чем отличаются значение и смысл

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ

Полезное

Смотреть что такое «СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ» в других словарях:

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ — понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи «знак означаемое» в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в… … Новейший философский словарь

СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ — понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи знак означаемое в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической семантике, в… … История Философии: Энциклопедия

Рождество Богородицы: история, смысл и значение праздника — 21 сентября Православная Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы, праздник торжества милости Божией, исполнения самых несбыточных надежд. Бездетный брак горе для любой семьи. Иногда не остается даже надежды вымолить долгожданное дитя. Не … Энциклопедия ньюсмейкеров

СМЫСЛ — внутреннее содержание, значение ч. л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого… … Философская энциклопедия

Смысл — Смысл сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть целое», делает его необходимым в качестве части… … Википедия

Смысл — Смысл ♦ Sens Значение (слова, предложения и т. д.). Иметь смысл – значит желать что то сказать или сделать. Это желание (воление) может быть явным или скрытым, сознательным или неосознанным, оно может даже казаться лишь видимостью желания,… … Философский словарь Спонвиля

ЗНАЧЕНИЕ — СМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи ‘знак означаемое’ в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В… … История Философии: Энциклопедия

СМЫСЛ — и ЗНАЧЕНИЕ понятия, задающие разные формы осуществления основной языковой связи ‘знак означаемое’ в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике (логической семантике), лингвистике и семиотике различно. В логической… … История Философии: Энциклопедия

СМЫСЛ — СМЫСЛ. Фактическое значение высказывания (текста), обусловленное конкретным контекстом и речевой ситуацией. Одно и тоже высказывание в разных ситуациях может иметь различные значения … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Источник

Значение и смысл

До того как перейти к основной теме, следует ввести одно понятие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассуждении.

Рядом с понятием значения в современной психологии применяется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.

Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвистике стали различаться два аспекта понятия значения слова: «референтное» значение, т. е. значение вводящее его в определенную логическую категорию и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1973; Ромметвейт, 1968, 1972; и др.).

В советской психологии различие «значения» и «смысла» было введено несколькими десятилетиями раньше — еще Л. С. Выготским в его классической книге «Мышление и речь», которая впервые была опубликована в 1934 г. и приобрела широкую известность.

Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в процессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавливались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (-ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определенный предмет, но подвергает его анализу, вводит его в систему объективных связей и отношений.

Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной. «Значение» есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом, одинаковая для всех людей, причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых ими предметов, но она обязательно сохраняет неизменное «ядро» — определенный набор связей.

Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином «смысл». Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаем индивидуальное значение слова, выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации. Поэтому если «значение» слова является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл» — это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации.

Обратимся к примеру, иллюстрирующему это положение. Слово «уголь» имеет определенное объективное значение. Это черный предмет древесного происхождения, результат обжига деревьев, имеющий определенный химический состав, в основе которого лежит элемент С (углерод). Однако смысл слова «уголь» может быть совершенно различным для разных людей и в разных ситуациях. Для хозяйки слово «уголь» обозначает то, чем разжигают самовар или что нужно для того, чтобы растопить печь. Для ученого уголь — это предмет изучения, и он выделяет интересующую его сторону этого значения слова — строение угля, его свойства.

Для художника — это инструмент, которым можно сделать эскиз, предварительный набросок картины. А для девушки, которая испачкала белое платье углем, слово «уголь» имеет неприятный смысл: это что-то, что доставило ей в данный момент неприятные переживания.

Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако наряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы имеем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.

Именно поэтому современные психолингвисты с полным основанием считают, что если «референтное значение» является основным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говорящий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.

Взрослый культурный человек располагает обоими аспектами слова: и его значением, и его смыслом. Он твердо знает устоявшееся значение слова и вместе с тем может каждый раз выбирать нужную систему связей из данного значения в соответствии с данной ситуацией. Легко понять, что слово «веревка» для человека, который хочет упаковать покупку, имеет один смысл, а для человека, который попал в яму и хочет выбраться из нее, это средство к спасению. Только при некоторых нарушениях психики, например при шизофрении, резко страдает возможность выбрать смысл, соответствующий ситуации, и если человек, который упал в яму и которому бросили веревку, будет рассуждать о качествах веревки, скажем о том, что «веревка — это вервие простое», и будет резонерствовать вместо того, чтобы действовать, это будет свидетельствовать о явном отклонении его психики от нормы.

Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуальный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, выделение из числа всех связей, стоящих за словом той системы связей, которая актуальна в данный момент.

Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попытаемся проследить, как формируется значение слова в процессе развития ребенка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

5.2. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания

5.2. Смысл и значение. Групповые смыслообразующие контексты и пределы понимания Первой из обозначенных выше проблем, относящихся к проблематике трансляции смыслов, является проблема передачи и понимания смыслов в межличностном общении. Это, по сути, проблема того, как

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Смысл любви

Смысл любви Многое, наверное, можно было бы еще сказать, объясняя, что же такое любовь; однако совершенно очевидно, что истинная любовь требует забвения себя. Поскольку существует великое множество людей, употребляющих слово любовь и претендующих на понимание его

Смысл жизни

Смысл жизни Смысл жизни искали тысячелетия, тысячи людей. Для этого они уходили в леса, горы, пустыни, запирались в монастырские кельи, годами неподвижно сидели перед стеной или как Будда под деревом.Когда отшельники появлялись вновь в обществе людей и им начинали

Смысл жизни

Смысл жизни КанадаГэри Т. Рекер«Истинное счастье – это побочный результат поисков и нахождения смысла и цели в вашей жизни», – говорит почетный профессор на пенсии Гэри Т. Рекер. Он любит творческую работу с английским языком и заинтересован в разгадке вот такой игры

Смысл жизни

Смысл жизни Итак, мы рассмотрели второй уровень структуры личности — ценностно-смысловое измерение ее существования, ее внутренний мир. Источниками и носителями значимых для человека смыслов являются его потребности и личностные ценности, отношения и конструкты. В их

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни

2. Много ли человеку нужно смысла? Смысл в жизни и смысл жизни Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Евангелие от Марка, 8: 36 Мы должны найти два разных смысла: во-первых, смысл нашего собственного существования, во-вторых, смысл мира,

А был ли смысл?

А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то

А был ли смысл?

А был ли смысл? В распространенном ныне подходе к собственной жизни есть забавный момент, можно даже сказать «глюк сознания», а именно подсознательно внедренная зависимость от моделей предсказания. Но если сами модели предсказания являются механизмом мозга, то

СМЫСЛ

СМЫСЛ Может показаться странным, что до сих пор я не часто использовал слово «смысл», хотя его следовало бы признать важнейшим понятием, когда речь идет о потоке, водной логике и восприятии. Причина заключается в том, что прежде я хотел заложить основу для введения понятия

Смысл

Смысл Когда я был в Москве, мне рассказывали, что красная звезда как символ Советской Армии на самом деле возникла вследствие интереса, который Троцкий питал к каббале[18], и происходит от пентаграммы — одного из важных каббалистических знаков. Штаб военного ведомства США

Смысл имеет значение, детали – нет

Смысл имеет значение, детали – нет Почему же лица запоминаются лучше, чем имена людей, которым они принадлежат? Частично ответ на этот вопрос кроется в том, что для человеческой памяти главенствующим является смысл. Долгосрочная память ограничена даже в запоминании

Источник

Значение и смысл

чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл

чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл

чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл

До того как перейти к основной теме, следует ввести одно поня­тие, которое сыграет значительную роль во всем дальнейшем рассу­ждении.

Рядом с понятием значения, в современной психологии приме­няется понятие смысла, которое играет решающую роль для анализа важнейших сторон проблемы языка и сознания.

Для классической лингвистики «значение» и «смысл» были почти синонимами и, как правило, применялись однозначно. Лишь в самое последнее время в зарубежной психологии и психолингвисти­ке стали различаться два аспекта понятия значения слова: «рефе­рентное» значение, т.е. значение, вводящее его в определенную ло­гическую категорию, и «социально-коммуникативное» значение, отражающее его коммуникативные функции (Халлидей, 1970, 1975; Ромметвейт, 1974; и др.).

Под значением мы понимаем объективно сложившуюся в про­цессе истории систему связей, которые стоят за словом. Например, за словом «чернильница» стоит значение, на котором мы останавли­вались выше. Как мы уже говорили, слово «чернильница», которое сложилось в общественной истории, обозначает нечто, имеющее отношение к краске (черн-), к орудийности (-ил-), к вместилищам (- ниц-). Таким образом, это слово не только указывает на определен­ный предмет, но и подвергает его анализу, вводит его в систему объ­ективных связей и отношений.

Значит, одно и то же слово имеет значение, которое объективно сложилось в истории и которое потенциально сохраняется у разных людей, отражая вещи с различной полнотой и глубиной. Однако на­ряду со значением каждое слово имеет смысл, под которым мы име­ем в виду выделение из этого значения слова тех сторон, которые связаны с данной ситуацией и аффективным отношением субъекта.

Именно поэтому современные психолингвисты с полным осно­ванием считают, что если «референтное значение» является основ­ным элементом языка, то «социально-коммуникативное значение» или «смысл» является основной единицей коммуникации (в основе которой лежит восприятие того, что именно хочет сказать говоря­щий и какие мотивы побуждают его к высказыванию) и вместе с тем основным элементом живого, связанного с конкретной аффективной ситуацией использования слова субъектом.

чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл

Итак, в слове наряду со значением, включающим предметную отнесенность и собственно значение, т. е. обобщение, отнесение предмета к известным категориям, имеется всегда и индивидуаль­ный смысл, в основе которого лежит преобразование значений, вы­деление из числа всех связей, стоящих за словом той системы свя­зей, которая актуальна в данный момент.

Обратимся теперь к основной интересующей нас теме и попы­таемся проследить, как формируется значение слова в процессе раз­вития ребенка.

Источник

Значение и смысл

Смотреть что такое «Значение и смысл» в других словарях:

Смысл — Смысл сущность феномена в более широком контексте реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит отношения «часть целое», делает его необходимым в качестве части… … Википедия

СМЫСЛ — СМЫСЛ, смысла, муж. 1. Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл слова. Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему нибудь какой нибудь … Толковый словарь Ушакова

Смысл и тело — (тело смысла) одна из ключевых проблем нового сдвига гуманитарной парадигмы. Развенчание логоцентризма в культуре постмодерна фактически оказалось последней ступенью развоплощения смысла, обернулось логомахией, и грамматоцентризмом, утратой… … Проективный философский словарь

СМЫСЛ — внутреннее содержание, значение ч. л., то, что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части: предметное значение и С. Предметным значением (объемом, денотатом, экстенсионалом) некоторого… … Философская энциклопедия

ЗНАЧЕНИЕ — содержание, обозначенное тем или иным языковым выражением словом, предложением, знаком и т.п. Вопрос о З. языковых выражений исследуется лингвистикой, семиотикой и логической семантикой. Различают предметное, смысловое и экспрессивное З. языковых … Философская энциклопедия

ЗНАЧЕНИЕ — один из осн. элементов культуры, наряду с обычаем нормой, ценностью и смыслом; специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром или вообще субъекта с объектом через посредство знаков. Если в экон. деятельности… … Энциклопедия культурологии

смысл — СМЫСЛ (англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

смысл — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? смысла, чему? смыслу, (вижу) что? смысл, чем? смыслом, о чём? о смысле; мн. что? смыслы, (нет) чего? смыслов, чему? смыслам, (вижу) что? смыслы, чем? смыслами, о чём? о смыслах 1. Смыслом… … Толковый словарь Дмитриева

Источник

ЗНАЧЕНИЕ И СМЫСЛ

Многие видные отечественные ученые выделяют в слове наряду со значением смысл слова. Если значение понимается как категория языковая, социальная, свойственная всему говорящему коллективу, то смысл — явление индивидуальное, образующееся в конкретных усло­виях речи. Смысл — это отдельная реализация значения в речи; это 226

единство абстракции (обобщения, логической или семантической схе­мы) и отдельного, отражаемого в нашем сознании предмета, подпада­ющего под это обобщение, а также и нашего отношения к этому предмету. Логическая схема служит здесь средством организации, формой определенного содержания. Она остается за порогом сознания общающихся, выполняя лишь роль указания — в целях взаимопони­мания и то до известного предела — на предмет. Слияние абстракции (общего) с отражаемым предметом действительности создает органич­ность смысла как семантического явления.

Значения, которыми говорящий владеет в отвлечении от употреб­ления, сами по себе не порождают мысль. Эти значения, стихийно усвоенные говорящими, востребуются в практике общения, в деятельности людей для отражения и обозначения предметов и явлений действительности, вошедших в их опыт. Функционально значения существуют, активизируются в единстве с этим отражением, извлекаются из него. Они необходимы для такого отражения, будучи хранителями обобщенного опыта в понятиях, т. е. в мыслях о классах предметов и явлений.

Разумеется, не каждое применение значения порождает в речи особый смысл слова. В обиходном употреблении языка, в его перцеп­тивной функции применение слова ограничивается его предмет­ной отнесенностью; слово выступает заместителем предмета. В таком применении интроспективно, в сознании говорящего отсут­ствует не только особый смысл, но и само значение (см. об этом: 18, с. 276).

Различие между значением и смыслом было постоянно в кругу творческих интересов В.В. Виноградова. «Лексические формы слова,— писал он,— социально осознанные и общие всему коллективу, необ­ходимо отличать от форм индивидуального словоупотребления. В этом отношении значение, как устойчивый конструктивный элемент лек­сической формы слова, отличается от случайного, «окказионального» смысла слова, от его индивидуального применения.

Если в обычной речи, в общеупотребительном языке формирование индивидуальных смыслов (за вычетом «предметной отнесенности»), с их семантическими приращениями, эмоциональными и стилистиче­скими наслоениями и обертонами — явление нечастое и не всегда

ощущаемое говорящими, то в языке художественной литературы, рассчитанном на рефлексию слова, смысл — обычное явление; он не равняется общеупотребительному значению или «предметной отнесен­ности». Образованию индивидуальных смыслов в художественной речи способствует эстетическая, художественная, изобразительная роль сло­ва в произведении. Тот же В.В. Виноградов в связи с этим пишет: «Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым предметно-номинативным значением. Буквальное значе­ние слова здесь обрастает новыми, иными смыслами (так же, как значение описываемого эмпирического факта вырастает до степени типического обобщения). В художественном произведении нет и во всяком случае не должно быть слов немотивированных, проходящих только как тени ненужных предметов» (20, с. 230).

Нередко для правильного понимания смысла слова или выражения необходимо знание всего художественного произведения, о чем также пишет В.В. Виноградов: «В контексте всего произведения слова и выражения, находясь в тесном взаимодействии, воспринимаются в сложной и глубокой перспективе целого» (20, с. 234). Закономерно встает вопрос о сочетании смыслов внутри целого художественного произведения,— вопрос, который не разработан в языкознании (19, с. 228).

Из сказанного явствует, что для понимания смысла недостаточно знания общепринятого, общеязыкового значения слова. Необходимым оказывается осмысление контекста или многих контекстов употребле­ния слова либо целого произведения, а иногда, на определенных этапах развития общества, особенно на поворотных пунктах этого развития,— необходимо учитывать характер общественного сознания, восприятие слов той или другой сословной средой, ее оценки в изменившихся общественных условиях. Короче говоря, в определенных обществен­ных условиях слова приобретают известный социальный, политиче­ский, эстетический и иной смысл.

Индивидуальным смыслом, например, наделены заглавия художе­ственных произведений; он образуется на основе содержания всего художественного произведения и является как бы его символом (ср.: «Мертвые души», «Демон», «Обрыв», «Отцы и дети», «Идиот», «Бесы», «Яма», «Скифы», «Чайка», «Тихий Дон», «Котлован», «Пожар» и др.).

Вопрос о смыслах — традиционная тема в литературоведении, сти­листике художественной речи. И это неслучайно, поскольку именно в художественной речи, рефлексивной по своей природе, обращенной к воображению читателя, слово раскрывает все свои потенциальные — изобразительные, образные, эстетические, эмоциональные, стилисти­ческие, музыкальные и др.— возможности. О роли слова в поэзии В.Г. Белинский писал: «Каждое слово в поэтическом произведении должно до того исчерпывать все значение требуемого мыслию целого произведения, чтоб видно было, что нет в языке другого слова, которое 228

тут могло бы заменить его. Пушкин и в этом отношении величайший образец: во всех томах его произведений едва ли можно найти хоть одно сколько-нибудь неточное или изысканное выражение, даже сло­во. » (21, с. 694).

чем отличаются значение и смысл. Смотреть фото чем отличаются значение и смысл. Смотреть картинку чем отличаются значение и смысл. Картинка про чем отличаются значение и смысл. Фото чем отличаются значение и смысл

Следует обратить внимание на весьма примечательную, на наш взгляд, особенность смысла. В силу своей индивидуальности, конкрет­ности и неповторимости условий своего образования, смыл, подобно идее музыкального или живописного произведения, допускает игру ассоциаций и потому предоставляет читателю или слушателю простор в субъективном понимании обозначаемого. Это не недостаток смысла, а, напротив, одна из положительных его черт. Смысл приближает знак предмету как множеству признаков, не делая знак математически отвлеченным символом. Неслучайно Потебня справедливо считал, что с помощью «дальнейшего», т. е. субъективного, личного, значения может достигаться большая объективность в действительном познании предмета по сравнению с «ближайшим», народным значением. Кстати сказать, первое значение он в определенных контекстах называл и смыслом слова. Поэтому раскрытие смыслов слов художественного текста связано со значительными трудностями. Смыслы могут угады­ваться как второй семантический план, подтекст, а возможно и рас­считаны на известную недоговоренность, заставляющие читателя усиленно размышлять над контекстом слова либо над художественным и идейным содержанием целого произведения.

Творческое владение языком увеличивает субъективизм, основани­ем которого при этом служат общеязыковые значения. Можно сказать, что субъективизм, образование индивидуальных смыслов нередко вы-

Очевидно, что примеры образования индивидуальных смыслов в художественном тексте можно увеличивать бесконечно.

Категорией смысла занимается не только языкознание и стилисти­ка художественной речи, но и другие науки, в частности психология и философия. Л.С. Выготский следующим образом характеризует смысл и значение слова: «Смысл слова. представляет собой совокупность всех психологических фактов, возникающих в нашем сознании благо­даря слову. Смысл слова. оказывается всегда динамичным, текучим, сложным образованием. Значение, напротив, есть тот неподвижный и неизменный пункт, который остается устойчивым при всех измене­ниях смысла слова в различном контексте» (15, с. 385).

проявлений. Смысл есть, таким образом, органическое единство об­щего и единичного. Из смыслов в конечном итоге извлекается и само значение, что не исключает индивидуальности смыслов. Такова вообще диалектическая формула категории отдельного.

Философы связывают образование и функционирование смыслов с поисками сущности явления действительности, отражаемого в индивидуальном сознании и языке. Показательны в этом отношении суждения Э.Г. Аветяна: «Смысл есть. понимание сущности вещей, и еще точнее, он есть ближайшим образом само это понимание». «Смысл — не сама сущность, а сущность, воспроизведенная с потерями или наращиваниями субъективного сознания» (22, с. 42—43). «. Смысл продуцируется и формируется из человеческого отношения к сущно­сти» (22,с. 51).

Таким образом, смысл с философской точки зрения понимается как гносеологическая категория в анализе отношения языка к дейст­вительности. Как мы говорили выше (см. гл. III), с гносеологической точки зрения смысл знака (в собственном его понимании) в свое время рассматривал Г. Фреге.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *