чем отличаются моне и мане
Чем отличается Моне от Мане
Отличить Моне от Мане способен не всякий, желающий блеснуть познаниями в изобразительном искусстве. Отдельные личности готовы даже поспорить, что это один и тот же человек. Только не ставьте на кон слишком много — рискуете проспорить. Эдуард Мане (Édouard Manet, 23 января 1832 — 30 апреля 1883, Франция) и Клод Моне (Oscar-Claude Monet, 14 ноября 1840 — 5 декабря 1926, Франция) — два разных человека, два разных французских художника. Бесспорно, их объединяет множество нюансов: гражданство, схожесть фамилий, стиль живописи. Оба жили в одно время (Мане на восемь лет старше оппонента), оба считаются основателями импрессионизма, оба являлись участниками Батиньольской группы, дружили. Спутать легко.
Интернет-мемы предлагают самый простой способ отличить художников: «Моне – пятна, Мане – люди». Отчасти, так и есть, с небольшой поправкой: Моне являлся приверженцем пейзажей, особенно морских, которые писал в присущей ему «пятнистой» манере, используя чистые, насыщенные цвета. Необычный стиль возник не на ровном месте: художника подводило зрение. Из-за катаракты он видел окружение примерно так же, как окружение видит его картины. Проще говоря, мы видим мир глазами Клода Моне.
Эдуард Мане более тяготел к портретному жанру. И, хотя стиль его письма похож на технику Моне, его работы выглядят реалистичнее, нет обилия резких цветистых мазков. Впрочем, отдельные полотна знаменитых мастеров могут ввести в заблуждение. У обоих есть картины, называющиеся «Завтрак на траве», и есть пейзажи «Аржантей» (Моне) и «Берег Сены близ Аржантея» (Мане). Но и здесь отличить несложно: в «Завтраке на траве» Мане присутствуют обнаженные дамы, коих нет на одноименном холсте Моне. А если вам доведется увидеть один из вышеозначенных пейзажей, помните: просто лодки на воде – Моне, а лодки, на которые смотрят девушка с ребенком (люди) – Мане.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
Мане и Моне: как отличить работы этих знаменитых живописцев
Сегодня, 23 января, исполняется 187 лет со дня рождения французского художника Эдуарда Мане. Его работы известны по всему миры, а некоторые картины до сих пор обсуждаются и считаются скандальными. В этот день портал Amic.ru напоминает, чем отличаются два живописца с похожими фамилиями: в чем разница между Мане и Моне, если оба были французами, импрессионистами и написали картины «Завтрак на траве».
Как сложились их жизни?
1. Клод Моне, как и Эдуард Мане, родился в Париже, только на 8 лет позже. Первый был выходцем из семьи бакалейщика и должен был перенять дело отца и управлять лавкой. Второй — сыном высокопоставленного чиновника, родители пророчили ему будущее юриста.
2. Клод Моне не любил ходить в школу и постоянно прогуливал занятия. Рисовать он научился самостоятельно. Особенно ему нравилось делать карикатуры на знаменитых людей Гавра — городка, куда он переехал с родителями. Известность ему принесло именно это, даже появились свои клиенты. После Моне начал заниматься рисунком под руководством Давида Жака-Франсуа Ошара и познакомился с пейзажистом Эженом Буденом. Родители были не в восторге от выбора сына и не желали, чтобы он стал художником, но тем не менее мастер уехал в Париж, где продолжил активно двигаться в выбранном направлении.
Эдуард Мане подавал документы в мореходную школу, но дважды провалил экзамены. Так его семье пришлось смириться с увлечением сына живописью.
Изображение с gallerix.ru
3. Клоду Моне советовали поступить в мастерскую Тома Кутюра, но он отверг эту идею и занимался некоторое время в мастерской Глейра, где познакомился с художниками Ренуаром, Базилем и Сислеем.
Эдуард Мане, напротив, поступил в мастерскую классической живописи Тома Кутюра и проучился там шесть лет. Но, недовольный засилием академизма, постоянно вступал в споры с учителем.
«Edouard Manet — The Balcony — Google Art Project» участника Мане — ggFK0UgXAd7OCA at Google Cultural Institute, zoom level maximum. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Edouard_Manet_-_The_Balcony_-_Google_Art_Project.jpg#/media/File:Edouard_Manet_-_The_Balcony_-_Google_Art_Project.jpg
4. Оба живописца любили одно кафе «Гербуа», где частенько виделись, только Мане стал идейным лидером художников и литераторов новой формации, которых пресса прозвала батиньольцами, а Моне — одним из членов «банды Мане», куда также входили писатель Эмиль Золя, фотограф Надар, поэт Захари Астрюк, художники Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Поль Сезанн, Альфред Сислей.
5. При жизни Эдуард Мане так и не получил должного признания. В возрасте 51 года ему ампутировали ногу, и через несколько дней он скончался. Клод Моне пережил своего наставника на 43 года и умер в зените славы.
«Monet Japonaise» участника Claude Monet (1840 — 1926) — Bild aus Christoph Heinrich.Claude Monet.Koeln:2007. TASHEN GmbH. ISBN 978-3-8228-638-8. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Monet_Japonaise.jpg#/media/File:Monet_Japonaise.jpg
Как отличить картину Моне от Мане?
Если вы не помните названий конкретных работ Мане и Моне, то отличить двух мастеров можно по нескольким простым деталям.
1. Творчество Мане оказало на Моне огромное влияние. Картина «Завтрак на траве», которую в 1863 году Эдуард выставил в Салоне Отверженных, побудила Клода нарисовать многочисленные этюды и вариации на эту тему.
«Édouard Manet — Le Déjeuner sur l’herbe» участника Мане — wartburg.edu. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%C3%89douard_Manet_-_Le_D%C3%A9jeuner_sur_l%27herbe.jpg#/media/File:%C3%89douard_Manet_-_Le_D%C3%A9jeuner_sur_l%27herbe.jpg
Изображение с monet-claude.ru
2. Эдуард Мане, в отличие от Клода Моне, был ближе к реализму, некоторые искусствоведы считают, что он пользовался импрессионистскими приемами и техниками, но в целом оставался реалистом или, скорее, был универсалом. Мане не участвовал ни в одной из восьми импрессионистских выставок, хотя стал идейным вдохновителем и защитником нового течения. Клод Моне, напротив, был основоположником и ярким представителем импрессионизма, совместно со своими друзьями разработал основные принципы и техники работы на пленэре, ввел серийность работ и выбранному стилю никогда не изменял.
«Nympheas 71293 3» участника Клод Моне — Neue Pinakothek. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nympheas_71293_3.jpg#/media/File:Nympheas_71293_3.jpg
3. Моне в первую очередь интересовал цвет и его влияние на эмоции зрителя. А вот у Мане важное место занимает объем.
«Claude Monet, Impression, soleil levant, 1872» участника Клод Моне — неизвестен. Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Claude_Monet,_Impression,_soleil_levant,_1872.jpg#/media/File:Claude_Monet,_Impression,_soleil_levant,_1872.jpg
4. Самый простой способ определить, нарисовал картину Моне или Мане – это обратить внимание на ее сюжет: Клод чаще писал пейзажи, а Эдуард – людей. Но это правило сложно назвать точным, так как у обоих живописцев есть полотна как с человеком, так и без него.
«Claude Monet-Waterlilies» участника Клод Моне — http://www.webshots.com/search/search.fcgi?words=monet&noRedir=1&page=13 (no longer live). Под лицензией Общественное достояние с сайта Викисклада — https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Claude_Monet-Waterlilies.jpg#/media/File:Claude_Monet-Waterlilies.jpg
Как запомнить имена?
Существует довольно забавный способ запомнить имена этих двух живописцев, например, если в фамилии есть «о«, то эта буква будет и в имени – Клод Моне, то же с «а» – Эдуард Мане.
Где увидеть работы Моне?
Работы Клода Моне находятся в собраниях разных музеев по всему миру. Некоторые полотна хранятся в частных коллекциях и периодически попадают на торги. В России картины импрессиониста можно увидеть в ГМИИ имени А.С. Пушкина – там находятся такие известные картины, как «Сирень на солнце» 1873 года и «Завтрак на траве» 1866. Картина «Парламент, эффект тумана» находится в Санкт-Петербурге в Эрмитаже. Несколько работ Клода Моне хранятся в Париже в музее Музей д’Орсэ, другие – в Музее Мармоттан-Моне. Немало работ находится и в США, в «Метрополитен-Музее» Нью-Йорка, в Музее искусств Нельсона-Аткинса, а также в Музее искусств, расположенном в Филадельфии. В Лондоне картины Моне выставляются в Национальной галерее.
Материал впервые был опубликован 14 ноября 2015 года
Зерна от зерен
«Мане от Моне не отличает» – эта фраза успела уже стать крылатой. А ведь и в самом деле сложновато для неспециалиста отличить этих выдающихся мастеров друг от друга.
Посудите сами: Эдуард Мане и Клод Моне не просто жили и творили в одно и то же время в одном и том же городе – более того, оба они работали в духе импрессионизма, приятельствовали, посещали одни и те же заведения и вдохновлялись идеями друг друга. Изначальное различие в материальных положениях – Моне был беден, а Мане богат – стерлось благодаря успехам обоих на творческом поприще. Еще больше запутывает тот факт, что у обоих художников есть известная картина с названием «Завтрак на траве».
Основное отличие в творчестве этих мастеров состоит в том, что Клод Моне – истинный импрессионист, его картины – это увековеченные «впечатления», и главная цель его творчества – сохранение красоты момента, попытка заморозить во времени сиюминутное. Эдуарда Мане же никак нельзя назвать импрессионистом в полном смысле этого слова. Несмотря на использования характерной живописной техники, его картины наполнены совсем другим смыслом; в его работах всегда наличествует конкретный сюжет, зачастую не лишенный провокации.
Нагляднее всего это видно, если сравнить оба «Завтрака»: на картине Мане изображена фривольная компания – дамы обнажены, вся атмосфера сценки призвана спровоцировать у зрителя бурные эмоции: у кого-то восхищение смелостью идеи, у кого-то – гневное возмущение.
У Моне же изображена чинная компания, любующаяся природой, и вся сцена отражает прелесть и красоту солнечного дня. Ничего попирающего мораль, да и никакого конкретного сюжета: попросту «жизнь хороша и жить – хорошо». Различна и подача картин: Мане всегда стремился к большей реалистичности, Моне же делал ставку на живописность, что находит свое отражение и на этих конкретных полотнах.
Это, в свою очередь, дает основания тем немногим, кто все-таки знает истину, насмехаться над теми, кто ее не знает (а таких большинство) и попрекать их невежеством. И вот обычный порядочный человек, любитель искусства, но не эксперт, раз за разом получает болезненные удары по собственному самолюбию, но времени окончательно прояснить ситуацию относительно Моне и Мане у него так и не находится. И человек, в конце концов, покидает этот мир, так и не узнав правду.
По большому счету, три главных вопроса нашей цивилизации с момента ее возникновения можно сформулировать следующим образом:
1) Когда закончится коронавирусная эпопея?
2) В чем смысл жизни?
3) В чем разница между Моне и Мане?
Так в чем же разница между Моне и Мане, и есть ли она вообще?
Родился в обеспеченной семье, что, собственно, и обусловило его дальнейший богемный образ жизни и нездоровое стремление к занятиям живописью. В детстве учиться не хотел и не любил, выделяясь редкостной малообразованностью даже на фоне своих невежественных одноклассников. Уже в девятилетнем возрасте пришел к твердому убеждению, что обязательно станет художником.
Продолжая испытывать патологическую ненависть к учебе (в особенности, к академическому образованию) в Школу изящных искусств Эдуард Мане поступать даже не пытался, вместо того посещая мастерскую модного в то время Тома Кутюра, с которым впоследствии тоже разругался, что называется, вдрызг. Не нравился ему этот Кутюр, и всё тут!
Эдуард Мане. Музыка в Тюильри (1862)
Эдуард Мане. Завтрак на траве (1863)
Эдуард Мане. Олимпия (1863)
Эдуард Мане. Аржантей (1874)
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер» (1882)
Клод Моне отличается от Эдуарда Мане одной буквой в фамилии, гораздо более основательной бородой и менее «шкодливым» видом. Обусловлено это тем, что Клод, в отличие от Эдуарда, родился в семье гаврского бакалейщика и никаких особенных богемных устремлений поначалу не испытывал. Он просто любил колбасу и свободу. Предполагалось, что он «чему-нибудь и как-нибудь» выучится в школе Гавра, куда перебралась из Парижа его семья, и продолжит бакалейное дело отца.
В школе, однако, очень скоро выяснилось, что Клод любит занятия не больше, чем Эдуард, вместо того предпочитая сбегать с уроков и проводить время у воды или на скалах. Когда «сбегать» не удавалось, юный Клод коротал время урока, разрисовывая обложки тетрадей под заунывное бормотание учителя.
Вскоре юный Клод Моне приобрел славу лучшего каррикатуриста в Гавре и решил извлечь из своей известности материальную пользу, поскольку родители ущемляли его права, выдавая непростительно мало карманных денег.
В дальнейшем в жизни Клода Моне была поездка Париж, служба в армии, поиск собственного пути, обучение в студии Шарля Глейра, где Клод Моне познакомился с Огюстом Ренуаром, Альфредом Сислеем, Фредериком Базелем.
Какие картины Клода Моне помогут нам, наконец, перестать путать этого бородача с другим бородачом, о котором мы рассказывали выше?
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце (1872)
Клод Моне. Бульвар Капуцинок (1873)
Клод Моне. Пруд с лилиями (1899)
Клод Моне. «Руанский собор в солнце» (1894)
Клод Моне. Пруд с кувшинками (1919)
Мане vs Моне, или как не перепутать двух импрессионистов
У Моне и Мане много общего: созвучные фамилии и похожие картины. Например, у обоих художников есть картина под названием «Завтрак на траве». Как же их не перепутать? У нас есть ответ!
Отличие №1: та самая буква
Какая буква все-таки в фамилии того парня, который нарисовал 250 полотен с кувшинками? Запомнить, чья фамилия Моне, а чья Мане, поможет простой лайфхак: буква в имени и фамилии повторяется. Эду а р М а не ( Édouard Manet) и Кл о д М о не (Oscar-Claude Monet). Осталось только выяснить, какие картины писал Эдуар, а какие Клод.
Клод Моне. Кувшинки
Отличие №2: возраст
Эдуар Мане родился 23 января 1832 года, Клод Моне – 14 ноября 1840-го. Эдуар был старше Клода на 8 лет, что не помешало художникам стать друзьями. Существует картина Эдуара Мане, на которой изображен Клод Моне за работой.
Мане умер в 51, а Моне дожил до глубокой старости. Клод участвовал похоронной процессии и помогал нести гроб Эдуара.
Эдуар Мане. Клод Моне за работой
Отличие №3: отношение к импрессионизму
Эдуара Мане считают родоначальником и предтечей импрессионизма. Сам Эдуар злился, когда его причисляли к импрессионистам. Его куда больше интересовал реализм.
Знакомство Мане с импрессионистами оказалось вынужденным.
Хотя однажды ему удалось выставить две картины («Портрет родителей» и «Гитарерро»), даже получить награду за одну из них, но большую часть работ жюри отвергло.
Эдуар Мане. Олимпия
Естественно, импрессионисты тоже не угодили жюри престижной выставки. Тогда, в 1863 году, они создали «Салон отверженных». Именно здесь выставлял свои «скандальные» работы Эдуар Мане.
Художник начал сближаться с импрессионистами, Дега и Моне стали его близкими друзьями. Со временем это повлияло на стиль работ художника. Но пусть картины Мане стали импрессионистичными по стилю написания, в них всегда отсавался социальный подтекст. Когда Эдуар писал картины в импрессионистичной манере, он говорил, что хочет «показать этим ребятам, как надо работать».
А вот Клод Моне – настоящий основатель импрессионизма. Именно его знаменитый пейзаж «Восход солнца. Впечатление» дал название всему художественному направлению.
В 74 года Клод практически ослеп. У него была двойная катаракта, так что художнику пришлось перенести две операции. Тем не менее, он не оставил занятий живописью и продолжал плодотворно работать до самой смерти в 1926 году. В последние годы Моне сосредоточился на изображении своего сада в Живерни. Этот сад он разбил собственноручно и считал своим величайшим шедевром. Знаменитые «Кувшинки» он писал именно здесь.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца
Отличие №4: сюжеты
Чем больше на картине людей, тем вероятнее, что это работа Мане. Хотя художник писал и натюрморты и пейзажи, больше всего его интересовали люди.
В самом начале творческого пути, Мане часто копировал сюжеты классических художников. Так он хотел добиться признания Парижского салона. Но со временем художник начал искать сюжеты для своих картин на улице, в реальной жизни.
Клода Моне в первую очередь интересовал свет и цвет, изменчивость природы и человеческого восприятия. В своих работах художник хотел передать сиюминутное впечатление, быстротечность момента. Большая часть картин – пейзажи, хотя есть замечательные натюрморты и портреты.
Для Моне характерны повторяющиеся сюжеты. Он несколько раз написал пейзаж Сены в разное время дня при разном освещении. Кисти художника принадлежит серия из 30 (!) картин, изображающих Руанский собор в разные дни и времена года, при различном освещении.
Клод Моне. Руанский Собор (серия)
Отличие № 5: «Завтрак на траве»
Если вас спросят, какая картина у «М_не» вам нравится больше, а вы не расслышите фамилию, можете с уверенностью говорить «Завтрак на траве». Потому что и у Мане и у Моне есть такая картина. Правда, эти два полотна очень разные. У Моне все скромно, а вот работа Мане когда-то наделала много шуму. Парижские критики посчитали, что главные герои картины предавались плотским утехам прямо в лесу, а женщина в пруду моется после этого безобразия. Когда-то картина вызывала сложные эмоции, теперь же это – признанный шедевр.
Эдуар Мане. Завтрак на траве
Клод Моне. Завтрак на траве
Отличие №6: техника
Эдуар Мане владел классической реалистичной техникой, но даже его реалистичные работы отличаются большой свободой мазка. Художник мастерски использовал черный цвет, который подчеркивал яркость и выразительность света в его картинах.
В работах Моне иногда вообще отсутствует черный цвет. Практически всегда художник использует яркие краски, мазок может быть круным и мелким, мягким или жестким.
Иногда работы художников перекликаются, хотя большая их часть значительно отличается по технике и содержанию. Различать картины художников не трудно: они обладают индивидуальным, легко узнаваемым стилем.
Эдуар Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар
Автор статьи: Дарья Паламарчук
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов