чем пахнет в храмах
Ладан и его целебные свойства
И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему;
и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
(Матф.2:11)
И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред [ковчегом] откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
(Исх.30:34-38)
Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях?
Что такое ладан
Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.
История появления ладана
Ладаном торговали еще древние финикийцы. Караваны следовали за ценной смолой по приказам фараонов. Ладан у египтян использовался в языческих обрядах.
Смола ладана добывается в отдаленных регионах Аравийского полуострова, Африки и Индии. На Аравийском полуострове и в Северной Африке ладан ценился на вес золота, поэтому дары волхвов были достаточно ценными. Сбор смолы ладана был и остается по сей день очень трудоемким процессом, поэтому ароматная субстанция ценится так высоко. Человек, добывающий смолу, делает в феврале или в марте надрез на коре дерева, которое произрастает на известняковых скалах в пустыне. Пройдет два или три месяца, пока из разреза будет вытекать сок, а потом затвердевать в виде белых капель, похожих на слезы. Тогда добытчик смолы возвращается к этому же дереву, чтобы собрать кристаллы смолы ладанного дерева. Он также собирает смолу, которая стекала на специально сложенные внизу листья. Затвердевшую смолу можно обрабатывать, чтобы получить эфирное масло ладана. Ее также можно дробить, чтобы использовать в качестве благовония.
В Европе ладан появился в качестве франкского благовония, так как считалось, что его привезли туда франки (союз древнегерманских племен). Он был незаменим в косметических целях и многие натуральные духи до сих пор производят с использованием ладана. Качество ладана можно оценить по его аромату. Знатоки могут определить отборный или обыкновенный ладан перед ними, послушав его аромат.
С одного дерева можно собрать лишь 400 грамм смолы. При этом в год производится несколько тысяч тонн ладана.
Сорта и разновидности ладана
Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски — обыкновенный ладан.
Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии. Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях. Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.
Церковный ладан
Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам. Ветхий Завет содержит подробнейшую инструкцию о том, как использовать ладан. Упоминается ладан и в Песне песней. Там он называется левона и входит в составную часть фимиама, одного из 11 благовоний в храме.
При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.
Ладан готовится в некоторых монастырях. Раньше существовал Софринский ладан. После войны его производили в мастерских Московского Патриархата. Он состоял из смеси сосновой живицы и обыкновенного мела. Сейчас ладан производят в мастерских Свято-Даниловского мужского монастыря. Завозят в Россию и Иерусалимский ладан. Его часто используют на праздничных богослужениях.
Многие верующие задаются вопросом о знаменитом поверье, которое гласит, что запах ладана не нравится злым духам. В Библии нет никаких указаний на то, что у падших духов есть какие-то предпочтения в запахах или органы восприятия, позволяющие им улавливать ароматы. Физический мир не имеет на них воздействия. Если что-то бесам точно не нравится, так это духовные делания, в том числе, молитва. В храме, помимо аромата ладана, существует и искренняя вера людей, их обращение к Богу, все это действительно имеет власть над злыми духами. Сатана пал через гордыню, смирение молящихся отпугивает зло. Не стоит приписывать духовные свойства ладану. Он относится к материальному миру.
Как использовать ладан в домашних условиях
Все хорошо знают, что в храме ладан используют во время богослужений. Можно ли использовать ладан дома? Многие считают, что дом нельзя уподоблять храму и ладан, с правом использовать его — прерогатива Церкви. На самом деле, не будет грехом использовать ладан и дома. Воцерковленному христианину очевидна разница между домом и церковью, между богослужением в храме и келейной молитвой. Ладан — это просто приятный запах. Мифы о том, что в церкви его используют, чтобы отгонять злых духов — не более, чем суеверие.
Поэтому, если человеку для молитвы хочется жечь ладан дома, в этом нет ничего плохого. Если ладан служит молитве, помогает человеку молиться и сосредоточиться на общении с Богом, его можно использовать и дома.
Многие также применяют ладан в медицинских целях. Для этого надо заручиться поддержкой врача.
Эфирное масло ладана хорошо сочетается с апельсиновым, лимонным и другими цитрусовыми маслами. Также оно подходит к маслу бергамота, сосны и сандала. Эфирное масло ладана имеет древесный, сладкий, теплый аромат. Страна происхождения и качество ладана играют большую роль в том, насколько приятным будет аромат ладана и, обладает ли он целебными свойствами.
Ладан не растворяют в эфире, воде и спирте. Такая эмульсия теряет свои полезные свойства.
Чтобы зажечь ладан дома понадобятся кадило или жаровня, угли, свеча и спички. Ладан не горит, поэтому без специального устройства, которое поддерживает достаточно высокую температуру, ничего не получится. В церкви это — кадило, но дома подойдет и обычная жаровня, металлическая пластина или чаша из огнеупорного материала. Под емкостью размещают свечу или лампаду. В емкость помещают раскаленный уголь. Подойдет даже тот уголь, который продают для кальянов. Смола ладана начинает плавиться и источать аромат. Чем меньше температура плавления, тем тоньше и приятнее будет аромат ладана. Перебарщивать с окуриванием помещения ладаном не стоит. Это может оказать не самое лучшее воздействие на организм человека и вызвать головные боли.
Целебные свойства ладана
Масло ладана может применяться и в медицинских целях. Прежде чем рассказать о том, при каких недомоганиях может быть полезен ладан, мы хотели бы отметить, что любые медицинские манипуляции с ладаном следует проводить только с разрешения лечащего врача. Кроме того, важно помнить, что молитва о здравии не заменяет посещения врача. И, если вы чувствуете недомогание, не стоит надеяться исключительно на целебные свойства ладана. Молитва в храме важно, Церковь знает множество случаев, когда люди исцелялись по молитве даже в самых непростых ситуациях. Тем не менее, обязательно нужно обратиться в медицинское учреждение.
До появления современных лекарственных средств ладан часто использовался врачами прошлого. Сложно сказать, насколько эффективны его целебные свойства в каждом отдельном случае, но считается, что:
Для массажных смесей ладан тоже используют: 5 капель на 20 граммов основного масла или крема. Для принятия ароматической ванны достаточно одной пипетки масла.
Если планируется добавить его в уже готовый шампунь, сыворотку или крем, то пропорции обычно таковы: 4 капли эфирного средства на 15-20 граммов базы. Пару капель добавляют в чай или травяной отвар для внутреннего лечения: при астматическом кашле, цистите, гинекологических воспалениях.
Важно: перед тем, как использовать ладан в качестве медицинского средства, следует проконсультироваться с врачом и при серьезных заболеваниях рассчитывать только на ладан не стоит. Эфирное масло ладана не используют во время беременности, не рекомендуют его маленьким детям и людям, склонным к аллергическим реакциям.
Интересные факты о ладане
О значении ароматов в христианском богослужении
Ладан
Ингридиенты для мироварения
Лампадное масло
Восковая свеча
5. Другие ароматы строго не регламентированы. Может, к примеру, добавляться иссоп (hyssopus officinalis) в святую воду для кропления. В праздничных обрядах присутствуют запахи живых цветов (например, на Успение Богородицы), веток деревьев и травы (на Троицу) и т.д.
Иссоп
Христианская культовая система разработана таким образом, что в ней осуществляется воздействие на все органы чувств человека.
Смысловое значение запахов в церкви
Во все времена воздух церкви был специфической красотой служения. Благовония, пройдя путь от Ветхого до Нового Завета, не потеряли своей важнейшей роли в духовной жизни мира.
Как уже отмечалось, запахи церкви – это, в первую очередь, благоухание Святых даров, каждения ладаном, ароматы миро, елея, свечей, ароматизированной воды, живых растений. Некоторые из этих запахов канонизированы, другие нет, однако, даже если в церковном укладе нет однозначных характеристик ароматических веществ, традиция регулирует использование тех или иных пахучих веществ на уровне чувства. Никому не придёт в голову применять сильные резкие запахи, находящиеся в противоречии с другими.
Нельзя не отметить в церкви запахи икон. Прикладываясь к иконе, ощущаешь её специфический приятный аромат. Он приятен не только потому, что иконописцы использовали натуральные краски, лучшие породы дерева и льняное масло, покрывающее всё пространство иконы. Запах иконы приятен, поскольку она приближена к литургическому ритуалу и благовониям. Икона не только источает благоухание. Икона вдыхает воздух церкви вместе с верующими. Икона живёт. Кажется, вместе с нами – преходящими и плотскими – стоят и наши дары, принесённые Богу. Эти дары принимают благоухания, тем самым создавая всеобщее единение. Благоухания икон приглашают человека освятить свою жизнь, начать жить с начала.
«Когда мы ощущаем запах, мы осуществляем наиболее непосредственный контакт с окружающим миром. – пишет американский одоролог Р.Райт, – более прямую связь с окружающей средой трудно даже вообразить».
«Рядом с обонятельным мозгом находится лимбическая система, отвечающая за наши эмоции. Поэтому все запахи эмоционально окрашены, все вызывают у нас те или иные эмоциональные переживания, приятные или же неприятные, «безразличных» запахов не существует. Именно запахи быстрее всего пробуждают память, и не логическую, а именно эмоциональную» [Рязанцев С. В мире запахов и звуков. – М., 1977. – С.195].
Смысл каждения в символике Богослужения
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т.е. нашей жизни)«.
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению, как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Собственно об этом говорит канонический текст Литургии. В завершении проскомидии есть слова: «Кадило тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже прием в Пренебесный Твой жертвенник, возниспосли нам Благодать Пресвятого твоего Духа».
Из фотоальбома священника Константина Пархоменко
Есть другие смысловые оттенки каждения. Например, каждение во время чтения Апостола «установлено в знак благоговения перед наступающим чтением Евангелия и указывает на то, что через проповедь евангельскую благодать Святого Духа, разлившись во все концы мира, облагоухала сердца людей и обратила их к Жизни Вечной».
Или в молитве освящения благовонного зелия сказано: «домы их всякого благовония исполни, во еже бытии сим и всем вою хранящим я, и кадящим ими в соблюдение и избаву от всех вражеских прилогов», – т.е. акцентируется значение кадильного дыма как средства борьбы с нечистью.
Исключительно важно каждение в символике Литургии. По мысли Н.Гоголя: «. как и в жизни домашней всех древних восточных народов предлагались всякому гостю при входе омовения и благовония. Обычай этот перешёл целиком на пиршество небесное – на Тайную вечерю, носящую имя литургии, в которой так чудно соединились служение Богу вместе с дружеским угощением всех. «. Можно процитировать также слова из проповеди папы Иоанна Павла II за коптской литургией «кадильной молитвы» : «поднимающиеся волны кадильного дыма, точно дух человеческий, возносится к небу, дух, вырывающийся из повседневности, в чаянии познать смысл своего существования и слиться с Богом. Волны фимиама, безостановочно уносящиеся в небу, увлекают за собой нашу молитву Богу, исходящую из самой глубины сердца. Фимиам сопровождает воздеяние рук к небу, выражающее наше жажданье Бога и одновременно призывающее Его призреть на людей и вещи, желания и устремления».
Свмч. Серафим Звездинский рассуждает о запахах в ещё более возвышенном ключе, рассматривая саму Литургию как образ Божественного аромата: «…женщины, следовавшие за Христом – Мария Магдалина, Саломия и другие – после погребения Христа Спасителя, приготовили ароматы, чтобы на следующий день помазать Пречистое Тело Господа. Други мои, возлюбленные мои, паства моя, эти ароматы сохранились до наших дней, благоухание их мы обоняем, утешительную силу их мы испытываем; эти ароматы – Божественная, тайная, великая, чудная, прекрасная, исцеляющая, оживляющая, драгоценнейшая, святейшая Литургия. Вот, какие ароматы подарили нам первые последователи Господа… Если бы не было этого дара, мы погибли бы в этом мире, полном нечистот и всякой скверны, мы заживо загнили бы в нём, задохнулись бы в злосмрадии».
Повторяющиеся малые и великие каждения начинаются в Святая святых – алтаре церкви. Поднимаясь под купол, смешиваясь во время утреннего чтения псалмов с лучами восходящего солнца, а на вечерней службе скользя мимо лампадок и горящих свечей, благоухающий дым кадила превращает церковь в образ потерянного Рая земного. Рай потерян, но благоухание напоминает о небесном.
Действительно, христианское Богослужение пропитано благоуханиями. Как пишет о. П. Флоренский: «Запахи пронизывают весь организм, он плавает в них, они протекают и струятся сквозь него, как через натянутую кисею, течение воздуха и духовное качество запаха бывает тогда бесспорно и явно. И от этих «обыкновенных» запахов, вроде, например, мяты, ладана, розы и так далее, – прямой переход к благоуханиям таинственным, в которых их духовность выступает уже для всякого сознания. Таково общеизвестное благоухание святых. «.
Если углубиться в тексты Ветхого Завета, обнаружим, что смысл жертвоприношения в Пятикнижии выглядит именно как создание особого рода запаха. «Приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу» [Исх. 29,41]. «На нём Аарон будет курить благовонным курением» [Исх. 30,7]. «Возьми себе самых лучших благовонных веществ. Это будет миро для священного помазания» [Исх. 30,23-25], – читаем мы в книге «Исход». Это самая сердцевина богослужения. Подобные определения встречаются везде, где речь идёт о жертвоприношении.
Как известно, католики сократили употребление ароматических средств в своём богослужении, а протестанты вообще практически исключили их из своего обихода. Причина этого, надо полагать, в том, что рационализация религии на Западе делает неактуальными формы чувственного воздействия (логика трансформации музыкально-культового канона свидетельствует о том же), а это, в свою очередь, уводит от них внимание и в богословской практике.
В силу того что христианская одорология (наука о запахах) развита слабо, на сегодняшний день нам известны только основные вещества (да и то не в полной мере), которые используются в богослужении. Пока не ясны ни причины отбора именно этих веществ, ни принципы их сочетаемости, ни соотношение с другими каноническими средствами в процессе службы.
Ценность ароматов для Бога и человека
Ценность ароматических средств исключительно велика. Напомним, что волхвы приносят младенцу Иисусу дары, где присутствуют благовония – ладан и смирна – наряду с золотом.
Совершенно очевидно, что аромат несёт в себе для христианина некий сверхфизический смысл.
Библия содержит большой список ароматических веществ, применяемых для всесожжения. Среди них, кроме ладана – ониха, стакти, халван и другие. Очевидно, что это не просто факультативная добавка, которой можно пренебречь.
Для кого предназначены эти ароматы: для Бога или для человека? Вопрос не праздный. Если субстанция огня или кадильный дым преобразуются в духовную силу и могут быть поняты как преобразование в физический план Божественной силы, то запах как таковой интерпретировать подобным образом сложнее.
Таким образом, аромат, видимо, следует понимать как свидетельство, в равной степени осуществляемое и для Господа, и для предстоящих перед Ним людей, подобно и огню, и кадильному дыму.
О непереносимости запаха Церкви
Присутствующие при разговоре женщины разного возраста сочувственно кивают, и лишь одна, прихожанка известного в городе монастырского подворья, торжественно произносит, глядя куда-то в сторону с явным чувством превосходства: «Ей на отчитку надо! Известно ведь, кто ладану боится!»
Почему люди, считающие себя православными, иногда плохо переносят запах благовоний, бывает, даже падают в обморок? Вероятно, причины нужно искать в следующем:
1. Интенсивность духовного воздействия атмосферы Церкви такова, что без привычки (а в обморок падают чаще всего люди, редко бывающие в Церкви) человеку, особенно чувствительному, бывает трудно выдержать его физически.
2. Человек может не осознавать, но его душевный строй, определяемый страстями, может находиться в таком противоречии с ценностной системой Церкви, что возникает конфликт, а открыв себя церковному воздействию, человек получает дисгармонию, которая внешне проявляется как реакция на запах.
По мере духовного развития человека в направлении церковных ценностей эта реакция исчезает.
Материал подготовлен на основе книги Андрей Лесовиченко, прот. Себастьян Ликан «Запахи христианского богослужения»
Церковные благовония. Как использовать
В храмах используют следующие виды благовоний:
Елей — масло (обычно оливковое) для помазания во время Таинства Соборования.
Миро — ароматичествое масло с добавлением душистых трав.
Мирра (смирна) — застывшая смола коры дерева семейства Бурзеровые.
Ладан — застывшая смола дерева Босвеллия.
Про ладан есть отдельная статья Как выбрать и разжечь ладан. В этой статье речь пойдет об ароматических маслах.
Поделиться статьей с друзьями:
Виды церковных масел
Все ароматы из церковной лавки обладают приятным стойким, но ненавязчивым запахом. Ароматы настолько гармоничные, что не только не отвлекают от важных мыслей, но и не нарушают чужое личное пространство.
Есть ароматы с цветочными названиями, будто производители напоминают нам о многообразии нашей флоры: «Ландыш», «Гардения», «Липовый цвет». Существуют ароматы с названиями святых мест: «Византия», «Афон», «Иерусалим». В названиях масел упоминаются и церковные праздники «Троицкое», «Рождественское», «Пасхальное». Есть запахи и с «фантазийными» названиями такими, как «Райский букет» и пр.
Иерей Евгений Ступицкий:
«Православие относится с пониманием к использованию духов. Всё зависит от того, с какой целью вы будете использовать этот парфюм. Одно дело, для соблазнения и привлечения очередной особи противоположного пола, другое дело, чтобы источая тонкий аромат, быть приятной для любимого супруга. И в этом и есть ваш выбор: стать объектом соблазна, используя духи, или нет. Стать противницей Богу, или быть с Ним вместе. »
«Липовый цвет» источает медовый запах липы;
«Ландыш» — обладает типичным запахом майского ландыша. Он очень похож на знаменитые духи «Ландыш серебристый» фабрики Новая Заря;
«Земляника» пахнет душистыми лесными ягодами;
«Византия» укутывает в теплый ладанный дым;
«Алтайское» масло с травянисто-бальзамным акцентом;
у «Хвои» древесно-смолистый аромат.
Применение
Как духи на кожу
Если используют благовоние в качестве духов, то наносят его на «точки пульса» — за ушами, шея, запястья. Следует помнить,что масло освящено и поэтому его нельзя использовать для мирских целей.
На одежду благовония наносить не рекомендуется, дабы не оставить на ней пятен, которые вы вряд ли сможете отстирать. И на ткани масло скорее всего не будет благоухать — ему нужно «чувствовать» кожу, чтобы раскрыть свой аромат.
Благо священослужители относятся к ароматам на прихожанах терпимо.
Протоиерей Вячеслав Брегеда:
«В Священном Писании сказано, «суббота для человека, а не человек для субботы». Так и правила для человека, а не человек для правил. Что касается духов, то здесь не стоит зацикливаться, на том, что это такой страшный грех. Даже в Священном Писании написано, «что если постимся —то не казались постящимися, наоборот умажь свое тело», чтобы не было ощущения, что ты в таком унынии. То есть, даже Священное Писание, говорит о том, что человек должен следить за своей внешностью, выглядеть хорошо и красиво, не быть каким-то зацикленным. »
В лампадное масло или на иконы
В церковных лавках свечницы упоминают также такой метод, как окропление этим благоуханным маслом икон, а также добавлением его к лампадному маслу для ароматизации помещений.
Как выбрать и разжечь лампаду читатйте в статье Лампада для дома.
С молитвой на больные места
Воцерковленные старушки рекомендуют смазывать больные места с обязательным благоговением и молитвой.
Некоторые бабушки добавляют масло в святую воду, но скорее всего так поступать не рекомендуется, так как масло хоть и натуральное, это все же не лекарство для приема внутрь.
В качестве елея
Елеем называют оливковое масло, а сейчас и любое растительное, которое используют в православном церковном обиходе. Священослужители им помазывают прихожан церкви на утреннем и вечернем богослужении.
Возможно применение церковных благовоний дома во время молитвы, чтобы подготовить свои мысли и чувства для обращения к Богу. Если церковное масло использовать в качестве елея, то наносить его на тело нужно крестообразно с благоговением и молитвой (предпочтительно: «Отче наш. »). Масло нужно наносить обязательно чистыми руками или с использование ватной палочки.
Некоторые рекомендуют купить в аптеке специальную стеклянную палочку, которая в обиходе применима для мазей и линиментов.
В аромалампах
Многие используют масла в аромолампах для создания дома аромата «уюта и тепла».
Архимандрит Алипий (Светличный):
«Церковь не узурпировала право на владение определенными запахами. Люди могут зажигать лампадки, воскуривать благовония и в своем доме, чтобы всей семьей настроиться на молитву, ведь семья — это малая Церковь. А если кто-то из парфюмеров использует в своих произведениях запахи ладана и другие ароматы, которые мы слышим в Церкви, то в этом нет ничего плохого. Не сами запахи наделены сакральным смыслом, а то, в каких условиях и для чего их используют. »
Аромолампа — это глиняный или керамический сосуд с чашей — аромакуритильницей и с углублением под ней для свечи. В чашу наливают воду, в которую добавляют несколько капель ароматического масла. Благовоние не следует использовать без воды, так как масло элементарно может загореться под воздействием открытого огня.
Свечу используют бытовую парафиновую или стеариновую. Потом такую оплавившуюся свечу удалить не так-то просто, но можно предварительно смазать «окошко» для свечи вазелином и, когда свеча расстает и затвердеет, легко её убрать.
Аромалампу можно подобрать в нашем магазине.
Часто в магазинах бытовой химии можно встретить так называемые «чайные свечи». Это небольшие плоские парафиновые свечи в алюминиевой гильзе. При выборе таких свечей следует помнить о том, что они бывают с добавлением искусственных ароматизатов. Такие свечи нам не подходят. Они не только испортят наш аромат, но и могут вызвать головную боль.
В автомобиле
Существуют также подвесные ароматизаторы для салона автомобиля. Водители считают, что благовония уберегут их от опасности на дороге и прочих непредвиденных ситуаций.
Кроме того, есть специальные ароматы, которые помогают сконцентрировать внимание (лимон, мята, базилик, эвкалипт, тимьян), прогнать усталость (розмарин, лимон), снять излишнюю нервозность (мята). От такой напасти, как укачивание может спасти мята, имбирь, лаванда и грейпфрут.
В нашем магазине продаются церковные благовония из России и Греции. В составе только натрульные компоненты. Благовония освящены.
Благовония для использования вместо духов:
Для нанесения на больные места с молитвой:
Для добавления в лампаду или аромалампу: