чем отличаются различные формы государства

Чем отличаются различные формы государства

Формы государственного территориального устройства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Понятие формы государств

Формы государственного устройства

М. Монтень

Унитарное государство

Признаки унитарного государства

Территория состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих самостоятельностью;

Наличие единой конституции;

Единая система органов государственной власти;

Единая финансовая система;

Единая система законодательства.

Федерация

Признаки федерации

Двухуровневая система органов государственной власти: федеральные органы власти и органы власти отдельных регионов;

Двухуровневая система законодательства: федеральные законы и законы субъектов федерации

Принцип бикамерализма в построении союзного парламента;

Непризнание за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками)

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Конфедерация

Признаки конфедерации

Сохранение суверенитета и международного статуса субъектов конфедерации.

Наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств.

Субъекты конфедерации обладают правом на сецессию, то есть правом на выход из состава конфедерации.

Источник

Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чем состоит различие форм территориального устройства.

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

daviru хорошист

Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чем состоит различие форм территориального устройства?

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Shaluniya зубрила

Государства отличаются флагами сербами гимном обычаями языком

Существует два вида формы государственного правления: монархия и республика
к юридическим признакам монархии относится:
1. Единоличное правление
2. Монарх выступает во внутренней и внешней политике как представитель всего народа
3. Власть монарха носит бессрочный пожизненный характер и передаётся по наследству
4. Монарх не несёт ни политической, ни юридической ответственности за свои действия и результаты правления, отвечая лишь перед Богом и историей
а вот к юридическим признакам республики относится другое:
1. Коллективное правление
2. Государственная власть срочная и сменяемая
3. Принцип разделения властей
4. Должностные лица несут политическую и юридическую ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

monrulechka ботан

6. Чем отличаются друг от дpyгa различные формы государства? В чем состоит различие форм территориального устройства? 7. Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам. 8. Чем отличаются друг от дpyгa тоталитарный и авторитарный политические режимы? 9. Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чем ее преимущества перед иными типами политических систем? В чем состоят противоречия демократии? 10. Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-x гг. Что препятствует развитию демократии в России?

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

SugarKate гость

В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия

Закрытая тоталитарная система

Жесткая гос. идеология, однопартийность
2. Поликратическая
Разделение властей
Демократические методы управления, исполнение прав человека

Свободные и открытые выборы

Промежуточная форма/видимость поликратической формы

7. Совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, способ функционирования его политической системы.

демократия, теократия, тоталитаризм, авторитаризм

8. При авторитарном режиме существет неограниченная власть одного/нескольких лиц с сохранением прав и свобод человека
тоталитарный режим отличает вмешательство государства во все сферы жизни человека, наличие жесткой идеологии (фашизм, нац-социализм, коммунизм)

9. Демокр. ценности: законность, равенство, свобода, права человека, право на самоопределение, консенсус, плюрализм

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Anjey зубрила

Приведите примеры воздействия общества на политическую систему и воздействия политической системы на общество. 4 В чём заключаются функции политической системы? 5 Охарактеризуйте государство как политический институт. Какие нормы регулируют деятельность государства? 6 Чем отличаются друг от друга различные формы государства? В чём состоит различие формы территориального устройства? 7 Что такое политический режим? Назовите типы политических систем, различные по политическим режимам. 8 Чем отличаются друг от друга тоталитарный и авторитарный политические режимы? 9 Каковы основные принципы и ценности демократической политической системы? В чём её преимущества перед иными типами политических систем? В чём состоят противоречия демократии? 10 Назовите главные изменения российской политической системы в 1990-x г. Что препятствует развитию демократии в России? Только напишите не большие ответы ) СРОЧНО НАДОООООООООО!

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Adriana хорошист

4. Политическая система предоставляет функции управления, обесп политич власти, удовлетворение интересов общества.
5. Государство регулирует все правовые нормы своей страны, и контролирует за соблюдением законов и вводит санкции за преступления.
6. Формы государства отличаются друг от друга методами правления, государственным строем, сводом законов, конституции. Территориальное различие может быть унитарным и федеративным. В федеративном каждый регион может в узком круге принимать законы для своего региона не противоречущие конст и законам страны. В унитарном все одинаково для всех.
7. Политический режим это метод управление. Авторитарный и демократический разл.
8. В авторитарной есть опозиция и госво не вмешивается в личную жмзнь людей. Тоталитарном вмешательство госва везде.
9. Суверенитет народа (источником власти является народ)
выборность основных органов государственной власти
равенство прав (равноправие граждан)
принцип большинства (подчинение меньшинства большинству)
Демократия играет роль защиты от диспотизма, и помогает меньшинствам.

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

cjmef зубрила

в чем состоит различие форм территориального устройства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

detkakonfetka20 зубрила

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Max-Dallas ученик

Источник

Соотношение типа и формы государства

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика типов и форм государства

Форма государства – это способ структурной организации государственной власти в стране, способы и методы ее осуществления, территориальное устройство, уровень развития демократии и культуры, формы правления и устройства, политический режим государства.

Тип государства – это комплекс основных черт, признаков, характерных для государств определенной общественно-экономической формации, по которым можно отличить одно государство от другого. Историческим типом государства выступает общественно-экономическая формация, тип общества (наиболее характерные признаки и черты), основанный на способе производства. Форма правления в государстве зависит от его типа. В государствах, которые не связанны экономическими связями обмена и вынуждены объединяться через сильную централизованную власть, естественной формой правления выступает монархия. Общества, основанные на рыночных отношениях между политически равными и свободными собственниками, характеризуются республиканской формой правления.

Содержание государственной власти определяет тип государства, государство реализует политические и экономические интересы соответствующей нации, господствующего класса, социальной группы. В границах одного государства может произойти изменение его формы вследствие изменения классовой структуры общества, экономических основ государства, воздействия международных факторов и др.

Форма государства определена его историческим типом. Она зависит от ряда факторов:

В целом все многообразие факторов сводится к индивидуальности и конкретности объективных условий, в которых происходит управление обществом в разных странах. Так как каждое из отдельных государств развивается в конкретных специфичных условиях, оно обладает специфическими политическими формами.

Соотношение типа и формы государства

Государство каждого типа может быть облачено в различные формы. Разные формы государства могут проявляться в рамках одного исторического типа. Тип и форма соотносятся, как содержание и форма, где главная роль принадлежит содержанию (типу государства).

Готовые работы на аналогичную тему

Соотношение исторических типов и форм государства:

Рабовладельческие республики обладали рядом особенностей В аристократической Римской республике формально органами государственной власти выступали народные собрания, но они не имели права законодательной инициативы, могли только принимать (отклонять) предложения магистратов – специальных должностных лиц. Решения народных собраний утверждал Сенат. В афинской демократической республике высшим органом государственной власти выступало Народное собрание. Которое принимало законы, решало вопросы мира и войны, выступало в качестве судебной инстанции. Высшим органом управления являлся Совет пятисот, который избирался на один год демократическим путем.

Иногда государство определенного типа имеет характерные только для него формы. Сословно-представительная монархия может встретиться только в феодальном государстве на определенном этапе его развития, демократическая республика и парламентская монархия характерны только для буржуазного типа государства.

Государства не могут быть воплощены в любые формы, включая формы, противоречащие их содержанию и экономической сфере. Рабовладельческое государство никогда не сможет существовать в форме демократической республики или ограниченной монархии.

Не существует четкого разграничения между типом и формой государства. В пределах государства одного типа можно встретить разные формы деятельности и организации государственной власти. В тоже время, государства разного типа могут быть обличены в одну фору. Специфика конкретной формы государства какого-либо исторического периода обусловлено особенностями государственной жизни, степенью зрелости общества, целями и задачами государства.

Источник

Типы и формы государства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Типы государства

Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, признаков. Типология государства — это его классификация, пред­назначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология государства проводится в основном с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.

Главным критерием первого подхода выступают социально-эконо­мические признаки (общественно-экономическая формация). В его ос­нове лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответ­ствующий ему тип надстройки (государство, право и т. п.). Именно ба­зис (тип производственных отношений) является, по мнению предста­вителей формационного подхода (Маркса, Энгельса, Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминиру­ет и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и пра­во. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следую­щие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабов­ладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и был превращен в говорящее орудие труда.

Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Кресть­яне здесь находились в полурабской зависимости от помещиков.

Социалистическое государство как государство высшего типа, по мне­нию представителей формационного подхода, есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства про­изводства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорс­кое государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по сво­ей природе — считается «полугосударством» или «государством не в соб­ственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового ком­мунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;

2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мне­нию представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его.

Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исто­рический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки:

1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрог­раммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы;

2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, нацио­нальные, культурные и т. п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные при­знаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. Представители: Тойнби, Сорокин, Шпенглер, Вебер и другие. В ча­стности, по мнению одного из сторонников данной позиции А. Тойн­би, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отли­чающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивили­зации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мек­сиканскую, иранскую и т. п.

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государ­ствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосно­вывается идеей единства, целостности современного мира, приорите­том идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга зам­кнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходит не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивили­зации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций высту­пает творческая элита, которая увлекает за собой «инертное большин­ство». Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поко­лений людей.

Достоинства цивилизационной типологии:

1) определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религи­озный и национальный подходы к сущности государства);

2) в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, полу­чается более «заземленная» (географически адресная) типология госу­дарств.

Недостатки:

1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;

2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в каче­стве признаков цивилизаций, авторы по сути дела (вольно или неволь­но) дали типологию не столько государства, сколько общества. Государ­ство — ведь только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадаю­щими с критериями общества, как более широкого и объемного поня­тия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная ти­пология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, вы­ступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духов­но-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и дол­жны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Форма государства

Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация власти в данном государстве, как осуществляется власть, какими органами, какими методами. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.

Под формой правления понимается система формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти, т.е. организация высших органов власти в том или ином государстве. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия в переводе с греческого означает единовластие. В современном понимании монархия это не только власть одного, но власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется. В Японии до 1945 года император считался сыном богини солнца Аматер асу. Согласно ст.1 Конституции Японии 1946 года, император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть. Символом единства и постоянства государства называет короля ст.56 Конституции Испании 1978 года.

Под монархом понимается носитель власти: король, царь, император, шах и т.п.

В зависимости от полномочий монарха выделяют различные монархические формы правления.

Для абсолютной и дуалистической монархии типичен авторитарный режим правления.

Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ. Если народ поддерживает правительство, то в результате выборов в парламент образуется большинство из его сторонников. Если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим и правительство будет сменено. Все это и характеризует парламентаризм.

Республики могут быть парламентарные либо президентские.

Президентская республика характеризуется тем, что во главе ее стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Правительство в такой республике назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом. Только в случае нарушения закона парламент может смещать должностных лиц в правительстве. Президент не имеет права роспуска парламента, избирается населением. Эта форма правления впервые была установлена в США. Здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей и отношения ветвей власти строятся на основе системы сдержек и противовесов.

В некоторых странах (например, во Франции) имеет место республиканская форма правления, носящая смешанный характер, сочетающая черты президентской и парламентарной республик. В отдельных латиноамериканских странах и некоторых других характерной моделью правления является суперпрезидентская республика, которой присуща гипертрофированная и по существу неограниченная президентская власть.

Под формой государственного устройства понимают территориальную или территориально-национальную организацию, т.е. то, как устроена территория данного государства, из каких частей состоит и каково их правовое положение, как взаимодействуют центральные органы власти с органами управления составных частей государства. Государства по форме своего устройства подразделяются на унитарные, федерации, конфедерации.

Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т. д.

В условиях антидемократического режима (авторитаризм, тоталитаризм) происходит попрание прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается упразднение высшего представительного органа власти (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть и т. п.

Для характеристики формы государства, его политического режима важное значение имеет понятие «демократия» (народовластие). Под ним понимается такое устройство государств, в которых правление осуществляется по воле большинства, единственным источником власти признается народ. Законодательная власть в демократическом государстве осуществляется представительным органом, избираемым населением (народное собрание, парламент). Выборы органа народного представительства осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права пои тайном голосовании. В демократическом государстве конституционные установления соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права.

Таким образом, форма правления, форма государственного устройства и политический режим определяют сущность государства.

Литература:

1) Правоведение: учебник. /Под ред. А.В. Малько. – М.: КНОРУС, 2005. – 400 с.

2) Правоведение: Учебник для неюридических вузов. /Под ред. И.Л. Хорольской. Калининград: Издательство КГТУ. – 2003. – 368 с.

Источник

1.3. Типологии и формы государства

чем отличаются различные формы государства. Смотреть фото чем отличаются различные формы государства. Смотреть картинку чем отличаются различные формы государства. Картинка про чем отличаются различные формы государства. Фото чем отличаются различные формы государства Типологии и формы государства

Понятие исторического типа государства связано с представлением об эволюции (развитии) этого важнейшего социального института.

Исторический тип государства – это система существенных черт, свойственных всем государствам, относимым к определенной группе.

Типы государства

Существует несколько основных подходов к определению типологии государства : формационный, технократический и цивилизационный.

Формационный подход

С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.

Авторы формационного подхода (Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин) считали способ производства (социально-экономические отношения) базисом, а государство, право, религию, мораль, искусство – надстроечными, производными от базиса явлениями.

Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.

Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):

В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.

Технократический подход

Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.

Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:

Цивилизационный подход

С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.

Цивилизация – это социокультурная общность, сформированная на основе универсальных (всеобщих) ценностей. К ним относят мировые религии, системы права, морали, достижения искусства. Каждая из цивилизаций своей основой имеет, прежде всего, духовное начало («великую идею», по выражению Тойнби): своеобразную религию и культуру, национальную психологию. Каждая из цивилизаций имеет характерный для нее тип государства.

Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.

Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.

Каждый из подходов к типологии государства имеет свои сильные и слабые стороны, по-своему высвечивая разные аспекты сложного пути развития общества, государства и права.

Типологии и формы государства

Форма государства

Государства отличаются по способам формирования и формам организации государственной власти.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, оказывающих влияние на порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти. Форма государства выражается через форму правления, государственного устройства и вид политического режима.

Следовательно, понятие формы государства охватывает:

Таким образом, форма государства раскрывается через три составляющих: форма государственного правления, форма государственного устройства и форма государственного режима.

Форма государственного правления

Форма государственного правления – это элемент формы государства, который раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.

Типологии и формы государства

Монархия

Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Существует два вида монархий.

При абсолютной (неограниченной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра I, государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие.

Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств.

В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархи Среднего Востока (Саудовская Аравия, Катар, Оман, где существует теократическая разновидность абсолютной монархии, при которой глава государства является одновременно и религиозным главой).

При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской Империи). К ограниченным относятся дуалистическая монархия (сословно-представительная монархия в России начала XX века) и парламентская или конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.

Республика

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Ей присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, различаются они, главным образом, тем, какой из органов верховной власти – парламент или президент – формирует правительство и направляет его работу и перед кем – парламентом или президентом – правительство несет ответственность.

В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несет перед парламентом ответственность за свою деятельность.

Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер-министр (он может называться иначе).

Президентская республика – это форма правления, при которой президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. В президентских республиках обычно нет должности премьер-министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.

Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики (Франция, Финляндия, Португалия), в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Нелишне отметить, что монархия и республика, как формы правления доказали исключительную устойчивость, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории. По сути, все государства облекаются именно в названные формы.

Типологии и формы государства

Форма государственного устройства.

История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма).

Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.

В таком государстве единые высшие органы государства, гражданство, конституция, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

Большинство всех существующих, в том числе и ныне, государство – унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает государственное единство.

Также государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.) и многонациональный (Великобритания, Турция и др.) состав населения.

Типологии и формы государства

Федеративное государство

Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.

Федерация строится на началах децентрализации. В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно политически срастающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятельность» и в чем они ее утратят».

Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, исполнительные, судебные.

Наличие в федерации двух систем высших органов – федерации в целом и ее субъектов – вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Способы размежевания компетенций, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее распространенными являются два.

В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия совместной компетенции федерации и ее субъектов. В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация

Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных экономических и др.).

Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации.

Например, штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского господства. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства – Соединенных Штатов Америки. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская республика) распалась.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому является Европейский Союз, уже вполне доказавший свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Типологии и формы государства

Форма государственного режима

Третьим элементом формы государства является форма государственного режима (политический режим), значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием.

Форма государственного режима – это элемент формы государства, характеризующий методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.

Приведенное определение позволяет выделить следующие признаки данного феномена.

Демократический режим

При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.

Недемократический режим

Крайне недемократическим является тоталитарный фашистский режим, когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.

Тема 1. Происхождение и сущность государства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *