чем отличалась община греческого полиса
ГРЕЧЕСКАЯ ОБЩИНА-ПОЛИС
Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, община в Древней Греции была основной ячейкой общества, но отличалась своеобразием и во многих своих чертах была не похожа на восточную общину. Особенности греческой общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю цивилизации в целом.
Это была община-полис, включающая в себя не только сельское население (как на Востоке), но и городское. Членом общины можно было стать при двух условиях: если человек являлся греком по национальности, если он был свободным и владел частной собственностью. Все члены общины — свободные собственники — обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.
Государство в Греции существовало не над общиной (как это было на Востоке), оно вырастало из общины; точнее, сама община превращалась в маленькое государство со своими законами, органами власти и системой управления. Члены общины, горожане и земледельцы, не знавшие проблемы отчуждения от государства, сплачивались в единый, достаточно зам-
• Полисомв Древней Греции называли город государ
ство. Оно состояло из самого города и прилегающих к
нему территорий. Ш Система ценностей— система нравственных норм,
идеалов, которые определяют поведение человека, его
отношение к себе, окружающему миру.
кнутый коллектив, составлявший экономическое, политическое и идейное целое.
Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т. е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии. Например, под охраной закона находились земледельцы: в Спарте до IV в. до н. э. было запрещено отчуждать землю у крестьян, в Афинах прославленный законодатель Солон не дозволял, чтобы один человек покупал землю в неограниченных количествах. Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.
Полис (т. е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподеленной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.
Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. В полисе создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависело от его граждан, от того, сколько среди них будет ярких, талантливых и благородных людей. Они почитали древние традиции, осуждали стяжательство и очень высоко ценили крестьянский труд. Но главное — ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости. Так, одержав победу над персами, греки объясняли свой успех тем, что они обладали даром свободы, а все
Слово «автаркия»можно перевести как «самообеспеченность», «самодостаточность».
подданные персидского царя-деспота были его рабами.
Сила и самостоятельность общин-полисов во многом объяснялись тем, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств, хотя монархическая форма правления внутри полисов какое-то время существовала. В глубокой древности во главе полисов стоял царь — басилевс и родовая знать, ущемлявшие права демоса (народа), к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники. К VII в. до н. э. конфликты внутри полиса достигли особенного размаха.
Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократии был и другой противник — довольно большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.
Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании — единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.
Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены, быстро отпала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других — демо критическим, но в любом случае большую роль игра-
В Тиран— в переводе с греческого «единоличный правы тель». Это слово не имело отрицательного смысла. Тираны нередко способствовали процветанию полисов.
Ш Олигархия— в буквальном переводе с греческого «власть меньшинства».
«У власти там стоят богатые, а бедняки не участву ют в правлении. подобного рода государство неизбеж но не будет единым, а в нем как бы будут два государства: одно — бедняков, другое —богачей».
л о народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Высокая роль народного собрания и выборность власти — два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.
Таким образом, демократия, эта уникальная черта древнегреческой цивилизации, родилась далеко не сразу и не без борьбы, не во всех полисах она достигла расцвета. Но важно, что сама структура полиса-общины создавала возможности (иногда остававшиеся нереализованными) для утверждения демократических принципов.
Греческие полисы обычно были небольшими. Например, на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км) находились три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500 кв. км) — несколько десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400 кв. км.
Полисы были очень устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем основывались на тех же принципах, что и полисы в Греции. По отношению к метрополии они вели себя как вполне независимые государства^-могли быть союзниками, а могли и вести войну.
Общество в полисах
Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, считались не-
Демократия— в буквальном переводе с греческого «власть народа».
«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах. »
полноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявшие право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). Число иноземцев росло по мере того, как Греция завоевывала все новые колонии. Многие метеки были богатыми, но тем не менее им, как правило, запрещалось покупать землю, а это, естественно, закрывало доступ к управлению полисом.
На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы. В Греции, как и в Риме, рабство отличалось от домашнего рабства на Востоке особой жесткостью и определенностью. (Исключение составляла Спарта, где рабы-илоты сохраняли некоторую самостоятельность.) Долговое рабство соплеменников было изжито довольно быстро; рабами становились только военнопленные, и, возможно, поэтому, как предполагают историки, граница, отделяющая раба от свободного, была такой отчетливой.
Рабы в Греции не имели никаких прав и действительно приравнивались к «говорящим орудиям»: они были лишены всякой собственности, являлись предметом купли-продажи, не могли заключать брак, дети рабынь именовались приплодом и тоже считались рабами. Даже в тех случаях, когда рабов отпускали на волю, они оставались неполноправными и все равно зависели от прежнего хозяина, который становился их покровителем, патроном.
В лучшем положении были рабы, которых отпускали на оброк (а такое случалось нечасто). В этом случае они могли открыть собственную мастерскую или лавочку и жить более самостоятельно.
После 500 г. до н. э., т. е. в эпоху колонизации, особенно во время войн с Персией (500—449 гг. до н. э.), число рабов начало стремительно расти. Но, как и на Востоке, они не были основными производителями. В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Земледельцы предпочитали обходиться собственными силами, особенно в тех случаях, когда требовался тщательный уход за культурами. Зато на тяжелых работах в рудниках, в мастерских рабы были основной силой. Кроме того, многие из них трудились как слуги в домах зажиточных людей.
Рабство в Древней Греции воспринималось как нечто само собой разумеющееся, свобода считалась даром, доступным далеко не всем людям. Так, великий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) полагал, что «одни естественно являются свободными, а другие — естественно рабами, и. по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо».
Дата добавления: 2016-08-07 ; просмотров: 1352 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Чем отличалась община греческого полиса от древневосточных общин?
Ответ:
Объяснение:
1991 року, після перемоги Заходу в холодній війні проти Радянського Союзу та розпаду останнього, Україна втретє за свою новітню історією стала незалежною країною.
Уперше прямий нащадок середньовічної європейської держави Русі зі столицею в стародавньому Києві — козацька держава Україна — стала незалежною ще в середині XVII століття. Її ім’я вперше згадується в Київському літописному зводі за Іпатіївським списком від 1187 року та, вірогідно, походить від слов’янського «відокремлена, родова країна».
Але навіть перша короткочасна поява Української козацької держави в ті часи, за сто років до початку боротьби за свою незалежність Сполучених Штатів Америки (1775 — 1783 ), коли ще не існувало об’єднаних Німеччини та Італії, Нідерланди тільки завершували боротьбу за свою незалежність, а Британія та Франція ще були послаблені наслідками власних громадянських війн, докорінним чином змінила стратегічний баланс сил в Європі, та й згодом — і у світі.
Внаслідок боротьби українського народу в період із 1648 по 1654 роки проти спроби його повного покріпачення та полонізації з боку найбільшої на той час європейської держави — Речі Посполитої (сучасні Польща, Литва, Україна та Білорусь) — остання була стратегічно послаблена. Уже через рік після відокремлення від неї 1654 року України більша частина Польщі з ії старою та новою столицями — Краковом та Варшавою — була тимчасово захоплена 1655 року шведами.
ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ КИЇВСЬКИЙ ВОЛОДИМИР ХРЕСТИТЕЛЬ (НА МАЛЮНКУ), ЯК І БАТЬКО ЙОГО, СВЯТОСЛАВ ХОРОБРИЙ, УВІЙШОВ В ІСТОРІЮ В РОЛІ ФУНДАТОРА ДАВНЬОРУСЬКОЇ ІМПЕРІЇ РЮРИКОВИЧІВ / ФОТО З САЙТА UKRMAP.SU
Річ Посполита ще певний час відігравала важливу роль у європейській політиці, але, втративши більшість людських і природних ресурсів України, сама стала надто вразливою з боку новонародженої за допомогою України євразійської імперії, яка 1721р. взяла собі назву Російської. Після двох ії поділів — між цією новою імперією та Австрією і Пруссією (1772-го і 1793-го) — ії остатній, третій, розподіл 1795 року позбавив уже саму Польщу незалежності, аж до 1918 року.
Україна ж, приєднавшись 1654 року до переважно азійської за культурою та формою правління Московської держави (цар якої до 1686 року, де-факто, та до 1700 року, де-юре, сплачував данину кримському ханові — васалу турецького султана), заклала тим самим основні підвалини для ії європеїзації та модернізації, за рахунок свого культурного, людського та матеріального підсилення.
Українська козацька держава начебто прикрила своїм тілом — власним народом, культурою та територією — слабкі південно-західні кордони Московії та одночасно завдала смертельної рани ії головному ворогові тих часів — Речі Посполитій. Невдовзі Московія привласнила собі майже тисячолітню історію та культурну спадщину всієї стародавньої Русі, використала ії старовинну назву (не треба плутати слово «Росія» із словом «Русь», як і «росіянин» із «русином», «русичем») та перейменувала свій у більшості фінно-угро-татарський народ із «московітів» на «росіян», «великоросів».
Прямі нащадки «руських людей», «русичів» — українці, від пращурів яких свого часу й прийшла християнська віра та основи державності на московські землі (дата заснування Москви — 1147 рік), були, відповідно, перейменовані в новій імперії на «малоросів». Поступово порівняно слабка, як для Європи, Московська держава перетворилася на потужну євроазійську імперію, без якої вже не можна було вирішувати більшість стратегічних питань не тільки в Європі, а згодом — й у світі.
Рождение греческого полиса, его характерные особенности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Полис – это особый тип общины в Древней Греции, состоящий как из крестьян-земледельцев, так и из городских жителей.
Структурные элементы греческого полиса
В отличие от древневосточных общинных структур, включавших только сельское население, важной частью греческого полиса было городское население.
Полис стал основной формой политической, экономической, социальной и идеологической организации древнегреческого общества, характер и особенности определяли неповторимость и своеобразие эллинской цивилизации.
Главными структурными элементами полиса, определявшими условия его существования, были следующие:
Характерные особенности греческого полиса
В античной форме собственности органически сливались частная собственность и государственная, причем частная была опосредована государственной. Отсюда вытекало то, в полисе что безусловной и непременной предпосылкой права собственности на землю была принадлежность к гражданам общинного объединения. Только граждане в классическом полисе могли быть собственниками земли и каждый гражданин, в свою очередь, должен был являться собственником земли. Коллектив граждан обладал верховным правом контроля и распоряжения землей, этим основным средством производства в античную эпоху.
Институт гражданства был неотъемлемой чертой полисной государственной организации. Население состояло из полноправных, неполноправных и бесправных жителей. Но только входившие в состав общины граждане, обладали всеми правами – и экономическими, и политическими, и социальными, таким образом являясь наиболее привилегированной категорией населения. Если учитывать недостаток в Греции плодородных и возделываемых земель, институт гражданства предусматривал замкнутость и стабильность гражданского коллектива, у которого численные рамки были должны жестко контролироваться.
Готовые работы на аналогичную тему
Поэтому сам полис, как коллектив граждан землевладельцев и земледельцев, являлся верховным собственником земли и выступал гарантом земельной собственности своих членов. Только полис мог вмешиваться в отношения собственности. Государство, таким образом, существовало не над общиной, а ы вырастало из самой полисной общины, оставаясь в замкнутых рамках ее коллектива.
Следующая черта полисной организации– это участие всех граждан в полисной военной организации. Учитывая, что в полисе отсутствовала регулярная армия, потенциально все граждане являлись воинами, членами ополчения, призываемого к оружию в случае возникновения военной угрозы.
Таким образом, в классическом полисе имело место триединство члена гражданского коллектива. Он одновременно являлся гражданином, собственником и воином.
Еще одной чертой полиса были особые формы самоуправления. Объединявшее исключительно граждан Народное собрание было важнейшим институтом полисного управления, благодаря существованию которого учитывалась воля каждого гражданина полиса, обязательно входившего в его состав. Другие органы управления – суд, совет, разветвленная сеть должностей исполнительной власти, – также находились в руках коллектива и не отделялись от него. Отсюда вытекал принцип исключительности, который ставил гражданина полиса на недосягаемую высоту в сравнении с другими категориями населения.
Следовательно, кроме граждан полиса никто не имел права на владение землей на территории полиса, а также права распоряжения общественными землями, принадлежавшими коллективу. Никто, кроме граждан, не имел права участвовать в его политической и военной организации. Таким образом, члены полисной общины, как сельские жители, так и горожане, составляли сплоченный, замкнутый коллектив, хранивший и контролировавший права и привилегии своих членов. Стабильность коллектива граждан стала еще одной непременной чертой полисной организации, как и небольшие размеры полиса (он не мог расширяться без конфликтов с соседями).
Экономика полиса базировалась на сельском хозяйстве. Оно являлось главным занятием гражданина полиса. Известно, что крестьянское хозяйство обладает устойчивой тенденцией к замкнутости, к самодостаточности, или, как говорили греки, – к автаркии. Поэтому сам полис, сложенный из суммы крестьянских хозяйств, его составлявших, приобретал автаркичный характер, дававший возможность вести экономически замкнутую жизнь, без обращения к рыночным отношениям и внутренним торговым связям.
Организация греческого полиса
Планировочная схема территории греческого полиса была проста – это городской центр, окруженный сельскохозяйственной земельной округой (хора).
Хора – это территория, которая использовалась гражданами полиса для ведения сельского хозяйства.
При этом в собственно гражданский коллектив входили землевладельцы земли в хоре и горожане, сохранявшие права на владение землей на ее территории.
Таким образом, полис являлся собственником земли, и гарантом отношений между гражданами, которых надо рассматривать как совладельцев общественной земли, так и владельцев частных наделов. Полис был организатором своей политической жизни, обороны, общественных работ. Он являлся наивысшей ценностью для граждан, будучи обязательным условием их жизни.
Для своей эпохи полис был совершенной формой организации господствующего класса. Его главным преимуществом была устойчивость и широта социальной базы, так как полисная община объединяла всех собственников, как рабовладельцев, так и землевладельцев, обрабатывающих свои участки без использования рабского труда. При этом все они получали от гражданской общины гарантии собственности, а также широкий набор политических прав.
2. Что представляла собой греческая община полис?
2. Что представляла собой греческая община полис?
В это время появились бедняки, работавшие батраками у богатых хозяев.
Торговля была мало развита. Существовал обмен излишками в хозяйствах басилеев на заморские товары. Распространенным меновым товаром был крупный рогатый скот. Торговля была связана с грабежом и морским разбоем.
Участились межплеменные войны, происходило смешение населения разных племен.
Постепенно должность басилея превращалась в наследственную в определенном аристократическом роде.
Древние греки считали снежную вершину горы Олимпа местожительством своих богов.
Общественное развитие Греции в VIII?VI вв. до н. э. было продолжением того процесса повсеместного становления раннего классового общества, который начался в конце гомеровской эпохи.
В Греции начали возникать небольшие рабовладельческие государства, представляющие собой укрепленные поселки, в которых жили коллективы граждан-землевладельцев, совместно защищавших свои общие интересы. Эти государственные образования получили у древних греков название полисов, т. е. городов-государств.
Постепенно усиливается имущественное расслоение внутригражданских коллективов.
С ростом экономической независимости городского демоса последний стал активнее добиваться власти аристократии. Городской демос требовал издания законов, защищающих его имущество и торгово-религиозную деятельность от злоупотреблений аристократии.
Правящая землевладельческая группа родовой аристократии противилась проведению назревших преобразований.
Поэтому городской и сельский демос в VII?VI вв. до н. э. начал решительную борьбу за реформы.
В VII?VI вв. до н. э. в ряде экономически развитых полисов возникла новая форма государственной власти, известная в науке под названием старшей, или ранней, тирании. Тиранами большей частью были выходцы из той группы аристократии, которая примкнула к верхним слоям демоса.
Старшие, или ранние, тирании были кратковременны. За время тирании вырастали и приобрели политический опыт политики, более последовательно отстаивавшие интересы демоса.
В тех же полисах, в которых после свержения власти аристократии и последовавшей после нее тирании имущественное расслоение оказывалось резким, возникла олигархия (т. е. власть немногих).
Малоазийские греческие города раньше, чем полисы балканской Греции, пережили эпоху борьбы между аристократией и демосом и превратились в богатые торгово-ремесленные центры. Этому способствовало их транзитное географические положение на стыке древнегреческого и древневосточного миров.
В VIII?VI вв. до н. э. проходила греческая колонизация.
Читайте также
Полис и поле
Полис и поле Человек не может существовать как Человек вне пространства Культуры, но он должен освободиться от господства, то есть от данной организации Культуры. Это значит, что он должен освободить от господства само поле глобальной культуры, к которому подключен. Эта
Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов?
Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов? Религиозной жизни древних руссов не было уделено достаточно внимания: её мы плохо знаем. А то, что мы знаем, не приведено в должный порядок и недостаточно осмыслено. Это пренебрежение необоснованно. Религия в жизни
Что представляла собой Финикия?
Что представляла собой Финикия? Финикия – узкая полоска земли, напоминает бороду фараона, символ его верховной власти. Некоторые считают, что название свое она получила от финиковой пальмы. Эта полоса занимает в длину 200 километров, а в ширину – от 15 до 50 километров. С
Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов?
Глава 19. Что представляла собой религия древних руссов? Религиозной жизни древних руссов не было уделено достаточно внимания: ее мы плохо знаем. А то, что мы знаем, не приведено в должный порядок и недостаточно осмыслено.Это пренебрежение необоснованно. Религия в жизни
Монархия и полис
Монархия и полис В результате борьбы диадохов, которая длилась почти пять десятилетий, распалась гигантская империя Александра Македонского. Ее распад привел к возникновению ряда новых государств, которые оказались относительно более устойчивыми, нежели «мировая
9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС
9. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПОЛИС Греческие общины оказали влияние на политическую жизнь страны, систему ценностей, отчасти даже на особенности литературы, искусства, философии, т. е. на историю древнегреческой цивилизации в целом.Древнегреческая община-полис включала в себя не
Полис и демократия
Полис и демократия Само слово демократия (demokrateia — правление демоса) было неизвестно в период расцвета тех принципов и учреждений, которые связываются с ним. Демократией стал обозначать определенный тип государственного устройства толькоАристотель вIV в. до н. э. и делал
8. Что представляла собой Германия в IХ—ХI вв.?
8. Что представляла собой Германия в IХ—ХI вв.? После распада Каролингской империи, закрепленного Верденским договором в 843 г., началось формирование раннефеодального государства в Германии. К началу Х в. на территории Германии существовали герцогства: Саксонии и
16. Что представляла собой Франция в ХI—ХV вв.?
16. Что представляла собой Франция в ХI—ХV вв.? С ХП в. во Франции начинается процесс государственной централизации. Королевская власть стала вести более активную борьбу с феодальной анархией, подрывающей производительные силы страны. Централизаторскую политику королей
19. Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.?
19. Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.? В Италии, как и в Германии, период развитого феодализма не завершился объединением страны. Она оставалась экономически и политически раздробленной. Различные регионы страны также не были однородны. Существенно различались
1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.?
1. Что представляла собой Индия в VI–XI вв.? Индия принадлежала к числу тех стран древней цивилизации, где развитые феодальные отношения появились сравнительно рано. Племена и народности Индии находились на различных уровнях экономического развития, что накладывало свой
Греческий полис
Греческий полис Греческий полис формировался как община граждан, занимающихся земледелием. Этот вид деятельности граждан являлся базой экономики полиса. И поскольку именно полис является основной формой политической и социальной организации античного общества,