чем отсыпать дорогу чтобы не было грязи
Отсыпка дорог — чем засыпать грунтовую дорогу?
Грунтовые дороги – это реальность большинства сел, деревень и даже небольших городков российской глубинки. В летний период при отсутствии затяжных дождей такое покрытие позволяет вполне комфортно доехать из пункта «А» в пункт «Б».
Однако ранней весной и осенью большинство грунтовых дорог превращается в болото, даря яркие ощущения любителям бездорожья и ставя в тупик большинство владельцев легковых авто.
Единственный способ обустроить грунтовую дорогу для круглогодичного использования – купить щебень дешево и равномерно распределить сыпучий материал по всей площади проезжей части. Заказывать щебень для таких целей следует только в крупнофракционном виде с размером камушков от 40 до 70 мм.
Лучше всего выбирать гравийный щебень, т.к. гранитная отсыпка выльется в круглую сумму, а известковая — менее долговечна.
Часто для экономии грунтовые дороги засыпаются битым кирпичом, а также асфальтовой или бетонной крошкой. Использование таких материалов хоть и удешевляет покрытие, но не дает гарантии качества при его постоянной эксплуатации. Более того, острые части битого кирпича могут порезать колеса на проезжающих авто, что совершенно недопустимо.
Песок и щебень – спасение от весенней распутицы
Грамотное строительство надежной грунтовой дороги следует выполнять следующим образом:
Еще одним вариантом дорожного покрытия является песчано-гравийная смесь (ПГС). Встретить такие дороги сегодня можно практически в любом коттеджном поселке. Основное преимущество покрытия из ПГС – простота и высокая скорость строительства.
Ну а лучшее решение для грунтовой дороги – послойная отсыпка песком и щебнем. В этом случае, покрытие получает естественный дренаж, обладает повышенной прочностью и долговечностью. Подходит для движения как для легкового, так и для грузового транспорта.
Доставка щебня до места рассыпки
Щебень с доставкой по низкой цене – это возможность в кратчайшие сроки получить качественный материал для обустройства любой грунтовой дороги. Современные самосвалы и полуприцепы способны перевозить от 12 до 40 м3 сыпучего материала на 1 единице техники.
При доставке щебня автотранспортом один грузовик сможет перевезти:
Прежде чем заказывать щебень, следует учесть текущее состояние грунтовой дороги. Сам самосвал весит от 12 тонн + каждый кубометр щебня – около 1.5 тонн.
Чтобы не застрять на подъезде к месту разгрузки, выбирайте надежный маршрут с проверенным дорожным покрытием.
Чем завалить грязь на дороге
песок
песок с щебнем
просто щебень (можно пролить цементным молочком)
асфальтовая крошка (мжно пролить битумом / можно и не проливать она может спечся со временем)
прокопать вдоль дороги канаву иначе будете сыпать в вашу яму бесконечно )
Это дорога Ваша личная или общественная?
Если Ваша личная, то посмотрите в сторону «газонных решеток».
Ко всему прочему если сыпать в колею кроме вреда ничего не будет. По хорошей грязи Вы с этой щебенки сползете и будете брюхом скрести не по мягкой земле, а по камням. Так что выровнять, поднять, прокопать канаву и после только щебенку.
go написал :
По хорошей грязи Вы с этой щебенки сползете
откуда на щебенке возьмется «хорошая грязь»??
ну если только слой щебенки будет 2 см 🙂
ну а если слой 10-15 см то грязи там не будет и не куда ни кто не сползет
можно сначала машину камней (отвала), а сверху уже щебень или отсев. так у себя делал, несколько лет и грязи нет и не размывает
Imorsh написал :
откуда на щебенке возьмется «хорошая грязь»??
ну я просто сомневаюсь что
Dardanell написал :
на дороге в саду
у автора такой экстрим 🙂
Imorsh написал :
у автора такой экстрим 🙂
Судя по первому письму у него машина ОДНА, но зато какая!? 🙂
igor3522 совершенно прав.
2go
Знаете, как строили БАМ?
Ж/д насыпь на вечной мерзлоте. Должна не тонуть, не проваливаться.
Сначала насыпается слой «чемоданов»- больших валунов. Размером с комод и большой чемодан.
Затем насыпается скальная порода- камни поменьше, размером с голову. Далее идет слой камня размером с кулак, а затем щебень.
Насыпь получается высотой метров семь, но зато может лежать на любом болоте.
Если уложить в колею крупные камни (лучше плоские- плашмя, хорошенько их утоптать-утопить; камни можно заменить тротуарной плиткой, бетонными плитами, кусками асфальта, даже бревнышками), затем отсыпать поверх крупным щебнем, а потом щебнем поменьше- проблема будет решена. И никто никуда не соскользнет.
Весь вопрос просто в распределении давления на почву. Плоский камень распределяет его на бОльшую площадь. А верхние слои щебня этому помогают.
А если просто щебень будет лежать- ну каждый камушек давит и тонет. В итоге колея остается.
Грунтовка: как построить дорогу самостоятельно
О двух пресловутых российских проблемах слышали многие. И если с одной из них бороться практически бесполезно, то вторую, касающуюся отсутствия дорог, можно вполне решить и самостоятельно. Это весьма актуально в сравнительно небольших масштабах, имеющих отношение к собственному загородному участку и прилегающей к нему территории.
В данной статье мы рассмотрим способы, позволяющие, приложив определенные усилия, позволит укрепить дорогу, сделать своими руками подъездные пути к загородному участку.
Габариты грунтовой дороги
Ширина грунтовой дороги общего пользования должна быть достаточной для того, чтобы на ней могли одновременно разъехаться два транспортных средства. В идеале она должна составлять 4…5 метров. Если дорога будет вести непосредственно к воротам вашей дачи, а пользоваться ею будете только вы, для такой дачной дорожки тогда достаточно будет и 2-х метров в ширину.
Как построить дорогу своими руками: экономичный вариант на основе щебня и шлака
Для того, чтобы избавиться от грязи и слякоти, подъездные пути достаточно застелить щебнем, гравием, шлаком или асфальтной крошкой. По опыту многочисленных строителей вариант этот довольно практичен, особенно если грамотно его реализовать.
Вот, что пишет о подобном методе обустройства грунтовой дороги один из пользователей нашего форума.
Мой опыт строительства дороги без использования нанотехнологий. 30-40 метров до участка лежало реально через болотину, которая просыхала минимум к июлю.
Как делалась моя дорога до участка своими руками:
Итого, примерно, 16 т.р. Дорога получилась не хуже, чем в городе. Срок наблюдения – 4 года. Изменений не замечено. Разве только небольшая колея от тяжелой техники и неровности от неравномерного распределения асфальта.
Но это частный случай. Для создания дешевой грунтовой дороги своими руками давно существует надежная и проверенная временем технология, и в большинстве случаев будет правильно применять именно ее.
Строительство такой дороги производится в определенной последовательности. В первую очередь, с поверхности почвы снимается плодородный (растительный) слой толщиной 25-30 см. Это делается с помощью грейдера или другой специализированной дорожно-строительной техники.
В результате получается своеобразное корыто, дно которого должно быть выполнено в виде двухскатного профиля. Это делается для стека дождевой воды с проезжей части в небольшие кюветы, образовавшиеся по краям будущей дороги.
Дно профилированного «корыта» можно утрамбовать грунтовым катком, после чего на его поверхности следует создать песчаную подушку. Она призвана улучшить дренажные качества будущей дороги. Толщина песчаного слоя должна составлять 15–20 см. Песок следует утрамбовать и поверх него настелить слой щебня. В качестве верхнего покрытия можно также использовать гравий, шлак или асфальтную крошку. Толщина верхнего слоя должна быть в пределах 20-ти сантиметров – посередине дороги и около 10-ти см – по ее краям.
Как укрепить дорогу на даче
После осуществления перечисленных мероприятий грунтовую дорогу к своему загородному участку можно считать готовой. Осталось только утрамбовать ее поверхность катком или, на крайний случай, грузовым транспортом, который использовался для подвоза гравия. Подобный вариант грунтового покрытия хоть и является сравнительно надежным, его долговечность может быть поставлена под сомнение (особенно при интенсивных условиях эксплуатации) и вскоре потребует ремонта. Вот, что говорит по этому поводу наш форумчанин.
Щебень фракция 40-70 10 см после весны ушел в грунт, наблюдаю второй сезон. С вторичным щебнем примерно то же самое. Машина не вязнет, но и душа уже не радуется, пешком грязно.
На FORUMHOUSE вы узнаете, как сделать ремонт грунтовой дороги своими руками, и кто должен платить за это в дачном поселке.
Вывод: для того, чтобы насыпные покрытия со временем не расползались, а их слои были четко разделены между собой, правильно использовать более совершенные, но и более дорогостоящие технологии. Они требуют применения таких материалов, как геотекстиль, геосетка или объемная георешетка.
Как правильно построить грунтовую дорогу – применяем геотекстиль
Геотекстиль (доронит) – это специальное синтетическое полотно, применяемое в дорожном строительстве для разделения насыпных слоев. Оно обладает высокой прочностью и беспрепятственно пропускает влагу. Если в основании будущей дороги лежит твердый и устойчивый грунт, то при ее строительстве можно обойтись использованием геотекстиля и насыпных материалов, перечисленных в предыдущей главе. Геотекстиль стелется на чистый и утрамбованный грунт, после чего покрывается слоем песка и гравия (вместо гравия можно использовать щебень, шлак или асфальтную крошку). Это позволяет избежать смешивания нижнего грунта с насыпными слоями. В результате гравий не будет перемешиваться с грязью, а дорога гарантированно прослужит вам несколько лет без особого ремонта. По ней можно будет легко проехать как в сухую, так и в дождливую погоду.
Иногда при использовании геотекстиля строители исключают песок из конструкции дорожного полотна. Но практика показывает, что лучше с ним, чем без него.
Грунтовая дорога на основе геосетки
Геосетка – это плоский армирующий материал, имеющий ячеистую структуру. В его основе используются современные композиты, способные выдерживать высокие продольные и поперечные нагрузки. Геосетка эффективно распределяет горизонтальные внешние усилия, препятствуя расползанию насыпных материалов, входящих в состав автомобильных дорог.
Геосетку рекомендуется применять в комплекте с геотекстилем. Такой подход поможет избежать проникновения верхних слоев дорожного покрытия в грунт основания и укрепить щебеночный (гравийный) слой.
Совместное применение геосетки с геотекстилем позволяет полностью исключить слой песка из конструкции грунтовой дороги. Но 10 см песка между геотекстилем и геосеткой помогут снизить нагрузку на доронит и уж точно не навредят дорожному покрытию. Правильная последовательность дорожного строительства в данном случае будет следующей:
При снятии плодородного слоя в этом случае не стоит слишком углубляться. Достаточно будет 15-20 см. Слой щебня тоже не будет превышать 10-ти см.
Некоторые люди при строительстве проселочной дороги на основе геосетки, пытаясь сэкономить, избегают использования геотекстиля, ограничиваясь использованием песка. И вот что по этому поводу думают наши форумчане.
Строительство дороги с использованием георешетки
Георешетка – это трехмерная композитная структура, выполненная в форме сот. На сегодняшний день она является наиболее перспективной конструкцией, обеспечивающей объемное армирование дорожного грунта. И если вы хотите, чтобы по вашей дороге могли без опасений ездить не только легковые автомобили, но и небольшие грузовики, при ее строительстве нужно использовать прочную георешетку.
Самой оптимальной технологией строительства грунтовой дороги с использованием данного материала является укладка геотекстиля на утрамбованный грунт с последующей установкой георешетки поверх доронита. Большинство производителей рекомендует сразу засыпать решетку щебнем (или аналогичными материалами). Слой щебня нужно сделать чуть выше решетки. Если высота решетки равна 5-ти см, то толщина щебня должна быть примерно 7 см и так далее. Это, как мы уже сказали, рекомендация производителей. Но наши форумчане с готовностью доработали бы данную конструкцию. Так, пользователь Zack75 считает, что для личных потребностей можно сначала геотекстиль покрыть песком, а уже сверху на эти материалы уложить решетку.
Да, эту мысль вполне можно взять себе на заметку. И даже без песка вы сможете получить весьма прочное и долговечное дорожное покрытие.
Если вы хотите получить практические рекомендации относительно самостоятельного строительства грунтовой дороги, а также взять себе на заметку уже существующие наработки наших пользователей, тогда советуем вам посетить тему на форуме, касающуюся строительства и укрепления грунтовой дороги. А принять участие в обсуждении самых популярных дорожных вопросов можно в теме «Земля и имущество общего пользования»
Дорога из вторичного щебня
Дороги из вторичного щебня, как правило, прокладывают либо к временным местам обитания. либо это второстепенные дороги с небольшой проходимостью. Такие дороги тянут к местам добычи полезных ископаемых, рудникам, нефтяным вышкам, к труднодоступным территориям.
Такие дорожные покрытия не целесообразно сооружать из дорогостоящих материалов, им есть применение в городах, на междугородних магистралях.
В случаях, когда речь идет о временных дорогах, необходимо выбрать подходящий недорогой материал, которые мы рассмотрим ниже.
Для второстепенных временных дорожных покрытий целесообразно использовать вторичные строительные материалы:
Вторичные материалы имеют хуже физические свойства без потери прочности, но выигрывают в цене.
Вторичный строительный щебень уже давно определяется как отдельная группа бюджетных строительных материалов. Крупные строительные холдинги и предприятия после сноса зданий, помещений не избавляются от битого строительного мусора. Такие отходы перерабатываются самостоятельно, дробятся. очищаются и снова отправляются в работу. Заказчикам не всегда же нужны новые дорогие материалы, поэтому спрос на вторичный щебень довольно высок.
Асфальтовая крошка
После снятия асфальта с отслужившего дорожного полотна, ее дробят и пускают снова в дело. Наличие в составе смол и битума способствует хорошему сцеплению с остальными ингредиентами дорожного полотна. Является достойной альтернативой вторичному щебню. Такое покрытие довольно комфортное для пешеходов и автомобилей, прослужит относительно долго.
Бетонные плиты
Если грамотно подойти к укладке дорожных бетонных плит, можно соорудить дорогу не хуже, чем из дорогостоящих новых материалов. В принципе, такое покрытие будет почти как капитальная дорожная магистраль.
В данном варианте существуют два важных нюанса – нужен кран для укладки бетонных плит и их стоимость. Стоимость такой дороги за квадратный метр в 3 – 5 раз выше, чем дорога из переработанных материалов, щебня. Учитывая, что необходимо построить временную дорогу, такой вариант не всегда уместен.
Кирпичный бой
Бой кирпича образуется при разборке старых зданий, которые как правило, разбивают механическим молотом. Кирпичный брак получают при производстве кирпича, который затем продают с большой скидкой. Полученный материал используют в разных целях, один из которых – ремонт или отсыпка дорог, особенно это актуально для дачных загородных дорог, с ямами и грязью в непогоду. Перед отсыпкой временной дороги, бой кирпича желательно дробить специальными механизмами, чтобы размер осколков был примерно одинаков.
В чем преимущество такого материала? Кирпич имеет в своем составе глину, которая прекрасно впитывает влагу. В почве дробленый битый кирпич прекрасно схватывается с мокрым грунтом, в нем не застаивается вода, поверхность шероховатая, на которой не будет скольжения колесами машин. Приоритет имеет бой силикатного белого кирпича, он более устойчив к различным разрушениям. Слой битого кирпича должен быть заранее предусмотрен, в разных случаях он может быть разным. Если это подъезд к строительной площадке, где будут двигаться тяжелые грузовые машины, то и толщина отсыпки из боя кирпича должна быть соответственно. Если речь идет о дачном участке, где будут ездить легковые автомобили, то и толщина дробленого кирпича может быть меньше.
После отсыпки рабочей поверхности битым кирпичем его необходимо укатать либо катком либо тяжелыми машинами.
Бетонный бой
Железобетонные отходы после разрушения различных зданий имеют большие размеры, непригодные к использованию ввиду своих габаритов. Их в дальнейшем дробят специальными механизмами, для достижения относительно одинаковых размеров. Часто они перемешаны со строительным мусором, кирпичом, землей. Поэтому, без дополнительной очистки он не пригоден к пользованию, цена такого бетонного боя невысока.
Рецикл боя бетона заключается в его переработке, очистке, дроблении на однородную фракцию и дальнейшую реализацию. Проще говоря – материалам дают вторую жизнь, второй шанс послужить людям. Конечным продуктом является бетонный щебень, который имеет высокие характеристики по прочности и гигроскопичности. Дробленый бетон можно использовать для дальнейшей укладке на него асфальта.
Бетонный щебень не изготавливается из керамзитоблоков, пенобетонов, шлакоблоков – такой материал крошится, не выдерживает высоких нагрузок.
Вторичный щебень
Данное определение имеет в виду набор определенных строительных материалов, бывших в употреблении, это кирпичная крошка, бетонный бой, отходы щебня, асфальта.Такой набор часто является оптимальным вариантом при небольшом бюджете для временной дороги.
Места применения
Вторичный переработанный щебень имеет целый ряд мест, где его успешно применяют:
Дорога из вторичных материалов
Временная дорога из дешевого вторичного щебня делается по отработанной схеме:
При условии, что по временному дорожному полотну не будет ездить тяжелый грузовой транспорт, процедуру укладки можно упростить. Также такую дорогу не обязательно трамбовать катком, можно поездить по ней обычными самосвалами.
Если это дачная дорога, для легковых автомобилей, можно использовать среднюю и мелкую фракцию вторичного щебня.
Выбор фракции вторичного щебня
Если дорога ведет к строительным объектам, по ней будут двигаться тяжелые грузовые автомобили, без крупной фракции 40 – 70 мм не обойтись. Такой щебень обязательно надо уложить в виде первого слоя на основание, сверху притрамбовать, расклинить более мелкой – 10 – 20, 5 – 10 мм фракцией. Иначе, будет колея, в ней жижа – вода и грязь, где будет буксовать техника. Хорошие результаты показывает укладка асфальтовой крошки поверх щебня. она заполняет все пустоты, придавая дороге статус монолитной. При возможности, дорожное полотно желательно сделать двускатной, это позволит воде скатываться в стороны, не скапливаясь непосредственно на дороге.
Если необходимо обустроить дачные пешеходные тропинки, здесь можно воспользоваться самой мелкой фракцией 5 – 10 мм вторичного строительного материала.
При обустройстве временной дороги из переработанной асфальтовой крошки, при трамбовке вся масса уплотняется и объем материала уменьшается примерно в два раза.
Недостатки вторичного щебня
Низкие, по сравнению с новыми гранитными материалами, показатели прочности. Низкая морозоустойчивость, поэтому, щебень не разрешается использовать на дорогах с повышенной нагрузкой. Но цена вторичного щебня в различных вариантах, с лихвой перекрывает данные недостатки – отсюда повседневный спрос на вторичный щебень.
Органические и неорганические отсыпки: от мощения дорожек и отмосток до декорирования цветников
Применение в ландшафте отсыпок — органической мульчи, колотых или окатанных мелких камней, песка и пр. — буквально преображает приусадебный участок. Использовать их можно очень широко — от мощения дорожек и патио до декорирования цветников. Там, где особенно востребована аккуратность, без них не обойтись
У мульчирования (а именно так называется применение отсыпок любого рода) существует давняя история, свои традиции и законы. О полезных свойствах мульчи знает каждый садовод: она помогает почти полностью истребить сорняки; защищает почву от ночных заморозков в весенне-осенний период и от глубокого промерзания зимой (например, в укрытых ореховой скорлупой местах это будет 10–15 см, а в не укрытых — 20–25 см и более); препятствует перегреву, пересыханию и слеживанию поверхностных слоев земли. Кроме того, некоторые отсыпки способны послужить для почвы источником необходимых веществ (допустим, хвоя может, где надо, повысить ее кислотность), создать барьер для вредителей и стимулировать размножение полезных микроорганизмов.
Принципы использования отсыпок существенно меняются со временем. Их трансформацию подстегивает как появление инновационных материалов, так и рождение новых стилей. И если, скажем, в формальных садах (французский, итальянский, мавританский стили) старательно стремились избавиться от сорняков, мульчируя большие территории, то в садах naturgarden, напротив, приветствуют вторжение диких растений и применяют отсыпки совершенно в ином контексте и в ограниченном количестве — например, для привнесения цвета в палитру сада.
Все мульчирующие материалы делят на органические и неорганические.
Цветные декоративные отсыпки — неизменный атрибут оформления альпийских горок, рокариев, «сухих ручьев» в японских садах. С помощью насыпных каменных «мозаик», орнаментов и панно можно эксклюзивно украсить зону фонтанов, водяных каскадов, берега миниатюрных искусственных прудов
Органические отсыпки
К ним относятся широко используемые щепа и кора деревьев, опавшая хвоя, шишки, скорлупа кедровых орехов, лесной и болотный мох. Сюда же причисляют торф, сено, солому и перепревшие листья, но разница состоит в том, что их применяют уже не с декоративной целью, а сугубо для скорлупа кедровых орехов пользы дела — как удобрение, одновременно удерживающее в почве влагу и избавляющее от роста сорняков.
Органические отсыпки — настоящая находка для тех, кто хочет сэкономить, формируя вместе с тем красивый и ухоженный сад. Окорье, технологическая щепа, торф, скорлупа, сфагнум — все эти материалы либо недороги сами по себе, либо являются производственными отходами разных отраслей промышленности, что тоже делает их достаточно дешевыми. А хвойный опад, еловые, сосновые или кедровые шишки при возможности вообще легко набрать самостоятельно во время прогулок по лесу, причем в любых количествах.
Едва ли не самый популярный вариант мульчи — кора сибирской сосны и лиственницы, так сказать, побочный продукт деревообрабатывающих предприятий. В процессе заготовки материал подвергается высокотемпературному воздействию, благодаря чему не содержит вредителей, микробов, посторонних примесей. Особенно хорошо применять кору для отсыпки всех хвойных, вересковых, рододендронов, папоротников. Кора гниет долго и может не терять своих декоративных свойств в течение двух-трех лет. Иногда ее окрашивают, используя для этого только натуральные пигменты.
Щепу (опилки, стружку) получают из стволов и пней деревьев. Как и кору, ее можно окрашивать с помощью органических красителей (цветовая палитра — от желтого до черного), хотя и сама по себе она весьма декоративна. Это экологически чистый материал, изготовленный чаще всего из лиственных пород древесины. Если в вашем арсенале садовой техники есть измельчитель растительных отходов, то щепу для мульчи можно изготовить самостоятельно из веток деревьев, срезанных при прореживании крон.
Мульчу из коры и щепы насыпают слоем 5–10 см вокруг растений, оставляя свободным небольшое расстояние до стеблей для циркуляции воздуха. Предварительно следует удалить сорняки и разрыхлить землю. Если будет использоваться прослойка из геотекстиля, то тогда нужно снять дерн, выбрать верхний слой грунта (на глубину 10 см для цветников, 20–25 см — для деревьев и 15–20 см для кустарников) и заделать в рыхлую почву дна комплексные удобрения. Затем площадку выравнивают, слегка утрамбовывают, настилают геотекстиль и укладывают мульчу. По границе отсыпки рекомендуется установить невысокий, но сплошной бордюр — так она не будет распространяться за пределы приствольного круга или миксбордера и постепенно замусоривать газон.
Если участок солнечный, слой мульчи может быть достаточно толстым, а вот в тех местах, где всегда сохраняется тень, отсыпку лучше делать потоньше — иначе под ней будет надолго застаиваться вода и корни растений начнут подгнивать
Отличная мульча получается из скорлупы кедровых орехов. Такая отсыпка способствует развитию полезной микрофлоры в корневой системе растений, предотвращает эрозию почвы, обладает хорошей влаго- и воздухопроницаемостью. Поскольку в состав скорлупы входят такие вещества, как лигнин, фитонциды, флавоноиды, она долго не подвергается гниению и разложению и сохраняет свою декоративность на протяжении пяти лет, нужно лишь время от времени подсыпать свежую порцию материала, а по весне аккуратно разрыхлять по поверхности граблями.
В цветниках скорлупой покрывают все пространство между растениями. Под кустарниками и деревьями снимают дерн (в радиусе не менее 50 и 80–100 см соответственно), почву перекапывают на глубину 20–30 см, немного уплотняют и засыпают мульчу слоем от 7 до 15 см. После этого, чтобы ее не разметало ветром, скорлупу надо пролить водой и слегка притоптать.
Весной, при уборке участка после зимы, декоративные отсыпки следует подновить: их слегка рыхлят, разравнивают и при необходимости добавляют свежую порцию материала. В первую очередь этого требует органическая мульча, так как за три-четыре года ее нижние слои перегнивают, и она проседает
Недостаток скорлупы состоит в том, что это отличный корм для грызунов, птиц, который будет привлекать их к посадкам. Декоративные свойства отсыпок органического происхождения часто заставляют забыть об осторожности их применения, а между тем все они так или иначе меняют свойства грунтов. Например, торф, хвоя, сосновые и особенно еловые шишки влияют на агрохимические характеристики почвы — как говорят агротехники, закисляют ее. Поэтому мульчировать ими можно лишь те растения, которым повышенная кислотность только на пользу, — в частности, это любые хвойники, вересковые, рододендроны, гортензия, голубика, — либо использовать их в сочетании с опавшей листвой, сеном, золой. Кроме того, вместе с хвойным опадом и шишками можно занести на участок грибковые заболевания (ржавчину, корневую гниль и др.), и они легко перекинутся с мульчи на садовые культуры. Защитить от этого поможет предварительная обработка мульчирующего материала фунгицидными препаратами.
Из скорлупы, древесной коры и щепы можно не только сделать декоративную отсыпку на клумбах, грядках и приствольных кругах, но и создать мягкое покрытие на площадках для отдыха и тропках-дорожках в глубине сада. Процесс этот не особенно трудоемкий. Нужно снять 10–15 см верхнего слоя грунта, хорошо уплотнить основание и засыпать его мульчей. Если влажность почвы здесь высокая, лучше сначала устроить дренаж в виде гравийной подушки толщиной 5–10 см, а уже поверх нее выполнить отсыпку.
Свойства и примерная цена различных органических отсыпок