чем отличается музыка третьего направления
Чем отличается музыка третьего направления
«Третье течение» упоминается именно в джазовой истории, потому что к нему тогда пришли со своей стороны джазмены, а не классики. Это было экспериментальное направление современного джаза, представители которого пытались создавать развернутые произведения для смешанных составов оркестров, включавших кaк академических исполнителей, так и джазовых импровизаторов.
Для композиций «третьего течения» характерно более органичное слияние европейской композиторской техники с джазовыми традициями.
Наиболее яркими представителями этого направления в США были музыканты и композиторы Гюнтер Шуллер, Джон Льюис (руководитель «Модерн джаз квартета»), Гэри МакФарленд, Джимми Джуффри.
Известны, например, совместные выступления (и записи) Дюка Эллингтона с оркестрами Ла Скала и Лондонским симфоническим. При этом сочетании возникают новые гармонические и инструментальные оттенки, получается, так сказать, современная «интеллектуальная музыка». Она имеет классический подход к теме, но в своей основе она остается очень джазовой.
«Третье направление. Автопортрет». Выдержки из книги В. Таривердиевой «Биография музыки», посв. М. Таривердиеву.
Кино рождает еще одну параллель. Музыкальная поэзия, которая так волновала Микаэла Таривердиева, которая была центром его поисков себя, своей интонации, сложилась в вокальных циклах как некая завершенность. Внутренняя, формальная. Вокальные циклы, написанные для поставленных голосов, (условно назовем их академическими) классичны по своей сути и по завершенности каждого внутри себя. Каждый есть рождение образа, который завершается в нотах, в прописанном тексте.
Эксперименты и жизнь в кинематографе подталкивают Микаэла Таривердиева к следующему шагу. Страстное желание высказаться, выразить себя так, чтобы тебя поняли. Это — самый верхний причинный слой эксперимента, который он предпринял в фильме «Человек идет за солнцем», написав для одной из самых импрессионистических сцен кинематографа того периода — сцены ночного города — песню, балладу «У тебя такие глаза», выбрав для нее авангардную поэзию Семена Кирсанова. Здесь — с первых же тактов фортепианного вступления, решенного на свободном, покачивающемся ритме свинга, — он опровергает самого себя. Непривычные стихи, ломающаяся ритмика, интимность интонации, острые гармонии сочетаются с новой простотой изложения, которое при этом трудно определить — невозможно назвать это песней, но это и не романс в привычном понимании. Он использует эстрадный голос ( Майя Кристалинская), поставленный, но владеющий джазовой манерой, приемы камерного пения, но без форсирования, естественное произнесение текста, как музыкального, так и поэтического. В этой песне-романсе заложено начало той эстетики, которую он продолжает в других работах шестидесятых и начала семидесятых годов и определяет как «третье направление».
Что касается «третьего направления» в искусстве, то недавно нашел одну интересную диссертацию, посвященную синтезу элитарного и массового в современной литературе, то есть, фактически, «третьему направлению в современной литературе». Крюков Д. В. О формах симбиоза элитарного и массового в современном искусстве. Интересно что понятийная система очень похожа на применяемую нами.
Третье течение
Эксперименты на стыке разных стилей и направлений в музыке всегда интересны. Чистые формы прекрасны, но временами хочется необычных сочетаний. Это в чем-то сравнимо с гастрономией, когда необычные комбинации дают порою неожиданные результаты.
В 1957 году во время одной из своих лекций американский композитор Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller) ввел термин Third stream (Третье течение) для обозначения музыкального жанра, который является синтезом классической музыки и джаза. А в 1961 году он подчеркнул, что это совсем не стиль джаза, а новое направление на полпути между джазом и классикой («a new genre of music located about halfway between jazz and classical music»), сплав двух стилей. Пуристы от джаза и классики восприняли это весьма настороженно и даже враждебно.
В 1981 году композитор составил целый список «Что не относится к Третьему течению» («What Third Stream is not»):
Это еще больше запутывает в понимании, что же такое «Третье течение».
Гюнтер Шуллер пытался создать новый стиль между двумя направлениями, фокусируясь скорее на внутреннем содержании, чем на внешних формах. Симфо-джазовые оркестры появились между двумя мировыми войнами, и оркестры эпохи свинга с удовольствием исполняли свои интерпретации классических произведений.
Американский джазовый критик Скотт Янов писал: «Только во второй половине 1950-х годов появились более серьезные эксперименты. Шуллер, Джон Льюис, Джей Джей Джонсон и Билл Руссо были значительными музыкантами, пытающимися устранить разрыв между джазом и классической музыкой».
В конце 1950-х на Columbia вышли два альбома Гюнтера Шуллера, которые определили «лицо» стиля: Music For Brass (1956 год – запись, 1957 год – выход альбома) и Modern Jazz Concert (1957 год – запись, 1958 год – выход альбома); позже на компакт-диске они были переизданы вместе под названием Birth Of The Third Stream. В записи принимали участие пианист Джон Льюис (John Lewis), тромбонист Джей Джей Джонсон (J.J. Johnson) и кларнетист Джимми Джиаффр (Jimmy Giuffre). В 1960 и 1961 годах на Atlantic вышли две пластинки Джона Льюиса «Golden Striker» и «Jazz Abstraction», которые сформировали устойчивое понимание, что это за направление. Состав на Jazz Abstraction включает таких выдающихся мастеров, как Ornette Coleman, Eric Dolphy, Scott LaFaro, Jim Hall и Bill Evans.
На этих записях мы слышим ритм и драйв джаза, его импровизационные приемы и стилистику подачи, а от классики – форму (концерт, фуга или сюита), определенные академические композиционные приемы и варианты инструментовки состава в целом или какого-то элемента (например, струнного квартета). При этом чувствуется баланс между этими двумя направлениями.
Обязательно послушайте эти пластинки «Третьего течения» и составьте свое собственное мнение – удалось ли на них устранить разрыв между классикой и джазом. Или просто получите удовольствие от замечательной музыки.
Чем отличается музыка третьего направления
Что такое «третье течение»? Чем оно отличается от «третьего направления»? И какая музыка относится к этой категории?
На этот вопрос можно ответить по-разному. А все потому, что сами эти термины не тождественны друг другу.
Американские музыковеды под понятием «third stream» понимают экспериментальное направление, появившееся в США в 50-е годы ХХ века, которое представляло собой сплав джаза и академических музыкальных традиций. К этому направлению относились симфоджаз, пргрессив-джаз, кул-джаз, джаз-рок, авангардный рок и фьюжн. Сам термин «третье течение» был введен американским композитором и теоретиком Гюнтером Шуллером в 1959 году. А в книге Дж.Коллиера «Становление джаза», написанной десятилетием позже, дается развернутое описание «third stream», под которым подразумеваются: «1) попытки освоения джазовыми музыкантами идей и принципов современной академической музыки; 2) создание академическими композиторами произведений, специально предназначенных для исполнения джазовыми музыкантами; 3) совместное творчество джазменов и академических музыкантов.»
Российский музыковед В.Озеров называет «третье течение» стилевым направлением «стилевое направление в современной музыке, занимающее промежуточное положение между академическим музыкальным искусством и джазом (именно они и подразумеваются под «первым» и «вторым» течениями), возникшее на основе их синтеза».
Однако некоторые российские композиторы конца XX – начала XXI вв. сами стали относить себя не к академической музыке, а к «третьему направлению». Термин «третье направление» лишь отчасти аналогичен понятию «третье течение». Возникновение этого термина было продиктовано не стремлением соединить джаз с академической музыкой, а напротив, желанием найти название для сочинений, которые не вписываются в каноны серьезной (элитарной) музыки, но с другой стороны не относятся и к музыке легкой.
Говоря о «третьем направлении», чаще всего подразумевают творчество Дунаевского, Петрова, Гладкова, Артемьева, Рыбникова, Журбина, Дашкевича. Однако если смотреть на музыку такого плана шире, то количество имен будет просто огромным.
С другой стороны, ряд исследователей подразумевает под «третьим направлением» набор жанров, появившихся на стыке эстрадных и академических, как то рок-опера, мюзикл, саундтреки к фильмам…
В общем, среди исследователей «третьего направления» бытуют разные точки зрения на это явление. Есть, в частности, мнение, что в будущем «третье направление» и станет считаться классикой. Эта позиция аргументируется тем, что до XX в. как такового разделения на элитарную и массовую культуру не было, и, по сути, самые лучшие образцы музыкальной культуры, дошедшие до наших дней, не являются ни самыми элитарными или ни самыми массовыми. Однако в таком случае возникает закономерный вопрос, куда отнести, к примеру, симфонические произведения Шостаковича, Шнитке, Щедрина, не являющиеся ни в коей мере массовым искусством, но в то же время понятные и интересные широкому кругу слушателей?
Возможно, именно поэтому В.Сыров в итоге предпочитает другую типологию: «стилевое-бесстилевое» (примерный аналог можно найти у чешских музыковедов И.Фукача и И.Поледняка – деление искусства на «артифициальное и нонартифициальное»).
Blacklist: третье течение между джазом и классикой
В марте этого года не стало Жака Лусье – одного из самых известных популяризаторов классики в джазовой среде. Печальное событие стало поводом для нашего «чёрного списка», посвящённого такому прихотливому направлению в музыке XX века, как «Третье течение» (Third Stream). Из самого названия видно, что это условная середина между джазом и академической музыкой, но далеко не всегда её воспринимают как золотую.
Роман джаза с классикой начался задолго до того, как был изобретён термин «Третье течение». Первыми курс на сближение взяли композиторы-академисты – Гершвин, Стравинский, Равель и многие другие. Они заинтересовались новым гармоническим языком, непривычными мелодиями и ритмикой. Самым известным примером той ранней увлечённости стала «Рапсодия в стиле блюз» того же Гершвина, «пригласившая» джаз в филармонические залы.
Какое-то время спустя новое поколение джазменов, желая выбраться из уютных рамок блюзово-свинговой идиомы, начало искать вдохновение в непривычных местах и среди прочего открыло для себя академическую музыку, в том числе и современные авангардные течения. Так была заложена основа для взаимного изучения, переплетения, а иногда даже и неприятия двух мощнейших культурных течений Старого и Нового Света.
Гюнтер Шуллер (Gunther Schuller)
Герр Шуллер был тем самым человеком, который впервые употребил выражение «Третье течение» для обозначения прихотливого синтеза джаза и классики. За этими словами стояло вполне продуманное теоретическое обоснование. К чести автора, он не стал вписывать в Third Stream всё, что номинально соединяет два этих музыкальных мира – ни простое исполнение оркестром джазового репертуара, ни включение скрипичной группы в диксиленд-комбо в зачёт не шли. По его мнению, синтез должен быть более глубоким и осмысленным, включающим в себя характерные композиционные и исполнительские особенности обоих течений.
Гюнтер Шуллер сам практиковал то, что проповедовал – ещё в конце 40-х он, классически образованный валторнист, начал работать с Майлзом Дэвисом, который помог ему освоить новую музыкальную идиому. В 50-е музыкант начал тесно сотрудничать с американскими джазменами, а с одним из них, пианистом Джоном Льюисом, основал организацию Jazz and Classical Music Society, чем способствовал популярности собственного детища. До своей смерти в 2015 году мэтр оставался приверженцем продуманного синтеза различных стилей и жанров в музыке.
Слушать в первую очередь: Joe Lovano & Gunther Schuller «Rush Hour» (1995)
Джон Льюис (John Lewis)
Один из самых известных пианистов своего времени, Льюис также создал популярнейший коллектив Modern Jazz Quartet, совершивший тихую революцию в мире джаза. За броским названием стояло совершенно конкретное содержание: это действительно был свежий взгляд на джазовый канон (к началу 50-х этот жанр уже стал вполне устоявшимся, и именно тогда бушевала реформаторская школа бибопа). Джон вместе с коллегами пошёл своим путём: они вобрали в своё звучание академическую музыку, блюз, тот же бибоп и кул. Такая смесь пришлась по вкусу самым разным слушателям.
Любовь к классической музыке Льюис пронёс с самого детства и через всю жизнь. Его исполнительская манера отличалась безупречной лёгкостью, которая могла ввести в заблуждение неподготовленного слушателя: далеко не сразу можно было понять, какая титаническая работа стоит за такой непринуждённостью. Благодаря этому пианист привил вкус к классике многим поклонникам джаза.
Слушать в первую очередь: John Lewis «Jazz Abstractions» (1961)
Чарльз Мингус (Charles Mingus)
Экспрессивный, эксцентричный и необычайно креативный контрабасист Чарльз Мингус был известен не только как выдающийся джазовый композитор, но и как автор, смело пересекавший границы жанров. В свои молодые годы он не знал нот и с помощью старшего товарища из филармонического оркестра выучил классическую технику игры. Благодаря этому юный музыкант уже в своих ранних произведениях начал соединять два течения в третье (его называют в числе первых композиторов движения Third Stream).
Смешанное расовое происхождение, смешанное музыкальное воспитание и непростой характер повлияли на творческое наследие Мингуса – он сумел не только создать собственный музыкальный язык, который жив и поныне, но и вложил в него свои мировоззрения, в том числе борьбу с расизмом, поиски культурных корней и обострённое чувство индивидуализма.
Слушать в первую очередь: Charles Mingus «Pithecanthropus Erectus» (1956)
Уильям Руссо (William Russo)
Наряду с Гюнтером Шуллером, американец Руссо был одним из главных практикующих идеологов «Третьего течения». После нескольких лет работы с оркестром Стэна Кентона и собственным биг-бэндом он перебрался в Великобританию, где создал ставший знаменитым коллектив London Jazz Orchestra. Это стало началом его одиссеи по вживлению наследия академической музыки в русло современного джаза.
За долгие годы своей карьеры Уильям Руссо становился руководителем множества оркестров по всему миру и сочинил массу произведений, в том числе под влиянием рок-музыки и мультимедийных технологий. Оставшись в первую очередь джазовым композитором, он вдохнул жизнь в кажущееся чисто лабораторным понятие Third Stream.
Слушать в первую очередь: Richard Peaslee, William Russo & The London Jazz Orchestra «Virtuosity: A Contemporary Look» (1991)
Жак Лусье (Jacques Loussier)
Обаятельный французский пианист Лусье благодаря своему переосмыслению наследия Баха стал одним из самых коммерчески успешных джазменов Франции – суммарные тиражи его пластинок превысили семь миллионов экземпляров. Сам музыкант рассказывал, что свою манеру он приобрёл во время учёбы в консерватории – играя произведения своего любимого немецкого композитора, он забывал некоторые пассажи и начал их достраивать самостоятельно, в режиме джазовой импровизации. Со временем именно эта забывчивость принесла мсье Жаку всемирное признание.
С несколькими составами Jacques Loussier Trio пианист издал целую серию альбомов баховской музыки, а также Равеля, Сати и других классиков. Разумеется, у такого прочтения бессмертных и неприкосновенных произведений есть масса противников, которые его иначе как надругательством не считают. На это, впрочем, у Жака Лусье был прекрасный ответ: вплоть до XVII века в европейской музыке было очень развито искусство импровизации, так что он всего лишь дал новую жизнь давней традиции.
Слушать в первую очередь: Jacques Loussier Trio «Bach Preludes, Fugues and Toccatta» (2013)
В музыкальном театре. Мюзикл. Рок-опера
Мы часто задаёмся вопросом: мюзикл, рок-опера, джаз — это лёгкая или серьёзная музыка? Неслучайно в США в 50-е гг. XX в. возникло понятие «третье направление» («thirdstream»). Его появление было продиктовано желанием найти название для сочинений, которые не вписывались в каноны серьёзной (классической, академической) музыки, но их нельзя было отнести и к музыке лёгкой. Под этим понятием подразумевали, с одной стороны, сплав джаза и академических музыкальных традиций, с другой стороны — набор жанров, появившихся на стыке эстрадных и академических традиций, таких как рок-опера, мюзикл, саундтреки к популярным фильмам.
Музыка «третьего направления» объединила приёмы, технологию и эстетику музыки серьёзной (классической и современной) с доступностью музыки развлекательной, лёгкой, точнее говоря, коммерческой. Важно то, что музыка этого направления не отказалась от возможности затрагивать общечеловеческие проблемы, передавать тонкие душевные переживания людей. Значительную роль в ней играет звучание электронных синтезаторов, в том числе в сочетании с инструментами симфонического оркестра.
Шостакович говорил о том, что главные законы лёгкой музыки и музыки серьёзной одинаковые. И тут и там верхний голос — мелодия, средний голос — гармония, нижний голос — бас. Музыкальная «земля» стоит на трёх этих китах, будь то материк лёгкой музыки, будь то материк музыки классической.
Рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда»
В мюзиклах, рок-операх настоящих музы-кантов-профессионалов действуют законы музыкальной драматургии. В них точно и тонко сочленяются громкие и тихие звучности, быстрые и медленные темпы, высокие и низкие регистры, гомофонические и полифонические приёмы развития, повторы и трансформации главных тем.
Мелодии таких опер или саундтреков фильмов нередко становятся шлягерами, хитами и долгое время живут в нашем сознании. Количество имён создателей музыки третьего направления огромно. Некоторые российские композиторы конца XX — начала XXI в. сами стали относить своё творчество не к академической музыке, а к «третьему направлению».
Мюзикл «Звуки музыки»