чем отличается обгон и опережение

Отличия понятий “обгон” и “опережение” по ПДД 2021 года

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Не уверен – не обгоняй! Какой водитель не знает эту присказку? А что же насчет опережения, ведь совершение такого маневра считается более простым и безопасным? По крайней мере, в теории так оно и есть, тогда как на практике встречаются разные ситуации. И чтобы не стать участником одной из них по причине собственной неосведомленности, имеет смысл время от времени повторять ПДД, изучая не только основные вопросы, но и всевозможные нюансы.

Понятие обгона и опережения в ПДД

Для того чтобы уяснить разницу между такими часто встречающимися в правовых нормах и реальной жизни понятиями, как «обгон» и «опережение», достаточно просто внимательно прочитать их определения, прописанные в пунктах 1.2 и 11 ПДД.

Так, под обгоном подразумевается маневр, предполагающий выезд на встречную полосу с последующим за ним возвращением в свой ряд, что необходимо для объезда препятствия или транспортного средства, передвигающегося в более умеренном скоростном режиме.

Что касается опережения, то под ним подразумевается выезд на другую полосу попутного направления, притом что в этом случае разрешено опережать несколько транспортных средств, поскольку для встречного потока не возникает никаких рисков. Но совершать такие маневры можно только на тех участках пути, где для одного направления предусмотрено не менее двух полос, иначе речь будет идти уже об обгоне.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Чем отличается выполнение маневров

Казалось бы, все ясно – есть несколько полос на дороге – можно опережать, нет – можно обгонять. Но не тут-то было, ведь в обоих случаях следует руководствоваться не только дорожной конфигурацией и разметкой.

Как и где разрешается опережение

Поскольку опережение не подразумевает выезд на встречку, то и запретов для его выполнения гораздо меньше. И именно этим маневр отличается от обгона, имея следующие серьезные отличия:

Примечательно, что для совершения обгона существует гораздо больше ограничений, поскольку этот маневр считается более опасным. Именно поэтому для опережения не предусмотрено никаких санкций и штрафных взысканий, если, конечно, действия водителя не повлекли за собой серьезных последствий.

Когда следует воздерживаться от обгона

Практика показывает, что совершить опережение гораздо проще, чем обгон. Этот момент учитывается в пункте 11.2 в ПДД, где прописаны все случаи, когда запрещается выполнять последний маневр. Среди них:

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Все перечисленные ситуации чреваты лобовым столкновением, поэтому отказываться от совершения маневров следует не столько из-за боязни быть оштрафованным, сколько из соображений собственной безопасности. Именно поэтому категорически не рекомендуется идти на обгон на подъем, в ненастье, а также при плохой видимости.

Источник

В чём заключается разница между опережением и обгоном

Правила дорожного движения составлялись таким образом, чтобы не допустить разночтений при их трактовке. Но практика и теория редко оказывается тождественными. Существует немало терминов, которые водители понимают по-разному. Один из самых показательных примеров — обгон и опережение. Даже достаточно опытные водители, если их спросить, в чём разница между этими понятиями, могут испытывать проблемы с ответом. Между тем подобная незнание может обернуться неприятными последствиями при незапланированных встречах с сотрудниками ГИБДД. Правильное применение этих терминов в некоторых случаях может сыграть более существенную роль, доказывая вашу невиновность при совершении ДТП. В последнее время статистика по аварийности только ухудшается. Транспортное средство становится все более весомым фактором, влияющим на безопасность дорожного движения. Правильное понимание водителем всех совершаемых им маневров — залог того, что в результате не пострадает ни он сам, ни пассажиры, ни другие водители или пешеходы.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережениеКак определить когда выполняется обгон, а когда опережение?

Определение обгона и опережения

Обгон, как следует из ПДД, — это манёвр, связанный с выездом автотранспортного средства на встречную полосу, совершаемый ради опережения впереди едущего ТС, с последующим возвращением на исходную полосу движения. Подобная трактовка далеко не всегда воспринимается однозначно, поэтому для более чёткого понимания этой разновидности дорожного маневрирования поговорим о характерных только для обгона особенностях:

Применимость правил совершения обгона и опережения неразрывно связано с другими пунктами ПДД, включая сферу действия дорожных знаков и разметки. Приведем несколько примеров, которые помогут более адекватно различать эти два манёвра:

Именно последний случай и трактуется как самый опасный, поскольку далеко не всегда удается адекватно рассчитать скорость машин, едущих навстречу. Так, если в начале обгона кажется, что они далеко, то ближе к середине может выясниться, что вы не успеете завершить манёвр, а ваше место на попутной полосе к этому времени может быть уже занято. Это – аварийная ситуация, грозящая столкновением на огромной скорости с самыми печальными последствиями для многих участников ДД.

Закрепляем умение различать обгон и опережение

Итак, мы уже выяснили, что любое маневрирование без выезда на встречную полосу движения не является обгоном. При этом опережением можно назвать и совершение обгона с выездом на встречную полосу, если при этом автотранспорт, совершающий обгон, не намерен возвращаться в свой поток. Опять же, обгон не является запрещённым манёвром, однако он строго регламентируется правилами. Если отсутствует знаки, запрещающие выполнение обгона на конкретном участке дороги, или же разметка, разделяющая встречные полосы, не является сплошной, то совершение обгона будет вполне легальным действием. В отношении опережения никаких специальных запретов в ПДД не предусмотрено. Ещё одним тонким отличием опережения и обгона является допустимость выполнения опережающего маневрирования с выездом на левую или правую полосы попутного движения. Но – при условии соблюдения пунктов правил, допускающих выполнении подобных действий.

Когда обгоны разрешены, а в каких случаях – запрещены

Многие пункты ПДД подверглись изменениям в 2013 году. Хотя часть из них можно определить, как косметические, это не избавляет от необходимости запоминания. Итак, правила предписывают перед выполнением обгона убедиться, что выезд на встречную с последующим возвращением на исходную полосу не создаёт помех или препятствий другим участникам ДД. Кроме того, участок автотрассы, на котором планируется выполнение манёвра, не должен подпадать под действие знаков, запрещающего обгон (напомним, существует две их разновидности). Водитель вначале должен внимательно проанализировать сложившуюся на трассе ситуацию, определить безопасную дистанцию, позволяющую без приключений начать и завершить манёвр, и только после этого включить левый указатель поворота и начать обгон. В ряде случаев выполнять обгон запрещено:

Все описанные случаи являются абсолютно обоснованными, а несоблюдение правил обгона чревато возникновением аварийных ситуаций.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Отдельно следует упомянуть те разделы ПДД, в которых описывается запрет на выполнение обгона на конкретных участках дороги:

Есть в ПДД и пункты, касающиеся правил поведения обгоняемых автомашин. В частности, им запрещено увеличивать скорость, если обгонный манёвр начат, а также препятствовать его осуществлению любым иным способом. Если по автотрассе движется тихоходное ТС, откровенно мешающее другим участникам ДД, оно, согласно правилам, обязано не просто не препятствовать обгону, но и содействовать его успешному выполнению. Например, перестроиться на крайнюю правую полосу, или вовсе прекратить движение (на обочине дороги). Отметим, что этот пункт правил касается только движения вне населённых пунктов и действует не только при совершении обгона, но и опережения.

Начинающие водители, как правило, с большой осторожностью идут на обгон, поскольку, во-первых, боятся нарушить один из пунктов правил, а во-вторых, ещё не умеют правильно рассчитывать безопасную дистанцию. Их с полным правом можно причислить к потенциально опасной категории лиц, управляющих транспортными средствами общего пользования. С другой стороны, многие автовладельцы, обладающие достаточным опытом и знаниями, часто переоценивают силы и возможности своего четырехколёсного друга, рассчитывая на то, что в случае непредвиденных ситуаций успеют безопасно завершить или отказаться от выполнения обгона. Такие лихачи даже часто становятся виновниками дорожных происшествий с крайне тяжёлыми последствиями.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Поговорим теперь о пунктах ПДД, регламентирующих обгон с учётом дорожной разметки. Разрешается выполнять этот манёвр в следующих случаях:

Но если учесть, что обгонных манёвров без выезда на встречку не бывает, то все перечисленные случаи можно отнести к разряду опережающих.

В последнее время участились случаи наезда транспортных средств на людей, находящихся на пешеходном переходе. Это грубейшее нарушение, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни большого количества пешеходов. Именно поэтому на «зебре» категорически запрещён не только обгон, но и ряд других потенциально опасных действий, например:

Причём все вышеперечисленные запреты касаются и ситуаций, когда люди на пешеходном переходе отсутствуют. Бывает и так, что сама разметка, обозначающая пешеходный переход, изрядно вытерта, или скрыта под слоем грязи, снега или луж. Это не освобождает водителей от ответственности, поскольку все подобные места дублируются соответствующими дорожными знаками. Водителям, планирующим осуществить поездку за границу на собственном транспорте, мы рекомендуем ознакомиться с местной разметкой и дорожными знаками – вполне вероятно, что они будут отличаться от привычных. В качестве примера можно привести знак пешеходного перехода, выглядящий нетрадиционно в таких странах, как Австралия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Ещё один нюанс касается обгона на мосту, в тоннеле, на эстакадах. Вернее, его запрета – несмотря на присутствие этого пункта в ПДД, перед каждым таким объектом устанавливают знак 3.20, дублирующий запрет и напоминающий водителям о том, что это участок дороги, характеризующийся повышенной опасностью. При движении по участку дороги, обозначенному знаком 1.14, следует также учитывать, что, независимо от градиента подъёма (цифры, указываемые непосредственно на знаке, указывающие на крутизну в градусах), обгон запрещён на конечном участке, поскольку обзор встречной полосы ограничен. Но если трасса с двумя и более полосами движения в попутном направлении, то обгонять впереди едущий автомобиль без выезда на встречную полосу можно. Собственно говоря, такой манёвр уже будет считаться обгонным, и это ещё одна ситуация, объясняющая, чем отличается обгон от опережения.

Обгон на железнодорожном переезде – причина очень многих аварий, совершаемых из-за недисциплинированных водителей, причём зачастую страдает не та машине, которая пошла на обгон, а обгоняемая – ведь на завершающей стадии выполнения манёвра видимость ограничена уже у неё. Именно поэтому зона действия знаков 1.1-1.4.6 распространяется на участок дороги, предшествующий переезду (до 300 метров за пределами НП и за 100 после переезда в городах).

Мы обещали, что поговорим о двойном обгоне. Любой водитель знает, что это такое, и что двойной обгон запрещён вне зависимости от текущих дорожных обстоятельств и наличия запрещающих/разрешающих знаков. Но, как ни странно, в ПДД отсутствует определение этого термина, то есть оно употребляется как бы неофициально. Зато в пункте 11.02 чётко прописано, что если едущий впереди водитель приступил к обгонному манёвру, вам его обгонять уже нельзя. В сущности, в современной трактовке, когда обгон сопряжён с выездом на встречную полосу, двойной обгон – это уже крайне рискованное мероприятие, с гарантированно непредсказуемыми результатами.

И в этой связи нужно чётко представлять себе, в чём заключается разница между опережением и обгоном. Многие водители, в силу привычки ориентируются именно на старую трактовку правил, где обгоном назывался манёвр, совершаемый и в рамках правой стороны дороги (при наличии двух и более полос для движения в одну сторону). Нынешние правовые нормы – более либеральные, но и шансы встретиться с инспектором ГИБДД, который попытается «подвести» вас под нарушение, которого вы не нарушали, тоже ненулевые. Так что выполнение манёвра, именуемого в народе «паровозиком», когда впереди вас с небольшой скоростью движутся две габаритные фуры, в соответствии с новыми правилами не является двойным обгоном, но этот факт нужно будет ещё доказать. Так что от этого лучше воздержаться. Эта ситуация во многом схожа с обгоном организованной колонны. Под этим термином понимают движение каравана автомобилей в количестве не менее трёх, который сопровождается автомобилем со специальными сигналами (синие/красные проблесковые маячки, сирена). Обгон таких колонн запрещён, даже при отсутствии запрещающих знаков и разметки.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Наконец, нельзя не упомянуть термин «встречный разъезд», также часто используемый невпопад. Он характерен именно для российских дорог: у нас сужение дорожного полотна, вызванное непреодолимыми обстоятельствами (авария, падение дерева, ремонтные работы и пр.), встречается не так уж редко. Если это дорога с тремя и более полосами – проблем обычно не возникает, но на двухполосных автотрассах приходится каким-то образом выходить из сложившейся ситуации – в противном случае за считанные минуты может образоваться многокилометровый затор, в зависимости от интенсивности автотрафика.

Часть водителей предпочтёт объезд препятствия по обочине, но это – злостное нарушение, касающееся солидным штрафом. Так что выезд на встречную полосу – вынужденная мера. Именно такой манёвр и называется встречным разъездом, когда через узкий участок дороги попеременно движутся автомобили то в одну, то в другую стороны. Если такой разъезд не регулируется, действует простое правило: водитель, намеревающийся двигаться по встречной полосе, должен это делать только при отсутствии встречного транспорта, дожидаясь свободного окошка в потоке движущихся машин. Разумеется, этот манёвр к опережению причислить нельзя.

Источник

Разберемся, чем отличается обгон от опережения

Многие водители, получившие права, в дальнейшем не следят или не стараются разобраться в изменениях ПДД, пока не столкнутся с ними на практике, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. В 2010 году в правилах появился новый термин «опережение», который стали путать с «обгоном». Несмотря на то, что маневры схожи, требования к их совершению разные.

Понятия обгона и опережения

Под опережением понимают движение автомобиля со скоростью большей, чем скорость ТС, движущегося в том же направлении по соседней полосе. В 2010 году изменилась и трактовка понятия «Обгон». Раньше под термином подразумевали опережение автомобиля, связанное с выездом из занимаемого ряда. Теперь он трактуется, как опережение с выездом на полосу (сторону) встречного потока машин и дальнейшим возвратом.

Разница между маневрами

Оба маневра предполагают ускорение и опережение впереди идущего ТС. Разница не только в трактовке понятия, но и в выполнении маневра.

Обгон

Согласно определению, предполагается выезд на встречку и возврат на прежнюю сторону. Рассмотрим пример. Водитель едет по двухполосной дороге, разделенной прерывистой полосой, запрещающих знаков нет. Перед ним едет автомобиль с меньшей скоростью.

Чтобы его обогнать, водитель выезжает на полосу встречного потока машин, ускоряется и возвращается.

Опережение

Действие представляет собой движение с большей скоростью, чем у попутных ТС. В отличие от обгона, не предполагается смена полосы. Например, в левом и правом ряду попутно едут два авто со скоростью 50 км/час. Водитель, движущийся справа, ускоряется и выезжает вперед.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Рассмотрим еще один пример опережения, который часто путают с обгоном. Друг за другом едут два автомобиля. Авто сзади выезжает на правую сторону, ускоряется, опережая впереди идущее авто, и возвращается в прежний ряд. Поскольку не было выезда на встречку, обгоном это считать нельзя. Обгоняющий автомобиль совершил перестроение из левого в правый ряд, опережение и снова перестроение из правого в левый ряд.

Опасность маневров

ПДД не предъявляют к опережению строгих требований. Сам по себе маневр не представляет большой опасности. Для его совершения достаточно убедиться, что впереди нет никаких препятствий. Если опережение идет вместе с перестроением, то водителю также необходимо убедиться в безопасности и этого маневра.

Главное – не превышать максимально допустимой скорости движения.

Что касается обгона, то здесь возрастает риск аварии. Поэтому, согласно п. 11.2 ПДД, маневр запрещен, если:

Таким образом, для обгона нужно убедиться в том, что другие автомобилисты не совершают или не планируют подобных действий, встречная полоса свободна, а возврат на прежний ряд не создаст никому помех.

В свою очередь водитель обгоняемого ТС не должен выполнять никаких действий, препятствующих обгону.

Маневры на перекрестке

Пересечения дорог могут быть двух типов – регулируемые и нерегулируемые. Опережать другой автомобиль можно на любом из них. Обгон же разрешен только на нерегулируемом, но при условии движения по главной дороге.

Маневры на пешеходном переходе

Правилами дорожного движения разрешено совершать опережение на данном участке дороге, но при этом необходимо руководствоваться правилами проезда пешеходного перехода, установленными в разделе 14.

Что касается обгона, то до 2014 года его запрещали только, когда на переходе находились пешеходы. В настоящее время нельзя обгонят даже при отсутствии каких-либо помех.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Маневры в тоннеле

Тоннель представляют собой дорогу в ограниченном пространстве. Совершать опасные маневры, в том числе обгон, в нем запрещено. Связано это с тем, что в случае появления встречного автомобиля и невозможности возвращения в свой ряд, ни один из водителей не сможет увернуться от столкновения. В то время, как на открытом участке дороги обгоняющий может съехать на обочину или в кювет.

По той же самой причине обгон запрещен на мостах, эстакадах и под ними.

Штрафы и наказания

Так как опережение и обгон связаны с ускорением, водителю может грозить штраф за превышение скорости, в соответствии с п. 12.9 КоАП. В зависимости от степени превышения, размер штрафа варьируется от 500 до 5000 рублей. За более грубое нарушение водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев.

Обгон предполагает выезд на встречку, значит, за совершение маневра в неположенном месте водителю могут выписать штраф 5000 руб., либо лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП. За повторное нарушение могут лишить прав могут на 12 месяцев, а в случае фото- и видео-фиксации обяжут заплатить 5000 руб. в пользу государства.

Примеры из практики

Водитель должен понимать, в какой ситуации им совершается опережение, а когда обгон, так как к последнему маневру предъявляются более строгие требования.

Неправильная оценка ситуации может привести к привлечению к административной ответственности.

Пример 1

Чаще всего споры водителей с инспекторами ГИБДД возникают по поводу завершению обгона. Рассмотрим несколько ситуаций.

Водитель планирует обогнать трактор. Знак информирует о том, что через 150-300 м будет ж/д переезд. Обгон разрешен, если будет завершен не менее, чем за 100 метров до переезда.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Водитель решил обогнать повозку. Для этого ему необходимо выехать на встречку, а значит, совершить обгон. Знак указывает на то, что ТС приближается к перекрестку равнозначных дорог. Согласно ПДД, обгон на таком перекрестке запрещен. Поэтому он должен быть завершен до него.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Если бы водитель двигался по главное дороге, то закончить маневр он мог и на перекрестке.

Пример 2

Самый распространенный пример, который встречается в реальной жизни – несоответствие дорожной разметки и установленного знака. Предположим, на дороге нанесена прерывистая разметка, разрешающая ее пересечение. Но вместе с прерывистой разметкой на этом же участке дороги может быть установлен знак 3.20. В этом случае обгон совершать нельзя, так как предписание знаков имеет приоритет перед разметкой. При этом разметка и знак не запрещают автомобилисту повернуть налево и развернуться.

Опережение и обгон – схожие маневры. Но, если к первому не предъявляется строгих требований к исполнению, то для выполнения второго правилами установлены ограничения. Связано это с тем, что успешное совершение маневра зависит не только от водителя, но и от поведения других участников движения. В любом случае, совершая те или иные действия на дороге, необходимо убедиться в их безопасности.

За нарушение любого правила, автомобилисту грозит административное наказание, а за неправильный обгон могут и вовсе лишить прав. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо следить и разбираться в изменениях ПДД.

чем отличается обгон и опережение. Смотреть фото чем отличается обгон и опережение. Смотреть картинку чем отличается обгон и опережение. Картинка про чем отличается обгон и опережение. Фото чем отличается обгон и опережение

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Источник

Понятие маневров обгон и опережение, основные отличия

Понятия обгон и опережение знакомы всем водителям — каждый из них, садясь за руль, не по одному разу на дню совершает данные маневры. Тем не менее, существуют связанные с этими действиями нюансы, о которых часть автомобилистов забывает, в результате чего на дорогах периодически происходят мелкие и крупные ДТП. Данная статья объясняет, что такое обгон и опережение, чем они отличаются друг от друга, как и где можно безопасно совершать каждый из маневров, а также какие санкции применяются к тем, кто обгоняет или опережает попутные ТС с нарушением ПДД.

Отличия опережения от обгона

Главное, чем различаются рассматриваемые в данной статье маневры, — это факт наличия (или отсутствия) выезда авто на сторону дороги, предназначенную для движения встречного транспорта. То есть, если опережение — это просто движение машины со скоростью, превышающей скорость попутного ТС, осуществляемое по соседней с ним полосе на одной стороне проезжей части дороги, то обгон — это то же опережение, но с выездом на встречку и дальнейшим возвращением на ранее занимаемую полосу.

Однако помимо езды «против потока», обгон отличается от опережения еще двумя факторами:

Основные правила маневра обгон

Как уже говорилось, при обгоне автомобилист всегда некоторое время едет «против потока». При этом маневр может быть как разрешенным, так и запрещенным. Для того чтобы понять, допускает ли ПДД обгон в данном конкретном месте или нет, водители обязаны смотреть на дорожную разметку, знаки и наличие светофора (на перекрестке).

Что же касается выполнения самого обгона, то алгоритм его совершения достаточно прост. Чтобы начать обгонять ТС в ситуации, когда ПДД не запрещают выезд на встречку, водителю, прежде всего, следует убедиться в том, что:

В случае, если у водителя возникает хотя бы малейшее сомнение в том, имеет ли он право обгонять транспортные средства на данном конкретном участке дороги, или заезд на встречку здесь запрещен, то он должен вспомнить старое водительское правило. В любой сомнительной ситуации обгон лучше отложить. Вместо этого следует дождаться момента, когда разметка и знаки однозначно разрешат езду «против потока», и только после этого выполнять маневр.

Если же все вышеперечисленные условия соблюдены, то водителю разрешается идти на обгон. При этом необходимо помнить еще о дорожных условиях и техническом состоянии собственного автомобиля.

Если владелец ТС подозревает, что по каким-то техническим причинам его авто, оказавшись на встречке, может его подвести (например, самостоятельно сбросит скорость или заглохнет на ходу), то от обгона лучше воздержаться. Также не рекомендуется обгонять во время сильного дождя, в гололед, в туман и на трассе с плохим дорожным покрытием, — ведь на большой скорости даже малейшая ямка, колдобина, лужа или лед на асфальте способны сбросить автомобиль в кювет. Поэтому обгонять в незнакомом месте на высокой скорости не следует.

Основные правила маневра опережение

Так как опережение всегда производится по попутной полосе, а после его совершения водителю не обязательно возвращаться на ранее занимаемую, то алгоритм выполнения маневра гораздо проще алгоритма совершения обгона. Чтобы безопасно опередить кого-то, управляющему машиной человеку достаточно удостовериться в том, что:

Если собирающийся выполнить опережение водитель видит, что из-за плотного трафика впереди он не сумеет перестроиться на нужную ему полосу после выполнения маневра, значит, ТС ему лучше не опережать!

В отличие от обгона, опережение автомобилей разрешается совершать и слева, и справа — при наличии там свободных попутных полос. Делать это можно практически везде, где это допускает ширина дороги: на перекрестках, в туннелях, в конце подъемов и т. д. Исключениями являются:

Ответственность водителей

Как и в подавляющем большинстве других ситуаций, описанных в ПДД, вину за нарушение правил обгона и опережения всегда возлагают на автомобилиста, нарушившего эти правила.

Единственным исключением является случай, когда водитель обгоняемого ТС при совершении обгона мешает его осуществлению, увеличивая скорость движения своей машины или опасно маневрируя перед обгоняющим его авто. Согласно Административному кодексу, если в результате таких действий водителя обгоняемого ТС произойдет ДТП, то виновным в аварии признают именно его!

Как уже упоминалось, за нарушение правил опережения КоАП предусматривает исключительно денежные наказания. Совершив запрещенный обгон, владелец ТС может лишиться уже не только денег, но и водительских прав. При этом важно учитывать еще и то, кто именно фиксирует нарушение. Если это делает дорожная камера, то водитель в любом случае отделается только штрафом — даже за повторное правонарушение. Если же нарушителя останавливает сотрудник ГИБДД, то водитель по решению суда может на некоторое время превратиться в пешехода.

Перечень всех нарушений правил опережения и обгона и санкций за них приведен в таблице:

(статья-часть КоАП)НаказаниеШтраф

(мес.)1Опережение на пешеходном переходе с непредоставлением права прохода по нему пешеходам/велосипедистам (12.18).1500–2500—2Опережение с правой стороны по обочине

(12.15-1).1500—3Опережение справа по тротуару либо велосипедной (пешеходной) дорожке (12.15-2).2000—4Опережение справа с выездом на полосу для маршрутных ТС (12.17-1).3000

(в Москве и Санкт-Петербурге)—1500

(в остальных городах РФ)—5Обгон под знак «Обгон запрещен» через прерывистую линию разметки (12.16-1).500—6Обгон организованной колонны (12.15-1).1500—7Обгон с выездом на встречку через сплошные линии 1.1, 1.3 или «комбинированную» 1.11 (со стороны ее непрерывной составляющей) — вне зависимости от наличия на дороге запрещающего знака (12.15-4).50004-68Повторное нарушение из п. 7 в течение 1 года (12.15-5).5000

(зафиксировано инспектором)

Вопросы читателей

Большинство водителей четко различают понятия обгон и опережение, однако некоторые их путают. В результате на дорогах нередко складываются ситуации, когда автомобилисты мешают перестроению и движению друг друга по соседним полосам, что приводит к необязательным авариям. Чтобы избежать подобной путаницы, водителям можно порекомендовать перечитать ПДД либо ознакомиться с вопросами и ответами пользователей автомобильных форумов, на которых последние обсуждают различные нюансы данных маневров. Примеры таких обсуждений приведены ниже:

Вожу машину год. Когда ездили с подругой на ее авто, замечала, как несколько раз она обгоняла машины на одном и том же перекрестке, причем однажды возле него стояли гаишники, так они ее даже не остановили. Я ей говорю, что вообще-то обгон на перекрестке запрещен, разрешено только опережение по попутной полосе. А она отвечает: светофора нет, у нас главная, едем прямо, обгонять можно. Так вот, на днях я тоже обогнала на перекрестке со знаком «Главная дорога». Только главная там плавно загибалась налево, ну, я и обогнала, поворачивая налево, а меня остановила ДПС и оштрафовала. Почему?

Ответ: Ваша подруга права в том, что на перекрестке без светофора можно обгонять по главной двухполосной дороге, но только если она не поворачивает и на ней нет сплошной разметки. Если же на перекрестке она меняет направление, а Вы обгоняете, оставаясь на ней, то Вы совершаете обгон в условиях ограниченной видимости, что, согласно п. 11.4 ПДД, является нарушением. Так что оштрафовали Вас правомерно.

Учусь в автошколе, а мой двоюродный брат постоянно пугает меня разными страшилками. Одна из них связана с машинами полиции. Мол, есть негласное правило: нельзя их обгонять и даже опережать на дороге, за это могут оштрафовать. Я перерыл все ПДД, но нигде такого правила не нашел. Что мне отвечать брату?

Ответ: Разумеется, опережать автомобиль ГИБДД можно — если вы производите маневр по всем правилам, то наказать вас за него не могут. Исключением является обгон организованной колонны, в начале и конце которой следуют машины ГИБДД с включенными проблесковыми маячками. Также водителю могут выписать штраф, если он попытается опередить любое ТС (включая и машину полиции) по соседней попутной полосе, а перед этим перестроится на нее через сплошную одинарную линию разметки. Однако в последнем случае его оштрафуют на 500 руб. по ч. 1 ст. 12.16 КоАП — но не за само опережение, а за запрещенное перестроение перед ним.

Да, еще в автошколах будущим водителям объясняют отличие обгона от опережения. Однако если по первому маневру у большинства автолюбителей в реальной жизни вопросов не возникает, то со вторым многие путаются. Кое-кто даже называет опережение с правой стороны «обгоном справа», не осознавая, что подобного определения в ПДД нет. Отсюда возникают запрещенная езда по обочинам, неверное движение по реверсивным полосам и т. д., приводящие к нелепым авариям. Поэтому всем водителям (даже со стажем) полезно время от времени перечитывать ПДД, чтобы не получать штрафы по собственной глупости и не подвергать опасности свою и чужие жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *