чем отличается мат и пат
Как сделать пат в шахматах
Содержание статьи
Пат является видом ничейного положения на шахматной доске, которое может возникнуть в любой партии. Суть указанного положения заключается в отсутствии возможности сделать ход королем, какой-либо другой фигурой или пешкой при наступлении очереди хода той стороны, которой принадлежит этот король, пешки, фигуры. При этом важным условием является отсутствие шаха королю указанной стороны. В этом случае шахматные правила говорят о необходимости зафиксировать ничейный результат между противниками. При фиксации описанного положения в турнирной партии каждому из соперников достается половина очка, что равноценно обычному соглашению на ничейный результат или другим положениям, которые такой результат вызывают.
Чем отличается пат от мата?
Единственное отличие пата от мата заключается в том, что при матовой ситуации королю защищающейся стороны объявлен шах. При этом король не имеет возможностей для ухода на какое-либо поле, защиты иным способом. Положение других фигур и пешек, наличие возможности сделать ход ими в матовой ситуации значения не имеет, поскольку объявление шаха королю обязывает игрока защищаться от этого шаха или отводить короля. В этом случае на шахматной доске будет зафиксирована победа той стороны, которая объявила мат. В турнирной партии указанной стороне будет присвоено одно очко за достижение положительного результата, а ее противник получит ноль за проигранную партию.
Как чаще всего возникает пат?
Наиболее распространенная ситуация, в которой фиксируется пат, заключается в отсутствии у защищающейся стороны фигур. Чаще всего присутствует один король, иногда имеется король и несколько пешек, которые не имеют возможности сделать ход, поскольку упираются в неприятельские пешки, фигуры. При этом все поля вокруг короля защищающейся стороны также заняты какими-либо пешками, фигурами, находятся под контролем противника, что исключает возможность сделать какой-либо ход. Попадание в подобное положение часто является главной целью той стороны, которая проигрывает в соотношении сил на шахматной доске, поэтому вынуждена искать определенные пути собственного спасения от поражения. В партиях шахматистов высокого уровня с классическим контролем времени пат встречается крайне редко, однако при игре в быстрые шахматы, в блиц, а также в партиях игроков с невысоким рейтингом такие ситуации могут возникать регулярно.
Урок девятый. Что такое шах, мат и пат.
Шахматный король – самая главная фигура на шахматной доске. Потеряв короля, шахматное войско должно сдаваться! ШАХУ – МАТ, что в переводе с индийского означает: королю пришёл конец!
На диаграмме ладья напала на короля белых и говорит: «Король, король, я тебя съем!»
А по шахматному это будет: «ШАХ!» Король думает: что бы ему сделать, чтобы его не побила ладья?
1. Король может просто УЙТИ из-под шаха.
Если уж и приходится бежать, то делай это как можно непринужденнее.
Крh6 – h7
2. Король приказывает слону ЗАСЛОНИТЬ себя от шаха (встать между собой и королём).
Сd3 – g6
Слон у белого короля стал ЩИТОМ – этот приём называется: ЗАЩИТА ОТ НАПАДЕНИЯ.
3. Можно просто ПОБИТЬ вражескую фигуру.
Cd3 : a6
Самый надёжный способ избавиться от шаха!
Можно быть уверенным, что теперь ладья больше шаховать не будет.
Шах – это нападение на короля любой фигуры или пешки.
Любая фигура и пешка могут напасть на короля. Король выбирает одну из имеющихся возможностей спастись. Конь с h6 атакует короля противника даже через фигуры. Такой способностью другие фигуры не обладают. Поэтому приходится от шаха уходить.
Слон белых с а6 пошёл на поле b7. Сразу две фигуры (слон и ладья) атакуют короля чёрных – двойной шах. Чёрный ферзь b5 не может побить сразу две фигуры, поэтому от двойного шаха можно только уйти королём.
Если пешка чёрная с3 пойдёт вперёд, то она вскроет дорогу слону d4, и он нападёт по диагонали на белого короля – получится вскрытый шах.
Чёрный ферзь с полей g4–f3 может вечно нападать на белого короля – вечный шах, так как королю с полей g1 и h1 никуда не убежать. Тем не менее, после всех этих маленьких неприятностей короли остаются живыми.
У чёрного короля на а8 очень уютный домик. Конь с7 объявил королю шах, от которого некуда бежать. Свои же фигуры только мешают, а помочь королю не в силах. Следующим ходом белый конь должен побить короля. Мат называется спёртым.
Даже одна пешка может объявить мат королю. От пешки g7 королю не спастись.
Две чёрные ладьи с1 и d2 объявляют белому королю линейный мат. Одна ладья атакует белого короля, а другая караулит вторую горизонталь, на которую он мог бы отступить.
Две ладьи белых «помогли» чёрному ферзю g3 объявить эполетный мат. Ферзь нападает на короля g1 и контролирует поля f2, g2, h2.
В шахматной партии встречаются: «детский», горизонтальный, вертикальный, диагональный и даже «дурацкий» маты.
Мат – это шах, от которого нет защиты.
Мат – это конец шахматной партии, приводящий к победе одного из участников борьбы. Любая фигура и пешка способны объявить мат.
Начинающие не умеют проводить пешку в ферзи, и обычно партии заканчиваются так. Короля b8 никто не атакует, но ему некуда не пойти, так как все поля вокруг (a7, a8, с7, с8) держат белые король и пешка.
Ну а королям g1 и h8 не разрешают выйти чёрный ферзь g5 и белый король е2.
Интересно положение короля белых на а1. У короля ходов нет, а закрывающие его фигуры не могут отойти, так как они защищают Его Величество от шахов. Во всех позициях – пат, то есть ничья.
Пат – это положение в шахматной партии, в котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все фигуры лишены возможности двигаться. Король в этот момент не находится под шахом.
Слово ПАТ пришло к нам из итальянского.
Patta – игра вничью.
Пат в шахматах
Бывает, что мат, как цель шахматной партии, определяют сравнением «взять в плен короля противника». Это не совсем правильно. Точнее будет «взять в плен короля противника и напасть на него своей фигурой». Для ситуации, когда король просто находится «в плену», но при этом ему никто не угрожает, т.е. не дает шах ни одна фигура противника, больше подходит определение — пат. Что же это — проигрыш или ничья? С помощью конкретных примеров и видео мы сейчас во всем разберемся.
Пат — это ситуация в шахматной партии, когда игрок не может сделать ход, не нарушая правил шахмат, но при этом его король не находится под атакой, ему не объявлен шах. Давайте сразу перейдем к примерам.
Ход черных. Черный король не может брать пешку или пойти на g7, так как эти поля пробиваются белым королем, а поле g8 пробивается пешкой. Возможные поля, куда может пойти черный конь заняты собственными пешками сами пешки заблокированы и так же не имеют ходов. Черный слон связан ладьей и не может отойти потому, что откроется шах своему королю. Ходить нечем. На доске пат.
Патовая позиция в шахматной партии означает ничью (с итальянского «patta» — и есть ничья).
У начинающих шахматистов чаще всего очень обидный результат, так как у одной из сторон обычно есть перевес и, казалось бы, выигрыш был так близок…
У белых лишний ферзь, но после их необдуманного хода на доске пат, ничья.
Однако не всегда пат — последствия только невнимательности, бывает, что пат результат четких действий одного из игроков, чтобы зафиксировать ничью.
Теоретическое ничейное окончание. Проходная пешка по линии с на предпоследней горизонтали поддержанная королем против ферзя.
Чтобы не пропустить черную пешку в ферзи, белые должны непрерывно шаховать (в этом случае черный король ходит по полям а1 и b1), или брать пешку. Тогда у черного короля нет ходов, пат.
«Бешеная ладья»
Типичный патовый прием. Бешеная ладья-камикадзе непрерывно шахует вражеского короля, принося себя в жертву. Но в случае ее взятия получается пат.
Нередко в шахматных этюдах на нахождение ничьей решением является именно приход к патовой позиции.
Что такое ничья в шахматах: объяснение патовой ситуации и вариантов ничьих
Дата публикации: 2021-07-24
Когда вы играете в шахматы, вы можете выиграть, проиграть или сыграть вничью. Есть несколько способов, при которых автоматически объявляется ничья, но игроки также могут договориться о ничье, после чего каждый игрок получает по пол-очка.
1. Ничья при патовой ситуации
Игра заканчивается вничью, когда вы находитесь в патовой ситуации, т.е. вы должны ходить, у вас нет шаха и нет разрешённого хода. Пат отличается от мата, потому что патовый король не находится под шахом.
Ход Чёрных. Пат
В этой позиции ход чёрных. Белый ферзь не даёт чёрному королю переместиться на любое из соседних полей, но в то же время он не находится под шахом. У него также нет другого легального хода, так что это пат.
Это почти идентичная позиция, за исключением того, что у чёрных теперь пешка на a6. Сейчас очередь чёрных. Чёрный король не находится под шахом, но всё ещё не может ходить. На этот раз чёрные могут сделать другой ход. Их пешка может пойти на одно поле вперёд, и это не патовая ситуация.
Советы, как избежать патовой ситуации:
2. Ничья при недостаточном количестве материала (без материала, которые может поставить мат)
Партия заканчивается вничью, если для мата не хватает фигур. Есть четыре ситуации, когда мат невозможен:
Если ни один из игроков не имеет достаточного количества фигур, чтобы поставить мат, игра заканчивается вничью. В этой позиции невозможно поставить мат этими тремя фигурами, где бы они ни находились на доске.
Мат невозможен
3. Ничья по договорённости
Если противник соглашается на ничью, игра окончена. Предложение ничьей отклоняется путём отказа или просто сделав ход. Предложение ничьи действительно только на один ход. После того как противник сделал ход, предложение отменяется, и игра продолжается.
Если игрок предлагает ничью перед тем, как сделать ход, противник может подождать, пока игрок не сделает ход, чтобы решить, принимать её или нет. Если игрок предлагает ничью, пока очередь оппонента, предложение остаётся в силе и может быть принято.
Смотрите также: Научитесь атаковать в шахматах и избегайте ничьих
4. Ничья при троекратном повторении
Если белые снова сыграют те же ходы, у чёрного короля не будет другого выбора, кроме как повторить свои ходы, таким образом, белые избегают мата и вынуждают ничью.
Белый король в безопасности от мата на g2 из-за вечного шаха.
Чёрный король постоянно вынужден уходить из-под шаха атакующего ферзя. В итоге результат игры — ничья.
5. Ничья по правилу 50 ходов
Любой из игроков может потребовать ничью, если пятьдесят ходов подряд сделаны без взятия или ходов пешками. Это означает 50 ходов для каждого игрока (всего 100). Каждый раз, когда идёт пешка или взята фигура, счётчик возвращается к нулю.
Игрок может потребовать ничью только в свой ход, либо после того, как противник только что сделал 100-й ход или до того, как игрок собирается сделать 100-й ход.
Это правило обычно применяется только в конце игры, когда один из игроков пытается поставить мат одинокому королю своего оппонента.