чем отличаются губернатор и мэр

Разница между мэром и губернатором

Во многих странах мира в системах государственного и муниципального управления предусмотрены такие должности, как мэр и губернатор. В чем их специфика?

Кто такой мэр?

Должность мэра в большинстве случаев соответствует позиции главы исполнительной ветви власти на уровне муниципалитета — чаще всего города (в РФ — обычного или федерального значения, городского округа). В задачи мэра обычно входит контроль над реализацией положений законодательства РФ на территории населенного пункта, администрацию которого он возглавляет.

В России мэрами являются главы администраций многих крупнейших городов — например, Москвы, Новосибирска. Назначение лиц на должность, о которой идет речь, как правило, осуществляется на выборной основе жителями соответствующего населенного пункта.

Глава исполнительной власти муниципалитета обычно не подотчетен вышестоящим уровням власти РФ — федеральным и региональным структурам, поскольку по Конституции местные органы управления не подчинены государственным. Но руководитель исполнительной власти региона вправе отправить мэра города, расположенного в соответствующем субъекте РФ, в отставку.

Кто такой губернатор?

Под губернатором может пониматься:

В период с 1995 по 2005 годы российские губернаторы избирались населением субъектов РФ. С 2005 по 2012 годы руководители регионов назначались органами законодательной власти в субъектах РФ по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года граждане вновь имеют право избирать своих губернаторов.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Если говорить об истории института губернаторства в РФ, можно отметить, что появился он еще во времена Российской империи. До революции 1917 года должность, о которой идет речь, занимал человек, являющийся начальником губернии либо области. Он выполнял такие функции, как:

В современной России, как мы отметили выше, лицо, занимающее пост губернатора, возглавляет исполнительную ветвь власти на уровне субъекта РФ. Таким образом, эта должность является частью системы государственной власти. Человек, занимающий ее, подотчетен Москве, может быть назначен (при наличии устанавливающих данную процедуру положений в законодательстве) губернатором или освобожден от выполнения своих функций в соответствии с распоряжением политического центра.

Следует отметить, что в национальных республиках должность, о которой идет речь, не получила распространения. В соответствующих субъектах РФ руководитель исполнительной ветви власти — Глава или Президент. Кроме того, и в некоторых российских областях человек, занимающий соответствующую должность, именуется не губернатором, а главой администрации области.

Лица, возглавляющие исполнительную власть в субъектах РФ, могут занимать свои должности в течение не более чем двух сроков, длительность каждого из которых составляет 5 лет.

В США должность губернатора соответствует позиции человека, возглавляющего исполнительную ветвь власти в штате. Как правило, данное лицо имеет очень широкий спектр полномочий — сравнимых с теми, которыми обладает Президент США в федеральном масштабе.

Избираются американские губернаторы населением штатов — на 4 года. Как правило, один и тот же человек может стать главой исполнительной ветви власти неограниченное количество раз. Но в некоторых штатах один и тот же губернатор может быть избран только 2 раза.

Многие из американских губернаторов становятся Президентами США. К примеру, соответствующим образом сложилась политическая карьера Джимми Картера, Рональда Рейгана, Билла Клинтона, Джорджа Буша-младшего.

Сравнение

Главное отличие мэра от губернатора в том, что первая должность, как правило, учреждается на уровне местной власти, вторая — на уровне региональной. Мэр обычно возглавляет город, губернатор — субъект федерации. Но из этих правил есть исключения.

Например, глава исполнительной власти Москвы — города федерального значения, то есть входящего в систему государственного управления, — именуется мэром. В свою очередь, лицо, возглавляющее исполнительную власть Санкт-Петербурга — другого российского города федерального значения — именуется губернатором.

Российские мэры по Конституции не подотчетны органам государственной власти — но могут быть смещены со своей должности при их непосредственном участии. Губернаторы, в свою очередь, подотчетны федеральным структурам. Кроме того, политический центр вправе освобождать их от исполняемых обязанностей.

Определив, в чем разница между мэром и губернатором, зафиксируем выводы в таблице.

Источник

В чем разница между мэром и губернатором

Содержание статьи

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Поскольку государственное устройство России – федерация, это означает, что, как государство, она состоит из субъектов. Субъект Федерации – часть государственной структуры, будь то автономная республика или автономная область в составе Российской Федерации, край или область. Все эти административные единицы обладают равными правами и являются государственными структурами, исполняющими в своих границах функции государства.

В ст.18, ч.6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» сказано, что субъект РФ вправе самостоятельно установить наименование должности высшего должностного лица, с учетом исторических, национальных и иных традиций. Это наименование должно быть отражено в уставе субъекта Федерации. Исторически административными единицами Российской Империи были губернии, поэтому, разрабатывая свои уставы, исполнительные органы власти субъектов РФ решили, что высшее должностное лицо этого органа государственной власти будет наименоваться губернатором.

Населенные пункты, расположенные на территории субъекта Федерации, имеют статус поселения и не являются органами государственной власти. В соответствии с 3-й и 12-й статьей Конституции РФ, носитель власти – народ России свои властные полномочия может осуществлять посредством выборов органов самоуправления. По аналогии с иностранными выборными должностями, глав органов местного самоуправления было решено называть мэрами. Хотя в последнее время многие органы местного самоуправления внесли изменения в свои уставы и официальных документах мэры теперь именуются главами муниципальных образований.

Градоначальник, или все-таки губернатор и мэр

Кроме перечисленных выше субъектов РФ, к их числу было решено отнести еще два города, имеющих федеральное значение – это бывшая и нынешняя столицы России Санкт-Петербург и Москва. В период парада суверенитетов уставами этих субъектов высшим должностным лицам этих городов было присвоено официальное наименование «мэр», но чуть позже решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга эту должность переименовали в «губернатор». Получается что Москву, как субъект Федерации, возглавляет мэр, а Санкт-Петербург – губернатор. Но, если следовать исторической традиции, в России главы столичной власти всегда именовались «градоначальниками».

Источник

Губернатор и мэр

Губернатор (глава администрации области или края) — высшее должностное лицо, избираемое населением области или края, возглавляющий систему местных исполнительных органов государственной власти. Губернаторами называют глав администрации всех областей и краёв Российской Федерации. Функции главы республик, входящих в состав РФ, выполняет Президент Республики. Такой пост учрежден в Адыгее, Башкортостане, Бурятии, Калмыкии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Марий Эл, Республике Саха (Якутия), Северной Осетии — Алании, Татарстане, Тыве и Чувашии. В Республике Коми функции Президента выполняет глава республики, в Карелии и Хакасии — Председатель Правительства.

Должность губернатора была введена во времена правления Петра I. Император разделил страну на 8 территориальных единиц – губерний: Петербургскую (до 1710 Ингерманландскую), Московскую, Архангелогородскую, Смоленскую, Киевскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Петр позаимствовал губернский принцип деления у шведов. Хотя губерний уже давно не существует, слово губернатор в конце прошлого века вновь получило значение главы территориальной единицы.

Первоначально губернаторы имели широкие полномочия — административные, финансовые, судебные и военные. Они назначались на должность и смещались с неё только императором или Сенатом. Губернатор был своеобразным представителем высшей власти в своей губернии и единолично издавал обязательные постановления в интересах правильного и успешного исполнения законов.

С 1996 по 2005 год губернаторы избирались путём прямого тайного голосования жителями областей и краёв на определённый срок. Теперь же кандидатуру губернатора утверждает областная дума по представлению президент РФ. Губернатором может стать гражданин Российской Федерации, достигший 30-летнего возраста. Решение о снятии главы администрации области или края принимается президентом в одностороннем порядке («за ненадлежащее выполнение полномочий»). Кандидатуру губернатора, представленную президентом, областная дума должна рассмотреть в течение двух недель. Если этого не происходит, президент представляет кандидатуру повторно (в течение 7 дней). Если и после этого Дума не принимает или не рассматривает кандидатуру, президент вправе назначить исполняющего обязанности главы администрации на срок до 6 месяцев.

Мэр (от французского Maire) — глава городской администрации в системе местного самоуправления в ряде городов областного, краевого, республиканского значения, а также глава исполнительной власти в городе федерального значения. Мэр непосредственно или через органы городской администрации решает вопросы социально-экономической жизни города, осуществляет управление городским хозяйством и изменяет структуру городской администрации, определяет компетенцию органов городской администрации и устанавливает фонды оплаты труда их работников в пределах средств, предусмотренных бюджетом города.

Мэр избирается путём прямого тайного голосования всеми жителями города имеющими право участвовать в выборах, то есть гражданами достигшими 18-летнего возраста, не находящимися в местах заключения по решению суда и не являющиеся недееспособными.

Источник

Чем отличается мэр от губернатора?

И каковы их задачи?

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

В Российской Федерации нет такой должности как губернатор. Должность «губернатор» была в царской России. И называлась она «генерал-губернатор». Сегодня губернатором называют главу администрации региональной администрации (область, край, автономный округ и т.п.).

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Мэр и губернатор две должности схожие по своей сути. Но только мэр руководит городом, бывает посёлком городского типа, а губернатор наделён более широкими полномочиями. Он руководит либо областью или губернией, как у нас, либо штатом, как, например, в Америке. Вот и задачи поэтому у них разные. Мэр следит за городом, а губернатор следит за мэрами. Губернаторов в Америке выбирает население, у нас представляет президент местному законодательному собранию, а те его утверждают. Иногда проводятся и прямые выборы, но бывает это очень редко. Мэр может напрямую не подчиниться губернатору и тогда скорее всего будет искать другое место работы. Есть и более современное название мэра в нашей стране- это сити- менеджер, городской управляющий.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Мэр правит целым городом. А губернатор правит целым регионом: областью, либо краем, либо автономным округом. Правда и президенты национальных республик входящих в состав России- это по сути те же губернаторы.

А значит, что мэр подчиняется губернатору и всем остальным региональным властям: министрам, и вице- губернаторам. То есть, мэры городов, приравнены к главам районов в области. А в крупных городах- мэры стоят выше глав городских районов, но подчинены губернатору.

А губернатор- подчиняется только федеральным властям: президенту, премьеру, министрам, полпредам, и их замам.

Исключение- город Москва и город Санкт- Петербург. Там мэры этих городов, напрямую подчиняются федеральным властям и не подчиняются губернаторам. А более того- эти города являются отдельными регионами, согласно Конституции. А значит что ихние мэры, приравнены к губернаторам. Им подчиняются главы районов и округов этих городов, а так же и главы поселков- подчиненных этим городам.

И мэры, и губернаторы- все они являются исполнительной властью городов и регионов. То есть, они обязаны вести свою политику, с условиями подчинения федеральным, и региональным законам. И мэры- еще и помимо этого, обязаны исполнять муниципальные законы. Однако на практике- часто мы видим обратное: по сути это обычные чиновники, которые чаще всего- работают ради себя и своих благ. Административным ресурсом, им ничего не стоит нарушать законы, и даже создавать опасные условия для искателей справедливости,и органов городских судов и прокуратур, а так же и подкупать их. Не говоря и о заявителях, получающих от них отписки на их обращения, вместо реального решения проблем.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Мэр руководит городом его финансами транспортной сферой в городе, а губернатор руководит областью или губерний так же он контролирует бюджет области, инфраструктуру и так далее. В общем их должности схоже, только губернатор имеет больше возможностей чем мэр.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Отличие мэра от губернатора в том, что первая должность учреждается на уровне местной власти, а вторая — на уровне региональной. Мэр обычно возглавляет город, а губернатор — субъект федерации.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Османская империя в период максимального расцвета владела северным побережем Африки (Алжир,Тунис, Ливия, Египет), Балканским полуостровом (Греция, Болгария, Албания, Югославия, а так же Румыния, Молдавия, Венгрия), Малой Азией, значительной частью Аравийского полуострова плюс Ирак, западной частью Кавказа, гранича с Ираном. Крымское ханство было в вассальной зависимости. Тот же Богдан Хмельницкий перед тем, как просить помощи у Русского царя, заигрывал с Османской империей на предмет стать их вассалом. Чёрное море было фактически внутренним морем Османской империи. Продвижение Османов в Европу было остановлено под Веной.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Вы не поверите, но я невероятно счастлив, что нахожусь настолько далеко от властных структур, насколько это возможно обычному человеку. Может кому-то покажется странным такая радость, кто-то обладает желанием порулить, подёргать за рычаги власти и потешить себя иллюзией, что именно он окажется великим реформатором, который сдвинет всё и вся в государстве с мертвой точки. На самом деле это великое заблуждение. Пирамида власти построена по определённым законам жанра, нарушать которые не позволят никому. Слишком много заинтересованных сторон, невероятно большие финансовые, материальные интересы сильных мира сего, чтобы так просто кому-то позволить нарушить их «священный» покой.

Тем более я понимаю, что всеми историческими процессами управляют Звёзды (астрология), Владыки кармы и Воля Провидения. Потому те процессы, которые происходят на самой вершине пирамиды, регулируются таким образом, что попадают туда те, которому назначено по судьбе. И не важно, плохо людям от таких руководителей или хорошо, вершина пирамиды есть результирующий вектор энергий всего общества. Помните фразу про то, что общество достойно того руководства (правительства), которого достойна. Изменятся ментальные настроения в обществе, результирующий вектор будет в другую сторону, и на вершину власти взойдут иные руководители.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Но, в любом случае, главным ориентиром будет не факт, что «человек хороший», а чисто деловые качества. Увы, «хороший человек» у власти, это очень опасно.

чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть фото чем отличаются губернатор и мэр. Смотреть картинку чем отличаются губернатор и мэр. Картинка про чем отличаются губернатор и мэр. Фото чем отличаются губернатор и мэр

Источник

Который год, а вернее сказать, уже не первое десятилетие, российские власти пытаются встроить такой, демократический по своей сути, институт как местное самоуправление в «традиционную» российскую властную вертикаль. По Конституции единственным источником власти у нас является народ, но кто на практике этот народ спрашивает?! Здесь все решает «главный демократ». И если это справедливо для большой страны, то и на уровне маленького муниципального образования закономерно возникает та же ситуация.

Вот и на этот раз, готовящиеся изменения в законе о местном самоуправлении, перекраивающемся по нескольку раз в год, стали достоянием гласности лишь благодаря журналистам, а не в ходе организованной демократической властью общественной дискуссии. Ну, хотя бы таким образом удалось узнать, что подготовленный администрацией президента законопроект «О поправках к закону об общих принципах организации местного самоуправления» значительно упрощает процедуру отрешения избранных мэров, глав муниципальных районов и городских округов от должности.

Парламентарии Северо-Запада, еще плохо осведомленные о сути и букве новой инициативы, рассуждая о ней, вспоминают о многочисленных конфликтах между мэрами, местными и региональными депутатами и губернаторами, знаменующими становление нового местного самоуправления в нашей стране. То губернатор мэра невзлюбит, то депутаты местные старый лозунг «Вся власть советам!» слишком близко к сердцу примут. А уж если какой крупный промышленник захочет территорию очередным заводом облагодетельствовать или бизнес-центр соорудить, то война начинается такая, что хоть святых выноси.

Тем временем, представители партии «Единая Россия» федерального уровня, комментируя готовящиеся изменения в законе о местном самоуправлении, открыто говорят о встраивании мэров в вертикаль власти. Им вторят и в регионах. Мурманский региональный депутат-единоросс Евгений Никора: «Я депутат с 2000 года и всегда выступал за такие нормы, которые давали бы больше полномочий народным избранникам, например, обязывали бы мэра отчитываться перед ними регулярно. Сейчас получается, что если глава избран всенародно, то механизм его отзыва населением практически отсутствует. Так что такая норма должна быть. Важно, чтобы в готовящемся законе было обеспечено равновесие исполнительной и законодательной ветвей власти и возможность отзыва мэра населением через депутатов».

Действительно, «медвежье» большинство на местном уровне уже обкатывает использование на практике возросшего при Медведеве значения местных парламентов. Вспомнить хотя бы противостояние, которое в конце истекшего года прославило на всю Россию маленький муниципалитет Рощино в Новгородской области. Правда, там депутатам из-за противостояния между исполнительной и законодательной властью пришлось объявить о самороспуске: на одном из заседаний Совета после долгих споров и дебатов бюджет депутаты принять так и не смогли и в нарушение регламента объявили о прекращении своих полномочий. Позднее, впрочем, одумались и решили вернуться к обсуждению бюджета, однако заявления о роспуске оставили, заверив, что готовы покинуть Совет после принятия главного финансового закона поселения. В региональном отделении КПРФ, к членам которой принадлежит и рощинский глава Николай Гребенщиков, не скрывают, что конфликт произошел из-за несоответствия партийной принадлежности народных избранников и всенародно избранного руководителя местной администрации.

Но стоит ли так зацикливаться на партиях, ведь в глубинке принадлежность к той или иной политической силе зачастую ограничивается партийным билетом? Вспомнить хотя бы Псков, где и мэр и большинство городского парламента и губернатор, ведущий с градоначальником региональной столицы, принадлежат к правящей партии. В рамках противостояния здесь была в сжатые сроки реализована кремлевская реформа местного самоуправления, в результате чего управление городом стало «двухголовым». Причем мэр, дорабатывающий свой срок, и выбранный из состава депутатов Гордумы глава взаимно саботировали решения и действия друг друга.

Еще одна иллюстрация того, что позиция в конфликтах местного значения определяется не партийной принадлежностью, а местным же раскладом – мнение однопартийца Ольги Шмаеник из республики Коми, которую чаша противостояний между губернатором и столичным мэром пока миновала. Депутат Госсовета республики Коми Сергей Катунин по поводу инициативы Кремля высказывается предельно положительно: «Никакого негатива я в этом не вижу. Многие депутаты и так назначают мэров. Депутаты и так могут объявить недоверие мэру».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *