чем отпугивают птиц в аэропортах
Пушки, шары, ястребы и легавые. Как московские аэропорты борются с птицами
Авиакомпании давно жалуются на орнитологическую обстановку в российских аэропортах. Столкновения с птицами в российских аэропортах происходят гораздо чаще, чем в европейских или в США. Так, по данным Росавиации, в России в 2017 г. на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.
15 августа при вылете из «Жуковского» самолет Airbus 321 «Уральских авиалиний» столкнулся со стаей чаек, которые забили оба двигатели, что привело к их отключению. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин, которым днем позже президент присвоил звания Героев России, посадили самолет с неработающими двигателями на кукурузное поле.
Это происшествие в очередной раз обратило внимание на орнитологическую проблему. «Ситуация в московских аэропортах лучше, а вот многие региональные аэропорты ведут эту работу для галочки», – говорит гендиректор авиакомпании Utair Андрей Мартиросов.
Чем опасны столкновения самолетов с птицами
«В большинстве случаев это не приводит к повреждению самолета. Но даже в этих случаях дальнейшие полеты судна возможны только после того, как сертифицированный специалист даст соответствующее заключение. А так как во многих аэропортах нет таких специалистов даже для самых распространенных моделей – Boeing 737 и Airbus 320, то самолет надолго выбивается из графика. Крупная птица может привести к серьезной вмятине в фюзеляже и повреждению крыла – это требует дорогостоящего ремонта. Если же птица попадает в двигатель, это может привести к его разрушению и остановке, что и произошло с лайнером «Уральских авиалиний», – объясняет топ-менеджер российской авиакомпании.
Наука отпугивания
«Орнитологическая служба «Домодедово» контролирует популяции птиц на территории аэродрома и в радиусе 15 км от него, несколько раз в день орнитолог осматривает всю площадь аэродрома и при необходимости спугивает птиц звуковыми эффектами. По периметру установлено стационарное оборудование для отпугивания», – рассказал представитель аэропорта.
Авиакомпании давно жалуются на стаи птиц в аэропортах
«Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево» для отпугивания птиц используют несколько видов оборудования: пропановые пушки (за счет газа издает хлопки, которые слышны на расстоянии до 1 км), биоакустические установки (имитируют тревожные крики разных видов птиц, предупреждающие об опасности) и акустические установки, имитирующие звуки выстрелов.
Широко используют московские аэропорты и простые технические средства: зеркальные шары с глазами хищных птиц, имитации хищных птиц, блестящие ленты, пугала, говорит представитель «Внуково». «Шереметьево» использует в том числе 129 зеркальных шаров, специально доработанных по требованию аэропорта, говорит представитель «Шереметьево». В арсенале «Шереметьево» 41 противоприсадочная сеть и 900 противоприсадочных шипов – они не позволяет птицам садиться в пределах аэродрома, крепятся шипы также на зданиях и сооружениях аэропорта. На летном поле устанавливаются ловушки для ворон и голубей, для контроля за хищными птицами используются телеметрическое оборудование и датчики слежения, говорит представитель «Внуково».
Также используются подземные установки для отпугивания грызунов, которые служат пищей для пернатых, трава в окрестностях аэродрома скашивается до созревания семян, выявляются и засыпаются локальные понижения грунта, в которых может скапливаться вода, рассказывает представитель «Шереметьево». Дело в том, что даже крошечные водоемы и лужи могут привлечь водоплавающих птиц и ворон для водопоя, объясняет сотрудник крупной авиакомпании.
В СССР аэропорты для сокращения популяций птиц повсеместно использовали охотничьих ястребов. «Домодедово» и «Внуково» используют ястребов-тетеревятников и сейчас. «Внуково» также использует легавых охотничьих собак для поиска гнезд куропаток, перепелов, коростелей, вальдшнепов и бекасов. Ведется подсчет количества птиц и анализ их перелетов, говорит представитель аэропорта.
«По правилам, методы отпугивания нужно время от времени менять, так как непрерывное и слишком частое применение любого отпугивающего средства со временем снижает его эффективность из-за привыкания птиц», – говорит представитель «Внуково».
«Отпугивание птиц – это комплексная системная работа, по сути, подотрасль науки орнитологии. Просто разогнать птиц с аэродрома недостаточно. Методы отпугивания постоянно совершенствуются. Поэтому чисто формальное соблюдение требований по орнитологическому обеспечению – установка чучел и отпугивателей – может и не срабатывать из-за привыкания птиц», – говорит Мартиросов.
Против свалок нет приема
Важный фактор риска – свалки, на которые сами аэропорты повлиять не могут. Но при этом аэропорты отвечают за орнитологическое обеспечение полетов. Поэтому они обязаны через правоохранительные органы добиваться закрытия свалок, говорит топ-менеджер российской авиакомпании. А так как незаконные свалки существуют благодаря коррупции и попустительству чиновников или силовиков, добиться результата очень сложно.
Свалки привлекают чаек и ворон, хотя вороны как самые умные птицы реже всего попадают под самолеты, говорит сотрудник крупной авиакомпании.
«Предположение о том, что причиной жесткой посадки самолета вблизи аэропорта «Жуковский» стали окрестные свалки, на которых обитают чайки, ошибочно. Ближайший к месту посадки полигон – «Сафоново», он расположен в 14 км. Полигон закрыт в 2012 г., отходы туда не завозятся много лет, кормовой базы для птиц нет. Полигон укрыт грунтами и безопасен», – заявил «Ведомостям» сразу после инцидента с самолетом «Уральских авиалиний» министр экологии и природопользования Московской области Дмитрий Куракин.
Но уже вечером 15 августа Росприроднадзор сообщил, что в 2 км от «Жуковского» есть несанкционированная свалка. Компания «Вымпел К» несколько раз штрафовалась за создание свалки, но штрафы не платила, а свалка продолжает существовать, сообщило ведомство.
«По авиационным правилам, нельзя размещать объекты выбросов и размещения отходов, животноводческие фермы, скотобойни и т. п. ближе чем в 30 км от аэродрома в полосах воздушных подходов и ближе 15 км вне полос», – напоминает научный руководитель АНО «Равноправие» Наталья Соколова. Но по факту в 15-километровой зоне от московских аэропортов и военных аэродромов Московской области размещают отходы, зачастую на несанкционированных свалках, добавляет она.
В каких аэропортах птицы чаще всего попадают в самолеты
2017 и 2018 гг. были рекордными по количеству столкновений с птицами в России – 1036 и 1021 случай соответственно, по данным Росавиации. В первом полугодии 2019 г. столкновений было уже 556 – на 20% больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
В 2017 г. больше всего столкновений с птицами было в крупнейших российских аэропортах «Шереметьево» и «Домодедово» (126 и 66). Следом идут «Пулково» и «Внуково» (59 и 46). Но если соотнести количество столкновений с частотой полетов, то хуже всего ситуация обстояла в аэропортах Абакана, Астрахани, Минеральных Вод, Махачкалы.
А самыми безопасными с точки зрения столкновений с птицами из крупных аэропортов в 2017 г. были аэропорты Красноярска (шесть случаев), Сочи и Новосибирска (по семь).
Как аэропорты защищают самолеты от столкновений с птицами
Птицы представляют серьезную угрозу для воздушных судов, как во время полета, так и на взлетно-посадочной полосе. К сожалению, столкновение с пернатыми не редкость в гражданской авиации, а ежегодный ущерб мировых авиакомпаний от подобных происшествий, по оценкам экспертов, составляет более 1 миллиарда долларов в год.
Существует даже специальное направление в науке — авиационная орнитология, которая изучает закономерности столкновения авиалайнеров с птицами, а также биологические и технологические способы борьбы с подобными происшествиями. Согласно российскому и международному законодательству, за безопасность воздушных судов отвечают специальные службы аэропортов.
Для отпугивания птиц используют биоакустические установки, которые размещают по периметру аэропортов. Подобные установки воспроизводят голоса нескольких видов птиц и обеспечивают защиту территории в радиусе 220 метров.
На вооружении аэропортов также состоят пиротехнические средства. Это всевозможные хлопушки, отпугивающие птиц резкими звуками, но не причиняющие им вреда. А в периоды наибольшей активности пернатых самолеты в пределах взлетно-посадочной полосы перемещаются с включенными фарами, для дополнительного обеспечения безопасности.
Интересно, что, помимо технических средств, отпугивать неразумных пернатых помогают хищные птицы. Например, в число сотрудников «Домодедово» и «Внуково» входят специально обученные соколы и ястребы. Такая же практика существует и в аэропорту Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Нью-Йорка, Антверпена, а также во многих других городах по всему миру.
А в аэропорту Амстердама и некоторых других населенных пунктов птиц отпугивает беспилотник в образе хищной птицы, который патрулирует воздушную гавань круглосуточно.
За рубежом популярным помощником в борьбе с подобными авариями являются специально обученные собаки, например, породы бордер-колли. Сотрудники аэропорта с собаками постоянно патрулируют территорию, отгоняя пернатых, что имеет высокую эффективность. Так, благодаря служебным собакам, военный аэродром в штате Делавэр (США) почти в два раза сократил расходы на ремонт техники и оборудования, пострадавшего в результате столкновения с птицами.
Одним из обязательных условий по сокращению числа случаев столкновения с птицами является удаление свалок на значительное расстояние от аэропортов, так как места хранения отходов — это, как правило, кормовая база для птиц.
Такое разнообразие способов борьбы с пернатыми связано с тем, что ни один из них не дает 100% эффективности. Несмотря на принимаемые меры, количество столкновений с птицами ежегодно возрастает, вслед за увеличением мировых объемов авиаперевозок.
Angry birds: как аэропорты борются с птицами
И почему не всегда успешно?
Экстренная посадка самолета «Уральских авиалиний» на кукурузное поле остается в центре внимания. Пилоты получили звания Героев России, авиакомпания объявила о компенсациях пассажирам. Однако проблема попадания птиц в двигатели повисла в воздухе. Обсуждаются самые разные варианты борьбы с этим явлением, но эксперты HotLine.travel считают, что 100 %-ной гарантии не даст ни один из известных способов.
Виноват ли Жуковский?
По мнению президента Союза адвокатов России, представителя потерпевших в авиакатастрофах Игоря Трунова, причина происшествия – отсутствие в аэропорту Жуковский орнитологической службы, которая отгоняла бы от взлетно-посадочной полосы птиц. Об этом он заявил 19 августа на пресс-конференции в Национальной службе новостей. Юрист считает, что аэропорт просто экономит на орнитологической защите.
Как сообщили в пресс-службе аэропорта Жуковский сразу после инцидента, служба орнитологической защиты находится в ведении Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова. Поэтому говорить о ее полном отсутствии не приходится. На защиту Жуковского встал и Минтранс. По словам замминистра транспорта, курирующего авиационную отрасль, Александра Юрчика, аэродром Лётно-исследовательского института имени М.М. Громова выполняет все требования орнитологической защиты. «У нас ни в одном аэропорту нет уровня ниже, чем требует ICAO (Международная организация гражданской авиации). Есть более жесткие требования, но ниже – нигде нет», – отметил чиновник.
Не чаще, чем у других
И всё же сразу в нескольких публикациях, последовавших после случившегося, был сделан ряд резонансных и где-то шокирующих выводов. Один из них – столкновения с птицами в России происходят гораздо чаще, чем в других странах. Об этом написали «Русская служба BBC», Forbes, «Ведомости», «Новости.Mail.ru» и ряд других известных федеральных изданий. Главным ньюсмейкером на эту тему стал Андрей Мартиросов, гендиректор авиакомпании Utair. По его словам, случаи попадания пернатых в самолеты (birdstrike) в России происходят как минимум в 10 раз чаще, чем в Европе, хотя там птиц даже больше, потому что «экология лучше».
В качестве доказательства приводится статистика Росавиации за 2017 год: в России на каждые 100 000 взлетов и посадок случалось 3,7 столкновения с птицами, в США – 1,5.
Также, по данным Федерального агентства воздушного транспорта, количество подобных инцидентов с 2015 года только растет.
Впрочем, утверждение, что Россия в числе рекордсменов, довольно спорно. «Я не думаю, что в нашей стране орнитологическая обстановка в аэропортах в разы отличается от других стран с аналогичными климатическими и биологическими условиями. Приемы борьбы одни и те же. К нам летают не только наши, но и зарубежные авиакомпании, поэтому российские воздушные гавани проверяют инспекторы различных международных ассоциаций гражданской авиации. И они получают положительные оценки. То есть никаких опасений не возникает», – комментирует HotLine.travel главный редактор avia.ru Роман Гусаров.
Если посмотреть новости по поисковому слово bird на сайте авиационных происшествий по всему миру avherald.com за последние два месяца, видно, что в российских аэропортах столкновения с птицами происходят не чаще, чем в других.
Как отмечают специалисты, вероятность столкновения с птицами возможна на абсолютно любом аэродроме, просто на одном эти риски будут выше, на другом – ниже. И они тем выше, чем выше качество среды обитания и чем обильнее кормовая база.
Поэтому многие так рьяно заговорили об экологической проблеме, а именно о свалках возле взлетно-посадочных полос, водоемах, где питаются птицы. В частности, об озере Глушица, расположенном всего в 800 м от Жуковского.
«Количество чаек, которые гнездятся здесь, может привести к авиакатастрофам», – еще в мае 2017 года предупреждала Елена Гришина, член Комиссии по экологии, природопользованию и сохранению лесов Общественной палаты Московской области, заместитель председателя Общественного совета Росприроднадзора.
Эту проблему уже нужно решать не силами аэропортов, а городским властям. «Закатать в асфальт всю территорию вокруг аэродрома на десятки километров, чтобы птицы там не кормились и не селились, невозможно», – считает автор поста на эту тему в профессиональной группе в Фейсбуке «Спроси пилота» Игорь Дмитриев. Впрочем, полигоны бытовых отходов, по его словам, не единственный X-фактор. Сюда же можно отнести наличие естественных или искусственных мест укрытий и гнездования (леса, высокая трава, кустарники, строения и т. п.), состав почвы, влияющий на наличие кормовой базы, наличие вблизи водоемов, не говоря уж о сельхозугодьях на прилегающих территориях.
Как аэропорты борются с птицами?
История борьбы началась с самого зарождения авиации, когда 7 сентября 1908 года птица угодила в летательный аппарат конструкции братьев Райт. Тогда всё закончилось благополучно, но уже через четыре года появились и первые жертвы. Пилот аэроплана погиб в катастрофе из-за попадания птицы в тросы системы управления. И, что примечательно в свете последних событий, той птицей тоже была чайка. Так что, у чаек с самолетами уже тогда как-то не сложилось.
Сейчас в каждом аэропорте есть специальная орнитологическая служба, разработана своя программа по предотвращению столкновений с птицами. Для их отпугивания применяются пропановые пушки, имитирующие звуки выстрелов или раскатов грома; всевозможные электронные воспроизводители птичьих криков об опасности; чучела или силуэты хищников, в том числе имитирующие вид мертвых птиц; различные надувные шары с изображением хищных глаз; зеркальные ленты. Из современных средств используют лазерные проекторы, излучающие красные лучи.
В некоторых странах разрешены к применению химические средства для обработки мест насестов птиц, травяного покрова, стоячих водоемов. Правда, далеко не везде.
Один из действенных способов – это иметь в «штате» хищных птиц. «Все технические ухищрения действуют только на перелетных птиц: они пугаются и улетают. Те же, кто живут рядом с аэропортом, рано или поздно привыкают к громким звукам. Птицы быстро вычисляют, что эти звуки не опасны. Бахнуло, но не видно, чтобы кто-то умер. А когда ничего не происходит и все остаются живы-здоровы после громкого хлопка, птицы расслабляются. Другое дело, если летит ястреб и кого-то ловит. Значит, он охотится здесь каждый день, и лучше держаться от этого места подальше», – цитирует слова Ники Рыжовой-Аленичевой, специалиста по орнитологическому обеспечению в аэропорту Домодедово, издание «Вокруг света».
Без гарантий
Тем не менее ни одно из перечисленных средств не дает 100 %-ной гарантии. Остается уповать только на прочность лайнеров. Как пишут пилоты в своей профессиональной группе в Фейсбуке, давно проводятся испытания на устойчивость современных авиадвигателей к попаданию посторонних предметов, на что производителями тратятся миллионы долларов, достигая приемлемых показателей безопасности: «Но конструкторам нужно еще и достичь высоких лётно-эксплуатационных характеристик, поэтому проектирование двигателя в частности и самолета в целом – это всегда поиск различных компромиссов». Так что, несмотря на прогресс и технологии, полностью устойчивого к попаданию птиц самолета не существует.
Как обезопасить аэропорты от птиц
После жесткой посадки самолета Airbus A321 «Уральских авиалиний» на кукурузное поле в Подмосковье из-за столкновения со стаей чаек орнитологи предложили составлять для каждого аэропорта специальный «цифровой паспорт». В нем будут отмечать численность и виды птиц, обитающих вблизи аэропорта, а также наличие озер, рек и мусорных полигонов в окрестностях. Выясняем, как авиагавани защищаются от пернатых сегодня и что нужно делать для улучшения безопасности полетов.
Каждому аэропорту по базе
Фото: ТАСС/DPA/Arne Dedert
Руководитель отраслевой группы авиационной орнитологии Сергей Рыжов предложил создать индивидуальные цифровые базы данных для каждой авиагавани, где будет содержаться информация, необходимая для их эффективной защиты от пернатых. По словам эксперта, это нужно для того, «чтобы понять особенности и характер опасности, которые создают птицы на конкретном аэродроме».
«Учет многолетних случаев столкновения с птицами, которые происходили на аэродроме и в его районах, вся информация о птицах с течением разных сезонов, времени суток. Перечень всех документов, которые были изданы и реализованы в рамках этого аэропорта», – пояснил специалист Москве 24.
Кроме того, в базе данных, которую смогут использовать сотрудники аэропорта, должно быть указано наличие в округе крупных и мелких рек и озер, морских побережий, характера растительности, урожайность семян, а также прописано, если вокруг аэропортов есть несанкционированные свалки, мусорные полигоны и прочее.
Сейчас на аэродромах используют комплексы биоакустического оборудования, которые имитируют звуки и крики хищных птиц, шумовые установки, отпугивающие птиц имитацией звуков выстрелов, и другие приборы. Также на аэродромах отпугивают с помощью ловчих птиц – соколов и ястребов, рассказывает эксперт.
При этом, по словам Рыжова, использовать конкретное оборудование необходимо только после глубокого анализа пернатых обитателей окрестностей аэропорта.
«Если говорить о чайках, то в Подмосковье обитают целых три вида чаек, которые отличаются по размерам, весу, окраске, деталям поведения. Не понимая, с кем мы боремся, невозможно построить эффективную систему предотвращения столкновений», – подчеркнул собеседник Москвы 24.
Между тем глава комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко поддержала создание в столице центра по обучению хищных птиц борьбе с чайками в аэропортах.
Почему произошел инцидент с Airbus A321?
Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев
Заслуженный пилот России Юрий Сытник пояснил Москве 24, что птиц к аэропорту могло привлечь в том числе желание погреться. «Как правило, птицы всегда в районах аэродромов и скапливаются, потому что там теплая полоса. Они греются на ней, садятся и в темное время суток», – рассказывает он.
«Потом, как правило, недалеко от аэродромов какие-то свалки находятся, отходы туда выбрасываются. Птицы там питаются, поэтому часто бывают столкновения с ними», – пояснил Сытник. В свою очередь, Минприроды РФ уже потребовало проверить все свалки в районе аэропорта в Жуковском.
Зампредседателя правительства Московской области, министр экологии и природопользования региона Дмитрий Куракин рассказал, что самые рисковые зоны около аэродрома были осмотрены. При этом, подмосковные власти не зафиксировали «орнитологической аномалии» в районе аэропорта Жуковский, где аварийно сел самолет.
Он добавил, что в ближайшее время власти Подмосковья ускорят работу по улучшению экологической обстановки на берегах озера Глушица, где ранее была незаконная свалка. Хотя ее закрыли в 2017 году, остатки ее деятельности сохранились, отметил министр.
Территория возле озера Глушица рядом с аэропортом Жуковский в Подмосковье. Фото: Агентство «Москва»/Андрей Никеричев
А заслуженный военный летчик, генерал-майор Владимир Попов сделал предположение, что птицы могли не среагировать на оборудование, которое их отпугивает, так как пернатые довольно быстро привыкают к меняющимся условиям обитания.
«Перед полетами, например, пропускают пожарные машины, которые включают сирену, световой сигнал, пускают струи воды. Это отпугивает птиц или дезорганизует. И они отлетают на какое-то время, допустим, с мест гнездования или вообще уходят на время из района полетов. Но потом к этим техногенным особенностям птицы привыкают. Поэтому приходится все снова повторять и изыскивать новые методы и способы обеспечения орнитологической безопасности», – добавил Попов.
По словам руководителя отраслевой группы авиационной орнитологии Сергея Рыжова, также важно соблюдать рекомендации, чтобы птицы не привыкали к этим отпугивающим средствам.
При этом в летно-исследовательском институте имени Громова, который отвечает за систему отпугивания птиц в аэропорту «Жуковский», сообщили, что все оборудование находилось в рабочем состоянии. В том числе взлетно-посадочная полоса перед вылетом самолета «Уральских авиалиний» была осмотрена на предмет отсутствия птиц.
Орнитолог, кандидат биологических наук Виктор Зубакин считает, что чайки могли столкнуться с самолетом во время «кочевки к югу».
«Вполне возможно, что это залетевшие к нам на пути миграции северные птицы. Они сейчас собираются в стаи и могут в таких местах отдыхать. Взлетная полоса – это ровное и открытое пространство, где они могут сесть. Птицы слышат самолет, начинают взлетать, но скорость у самолета велика, они не успевают взлететь и улететь в сторону», – пояснил эксперт.
А пилот, который также в своей практике имел опыт столкновения самолета с чайками, заслуженный работник транспорта России Альфред Малиновский рассказал телеканалу Москва 24, что чайки из-за человеческого воздействия поменяли ареал своего обитания.
При этом эксперт Сергей Рыжов считает, что авария с птицами не могла произойти из-за климатических изменений. «Мне приходилось слышать мнение зарубежных коллег, что из-за изменения климата начинает расти численность пернатых, которые представляют угрозу для полетов самолетов, но, я думаю, что об этом говорить рано», – пояснил Рыжов Москве 24.
«Такой защиты нет и быть не может. Как может какая-то защита располагаться прямо перед двигателем? Воздухозаборник нельзя перекрывать, все самолеты в мире так летают», – считает собеседник Москвы 24.
«С ястребом Сильвой мы уже пять лет»: как работают авиационные орнитологи
Птица, попавшая в турбину самолета, — страшный сон пилотов и пассажиров. «Афиша Daily» записала монолог Ники Рыжовой, чья работа — отпугивать в округе аэропорта Домодедово чаек, голубей и прочих пернатых вместе с ястребом Сильвой.
Ника Рыжова-Аленичева
32 года, авиационный орнитолог в аэропорту Домодедово
С чего началось: слеток ворона, птенец ястреба и охотники
«Я занимаюсь птицами больше 15 лет. Хотя по образованию я экономист, биологический факультет так и не закончила. Первая птица — дальневосточная большеклювая ворона — попала ко мне случайно из «Уголка дедушки Дурова». Ее выкупила одна организация для съемок, а потом не знала, куда деть, и отдала в зооуголок школы, где я училась и подрабатывала лаборантом после занятий. Ворона была в ужасном состоянии — лысая, синенькая, с кривыми хромыми ногами, да еще летать не умела. Я решила ее выходить, хотя не знала как. Интернета у меня тогда не было, но я смогла найти людей из Клуба любителей певчих птиц России. Они рассказали, как правильно содержать ворону и из чего готовить мешанку — это такая специальная каша для насекомоядных птиц.
Через несколько месяцев птичка заблестела, обросла перьями, в общем, стала выглядеть довольной. Но внезапно появилась та самая организация и попросила вернуть ворону — якобы они давали мне ее на время. Птица успела стать мне родной, я вложила в нее душу и понимала, что после очередных съемок ее вернут в таком же ужасном состоянии. Я тогда очень сильно расстроилась.
Мой учитель биологии, видя, как я переживаю, обратился к знакомым. Вскоре один из них рассказал, что в зоопарк принесли осиротевшего слетка-ворона (слетками называют выпавших из гнезд птенцов. — Прим. ред.), которого надо пристроить в надежные руки. Так у меня появилась первая личная птица — ворон Тилль. Сначала он жил в школьной лаборатории, потом переехал ко мне в квартиру.
Уже в сентябре я приняла участие в соревнованиях сокольников, на которых мой Тилль поймал фазана и получил диплом как единственный ловчий ворон. Тогда мой ястреб еще не был готов к подобным мероприятиям, но в начале зимы он успешно охотился. На соревнованиях охотников я познакомилась со многими специалистами по птицам — не только из Москвы, но и из других городов и стран. Там же я встретила сотрудников орнитологического отдела аэропорта Домодедово. Примерно через полгода по их рекомендации меня пригласили в аэропорт на собеседование.
О работе в аэропорту: кряковые утки и тупые когти
Я специалист по обеспечению орнитологической безопасности полетов в Домодедово уже одиннадцать лет. Моя основная задача — отпугивать самолетоопасных птиц с территории аэропорта. А также предупреждать их появление, выявлять и ликвидировать места их скоплений. Самолетоопасные птицы делятся на три группы: небольшого (например, скворцы, стрижи, дрозды), среднего (такие как голубь и галка) и крупного размеров (среди них — цапля, гусь, серебристая чайка).
Орнитологическая служба появилась в Домодедово еще в начале 1980-х годов, но ловчих птиц начали использовать только в 2002 году. До этого применяли только технические средства: пиротехнику, биоакустические установки с записями тревожных криков птиц, стартовые пистолеты, отпугивающие яркие шары на водоемах. Этими способами пользуются до сих пор, но пока нет оборудования, которое могло бы полностью заменить орнитолога и ястреба. Птицы быстро ко всему привыкают и перестают бояться — только не к хищникам.
По международным стандартам зона ответственности орнитологов — 150 метров от поверхности земли на взлете и 60 метров на посадке. Но на 150 метрах ястребы не могут отпугивать птиц, а петардные ракеты поднимаются не выше 50 метров. Сетями небо не закроешь. На земле же мы осматриваем территорию в радиусе 15 километров от аэропорта: фермы, поля, водоемы, свалки и другие места, привлекающие птиц.
Орнитологи работают по двенадцать часов в день, посменно — два через два — и только в дневное время. Первое, что я делаю, приходя на работу, — просматриваю служебную почту и журналы с информацией о местах скоплений птиц, их количестве и передвижениях во время предыдущей смены. Мне важно понимать, что происходило, пока меня не было. Затем вместе с коллегами (в смене работают по два-три орнитолога плюс водитель) мы объезжаем территорию аэропорта на служебной машине. По всему периметру расставлены биоакустические установки и пропановые пушки, имитирующие звук ружейных выстрелов: его боятся многие птицы. Мы проверяем, в каком они состоянии, и при необходимости меняем аккумуляторы, пропан. Если есть необходимость, подаем заявку на ремонт оборудования.
Также, объезжая территорию, смотрим, где скопления птиц. Сейчас из‑за начала сельскохозяйственных работ на полях собираются чайки. Во время сезонов охоты тоже много птиц, особенно куропаток и кряковых уток. Если нам не удается спугнуть пернатых техническими средствами — петардами или стартовым пистолетом, — берем ловчую птицу. Но обычно утром в этом нет необходимости, и с ястребом мы выходим по графику — осматриваем места, где чаще всего собираются куропатки, водоплавающие и околоводные птицы.
Где‑то около часа дня я отправляюсь с ястребом в место потенциального скопления птиц. Все наши ястребы проходят обучение и хорошо знают территорию. Они могут либо просто прогнать птиц, погнавшись за ними, либо поймать. При этом пойманные птицы чаще всего остаются в живых — у наших ястребов тупые когти, так как они постоянно бегают по арматуре и бетонным покрытиям. Но это не значит, что у них можно просто забрать добычу. Если человек-напарник не делится мясом, ястреб не видит причин оставаться с ним и улетает. Ведь его ничто не держит, кроме знания о том, что за пойманную добычу он получит удобно разделанные кусочки на перчатке сокольника.
Я всегда беру с собой разделанную перепелку — их аэропорт закупает для патрульных птиц каждый месяц — и предлагаю ее ястребу вместо добычи. Моя птица уже привыкла к этому и даже знает, сколько у меня с собой маленьких и больших кусочков мяса. Если я забуду дать ей последний, у нее сразу начнется истерика. Так что считать ястребы умеют.
Пойманных птиц мы отпускаем вдали от аэропорта. Куропаток целыми стаями отправляем в заказники, питомники и охотничьи хозяйства на разведение. Если же куропаток закололи когтями, мы забираем их себе в пищу.
Помимо отпугивания орнитологи также занимаются осмотром попавших в самолеты птиц. Определяют их породу, составляют акт и направляют его в государственную инспекцию. На самом деле птицы часто попадают в самолеты — в турбину, фюзеляж, крыло, шасси и двигатели. В месяц у нас десятки таких случаев. Как правило, это не наносит машине особого вреда. А самые частые повреждения — гнутые лопатки двигателей. Правда, птицы после таких встреч не выживают.
Часто спрашивают, может ли ловчая птица попасть под самолет. В принципе, такое может произойти с любой птицей. Но мы учитываем расписание взлетов и посадок и выбираем подходящий момент (при необходимости взлетно-посадочную полосу могут закрыть на время проведения работ). А также не отпускаем ястребов в непосредственной близости от рулящих, садящихся или взлетающих самолетов.
Кстати, именно из соображений безопасности сейчас у нас работают только ястребы — соколы тоже отлично отпугивают птиц, но им для охоты надо подняться на значительную высоту. Ястреб же атакует с руки, старается лететь низко, чтобы слиться с ландшафтом.
О птицах-сотрудниках: упрямые самки и драный капюшон
Ястребов-тетеревятников мы берем из питомников. Сейчас в штате их пять, два из которых постоянно в работе, а три — в резерве. Причем все самки. Так случайно получилось. У хищных птиц самки всегда крупнее и тяжелее самцов, а потому выглядят более устрашающе. Еще они ленивые, потому что привыкли, что добычу им и птенцам приносит самец. На самом деле самки ястребов умеют охотиться, но предпочитают отбирать пищу у самцов. В крайнем случае в зимнюю бескормицу могут даже съесть подвернувшегося под лапы самца — каннибализм у ястребов в порядке вещей. И хотя самки упрямые, у них есть значительный плюс — ум.
У каждого сокольника своя птица, которую он обучает в течение месяца. Бывает, что они не срабатываются. Например, у меня был сокол-балобан со сложным характером, который мне не подошел. Работать было некомфортно, и я отдала его обратно в питомник. С ястребом Сильвой мы вместе уже пять лет. Хотя у нее очень сволочной и стервозный характер — не признает никого, кроме меня. Видимо, считает, что я такая же птица, как она, только без крыльев, а потому все должна делать для нее. Так, когда Сильва не находит добычу и устает ждать приглашения на обед, она незаметно подлетает ко мне сзади и бьет лапами по голове. Капюшон моей зимней куртки уже давно разодран.
Методы дрессировки и охоты с ловчими птицами практически не изменились со времен древних египтян. Судя по археологическим раскопкам, амуниция раньше была точно такой же, как сейчас. Разве что начали использовать другие материалы. Плюс появилась система радиослежения — специальный передатчик вешается на хвост или лапу птицы и позволяет отслеживать ее перемещения в радиусе около 20 километров.
Для поддержания здоровья хищной птице необходимо движение, хорошо оборудованное место для жизни и правильное питание. Им ни в коем случае нельзя давать мясо из магазина. Никакой курицы, говядины и свинины! Рацион должен быть максимально приближен к естественному, то есть в пищу подойдут только грызуны и птицы — перепела, суточные цыплята, голуби. Мы кормим перепелами — по одному в день для каждой птицы. У дневных хищников есть зоб: они набивают его пищей и расходуют в течение всего дня.
Я умею создавать видимость того, что у нас с Сильвой полное взаимопонимание. Дело в том, что я хорошо знаю природные инстинкты птиц и понимаю что, почему и зачем они делают. У сокольников со временем вырабатывается привычка видеть все раньше птицы — собак, детей, машины, других птиц и неадекватных людей, которые могут дернуть за хвост. Так что этот навык очень помогает, когда приучаешь ястреба к городу и не закрываешь ему глаза клобучком. Правда, я так привыкла следить за ситуацией вокруг, что практически никогда не смотрю в глаза собеседника. Некоторые обижаются. Но я ничего не могу с этим поделать. Зато в отличие от обычных людей, которые на улицах замечают только голубей и ворон, я могу по дороге от дома до метро насчитать около десятка разных видов птиц. Однажды, проходя по оживленной улице со своим филином, я увидела в небе серую цаплю.
Все наши ястребы живут в вольерах, но часто мы забираем их домой. Особенно в первый месяц обучения, чтобы не делать паузы в тренировках. Сильва, несмотря на хорошую подготовку, часто проводит выходные у меня дома, где живут еще несколько птиц: филин, два домовых сыча и мохноногий сыч, тропические лягушки, бородатая агама, гекконы эублефары, 17-летний паук-птицеед и обычный кот. Был период, когда в моей квартире жили восемь сов: просто собрала у себя всех калек и брошенных птенцов. Но потом появился реабилитационный центр под Санкт-Петербургом — и я начала отправлять всех туда».