чем отличается сравнительная степень прилагательного и наречия
Различие прилагательных и наречий
Наречия в сравнительной степени образовываются от качественных имен прилагательных. Несмотря на существование ряда особых признаков, в тексте их выявить не всегда просто. Для того чтобы отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в сравнительной степени, необходимо придерживаться следующих правил.
Главное отличие заключается в том, что наречие относится к глаголу, а прилагательное – к существительному. К примеру,
Бежать быстрее (наречие) – бег быстрее (прилагательное).
Второй характерный признак наречия – его положение в предложении. Данная часть речи является обычно обстоятельством, в то время как прилагательное – всегда сказуемым. Например,
Я побежал (как?) быстрее, чем Саша. – Мой бег был (каков?) быстрее.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать третий способ определения части речи – по вопросу. К наречию задается вопрос — как?, к прилагательному — каков?
петь (как?) громче – пение (каково?) громче
Еще один способ выявления наречия — от простой сравнительной степени можно образовать составную сравнительную степень и посмотреть на результат. К примеру,
танцевать веселее (более весело – наречие) – танец веселее (более веселый — прилагательное).
Особенность некоторых наречий такова, что зачастую их путают с формами кратких прилагательных. Чтобы не допускать ошибок, необходимо усвоить основные отличия наречий от прилагательных в предложении.
Образованные от качественных прилагательных наречия — неизменяемая часть речи, не имеют окончаний, отвечают на вопрос как? Обычно примыкают к глаголам.
Краткие прилагательные изменяются по родам и числам, можно выделить окончание, отвечают на вопросы каков? какова? каково? каковы? Согласуются с существительными и местоимениями по роду, числу.
В предложениях наречия обычно выполняют синтаксическую роль обстоятельства, тогда как краткие прилагательные – роль именного сказуемого.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Отличие наречия от прилагательного
Тесты на тему Наречие
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Наречие в табл.«, «Морфологический разбор наречия«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Как отличить наречие от прилагательного
Отличить наречие от прилагательного или слова категории состояния можно, определив морфологические и синтаксические признаки этих частей речи.
В чем отличие наречия от прилагательного?
В русском языке имеются слова для обозначения предметов, которые называют именами существительными. Слова, которые обозначают признаки этих предметов, — это имена прилагательные, а для обозначения действий существуют глаголы.
Укажем специальные слова, которые обозначают признаки действий (прыгать высоко), признаки признаков (весьма привлекательный) и признаки предметов (поворот налево). Такая уникальная часть речи называется наречием. Наречие — это самостоятельная часть речи, которая возникла на базе слов других частей речи.
Наречия, которые образованы от качественных прилагательных с помощью суффикса -о, по грамматической форме очень напоминают краткие формы среднего рода прилагательных, а также слова категории состояния.
Как отличить наречие от прилагательного? Ведь слова этих самостоятельных частей речи обозначают признак. Разберемся в этом.
Прилагательное в краткой форме среднего рода
Имя прилагательное обозначает непосредственный признак предмета, выражая его качество.
Имя прилагательное в краткой форме единственного числа отвечает на вопросы:
каков? какова? каково? каковы?
Краткая форма прилагательного не имеет падежных форм, но изменяется по родам и числам:
Прилагательное в полной и краткой форме имеет окончание.
В предложении прилагательное в краткой форме — это составное именное сказуемое.
Перейдем к наречию. Проанализируем его морфологические и синтаксические признаки и отыщем различия с омонимичной формой прилагательного.
От качественного прилагательного образуем с помощью суффикса -о однокоренное наречие:
Наречие «хмуро» не изменяется. Конечная буква «о» является словообразовательным суффиксом. По сравнению с прилагательным наречие обозначает другой признак, а именно признак действия. В предложении слово этой части речи поясняет глагол и является обстоятельством.
Вывод:
1. прилагательное обозначает признак в связи с качеством, а наречие — признак действия, признак признака или предмета.
2. Прилагательное изменяется, а наречие — неизменяемая часть речи.
3. Краткая форма прилагательного — это сказуемое, а наречие — обстоятельство.
Отличие наречия от прилагательного в сравнительной степени
Наречия на -о и качественные прилагательные имеют омонимичные формы простой сравнительной степени. У слов обеих частей речи эти формы не изменяются. Различаем их по вопросу и синтаксической функции в предложении.
Понаблюдаем:
Небо (каково?) ниже над головой в пасмурную дождливую погоду.
Форма сравнительной степени прилагательного является сказуемым, а форма наречия зависит от глагола и выступает в роли обстоятельства.
Как отличить наречие от слов категории состояния?
В контексте отличаем наречие от похожего слова категории состояния. Категория состояния тоже не изменяется. Эта часть речи обозначает, как станет понятно из её названия, состояние человека или окружающей среды. Категория состояния всегда выступает в роли сказуемого в безличном предложении.
Сравним:
У меня весело на душе от неожиданной удачи.
Мать (как?) тихо поет малышу колыбельную.
Урок русского языка в 7 классе на тему «Разграничение сравнительной степени имён прилагательных и наречий» по ФГОС (программа Ладыженской)
Предмет : русский язык
Тип урока : открытие новых знаний
УМК : М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская,Л.А.Тростенцова и др.(М. «Просвещение»,2017 год)
Дата проведения: 19.01.2017
Учитель: Рустамова Гульфия Камилевна
Образовательное учреждение : МБОУ «Гимназия №29»
Создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
Организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первич ному закреплению знаний по теме.
Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме
Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
Личностные : развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка; осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
1)Регулятивные : умение определять тему урока и ставить цель своей деятельности на уроке.
3)Коммуникативные : умение вступать в в учебный диалог с учителем,одноклассниками, участвовать в общей беседе,соблюдая нормы речевого поведения
учебник, раздаточный материал, презентация
Задания для учащихся, выполне-ние которых приведет к достиже-нию запланированных результатов
— Какая часть речи легла в основу моего приветствия? (наречие)
— Давайте вспомним, что же мы знаем о наречии?
Но прежде сделаем записи в тетради (число девятнадцатое января 1 слайд) Запишем число.Оставьте2 строчки для темы урока, мы ее запишем позже.
Отвечают на поставленный вопрос, записывают дату в рабочих тетрадях.
включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Я предлагаю вам в качестве разминки приём 1)«Согласен- не согласен» (2слайд)
(3 слайд- ответы, 4 слайд – нормы оценки)
2) Вспомним текст приветствия, с которого я начала наш урок. Я предлагаю вам выбрать по два наречия и образовать степени сравнения. (5 слайд) Проверьте и оцените своего соседа по парте. (6 слайд )
Проставьте оценки в оценочные листы
Отвечают на вопросы. Сверяют по эталону. Знакомятся с таблицей оценки и самооценки знаний. Делают записи в таблицах оценки и самооценки.
Ответы на вопросы мини опроса, составление форм сравнительной степени
Проведение фронтального опроса в нетрадиционной форме, помогающей учащимся провести самодиагностику знаний и сформировать социальную смелость.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
А сейчас посмотрите, пожалуйста, на экран (слайд 7).
Мой брат выше меня.
Мой брат через планку прыгает выше меня.
Вопрос: Назовите слова. обозначающие степени сравнения. В одном случае это сравнительная степень наречия, в другом прилагательного. Найдите и определите, где наречие и где прилагательное. Определить пока не можем. Значит мы еще далеко не все знаем о наречии.
Какой же будет тема нашего урока?
Запись темы урока: Разграничение сравнительной степени имён прилагательных и наречий .(слайд 8)
Какие цели мы должны поставить перед собой? Чего должны добиться? Что узнать? Чему научиться?
Цель: узнать как определяется часть речи при степенях сравнения, научиться определять части речи
Отвечают на вопросы.
Записывают тему урока.
Конфликтный материал (задание на сравнение, анализ)
2 этап. Стадия вызова. Выявление темы урока.
Цель: формулирование темы урока;
создание мотивации к познавательной деятельности, определение задач, которые необходимо решить в ходе изучения темы.
3.Составление алгоритма (работа в группах).
Итак, работаем в группах.
Распределите роли (Руководитель группы, генератор идей, хранитель времени, оформитель, отвечающий ) (9 слайд)
Понаблюдайте за материалом задания на распечатке. Алгоритм ваша группа должна представить через 7 мин.на большом листе, можете пользоваться маркерами.
1.Найдите в предложении сравнительную степень.
2.Посмотрите, от какого слова она зависит? Определите часть речи (слова от которого исходит вопрос), надпишите?
3.На какой вопрос отвечает?
4.Каким членом предложения является?
Напоминайка: вспомните, что обозначает наречие, какой у него основной вопрос, каким членом предложения оно является. Подсказка сравнительная степень наречия отвечает на те же вопросы и является тем же членом предложения, что и наречие. Сделайте вывод. Заполните алгоритм.
Сформулируйте правило. Проговорите его в группе.( время выполнения задания 7 минут). Ответы групп. Сверим себя по учебнику стр.99 Правильно. Пусть руководитель группы проставит вам баллы.
Есть способ проверки правильно ли вы определили часть речи: Мой брат выше меня.
Мой брат через планку прыгает выше меня.
Выше – наречие. Его можно переделать в наречие. Мой брат через планку прыгает высоко.
Работают в группах, составляют «Алгоритм», проверяют свои догадки по учебнику. Знакомятся с правилом, проговаривают его в группе. Делают записи в таблицах оценки и самооценки.
Открытие новых знаний. Цель:
знакомство с правилом постановки дефиса в наречиях.
Познаватель-ные, регулятив-ные, коммуника-тивные.
Физкультминутка (10 слайд)
А сейчас от теории перейдем к практике. Поработаем с текстом. Найдите его на листах «Раздаточного материала». Задание №4 (Задание читает учитель). Спишите предложение определите, где степени сравнения наречия, а где прилагательного. Подчеркните их как члены предложения. Сверху надпишите часть речи.
Весной солнышко светит веселее. – Теперь лицо друга стало веселее.
Эта девочка всех добрее. – Этот человек на мир смотрел добрее.
Место возле окна мне казалось удобнее. – Дети расположились удобнее.