чем отличается звук винила

Винил или цифра: что звучит лучше?

Аудиоконтент стал более доступным, чем когда-либо. Вы можете мгновенно воспроизвести любую песню с мобильного гаджета, и в связи с этим вдвойне удивительно, что физические аудионосители не повторили судьбу видеокассет. Но что же такого особенного в этих архаичных виниловых дисках, обладающих столь неповторимым очарованием?

Диаграмма с результатами продаж музыки демонстрирует, что винил в последние годы рос, в то время как продажи компакт-дисков падали. По данным RIAA, продажи пластинок в 2020 году увеличились почти на 30%! Таким образом, винил может быть и аутсайдер по сравнению со стримингом, однако он опередил CD.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Является ли возрождение винила проявлением наивной потребительской ностальгии или же в его звучании действительно есть волшебные нотки? Что ж, для начала затронем базовые вопросы.

Как работают проигрыватели винила и цифровые аудиоплееры?

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Независимо от того, каким будет в итоге аудионоситель, первым делом необходимо сделать саму запись. Звуковые сигналы записывают с помощью микрофонов или непосредственно с электронных музыкальных инструментов, после чего они микшируются (сводятся) и подвергаются мастерингу (подробнее об этом процессе чуть позже).

Для изготовления виниловой пластинки готовая аудиозапись передаётся на рекордер, который нарезает дорожки на специальном лаковом диске. Звуковые волны диктуют форму канавок, которые собственно и нарезает станок. Затем этот лакированный диск покрывается металлом для создания металлического слепка («мастера»), который далее используется для создания «штампа» (негативной версии «мастера»). Штамп устанавливается в гидравлический пресс и оставляет оттиск на виниловой заготовке, в результате чего и получаются привычные нам пластинки.

Во время воспроизведения пластинки игла (стилус) проигрывателя следует за дорожкой записи и генерирует сигнал с помощью крошечного электромагнитного устройства, называемого картриджем. Он может быть выполнен по технологии подвижного магнита (Moving Magnet, ММ), либо подвижной катушки (Moving Coil, MC). После прохождения через фонокорректор и усилитель, генерируемый электрический ток приводит в движение динамики, которые воспроизводят записанный звук.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

У винила есть ряд физических ограничений. Если частота записанного звука низкая, а амплитуда (громкость) слишком высокая, игла склонна выскакивать из дорожки, что провоцирует пропуски воспроизведения. Учитывая данный факт, звукоинженеры применяют специальные техники микширования перед записью музыки на пластинки — с целью предотвратить пропуски и ошибки трекинга. Одно из распространённых решений — панорамирование баса в центре стереомикса.

В случае с высокими частотами всё также непросто: в вытравленной на пластинке дорожке имеется несметное множество микроскопических изгибов — таким образом, игла должна следовать очень небольшим перепадам, которые не всегда возможно передать точно. В результате, может появиться неприятный шипящий призвук при воспроизведении сибилянтов и других высокочастотных звуков.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

А теперь сравним это с цифровыми форматами, где записанные аудиосигналы передаются через аналого-цифровой преобразователь (АЦП) в компьютер и хранятся в виде последовательности единиц и нулей. Разрешение преобразования зависит от частоты дискретизации и битности. Например, аудиозапись на CD имеет частоту дискретизации 44,1 кГц. Это означает, что звук дискретизируется 44100 раз в секунду, и на каждую выборку записывается 16 бит данных. Воспроизведение в таком случае включает в себя считывание закодированных в цифровом виде данных и их обработку в цифро-аналоговом преобразователе (ЦАП), с последующей передачей усиленного сигнала на наушники или колонки.

Теперь, когда у нас есть базовое понимание того, как работают оба формата, сравним их и попробуем определить победителя.

Чем отличается качество звучания винила и «цифры»?

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Для начала, определим основные понятия: под «винилом» подразумеваем новую, хорошо записанную пластинку, воспроизводимую с использованием лучшего доступного оборудования. Когда же мы говорим «цифровой», подразумеваем компакт-диск или 16 бит/44.1 кГц файл без потерь (lossless), также воспроизводимый с использованием лучшего доступного оборудования. Очевидно, что существуют и более продвинутые форматы цифрового аудио, однако файлы 16/44.1 более широко используются для тиражирования в коммерческих целях. Будем держать в уме, что увеличение частоты дискретизации или битовой глубины дополнительно улучшит характеристики цифрового звука.

Частотная характеристика и искажения

Виниловые пластинки способны охватить весь частотный диапазон человеческого слуха и даже больше: значения простираются примерно от 7 Гц до 50 кГц, в зависимости от используемого оборудования и применяемых фильтров низких частот. Вместе с тем, не всё так однозначно, ведь характеристики могут варьироваться даже у одной и той же пластинки: по мере того как игла проигрывателя перемещается от наружного края к центру записи и условная окружность становится меньше, улавливать и воспроизводить тончайшие высокочастотные детали становится всё сложнее.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Условная точка, в которой «тёплые и ламповые» искажения становятся раздражающими, отличается для разных слушателей. В случае с винилом суммарные гармонические искажения (THD) могут варьироваться от 0,4 % до 3%. При этом у ЦАП эти значения обычно не превышают 0,001%. При воспроизведении записей на плохо настроенном виниловом проигрывателе внутренние дорожки будут производить наиболее выраженные искажения.

Динамический диапазон

Цифровые файлы (16/44100) обеспечивают более 90 дБ разницы между самыми громкими и самыми тихими звуками, по сравнению с динамическим диапазоном винила, который составляет порядка 70 дБ. Таким образом, динамический диапазон цифровых файлов значительно выше, чем у записей на виниле.

Разделение каналов

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Разделение между левым и правым каналами у виниловых пластинок составляет порядка 30 дБ, а у цифровых файлов этот показатель превышает 90 дБ. Таким образом, теоретическая способность винила формировать звуковую сцену ограничена по сравнению с его цифровыми собратьями.

Механический шум и поверхностный шум

Проигрыватели винила генерируют низкочастотный шум, называемый «рокотом», зачастую исходящий от подшипников в приводном механизме. Даже в случае с высококлассными вертушками, рокот может быть вызван деформированными пластинками, и это становится серьезной проблемой при воспроизведении записей на аудиосистемах с хорошими низкочастотными характеристиками. И даже когда рокот незаметен на слух, он может провоцировать интермодуляционные искажения, взаимодействуя с другими звуковыми частотами.

Вдобавок, частицы пыли, попадающие на пластинку, могут вызвать посторонние звуки при воспроизведении. Причём со временем игла может вдавливать пыль в винил, а значит, треск и хлопки вполне могут укорениться в пластинке. Цифровые файлы и компакт-диски лишены этих проблем, поскольку они считываются световыми лучами и подвергаются коррекции ошибок.

Неравномерность скорости

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Проигрыватель может вносить небольшие изменения в скорость воспроизведения, известные как детонация («wow and flutter»). У хорошего проигрывателя винила отклонение скорости составляет менее 0,05%. Однако стоит учитывать, что неравномерность может присутствовать и в исходной записи — вследствие несовершенства аналоговых студийных устройств. Поскольку в цифровых системах используется прецизионная синхронизация времени и буферы данных, такие записи не подвержены детонации.

Таким образом, хороший проигрыватель винила может обеспечить очень достойные характеристики, но, при сравнении с базовыми параметрами компакт-диска, разница очевидна: цифровой формат более точен и стабилен.

Что же такого особенного в аналоговом звуке?

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

У винила имеются некоторые недостатки, связанные с техническими характеристиками, однако далёкие от идеала параметры совершенно не означают, что формат уже отжил своё: некоторым слушателям очень даже нравится несовершенный звук. Цифровое аудио, напротив, порой критиковали за «холодность» и отсутствие «тепла» аналоговых систем. Правда, такое мышление не слишком хорошо согласуется с тем, как нынче создаётся музыка.

В наши дни записи редко производятся с использованием только аналогового оборудования. К примеру, альбом может быть записан на магнитную ленту, а затем загружен в цифровой аудиоредактор (DAW) для последующего микширования и мастеринга. Другой релиз может быть полностью записан и смикширован в цифровом виде, после чего мастеринг осуществляется с использованием аналогового оборудования.

Как мастеринг влияет на звучание записей

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Хоть у него и нет измеримых преимуществ в качестве звука, у винила есть некоторые ощутимые на слух достоинства — в случае, если исходный материал подвергся хорошему мастерингу. Мастеринг — это процесс, с помощью которого готовится финальный микс для записи на звуковой носитель. Он позволяет достичь на альбоме согласованности уровней, сформировать общий характер звучания и необходимые промежутки между треками.

«Война громкостей» и качество звука

В последние несколько десятилетий, в связи с преодолением ограничений, характерных для аналоговых носителей и распространением оцифрованной музыки, композиции становились всё более громкими. Заметный сдвиг произошел в середине 90-х годов, когда артисты и лейблы стремились к тому, чтобы их треки выделялись, основываясь на простой идее «громче — значит лучше». На практике это было достигнуто за счет чрезмерного использования компрессии (сжатия динамического диапазона) и лимитеров на этапе мастеринга. Таким образом, амплитуда звуковых волн уменьшается, тихие отрезки песни становятся громче, снижается динамический диапазон композиции. Средний уровень аудиосигнала повышается, при пиковых значениях около 0 dBFS — максимальном уровне для цифровых носителей.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

В результате, подавляющее большинство коммерческих музыкальных релизов оказались втянутыми в беспощадную «войну громкостей», чтобы оставаться конкурентоспособными и привлекательными для слушателей. Широкое использование компрессии и лимитеров привело к заметной потере деталей и нюансов в аудиозаписях, что спровоцировало волну критики со стороны видных звукоинженеров. Некоторые аудиофилы предпочитают винил именно по этой причине: процесс мастеринга для пластинок, как правило, невосприимчив к эффектам и последствиям «войны громкостей», а значит, правильная динамика остаётся практически нетронутой.

Имеет ли смысл сравнивать аналог и цифру?

Сам по себе формат не гарантирует качества: вы можете слушать самую искусно записанную виниловую пластинку в мире, однако это не играет особой роли, если вы воспроизводите её через портативный проигрыватель со встроенными динамиками. Аналогичным образом, у вас может быть доступ к первоклассным несжатым аудиофайлам, однако это не имеет большого смысла, если вы слушаете их через динамики ноутбука или Bluetooth соединение.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Люди любят винил за уникальный опыт; многим просто нравится стирать пыль с пластинки, ставить её на проигрыватель и опускать иглу, вместо того, чтобы скроллить и нажимать на экран. К тому же, человек с большей вероятностью будет вовлечён в процесс прослушивания, что способствует восприятию альбома как цельного произведения. Вдобавок, пластинки — это просто хороший предмет для коллекционирования, даже если они просто стоят на полке.

Но самое главное — это поддержка ваших любимых артистов. Независимо от того, предпочитаете ли вы слушать компакт-диски, MP3, FLAC, винил или аудиокассеты, в идеале всё сводится к осознанию того, что ваши с трудом заработанные деньги способствуют созданию отличного контента. Несмотря на то, что цифровые файлы по измеримым параметрам явно превосходят пластинки, многим нравятся особенности винила, и это вполне объяснимо. Современные реалии таковы, что аналоговый звук больше ценится за его несовершенство, чем за точность.

Источник

CD и винил: вся правда о виниле

Доброго времени суток, хабрапользователи. Долго я собирался с мыслями и идеями о своем первом топике здесь. И вот пришло то самое время. А хочу рассказать вам о своем любимом: музыке, и непосредственно этот топик о ее носителях.

Буду вести повествование с точки зрения ди-джея.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

Сколько дифирамбов спето «самому теплому, единственному, милому и неповторимому, настоящему» аналоговому звуку, что может дать только черная пластинка и виниловый проигрыватель. Шуршание иглы, теплоту 12-дюймового винилового блина, картонный квадрат упаковки, которую вскрываешь, как письмо от любимого человека, истинный меломан не променяет ни на что. И по сей день выходящие на виниле альбомы популярных исполнителей стабильно раскупаются, а сомнений в том, что пластинка переживет компакт-диск, нет и быть не может. (мое субъективное мнение)

Для начала, давайте же разберемся, как и откуда музыка попадает на те или иные носители. Итак, первоначально вся электронная музыка пишется с использованием специальных компьютерных программ-секвенсоров. Соответственно, конечная запись представляет собой файл хорошего качества и высокого разрешения, такого формата как WAV (наиболее распространенный), или же AIFF (формат аналогичный WAV, только продвигаемый компанией Apple и являющийся родным для всех ее продуктов). Далее после попадания записи на лейбл, в зависимости от типа лейбла и самого релиза запись либо продается в первоначальном виде (WAV), либо кодированная в формат с наименьшей потерей качества (собственно MP3 с битрейтом 320 кбит/сек), либо нарезается на виниловую пластинку.

Одним словом, разницы между WAV-файлом и записью на виниле нет никакой – трек один и тот же. Однако если поставить трек, записанный на CD с исходного WAV-файла и тот же самый трек с винила, разница в звуке будет очень существенной: винил будет звучать как бы мягче и жирнее. Почему, спросите Вы? — ведь первоначально запись была совершенно идентичной.

Ответ здесь кроется не в самой записи или технологии нарезки на винил, а в способе ее воспроизведения. Когда мы воспроизводим цифровую запись с CD, мы услышим ровно то, что было на него записано, без каких-либо изменений и искажений (если конечно у Вас хороший звук, который правдиво передает все частоты). Что же происходит в случае с винилом?

Здесь надо немного разобраться с самим механизмом снятия звука виниловым проигрывателем. Итак, мы имеем пластинку, на которой нарезаны дорожки с очень маленькими бороздками. На тонарм (металлический стержень, на который и надевается картридж с иглой) проигрывателя надевается специальная снимающая игла, которая и проходится по этим бороздкам и воспроизводит с них звук. Причем процесс этот чисто механический, т.е. если мы даже выключим проигрыватель из сети и отключим от звука, и будем вращать пластинку, поднеся ухо близко к игле, мы услышим звук.

Далее тот самый звук при помощи внутреннего снимателя картриджа иглы (сродни микрофону) преобразуется в слабый электрический сигнал, который далее поступает на вход микшерного пульта, где проходит предусиление и далее уже поступает на канал, где мы им и управляем.

Однако помимо чистого, эффективного сигнала, игла также снимает в небольшой степени звук всего происходящего вокруг. В первую очередь это звук (преимущественно низкочастотный, басовый) с мониторов и колонок в клубе — так называемый фидбэк (от англ. Feedback – отдача, возврат). В данном случае он создает эффект, сходный с реверберацией. Также примешиваются небольшие искажения, связанные с тем, что игла не может каждый раз пройти дорожки одинаково, да и сама вертушка в клубе не может стоять абсолютно неподвижно (вибрация от сабвуферов, так или иначе, затронет и все содержимое ди-джейки, и вертушки – не исключение).

И таким вот образом, путем добавления описанных примесей к основному сигналу, записанному на пластинке, мы и получаем тот самый мягкий и жирный звук на выходе.

Из всего вышесказанного следует один единственный вывод: винил, безусловно, дает намного более приятный, жирный и благозвучный саунд.

Но, как и всегда в таких случаях, здесь есть одно большое «НО», точнее даже не одно, а несколько, но пока разберем самое существенное: за качество надо платить, причем немало: стоимость одной пластинки сейчас, как и прежде, составляет около 10 – 13 долларов.

Второе «НО» заключается во временном факторе появления материала у конечного потребителя, то бишь нашего с Вами брата ди-джея. С момента, пока свежевышедший на виниле релиз придет к вам из Англии или Германии, CD-шные ди-джеи уже во всю будут гонять его с компакт-дисков. А есть еще так называемые анрелизы – треки, написанные, скажем, вашими знакомыми или просто дружественными музыкантами, согласившимися дать вам промо-запись до ее официального релиза. Таких треков на виниле просто нет, и когда появятся неизвестно.

Помимо виниловых пластинок и CD есть еще такие варианты как Serato и Final Scratch. При наличии ноутбука и самого звукового модуля эти варианты позволят вам создать визуальное ощущение винила, однако, винилового звучания не заменят.

И так если подвести итоги за и против винила!

(думаю это болезнь, когда слышишь хорошую композицию и постоянно присутствует желание купить ее на виниле… – болен 🙂

(из каждого приведенного здесь минуса есть выход — в скобках приведены варианты)

UPD
Описание технических вопросов взято с сайта Promo DJ Спасибо gribozavr, статья давно валялась сохраненной — не мог найти официальный источник!

Источник

Винил и CD: на вкус и цвет [Перевод]

Сохранить и прочитать потом —

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила

В адрес ежегодного чествования виниловых пластинок поступает множество жалоб, связанных с вопросами бизнеса, но это ничто по сравнению с духом дня, который побуждает людей исследовать и покупать новую музыку. Кроме того, винил более привлекателен как формат, чем MP3 или CD. Что-то внутри радуется, когда игла опускается на пластинку, или ты рукой проворачиваешь ее для перемотки. В мире, где на вечеринке кто угодно может поменять плейлист и поставить свою любимую музыку, приятно иметь формат, который не так-то просто подменить.

Однако, давайте не будем обманывать себя. Винил – это отличный музыкальный формат, но мысль о том, что его звучание лучше, чем звучание несжатых цифровых записей сама по себе нелепа. Суть в том, что они звучат по-разному, только и всего.

Чего не может винил

С точки зрения теории нет никаких причин, по которым винил должен звучать лучше. При записи музыки на виниловые пластинки (в видео отлично разъяснены некоторые сложности мастеринга винила) нужно учитывать ряд особенностей, одной из которых является способ кодирования звука, которому нет эквивалента в формате CD. Также, винил ограничен свойствами материала, но при этом должен воспроизводить весь спектр звуковой волны, не вызывая искажений. Это условие ограничивает динамический звуковой диапазон – другими словами, диапазон частот, которые вы можете слышать.

Если вы записываете слишком низкие ноты, это будет означать, что на плоскости пластинки поместится запись меньшей длительности. Если же звуковой тон будет слишком высоким, то возникнут искажения, поскольку создать соответствующую дорожку будет очень тяжело. Поэтому инженеры при создании мастер-диска для виниловой записи часто обрезают излишне высокие или низкие частоты, используя для этого различные методы, каждый из которых влияет на звучание музыки.

Например, простым примером высоких частот на записи являются помехи, возникающие при произношении шипящих согласных, или согласных «с» или «з», которые могут при быстром произношении создавать эффект свиста (например в словах: «zip», «shack», «sap»). Это создает серьезные проблемы для специалистов, работающих с винилом, поэтому они часто вынуждены устранять избытки высоких частот на записи, делая свистящие звуки менее выраженными в процессе редактирования, или же просить вокалистов произносить проблемные места по-другому в процессе записи.

Методы обработки аудио, устраняющие слишком высокие частоты, широко применяются и для других форматов звукозаписи, но при записи на винил они жизненно необходимы. Если вы намерены сохранить громкое шипение по каким-либо эстетическим задумкам, и хотите сделать виниловую пластинку с такой записью, то вам не повезло. Когда же приходится избавляться от высоких частот, перезаписывая вокал, это может сильно повлиять на звучание. Вокалисты вынуждены исполнять композиции менее «сильно», и как результат – теряется уровень экспрессии.

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила
Звукооператор за аудиоконсолью микширует звук. Дания, 2011. Фото автора PYMCA/UIG / Getty Images

Поскольку формат CD – это исходный аналоговый аудиосигнал, который подвергся дискретизации, у него есть некоторые ограничения по частоте. Виниловые записи, в теории, сразу кодируют гладкую аудиоволну, CD же измеряет значение аналоговой величины через определенные промежутки времени в различных точках, и, затем, объединяет их. «Неважно насколько высока частота дискретизации, – как-то писал Элиот Ван Бускирк (Eliot Van Buskirk), сотрудник журнала Wired, – всю информацию, представленную аналоговой записью, закодировать невозможно».

Высказывание Элиота Бускирка в целом правдиво: так работает CD-формат – выбирает множество сэмплов из исходной аудиоволны и выстраивает их последовательно. Но такая точка зрения ошибочна по двум причинам. Во-первых, при создании виниловых записей возникают ошибки, из-за которых спрессованная дорожка не получается точной копией аудиоволны, записанной на эталонной пластинке, и не последней причиной этого являются ограничения по частоте. Правда в том, что CD никак не может точно воссоздать эталонную аудиоволну (в большинстве случаев не может – теорема Найквиста-Шеннона утверждает, что такое возможно), но и виниловая запись не может этого тоже.

Еще важнее то, что громкость сэмплов должна быть достаточной, чтобы создать копию, которую человеческое ухо слышит так, словно это оригинальная запись. Частота дискретизации у CD-формата составляет 44,1кГц – это означает, что происходит считывание значений эталонной записи 44 100 раз за секунду в диапазоне звуковых частот до 20кГц — это предел слышимости человеческого уха. Как минимум один эксперимент подтвердил, что слушатели не замечают разницы между записями, в которых есть частоты выше 21кГц и теми, которые таковых не содержат. Вы можете считать, что способны слышать частоты, не поддерживаемые форматом CD, но, скорее всего, это не так.

Спустя некоторое время, инженеры придумали, как выжать большее из 44,1кГц. Скотт Мэткалф (Scott Metcalfe), заведующий кафедрой искусства и науки звукозаписи в Институте Пибоди при Университете Джона Хопкинса, объясняет, что инженеры стали использовать «избыточную дискретизацию» при создании цифровых файлов, значение частоты которой гораздо больше 44,1кГц. Затем запись сжимается обратно до частоты CD-формата. «Сигнал захватывается на гораздо большей частоте дискретизации, которая затем с помощью математических преобразований приводится к частоте 44,1кГц, – говорит Мэткалф, – это позволяет точнее сохранить записываемую информацию».

Мэткалф рассказал о еще одной проблеме, связанной с поступающей критикой в адрес CD-формата. Даже если используемый метод звукозаписи поддерживает частоты выше 20кГц, это бесполезно, если у вас нет микрофона, способного записывать такие частоты, и нет такого динамика, который бы их воспроизводил. У большинства студий нет микрофонов, чувствительных к частотам выше 20кГц, а динамики, их воспроизводящие, встречаются и того реже. В действительности, большинство аудиосистем оснащены фильтрами низких частот, которые обрезают все частоты выше указанной. Факт состоит в том, что CD-формат способен создать еще более точную копию звуковой волны, чем винил.

А что же предпочитают люди?

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила
Жаль, что нельзя провести соревнование между CD и винилом по аналогии с Pepsi и CocaCola. Владелец изображения Pepsi

Известный факт: американцы покупают цифровые копии песен в гораздо большем количестве, чем другие альтернативные музыкальные форматы. В связи с этим можно предположить, что они предпочитают слушать цифровую музыку или CD, а не винил. Если подсчитать продажи как альбомов, так и песен, то окажется, что в прошлом году (2013) было продано 243,5 млн. цифровых альбомов, 165,4 млн. альбомов, изданных на CD, и 6,1 млн. виниловых пластинок. Учитывая, что сжатый цифровой звук значительно хуже по качеству, чем CD или винил, видно, что потребители больше заботятся об удобстве приобретения и использования, чем о качестве звука.

Но сравнивать CD и винил немного неправильно, поскольку разные люди понимают под словом «удобство» разное. Вы не можете уместить тысячу песен на виниловых пластинках в вашем кармане и слушать их на пробежке. Но что, если сравнивать цифровое и аналоговое аудио при равных, контролируемых условиях?

К сожалению, никто не проводил тест на сравнение винила и CD, но есть результативный эксперимент Джона Геринджера (John Geringer) и Патрика Дуннигана (Patrick Dunnigan) из штата Флорида, в котором сравнивались CD и высококачественные кассетные записи. Хотя кассеты, продаваемые покупателям, и обладают худшим качеством звука, чем виниловые записи, к магнитной ленте не предъявляются особые требования при производстве, и сам формат не страдает от ограничений частоты, которые навязывает виниловый формат во избежание звукопотерь. Конечно, данный эксперимент не совсем годится для использования в нашем контексте, но понимание того, как люди воспринимают высококачественный аналог цифрового звука, должно пригодится в рамках данного материала.

Геринджер и Дунниган использовали одинаковые микрофоны и настройки микшерных пультов, чтобы записать 4 различных концерта, используя цифровую запись и высококачественный аналоговый кассетный рекордер (модель MR-3 марки Nakamichi широко известна среди меломанов). Затем они попросили 40 испытуемых прослушать записи. Участникам эксперимента позволялось пользоваться наушниками и аудиоколонками и в любой момент переключаться между цифровой и кассетной записью. Испытуемые не знали, какая запись является цифровой, а какая – аналоговой. Затем их попросили написать о выборе, который они сделали.

Как оказалось, большинство склонилось в пользу цифровой записи. «Участники эксперимента дали гораздо более высокие оценки качеству низких и высоких частот цифровой записи», – отчитались Геринджер и Дунниган. Результаты оценки цифровых записей оказались хуже по некоторым пунктам (записи струнных оркестров были практически одинаковыми) по сравнению с аналоговыми записями, но их средний балл всегда превышал средний балл аналоговых. Большинство приличных аналоговых записей были исключены из эксперимента, поскольку сами эти записи содержали музыку таких жанров, которые не пришлись испытуемым по вкусу. Однако нашлось и несколько людей, выказавших ярко выраженное предпочтение «цифре» (вне зависимости от жанра).

За что же люди любят винил?

чем отличается звук винила. Смотреть фото чем отличается звук винила. Смотреть картинку чем отличается звук винила. Картинка про чем отличается звук винила. Фото чем отличается звук винила
Энтузиасты быстро просматривают коробки с виниловыми записями в день открытия ежегодной ярмарки звукозаписи, проводимой некоммерческой радиостанцией WFMU из города Джерси (22 ноября 2013, Нью-Йорк). Фото Спенсера Платта (Spencer Platt) / Getty Images

Возможно, самым замечательным в звучании винила является именно то, что пластинки изменяют звучание оригинальных записей. Множество фанатов говорят о «теплом» звучании винила, в особенности в области низких частот. Но, как выразился Марк Ричардсон (Mark Richardson), журналист электронного издания Pitchfork: «Тот «теплый» звук, который множество людей ассоциируют с виниловыми пластинками, может быть описан просто как неаккуратно записанный бас». Сложности при точном воспроизведении баса на виниловой пластинке связаны с тем, что канавки не должны быть слишком большими, поэтому инженеры вынуждены проделывать множество сложных операций для изменения звучания баса, чтобы пластинка звучала нормально, что, по всей видимости, пришлось массам по вкусу.

Так называемая «теплота» также является эффектом, возникающим из-за дефектов проигрывателей. Стэнли Липшиц из Университета Ватерлоо как-то объяснил журналу Popular Science, что звук динамика и колебания высоты иглы могут вызывать вибрации в звучании записи, которые иголка считывает и воспроизводит как, якобы, «теплый» звук.

Считается ли неправильным любить этот «теплый» звук? Разумеется, нет! Было бы нелепо судить об этом как об истинно правильной оценке эстетического вкуса. Это как упрекать расстроенные струны за то, что они «не соответствуют» звуку настроенной гитары. Искажения звука могут быть прекрасны, и нет ничего плохого в том, чтобы любить их. Но также важно упомянуть, что именно из-за этого «теплого» звучания виниловые записи отличаются от звука, записанного музыкантами на студии.

«Как инженер звукозаписи, могу сказать, что при работе с цифровыми форматами ты получаешь ровно то, что изначально планировал, – объясняет Мэткалф. – Но когда работаешь с аналоговым звуком, результат может отличаться от первоначальных установок».

Должен ли я перестать слушать винил?

Нет! Ради всего святого, нет. Каждый формат имеет свой определенный шарм, и все их различия в качестве чаще всего перекрываются качеством звукозаписывающей аппаратуры, устройств воспроизведения и подходом к звукозаписи. Но если вы коллекционируете пластинки, вам не следует постоянно твердить своим друзьям о том, насколько чище звучит винил. Во-первых – это абсолютно свинское поведение, но важнее то, что это ложь. Цифровые записи гораздо точнее воспроизводят звуковую волну. Это не единственная мысль, над которой стоит задуматься, но она показывает всю несостоятельность аргументов некоторых приверженцев винила.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *