал от него запах шерсти ( от накидки), и Он снял его, потому что Он любил приятный запах» (Абу Давуд).

Действительно, когда вы находитесь среди людей, едете в общественном транспорте, сидите или стоите где-то в очереди, или просто находитесь в коллективном намазе, дома или в мечети, то если рядом будет находиться человек, от которого исходит неприятный запах, это будет отталкивать окружающих. Поэтому Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وَيَتَأَكَّد اِسْتِحْبَابه لِلرِّجَالِ يَوْم الْجُمُعَة وَالْعِيد ، عِنْد حُضُور مَجَامِع الْمُسْلِمِينَ ، وَمَجَالِس الذِّكْر وَالْعِلْم ، وَعِنْد إِرَادَته مُعَاشَرَة زَوْجَته وَنَحْو ذَلِكَ

«Настоятельно желательно для мужчин наносить благовония в пятницу и в праздничные дни, также это желательно, когда он присутствует в местах, где собираются мусульмане на собрании для зикра (поминание Аллаха) и ильма (знаний), также когда он желает провести время с женой и т.д».

Женщинам же наоборот, запрещается выходить из дома, нанеся духи или другие приятные запахи, более того, она будет считаться прелюбодейкой до тех пор, пока не вернется в свой дом.

Приятный запах – это польза не только для окружающих, но и для самого себя, потому что при этом появляется уверенность в обществе, психологическое спокойствие, а также увеличение разума, как сказал великий Имам аш-Шафии:

من طاب ريحه زاد عقله

«У того, кто имеет приятный запах, увеличивается разум».

(Приводится в книге «Сафвату Сафват» Ибн Хузаймы).

Самое лучшее благовоние – это «миск» (духи на маслах разных цветов). Пророк (мир ему и благословение) сказал:

الْمِسْكُ أَطْيَبُ الطِّيب

Смысл: «Миск является самым приятным благовонием» (Имам Муслим).

Наносить благовоние согласно сунне желательно на бороду, одежду и на подмышки. А наносить можно палочкой, кисточкой, просто пальцем и т.д. Главное, чтобы от мусульманина исходил приятный запах.

Шамиль Мусаев

чем пахнет в мечети. Смотреть фото чем пахнет в мечети. Смотреть картинку чем пахнет в мечети. Картинка про чем пахнет в мечети. Фото чем пахнет в мечети

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Парфюмерия для женщин в Исламе

Аудио версия настоящей статьи:

Видео по этой теме смотрите ниже.

В Коране говорится:

«И скажи верующим женщинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представителей противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали][1]. И чтобы не выставляли напоказ свою красоту [чтобы не оголяли свое тело; не наряжались и не красились ради привлечения к себе внимания посторонних мужчин], помимо лишь того, что явно [что трудно скрыть, а также того, что необходимо иметь — элегантность, опрятность, представительность — во внешнем виде, например, на работе][2]. И пусть набрасывают шаль на грудь (пусть не оставляют открытым вырез на одежде в области груди). Пусть не демонстрируют свою [женскую] красоту, кроме как своим мужьям. [Какие-то части тела в рамках местных традиций или, например, для удобства в домашних условиях могут быть оголены, а голова не покрыта перед родственниками, за которых данная женщина не имеет права выйти замуж. К ним относятся] родные отцы, свекры, родные сыновья либо сыновья мужей, а также родные братья, племянники или прислуживающие женщины. [К числу таковых также относятся] пожилые люди (старики), у которых нет [половой] потребности в женщинах, и малые дети. И пусть не бьют ногами [по земле, бряцая при этом украшениями или стуча каблуками], привлекая тем самым к себе, к своей женской красоте внимание [посторонних мужчин].

Верующие, кайтесь пред Аллахом (Богом, Господом) причем все, без исключения [ведь у каждого из вас есть промахи и прегрешения, быть может, и в плане межполовых взаимоотношений, особенно касательно вожделенных взглядов; исправляйтесь, стремитесь к более высокому и чистому]. Возможно [с Божьего на то благословения], вы добьетесь успеха [не только в мирском, но и в вечном]»[3] (Св. Коран, 24:31).

Хадисы об использовании женщинами парфюмерии (духов)

В Cунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) присутствуют хадисы, в которых говорится об использовании женщинами парфюмерии.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми, чтобы они почувствовали ее запах [цель будет именно в этом], то она такая-то [прелюбодейка[4]]»[5].

Имамы ат-Тирмизи и ан-Насаи, приводя этот хадис в своих сводах хадисов, указали на нежелательность подобного действия (макрух).

Данный хадис в своде хадисов ат-Тирмизи звучит так: «Всякий глаз прелюбодействует [то есть совершает грех, сладострастно разглядывая представителя противоположного пола, будь то женщину или мужчину]. И если женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми [наполняя воздух исходящими от нее прекрасными ароматами], то она прелюбодейка»[6].

В своде хадисов имама ан-Насаи у него следующее звучание: «Если какая-либо женщина обильно умастится благовониями и пройдет рядом с людьми, чтобы они почувствовали ее запах [цель будет именно в этом], то она прелюбодейка»[7].

Имам аль-Манави[8] в своей книге «Файд аль-кадир» комментирует этот хадис так: «Под словами «она прелюбодейка» имеется в виду, что такая женщина склонна к прелюбодеянию, потому как создает причины, ведущие к нему. Слово «прелюбодейка» в данном случае метафора (образное выражение)»[9].

Практические вывод исламских ученых

Хадис указывает на недопустимость обильного использования женщиной парфюмерных средств для привлечения внимания посторонних мужчин. Однако стоит заметить, что использование парфюмерии для мужа, внутри дома, является желательным и рекомендуемым, ибо это способно укрепить взаимную любовь между супругами.

Имам аль-Манави говорит: «Что касается умащения благовониями и прихорашивания ради своего мужа, то это приветствуется и очень желательно. Некоторые великие ученые-богословы говорили: «Прихорашивание и умащение благовониями супруги для своего супруга – один из сильнейших факторов укрепления любви между ними и ослабевания неприязни друг к другу. Ибо глаза ведут сердце, и если увидят что-то прекрасным, они доносят это до сердца, так появляется любовь. И если они увидят что-либо мерзким или неприятным, как, например, во внешнем облике, в одежде, то доносят это до сердца, и так появляется неприязнь и отвращение»[10].

Ибн Хаджар аль-Хайтами[11], перечисляя большие грехи в своей книге «аз-Заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир», упомянул ранее приведенные хадисы, добавив в конце следующее: «Эти хадисы несут смысл однозначного запрета [то есть использование женщиной благовония с очевидным исходящим от нее соблазнительным ароматом является большим грехом] только в том случае, когда существует однозначная уверенность в том, что использование женщиной духов приведет к искушению [для мужчин; например, она зарабатывает себе на жизнь, занимаясь проституцией, и парфюм – один из ее инструментов]. Если же существует только опасение искушения [скажем женщина использует парфюм в небольшом количестве чисто из гигиенических побуждений, для устранения неприятного запаха пота, который может появиться в течение рабочего дня], то [использование духов] нежелательно (макрух)[12]. Если вероятность искушения (соблазна) велика, то это запрещено, но не является большим грехом, как это очевидно из смысла хадиса»[13].

Из комментария великого ученого-богослова следует: если женщина использует парфюмерию, предполагая, что запах, вероятнее всего, не дойдет до других, посторонних ей людей (в ярко выраженной форме), то нет в этом греха, так как причина запрета – соблазн, искушение – отсутствует.

Сподвижницы использовали благовония

Важно отметить, что в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) есть указание на то, что сподвижницы использовали благовония. Предполагается, что имеются в виду случаи, когда аромат не был вызывающе вульгарным и соблазнительным, не был шлейфом, распространяющимся вокруг женщины и тянущимся за нею, что часто можно наблюдать в реалиях последних столетий. Благовония для сподвижниц несли собою аромат чистоты, опрятности и подразумевали удаление неприятных запахов пота.

От ‘Аиши передается: «Когда мы [женщины] отправлялись в Мекку с посланником Аллаха (да благословит его Всевышний и приветствует), то перевязывали лбы [головы] повязками [впитывавшими пот и препятствовавшими его постоянному стеканию по лицу], умащенными мускусом[14] во время ихрама [специального ритуального состояния во время паломничества[15]]. Когда какая-либо из нас потела, этот мускус стекал на ее лицо, и посланник Аллаха, видя это, не запрещал нам»[16]. Женщины во времена пророка Мухаммада пользовались благовонными маслами, и он не запрещал им этого. Запрет, упомянутый в хадисах ранее, относится к случаям целенаправленного обращения на себя внимания со стороны противоположного пола. Замечу: касается он как мужчин, так и женщин.

Имам ат-Тирмизи привел по обсуждаемой теме такой хадис: «Благовоние мужчин – то, что имеет очевидный запах, но цветом неприметно. Благовоние женщин – то, что имеет очевидный цвет, но неприметно (незаметно) запахом»[17]. Хадис не указывает на ограниченность мужского или женского парфюма именно этими характеристиками. К тому же в домашних условиях женщина особенно пользуется именно тем, что испускает приятный для домочадцев аромат. Это же касается и мужа. Также считаю затруднительным практику данного хадиса (отсутствие или наличие только цвета или запаха) в современных реалиях парфюмерной индустрии.

Итак, запрет касается как мужчин, так и женщин, если несет смысл не гигиенической чистоты и аромата, а именно намеренного обращения на себя внимания приятными ароматами, соблазнения противоположного пола, не являющихся мужем или женой для данного человека.

Также прошу не забывать один из главных хадисов мусульманского богословия: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»[18].

Женская парфюмерия и посещение мечети

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды, обращаясь к женщинам, сказал: «Если какая-либо из вас пожелает присутствовать в мечети, то [перед выходом из дома] пусть не умащается благовонием»[19].

Также он сказал: «Если какая-либо из вас [женщин] собирается [в мечеть] на пятую обязательную молитву[-намаз], то пусть не умащается благовонием в эту ночь»[20]. Имеется в виду не вся ночь, а то время, когда женщина отправляется в мечеть. Вернувшись домой, она, конечно же, пользуется парфюмом и придающими приятный аромат средствами по своему усмотрению[21].

И есть еще такой достоверный хадис: «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни (мечети)! Но пусть выходят они [отправляясь в мечеть], не используя благовоний [то есть не привлекая своей излишней женственностью и ее проявлениями внимание чужих мужчин]»[22]. Супруга известного сподвижника-ученого Ибн Мус‘уда говорила: «Если какая-либо из вас [женщин] отправляется в мечеть, тогда пусть не пользуется благовониями»[23].

Написано мною при участии выпускника шариатского факультета Международной исламской академии «аль-Азхар» Ильяса Ганиева.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Отмечу, что призыв «опускать взоры и оберегать плоть» в равной степени касается как женщин, так и мужчин. В Коране Господь миров говорит: «Скажи верующим мужчинам, чтобы опускали свои взоры [не смотрели с вожделением на представительниц противоположного пола] и берегли свою плоть [не прелюбодействовали]. Это чище (лучше и благонравнее) для них. Поистине, Аллах (Бог, Господь) в полной мере осведомлен о том, что они делают».

[2] Перед посторонними мужчинами может быть открыто лицо, оголены кисти рук и, по мнению некоторых ученых, ступни ног. Остальная часть тела должна быть по возможности закрыта, в соответствии со стилем, вкусом данной женщины, сферой ее трудовой деятельности, временем года, климатом и т. п.

[3] Важно отметить, что сура «ан-Нур» относится к сурам мединского периода. То есть обращение это направлено не к тем, кто только-только стал верующим в Единого и Вечного, а к тем мусульманам, которые прошли через значительные жизненные испытания и притеснения (в мекканский период, а также в начале мединского), достигнув впоследствии стабильности и непоколебимости вероубеждения и высоких нравов. См., например: Ибн Кайим аль-Джавзия. Мадаридж ас-саликин. Т. 1. С. 184.

[4] У Абу Дауда в тексте хадиса само это слово не упомянуто. Оно упомянуто в других сводах хадисов в конце именно этого хадиса. Например, у ан-Насаи.

[5] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 455, хадис № 4173, «хасан».

[6] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 448, хадис № 2786, «хасан сахих».

[7] См.: ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 524, хадис № 5126, «хасан».

[8] Мухаммад ‘Абдурауф ибн Тадж аль-‘Арифин, более известный как аль-Манави (1543–1622), считается одним из крупнейших богословов своего времени. Родился и умер в Каире. Написал около 80 трудов. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 2002. Т. 6. С. 204.

[9] См.: аль-Манави З. Файд аль-кадир шарх аль-джами‘ ас-сагыр. Египет: Тиджария кубра. Т. 1. С. 276, хадис № 428.

[10] См.: аль-Манави З. Файд аль-кадир шарх аль-джами‘ ас-сагыр. Т. 3. С. 147, пояснение к хадису № 2971.

[11] Ахмад ибн Мухаммад ибн Али ибн Хаджар аль-Хайтами (1504–1567) – богослов-правовед. Родился в Египте, селе Абу Хайтам. Умер в Мекке. Обучался в «аль-Азхаре». Написал много богословских трудов, среди которых книга по шафиитскому фикху «Тухфатуль-мухтадж ли шарх аль-минхадж», а также «Шарх арб‘ин ан-навави», «аз-Заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир» и др. См.: аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мяляин, 2002. Т. 1. С. 234.

[12] При малейшей благонравной, а в данном случае гигиенической необходимости, канонически нежелательное (макрух) перестает быть нежелательным. Таковы каноны.

[13] См.: Ибн Хаджар. Х. Аз-заваджир ‘ан иктираф аль-кябаир [Препятствия к совершению больших грехов]. Дар аль-фикр, 1987. Т. 2. С. 72.

[14] В тексте хадиса использовано слово «аль-миск», то есть мускус.

«Мускус — это сильно пахнущее вещество, вырабатываемое железами некоторых животных или получаемое из некоторых растений. Он очень высоко ценился на Востоке за свой аромат. В доисламскую эпоху простым арабам редко предоставлялась возможность вдохнуть аромат драгоценного и потому недоступного мускуса. Для них мускус был скорее символом роскоши и наслаждения, чем реальным источником удовольствия.

Мускус содержится в мускусном мешке самца кабарги — небольшого, красивого, очень пугливого, безрогого жвачного копытного животного, приспособленного к обитанию в горно-таежных ландшафтах. Мускусный мешок на самом деле представляет собой препуциальную железу самца кабарги, выделяющую сильно пахнущий секрет — мускус, предназначенный для привлечения самки в период течки, причем самка по запаху улавливает присутствие самца кабарги, находящегося в это время на расстоянии нескольких километров от нее.

Заключенный в мешках мускус представляет собой вещество, красноватого цвета, похожее на мед. Со временем оно затвердевает и превращается в круглые или продолговатые черного цвета, с легким жирным блеском зерна величиной от булавочной головки до чечевичного зерна с своеобразным резким, долго не исчезающим запахом и горьким вкусом. Высушенный мускус практически не пахнет, но запах появляется снова при увлажнении вещества. В одной железе взрослого самца кабарги содержится 10–30 г натурального мускуса — одного из самых дорогих продуктов животного происхождения. Самый простой способ получения этого продукта заключался в том, что у убитого самца вырезали железу и сушили. В высушенном виде это средство не теряет своих свойств в течение многих лет. В древности мускус вывозили из Индии, а в более поздние времена и до сих пор — из Китая. В очень небольших количествах мускус добывали от кабарги, водящейся в Алтайских и Саянских горах.

Химический состав мускуса весьма сложен и до сих пор мало изучен. В нем содержатся жирные кислоты, воски, ароматические и стероидные соединения, сложные эфиры холестерина.

В Китае и Индии, а позже — в мусульманских странах арабского Востока, мускус ценили чрезвычайно высоко.

В больших концентрациях специфический запах мускуса довольно резкий и неприятный, но арабские алхимики времен расцвета Халифата, изучая свойства привозимого купцами из Китая и Индии мускуса, обнаружили, что при большом разведении запах становится чувственным и завораживающим. Примерно в это же самое время арабские ученые внесли еще один решающий вклад в развитие современной парфюмерии, возродив к жизни технику перегонки жидких и твердых тел, основательно забытую в Европе. Благодаря этим двум открытиям мускус нашел применение в парфюмерии, где его спиртовой раствор стали использовать для создания популярных на арабском Востоке духов, слава о которых быстро распространилась по всему миру».

См.: Сокольский И. Н. Мускус, источающий аромат блаженства // Растения из Садов Священного Корана. М.: «САД», 2008. С. 130–136.

[15] До вхождения в это ритуальное состояние можно и желательно (сунна) использовать благовоние (человек полностью омывает тело, устраняет все неприятные запахи и натирает тело тем, что ароматно благоухает), но после вхождения в него благовония использовать нельзя. Это касается как мужчин, так и женщин. См.: Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 176 и 177.

[16] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов имама Абу Дауда]. С. 213, хадис № 1830, «сахих».

[17] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 448, хадис № 2787, «сахих»; Мавсу‘а фикхия кувейтия [Мусульманская правовая энциклопедия Кувейта]. В 45 т. Кувейт: Министерство вакфов и исламских дел, 2012. Т. 12. С. 174.

[18] Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 21, хадис № 1.

[19] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443).

[20] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 141–(443).

[21] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 2. Ч. 4. С. 173, пояснение к хадису № 141–(443).

[22] Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 85, хадис № 565, «хасан сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138, хадис № 1037.

[23] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 188, хадис № 142–(443); аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 3. С. 138.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *